Пасхальные традиции по всей вселенной Обычно проходит Светлая седмица – и особенность пасхальных дней как-то пропадает из нашей жизни. У детей – школа, с подготовкой к итоговым контрольным, зачетам, экзаменам. У родителей – работа… А ведь продолжается праздник Христова Воскресения, и хотелось бы не забывать об этом в суете рабочих будней. Дети постоянно что-то придумывают, мастерят, рисуют. Часто – свободно следуя своей неограниченной фантазии. Но эту фантазию иногда мы направляем, особенно если ребенок просит помочь с идеями. И здесь мы стараемся подсказать детям такие сюжеты, которые снова и снова напомнят нам о продолжающемся Празднике, а еще лучше – и научат чему-то. Например, мы делали своеобразные иллюстрации к Пасхальному канону. «Из гроба красное правды нам возсия Солнце» – эту фразу легко изобразить в красках или в аппликации. Мои дети нарисовали гроб, какие они бывают на иконах, и из этого гроба выходит огромное сияющее солнышко красного цвета. Фраза из канона обязательно выписывается внизу этого изображения. Таким образом, дети знакомятся с глубокими образами богослужения, запоминают их и вообще начинают представлять себе службу наполненной множеством образов и смыслов. А значит, все больше узнают о православном учении, значит, приближаются к образованию, настоящему образованию… В выходные можно продолжать ездить по монастырям, музеям, сохранившимся и восстановленным русским усадьбам. Иногда получается попасть на уличные пасхальные концерты – такой формат предполагает возможность проявления детского восторга или, наоборот, недовольства, а еще – можно в любой момент незаметно покинуть высокое собрание. А что же дома? Бесконечно биться на яйцах невозможно – и крашеные яйца однажды заканчиваются. Все-таки нельзя все шесть недель питаться этими продуктами. Катать деревянные яички тоже нельзя в течение полутора месяцев. И вот что мы придумали. Получается, что первая пасхальная седмица у нас совершенно особенная – это и богослужения, и звон колоколов, и русские традиции. А вот каждую следующую пасхальную неделю мы посвятили традициям какого-нибудь другого народа. Например, Греция – страна, в которой православные традиции также имеют свою многовековую историю. Куличи и пасхи у нас закончились – и мы готовим традиционные греческие пасхальные блюда. Это «цуреки» – такая булочка в форме косички, причем в серединку кладется вареное крашеное яичко (заново красим три-четыре штучки) – булка выпекается прямо с красным яйцом. Дети сами отыскивали в Интернете рецепты и пекли эту вкусную вещь. А еще готовим тот суп, которым греки разговляются в пасхальную ночь. Сытное и при этом легкое блюдо – суп из бараньих потрохов, мигарица. А заодно ищем рецепты других традиционных греческих блюд, и всю седмицу у нас получается что-то вроде «недели греческой кухни». Как греки проводят Страстную седмицу? Как встречают саму Пасху? Какие у них крестные ходы? Все это мы находим в Интернете, смотрим фотографии и видео. И все это оказывается не просто развлечением.

