Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ (ок. 1430/40 - между 1503 и 1508, Москва?), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры. Распятие. Икона из праздничного чина собора Св. Троицы Павлова Обнорского мон-ря. 1500 г. Мастер Дионисий (ГТГ) Распятие. Икона из праздничного чина собора Св. Троицы Павлова Обнорского мон-ря. 1500 г. Мастер Дионисий (ГТГ) Документальные источники о деятельности Д. и созданных им произведениях разнообразны, особенно в сравнении со сведениями о мастерах предшествующего периода: летописи, житийная лит-ра, послание прп. Иосифа Волоцкого, описи Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и др. источники, по большей части косвенные. Дата рождения Д. неизвестна. Она определяется на основании расчета возраста в период его работы в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре между 1467 и 1476 гг. в качестве 2-го художника или помощника при старце Симонова Старого московского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря Митрофане ( Кадлубовский. 1899. С. 125), когда Д. могло быть не более 25-30 лет. Необходимо учитывать участие сыновей Д., по крайней мере Феодосия, в следующих по времени (известных нам) работах по украшению интерьера Успенского собора Иосифова Волоколамского мон-ря в 1484-1485 гг. Время смерти Д. приходится на годы по возвращении из поездки по мон-рям Белоозера между 1499-1500 и 1502/03 гг. и определяется от даты (1503) создания и присылки по распоряжению вел. кн. Иоанна III из Москвы в Вологду образа «Прп. Димитрий Прилуцкий с житием» ( Богусевич. 1929. С. 17). 2 следующих крупных заказа - украшение Четвероевангелия великокняжеского казначея и печатника Ивана Ивановича Третьякова-Ховрина, 1507 г. (РНБ. Погод. 133), и работы в Благовещенском соборе Московского Кремля, 1508 г. (ПСРЛ. Т. 13. С. 8),- поручили Феодосию. К этому времени Д. либо скончался, либо отошел от дел. Можно предполагать, что Д.

http://pravenc.ru/text/178357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЫСИН Андрей Иванович (ок. 1860, дер. Поповка Егорьевского у. Рязанской губ. (ныне с. Октябрьское Коломенского р-на Московской обл.) - окт. 1940, там же), старообрядец (принадлежал к филипповскому согласию), иконописец, владелец собрания рукописных и печатных кириллических книг. С 14 лет обучался иконописанию на Братском дворе в Москве. Занимался иконописанием, участвовал в полемиках, к-рые проводились в Поповке разными старообрядческими толками и правосл. миссионерами, бывал на старообрядческих соборах в Москве. С 1927 г. Б. жил в Москве, в последние годы - в родной деревне, писал иконы. Похоронен в с. Маливе Коломенского р-на. Б. был владельцем небольшого, но ценного книжного собрания, состав к-рого определялся интересами владельца - начетчика-полемиста. В 1965 и 1967 гг. собрание рукописных книг Б. (уменьшившееся из-за продажи рукописей владельцами в 20-50-х гг.) было приобретено у его наследников ОР ГБЛ (совр. РГБ) (Ф. 628. 29 ед. хр.). Собрание содержит списки (в основном XIX в.) и гектографы старообрядческих полемических сочинений (посланий), направленных как против правосл. Церкви, так и против старообрядцев различных согласий. В фонде находятся рукописи, посвященные истории отдельных старообрядческих согласий: список краткой редакции филипповского «Сказания о начатке и происхождении странников», «Повесть об отце и старце Филиппе» - основателе филипповского согласия, филипповское соч. нач. XIX в. «Показание известное о новопроизшедшем мудровании прежде бывшего нашего благорачителя Алексея Яковлевича», многочисленные списки постановлений старообрядческих соборов в Москве, Н. Новгороде, Самаре, Угличе и др. местах. Значительную часть собрания составляют сочинения старообрядцев-беспоповцев: поморцев А. и С. Денисовых, Т. Андреева, федосеевцев Д. Битюковского и С. С. Гнусина , филипповцев И. Алексеева , С. Горшкова, М. Михайлова и др. Образцы старообрядческого учительного красноречия содержатся в Торжественнике 1-й четв. XIX в. Старообрядческая житийная лит-ра представлена списком Жития Корнилия Выгорецкого, составленного поморцем Т. Петровым. В собрании имеются отдельные богослужебные рукописи, а также рукописи канонического и агиографического содержания.

