Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола. С 8 апр. 1921 г. рус. правосл. приходы в Зап. Европе, согласно указу Патриарха Московского и всея России св. Тихона и соединенного присутствия Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета, находились в управлении архиеп. бывш. Житомирского и Волынского Евлогия (Георгиевского ; с янв. 1922 митрополит). Под архиерейским окормлением митр. Евлогия пребывали общины, состоявшие в основном из рус. беженцев, на территории Франции, Германии, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Чехословакии, Австрии, Швейцарии, Италии, Болгарии, Румынии, а также Марокко. С кон. 1922 г. митр. Евлогий пребывал в Париже, где его кафедральным храмом стала парижская ц. во имя св. кн. Александра Невского. В Париже были организованы органы епархиального управления, имевшие самостоятельное значение в церковной жизни; был основан Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского , превратившийся в крупнейший центр рус. богословской науки и духовного образования. Викарием митр. Евлогия в Центр. Европе с 1922 г. являлся Пражский еп. Сергий (Королёв) ; в 1924 г. было учреждено Берлинское вик-ство во главе с еп. Тихоном (Лященко) ; в 1925 г. управляющим вик-ством Юж. Франции с местопребыванием в Ницце стал архиеп. Владимир (Тихоницкий ; впосл. митрополит). В 1926 г. викарием митр. Евлогия был назначен переехавший в Лондон архиеп. Серафим (Лукьянов ; впосл. митрополит). С сер. 20-х гг. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) в Сремски-Карловци пытался подчинить себе митр. Евлогия или вывести из-под его управления часть приходов. В 1926 г. было принято решение об образовании на основе Берлинского вик-ства самостоятельной Берлинской епархии РПЦЗ. Митр. Евлогий не признал это решение, однако в юрисдикцию РПЦЗ перешла значительная часть рус. приходов в Германии. После происшедшего в 1927 г. окончательного разрыва с зарубежным Архиерейским Синодом от митр. Евлогия к РПЦЗ перешла и небольшая часть рус. приходов в др. странах Зап. Европы, и т. о. образовалась параллельная Западноевропейская епархия РПЦЗ с центром в Париже. В 20-х гг. находившиеся под упр. митр. Евлогия приходы пребывали в юрисдикции РПЦ и именовались «Западноевропейская епархия» или «Западноевропейская митрополия», хотя с т. зр. Московского Патриархата речь шла о пользовавшихся правами ставропигии отдельных приходах и храмах на территории Зап. Европы, временно порученных митр. Евлогию.

http://pravenc.ru/text/182573.html

Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции Описание: Архиепископия сформировалась на основе приходов, организованных беженцами из России в Западной Европе после революции 1917 г. Временное управление русскими церквями в Западной Европе соединенным присутствием Священного Синода и Высшего Церковного Совета в марте 1921 г. было поручено Преосвященному архиепископу Евлогию (Георгиевскому). В силу исторических обстоятельств в 1931 г. приходы, возглавляемые митрополитом Евлогием, были приняты на временной основе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата в качестве экзархата. Часть прихожан не согласилась с этим решением и заявила о своей верности Московскому Патриархату, основав в Париже приход в честь Трех святителей. Впоследствии к этому приходу присоединились другие; позднее на базе этих приходов была образована Корсунская епархия . В послании к пастве в феврале 1931 г. митрополит Евлогий писал: «Когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви, мы вновь вернемся к прежнему положению… Вступая на этот путь, мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви. Мы... не прекращаем с ней нашего единения… Это лишь временный перерыв официальных административных сношений». 29 августа 1945 г. митрополит Евлогий и два его викария — архиепископ Владимир и епископ Иоанн — обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с письмом, в котором излагалась просьба об объединении с Русской Православной Церковью. В тот же день иерархи подписали вместе с пребывавшим в Париже митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) и сопровождавшими его священниками акт, в котором подтверждалось, что митрополит Николай «совершил каноническое воссоединение с Матерью Русской Православной Церковью, по общепринятому церковному чину, Высокопреосвященнейшего митрополита Евлогия и его викариев». 7 сентября 1945 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил: «Возблагодарив Господа Бога, считать митрополита Евлогия и его викариев — архиепископа Владимира и епископа Иоанна со всеми 75 приходами воссоединенными с матерью-Церковью и принятыми в юрисдикцию Московской Патриархии и сохранить на будущее время Экзархат западноевропейских церквей в существующих его границах во главе с митрополитом Евлогием как экзархом Московской Патриархии на основаниях, изложенных в соответствующем Положении об управлении этими церквами».

http://patriarchia.ru/en/db/text/5510399...

