Данное различение необходимо для лучшего понимания художественного языка и образного строя пророческого текста. Внимание к этому различию может быть весьма полезно при попытках понимания, интерпретации и толкования самого текста пророчества и выявления его особенностей по сравнению с книгами других пророков. 3.5. Сыны пророческие В книгах Ветхого Завета встречается очень интересное выражение «сыны пророков» (9 раз) и синонимичное ему выражение «сыны пророческие» (6 раз). Встречается оно только в Третьей и Четвертой книгах Царств и отражает важнейший этап развития пророческого движения после распада единой монархии. Слово «сыны» употребляется здесь в смысле «ученики». Подобное употребление вообще характерно для языка Священного Писания, в частности, именно так — «сын мой» — начинаются многие стихи книги Притчи и других книг Писания, как обращение к ученику. Сыны пророческие представляли собой сообщества учеников пророков, своего рода школы или, лучше сказать, училища пророков. В этих училищах ученики жили совместно под руководством своего главы, признанного пророка. Они вместе учились, молились, вместе занимались простыми обыденными делами. В 4–й книге Царств есть несколько мест, фиксирующих обычную жизнь таких училищ–общин. В одном из них описывается чудо, сотворенное пророком Елисеем, когда по его молитве всплыл утонувший топор. «И сказали сыны пророков Елисею: вот, место, где мы живем при тебе, тесно для нас; пойдем к Иордану и воз–ьмем оттуда каждый по одному бревну и сделаем себе там место для жительства. Он сказан: пойдите. И сказан один: сделай милость, пойди и ты с рабами твоими. И сказан он: пойду. И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья» (4 Цар 6.1–4). В этом отрывке следует обратить внимание на несколько моментов. Во–первых, отмечается, что ученики живут вместе с пороком Елисеем и «при нем», т. е. он сам, хотя и занимается активнейшей государственной и политической деятельностью и много путешествует, в основном живет с ними. Для них же вся жизнь проходит под его руководством.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

И пятьдесят шестой надписывается: « когда он (Давид) убегал от Саула в пещеру ». Точно также пятьдесят восьмой — « когда », говорит, « Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его ». Далее, псалом пятьдесят девятый, хотя и произнесен после смерти Саула, уже в царствование Давида, но все–таки до его поступка с Урией, что явствует из надписания, в котором время указывается так: « когда он сожег Средоречие Сирийское и Сирию Совальскую, и возвратился Иоав и поразил Едома в Соляной долине, двенадцать тысяч ». Это по времени предшествует покаянию пятидесятого псалма. Наконец и шестьдесят второй псалом сказан Давидом — « когда он был в пустыне Иудейской », еще при жизни Саула. И обрати внимание, что почти все псалмы второй части книги псалмов Давида, после пятидесятого, оказываются произнесенными им раньше, до времени его поступка с Урией. Первая же часть книги с первого псалма по сорок девятый имеет другой характер, потому что относится к событиям, следовавшим после покаянного пятидесятого псалма. Так, третий псалом сказан Давидом, « когда он бежал от Авессалома, сына своего ». А он бегал от сына после события с Урией. 2. И в шестом псалме он оплакивает тоже самое преступление, говоря: « утрудился я от воздыханий моих, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою » (ст. 7). И седьмой — « по поводу слов Хусия, сына Иемениина », мог быть сказан в то же время. Хусий, ближайший друг Давида, находился тогда при Авессаломе. Далее, семнадцатый относится к последним временам жизни Давида. А тридцать седьмой надписан: « в воспоминание » — и заключает ту же самую мысль, что и шестой; он даже и начинается теми же самыми словами: « Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня ». Таким образом, и этот псалом предшествует пятидесятому псалму в выражении того же самого покаяния, как в других отношениях, так и тем, что говорит: « беззакония мои превысили голову мою, подобно тяжелому бремени отяготели на мне. Воссмердели и согнили раны мои от безумия моего » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Важность нестяжательности, как средства к достижению высшего совершенства Нестяжательность доставляет пользу в нравственно-практическом и психическом отношении. Опыт показывает, что земное имущество более или менее привязывает к себе обладающего им; от сего происходит пристрастие к