Другое дело психологическая часть факта. Тут являются перед нами два народные типа, в высшей степени изображающие нам весь русский народ в его целом. Это прежде всего забвение всякой мерки во всем (и, заметьте, всегда почти временное и преходящее, являющееся как бы каким-то наваждением). Это потребность хватить через край, потребность в замирающем ощущении, дойдя до пропасти, свеситься в нее наполовину, заглянуть в самую бездну и — в частных случаях, но весьма нередких — броситься в нее как ошалелому вниз головой. Это потребность отрицания в человеке, иногда самом неотрицающем и благоговеющем, отрицания всего, самой главной святыни средца своего, самого полного идеала своего, всей народной святыни во всей ее полноте, перед которой сейчас лишь благоговел и которая вдруг как будто стала ему невыносимым каким-то бременем. Особенно поражает та торопливость, стремительность, с которою русский человек спешит иногда заявить себя, в иные характерные минуты своей или народной жизни, заявить себя в хорошем или в поганом. Иногда тут просто нет удержу. Любовь ли, вино ли, разгул, самолюбие, зависть — тут иной русский человек отдается почти беззаветно, готов порвать всё, отречься от всего, от семьи, обычая, Бога. Иной добрейший человек как-то вдруг может сделаться омерзительным безобразником и преступником, — стоит только попасть ему в этот вихрь, роковой для нас круговорот судорожного и моментального самоотрицания и саморазрушения, так свойственный русскому народному характеру в иные роковые минуты его жизни. Но зато с такою же силою, с такою же стремительностью, с такою же жаждою самосохранения и покаяния русский человек, равно как и весь народ, и спасает себя сам, и обыкновенно, когда дойдет до последней черты, то есть когда уже идти больше некуда. Но особенно характерно то, что обратный толчок, толчок восстановления и самоспасения, всегда бывает серьезнее прежнего порыва — порыва отрицания и саморазрушения. То есть то бывает всегда на счету как бы мелкого малодушия; тогда как в восстановление свое русский человек уходит с самым огромным и серьезным усилием, а на отрицательное прежнее движение свое смотрит с презрением к самому себе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

212 Заметь, что подражанием высшей, таинственной иерархии является то, что совершается сегодня в Церкви. Ведь и священники накладывают печать животворящего креста на приступающих к таинству, чтобы отделить тех от неверных и чтобы те избежали врага. А кроме того сохраняется и такое правило в святой Церкви: что повелено делать иподиакону не делают меньшие; и что делает священник не делает диакон; и, просто сказать, каждый имеет подобающую ему службу. Общим же именем все они называются причетниками и церковнослужителями, – как и ангелы ангелами. Отсюда следует понимать, почему божественным Стефаном сказано: «Вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили» ( Деян.7:53 ). 215 Заметь общее правило, – что всякая иерархия имеет первые, средние и последние силы, то есть – три троичных чина. 216 Написано «и святейшими». Заметь, как божественные архангелы общаются с теми, кто перед ними и после них. 217 Заметь, что чин ангелов последний и ближайший к миру. Последний троичный чин: начала, архангелы, ангелы. 218 Заметь, что последний чин небесных сил более достоин называться ангелами как наиболее близкий к людям, через каковой люди и научаются божественному. 219 Заметь, что первая триада священноначальствует второй, вторая – третьей, а третья – священниками среди людей и наблюдает за тем, что они совершают. 220 Заметь, каким образом получается, что одни иерархии более сокровенные, а другие более открытые. 221 Некоторые из нас иерархически предстательствуют. Обрати внимание на свидетельство Даниила, а именно – что крайний ангельский чин стоит над нашей иерархией. 222 Надо читать вместе со словами «чтобы происходило по чину» – чтобы было связано: «чтобы происходило по чину и от Бога» и прочее. 223 Почему, хотя благие ангелы приставлены ко всем народам, один Израиль познал Бога. Каждый народ имеет ведь ангела, назначенного ему, как иудеи – Михаила, какового он причисляет к последнему чину святых ангелов. 224 Он говорит, что это произошло не по вине приставленных ангелов, но от собственного самовольного уклонения к неподобающему.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

