В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: крещения, миропомазания, покаяния, Причащения, брака, священства и елеосвящения. Сегодня речь пойдет о Таинстве крещения. Каков смысл этого Таинства в целом, и что означают отдельные его моменты? Почему так важно полное погружение крещаемого в купель? Как Крещение преображает человека? Есть такие события и вехи земной жизни человека, которые определяют его будущность – как во временной, так и в вечной перспективе. И Крещение, несомненно, относится к таким поворотным пунктам мирового исторического процесса. Речь идет о выборе личности, обращающей свой взор к Богу. Крещение – это менее всего процедура, отвлеченное действие, но это подлинно священнодействие, в котором встречаются два слагаемых: свободное человеческое произволение и вечная энергия Божества, благодать Святого Духа. Таинство это, совершаемое и над младенцем, и над возрастным человеком, начинается с наречения имени в так называемой молитве восьмого дня. На восьмой день еще в глубокой древности крестили малышей. В этой молитве мы слышим имя небесного покровителя, избранного нами. Так что с самого момента крещения князь Александр Невский, к примеру, или мученица Татиана, или архангел Михаил (в зависимости от пола младенца и выбранного имени) становятся покровителями новокрещенного человека. В имени, как в бутоне, сокрыто многое, однако, по русской пословице, не имя крестит человека, а человек имя. То есть ваши нравственные качества, ваш выбор в пользу добра определяют, насколько вы будете соответствовать жизни вашего святого и насколько полнокровным будет его незримое участие в вашей земной судьбе. После наречения имени в древней Церкви епископ возлагал руку на взрослого крещаемого и читал молитву – особую молитву, с которой начинается период обучения, катехизации, просвещения взрослого человека. Однако речь шла не только и не столько о каких-то занятиях в учебном классе, сколько о вхождении вчерашнего язычника в общину христиан. И, уже проживая совершенно новую жизнь в общении с иными людьми, он стремился отрешиться от языческих обычаев, боролся с самим собой, готовил себя к Таинству Крещения, непременно проходил исповедальную покаянную беседу, непременно с участием епископа или пастыря, переосмысляя всё прожитое, готовился принести Богу клятву, обет веры и верности, отрекшись от власти тьмы, от диавола, который господствовал через помыслы или страсти над этим человеком до его крещения. И особый чин заклинательных молитв , или запрещения, сохранен в целости и неприкосновенности именно в лоне Православной Церкви. Нигде – ни у католиков, ни в армяно-григорианском исповедании – вы не найдете этого развернутого чина, который в глубокой древности был еще более пространным.

http://pravoslavie.ru/90781.html

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Пешков А.А. " decoding="" title="" Доклад на научно-практическом семинаре «Богословские и церковно-практические аспекты Таинств Крещения и Миропомазания» в Нижегородской духовной семинарии 27 февраля 2007 года. Проблема того, что современная богослужебная практика и понимание Таинств нуждаются в переосмыслении в духе святоотеческого наследия, осознавалась еще в начале XX в. — это можно проследить в отзывах епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе, составленных в ходе подготовки к Поместному Собору, состоявшемуся в 1917–1918 гг. В частности, многих смущало несоответствие содержание чина оглашения преобладавшей тогда практике совершения Крещения. Поскольку случаи принятия Крещения уже во взрослом возрасте были в то время редки, многие высказывались за исключение молитв об оглашенных из чина таинства . Некоторые даже предлагали исключить из чина заклинательные молитвы и обряд экзорцизма, как не согласующиеся с «учением Библии» . В настоящее время, при смене церковно-исторической парадигмы, напротив, все больше критики раздается в адрес современного обычая совершать Крещение без предварительной подготовки, и все чаще говорится о практике оглашения. В силу того, что в различных исторических ситуациях понимание важности предкрещальной подготовки было разным, для оценки важности огласительной практики необходимо рассмотреть причины, повлекшие ее становление, рост и последующее угасание. Ключевыми датами здесь можно назвать середину II в. — начало интенсивного становления катехумената; IV в. — время легализации Церкви; и начало VI в. — окончательное угасание огласительной практики. В послеапостольский период Церковь живет напряженным ожиданием скорого пришествия Христа. Взгляд не простирается в далекое будущее, этот мир преходит и эсхатон близок. «Да прейдет мир сей», «Маранафа (Господь грядет)» — молится община тех дней. Кроме того, в этот период еще не было столь острой конфронтации христианской общины и языческого общества . Естественно предположить, что община, сама состоявшая из вчерашних язычников и не имевшая опыта давления со стороны государства, не смотрела на языческое общество как на крайнее зло. Ожидая скорого пришествия Христа, она не требовала от вновь приходящих той длительной практики оглашения и очищения, какую мы встречаем позднее.