имуществу, любостяжание, и обладающий ни о чем столько не заботится, как о большем приобретении и хранений имущества. Между тем заботы о теле и о внешнем состоянии, более или менее занимая дух человека, в той же мере уменьшают попечение его о душе, и главное дело - спасение души - остается часто в небрежении. Напротив того, с отвержением земных вещей уменьшаются заботы; оттого больше досуга и удобства всецело заняться одним главным делом - спасением души и принести сторичный плод (Лк.8,8). Кроме того, земное богатство доставляет пищу тщеславию, гордости, роскоши и вообще дает больше случаев к грехопадениям и поводов к искушениям от диавола (1Тим.6:9-10), как это объяснил Антоний Великий следующим примером. Один брат, отрекшись от мира и раздав свое имение нищим, оставил и себе несколько для собственного употребления и пришел к авве Антонию. Антоний, узнав о сем, сказал ему: если хочешь быть монахом, то поди в такое-то село, купи мяса, обложи им нагое тело свое и потом приходи сюда. Когда брат сделал это, тогда собаки и птицы истерзали тело его. Антоний, по возвращении к нему брата сего, спрашивал его, исполнен ли совет? Брат показал израненное свое тело. Святой же Антоний сказал ему: так нападают демоны и терзают тех, кои, отказавшись от мира, хотят иметь у себя деньги (Достопам. сказан. о подвижн. св.отцов). Премудрый еще замечал, что нищета мужа смиряет (Притч.10:4), а смирение поставляет человека выше всех сетей диавола, говорит Антоний Великий (Достоп. сказан. св.отц. Антон.). Нестяжательность или отречение от мира и земных вещей много способствует к достижению высшего совершенства и в психическом отношении. Вообще, подвижники, дознавшие на опыте, говорят, что непрестанные заботы о земных вещах, рассевая мысли, развлекая, так сказать, раздирая всю душу, тем ослабляют силы ее в духовной деятельности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Даже Гиезий, неудачный ученик пророка Елисея, наказанный проказой и фактически изгнанный им из пророческой школы, сохранил в стране достаточно высокий авторитет: он был уже после изгнания позван к израильскому царю, который почтительно расспрашивал о его великом учителе. Общение с прокаженным считалось делом неблагочестивым, как общение с человеком нечистым. Царь сам становится в этом общении нечистым. «Царь тогда разговаривая с Гиезием, слугою человека Божия, и сказан: расскажи, мне все замечательное, что сделал, Елисей» (4 Цар 8.4). В Писании, в 1–й книге Царств, отмечаются предшественники этих школ сынов пророческих, так называемые сонмы пророков (1 Цар 10.5, 10.10, 19.20), и их глава — пророк Самуил: «И послан, Саул, слуг взять Давида, и, когда увидели они, сонм пророков пророчествующих и, Самуила, начальствующего над ними, то Дух Божий, сошел, на слуг Саула, и, они стани, пророчествовать» (1 Цар 19.20). Несомненно, что это также своего рода пророческие училища, о которых нам практически ничего не известно, кроме того, что сообщено в названных местах Первой книги Царств. Но этот сонм пророков основывался, скорее всего, на ином духовном опыте и традиции: не на различении духов, а на усвоении экстатического опыта. Подводя итог, отметим, что традиция школ сынов пророческих, зародившись в Израильском царстве, довольно скоро была перенесена и в Иудею. Но исторически она исчерпала себя задолго до падения и Израиля, и Иудеи. Уже пророк Амос с некоторой гордостью и иронией говорит о себе: «И отвечай Амос и, сказан, Амасии: я не пророк и, не сын, пророка; я был пастух и, собирай сикоморы. Но Господь взял, меня от овец и, сказал, мне Господь: Ъди, пророчествуй, к народу Моему, Израилю»» (Ам 7.14–15). Иными словами, он дистанцируется от сомнительной, с его точки зрения, чести принадлежать к числу «сынов пророческих». 3.6. Пророки царские Начиная со времен царя Давида, при его дворе появляются пророки для возвещения воли Божьей, а, когда надо, и для обличения. Это пророки Божии Нафан и Гад, чьи роли в судьбе царствования Давида, а затем и Соломона были весьма значительными. Скорее всего, именно они положили начало традиции служения пророков при дворе царя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Итак, когда, бывши у Авимелеха, Давид вкусил священной пищи, и вследствие этого изменился его вкус, или по мнению других толко­вателей – его характер, тогда он восхвалял и благодарил Бога такими словами: «благословлю Господа на всякое время, хвала Ему – всегда на устах моих» ( Пс.33:2 ) и так далее. Теперь же, когда