http://pravoslavie.ru/93000.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Феофан: " Епископат не играет в штучки политического характера, которые называются провокацией " 04.10.2004 389 Время на чтение 3 минуты В пятидесятом году I века в Иерусалиме собрался Апостольский Собор, ставший прообразом всех будущих соборов. Сегодня открывается Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Московского Патриархата. О том, какие вопросы будет обсуждать Собор рассказал обозревателю Страны.Ru Марии Свешниковой епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков). - Ваше преосвященство, о прошлом, Юбилейном Соборе писали и говорили очень много. На нем было принято много важных для Церкви решений, например о новомучениках, а также новый Устав и Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Можно ли так сказать, что это Собор будет рядовым? - Рядовых Соборов не бывает вообще. Что такое Собор? Например, сегодня какие-то темы в него не включены, а завтра они возникнут. Ведь на Соборах каждый епископ имеет право внести предложение или поднять ту или иную тему. Потому и соборность, что каждый из нас может поднять любой вопрос. Поэтому, я думаю, что рядовым он не будет. - Но если каждый епископ в праве поднять любой вопрос, не может возникнуть нелицеприятной ситуации? - Понимаете, епископат не играет в штучки политического характера, которые называются провокацией. Епископ это ответственное лицо Церкви, и поднимая ту или иную тему он исходит из целесообразности ее решения в данный период. Поэтому никто не может сказать епископату. Ты не задавай этого вопроса. Но я знаю наш епископат, это ответственные люди. - Что вы можете сказать о Соборном вопросе об организации церковного суда в Русской Православной Церкви? - Комментировать или предвосхищать что-либо накануне принятия решений совершенно неблагодарная вещь. Могу только сказать, что есть рабочий документ, который будет обсуждаться. Положение о суде естественно будет принято, правда, я не могу пока сказать, в какой форме. Но то, что этот вопрос будет поднят и что он будет решаться - не вызывает никаких сомнений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

(Л. 400) Церковь великого чюдотворца Николы в селе в Ычалове. Дани вдвое три рубли одиннатцать алтын, заезда четыре алтына. И июня в 19 день те деньги взяты. Платил Александра Онучина человек Микитка Денисьев. Церковь великого чюдотворца Николы в селе Верякуше в поместье Федора Побединского. Дани вдвое дватцать шесть алтын четыре деньги, заезда четыре алтына. Церковь Рожество Христово в селе в Олферьеве в поместье Ивана Казадавлева. Дани вдвое тритцать алтын, заезда восмь алтын. Церковь Рожество Христово в селе Панове в вотчине (Л. 400 об.) Семена Ондреева сына Иванова. Дани вдвое рубль четыре деньги, заезда четыре алтына. Церковь Николы Чюдотворца в селе Худошине. Дани вдвое рубль четыре алтына две деньги, заезда четыре алтына. Церковь Дмитрея Селунского в поместье Семово Симанского в селе Измайлове. Дани вдвое рубль три алтына две деньги, заезда четыре алтына. Июня в 22 день те деньги взято. Платил Давыд Замыцкой. Церковь великого чюдотворца Николы в Ыванове поместье Нармольсково в селе Собакине, (Л. 401) а ныне за боярином за князем Борисом Михайловичем Лыковым. Дани рубль четыре алтына четыре деньги, заезда четыре алтына. И июня в 16 день те деньги взято. Платил Григорьев человек Яхонтова Данилко Ефимов. Церковь архангела Михаила в поместье Баима да Ивана Болтиных в сельце Кобылине. Дани десять алтын четыре деньги, десятильничих и заезда четыре алтына. Церковь Пречистые Богородицы Казанские в поместье Ивана Третьякова в селе Корсакове. Дани вдвое осьмнатцать алтын четыре деньги, заезда четыре алтына. (Л. 401 об.) Церковь святые мученицы Парасковьи, нареченные Пятницы, в поместье Ивана Соловцова в селе Шарапове. Дани вдвое два рубли шесть алтын две деньги, заезда четыре алтына. И августа в 30 день те деньги взято. Платил Михайлов человек Засецкого Степанко Калентьев. Церковь архангела Михаила в селе Арати, а Зубарево тож. Дани вдвое три рубли две деньги, заезда четыре алтына. И февраля в 4 день те деньги взято. Платил Церковь великого чюдотворца Николы в селе Насакме. Дани вдвое рубль четыре алтына, заезда четыре алтына.