Москва. Церковь Сошествия Святого Духа в Старо-Никольском. Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первоначально на месте храма находился Никольский монастырь. Впервые храм упоминается в Духовной грамоте Ивана Калиты, перед его поездкой в Орду в 1339г. В 1709г. в честь победы под Полтавой на месте деревянного Никольского храма возведена каменная церковь Сошествия Духа Святаго на апостолов. Архитектура памятника эпохи петровских преобразований близка к западноевропейскому барокко. В 1799-1800гг. закончено оформление нижнего храма в честь святителя Николая. В 1864г. закончено строительство новой каменной колокольни в честь святой мученицы Иулиании. В 30-е годы XX века храм был закрыт и разорен. В 1991г. зарегистрирована церковная община. Богослужения возобновлены в 1992г. Долгое время богослужение совершалось в приделе мц. Иулиании. При храме окормляется православная гимназия во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и муниципальный детский сад в поселке. Источник: сайт Наро-Фоминское благочиние Русской Православной Церкви Московского патриархата, Московская епархия Первоначально на месте храма находился Николаевский монастырь, время основания которого неизвестно. Впервые он упоминается в Духовной грамоте Ивана Калиты за 1339 г. В окрестностях монастыря по преданию охотился Иван Грозный. В 1586 г. монастырь был пожалован Вяземскому Вознесенскому Предтечеву монастырю в качестве приписного, что говорит о его небольших размерах. В 1660 г. земли, на которых располагался монастырь, переходят во владение окольничему Федору Михайловичу Ртищеву. При новом владельце церковь святителя Николая была обращена в приходскую, а сама обитель со всеми службами стала селом Никольским. Внук Федора Михайловича — Василий в 1709 г. возводит каменную церковь, освященную через год в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Строительство этой церкви было связано с важным событием русской истории — Полтавской битвой. Архитектура этого памятника преобразований Петра близка к западноевропейскому барокко. В память о монастыре в подклете был освящен престол в честь святителя Николая Чудотворца. Во время наполеоновского нашествия в храме стояла конница Мюрата, поэтому декабре 1813 года храм был освящен повторно.

http://sobory.ru/article/?object=01747

24 дек. того же года избран епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии. 31 янв. 1899 г. Киевский и Галицкий митр. Иоанникий (Руднев) возглавил в С.-Петербурге архиерейскую хиротонию М. 20 окт. того же года М. переведен на Ковенскую викарную кафедру Литовской епархии. 6 сент. 1903 г. назначен епископом Омским и Семипалатинским. Во время его управления епархией в Омске был построен новый Архиерейский дом с домовым храмом, начал работать епархиальный свечной завод. 9 дек. М. был назначен епископом Гродненским и Брестским. В 1907 г. добился учреждения в епархии викарной кафедры в Белостоке. 6 мая 1912 г. возведен в сан архиепископа. Участвовал в сессиях Синода, читал лекции в СПбДА. Во время первой мировой войны при приближении нем. войск М. ежедневно совершал богослужения в кафедральном соборе. 14 февр. 1915 г. архиерей прибыл на рус. оборонительные позиции близ Гродно, совершил торжественное богослужение и произнес речь перед защитниками города; обошел под артиллерийским обстрелом противника укрепления, окропляя их защитников св. водой и благословляя Коложской иконой Божией Матери. Тогда нем. наступление было остановлено, но в авг. 1915 г. рус. войска были вынуждены оставить Гродно. Еще до этого М. был эвакуирован в Москву с братией гродненского Борисоглебского мон-ря. Он вывез с собой епархиальные святыни - фоб с частицей мощей мч. Гавриила Белостокского и Жировицкую икону Божией Матери, помещенные в храм Василия Блаженного. М. проживал в митрополичьих покоях Чудова мон-ря, проводил богослужения в храмах на Мясницкой ул., где в штате состояли эвакуированные гродненские священнослужители. После Февральской революции 1917 г., 14 апр. того же года, уволен Временным правительством из состава Синода вместе с др. его членами. Был участником Предсоборного Совета в Петрограде в июне-июле 1917 г. и Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в Москве В окт.-нояб. 1917 г., во время боев между отрядами большевиков и войсками Временного правительства, находился в кремлевском Чудовом мон-ре. Под артиллерийским обстрелом вместе с Петроградским митр. сщмч. Вениамином (Казанским) и иноками перенес мощи митр. свт. Алексия в пещерную Ермогеновскую ц. и отслужил молебен. Во время гражданской войны М. оставался в Москве, принимал участие в заседаниях Синода под председательством патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) . Управление Гродненской епархией с сент. 1918 г. взял на себя викарий М. Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий ; впосл. митрополит, глава Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов К-польского Патриархата). После советско-польск. войны 1920 г. Гродненская епархия оказалась на территории Польского гос-ва и в дальнейшем была включена в состав неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше. Возвращение М. на Гродненскую кафедру стало невозможным. В нач. 1921 г. он был назначен настоятелем московского Донского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2563636.html