814 (Заметь), что божественные силы не только сами свободны от скверн и гнусностей, но и невосприимчивы для всякого связанного с материей мечтания, беспримесны для всякого ущерба и совершенно не знают никакого ухудшающего умаления. Понимай это так, что они не по природе неизменны, но, будучи свободны в выборе, по причине горячего желания блага склонившись к Благу, остались такими, и неизменность стала как бы их свойством. По природе ведь один Бог неизменен, будь они так сотворены, не отпал бы дьявол . Но и они все принадлежат одному равному чину. Ведь то, что по природе благо, умаления не имеет. 815 Тождественным называет этот святой их движение как неизменное и неуклонное, одинаково происходящее. Движение же у них – это деятельность уразумения, ибо они суть умы неумолчные. Отметь и выражение «в неизменности боголюбия» и прочти четвертую главу книги «О божественных именах» и восьмую главу настоящего трактата. 816 Заметь, почему эти святые чины называются созерцающими и что не через символы или образы Писания обретают они боговедение, в отличие от нас. 817 Созерцателями (теорами) называются наблюдатели (эпопты) таинств. Святым же это открывается с помощью того, что говорится о Боге в доступных чувствам формах символически, что невозможно помыслить применительно к высшим силам. И заметь, что «трисветлое созерцание» сказано вместо «триипостасная единая божественность». 818 Приобщением Иисусу он называет причастность славе и неизреченному сиянию тела Христова, ибо Он с плотью совосседает с Отцом. 819 Заметь, что уподобление Господу Иисусу теургично, т.е. делает уподобляющихся богами, так как эти чины непосредственно, минуя символы, уподобляются Христу, от Него это восприняв. 820 Заметь, что эти силы первозданны и что эти (небесные чины) обладают достоинствами Господа Иисуса Христа как силами. 821 Заметь, почему называются совершенными эти божественные силы. Искусством же разбираться в пестроте он называет изъяснение и истолкование священного предания, в чем нуждаются и меньшие чины, как он впереди говорит, и гораздо более люди. Ибо помимо толкований, толкующих многопеструю премудрость святых умозрений, невозможно их понять ни нам, ни меньшим – первых трех чинов. Почему он и говорит, что подчиненными чинами священноначальствует только каждый первый (чин), а не (какая-то) иная сила. А высочайших этих порядков иерархией священноначальствует один Бог, а не (какая-то) иная сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1593 Заметь, что апостолы и преемники апостолов больше епископов и что каждый должен быть исправляем более святым, чем его чин. Преемниками апостолов сейчас, я думаю, являются патриархи. 1595 Ибо если ты не думаешь, говорит он, что был поставлен нами в служители благого Бога, то всяко и нам и всей Церкви ты чужд. И заметь, что, скорее всего, в приходе великого Дионисия случился этот грех и что он поставил Димофил а монахом в своей церкви. 1596 Заметь, какое прегрешение он называет двойным, – когда, греша, человек не знает, что грешит. Это слова Иеремии, которые он дальше разъясняет: «Вдвойне согрешили люди: оставили Меня, источник жизни», – и так далее (см. Иер.2:13 ). 1603 Заметь, что он называет учеников Господа «непричастными Святого Духа», когда они хотели, чтобы огонь сошел с неба на самаритян, что мы находим в Евангелии. Почему Господь и говорит им: «Не знаете, какого вы духа» ( Лк. 9:55 ). Но равным образом Он это сказал, показывая, какой благодати служить они были избраны. Равно и Отец, имея в виду совершенство дара, который они получили по Его воскресении, сказал это, потому что написано: «Ибо еще не было Духа Святого, потому что Христос еще не прославился» ( Ин.7:39 ). «Священноположником» же он называет святого апостола Павла как рукоположившего его на архиерейство в церкви Афин, как написано в священных Апостольских постановлениях. 1604 Заметь красивое и ныне особенно полезное утверждение, что учить, а не мучить подобает незнающих, – как и слепых мы наставляем на путь, а не наказываем. То, что находится над щекой, некоторые зовут виском, некоторые же челюстью, а другие частью головы. Лучше же щеку (коррин), как он сказал, называть виском (кротафон). Гомер, однако же, называет ее щекой (корсин). Ударение в слове «щека» (корри) острое на предпоследнем слоге. Димофил ведь ударил в висок («ис тон кротафон») раскаивающегося. 1605 Заметь, говорит он, что будет с теми, кто хочет кого–то онеправдовать или облагодетельствовать, хотя они и не осуществили на деле то, что хотели.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