http://pravenc.ru/text/153513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иноки Корнилий и Виталий. Лубок рисованный. 1-я пол. XIX в. (ГЛМ) († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства . Из московских бояр (мирское имя неизвестно). После морового поветрия 1654 г., когда умерли его семья и дворовые, принял постриг в одном из московских мон-рей, нек-рое время подвизался в московских мон-рях. После Соборов 1656 г., на к-рых были изречены проклятия на двоеперстие и придерживающихся его, осужден Иван Неронов , В. ушел в олонецкие пределы и жил неск. лет в небольших пустынях сначала на р. Водле, затем на Свири близ Остречинского погоста. Позже переселился в Ильинскую Машезерскую пуст. и жил там неск. лет при строителе Макарии. Источники свидетельствуют о «нужном жестоком пустынном житии» В., любви к молчанию и странничеству. В это время (80-е гг.) В. установил общение с приверженцами старообрядчества в Поморье: часто посещал Сунарецкую пуст. старца Кирилла , жил там и, возможно, хотел принять участие в 1-й палеостровской гари 1687 г. (см. Самосожжение ). С кон. 80-х гг. XVII в. жил в скиту инока Корнилия , стал его келейником. Позднее на месте скита была основана Выговская пуст. Похоронен в этом же скиту, рядом с ним был погребен (в 1695) ненадолго переживший его Корнилий. Позже над могилами отшельников выговцы возвели часовню, в к-рой ежегодно служили панихиды. Сохранялась также келья старцев. Парное изображение Корнилия и В. на фоне скита помещалось на настенных листах. Согласно выговским источникам, В. перед смертью благословил А. Денисова (см. Денисовы ), буд. киновиарха Выголексинского общежительства, своей мантией. Лит.: Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С. 85-86, 117-120, 123, 216, 276; Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции (тесты)//Древнерус. книжность. Л., 1985. С. 62-107; Понырко Н. В. Кирилло-Епифаниевский житийный цикл и житийная традиция в выговской старообрядческой лит-ре//ТОДРЛ. 1974. Т. 29. С. 154-169; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. Т. 1. С. 17, 35, 196, 201, 288, 352, 389, 403, 519. Е. М. Юхименко Рубрики: Ключевые слова: АНТИПИН (Самоварников; 2-я пол. XIX в.-1918) Андрей Алексеевич, глава всероссийского об-ва старообрядцев-беспоповцев спасова согласия

http://pravenc.ru/text/158828.html

описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 429-454; Ч. 2. С. 157, 184-185, 322, 334, 338, 340; он же. Древние церк. обряды в Новгороде по указанию письменного архиерейского Чиновника, или Устава. М., 1861. С. 7, 43-44; Краснянский Г. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих. Новгород, 1876. С. 153-170; Ключевский. Древнерус. жития. С. 58-64, 140-146; ПДП: Отчет о деятельности Общества с 25. XI. 1879 г. по 1. IV. 1880 г. СПб., 1880. Вып. 2. С. 59-70; Строев. Списки иерархов. Стб. 49. 2; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 79-85; Варсанофий (Охотин), еп. Акафист прп. и богоносному отцу нашему игум. Хутынскому, Новгородскому чудотворцу Варлааму//ПС. 1902. 11. С. 600; Слезскинский А. Г. Хутынский мон-рь: Из экскурсии в окрестностях Новгорода//ИВ. 1903. Т. 94. 12. С. 926-942; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 13, 21-37, 114-119, 130-136, 144-151; Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 13-95, 271-281; он же. Житие Варлаама Хутынского//СККДР. Вып. 1. С. 138-142; он же. Видение хутынского пономаря Тарасия (Прохора)//Там же. Вып. 2. Ч. 1. С. 135-138; он же. Житие Варлаама Хутынского//Лит-ра Древней Руси: Биобиблиогр. словарь/Под ред. О. В. Творогова. М., 1996. С. 60-61; СКСРК, XI-XIII вв. М., 1984. 167. С.187-188; Зализняк А. А. , Янин В. Л. Вкладная грамота Варлаама Хутынского//Russian linguistics. 1993. [Т.] 16. С. 185-202; Водов В. Первые новгородские святыни и святые (до нач. XV в.)//Вел. Новгород в истории средневек. Европы. М., 1999. С. 382-390; Новикова В. К. Прп. Варлаам Хутынский, новгородский святой. СПб.; М., 2003. Л. А. Секретарь Иконография Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью " Знамение " . Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью " Знамение " . Икона. 2-я пол. XV в.