Ассамблея православных епископов Франции начала серию визитов к предстоятелям Поместных Церквей Коммюнике Ассамблеи православных епископов Франции С 19 по 22 ноября 2004 года делегация от Ассамблеи православных епископов Франции (АПЕФ) (1) находилась с визитом в Константинопольском Патриархате и была принята Патриархом Варфоломеем. Таким образом православные епископы Франции положили начало запланированной по решению Ассамблеи серии визитов к предстоятелям различных Православных Церквей. По окончанию встречи Патриарх Варфоломей совместно с АПЕФ составили официальное коммюнике ( см. ниже ). Следующий визит православные епископы Франции планируют нанести в январе будущего года главе Антиохийской Православной Церкви, Блаженнейшему Патриарху Игнатию. Точная дата визита будет впоследствии сообщена информационным центром при АПЕФ. В ходе визита к Патриарху Варфоломею запланированное вначале посещение Антиохийской Патриархии было отложено по непредвиденным обстоятельствам, связанным с расписанием работы Ассамблеи. Православные епископы Франции рады предстоящей возможности побеседовать с Патриархом Игнатием о положении православной Церкви во Франции, более детально ознакомить его с работой АПЕФ, а также принять к сведению его размышления и рекомендации на этот счет. Париж, 23 ноября 2004 г.   Коммюнике Константинопольского Патриархата и Ассамблеи православных епископов Франции 19-22 ноября 2004 года Патриарх Варфоломей принимал с визитом членов делегации от Ассамблеи православных епископов Франции (АПЕФ). Отправясь на встречу с патриархом Константинопольским, православные епископы Франции положили начало запланированной ими серии визитов к предстоятелям различных Поместных Православных Церквей. В делегацию вошли митрополит Эммануил — президент АПЕФ, митрополит Иосиф (митрополия Западной и Южной Европы Румынской Православной Церкви), архиепископ Гавриил (экзархат Константинопольского Патриархата для приходов русской традиции в Западной Европе), епископ Лука (Западноевропейская епархия Сербской Православной Церкви), главы комиссий при АПЕФ — о.

http://pravoslavie.ru/11985.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Ориентир на «западные " ценности " »: Почему правящий режим Украины попирает традиции предков 07.06.2023 622 Время на чтение 6 минут Источник: Новогрудская епархия Сорок дней, вплоть до праздника Вознесения Господня, длились пасхальные дни. А еще в чудесный месяц май, когда все вокруг зеленеет и цветет, мы отмечаем 9 мая — День Великой Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Почему правящие западные элиты борются с Богом, пытаясь всеми мыслимыми и немыслимыми способами загубить Православие, а День Победы стереть из памяти народов, — об этом мы беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря. — Ваше Высокопреосвященство, страшная и самая масштабная в истории человечества война завершилась 9 мая Великой Победой. Чем же эта Победа, озаренная предвечным светом Пасхальной радости, настолько неугодна Западу? — Подверженные идеологической обработке, большинство простых американцев и жителей ряда стран Европы считают, что Советский Союз в годы Второй мировой войны выступал только как «помощник». Такую позицию пропагандируют в фильмах, книгах, об этом говорят на уроках в американских и западноевропейских школах. В канун Дня Победы в Белом доме его официальный представитель Карин Жан-Пьер даже заявила, что Вторая мировая война завершилась победой США над фашизмом. И можно не сомневаться, что сама она искренне в это верит, потому что все годы после войны американцам рассказывали о значимости США, победе их и партнеров над нацизмом. А в Японии и вообще многие молодые люди считают, что ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки сбросил Советский Союз. Так реальность подменяют лживыми измышлениями. По мнению святых отцов, ложь может быть мыслью, словом и даже всей жизнью. Если нет высоких и славных дел, то хотя бы вымысел люди принимают за истину. Отсюда и стремление переформатировать историю, а великое историческое событие повернуть в свою пользу. — Казалось, после Великой Отечественной войны поверженный нацизм уже никогда не сможет поднять голову. Однако мы наблюдаем обратное. Почему же, Владыко, уроки истории людей ничему не учат?

http://ruskline.ru/opp/2023/06/07/orient...