http://azbyka.ru/katehizacija/znachenie-...

Священник Совершай отчитку с рассуждением. Поминовение больных на проскомидии Однажды к отцу Порфирию приехал священник. Он хотел получить ответ на один вопрос, который в течение долгого времени очень его беспокоил. Он не мог понять, является ли один его знакомый нервно больным человеком или же он бесноватый. Старец, хотя в тот день и был очень болен, понял, о чем хотел узнать священник, и спросил его: – Ты что, преподобный Антоний Великий , что проводишь отчитки и изгоняешь бесов? В то время этот священник читал больше заклинательных молитв, чем требовалось в случае с больным. – Нет, – отвечает он. – А раз нет, зачем же ты сначала будоражишь бесов своими отчитками, а потом оставляешь им их жертву как игрушку, чтобы они ее мучили? Послушай, отец, что я тебе скажу, – продолжал отец Порфирий. – То, что происходит сегодня, когда некоторые сами себя поставляют в экзорцисты 57 , и еще и принародно, когда собирается много любопытных, проводят отчитки, – является великим грехом! Это недопустимо! Разве ты не знаешь, что бесы нападают и на здоровых людей, которые, думая, что они бесноватые, приходят на отчитку? Более того, они искушают и священников, ввергая их в ров высокомерия. В последнее время ко мне приходят многие люди, которые считают, что они, побывав на общей отчитке, действительно стали бесноватыми. Отец мой, ты еще молод, и я преподам тебе небольшой урок «высшей математики». Когда священник совершает отчитку, он обращается напрямую к бесам и своей духовной властью повелевает им выйти. Если он не чувствует этой духовной власти, то сам повреждается от бесов. Лучше и правильнее будет вместо того, чтобы повелевать и угрожать бесам, молиться Богу на Божественной литургии, при совершении других таинств и священнодействий, чтобы Он послал Свою благодать страждущему. Тогда благодать Божия подобно вечерней прохладе покрывает болящего, а священник не подвергается опасности пасть в ров искушений или же быть уловленным в сети превозношения и прелести. Обрати внимание, я не сказал, что над людьми, которые дошли до того, что уже совершенно не могут помочь самим себе, не надо совершать отчитку. Нет. Но надо делать с рассуждением. А заклинательные молитвы следует читать не вслух, а про себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

В.В. Виноградов Отчитать – отчитывать ОТЧИТАТЬ – ОТЧИТЫВАТЬ К области народной русской лексики относятся и многие бывшие профессиональные «церковнорусизмы». Таков глагол отчитать – отчитывать. Глагол отчитать – отчитывать в современной разговорной речи обозначает: 1) «перестать читать, кончить читать; кончить чтение»; 2) «выругать, отделать кого-нибудь, сделать строгий выговор кому-нибудь». В сущности, перед нами два разных слова – омонима. При этом глагол отчитать в дефинитивном значении «кончить читать» ощущается как слово потенциальное, которое легко может быть образовано в случае необходимости, но которое едва ли входит в общую норму лескической системы современного литературного языка. Глагол же отчитать – отчитывать в значении «выругать, отделать» нам кажется обычным в стиле разговорно-фамильярной речи. Его современное значение сложилось не раньше второй половины XIX b. Оно еще неизвестно Далю, который в своем словаре так определяет значения глагола отчитывать – отчитать: «кончить чтенье, перестать читать;//кого, исцелять чтеньем Евангелий или заклинательных молитв» (сл. Даля 1881, 2, с. 794). Те же значения указывались и в словаре 1847 г.: «Отчитывать, ваю, ваешь, отчитать, гл. д. 1) «Оканчивать чтение». Они отчитали псалтирь по покойнике. 