А. У мира не было начала. Исконная необъятная бездна Океана, будучи божественной по природе, родила из себя всех богов и все, что наполняет небо и землю. Б. Хаотическая Бездна бога-Океана (или богини) была побеждена молодыми богами, ею же порожденными. Именно они внесли порядок в Хаос, образовали и населили землю, создали людей как своих слуг, обреченных работать на них. В. Изначала было два божества — Света и Тьмы. Воюя между собой, они создают тот облик мира, какой он имеет сейчас. В этих верованиях, которые исповедовали люди повсюду от Индии до Греции, просматриваются основные религиозно-философские воззрения: — учение о нераздельности Бога и природы (пантеизм); — взгляд на природные явления как на форму деятельности множества богов (политеизм); — понятие о двух исконных божественных началах (дуализм); — взгляд на бесконечность мира, образующегося из стихий; — представление о космогенезе как результате битвы богов; — вера во всеобщую богиню-Мать (позднее образ ее слился с понятием о слепой Судьбе и Необходимости); — взгляд на Вселенную как обреченную оставаться неизменяемой или двигаться по кругу вечного возвращения; — убеждение в возможности человека магически (заклинаниями, ритуалами и пр.) воздействовать на божественные силы, чтобы обеспечить себе благоденствие. Многим из этих воззрений суждена была долгая жизнь, а в эпоху создания Библии они полностью господствовали среди окружавших Израиль народов. «Христианское богословие, — пишет С. Трубецкой, — слагалось в борьбе с ересями. Еврейская религиозная мысль развивалась в упорной и тяжелой борьбе с язычеством — иноземного и отечественного происхождения». Тема этого противостояния сокровенно присутствует уже в первой главе Бытия — в Шестодневе. 4. Шестоднев (Быт 1,1–2,4а). Шестодневом принято называть картину творения, нарисованную в Быт 1,1–2,4а. Она открывается величественными словами: «В начале сотворил Бог небо и землю». Здесь нет ни борьбы богов, ни предвечной материи, ни богини-Бездны (Океана), из которой образуется мир. Все совершает волю единого, личностного Творца. По Его слову возникают свет и тьма, отделяются воды от суши, загораются на небосклоне светила, море и земля порождают растения и животных. И наконец, Бог создает человека по Своему образу и подобию. Повествование Шестоднева кратко, ибо оно есть только введение в Св. Историю, через которую познается воля Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Отсюда идея была заимствована Платоном. Принимал ее и Ориген , а за ним множество еретиков, а также всякого рода оккультисты, и в наше время – последователи новых восточных религий. [lix] Экстаз (от греч. κστασις – смещение, исступление, восторг) у Аристотеля понимался как переход, у Плотина – как некое сверхумное созерцание, когда душа, отбросив все чувственное и интеллектуальное, возвышается над бытием и соединяется со сверхбытием. Экстаз возможен только для души, очищенной катарсисом. Понятие экстаза присутствует в сочинениях Оригена , свт. Григория Нисского и в «Ареопагитиках». В этих сочинениях экстаз понимается как выход человека за пределы своего разума и телесных ощущений – необходимое условие для личной встречи человека с Богом, снисходящим к нему и «выходящим» для этого из Своей Собственной сущности. [lx] Мистерии (от греч. μυστριον – таинство, тайна) – тайные культы языческих божеств, в которых могли участвовать только посвященные, мисты. Состояли из драматизированных постановок того или иного мифа, сопровождавшихся определенными ритуалами, процессиями, заклинаниями, оргиями и пр. Первые мистерии были связаны с культами Осириса и Исиды в Египте, Таммуза в Вавилонии, Деметры в Греции и т.