Память праведного Алексия Медведкова почтили в Гатчинской епархии августа 2017 Божественную литургию совершил благочинный Волосовского округа иерей Иоанн Прус в сослужении благочинного Гатчинского районного округа протоиерея Владимира Вафина , настоятеля иерея Димитрия Галахова и других священнослужителей. За богослужением молился архимандрит Гурий (Кузьмин) и игумения Эмилиания (Шевелл), настоятельница Покровского монастыря в Бюсси-ан-От (Франция, Константинопольский Патриархат). Проповедь о служении и подвиге праведного Алексия произнес протоиерей Владимир Вафин. По окончании богослужения было совершено славления святому. Обращаясь к духовенству и верующим, иерей Димитрий Галахов поздравил всех с днем памяти праведного Алексия Медведкова и поблагодарил за радость совместной молитвы. Он сравнил совершенное богослужение с возвращение праведного Алексия на родину, в родной храм, где прошла большая часть его жизни. За богослужением на престоле покоился мощевик с частицей мощей праведного Алексия из Покровского монастыря в Бюсси-ан-От. Присутствующих поздравил глава администрации Большеврудского сельского поселения Алексей Музалев. От имени сестер Покровского монастыря в Бюсси-ан-От выступила игумения Эмилиания. Матушка сообщила, что по благословению управляющего Западноевропейским экзархатом русских приходов Константинопольского Патриархата архиепископа Хариопольского Иоанна сестры передают часть мощей праведника верующим Гатчинской епархии (вечером того же дня игумения передала ковчег с реликвией епископу Гатчинскому и Лужскому Митрофану). В тот же в возрождающемся Пятогорском женском монастыре прошла конференция " Русская Голгофа. Лица и судьбы. Гатчинская епархия " . Конференция была приурочена к 150-летию праведного Алексия Медведкова и 100-летию начала гонений на Русскую Церковь . Приветственное слово епископа Гатчинского и Лужского Митрофана зачитал протоиерей Владимир Вафин. " Сегодня мы собрались, чтобы особо вспомнить о протоиерее Алексие Медведкове, 150-летие которого мы отмечаем в этом году, а также прочих исповедниках и мучениках, служение и подвиг которых связаны с Гатчинской епархией.  Праведный Алексий более двадцати лет нес свое служение в храме Успения Пресвятой Богородицы в деревне Большая Вруда.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

поиск:   разделы   рассылка //Александр Щипков. Во что верит Россия Лекция тринадцатая. Католичество в России Римско-католическая Церковь в России состоит из двух независимых апостольских администратур: для католиков латинского обряда Европейской части России (ЕАР) с центром в Москве, глава — архиепископ Тадеуш Кондрусевич; и для католиков латинского обряда Азиатской части России (ААР) с центром в Новосибирске, глава — епископ Иосиф Верт. На территории РФ Ватикан представлен пронунцием архиепископом Джоном (Буковским). Наиболее крупные общины находятся: в Астрахани (приход Успения Божией Матери), в Батайске Ростовской области (приходы Св. Креста и Св. Станислава), во Владимире (приход Девы Марии Святого Розария), в Волгограде, в Калининграде (приход Святого Адальберта), в Оренбурге (приход Пресвятой Богородицы Лоретанской), в Бугуруслане (приход Свв. Апостолов Петра и Павла), в Самаре (приход Пресвятого Сердца Иисуса), В Петербурге (приходы Божией Матери Лурдской, Св. Екатерины Александрийской), в Саратове (приход Св. Климента), в Марксе (приход Христа-Царя), в Смоленске (приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии), в Пятигорске (приход Преображения Господня), в Твери (приход Преображения Господня) и др. Первые католические храмы в Москве и Петербурге появляются при Петре I. В 1772 г. Екатериной П учреждается Могилевская епархия с центром в Петербурге. До XIX в. католичество в России было исключительно, а с XIX в. по преимуществу вероисповеданием поляков, прибалтов, немцев и других западноевропейских национальных меньшинств. К февралю 1917 г. католические общины латинского обряда существовали во всех крупных российских городах. После Февральской революции, в мае 1917 г., был учрежден экзархат восточного обряда для русских католиков, находившихся при царе на нелегальном положении. В течение нескольких лет во время Гражданской войны существовал католический диоцез Дальнего Востока с центром во Владивостоке. К началу 1930-х гг. в результате репрессий Русская Католическая Церковь Восточного обряда была полностью уничтожена. К 1937 г. была уничтожена католическая иерархия латинского обряда. К началу перестройки в России осталось менее 10 официально зарегистрированных общин. Существовали нелегальные католические общины, подвергавшиеся преследованиям КГБ. Нормализация католической жизни началась в 1989–1990 гг. с приездом в Россию нунция Франческо Колосуоно и начавшейся регистрацией католических общин. В результате репрессий, о которых мы упоминали, РКЦ в России не имеет достаточно клира для служения в католических общинах, что вынуждает ее направлять в приходы священнослужителей-иностранцев. Этот факт, равно как и наметившееся обращение части русской молодежи в католичество, вызвал негативную реакцию со стороны Русской Православной Церкви.