http://pravenc.ru/text/154255.html

После того как 27 июля 1831 г., в день памяти Н., у имп. Николая I Павловича родился 3-й сын, названный в честь Н. (имп. указ о праздновании св. Синоду от 22 авг. 1831 опубл.: 2 ПСЗ. 1832. Т. 6. Отд. 2. С. 19-20, см. также: Галкин. 2007. С. 54), почитание Н. получило дальнейшее развитие. В окт. 1831 г. был опубликован текст службы Н., дополненный кратким «Сказанием о святом Николае, Христа ради юродивом» (нач.: «Святый Христа ради юродивый Николай, проименованием Кочанов, родися в четыренадесятом веке…»). В 1832 г. император пожертвовал на раку Н. 2 тыс. р., была изготовлена серебряная риза на образ Н., возобновлен иконостас, построена часовня над могилой прав. Иулиании, матери Н. В 1858 г. на пожертвования вел. кн. Николая Николаевича и др. благотворителей при церкви был устроен придел во имя Н. (в нач. XX в. приделы, посвященные Н., появились также в церквах в Кронштадте, в Спасо-Преображенской ц. за Московской заставой в С.-Петербурге, в Никольском соборе киевского Покровского жен. мон-ря). В устной традиции известны сообщения об исцелениях, особенно детей, у могилы Н., с к-рой брали песок, а с 1815 г., когда была установлена новая рака - без отверстия, стали брать св. воду, хранившуюся в церкви после водосвятных молебнов. В 1927 г. раку с мощами Н. вскрыли; она была обнаружена пустой ( Петров М. Н. Крест под молотом. Новгород, 2000. С. 66; акт вскрытия: ГАНО. Ф. Р-822. Оп. 5. Д. 38. Л. 185-186). Ист.: Служба Николаю юродивому, Новгородскому, с Житием. СПб., 1831; Жизнь и чудеса блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, новгородского чудотворца. М., 1891; Описание о российских святых. С. 263; Верный месяцеслов. 1903. С. 26; Терешкина Д. Б. Новгородская житийная лит-ра: Учеб. пособие по спецкурсу. Вел. Новг., 2006. С. 84-87; Рыжова Е. А. Мотив «хождение по воде» в житиях юродивых и устных преданиях//Юродивые в рус. культуре. М., 2013. С. 34-47. (Тр. ГИМ; 197). Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 211; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Лит.: Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии. СПб., 1898. Т. 1. Вып. 1: Время и жизнь патр. Евфимия Терновского; Попов Х. Евтимий, последен търновски и трапезицки патриарх. Пловдив, 1901; Киселков В. С. Патриарх Евтимий. София, 1938; Григорий Цамблак, митр. Похвално слово за Евтимий от Григорий Цамблак/Съст.: П. Русев, И. Гълъбов, А. Давидов, Г. Данчев. София, 1971. С. 232-233; Иванова К. Житийно-панигиричното наследство на Търновската книжовна школа в балканската ръкописна традиция//Търновска книжовна школа. София, 1980. Т. 2: Ученици и последователи на Евтимий Търновски. С. 193-214; она же. Житието на Петка Търновска от патр. Евтимий: Източници и текстологически бележки//Старобълг. лит-ра. София, 1980. Кн. 8. С. 13-31; она же. Похвалното слово за Йоан Поливотски от Евтимий Търновски//Там же. 1982. Кн. 12. С. 30-53; она же. Литературни наблюдения върху два похвални слова от Евтимий Търновски//Там же. 1983. Кн. 14. С. 10-36; она же. Патр. Евтимий. София, 1986; она же. О слав. переводе «Паноплии догматики» Евфимия Зигабена//Исследования по древней и новой лит-ре. Л., 1987. С. 101-105; она же. Новоизводните търновски сборници и въпросът за ролята на патр. Евтимий в техния превод//Старобълг. лит-ра. 1991. Кн. 25/26. С. 124-134; Станчев К. Евтимиевата школа в контекста на европейското духовно развитие//Там же. 1982. Кн. 11. С. 8-18; Макарий (Веретенников), архим. Болг. патр. Евфимий и Всероссийский митр. Макарий: К вопросу их сравнительной характеристики//Международен симпозиум: 1100 години от блажената кончина на св. Методий. София, 1989. С. 219-225; H é bert M. Hesychasm, Word-Weaving and Slavic Hagiography: The Literary School of Patriarch Euthymius. Münch., 1992; Кенанов Д. Ораторската проза на патр. Евтимий. Вел. Търново, 1995; он же. Евтимиева метафрастика: Път и мисия във времето. Пловдив; Вел. Търново, 1999; Полывянный Д. И. Евфимий Тырновский и визант.-слав. общность во 2-й пол. XIV в.//Интеллектуальная история в лицах: 7 портретов мыслителей Средневековья и Возрождения. Иваново, 1996. С. 41-55; Патр. Евтимий Търновский неговото време: Мат-ли от национална научна сесия «600 години от заточението на св. Евтимий, патр. Търновски» (Вел. Търново, 6 окт. 1993)/Ред. кол.: Г. Данчев и др. Вел. Търново, 1998; Станков Р. Исихазмът, стилът «плетение словес» и езиково-правописната реформа на патр. Евтимий. София, 1999; Денкова Л. Отгласите на високата философичност - Григорий Нисийски и патр. Евтимий//Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1999. Т. 6. С. 643-652; Zamfirescu D. Les grands Ménologies de lecture du patriarche Euthyme de Tarnovo//Там же. 2002. Т. 7. С. 87-104; Кожухаров С. Патр. Евтимий: Параклис за царица Теофана// Он же. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 140-145; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 347-365.