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Куплено на подворье в исподние хоромы два стола дубовых и три скамьи, дано двадцать три алтына две деньги. В 23 день иноземцу Андрею Николаеву за лошади, которые у него взяты, к прежнему платежу дано в уплату пятьдесят рублев. В 25 день куплено сто ночовок, дано тридцать четыре алтына. Куплено десять лотков в поварю больших, дано двадцать три алтына две деньги. Куплено тридцать пять бревен заборнику на подворье, дано семнадцать алтын. Куплено десять бочек Черкаских больших, дано три рубли двенадцать алтын. Куплено две векши медных в церковь , дано четыре алтына четыре деньги. Куплено осмьнадцать хвостов лисьих к хомуту, дано осмьнадцать алтын две деньги. Куплена стопа бумаги, дано рубль. Куплены двои сани ошевни на конюшенный двор, дано двенадцать алтын четыре деньги. Куплено к иконному делу восемьдесят листов золота, да восемь листов серебра, дано двадцать пять алтын. Олифы тридцать фунтов, дано рубль шесть алтын четыре деньги. Клею мездринного на четырнадцать алтын. Месяц Февраль В 4 день куплено нитей в швальню на семь денег. В 11 день куплено тесу сто сорок, дано рубль четыре алтына. Куплено уголья четыре короба, дано два алтына четыре деньги. Куплено на Москве в новые хоромы на печь кирпичу сженого и сырого тысяча семьсот кирпичей, дано рубль осмьнадцать алтын четыре деньги. Куплено к колодезю кошели да веревка, дано восемь денег. Делана печь муравленая, за изразцы и мастеру за дело дано три рубли двадцать пять алтын четыре деньги. Проволоки и связей труба, дано тринадцать алтын две деньги. Куплено три бревна, дано пять алтын. Плотникам от мосту и от прорубки дверей дано за работу шесть алтын четыре деньги. Куплено гвоздей и скоб, и крюк запорной, дано за все два алтына две деньги. Глины восемь возов, дано пятнадцать алтын. Куплено два ушата, две шайки, две лопатки, дано три алтына две деньги. Куплено в хоромы две окончины большие стеклянные, дано двадцать два алтына четыре деньги. Четыре оконницы волоковых, дано шесть алтын четыре деньги. В 19 день куплено деревни Андреевской у крестьянина у Емельки Григорьева к Москве на подворье четыре сажени дров, дано рубль четырнадцать алтын четыре деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Церковь Живоначальные Троицы в вотчине Льва Офонасьевича Плещеева в сельце Утке. Дани по грамоте вдвое дватцать четыре алтына четыре деньги, заезда четыре алтына. Церковь Георгия Страстотерпца в селе Казанове. Дани вдвое рубль двенатцать алтын четыре деньги, заезда четыре алтына. (Л. 404) Церковь Пречистые Богородицы Владимирские в селе Шершаве, Гарышкино тож в Семенове поместье Болтина. Дани по грамоте вдвое пять алтын, заезда четыре алтына. И февраля в 10 день те деньги взято. Платил Семен Болтин. Церковь архистратига Михаила в селе Ветошкине. Дани дватцать восмь алтын четыре деньги, заезда четыре алтына. Церковь Николы Чюдотворца в Комарех в Федорове поместье Чемесова. Дани по грамоте вдвое два алтына, заезда два алтына. И маия в 17 день те деньги взято. Платил Иванов человек Щедрина Микифорко Софонов. (Л. 404 об.) Церковь архангела Михаила в селе Микулине в поместье князь Петра Ромодановского. Дани по грамоте вдвое тритцать алтын две деньги, десятильничих и заезда четыре алтына. И февраля в 28 день те деньги взято. Платил князь Петров человек Ромодановского Фрол Корнильев. Церковь Николы Чюдотворца в поместье Петра Панина в селе Ушакове. Дани вдвое рубль девять алтын, заезда четыре алтына. Церковь великого чюдотворца Николы в селе Одашове. Дани по грамоте вдвое два рубли четыре алтына четыре деньги, заезда четыре алтына. И февраля в 16 день те деньги взято. Платил из Орзама (Л. 405) са села Гагина рожественской поп Стефан. Церковь святые мученицы Парасковьи в поместье Ждана мурзы Мутфина в селе в Букалеях. Дани десять алтын две деньги, заезда четыре алтына. Церковь Пречистые Богородицы