849 В конце главы: Заметь, что он повсюду говорит, что превышающие силы передают свое тем, кто после них, и укрепляют силы, меньшие их. Как мы знаем, и Даниила, написано, ангел укреплял, и других, и – что более всего – Самого Господа нашего Иисуса Христа, поскольку Он и человек, – как написано в Евангелии от Луки. 850 На поле рядом: Святых же властей наименование, я думаю, являет равность по статусу и остальное так далее. 851 Это место должно быть связано с находящимся выше текстом: к нему тоже относятся слова «указывает, я полагаю наименование власти». 852 (Заметь), что и власть, насколько тем позволено, как сущим ангелам умопостигаемые силы передают следующим за ними. 853 (Заметь), как и чем очищаются, просвещаются и совершенствуются средние чины и что в Писании говорится, что один ангел другому пересылает божественные знамения. 854 На поле рядом: «Этот средний», то есть первый от Бога чин, который посреди между Богом и чином, находящимся следом за первым чином. 855 (Заметь), что через средних (передаваемые) совершенства слабее первоначально от Бога действующих, каковые суть первые от Бога; средние же (предают их) следующим за ними чинам. 856 На поле рядом: Он говорит «слабеющего» не оттого, что оно само по себе слабо, но – от ослабленности воспринимающих. На это ведь указывает и его слова «вторичности совершенствования», – они означают, что вторичные (чины) оно совершенствует слабее. 857 В конце главы: Он сказал «слабеющего» не оттого, что оно само по себе слабо, но – от ослабленности воспринимающих. На это ведь указывает и его слова «вторичности совершенствования», – они означают, что вторичные (чины) совершенствуются слабее, согласно собственной мере. 859 Заметь, что великому Дионисию передали это священники. «Самоявленными» же он назвал первые божественные силы потому, что они сами по себе воспринимают божественные осияния. Прочие силы не сами ведь по себе принимают божественные дары знания, но через высших. 861 На нижнем поле: Доказательство сказанного, что вторые посвящаются первыми, – у пророка Захарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

873 Заметь общее (правило), – что всякая иерархия имеет первые, средние и последние силы, то есть (существуют) три троичных чина. 875 Слова «благоупорядоченным... предводительством» были сначала пропущены писцом, а потом приписаны на поле столь же крупно, как основной текст. 877 (Заметь), что последний чин небесных сил более достоин называться ангелами как (наиболее) близкий к людям, через каковой люди и научаются божественному. (Заметь), что первая триада – священноначальние для второй, вторая – для третьей, а третья – для священников среди людей. 879 (Заметь), каким образом (получается, что) одни иерархии более сокровенные, а другие более открытые. 880 Обрати внимание на свидетельство Даниила, а именно – что крайний (ангельский) чин руководит нашей иерархией. 881 Почему, хотя благие ангелы приставлены ко (всем) народам, один Израиль познал Бога. Каждый народ ведь имеет ангела, назначенного ему, как иудеи Михаила, какового он причисляет к последнему чину святых ангелов. 882 Он говорит, что это произошло не по вине приставленных ангелов, но от их собственного уклонения к неподобающему. 884 (Заметь), что Бог избрал не только Израиль, но что один Израиль захотел последовать за Богом. Это ведь и толкование его имени указывает: «Ум, зрящий Бога». Так мы должны понимать сказанное в песне Моисея: «Стал частью Господней удел Иакова», – что указывает на Израиль. Но Бог возлюбил ведь не только Израиль, что и апостол многократно показал, говоря: «Неужели Бог – не (Бог) и народов? Конечно, и народов, потому что один Бог». Но Израиль первым пошел вслед за Богом; а поскольку позже отступил и отпал, и он был изгнан. Ведь, имея свободу воли, люди, когда хотят, делают так, что Бог (пребывает) с ними. 885 То, о чем говорит здесь отец, можно видеть и на примере солнечного света: сквозь прозрачные вещи он проходит, а сквозь более плотные не так, – или совсем не проходит, или же слабо. То самое, на что здесь влияет различие материи, при божественном осиянии зависит от неодинаковости того, к чему склоняется свободный выбор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Вы меня принудили», то есть я сказал это, побуждаемый заботой о вашем спасении, видя, что лжеапостолы, которых вы слушаетесь, своим хвастовством развращают вас. Посему я решился ради вас сказать вам нечто о себе. Вам бы надлежало хвалить меня, Должно было, говорит, скорее вам перечислять мои подвиги и прославлять их; но поскольку вы этого не сделали, и внимали лжеапостолам, и испортились, то я сказал это для вашего спасения. ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто, Выше он сказал нерешительно: «я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов» (11:5), теперь же говорит с большею силой: «ни в чем нет недостатка», то есть не должен считаться ниже апостолов – Петра и других. Но и здесь он опять не отступил от своего обыкновения и прибавил: «хотя я и ничто». Заметь же его благоразумие. Он не сравнивает себя с лжеапостолами, не удостаивает их даже упоминания, как несравненно высший их, но утверждает, что он равен апостолам. Вместе с тем он намекает, что коринфяне оскорбляют апостолов, когда равного им поставляют ниже лжеапостолов. 2Кор.12:12 . признаки Апостола оказались перед вами Хотя «я и ничто», говорит, но ты не обращай на это внимания, а заметь, что я ничего не опустил из того, что свойственно апостолам; ибо вы служите свидетелями, что я все исполнил. всяким терпением, Первое свойство апостола есть терпение и мужественное перенесение всего. Но заметь его смирение. Сколько опасностей, подвигов внешних и внутренних заключил он в одном слове – терпение. Ибо то, что было его делом, то есть терпение, выразил одним словом; что же касается знамений, которые принадлежали не ему, а благодати Божией, – многими словами. Послушай. знамениями, чудесами и силами. Какое различие между знамением и чудом, сказано в другом месте. Но чтобы кто-нибудь не подумал, что это сказано только об одних благотворных действиях, он прибавляет: «и силами». Ибо «сила» ясно указывает и на нечто карающее. Заметь и здесь, сколько мертвых, прокаженных, слепых, бесноватых, всех получивших от него благодеяния, так же как и наказанных им, каков Елима, он обнимает так кратко.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

450 Заметь, что тот, кто говорит, что богоименования не общи, нечестиво разрывает единство поклоняемой Троицы. 452 Следует заметить, что святой Дионисий цитирует Откровение святого Иоанна Евангелиста, ибо это изречение находится там. А то, что святой Дионисий знал, что божественный евангелист был на Патмосе, где и откровение видел, это ты узнаешь из десятого его послания, которое он послал к самому святому евангелисту и богослову Иоанну. 455 Заметь, что Богородящей божественностью он называет Отца, а Сыновней божественностью – Единородного. 457 Заметь, что когда он говорит: «Все – от Бога», – он собирательно обозначает всю божественность, т.е. Святую Троицу. А говоря: «Все через Него и в Нем было создано», – он расширительно указывает на ипостаси. Ибо все восприняли это применительно к творящему Слову. 461 Говорится в псалмах: «Ибо у Тебя источник жизни» ( Пс.35:10 ), – и у Иеремии: «Оставили Меня, источник воды живой» ( Иер.2:13 ). Так что Бог называется Источником как своего рода Утроба, Начало и Причина всего появившегося и пришедшего в существо. То, что некоторые имеют обыкновение называть всеобщим, родом, всецелым, всеобъемлющим, каковое содержит в себе что–то, исходящее из него раздельным, божественные Писания называют источающей Причиной. Итак, по причине творческого характера и неистощимости создаваемого Святым Духом и потому, что Святой Дух и Сам есть Причина сущего, о чем говорится в книге Премудрости, естественно, что он богословствует о Нем как об источающей Причине. А неоскудеваемость творения постигай из слов: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин.5:17 ), и Дух Святой с Отцом и Сыном тоже вечно неистощимо делает. Сказано ведь: «Пошлешь Духа Твоего, и созиждутся» ( Пс.103:30 ). 462 Прекрасно сказал он «неразвращенными», поскольку и еретики читают Писания и вскармливаются в них, однако же развращают себя. 463 «Боголепным разделением» он назвал, применительно к Святой Троице, знание о неслитности ипостасей. И заметь, что не следует пытаться убедить не принимающих божественного Писания. Ведь богословствовать о Святой Троице как о целом не значит вводить слияние ипостасей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