2)  «Чтением Евангелий, или заклинательных молитв, исцелять беснуемых». Этот благочестивый иеромонах отчитал уже многих несчастных». В словаре 1847 г. по ошибке сюда же присоединен омоним – отчитать со старинным значением «отчислять, не признавать, отвергать». Например, в Актах Археографич. Экспедиции: «О беззаконныхъ дтяхъ, которые прижиты беззаконно, а родители и иные люди ихъ отчитают» (4, с. 206). Уже этот пример показывает, что здесь форма отчитать относится к несовершенному виду (сл. 1847, 3, с. 140). Это, конечно, совсем иное слово (отчитать – отчесть, считать – счесть; вычитать – вычесть; начитать – начесть и т. п.). Любопытно, что словари Академии Российской еще не знают церковного значения («исцелять чтением») у глагола отчитать. Согласно их указаниям, глагол отчитывать – отчитать значит только «переставать читать» (сл. АР 1806–1822, 4, с. 708).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Глава VIII. Заклинание Значение слова «заклинание» в до-христианском мире. Начало христианских заклинаний и время соединения их с крещением. Заклинания во II веке; состав их, форма совершения и совершитель в это время. Связь заклинаний с крещением в III веке; их совершение и продолжительность. Заклинания в практике Восточной церкви III века. История заклинаний в IV и V в.в. совершение их в это время и совершитель. Заклинаний до VIII века. Совершение заклинаний в VIII-IX в.в. Заклинания в практике греческой церкви с X века до настоящего времени. Совершение заклинаний в практике Русской церкви. После речи о принятии в оглашенные переходим теперь к самому огласительному акту, как церковному обряду. В настоящее время этот акт в свою очередь слагается из трех главных составных актов: заклинаний, или чтения заклинательных молитв, отречения от диавола и сочетания Христу и произнесения исповедания веры. Те же самые акты входили в оглашение и в самое древнее время существования крещального чина в его целом виде. Следуя теперь выше намеченному нами плану, мы сделаем историческое обозрение каждого из этих составных актов в их отдельности и, согласно расположению их в огласительном акте, первее всего останавливаем свое внимание на заклинаниях. При принятии нового члена в лоно церкви, в древней церковной практике, как и в настоящее время, главным, существенным составным элементом обрядовой стороны оглашения были заклинания. Слово заклинание (exorcismus) есть перевод греческого слова « εξορκισμος» ( ρκος, ρκζειν, εξορκιζειν). Глагол ξορκιζω, от которого происходит греческое название заклинания, по своему первоначальному значению, вообще выражает собою понятие «призвания и исповедования имени Божия» 431 . Но дальнейшему употреблению, он означает «что – нибудь предписывать и повелевать именем Бога и в силу божественного авторитета» 432 . Отсюда же, наконец, в специально-церковном употреблении « ξορκζειν» – «заклинать» – означает клятвенно повелевать диаволу выйти из человека, «которым он завладел, и таким образом, «заклинание» означает – «изгнание диавола из человека чрез призвание имени Божия» 433 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

19 января 1870 года собор Почаевской Успенской Лавры доносил Его Высокопреосвященству, что солдатка Екатеринославской губернии Ростовского уезда Екатерининской волости села Екатериновка Ирина Васильевна Волошинова, от роду 37 лет, одержимая беснованием уже шестнадцатый год, бывшая во многих святых местах с мольбой об освобождении ее от злого духа, но нигде не получившая исцеления, прибыв 27 декабря 1869 года в Почаевскую Лавру, 14 января 1870 года, по милости Божией, совершенно освободилась от духа беснования. Обстоятельства ее болезни и исцеления следующие. Прибыв в Почаевскую Лавру в сопровождении своего пятнадцатилетнего сына Михаила, Ирина Волошинова хотя и присутствовала при богослужениях в лаврских церквах, но шла туда по принуждению, часто сопротивлялась до того, что ее приводили силой несколько человек. В самой же церкви она постоянно издавала неистовый крик, ни на кого не смотрела и только в стенаниях произносила разные несвязные слова, ругательства и хулы, покушаясь даже ударить кого-нибудь, особенно служащих, но ее удерживали. В сильных припадках она падала на землю, кричала, чем возбуждала к себе сострадание. Она обращала на себя