43. Явление Святых Даров для причащения мирян, последнее явление Святых Даров; благодарение за причащение, заамвонная молитва, раздаяние антидора и окончание литургии После причащения в алтаре священнослужащих, диакон открывает завесу и царские врата и совершается явление Святых Даров для причащения мирян. Священник берет чашу и передает ее диакону. Диакон, с чашей в руках, обращаясь к народу, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Эти действия напоминают нам обстоятельства воскресения Христова: землетрясение, отваление ангелом камня от гроба и явление воскресшего Спасителя женам мироносицам. В это время молящиеся полагают крестное знамение сопровождая его земным поклоном. На клиросе от лица верующих поют радостную песнь: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам». После этого пения священник произносит вслух молитву перед причащением. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое тело Твое и сия есть самая честная кровь Твоя; молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная: яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда; но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих тайн, Господи, но во исцеление души и тела. Перевод. Верю, Господи, и открыто обявляю, что Ты Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти грешных людей, из которых я самый первый грешник. Еще я верю, что этот хлеб (который я принимаю), есть Твое пречистое тело, а это вино– Твоя святая кровь. Я, грешный, молюсь Тебе: помилуй меня и прости мои грехи вольные и невольные: сказал ли я что дурное или сделал, знал я, что грешу, или не знал, сделай так, чтобы я мог достойно причаститься святых Твоих тайн (Тела и Крови Твоей), чтобы мне очиститься от грехов моих и получить жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Разделы портала «Азбука веры» См. также: Минея. Январь. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа В Навечерие Богоявления и сам праздник Крещения Господня в храмах совершается Чин великого освящения воды. Для лучшего понимания богослужения предлагаем вашему вниманию описание этого Чина и некоторые богослужебные тексты, входящие в его состав. Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы). Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектении: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и фелони выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источник.

http://azbyka.ru/chin-velikogo-osvyashhe...

28. Суббота Светлой седмицы. Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра. Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана. Свт. Кирилла, еп. Туровского. Все службы суточного круга – по образцу 24 апреля. Поются стихиры 8-го гласа. На вечерне – прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достояние...». На Литургии прокимен, глас 3-й: «Господь – Просвещение мое и Спаситель мой. Кого убоюся?»; стих: «Господь – Защититель живота моего. От кого устрашуся?». Апостол и Евангелие – дня (субботы Светлой седмицы). Примечание. По заамвонной молитве священник читает молитву на раздробление артоса . По прочтении молитвы артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу (на практике раздроблять артос начинают заранее). Указания Устава относительно артоса см.: Типикон, гл. 50, «В субботу Светлыя седмицы...», и Триодь Цветная, «В субботу Светлыя седмицы...». Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи 1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых...» (см. также в п. 5). 2) На всенощном бдении «Христос воскресе из мертвых...» (трижды) поется, по традиции, вместо «Приидите, поклонимся...» и после «Благословение Господне на вас...», перед началом шестопсалмия (ср.: п. 5). 3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь «Христос воскресе из мертвых...» (единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением. 4) На Литургии «Христос воскресе из мертвых...» (трижды) поется после «Благословено Царство...». Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3-й раз – кончая словами: «...смертию смерть поправ», а певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». В некоторых храмах тропарь «Христос воскресе...» (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно «Христос воскресе...» все три раза поет хор.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-11/