862 Перед началом слова – значок (две киноварные точки), и на поле у такого же знака киноварью написано: Посреди. 863 Прекрасно сказал Господь у пророка Иезекииля: «Отделите грешников от праведников», – ибо это же и в Евангелиях Он, оказывается, сделал, когда отделил овец от козлов. Вот и в этом Ветхий Завет согласуется с Новым. 864 Заметь, что у ангела, которому было повелено накладывать знак, был «подир, то есть одежда, сходящая до самых ног», и пояс вокруг чресел, – образ, подобный священнику. Ангелами же, имевшими в руках секиры, он указывает на некую карающую силу. Так что отсюда мы понимаем, что ангелы изображаются в виде, соответствующем делу, которое им предстоит совершить; и мы должны осознать это применительно к серафимам, херувимам и другим силам, – что соответственно своему чину они имеют облик. Ведь те, которые поют Трисвятой гимн, представляются многоликими, и Слово поясняет, что их гимн неумолкаем, продолжителен. Так же и о прочих разумей. 866 Заметь, что этим было провозвещено божественное произображение – наложение верным на челе животворного знамения для спасения от губителя. Но тогда это было приказано делать ангелам в облике священников у неповинных, – пояс и одежда, до ног сходящая, указывают ведь на священнолепный облик священника, – ныне же мы сами, изображая у себя, верных, на челе крестное знамение, избегаем врага. Вот и другое сходство Ветхого Завета с Новым. 867 Заметь, что таковы суть троичные чины умопостигаемых сил. Первая триада: престолы, затем херувимы, потом серафимы. Вторая триада: господства, силы, власти; они и средними называются. Третья триада: начала, архангелы, ангелы. Общим же именем все они ангелы. 869 Заметь, что подражанием высшей, таинственной иерархии является то, что совершается сегодня в Церкви. Ведь и священники накладывают печать животворящего креста на приступающих к таинству, чтобы отделить тех от неверных и чтобы те избежали врага. А кроме того, сохраняется и (такое) правило в святой Церкви: что повелено делать иподиакону, не делают меньшие; и что делает священник, не делает диакон; и, просто сказать, каждый имеет подобающую ему службу. Общим же именем все они называются причетниками и (церковно)служителями, – как и ангелы (ангелами). Отсюда следует понимать, почему божественным Стефаном сказано: «Вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Целостностью» же он называет все чины, что сразу же и разъясняет. 1327 То есть усовершить святой хлеб в Тело Христово, чашу – в Святую Кровь, воду – в святое очищение, а неосвященное – в сыноположение, и все остальное подобным образом. 1328 Заметь, что освящать и усовершать миро не есть дело пресвитеров, каковых он и называет иереями, – ни усовершать жертвенник, – чтобы и это было возложено на него, – ни рукополагать. Таковое ведь один иерарх делает, без которого пресвитер ни окрестит, ни совершит приношение, но будет священнодействовать в том, что прежде усовершено епископом. 1336 Рассмотрение очищения. Заметь, что это дело диаконов – раздеть и разуть крещаемых, поставить к западу и тут же перевести к востоку. 1339 Заметь, что епископ и дела нижестоящих творит; и первые делают дела вторых и тех, кто под ними, но не наоборот, вторые – первых. 1341 Чего именно образами являются священнические чины: они осуществляют среди людей действия Божии. 1345 Публичное провозглашение – вроде объявления имени, ибо, запечатлевая его, рукополагающий архиерей говорит, называя его по имени: «Печатлеется имярек из пресвитера во епископа во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Подобным образом и в случае пресвитера и диакона. 1347 Поклонение – коленопреклонение. Провозглашение же – это то, что теперь называют публичным именованием, или называнием. 1348 Называние при хиротонии таково: в случае епископа: «О святем отце епископе имярек». В случае пресвитера: «О имярек пресвитере " · 1352 Установлено совершенно непреложно и непоколебимо, что и брата без Бога никто никем не сделает. 1354 Заметь, когда ученики были рукоположены в иереев и что Иисус, хоть и Богом был, Сам не рукополагал, но обещал послать от Отца Дух Святой, что и произошло, когда Он явился им в виде огненных языков. 1356 Имеется в виду, это ясно, святой Петр вместе с другими, когда включил Матфия в число апостолов. 1358 Речение об этом Деяний апостолов в одних книгах можно найти в таком виде: «И дал жребий им», – а в других: «И дал жребий их» (ср. Деян.1:26 ). Чтение «им» согласуется со сказанным ныне божественным Дионисием как имеющее в виду какой-то символ жребия, по откровению или, равным образом, по действию Святого Духа павшего на избранного. По каковой причине и об Искариоте говорит величайший Петр: «Он получил с нами жребий этого служения» ( Деян.1:17 ), хотя привычный нам жребий не имел место в случае апостолов, потому что Господь избрал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010