он узнал о предательстве Доика и диавольском истреблении им стольких священни­ков, он обращается к нему со следующими словами: «что хвалишься злобою, сильный? Беззаконие весь день». Упоми­наемое здесь по времени гораздо раньше событий пятидесятого псалма, потому что это случилось и сказано еще при жизни Саула и до воцарения Давида. Много времени спустя, уже после смерти Саула и к концу собственного царствования, Давид приносит покаяние, содержащееся в 50-м псалме. Но по причине связи его с 49-м псалмом, нами уже объясненной, он поместил этот псалом прежде других. Между тем, следующие за 50-м псалмы, принадлежащие Давиду, числом двадцать – от 51 до 70, по своему содержанию относятся к другим событиям, так что, по-видимому, они произнесены еще при жизни Саула и до воцарения Давида. Так и рассматриваемый нами псалом написан при жизни Саула, «когда пришел Идумеянин Доик и возвестил Саулу и сказал ему: Давид пришел в дом Авимелеха». Да и пятьдесят третий сказал, – «когда пришли Зифеи и сказали Саулу...: вот, Давид не у нас ли скрылся?» ( 1Цар.23:19 ) Точно также пятьдесят пятый надписывается: «когда удерживали его иноплеменники в Гефе«. А это именно было до вступления Давида на царство, еще при жизни Саула. И пять­десят шестой надписывается: »когда он (Давид) убег ал от Саула в пещеру». Точно также пятьдесят восьмой – " когда, – говорит, – «Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его». Далее, псалом пятьдесят девятый, хотя и произнесен после смерти Саула, уже в царствование Давида, но все-таки до его поступка с Урией, что явствует из надписания, в котором время указывается так: «ко гда он сожег Средоречие Сирийское и Сирию Совальскую, и возвратил ся Иоав и поразил Едома в Соляной долине, двенадцать тысяч». Это по времени предшествует покаянию пятидесятого псалма. Наконец и шестьдесят второй псалом сказан Давидом – «когда он был в пустыне Иудейской», еще при жизни Саула. И обрати внимание, что почти все псалмы второй части книги псалмов Давида, после пятидесятого, оказываются произнесен­ными им раньше, до времени его поступка с Урией. Первая же часть книги с первого псалма по сорок девятый имеет другой характер, потому что относится к событиям, следовавшим после покаянного пятидесятого псалма. Так, третий псалом сказан Давидом, «ко гда он бежал от... Авессалома, сына своего». А он бегал от сына после события с Урией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Или если это литература перечитать. Общаешься с ними. Ты посмотрел, а текст не умирает. Это не текст-процесс, он остался в твоей памяти. Почему? Механизм очень простой, тоже психологи отметили. Как строится киномонтаж. Киномонтаж строится на основе психологии нашего восприятия зрительного образа. Когда на экране мелькает один кадр и потом он исчезает и заменяется другим, в нашей зрительной памяти, в сетчатке глаза остается тусклый слабый след предшествующего кадра. И кадр накладывается на кадр. И от этого рождается смысл. Это и есть самый главный принцип киноязыка – монтаж. Когда соединяется несоединимое. Несоединимое с точки зрения прямой логики, несоединимое с точки зрения обывателя, с точки зрения сложных ассоциаций, сложных нейронных связей. Когда один кадр, который у нас в сетчатке еще остается, на него накладывается другой. Иногда, знаете, что происходит? Вы запоминаете один кадр и забываете о нем на протяжении фильма. А потом в конце вам режиссер показывает его вновь. А перед этим была целая цепь других кадров. И у вас рождается элементарный механизм, вы на уровне щелчка задумываетесь. А почему вы повторили второй раз? И тогда с колоссальной скоростью, потому что мозги у нас работают быстро, потрясающе быстро, с колоссальной скоростью, вы как это ни странно, прокручиваете все кадры перед этим. Они мелькают перед вами. И вы – вот почему! И вас это задевает. И вы как будто уже нащупываете смысл. И этот смысл как месседж, который посылается с экрана. Который напрямую не словами, не произнесенными монологами не сказан. Он сказан молчаливо. На уровне догадки. И вы уже начинаете думать. Так ли это или нет. И происходит то, что психологи называют процессом смыслообразования. Иными словами, вы начинаете создавать свой собственный смысл увиденной картины. И картина становится для вас живой, это есть подтекст. Картина начинает задевать ваши личные эмоции, личные воспоминания, личную историю. И все – она становится частью вас самих. Она становится частью вашей личности. И так далее.