внимание еще и потому, что находившийся в ней бес вел разговор мужским голосом. Столь явное озлобление врага рода человеческого возбуждали в лаврской братии особенное усердие к молитвенному возношению об исцелении страждущей при всех церковных службах и в особенности перед чудотворной иконой Божией Матери и перед нетленными мощами преподобного отца нашего Иова. После исповеди больную причастили Святых Тайн, и иеромонах Иоанникий, как чередной Пещерной церкви, по совету и благословению наместника Лавры начал совершать над больной первоначально освящение воды, а потом и Таинство Елеосвящения с чтением заклинательных молитв святого Василия Великого , что исполнено было 11, 12 и 13 января после литургии. Во время этих священнодействий, особенно во время помазания елеем больная так бесновалась, что несколько дюжих мужчин не могли удержать ее. Наконец, 14 января, по совершении над ней водоосвящения, когда при чтении заклинательных молитв не без усилий она была помазана елеем от лампад Божией Матери и преподобного Иова, бес с криком: “Куда мне выйти?” -· поверг женщину на землю и начал мучить её до того жестоко, что она казалась мертвой. На грудь ей положили копию чудотворной иконы Божией Матери, а на лицо – честный крест. Через некоторое время, после страшных припадков лицо ее приняло надлежащий вид, она встала, начала креститься, молиться и благодарить Господа и Пречистую Его Матерь за явленное ей милосердие. (Прот. А. Хойнацкий . Волыно-Почаевский патерик. С. 206).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Разделы портала «Азбука веры» Экзорцист (от греч. ξορκζω (эксоркидзо) — заклинать) – 1) церковный чин в ранней церкви; 2) член Церкви , занимающийся изгнанием демонов из одержимых ими людей (при посредстве молитв, при содействии Божественной благодати ). Цитаты об экзорцисте «Особый церковный чин экзорциста появился в III в. Он был ниже диакона, но выше чтеца и привратника. О чине экзорцистов впервые упоминается в письме папы Корнелия (до 253), которое цитирует Евсевий ( Церковная история. 6.43.14 ). Десятое правило Антиохийского собора (341 г.) позволяло сельским епископам рукополагать экзорцистов. В обязанности экзорциста входило изгнание бесов из катехуменов , а также одержимых . При рукоположении будущему экзорцисту епископ торжественно передавал книгу, в которой были собраны молитвы для изгнания бесов, и произносил при этом следующие слова: “Прими и запомни, и да будешь иметь власть возлагать руки на одержимого (energumenum), как крещеного, так и катехумена”. Отметим, что в некоторых церквах экзорцистов специально не рукополагали, так как считали умение изгонять бесов, подобно пророческому призванию, особым харизматическим даром. При отсутствии экзорцистов изгнание бесов поручали пресвитерам и диаконам ». диакон Павел Гаврилюк «Священное Писание, в частности Деяния апостолов, свидетельствует, что одним из даров Святого Духа, в обилии подававшихся христианам древней Церкви, был и дар изгнания нечистых духов из одержимых ими. И Сам Господь, указывая на те дарования, которые будут присущи истинно уверовавшим в Него, говорил Своим ученикам и апостолам: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов…» ( Мк.16:17 ). И сила веры первых христиан, самая их жизнь по этой вере были первоначально таковы, что именем Христовым они действительно заставляли демонов выходить из тех, кто, по евангельскому слову, сделался для них «домом» ( Мф.12:43-45 ). Со временем, когда церковная жизнь стала приобретать все более и более «организованный» характер, то есть по мере установления в ней различных степеней уже не только священно, но и церковнослужителей (таких, например, как чтецы, иподиаконы и т.п.), в Церкви появилась и такая степень, как экзорцист. В обязанность экзорцистов входило, например, чтение так называемых заклинательных молитв над оглашаемыми, готовящимися к принятию крещения, чтение подобных молитв над страждущими от нечистых духов.

