Положение архиереев в древней Руси было далеко не таково, каким оно является в эпоху после-петровскую. Чтобы убедиться в этом, достаточно только сличить пределы архиерейской власти, как они обозначаются по церковному уставу св. Владимира и по духовному регламенту и другим узаконениям Петра Великого. По церковному уставу св. Владимира число лиц, подлежащих исключительно суду архиерейскому, весьма велико. Сюда кроме лиц, принадлежащих к духовному сословию – относятся еще слепец, хромец, задушный человек (т. е. раб, отпущенный господином на волю по духовному завещанию), сторонник, и – по некоторым спискам – лечец (врач), прощеник (т. е. получивший чудесное исцеление), вдова, калека, прикладень (т. е. находящийся под церковною эпитемиею) и паломник. По узаконениям Петра Великого архиереи не могли управлять даже собственными крестьянами, приписанными к той или другой архиерейской кафедре; даже духовные лица, обвиняемые в политических преступлениях, были судимы светским судом и отсылаемы к архиереям только для снятия сана. – По уставу св. Владимира не только вышеисчисленные классы людей были в архиерейском заведывании, но и все остальное народонаселение русской земли подлежало архиерейскому суду: а) во всех преступлениях против веры и церкви, и б) в делах семейных, понимаемых в самом широком смысле. В частности суду архиереев подлежали: а) еретичество, волшебство и колдовство и укоризна в них, и еще – по некоторым спискам – святотатство, ограбление мертвых тел, повреждение могил 1 или церковных стен, введение животных во храм без нужды и другие, совершаемые во храме не благочиния, и наконец, грехи двоеверия – моления под овином, в роще или у воды; б) похищение жен, вступление в брак в запрещаемых степенях родства, драка между мужем и женою об имении, обличенное прелюбодеяние, развод, побои родителям от детей, тяжбы о наследстве, и еще – по некоторым спискам – обвинение в незаконном сожительстве, неблагопристойная защита мужа женою, покинутие матерью незаконнорожденного дитяти, противоестественные пороки. Епископу же принадлежало наблюдение за правильностью весов и мер 1 . Только дела о разводе и о браке в близких степенях родства остались исключительно подлежащими суду архиерейскому по узаконениям Петра I.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Задушное. Свято-Духов мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. На территории Свято-Духова мужского монастыря Карта и ближайшие объекты …Весной 1767 года под руководством настоятеля Свято-Духова монастыря Ювеналия (Войкова) взамен деревянного было начато строительство кирпичного храма Святой Живоначальной Троицы. На окраине села Духово местные умельцы соорудили обжиговую печь. Глину для формовки кирпича брали тут же. В сезон строительных работ на изготовлении кирпича, производстве кладки, заготовке леса и других материалов было занято более ста человек. Дело спорилось. И уже через три года главный соборный храм Святой Живоначальной Троицы в роскошной растительности красовался посреди монастыря. К осени 1770 года были полностью завершены его внутренняя отделка и роспись. Монастырские записи той поры свидетельствуют: «Вышина сего храма от земли до креста - 17 сажен, ширина - 5 сажен, длина - 39 аршин, осмерик увенчан позлащенным прорезным изящным крестом. Внутри храма: пятиярусный иконостас, в верхнем – местные святые иконы в металлических посребрённых ризах. Иконостас вышиною 18 с половиной аршин, ширина его – 10 с половиной аршин. Перед всеми иконами древнего письма теплятся лампады и стоят изящные посребрённые подсвечники. Постенная живопись, орнаментура и обилие света придают храму изящный вид и настраивают к молитве»… Закрыт Свято-Духов монастырь был в 1918 году. Разрушили же его коммунисты в 1934 году: были взорваны два храма – Свято-Никольский с Крестовоздвиженским приделом и во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Чудом уцелел лишь храм Святой Живоначальной Троицы, поскольку его решили использовать в качестве складского помещения для хранения зерна и запасных частей к сельхозмашинам... В период Великой Отечественной войны храм Святой Живоначальной Троицы был сильно поврежден. От него остались лишь центральная часть с полуразрушенным куполом, алтарь и некоторые несущие конструкции трапезной. После войны храм Святой Живоначальной Троицы тоже использовали в качестве складного помещения. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами. К настоящему времени восстановлены притвор и трапезная часть храма Святой Живоначальной Троицы, ведутся работы по реставрации центральной части и алтаря этого храма. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=08168