Июнь 1 июня Сегодня крайне тяжело, тесно было у меня на сердце от вчерашней водки (полторы рюмки) выпитой за городом у A.B. Мурашова и от излишнего чаю. Чтобы поддержать духовную жизнь, надо не на очередных неделях ходить в церковь к богослужению, читать и петь и поклоняться Господу. Вот, живота и силы не имею в себе, чтобы говорить ектении в церкви, когда не служу целую неделю и только гулял на воздухе свежем; умерла душа моя; терны в боках моих и в сердце моем – терны лютые, лапы бесовские. Зачем я еще сверх златого – другого, или третьего вещественного образа креста желаю, сам будучи живым образом Живого Бога, Творца и Промыслителя и Спасителя моего? Безумно это. Желаемая мною награда или даже посрамление, полученное мною от начальства, в сравнении с тем, что я имею от Господа, есть ничто, дым, призрак, мечта. Слава Господу, даровавшему мне бездну милосердия Своего в совершении Таинства Причащения и в самом причащении. Оно для меня очищение, освящение, свет, сила, слава, дерзновение, обожение и живот вечный. 1 июня Благодарю Господа, исполняющего молебные молитвы наши и подающего просящим того, чего они желают на духовную и телесную свою потребу. Это утешает меня и укрепляет мою веру и надежду. 2-го июня Целую неделю я не служил во храме, а вчера вечером я покурил сигару и пил чай со сливками, но как за сигару жестоко я поплатился и за всё чревоугодие на неделе! Упадок нервов крайний: всякая мысль противная раздражала и приводила в робость, боязнь, в страх: царскую фамилию не мог говорить на великом входе; ихже даруй... тоже, заамвонную молитву с пропусками... 3 июня Прогневал я вчера Господа моего после литургии тем, что сверх меры съел пирог с палтусиной в одном месте и палтусину в другом и тем обременил себя и благодать Божию отгнал от себя, а оттого было мне очень трудно служить вечерню. Помилуй, Господи! Даждь мне быть осторожным впредь. По греховности моей всё блазнит мне: сегодня за утреней пришла боязнь в сердце от женщины в шляпке; смутившись, я не мог говорить из-за этого малых ектений на каноне и просительных ектений. Вот плод лицезрения и тщеславия! Ни на чьи лица не взирай, как служитель Самого Господа, как ангел Господа Вседержителя; на единое Лице Божие, преимущее 94 и владычествующее надо всем, взирай неуклонно, чистым сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Молитвы Евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной Литургии) Источник Восточная Православная Церковь в настоящее время имеет во всеобщем употреблении две литургии. Одна из них приписывается св. Василию Великому , а другая – столь же славному отцу Церкви, св. Иоанну Златоусту . Литургия св. Василия совершается 10 раз в году: в связи с вечерней накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления, как бы открывая собой торжества этих праздников 1 , в пять воскресных дней Великого поста, также выделяя торжественность этих дней в ряду дней Четыредесятницы, в Великий Четверг, когда воспоминается установление Евхаристии Господом, в Великую Субботу – опять же в связи с вечерней этого дня, вводя нас, подобно литургии навечерия Рождества Христова и Богоявления, в предстоящее торжество торжеств праздника праздников – Воскресения Христова. Десятая литургия совершается в день кончины св. Василия – 1 января. Редкое, но связанное с особо торжественными праздниками церковного года, совершение литургии св. Василия выделяет эти дни от прочих дней года, когда полагается литургия св. Иоанна Златоуста . Не исключена возможность, что когда-то литургия Василия Великого совершалась и в другие торжественные дни церковного года. Так можно полагать потому, что в более древних евхологионах она помещается прежде литургии Иоанна Златоуста . В евхологионе IX века, хранящемся в Ленинградской государственной публичной библиотеке под Гр. 226 и известном под названием Порфирьевского, после литургии Василия Великого даны особые заамвонные молитвы на праздники Сретения, Богоявления, недели Мясопустной, 1, 2, 3, 4 и 5-й недель Великого поста, Недели ваий, Великого Четверга, Пасхи, Антипасхи и для праздников вообще 2 . Впрочем, обе литургии – и Василия Великого , и Иоанна Златоуста  – не отличаются одна от другой ни в обрядовых действиях, ни в самой конструкции чинопоследования в целом. Обе литургии имеют один и тот же чин проскомидии, одно общее начало, малый вход, молитву Трисвятого, чтение посланий апостольских и Евангелия, молитвы об оглашенных и верных, великий вход. Обеим свойствен один и тот же порядок благословения освящаемых Даров, возношения их, причащения и окончания богослужения. Более того, в обеих литургиях имеются одни и те же молитвы. Такова молитва в конце чина проскомидии «Боже, Боже наш, небесный хлеб», молитвы антифонов, молитва Трисвятого «Боже Святый, Иже во святых почиваяй», молитва перед чтением Евангелия «Воссияй в сердцах наших», молитва прилежного моления «Господи Боже наш, прилежное сие моление», молитва перед великим входом «Никтоже достоин», молитва перед возношением Даров «Вонми, Господи» и, наконец, заамвонная молитва. В силу изложенного естественно возникает вопрос: в чем же, собственно, заключалось литургическое творчество этих святителей?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 11 мая 2024 года 28. Суббота Светлой седмицы. Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра. Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана. Свт. Кирилла, еп. Туровского. Все службы суточного круга – по образцу 24 апреля. Поются стихиры 8го гласа. На вечерне – прокимен великий, глас 8й: «Дал еси достояние…». На Литургии прокимен, глас 3й: «Господь – Просвещение мое и Спаситель мой. Кого убоюся?»; стих: «Господь – Защититель живота моего. От кого устрашуся?». Апостол и Евангелие – дня (субботы Светлой седмицы). Примечание. По заамвонной молитве священник читает молитву на раздробление артоса . По прочтении молитвы артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу (на практике раздроблять артос начинают заранее). Указания Устава относительно артоса см.: Типикон, гл. 50, «В субботу Светлыя седмицы…», и Триодь Цветная, «В субботу Светлыя седмицы…». Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи 1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых…» (см. также в п. 5). 2) На всенощном бдении «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется, по традиции, вместо «Приидите, поклонимся…» и после «Благословение Господне на вас…», перед началом шестопсалмия (ср.: п. 5). 3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением. 4) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется после «Благословено Царство…». Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3й раз – кончая словами: «…смертию смерть поправ», а певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». В некоторых храмах тропарь «Христос воскресе…» (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно «Христос воскресе…» все три раза поет хор.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский Принесен бывает артос, сиесть хлеб на сие приуготовленный, и на нем крест написанный обычно, к иерею в олтарь, по совершении Божественныя Литургии и по заамвонней молитве. После заамвонной молитвы перед Царскими вратами выносится артос, совершается его троекратное каждение. Рекшу диакону: Господу помолимся. И клиру: Господи, помилуй. Диакон: Господу помолимся! Хор: Господи, помилуй. Чтет над ним иерей молитву сию: И читается настоятелем следующая молитва Боже всесильный и Господи Вседержителю, иже рабом Твоим Моисеом во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горькия работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на кресте закланнаго волею нас деля Агнца, вземлющаго всего мipa грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих, и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу возсылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Всесильный Боже, Господи Вседержитель! Ты повелел чрез раба Твоего Моисея при исходе Израиля из Египта и освобождении народа Твоего от горького рабства фараону заколоть агнца, прообразуя добровольно закланного за нас на Кресте Агнца, подъемлющего грехи всего мира, возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, через Которого мы получили освобождение и выход из вечного рабства врагу и избавление от несокрушимых уз ада. Так и мы, рабы Твои, в честь и славу, и в воспоминание о славном воскресении Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, ныне в этот всесветлый, и преславный, и спасительный день Пасхи, принося этот хлеб пред Твоим величеством, смиренно молим Тебя: воззри на этот хлеб, благослови и освяти его. Нас же, его принесших, и целующих его, и от него вкушающих, сделай участниками Твоего небесного благословения и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою удали, здравие всем подавая. Ибо Ты источник благословения и исцелений Податель, и Тебе славу воссылаем, Безначальному Отцу, с Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благими Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitva-n...

Arhiva În Sâmbta Mare Întâistttorul Biserici Ruse a oficiat Liturghia sfântului ierarh Vasile cel Mare la catedrala „Hristos Mântuitorul”, or. Moscova 11 aprilie 2015 17:09 11 апреля 2015 года, в Великую Субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан священника диакона Александра Туманова, клирика храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес священник Иоанн Нефедов, клирик Храма Христа Спасителя. По заамвонной молитве Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение хлеба и вина. Святейший Патриарх вознес молитву о мире на Святой Земле, которая ежегодно совершается в Великую Субботу во всех храмах Русской Православной Церкви. Перед началом молитвы, обращаясь к верующим, Святейший Владыка сказал: «По традиции во всех храмах Церкви нашей, и не только Русской Церкви, в Великую Субботу возносится особая молитва о мире в Иерусалиме — в том граде, где пострадал и воскрес Господь наш Иисус Христос, и в котором до сих пор нет мира. Пусть молитва Церкви приклонит мир к сему святому граду и ко всему миру». Затем Святейший Патриарх Кирилл произнес молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, Крест претерпевый и смерть спасения ради рода человеческаго, во ад сошедый, тридневное погребение приемый, смерть поправый, диавола упразднивый и разрушивый вражды средостение, приими молитву смиренных раб Твоих, купно с Давидом псалмопевцем Тебе вопиющих о мире Святаго Сиона, Престола Царя Великаго, Матере Церквей, Преславнаго Иерусалима.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4036914...