http://foma.ru/teleserialyi-myilnyie-ope...

Она бросилась к великой княжне Наталье, к цесаревне Елисавете, но и те ушли от нее, не сказавши ни слова. Оставалась последняя надежда: нельзя ли умилостивить Остермана, убедить его, что он может не бояться колесования и не погубив светлейшего князя. Три четверти часа княгиня стояла на коленях пред Остерманом понапрасну. Барону Андрею Ивановичу нужно было спешить в Верховный тайный совет, куда должен был приехать сам император. Здесь Петр подписал указ: «Понеже мы всемилостивейшее намерение взяли от сего времени сами в Верховном тайном совете присутствовать и всем указам отправленным быть за подписанием собственныя нашея руки и Верховного тайного совета: того ради повелели, дабы никаких указов или писем, о каких бы делах оные ни были, которые от князя Меншикова или от кого б иного партикулярно писаны или отправлены будут, не слушать и по оным отнюдь не исполнять под опасением нашего гнева; и о сем публиковать всенародно во всем государстве и в войске из Сената». Меншиков прислал чрез Салтыкова следующее письмо к императору: «Всемилостивейший государь император! По вашего императорского величества указу сказан мне арест; и хотя никакого вымышленного пред вашим величеством погрешения в совести моей не нахожу, понеже все чинил я ради лучшей пользы вашего величества, в чем свидетельствуюсь нелицемерным судом божиим, разве, может быть, что вашему величеству или вселюбезнейшей сестрице вашей, ее императорскому высочеству, учинил забвением и неведением или в моих вашему величеству для пользы вашей представлениях: и в таком моем неведении и недоумении всенижайше прошу за верные мои к вашему величеству известные службы всемилостивейшего прощения и дабы ваше величество изволили повелеть меня из-под ареста свободить, памятуя речение Христа, спасителя нашего: да не зайдет солнце во гневе вашем; сие все предаю на всемилостивейшее вашего величества рассуждение: я же обещаюсь мою к вашему величеству верность содержать даже до гроба моего. Также сказан мне указ, чтоб мне ни в какие дела не вступаться, так что я всенижайше и прошу, дабы ваше величество повелели для моей старости и болезни от всех дел меня уволить вовсе, как по указу блаженной и вечной достойной памяти ее императорского величества уволен генерал-фельдцейгмейстер Брюс.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Далее в рассказе упоминается Седекия, сын Хенааны, по- видимому, глава царских пророков, или просто старший из них, который «сделан, себе железные рога и, сказан: так говорит Господь: сими, избодаешь Сириян, до истребления их» (ст. 12). Это пророческое действие — очень яркое и эффектное по форме — должно было убедить царей в истинности пророчества царских пророков. Приглашенный пророк Божий Михей предрекает совсем иное, чем придворные пророки царя: «И сказал, он: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал. Господь: нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый, в свой, дом» (ст. 17). Разумеется, прав оказался Михей, история заканчивается трагической гибелью царя Ахава. Во всех книгах Писания практически нет ни одного эпизода, где придворные пророки показаны как истинные пророки. Более того, во многих пророческих книгах им посвящены самые сильные обличения, вплоть до смерти. Вот Иеремия обличает Ананию, вероятно, главу царских пороков в Иерусалиме: «И сказан, пророк Иеремия пророку Анании: послушай, Анания: Господь тебя не посылал, и, ты, обнадеживаешь народ сей, ложно. Посему так говорит Господь: вот, Я сброшу тебя с лица земли,; в этом же году ты, умрешь, потому что ты, говорил вопреки, Господу. И умер пророк А нания в том же году, в седьмом месяце» (Иер 28.15–17). Обличение порока Софонии царских пороков еще более энергичное и художественно выразительное: «Горе городу нечистому и, оскверненному, притеснителю! Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. Князья его посреди него — рыкающие львы, судьи его — вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Пророки его — люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон» (Соф 3.1–4). Город нечистый — это, конечно, образное именование Иерусалима. Но назвать его прямо по имени невозможно, так как Иерусалим — город, благословенный Господом. Поэтому человек–пророк не может его проклясть: слова»горе тебе«являются формулой обвинения и проклятия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Мы скажем, в свое время, несколько слов об этой полемике; а теперь взглянем на те распоряжения Петра, которыми действительно смывалось пятно варварства с русского народа. В