д. [lxi] Онтологический (от греч. οντος – сущее) – имеющий отношение к бытию, к его фундаментальным принципам, в отличие от феноменологического, представляющего собой явления в том виде, в каком они восприняты нашими органами чувств и отрефлексированы сознанием. [lxii] Атман – одно из основных понятий индуизма, обозначает душу, субъективное психическое начало, как индивидуальное, так и универсальное. Это субъективное начало соотносится с объективным началом – брахманом, первичной реальностью, абсолютом, безликим божеством, являющимся единственной реальностью, лежащей в основе мира-иллюзии. Не существует ни тела человека, ни мысли, ни всего видимого мира,– это все майя, результат эманации брахмана. Постижение тождества атмана и брахмана открывает человеку возможность освобождения, достижения мокши, что составляет одну из основных заповедей индуизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Из представленных нами свидетельств церковных писателей данной эпохи, указывающих мотив к продолжительности заклинания, можно видеть, что ему придавалось большее значение. Однако, отсюда не следует заключать, будто пастыри Церкви понимали заклинание, как средство, которое совершенно освобождает человека от власти диавола и совершенно очищает его от грехов. Как и всегда, так и особенно в это время, учение церкви было таково, что окончательное очищение от греха и полную свободу от власти диавола мы получаем только в крещении. А заклинания только приготовляют оглашенного к возрождению, усиливая в нем веру – необходимое условие для спасения, и возбуждая к сердечному сокрушению о прежней греховной жизни. В этом смысле писатели Церкви, приписывая заклинаниям большее значение, говорили, что душа не может очиститься без заклинаний, что заклинания даруют ей спасение, и проч. 482 . Совершителем заклинания в это время большею частью был пресвитер, а иногда диакон 483 , а по временам заклинатель 484 . Но в настоящее время, когда заклинания стали всюду совершаться по церковному чиноположению над всеми приготовлявшимися к крещению, а обязанность заклинания нередко соединялась с наставлением оглашенных в вере 485 , заклинатели не были уже лицами простыми, по получившими на это право по известному церковному чиноположению. Так можно думать на основании постановления Лаодикийского собора, которое говорит: «Не произведенным от епископа не должно заклинати ни в церквах, ни в догмах» 486 . Это естественно. «Заклинание, как дело церковное требующее для себя и прав законных и орудий чистых, имеет нужду в избрании достойных для совершения его лиц, в начальственном утверждении их и церковном освящении и потому Лаодикийский собор запрещал не освященным, или не поставленным от епископа принимать, на себя должность заклинания 487 . Заклинания совершались над всеми оглашенными в один известный день. Если же кто из них не являлся в назначенный день для принятия заклинания, то за такими обыкновенно посылали нарочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Относительно имен, которыми надписываются помещаемые теперь в Евхологии заклинания, уместно сделать одно – другое замечание. Усвояя заклинания Василию Великому и Златоусту, составители Евхология приписывают авторство их, – можно сказать, – излюбленным в сем случае отдам церкви. Очень может быть, что все эти литургические тексты (и особенно три первые заклинания) теми же именами надписывались иногда и в рукописях. При всем том, имеется целый ряд Фактов и соображений, которые побуждают относиться к такому усвоению авторства – как Василию Великому , так и И. Златоусту – с великою осторожностью, если не сказать сильнее. Так, неспорно, – именем Василия Великого в рукописных Евхологиях надписываются вообще те же самые молитвы, какие с его именем имеются и в печатном Евхологии. Но одновременно с этим наблюдаются и следующие Факты; 1) имени Василия Великого в рукописях усвояются собственно две (а не три) молитвы, и лишь в исключительных случаях это относится также к трем молитвам 10 , и 2) по-видимому имеются случаи, когда в надписаниях подразумеваемых теперь заклинаний ставилось имя не Василия Великого , а Григория Чудотворца 11 . – Равным образом, – заурядное явление, что заклинания, вообще в представителях их, принятых в печатный Евхологий, – надписывались именем Златоуста. Но и здесь имеют место такие наблюдения: 1) Ни в одном древнем Евхологии не встречается заклинаний с именем Златоуста в столь значительном количестве, как это есть в печатном Евхологии; самое большее число, какое из них в рукописном Евхологии надписывается именем этого отца, – три заклинания у да и подобные случаи – исключительны 12 ; обыкновенно же Златоусту приписывается там два, а порою даже одно заклинание 13 . 