Ямская Слобода. Церковь Димитрия Солунского. Церковь Димитрия Мироточивого Карта и ближайшие объекты Село Ямская Слобода отстоит от г. Тулы в 150 верстах и от г. Новосиля в 2 верстах. Село и приход расположены на правом, низменном берегу реки Зуши; так как речка при своем течении огибает его, и местность прихода находится как бы на полуострове, на который во время весенних разливов вода выливается и затопляет даже дома. По сохранившимся сведениям как устным, так и письменным, приход этот образовался около половины XVII столетия из выселившихся сюда жителей г. Новосиля, которым и дана была эта земля во владение с обязательством платить несколько гривен оброка. Со временем они и составили из себя приход. Кроме села, теперь принадлежит этому приходу сельцо Задушное, прихожан муж. пола 991 человек, жен. пола 1062 человека. Приходский храм, во имя св. вмчк. Димитрия Мироточивого, каменный, с колокольнею на деревянных столбах, построена тщанием прихожан в 1810 г. и с тех пор не подвергался существенным изменениям. Причт состоит из священника и псаломщика, церковной земли 68 десятин 240 сажень, в том числе под болотами 6 десятин, под дорогами и оврагами 1800 сажень. В селе с 1893 г. существует школа грамоты, а в сельце Задушном земская школа. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Новосильский уезд, стр. 547. Построен храм Дмитрия Мироточивого по низкому правому берегу реки Зуши. Река обходя омывает село с трех сторон. Силуэт уцелевших до наших дней стен храма виден издалека на подступах к населенному пункту Новосилю. Предположительно, приход храма Дмитрия Мироточивого образовался в 16 веке и состоял из живших здесь отдельной слободой новосильских ямщиков. В период с 16 по 18 век на этом месте переменилось несколько поколений деревянных храмов. В сметной Новосильской книге 1686-1687 годов упомянута слободская Дмитриевская церковь с приделом Святых мучеников Фрола и Лавра. Краснокирпичный храм во имя святого великомученика Дмитрия Мироточивого возведен в 1810 году и до начала 20-го века существенным перестройкам и реставрациям не подвергался. Колокола были подвешены на столбах рядом с церковью. С 1893 года в селе наличествовала школа грамоты и земская школа в селе Задушном. Церковь закрыта в 1930-х годы. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12840

Важнейший памятник отечественного права - «Устав св. Владимира.» Он сохранился в нескольких редакциях. По своему содержанию «Устав» заключает в себе пожалование десятины в пользу Церкви, в нем определены также круг лиц и перечень дел, подсудных святительскому суду. Согласно «Уставу,» к ведению церковного суда отнесены бракоразводные дела («роспуст»), так называемое смилное заставание, которое одни ученые понимают как преступную любовную связь, другие, в частности, А. С. Павлов, - как тяжбу о неустойках, связанных с приданым. К ведению святительского суда отнесено также рассмотрение следующих дел: «пошибание» (изнасилование) и умычка, браки между близкими родственниками, разные виды волшебства (ведьство, зелейничество, потвори, чародеяния, волхвования, зубоежа, еретичество), татьба, гробокопательство, идолопоклонство, осквернение храмов, избиение сыном отца или матери дочерью, неприличное защищение женою своего мужа в драке, противоестественные пороки, убийство матерью незаконно прижитого младенца. К кругу лиц, подсудных церковной власти, в «Уставе св. Владимира» отнесены «игумен, поп, дьякон, дети их, попадья и кто в клиросе, игумения, чернец, черница, проскурница, паломник (или «псаломник.» - В. Ц.), лечец (лекарь), прощеник и задушный человек (вольноотпущенники), сторонник (странник, богомолец), слепец, хромец, моностыреве, гостиницы, странноприимницы.» «Устав» также предоставляет в заведование Церкви торговые места и весы. В древности никто не сомневался в происхождении этого «Устава» от равноапостольного просветителя Руси. Но историк Н. М. Карамзин, ввиду некоторых хронологических несообразностей «Устава» (св. Владимир по «Уставу» - современник Константинопольского Патриарха Фотия), первым стал отрицать его подлинность. В конце XIX века к его точке зрения присоединился академик Е. Е. Голубинский. Подложным считал «Устав св. Владимира» и Н. С. Суворов. Время его составления он относил к концу XIV века, считая, что к подлогу был прикосновенен митрополит Киприан. Однако в свое время Н. М. Карамзину возражал митрополит Евгений (Болховитинов), настаивая на подлинности «Устава.» Оспаривали позицию Карамзина также митрополит Макарий (Булгаков) и В. А. Неволин.