http://azbyka.ru/ekzorcist

Крещение Крещение есть таинство, в котором крещаемый, при троекратном погружении в воду с произнесением слов: Крещается раб Божий во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Св. Духа, аминь», очищается от грехов и возрождается для кизни духовной, благодатной. Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то крещение не повторяется. Оно полагает в душе печать неизгладимую. Взрослого, т.е. начиная с 7-милетнего возраста, желающего креститься, святая Церковь не прежде допускает до святого крещения, как наперед испытав, искренно ли он желает оставить прежние заблуждения и войти в общение с Православною Церковью, и огласив его, т.е. научив вере Христовой. Оглашение совершается и при крещении младенца. Тогда за него отвечают восприемники, которые и поручаются за веру крещаемого. Оглашение совершается одинаково над всяким младенцем, имеет ли младенец православных родителей или иноверных. Над возрастными же оглашение совершается не над всеми одинаково. Иначе, например, оно совершается над иудеями, иначе над магометанами, при крещении возрастных соблюдается следующее: желающие креститься сначала молитвословиями и священнодействиями отделяются от общества неверующих, при этом им нарекают христианское имя. Затем совершаются три оглашения. Первое и второе оглашение бывает только над возрастными. Третье оглашение совершается и над возрастными, и над младенцами, в нем совершается отрицание сатаны и сочетание Христу. Священнодействиями и молитвами отгоняется диавол. Священник дует трижды на лицо оглашенного, знаменует чело его и перси трижды и налагает руку на главу его, и читает сперва предогласительные, а потом молитвы заклинательные. При окончании заклинательных молитв священник опять совершает дуновение. Затем бывает отречение самого оглашенного от сатаны. Оглашенного священник обращает на запад, к той стране, на которой появляется тьма; потому что сатана, от которого надлежит отрекаться, есть тьма и во тьме имеет державу. Стоя в таком положении, оглашенный, по троекратному вопросу священника, отрицается сатаны и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всей гордыни его. Это троекратное отречение оканчивает он тем, что дует и плюет на сатану, показывая немощь диавола и выражая презрение к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский старец Гавриил: Молитва об умерших. О самоубийцах. Афонский старец Гавриил: Молитва об умерших. О самоубийцах.   Старец Гавриил на Святой Горе Афон рассказывает разные случаи, побуждая нас к молитве за умерших и осторожному отношению к осуждению самоубийц. Как всегда ярко и необычно старец говорит об одном из самых загадочных правил: не поминать самоубийц. Молитва за самоубийц в Православной Церкви разрешена келейная, а церковное поминовение строго запрещено. Тем не менее, в настоящее время появилась практика даже заочного отпевания самоубийц, если причины не ясны, и, конечно, по благословению правящего архиерея. Более того, в Смоленске, в кафедральном соборе, есть даже день, когда происходит общее заочное отпевание самоубийц. Говорится, что это даруется благодатью Смоленской Чудотворной Иконы Божией Матери. Впрочем, это правило можно объяснить малоросским в клиром собора, а на Украине, как известно, в церковной жизни уживается множество предрассудков, лишь бы денежки получить… Это не голословные утверждения. Приведем пример одного из самых вопиющих украинских обрядов: заклинательная отчитка с копием. Для тех, кто не знает, лучше и не знать. Тем не менее, украинские маститые протоиереи уже и до Афона добрались. Была даже попытка, по благословению, отчитать с копием всех монахов русского монастыря на Афон е, что закончилось печально.   