2) Из принятых в печатный Евхологий заклинаний с именем Златоуста, – в рукописях нередко – первое не надписывается его именем 14 , третье – в принятой (краткой) редакции едва ли и встречается в рукописных Евхологиях, 15 а в пространной усвояется – или Григорию Богослову , или Григорию Чудотворцу , или ев. Епифанию, или даже свмч. Киприану 16 , четвертое же практиковалось в редакциях, резко отличных друг от друга 17 . – Сверх этих специальных наблюдений припомним, как сказано выше, – что в самом древнейшем (известном Барбериновском) Евхологии заклинания совершенно не усвояются какому-либо автору. – Кажется, всех указанных теперь Фактов вполне достаточно, чтобы признать рассматриваемые надписания именами Василия Великого и Иоанна Златоуста по крайней мере подлежащими проверке, если не более того.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

“На видеопленке, содержащей запись телерепортажа журналистки НТВ Ю. Шамаль, представлен сатанинский ритуал, проведенный в ночное зимнее время около одного из подмосковных кладбищ. Участники ритуала – юноши и девушка – произносят клятвы, содержащие в себе выражение поклонения и “бесконечного почтения” к сатане, готовность выполнять все его требования, быть твердыми в своем противостоянии общепризнанным моральным нормам во имя получения плотских удовольствий. Все эти заклинания произносятся и повторяются вокруг “алтаря”, на котором находятся сатанинская “библия”, меч, муляж мужского полового члена, черные свечи, какой-то (судя по бутылке) алкогольный напиток. Присутствующие в ритуальных черных одеждах с надписью “ Церковь сатаны” и сатанинским символом. Можно отметить, что по ходу проведения ритуала и принятия указанного напитка создается все более эмоционально усиливающаяся атмосфера таинственности, исключительности, постепенно нарастающая до экстатической напряженности. На этом фоне вновь повторяются клятвы верности сатане, призывы типа: “Да будут свергнуты без пощады и жалости...”. Обращает на себя внимание ряд существенных деталей: детски-игровой характер поведения и реакций, неопрятный вид присутствующих, в том числе грязные крашенные ногти девушки, ее неспособность быстро и четко прочитать предложенный текст “библии” и др. Заключение У участников записанного на пленку сатанинского ритуала не отмечается психопатологии психотического уровня. Все их действия и высказывания соответствуют практике культа поклонения сатане. Создаваемая по ходу совершения ритуала атмосфера экстатического напряжения способствует усвоению антисоциальных призывов. Ряд деталей может свидетельствовать об инфантильности, социально-педагогической запущенности записанных на пленку участников ритуала. Вовлеченность в практику подобных ритуалов молодых людей с отмеченными личностными чертами может способствовать развитию еще большего подчинения лидерам сатанинских культов”. Практика таких групп достаточно типична. Именно так готовятся неофиты, пополняющие собой ряды активных сатанистов. Характерно, что на пленке не зафиксирован учитель. Возможно, если бы он присутствовал, то какую-либо запись запретил. Во всех подобных случаях учителя-наставники предпочитают оставаться в тени, их подлинные имена не известны зачастую даже их приближенным. Об этом свидетельствуют все сатанисты, проходившие в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского судебно-психиатрическую экспертизу в связи с обвинениями в различных преступлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lyudi-po...