http://sedmitza.ru/lib/text/432371/

Согласно «Уставу», к ведению церковного суда отнесены бракоразводные дела («роспуст»), так называемое «смилное заставание», которое одни ученые понимают как преступную любовную связь, а другие, в частности, А. С. Павлов, как тяжбу о неустойках, связанных с приданым . К ведению святительского суда отнесено также рассмотрение следующих дел: «пошибание» (изнасилование) и умычка, браки между близкими родственниками, разные виды волшебства («ведьство», «зелейничество», «потвори», «чародеяния», «волхвования», загадочная «зубоежа», еретичество), татьба, гробокопательство, идолопоклонство, осквернение храмов, избиение сыном отца или матери дочерью, неприличное защищение женою своего мужа в драке, противоестественные пороки, убийство матерью незаконно прижитого младенца. К кругу лиц, подсудных церковной власти, в «Уставе» отнесены «игумен, поп, дьякон, дети их, попадья и кто в клиросе, игумения, чернец, черница, проскурница, паломник, лечец (лекарь), прощеник и задушный человек (вольноотпущенники), сторонник (странник, богомолец), слепец, хромец, моностыреве (крестьяне, живущие на монастырских землях. – В. Ц. ), гостиницы, странноприимницы» . «Устав» также предоставлял в заведование церковных властей торговые места и весы. В древности никто не сомневался в происхождении «Устава» от равноапостольного просветителя Руси В древности никто не сомневался в происхождении «Устава» от равноапостольного просветителя Руси. Но историк Н. М. Карамзин, ввиду некоторых хронологических несообразностей «Устава» (святой Владимир по «Уставу» – современник Константинопольского патриарха Фотия), первым стал отрицать его подлинность. В конце XIX века к его точке зрения присоединился академик Е. Е. Голубинский . Подложным считал «Устав св. Владимира» и Н. С. Суворов. Время его составления он относил к концу XIV века, считая, что к подлогу был прикосновенен митрополит Киприан. Однако в свое время Н. М. Карамзину возражал митрополит Евгений (Болховитинов), настаивая на подлинности «Устава» . Профессор А. С. Павлов высказал компромиссную точку зрения на происхождение «Устава св. Владимира». Он писал:

http://pravoslavie.ru/157669.html

Уставом Владимира к этому разряду лиц причисляются: лечец, прощенник, задушной человек и все люди, жившие в монастырях, больницах, гостиницах, странноприимницах, разумеется, церковных, а также паломник, сторонник, слепец, хромец. По смыслу и позднейших памятников определявших пространство церковного суда над мирянами, стоявшими в особенно близком отношении церкви, к числу таких мирян относились лица, обозначенные Владимировым уставом 73 . Наконец, церковный суд в древней Руси распространялся над лицами, жившими на землях духовного ведомства и дворовыми людьми этого ведомства. Обыкновенно почти всегда вместе с пожалованием земель от власти гражданской всегда жаловалось духовенству и право судить живших на ней людей; впрочем, оно иногда было жалуемо и независимо от пожалования земли. Право суда относилось здесь не только к делам гражданским, но и к делам уголовным; обыкновенно, хотя не всегда исключались от него только дела о душегубстве, разбое и воровстве. Помимо дел юридического свойства гражданского характера в ведомстве древнерусской церкви заключалось немалое количество и других дел, которые с течением времени перешли в ведомство власти гражданской, как ближе относящиеся к последней по своим свойствам. Таковыми прежде всего были дела общественной благотворительности в самом обширном значении этого слова. Не только церковь и духовенство своими увещаниями возбуждали проявление общественной и частной благотворительности в обществе, не только указывали направление для той и другой, но обыкновенно принимали под свое непосредственное попечение и самые благотворительные заведения. Такими широкими границами захватывался круг церковного ведомства в древней Руси. Рассматривая его, мы находим, что в его составе был целый ряд дел чисто гражданского нецерковного характера. Соприкасаясь тесно кругом своего ведомства с государственной гражданской жизнью, древнерусская допетровская церковь соприкасалась с ней еще теснее устройством внешних форм своего управления. Известно, что существенные черты церковного управления, определенные уже отчасти в Священном Писании , но раскрытые главным образом в различных канонических постановлениях православной церкви, были приняты во всей силе и нашей русской церковью и всегда считались у нас необходимым условием истинно православной церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