http://religare.ru/2_7176.html

ЦВ 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г. Славянский ковчег XXI века. Сибирская земля — святой антиминс новомучеников и исповедников российских С 21 июня по 4 июля состоялось двухнедельное паломничество по Енисею. Его участники прошли по реке почти четыре тысячи километров из Красноярска в Дудинку и обратно. Организатором миссии под названием «Славянский ковчег – XXI век» стала Красноярская епархия. Инициативу поддержали губернатор Красноярского края Александр Хлопонин и Правительство края. Главная цель миссии — духовно-просветительская работа с местным населением, стремление словом, проповедью и культурной программой донести до сибиряков свет православной веры. Паломничество по Енисею было приурочено к празднованию памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, и совершалось в третий раз. Впервые оно состоялось в 2000 году, затем – в 2005-м. В этом году на борту теплохода «Александр Матросов» собрались более 200 паломников, в том числе 25 священников. Возглавили группу архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний и почетный гость паломнической поездки епископ Женевский и Западноевропейский Михаил (Русская Православная Церковь Зарубежом). Паломники посетили 12 населенных пунктов, где совершали богослужения, крестины, проводили беседы с молодежью, давали концерты. Каждый вечер на теплоходе открывалась «Православная гостиная». В ее программе были концерты мастеров искусств, лекции и творческие встречи, просмотры и обсуждения документальных и художественных фильмов. Первый пункт назначения — «отец городов сибирских» Енисейск. В 1920–50-е годы именно здесь отбывал ссылку святитель Лука (Воино-Ясенецкий), архиепископ Красноярский и Крымский, ярчайший исповедник и врач. Местные жители надолго сохранили память об этом удивительном человеке. В Енисейске состоялся крестный ход, на который собрался весь город. Крестный ход во главе с архиепископом Антонием проследовал к Мемориалу воинов, павших в Великой Отечественной войне, и завершился Божественной литургией в Успенском соборе.

http://e-vestnik.ru/society/slavyanskij_...

Состоялась встреча между епископом Корсунским Нестором и архиепископом Команским Гавриилом 2 сентября, 2011. Редакция " Правмира " Корсунская епархия ожидает от Западноевропейского экзархата русских церквей Константинопольского Патриархата незамедлительной передачи документации и ключей собора своему представителю в Ницце, а также немедленного прекращения коммерческой деятельности в стенах собора. 31 августа состоялась встреча между епископом Корсунским Нестором и архиепископом Команским Гавриилом. Стороны обсудили сложившееся положение вокруг Свято-Никольского собора в Ницце. Епископ Нестор передал архиепископу Гавриилу письмо, в котором еще раз разъяснил позицию Корсунской епархии. Будучи уполномоченной владельцем собора — Российским государством, Корсунская епархия ожидает от Западноевропейского экзархата русских церквей Константинопольского Патриархата закономерных действий, а именно незамедлительной передачи документации и ключей собора своему представителю в Ницце, протоиерею Николаю Озолину, а также немедленного прекращения коммерческой деятельности в стенах собора. Архиепископ Гавриил сообщил, что он некомпетентен в разрешении этих вопросов. По его словам, Экзархат составляют самоуправляющиеся ассоциации и, таким образом, решение должно быть принято на уровне Православной культовой ассоциации Ниццы (ACOR) Встреча не принесла также результатов в разрешении канонических вопросов, потому что архиепископ Гавриил ожидает письма от Константинопольский патриархии, до получения которого он не считает возможным для себя предпринимать какие-либо действия. Владыка Гавриил пожелал также, чтобы состоялась новая встреча в расширенном составе между представителями совета Экзархата и Корсунской епархии. Корсунская епархия сожалеет, что встреча, изначально запланированная на 23 августа, перенесенная на неделю без объяснения причин, не принесла никаких результатов, и что переговоры снова откладываются. Последующая расширенная встреча между представителями совета Экзархата и Корсунской епархии находится в процессе подготовки.

http://pravmir.ru/vstrecha-nestor-gavrii...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010