Разнообразие в числе сопровождалось выдающеюся множественностью авторов, которым усвоялись заклинания. В общем, здесь указывается более десяти авторов. В частности, таковыми считаются прежде всего – Иоанн Златоуст , Василий Великий и Григорий Чудотворец , и затем – Епифаний Кипрский , Григорий Богослов , св.-муч. Киприан, Афанасий Александрийский , Ефрем Сирин , св. Христофор, и даже – ап. Петр, пр. Захария и царь Соломон. – Что в некоторых случаях авторство усвояется в настоящем случае заведомо подложно, – о том сами собою говорят имена авторов (как, напр., последние три из только что перечисленных). Но сверх того и вообще-то, более справедливо смотреть так, что за всеми отмеченными теперь авторами скрываются имена неизвестных составителей. О том говорит самая множественность указываемых на сей раз составителей, – множественность, в которой совершенно не видится необходимости, если принять во внимание задачу здесь авторской деятельности. О том же говорят, затем, и те наблюдения, что наибольшая доля всех исчисленных имен встречается в надписаниях заклинаний уже только в поздних литургических сборниках и что в самом древнейшем памятнике заклинания внесены без усвоения их какому-либо автору 7 . – В Евхологиях, – добавим сюда, – заклинания вносились собственно с именами – Златоуста, Василия Великого и Григория Чудотворца ; но имеется случай (и притом очень ранний), когда они внесены сюда и с именами – Епифания Кипрского и даже царя Соломона 8 . Таковы общие наблюдения над заклинаниями в том виде, как они вносились вообще в рукописные кодексы и в частности в рукописный Евхологий. С изданием печатного Евхология, в нем нашли себе место (и несомненно, начиная с одного из самых ранних изданий) и заклинания над бесноватыми. Внесены они были сюда в количестве семи и под двумя именами – Василия Великого (три) и Иоанна Златоуста (четыре). В таком составе они и теперь остаются достоянием Евхология. Что собственно повлияло на такой именно, а не на другой выбор, – мы не знаем. Заметим только, что в наиболее древних списках Евхология заклинания наблюдаются почти всегда в меньшем числе. Это – с одной стороны. С другой – мы не знаем примера такого Евхология (в списках его по XVI в.), где бы число заклинаний совпадало с числом, принятым теперь в печатном Евхологии 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Св. Ипполит Римский (170–235 гг.) описывал то, как должно совершаться в Церкви Крещение и принятие Духа Святого: «В установленное для крещения время епископ пусть вознесет благодарение над елеем, который содержится в сосуде и называется елеем действия благодати . И он берет также другой елей , который заклинает и называет елеем заклинания . Диакон же приносит елей заклинания и становится по левую руку пресвитера, а другой диакон приносит елей действия благодати и становится справа от пресвитера. Когда пресвитер принимает каждого из приступающих ко крещению, пусть повелевает ему отречься, говоря: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и от всего твоего служения (т.е. помощи) и от всех дел твоих». После же того, как каждый отрекся, пусть он (пресвитер) помажет его елеем заклинания, говоря ему: «Всякий дух да удалится от тебя». И, таким образом, пусть представляет его... епископу или пресвитеру, который стоит у воды и крестит... И после того, как выйдет он из воды, пусть пресвитер помажет его освященным елеем , говоря: «Помазываю тебя святым елеем во имя Иисуса Христа». И после того, как крещаемые оботрутся и оденут свои одежды, пусть они войдут в церковь . Епископ же, возлагая руку на них, пусть возглашает, говоря: «Господи Боже, соделавший сих достойными отпущения грехов через омовение возрождения, соделай их достойными наития Духа Святого, пошли на них Свою благодать, чтобы они служили Тебе согласно Твоей воле, ибо Тебе слава подобает. Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви и ныне и во веки веков. Аминь». После этого, наливая освященный елей себе в руку и возлагая ее на голову [крещаемого], пусть говорит: «Помазываю тебя святым елеем, во [имя] Господа Отца Всемогущего и Иисуса Христа и Святого Духа " " [ 13 ] . Отметим важнейшие моменты. 1) Как в древности, так и сейчас, в Церкви для крещения используется два елея – «елей заклинания», которым помазывается крещаемый перед крещением, и «елей действия благодати», то есть миро, которым помазывается уже крещённый, и которое сообщает ему Духа Святого. В Православии до сих пор при Крещении используется елей и миро. Протестанты же понятия об этом не имеют. 