Разделы портала «Азбука веры» Скажите пожалуйста, почему на Всенощном бдении (кроме Литии) дьякон возглашает “Главы наша Господеви приклоним”, а на Литургии “Главы ваша Господеви приклоните”? Вопрос закрыт для новых ответов. 3 Ответа Такое различие, на самом деле, вовсе не случайно. На литургии всего дважды употребляется этот возглас, и в обоих случаях, он относится к тем лицам, которые не будут причащаться на этом богослужении. В первом случае — это оглашенные, во втором — люди, которые уходят непосредственно перед причастием домой. Священник Михаил Желтов поясняет: Эту практику (дать людям законную возможность уйти до причащения) ввели где-то в конце IV века — когда причащение происходило под двумя видами, а храмы были большими, оно длилось долго и непричащающиеся начинали со скуки плохо себя вести (об этом подробно говорит, например, свт. Иоанн Златоуст ). Вот для них и ввели дополнительную главопреклонную молитву — чтоб не ждали. В литургии свт. Василия эту молитву сейчас переделали в молитву перед причащением (я имею в виду содержание самой молитвы; переделали потому, что с заменой огромных базилик небольшими храмами и уменьшением времени причащения давным-давно позабыли, зачем она была когда-то введена), а вот в литургии Златоуста она доныне осталась по содержанию примерно такой же, как и ее пара — заамвонная молитва (т. е. в ней говорится о мирских делах — и это понятно, ведь люди возвращаются из храма к своим повседневным заботам). Кстати, практика уходить на “Святая святым” (т. е. ровно после этой молитвы!) тем, кто не может или не хочет ждать до конца литургии, доныне очень даже жива. Короче, на всенощной преклонять головы приглашаются все, а на литургии — только отдельные категории молящихся. Отсюда и разница. Понял, спасибо. Извините, вопрос про повторение молитв и возгласов я удалил, чтобы не вступать в спор. Возможно, со временем я научусь молиться, просто слушая. Спасибо за ответы Во время ектений на Всенощном бдении (и не только), молитвы произносятся дьяконом от всех присутствующих. Здесь те, кто крещен, и кто еще собирается креститься, имеют просьбы к Богу, потому прикланяем “наши” головы.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-raznye-v...

Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства Брестской епархии под управлением регента протоиерея Валерия Грицука. За богослужением молились: настоятельница Рождество-Богородицкого женского монастыря на Госпитальном острове Брестской крепости игумения Александра (Жарин); настоятельница женского монастыря Всемилостивого Спаса в г. Кобрине игумения Евфросиния (Куракевич); присутствовали председатель Брестского городского исполнительного комитета А.С. Рогачук и другие официальные лица. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви, сохранении Церкви от разделений и расколов, о прекращении распространения коронавирусной инфекции, восстановлении мира и благополучии белорусского народа. После сугубой ектении владыка экзарх совершил молитвы ко Господу о белорусском народе и о преодолении коронавирусной инфекции. Проповедь перед причастием произнес иерей Павел Юрченя, клирик прихода храма в честь великомученика Георгия Победоносца г. Бреста. По заамвонной молитве архипастыри вознесли молитву и совершили славление преподобномученику Афанасию у его иконы с частицей мощей. Архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн, обращаясь со словами приветствия к гостям, духовенству и паломникам епархиального торжества, сердечно поблагодарил митрополита Вениамина за архипастырский визит на Брестскую землю и молитву на месте мученической кончины святого Афанасия. С архипастырским словом приветствия и назидания к верующим обратился митрополит Минский и Заславский Вениамин. Владыка экзарх призвал верующих подражать подвигу святого Афанасия в мужестве и стойкости за веру Христову, возрастая в любви к Богу, ближним и родной земле. По завершении праздничной трапезы было сделано общее памятное фото архипастырей и духовенства, после чего состоялась церемония возложения цветов к монументу преподобномученику Афанасию Брестскому у кафедрального собора преподобномученика Симеона Столпника г. Бреста. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru за темою (Абражей), обраний на зведений у сан У «Ковчег» монастиря у Ради екзарх поклав до вогню та пам " ятника у «Хатинь» У екзархату пройшов курс з з ключовими словами екзархат   новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських За депутата у захоплено Покровський храм села секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5960815...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010