http://pravenc.ru/text/187641.html

Всплеск переводческой деятельности (с арабского) сопровождался появлением оригинальных произведений на Г., особенного расцвета достигают жанры агиографии и историографии. Таблица 2. Слоговые лигатуры. Примечание. Лабиализованные 3-го (i) и 6-го (е) порядков отличаются друг от друга уровнем написания дополнительного значка: в 6-м по-рядке он должен быть выше. На практике этот уровень обычно одинаков и отличить букву 6-го порядка от 3-го можно лишь для kw Таблица 2. Слоговые лигатуры. Примечание. Лабиализованные 3-го (i) и 6-го (е) порядков отличаются друг от друга уровнем написания дополнительного значка: в 6-м по-рядке он должен быть выше. На практике этот уровень обычно одинаков и отличить букву 6-го порядка от 3-го можно лишь для kw Заметное влияние на орфографию средневек. Г. оказал амхарский, ставший при Соломонидах языком двора и межнационального общения в Эфиопской империи. Особенностям его фонетики Г. обязан смешению «алефа» () и «‘айна» (), «хоя» (), «хаута» () и «харма» (), «саута» () и «сата» (), «цадая» () и «цаппы» (). Интересно, что в рукописях, переписанных носителями языка тигринья, фонетика к-рого гораздо ближе к геэзской, гортанные различаются более четко. В связи с превращением в мертвый язык Г. приобрел нек-рые черты искусственности, проявлявшейся, в частности, в прибавлении послелога - " a (...) на конце каждого слова (либо на конце только 1-го и последнего слова) в прямой речи или цитате. Следует также подчеркнуть еще одну особенность средневек. Г., к-рая прямо вытекает из его по преимуществу книжного характера. Речь идет о его неоднородности, когда не только стилистические, но и языковые свойства разных по своей функции произведений (литургических, богословских, историографических, житийных) оказываются весьма отличными друг от друга. Это хорошо чувствовали сами эфиопы, прежде всего в языке летописей, переполненных живыми реалиями своего времени, отчего они называли эту разновидность Г. «языком историографии» (      ). К сожалению, богатая геэзская лит-ра, особенно эфиоп.