2) Как в древней, так и современной Православной Церкви, перед крещением совершается отречение от сатаны. 3) Как тогда, так и сейчас, Церковь верит, что Крещение совершается для «отпущения грехов через омовение возрождения». 4) Так тогда, так и сейчас, Духа Святого верующие получают в Церкви через Миропомазание и только после Крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Кроме этого, заклинания совершались иногда во имя Бога Авраама, Бога Исаака, Бога Иакова, что видно из следующих слов того же Иустина Мученика : «Если вы будете, говорит он, заклинать каким-нибудь именем людей бывших у вас, царей или святых пророков, или патриархов, то никакой демон вам не покорится, а если кто из вас будет» заклинать Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова, то он, вероятно покорится». Впрочем, во всех представленных нами выражениях указывается только на сущность формулы, которой полное произношение нам осталось неизвестно. Писатели II века, упоминая об ней, не сочли необходимым передать ее буквально, как это делает и Минуций Феликс , когда говорит: мы изгоняем их (диаволов), из тел заклинательными словами (под которыми он, очевидно, разумеет формулу) и жаром наших молитв» 445 . Сколько времени совершались заклинания, также нельзя сказать чего-либо определенного за отсутствием фактических данных. Что касается до совершителей этого акта, то по свидетельству Иустина, его могли совершать все христиане, верующие во Христа. «Мы, говорит он, верующие в Распятого при Понтии Пилате Иисуса Господа Нашего, заклинаем всех демонов и злых духов и держим их в нашей власти» 446 . По свидетельству Минуция Феликса заклинания совершали, преимущественно, те из верующих, которые получили для того особенный дар от Бога 447 . Вообще же до III века нет свидетельств о существовании в церкви заклинателей, как особенных должностных лиц. Впрочем, по всем этим вопросам, относящимся к обряду заклинания, более свидетельств дает нам III век, к исследованию заклинательного чина в котором мы теперь и переходим. Как замечено выше, в III веке связь заклинаний с совершением крещения есть факт повсюдный в богослужебной практике того времени. Что это действительно так, в доказательство можно представить не мало свидетельств из памятников христианской литературы III века. Ипполит, упоминая об отречении от диавола, что обыкновенно бывало пред, самым крещением, говорит: «в субботу епископ сзывает тех, кого нужно крестить и когда они, обратившись лицом к востоку, преклоняют колена, простирает над ними руки с молитвою к Богу об изгнании из их членов злого духа» 448 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Алмазов А.И. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры. К истории византийской отреченной письменности. Одесса, 1901, с. 14. Алмазов А.И. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры. К истории византийской отреченной письменности. Одесса, 1901, с. 18. Алмазов А.И. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры. К истории византийской отреченной письменности. Одесса, 1901, с. 18. Алмазов А.И. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры. К истории византийской отреченной письменности. Одесса, 1901, с. 31. Подробнее см. См.: Алмазов А. И. Святые покровители сельско-хозяйственных занятий. – Одесса, 1904; Руководство для сельских пастырей. Приложение. Библейский листок. 1904, вып.8-9. Похоже, что это апокрифическое заклинание, приписанное св. Трифону, восходит к другому апокрифу – житийному повествованию о пророке Иеремии: “На горе, на которой умер Моисей, Иеремия нашел пещеру, внес в нее кивот завета; вход в эту пещеру загородил большим камнем. И камень этот как бы запечатал Иеремия, начертав на нем своим перстом имя Божие, – при чем написание то было подобно написанию железным острием, ибо твердый камень под пишущим пальцем пророка был мягок как воск, а после отвердел по свойству своей природы… В день же всеобщего воскресения ковчег завета вынесен будет из-под запечатанного именем Божиим камня и поставлен на Сионской горе, и все святые соберутся к нему в ожидании пришествия Господа, Который избавит их от страшного врага – антихриста, ищущего их смерти” (Четии Минеи. 