древней России сохранялся еще тот дохристианский взгляд на человека, по которому можно было убивать младенцев, родившихся с физическими недостатками; в январе 1704 года сказан великого государя указ под смертною казнию, чтоб повивальные бабки младенцев, которые родятся особым некаким видом, или несущественным образом, или каким чудом, не убивали и не таили, а объявляли про них тех приходов священникам, а священники ж про то объявляли в Монастырском приказе. Тут же запрещено хоронить мертвых ранее трех дней. В начале 1700 года бояре слушали такое дело: взят был боярина Петра Петровича Салтыкова человек Алексей Каменский за то, что он боярина лечил, принашивал лекарства и от лекарств боярин умер скорою смертью. В расспросе и с пытки лекарь сказал, что он боярина лечил и лекарства всякие, покупая в зелейном ряду в лавках, давал, и боярин говорил ему, чтоб он принес ему лекарства от сна, и он, Алешка, в зелейном ряду купил арьяну на три деньги осьмую долю золотника, рознял на 12 доль и давал боярину от сна, а не для отравы. Зелейного ряду сиделец Ганка Варфоломеев в продаже того арьяну не запирался и сказал, что он Алешке продал арьяну на четыре деньги и велел давать мочному человеку против трех зерен конопляных, а немочному против двух и на другой день поутру пришел к нему, Ганке, Алешка и сказал, что лекарство отдал он боярскому малому, и тот малый отдал боярину все, и боярин с того числа по се время не проспится, только в ночи простонал. Бояре велели справиться, какие прежде были подобные дела и какие указы? Нашли, что в 1686 году лекаря Туленщикова велено сослать в Курск за то, что он лекарю Харитонову вместо раковых глаз отвесил в пьянстве золотник сулемы, Харитонов дал ту сулему подьячему Прокофьеву, и подьячий при нем умер; по этому случаю сказан был тогда указ всем лекарям: кто нарочно или ненарочно кого уморит, того казнить смертью. Но в 1700 году не привели в исполнение указа 1686 года, не казнили Каменского смертью, сослали в Азов на каторгу, а для предупреждения подобных случаев в том же году велено завести в Москве восемь аптек с тем, чтоб в них никаких вин не продавалось; аптеки эти с докторами и аптекарями, и лекарями, и с иными чинами во всяких делах ведать в Посольском приказе, а, кроме того, в Москве впредь другим аптекам, и зелейному ряду, и лавкам по улицам и перекресткам, где продавали всякие непотребные травы и зелья вместо лекарств, не быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

" Мы можем, - кончает он свою статью о Шекспире, - сказать ему вместе с Дездемоной: мы тебя так любим, ибо ты много чувствовал и страдал " . И все-таки тебе, как Гамлету, остается только умереть? Итак, наша жизнь есть лишь " цветение на поверхности " , и это должно нас приводить в восторг, хотя мы и отданы в добычу " случаю " . Жизнь есть добавление к развившейся материи, и " в подобном мировоззрении заключается новая нравственность, новая политика, новая религия " ; назначение науки проповедь этого мировоззрения. Так сказан Тэн. И его объяснение Шекспира было признано " гениальным " . Правда, многие из писателей указывали на его " односторонность " - те, которые не считали (как это сделал Барцелотти), что он отдал достаточную дань " художественности " (кроме художественности ничто уже не смело предъявлять свои права, даже " нравственность " ) тем, что писал столь блестяще и красноречиво. Так С.-Бев упрекал его за исключительно научную тенденцию. Брандес называет его гениальным, но " односторонним " . По заслугам оценил Тэна лишь один Фридрих Ницше, назвавший его без всяких ограничений " величайшим историком нашего времени " . Больше Ницше ничего не прибавил. Но кому хоть немного знаком духовный склад этого оригинальнейшего и несчастнейшего из новых писателей, тот поймет, что именно " ученого " , " познающего " , восторгавшегося пред бескачественным существованием и ценил в нем Ницше, всю жизнь свою употребивший на то, чтоб уверить других, что так нужно и что он сам так делает. Но большинство оставило в резерве некоторую качественность, чтоб не только блестяще говорить и познавать, но чтобы и на самом деле забавляться маленькими радостями жизни. По науке выходило, что Тэн прав, но осуществлять его идеалы предоставили дальнейшим поколениям - те, которые еще могли радоваться. Те же, которые не могли " радоваться " , как мы сказали, с отчаянием и проклятием приняли за единственный закон для человеческой жизни - случай. Это люди из серии Метерлинка. Но нашлась еще одна категория - самая распространенная.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010