http://pravenc.ru/text/164933.html

Самым ранним изображением Н. С. считается фреска прп. Пимена Зографского или его учеников в Куриловском монастыре (1596). Атрибуция некоторых образов Н. С. осложняется отсутствием в их надписях уточнений и многочисленностью одноименных святых. Иногда Н. С. изображается как св. воин, с крестом в правой и копьем в левой руке: самая ранняя (1703) икона с такой иконографией находится в параклисе мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы в Арбанаси . Ист.: Сырку П. А. Очерки из истории лит. сношений болгар и сербов в XIV-XVII вв.: Житие св. Николая Новаго Софийского по единственной ркп. XVI в. СПб., 1901. (СбОРЯС; Т. 71. 2); Розов В. А. Служба и канон св. Николи Новоме Београд, 1930. Год. 5. Св. 3. С. 205-219; Стара българска лит-ра. София, 1986. Т. 4: Житиеписни творби. С. 308-376, 613-622; Кожухаров С. Химнографска интерпретация на софийските мъченичества от XVI в.: Инок Андрей: Служба за Николай Софийски// Он же. Проблеми на старобългарската поезия. София, 2004. Т. 1. С. 259-278. Лит.: Снегаров И. Поглед към изворите за св. Никола Софийски//ГСУ, БФ. 1932. Год. 9. С. 1-74; Кожухаров С. Тах Андрей - един незабелязан химнописец от XVI в.//Старобълг. лит-ра. София, 1985. Кн. 18. С. 150-160; Райчинов С. Житието на Николай Нови Софийски в развитието на старобълг. лит-ра//Лит-ра, общество, идеи: Изследвания на млади науч. работници. София, 1986. С. 48-65; Тодорова О. Православната църква и българите XV-XVIII в. София, 1997; Гергова И. Софийски светци//София - 120 години столица. София, 2000. С. 307-312; Темелски Х. Храмът св. Николай Нови Софийски. София, 2000; Йонова М. Софийската книжовна школа//СтБЛ. 20032. С. 279-280; Поповска-Коробар В. Претставата на св. Никола Нови во Слимничкиот манастир//Зб. средновек. уметност. Ckonje, 2006. Бр. 5. С. 105-120; Буюклиева А. Житие на Николай Нови Софийски от Матей Граматик в контекста на житийната традиция. София, 2008; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 2. С. 222-257; Николов А., Герд Л. П. А. Сирку в България (1878-1879). София, 2012. (Studia mediaevalia Slavica et Byzantina; 3); Русева Р. Към историята на християнството в София през XX в.: Една непубликувана икона на св. Николай Нови Софийски и св. Георги Нови Софийски от Музея на христ. изкуство в Криптата на храм-паметник св. Александър Невски//Герои, култове, светци. София, 2015. С. 89-102.