На рубеже XV века центром лицевого шитья становится Москва и подмосковные монастыри. Пелены и целые шитые иконостасы, хоругви и знамена сопровождали различные торжественные шествия и церемонии, а также воинские смотры и походы. Мастерские существовали не только в кремлевских соборах и крупных монастырях. Они были устроены практически во всех храмах Руси. В домах имелись особые комнаты, отведенные для женского рукоделия, — «светлицы», где под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Ювелирное искусство Чеканное и ювелирное дело, производство золотых и серебряных изделий, украшенных эмалью, сканью и драгоценными камнями, — все это пришло на Русь с принятием христианства. Золотых и серебряных дел мастера (кузнецы) и ювелиры изготовляли ризы на иконы, раки, оклады Евангелия, кресты, образки, сосуды, архиерейские и княжеские шапки, венцы, диадемы, бармы, гривны или ожерелья, перстни и печати и т. д. Учителями русских людей в технике перегородчатой эмали и скани, золотых и серебряных кружев, плетений были византийцы. В «Повести временных лет» говорится о том, что князь Владимир после крещения в Корсуни «взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе». Древнерусские нательные кресты с изображением Распятия, XI–XIII вв. Ювелиры в Древней Руси назывались «златарями» или «серебряниками». Ювелирное производство было распространено в основном в крупных городах. Часть изделий шла на широкий сбыт, другая часть делалась по заказу. Князья покровительствовали ювелирам. Среди городов, где было развито ювелирное дело, выделялись Рязань, Киев, Полоцк и Новгород. Благотворительность В «Уставе князя Владимира» определены те категории жителей Древней Руси, которые находятся в ведении Церкви, среди них, кроме священно- и церковнослужителей, «вдовица, калика, стороник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец». Под церковным покровительством находились также монастыри, больницы, гостиницы, странноприимные дома. Сиротские сады и поля — еще одна из удивительных традиций. Их сажали для поддержки семей погибших воинов — они кормили вдов, детей-сирот, сестер и матерей. В «Повести временных лет» говорится о щедрой благотворительности князя Владимира:

http://blog.predanie.ru/article/zavety-k...

Довлеть – быть достаточным; надлежать, следовать Докончалная ( грамота ) – договор, соглашение Доличить – изобличить Дом церковный – в ведении епископа, которому были подчинены кафедральный собор и епископский двор со всеми церковными и светскими служителями. В Новгороде, например, домом святой Софии называлась вся совокупность владений архиепископа Домовые люди – лица, отбывающие наказание в церковном доме Донеле – (союз) пока не Доправить бесчестие – денежное возмещение в пользу оскорбленного; взыскать Допряма – точно, достоверно Думной человек – входящий в состав совета, княжеской или царской думы Евалтигер (гевальдигер) – полицейский чин в армии Елико – сколько; насколько, в какой мере; так что; чтобы Елма – когда Жалоба – горе, печаль Жальник – кладбище, могила Железо – испытание раскаленным железом Живот – имущество, а также жизнь Жидовин – человек, исповедующий иудейскую религию Жилец – житель; тот, кто находится на службе лично при государе Задница – наследство Задушный человек – холоп, отпущенный на свободу по духовному завещанию Зазирать – укорять, осуждать. Совесть зазирает, претит Замкнение – приспособление для запирания, запор; запирание Замкнение – заключение [Третия часть есть, замкнение молитвы Господни... – из «Катехисиса (малого»); стеснение] Зане – так как; потому что Запинати – препятствовать Заставание – нарушение супружеской верности, доказанное свидетелями Заставщик – тот, кто несет сторожевую службу на заставе Засядеть (девка) – не выйдет замуж Зельи – изготовление лекарств, приворотных средств Зубоядение – запрещенный способ драки – кусание противника Идеже – где Иже – который; тот, кто; то, что Изветы – отговорка, предлог; причина; обман, незаконное действие; наговор, навет Изгой – человек, оторвавшийся от своего сословия, напр. разорившийся купец Изнуриться – потратиться, израсходоваться Изустные памяти , заветы – словесные обязательства Инде – в другом месте Ино – так как, ибо Исторы – расходы Истужници (истужники) – группа крестьян, социальный статус которой неясен