1 мая. Житие пророка Иеремии//Жития святых, изложенные по руководству свт. Димитрия Ростовского. – М., 1908, кн. 9, с. 33). См.: Кутузов Б. Церковная реформа XVII века, ее истинные причины и цели. – Рига, 1992, с. 36. Б. Кутузов полагает, что упоминание “имени, которого не может носит камень” заимствовано из жития свт. Сильвестра, папы Римского (Четии Минеи, 2 января), повествующего о прении этого святого с волхвом Замврием. “Волхв Замврий убил вола, прошептав ему на ухо “великое имя”, которое “ни кожа, ни хартия, ни древо, ни камень, ниже какая-либо иная вещь может имя то написанное на себе, содержати”. Когда же свт. Сильвестр, желая показать силу Исуса Христа, обратился к Нему с молитвою о том, чтобы Он воскресил этого вола, “его же Замврий призыванием бесовским сотвори мертва”, то вол немедленно ожил. Итак, имя, которое не может носит камень, есть имя бесовское? Значит, никоновы правщики, поместив это заклинание в Требнике, приписали имени бесовскому большую силу, чем имени Божию” (с. 36). Интерпретация старообрядческого апологета все же слишком тенденциозна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Этот чин (Москва 1892 г. гл. 22) печатается ныне и в Большом Требнике, например, изданном в Киеве 1864 г. В чине содержится заклинание св. мученика Трифона. В Новой Скрижали (гл. 24 § 25) высказано предположение о том, как получил свое начало этот чин. Там читаем, что Св. Церковь , вследствие повествования о св. мученике Трифоне (память 1-го февраля и в месяцесловах протоиерея Вершинского и Архиеп. Сергия), что Трифон повелел бесу выйти из дочери Кесаря Гардиана, не без основания приняла обряд заклинания для изгнания из вредных тварей нечистых духов, силою которых они опустошают поля и вертограды. В Ευ=χολγιοn τ μγα, изданном в Венеции в 1889 году, (стр. 500–503) при напечатании самого заклинания (ξορκισμς), находится историческое сказание, как произошло это заклинание. Сказание изложено самим мучеником Трифоном, что он, живя в Лампсаке пас гусей и получил от Бога Всемогущего внушение (ο=ργ) о местах, где иссохли виноградные лозы, огороды, листья, плоды и усмотрел убытки людей, истощение, и молился на коленях в воздетыми руками Господу, чтобы Он удалил проклятие, и затем Трифон изрек следующее заклинание: заклинаю вас святыми многочисленными Херувимами и т. д. В славянских Требниках нет этого сказания Трифона о составлении им заклинания, но в этих Требниках напечатано самое заклинание. Оно более пространно, чем находящееся в греческом Евхологионе. В старинных же наших Требниках, например в Московском Требнике 1651 года, нет вовсе упомянутого чина. По свидетельству А. И. Алмазова , чин вошел в наш Требник около 1677 г. О заклинаниях Алмазов пишет, что в греческих рукописях западноевропейских и отчасти восточных библиотек мы знаем эту молитву (заклинание), только по трем спискам, – по спискам во всех случаях вне евхологиев (К истории молитв на разные случаи. Одесса 1896 стр. 27–30). Но найденное Алмазовым заклинание, в греческих рукописях, находится в печатном греческом Евхологии 1889 г. (стр. 501). А в заклинании, при его особенностях, содержится нечто непонятное, чему не следовало бы находиться в молитве. В нем читаем: заклинаю вас великим именем, на камени написанным, и не носившем, но разседшемся, яко воск от лица огня. Это буквально точный перевод с греческого текста. В Требниках, изданных во Львове 1696 и 1719 г. напечатана только одна первая часть заклинания, и нет второй, начинающейся словами: Аще преслушаете мене и т. д. Опущенная часть содержит вышеуказанное неясное изложение. Ученый исследователь G. Cave (в книге: Scriptorum есси. historia liter. 1720 г. стр. 73) отрицает мнение, что св. мученик Трифон писал молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010