Владимерские, что на посаде. Дани вдвое рубль пять алтын две деньги, заезда четыре алтына. И генваря в 14 день те деньги взято. Курмышенина Клементьев человек Долбилова Фетка Тимофеев. Церковь Христовы мученицы Пятницы в селе Пятницком. Дани по грамоте вдвое пятнатцать алтын две деньги, заезда четыре алтына. И февраля в 18 день те деньги взято. Платил боярина князя Ивана Андреевича Голицына человек Федор Леманов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Князь Жевахов продолжает: «Для достижения всех этих целей нужны были, конечно, и большие средства. И вот здесь в полной мере обнаружились удивительные административные и хозяйственные способности князя. Доходные здания, принадлежавшие Синодальной конторе, так называемые Теплые ряды, дававшие весьма скудный доход, не окупавший даже затрат на их содержание, были значительно расширены, точнее, заново перестроены, согласно последним требованиям техники, образовался как бы целый торговый городок с роскошными светлыми обширными магазинами – и доходность сразу же увеличилась более, чем в три раза сравнительно с предыдущей. Запущенный и почти необитаемый дом на Никольской улице князь заново перестроил, превратив его в Никольские ряды с громадными магазинными помещениями, ставшими приносить большие доходы. Один из таких магазинов сдавался в наем за 10 000 рублей в год. Заново перестроен, с надстройкою нового этажа, доходный дом на Дмитровке. То же сделано и со зданием Синодального училища на Большой Никитской улице, где был надстроен еще один этаж и сооружен огромный двухсветный концертный зал с хорами. Во дворе усадьбы Крестовоздвиженской церкви князь А.А. построил дом с квартирами для певчих и, наконец, перестроил заново, с надстройкой целого этажа, огромный дом для причта Успенского собора. В общем князь поднял доходность Московской синодальной конторы до 200 000 рублей в год, с избытком покрывавших смету на содержание Синодального училища, хора, библиотеки и ризницы. Не меньшую любовь проявил князь А.А. и к Патриаршим библиотеке и ризнице. Они были переведены в лучшие, заново отремонтированные просторные и светлые помещения, для них были заказаны специальные шкафы и витрины, были заново пересоставлены старые каталоги и описи и во главе, для заведования библиотекою и ризницею, были поставлены опытные и знающие люди. Все огромное здание Московской синодальной конторы, включающее Мироваренную палату (приемную палату Патриарха Никона ), палату Синодальной конторы, храм Двенадцати апостолов и др., было обновлено капитальным ремонтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

345 Мы говорим, что Господь воскрес в воскресенье, именно потому, что, по Властарю (буква «Н», гл. 3) и Хрисанфу Иерусалимскому (в «Географии»), день у церковных людей начинается с седьмого часа ночи и заканчивается к шести часам следующей ночи, и то дело, которое совершено за двадцать четыре часа этих дня и ночи, является и признается совершённым за один день. Отметим здесь, что в день Воскресения лобызание совершалось два раза. Первый – утром в царском дворце и особенно в церквах при пении в конце утрени «Воскресения день». Второй – вечером в Великой церкви Святой Софии, когда все архонты лобызались с императором, как повествует Куропалат (Куропалат константинопольского дворца Георгий Кодин – греческий писатель XV в., автор книги «О церемониях Константинопольского дворца» (De officialibus palatii Constantinopolitani etc.). Издана в Лионе в 1588 г.), говоря: «Император сидит на престоле, в то время как великий доместик несет меч... и все архонты, даже до последнего, входя, сначала лобызают правую ногу императора (ради самодержавия царской власти. – Прп. H.), затем его правую руку (потому что император есть помазанник Христов и защитник Церкви, как толкует Симеон Фессалоникийский. – Прп. H.), а после этого его правую щеку» (Codin. Curopal. De offic. 