Так что к украинскоим церковным традициям, как и к их адептам, нужно относиться очень осторожно. Здесь все очень непросто. Зачастую начинается весело, а заканчивается всегда трагедией   Итак, старец Гавриил по-новому взглянул на проблему молитв за самоубийц:     + Комментарии Всего комментариев: 8 2018/03/16, 15:46:50 Ольга, не отчаивайтесь, как сказано одним великим человеком, " бывает, что для того, чтобы жить, нужно больше мужества, чем чтоб умереть " . Займитесь молитвой Иисусовой, в интернете о ней есть. Удачи! Александр 2018/03/03, 13:06:18 Самоубийца - слово такое, пустое, а как же жить - кругом мучения, у правителей мания величия невообразимой гордыни, у мелких чиновников ещё больше мания - обращайтесь куда хотите - хуже будет, буд-то мелкие гордятся, что правителей они указы могут перечеркнуть и издеваться по-своему усмотрению местному мелко-чиновничьему гнёту жизнь отнимать. Умру и прокляну всех чиновников - будьте прокляты во всякие времена и в ваших родах и во всех делах прокляты за все беды, что вы мне сделали своей завистью и желанием " подзаработать " на моем труде - проклинаю чиновников и их детей и все их роды и колена прокляты.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2713

Первые две молитвы Первым делом священник, осенив тебя крестным знамением, и впервые в молитве назвав твоим новым, христианским именем, будет молить Бога, да знаменуется крест единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, в сердце, и в помышлениях твоих, чтобы тебе бегать суеты мира, и последовать повелениям Божиим. И чтобы тебе во время благопотребно соединиться святой Христовой церкви. Это «благопотребное время» настанет уже через полчаса. Но раньше – от момента прочтения над тобой этой и последующей молитв, до собственно крещения проходило, как мы уже говорили, довольно много времени. Вслед за первой молитвой священник, возложив на тебя руку и крестообразно дунув на твое лицо, на чело и на грудь, прочтет вторую молитву, называемую «О еже сотворити оглашенного». Он будет молиться, чтобы тебе, прибегнувшему ко святому имени Господню, сохраниться под Его кровом. После этой молитвы раньше собственно и начинался долгий период оглашения. Человек включался в молитвенную жизнь церкви, слушал огласительные беседы, целью которых было пробудить веру, надежду, любовь христианскую. Но без помощи Божией ничего не бывает. И поэтому священник, как тогда, так и сейчас, в начале молится, чтобы Господь Сам исполнил тебя веры, и надежды, и любви, чтобы дал тебе уразуметь главную истину веры – о Боге как Троице, чтобы дал тебе силы и усердие ходить во всех заповедях Божиих, чтобы очи Божьи на тебя взирали, чтобы уши Его слышали твои молитвы. Также молится, чтобы Бог сподобил тебя и самой благодати святого... крещения, чтобы обновил тебя в живот вечный, и сотворил чадом Царствия Небесного. И пусть вслед за этой молитвой не будет, как в прежние времена, никаких огласительных бесед, и уже почти сразу последует крещение, но ведь тебе всю жизнь учиться, всю жизнь постигать истины веры. Как и во все времена учение и после крещения не прекращалось. Во время чтения над тобой второй молитвы ты должен бы стоять, в знак твоей покорности, во единой ризе, непрепоясанным, с непокрытой головой, разутым, со смиренно опущенными руками. Помощь Божия нужна тебе не только – возрастать в положительных знаниях и навыках, но и – успешно противостоять нашему извечному, не дремлющему врагу, диаволу. Поэтому после молитвы «О еже сотворити оглашенного», священник будет читать над тобой заклинательные молитвы, чтобы освободить от власти диавола, или как его еще называют, сатаны. Ты спросишь: а это еще кто такой? С чего вдруг понадобилось от него отрицаться, и когда это я успел с ним сочетаться?.. Тут необходимо сделать экскурс на семь с половиной тысяч лет назад, почти к самому моменту творения мира, когда наши прародители Адам и Ева были еще в раю, и ни для какой Божией твари не было еще ни смерти, ни страданий. Читать далее Источник: Твое Крещение/Протоиерей Вячеслав Резников. – Москва : ООО " Соверо-принт " , 2005. - 64 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010