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. И по том летом минувшим, создах церковь святую Богородицю и дах десятину к ней во всеи земли Рускои княжения от всего суда 10-тый грош, ис торгу 10-ую неделю 1 , из домов на всякое лето 10-е всякого стада и всякого живота Чюднои Матери Божии и Чюдному Спасу. 4. И по том возрех в греческии номоканун и обретох в нем, юже не подобает сих тяжь и судов судити князю, ни бояром, ни судиям его. 5. И сгадав аз со своею княгиною Анною и со своими детьми, дал есмь святой Богородици и митрополиту и всем епископом. 6. А в ты не ступають ни дети мои, ни внуци мои, ни род мои в люди церковные и во все суды. 7. И по всем городом дал есмь, и по погостом, и по свободам, где крестьяне 2 суть. 8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред Богом, а митрополиту проклинати его сбором 3 . 9. Дал есмь: роспусты, смильное, заставание, умыкание, пошибание, промежи мужем и женою о животе, или о племени, или о сватовстве поимутся, ведство, урекание, узлы, зельи, еретичество, зубоядение, иже отца и матерь бьют, или сын и дочи бьетася, иже истяжются о задници. 10. Митрополичи люди церковныи: игумен, игумениа, (поп, попадья), поповиче, чернец, черница, дьякон, дьяконовая, проскурница 4 , пономарь, вдовица, калика, стороник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и вси причетници церковныи. 11. Аще их кто внидет в вину, судити тех митрополиту и епископам опричи мирян. Комментарии к статьям устава Статья 1. Краткая инвокация (обращение к Богу). Статья 2. Владимир Святославич (ок. 950–1015) – князь новгородский (969–980), великий князь киевский с 980 г. Имя Василий получил при крещении (ок. 987–988). Константин VIII и Василий II Болгаробойца – византийские императоры, правили совместно в 976–1025 гг., современники официального введения христианства на Руси при Владимире (988–989). Фотий – патриарх Константинопольский (858–867, 877–886). Христианство получило частичное распространение на Руси уже в 860-е гг. при Фотии и византийском императоре Василии I Македонянине (867–886), у которого был сын Константин (умер при жизни отца). При Владимире на Руси появился первый митрополит Михаил, присланный из Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимира и Ярослава обязательным законом не только для себя, но и для государства (см. Ханские ярлыки в соч. Григорьева «о достоверн. ярлыков». М. 1842 г. Послание к князю собора 1500 г.. в Чт. О. И. и Др. г. 3-й, 3-й, прим. 15 к ст. Калачева «О Знач. Кормч. Кн. А. И. т. I. 7. стр. 105. «Степен. Книга» изд. М. 1775. ч. I, стр. 142, 152. Прав. Соб. 1861 г. окт., стр. 206, дек. стр. 451—475. 1860г. стр. 253—276, 359—384. Опис. Синодального архива, т. I. 1/18. Список устава св. Владимира, помещенный в выписке законов, действовавших на церковных судах, составленный в 1700 г. по приказанию патр. Адриана для палаты об уложении, у Калачева в ст. «Знач. Кормчей кн.» в конце) — что государственная власть никогда до XVIII ст. не опровергала силы и значения этого законодательства для последующего времени, хотя были настоятельные случаи для этого, если бы она не признавала их обязательности для всего государства,—напр. по поводу соборного послания 1500 года. Этих указаний достаточно для нас при настоящем случае. По короткой редакции устава св. Владимира суду митрополита и епископов подлежат: «люди церковни, игумен, игумениа, поповичеве, чернец, черница, дьякон, дьяконовая, проскурница, пономар, вдовица, калика, сторонник, задушный чедовек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и вси причетницы церковныи.» По обширной редакции устав так перечисляет подлежащих суду церковному: «А се люди церковни, предании митрополиту по правилам: игумен, игуменья, поп, диакон, попадья, диаконица и дети, и кто в крилосе, чернец, черница, проскурница, пономарь, лечец, прощеник, баба вдовица, задушевный человек, прикладен, сторонник, слепец, хромец, монастыреве, больницы, гостинницы, странно-приимницы, a кто порты черпеческыя сврежет. Те люди церковные, богадельные митрополит ведает прожи ими суд иди обида которая или задница» (По спискам «Ист. Росс. Ц. арх. Макария т. I, прим. 236, 237 и 240). Ярослав вед. (Списки в П. С. Р. Летописей т, VI, стр. 84—86. в Ист. арх. Макария. СПР. 1851. стр. 215—221 и мн.

http://sedmitza.ru/lib/text/439424/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010