14//PG 157, 89D) (потому что «царь и воин, богатый и бедный во Христе равны»). Это второе лобызание многие по невежеству называют вторым Воскресением. A об обычае употреблять красные яйца в день Воскресения многие рассказывают множество недостоверного, но Паисий Газский, муж ученый, разрешая некоторые вопросы для русского царя, говорит, что когда евреи произнесли: Кровь Его на нас и на чадех наших ( Мф. 27:25 ), тотчас же все предметы в их домах, а следовательно, и яйца, окрасились в красный цвет. Поэтому в воспоминание чуда и мы в день Воскресения красим яйца в красный цвет. А это чудо, по его словам, известно нам из древнего предания. 348 Но когда и кем был отменен этот евангельский, апостольский и отеческий обычай коленопреклонения в нашей Восточной Церкви? Мы не знаем, что сказать в точности, но предполагаем, что его должны были отменить после раскола, когда, вероятно, некоторые чрезмерно ревностные из наших стали враждовать против обычаев Западной Церкви, а следовательно, и против этого канонического обычая. A чтобы убедиться в истинности этого нашего предположения, смотри в конце 3-й кн. о христианстве нашего Мелетия Пигаса то место, где он говорит о коленопреклонениях (с. 240 Бухарестского издания). Поэтому и так называемая у западных «папалитра», т. е. тонзура на голове у клириков, хотя она и каноническая, нашими была отменена, – смотри 21-е правило настоящего Собора. Частое причащение Таин, принятое у латинян, хотя и соответствует правилам, также отменено нами, – смотри предисловие к «Томосу любви» – и т. п. А под коленопреклонением я подразумеваю не так называемые земные поклоны, но молитву, которую мы совершаем стоя на коленях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Церковь Покров Святеи Богородицы в Смирнове поместье (Л. 402) Мотовилове. Дани вдвое тринатцать алтын, заезда четыре алтына. Церковь Воскресение Христово в селе в Девичьих горах. Дани по грамоте вдвое два рубли дватцать восмь алтын две деньги, заезда четыре алтына. Церковь Святеи Богородицы Покров в поместье Осипа да Романа Ермолаевых в селе в Черновском. Дани вдвое два рубли одиннатцать алтын четыре деньги, заезда четыре алтына. (Л. 402 об.) Церковь Николы Чюдотворца в селе Новокщеном в Баимове поместье Болтина. Дани по грамоте вдвое десять алтын две деньги, заезда четыре алтына. И февраля в 19 день те деньги взято. Платил Баимов человек Болтина Осип Ширяев. Церковь Николы Чюдотворца в селе Уварове в Ыванове поместье Шевырева. Дани вдвое дватцать три алтына, заезда четыре алтына. И маия в 9 день те деньги взято. Платил Раманов человек Бабарыкина Матвей Васильев сын Крылов. Церковь Николы Чюдотворца в селе Накатарше. Дани вдвое рубль дватцать алтын четыре деньги, заезда четыре алтына. И марта в 4 день те деньги взято. Платил Романов человек Бабарыкина Мартын Борисов. (Л. 403 Церковь Николы Чюдотворца в селе Бутурлине в Ондрееве поместье Палицына. Дани вдвое шесть алтын четыре деньги, заезда четыре алтына. И марта в 4 день те деньги взято. Платил Романов человек Бабарыкина Мартын Борисов. Церковь Христова мученика Никиты в сельце Кудеярове в вотчине Степана Никифорова сына Чюфарова. Дани вдвое тринатцать алтын две деньги, заезда четыре алтына. Церковь Николы Чюдотворца в селе в Кожине на реке на Теше в вотчине боярина князя Бориса Михайловича Лыкова. Дани вдвое тритцать два алтына, заезда четыре алтына. И марта в 10 день те деньги взято. Платил Ивана Скрябина человек Бориско. Церковь Богоявление Господне в селе в Стексове. Дани (Л. 403 об.) по грамоте вдвое рубль девять алтын две деньги, заезда четыре алтына. И февраля в 17 день те деньги взято. Платил боярина князя Ивана Андреевича Голицина Иван Лем… Церковь Нерукотоворенного Образа Спасова на Малой Якшени. Дани по грамоте вдвое рубль дватцать восмь алтын, заезда четыре алтына. И декабря в 28 день те деньги взято. Платил Яковлев человек Любятинсково Кузьма Ермолаев.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Церковь Христова мученика Георгия в вотчине Льва Офонасьевича Плещеева в Поромзине городище. Дани вдвое дватцать восмь алтын две деньги, заезда четыре алтына. И марта в 5 день те деньги… Платил Льва Офонасьевича Плещеева человек Степан Беляев. Церковь архистратига Михаила в селе Стемасе в поместье за казаки, за Борисом за Каменым Ожерельем с товарыщи. Дани вдвое дватцать (Л. 413 об.) два алтына, заезда четыре алтына. И генваря в 23 день те деньги взято. Платил от государыни царицы екатерининской поп Филип. Церковь Николы Чюдотворца в поместье боярина князя Олексея Юрьевича Сицкого в селе Порецком. Дани вдвое рубль три алтына две деньги, заезда четыре алтына. Церковь Николы Чюдотворца усть Мени Прокофьевы вотчине Вранского в селе Тихомирове. Дани вдвое рубль шеснатцать алтын четыре деньги, заезда четыре алтына. И февраля в 3 день те деньги взято. Платил алатарец Василей Налин. Церковь архистратига Михаила в поместье Григорья Ахматова в сельце Новом Ахматове. (Л. 414) Дани вдвое четырнатцать алтын, заезда четыре алтына. И генваря в 2 день те деньги взято. Платил Данило Ахматов. Церковь архангела Михаила в селе в Сенееве в поместье за иноземцом за Воином Тупальским. Дани по грамоте вдвое рубль три алтына, заезда четыре алтына. И генваря в 4 день те деньги взято. Платил Офонасей Иванов сын Опухтин. Церковь Преображение Спасово в поместье Ивана Опухтина в селе Спаском. Дани по грамоте вдвое четыре алтына, заезда четыре алтына. И генваря в 24 день те деньги взято. Платил Иванов человек Опухтина Смилка Иванов. Церковь Николы Чюдотворца в вотчине чашника (Л. 414 об.) Ивана Офонасьевича Плещеева. Дани вдвое рубль дватцать восмь алтын четыре деньги, заезда четыре алтына. Церковь архистратига Михаила в Федорове поместье Пушкина в сельце Болдине. Дани по жаловальной грамоте вдвое дватцать алтын две деньги, заезда четыре алтына. И генваря в 8 день те деньги взято. Платил Федоров человек Пушкина Агей Иванов. Церковь Рожество Христово в селе Новом Рожественском в поместье Федора Малово. Дани по жаловальной грамоте вдвое шеснатцать алтын четыре деньги, заезда четыре алтына. И марта в 12 день те деньги взято. Платил Федора Малово человек Степанко Амосов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Предпосылки для укрепления православия на землях древних славян Принятие православия стало поворотным моментом для всех славянских народов. Православные идеи были посеяны в благодатную почву. Моральные основы, на которые опирались древние славяне, оказались схожими с теми, что предложила новая религия. Великая схизма В 1054 году произошло окончательное разделение единой церкви на католическую и православную. Конечно, раскол произошел не одномоментно. Виной тому были как религиозные, так и политические разногласия. Тамбовский период жизни архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) Есть люди, которые скромно провели свои дни, неприметно ушли из жизни. О них не трубили на каждом перекрёстке, не слагали гимны. Ведь этого им совсем не хотелось. Эти люди желали, чтобы другим было лучше. Предпосылки к крещению древнерусского государства Из истории всем известно, что первым из древнерусских княжеств крестилось Киевское. Уже потом, годы, иногда века спустя, православие распространилось на многие другие земли. Невесомость - неизведанный барьер Сегодня мы можем запросто смотреть из космоса на нашу Землю, не выходя из дома, используя веб-камеру установленную на МКС. А шестьдесят лет назад не знали: выживет ли человек на орбите, не сойдет ли он с ума от увиденного? Пушкин: величие души поэта Величайший мыслитель, поэт и писатель, лирик А. С. Пушкин считается родоначальником новой русской литературы. Рожденный в 1799 году в Москве, Пушкин был выходцем из старинного дворянского рода. Он изучил французский, получил достойное домашнее образование, и всю свою жизнь посвятил литературе. Красим яйца в светлый праздник Пасхи Пасха – это день, когда люди стали свидетелями удивительного воскрешения Иисуса Христа. Святая Мария Магдалина была одной из первых, кто об этом узнал. С необыкновенной новостью она отправилась к императору Тиберию. Тот, конечно, не поверил, сказав, что если это возможно, то пусть куриное яйцо, которое он держит в руке, станет красным. В тот же момент оно изменило цвет. С тех пор и пошла эта удивительная традиция.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010