http://pravenc.ru/text/2566136.html

Древнерус. лит-ра, в к-рой наиболее высок процент анонимных сочинений, тем не менее представляет в отношении А. дифференцированную в жанровом (и отчасти в хронологическом) отношении картину. Больше всего авторских сочинений в жанре посланий и в догматико-полемической лит-ре. При этом, однако, авторские послания часто становились анонимными текстами-образцами, напр., из послания Западнорусского митр. Ионы 1492/93 г. к вяземскому протопопу о епитимии, наложенной на княжеского слугу за невольное убийство (ГИМ. Чертк. 9-F. Л. 590-591), было создано «Правило о душегубстве» (дополнение к Кормчей - Краков. Ягеллонская б-ка. Akc. 71/1952. С. 783-785); конкретные послания использовались в качестве образцов в письмовниках и формулярниках. За редчайшим исключением авторский характер имеют паломнические хождения. В житийной лит-ре анонимные памятники и их редакции даже в XVII в. составляют ок. 50% от общего числа (это относится только к пространным текстам, среди проложных А. по существу абсолютна). Еще более высок процент анонимных текстов среди сказаний о явлении икон (жанр специфически русский) и в записях чудес, сопровождающих жития и сказания. А. записей чудес обусловлена, возможно, тем обстоятельством, что эти памятники воспринимались как документальная фиксация происшедшего - «обыски» о чудесах новопрославленных святых или новоявленных святынь в отношении процедуры и формуляра ничем не отличались от следствия по судебным делам. Службы рус. святым до рубежа XIV-XV вв. все анонимны, с XV в. число авторских произведений резко возрастает. Причиной, вероятно, явилось, с одной стороны, распространение богослужебных книг (Миней, Триодей, Октоихов) по Иерусалимскому уставу , в к-рых (в отличие от более ранних студийских) регулярно помещаются сведения об авторах песнопений и об акростихах в заголовках, с др.- гимнографическое творчество Пахомия Логофета , воспитанного на южнослав. традициях с более ярко выраженным авторским самосознанием. Известны случаи устойчивого сохранения авторства за образцовыми по назначению текстами: надписание авторства Климента Охридского в поучениях на память ап. Фомы, прп. Антония (в западнорус. Прологах XV-XVI вв.), мч. Евстафия Виленского (сборник Гос. архива Ярославской обл. 622, XVI в.), созданных рус. книжниками на основе общих слов Климента Охридского. Имя автора могло ставиться в заголовке позднейших неавторских редакций: атрибуция Константину Костенечскому «Словес вкратце».

http://pravenc.ru/text/115656.html

И. был похоронен в ц. во имя св. ап. Луки в Купинове, но через 3 года после смерти (1505/06), согласно сообщению попа Пейо в Житии мч. Георгия Нового Кратовского, его мощи «объявились» целыми. Тогда мать и брат перевезли их в Валахию, а в 1509 г. вернули в Срем и в 1512 г. положили в основанный ими мон-рь Крушедол . Развитию почитания И. способствовала его мать, к-рая считала сына святым и в 1509 г. даже направила в дар рус. вел. кн. Василию III его доспехи (зброй) ( М. Документа koja се тичу односа српске цркве и Pycuje у XVI в.//ССКА. 1903. 34. С. 18; Россия и греч. мир в XVI в./Отв. ред.: С. М. Каштанов. М., 2004. Т. 1. С. 141-142; Москва - Сербия, Белград - Россия: Сборник док-тов и мат-лов. Београд; М., 2009. Т. 1. С. 206, 4). После смерти Ангелины и начала чудотворений на ее могиле мощи деспотицы были перенесены в Крушедол и положены в одну раку с мощами И. В 1716 г., после поражения от принца Евгения Савойского при Петроварадине (ныне Нови-Сад), турки осквернили Крушедол, изрубили и подожгли мощи Бранковичей ( Записи. 2. Бр. 2890); сохранились лишь фрагменты мощей св. Стефана и прп. Ангелины. Не вполне ясны следы почитания И. на Руси (при отсутствии здесь агиографических и гимнографических текстов в его честь) в сер. XVII в., впервые его память встречается под 21 нояб. в рукописи 1621 г. ( Смирнов С. Н. Сербские святые в рус. рукописях//Юбил. сб. Рус. Археол. об-ва в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 201). Посвящения во имя Иоанна храмов неизвестны. Агиография О пространном Житии И. ничего не известно, существует лишь проложное в Сербляке 1861 г. (Л. 92), написанное, вероятно, непосредственно для этого издания. В лит-ре иногда ошибочно указывается на существование его Жития (см.: Руварац Д. Манастир Крушедол. Сремски Карловци, 1918. С. 13; 1965. С. 137) или Похвалы ему ( В. Рец. на: С. С. Опис рукописа манастира Крушедол. Сремски Карловци, 1914//Jyжhocлobehcku филолог. 1922-1923. Бр. 3. С. 167; 1957. С. 253; Он же. 1958. С. 187-189; 1965. С. 137), написанной на форзаце рукописи мон-ря Крушедол 44 (Минея служебная на окт.; ныне в МСПЦ. 125); в действительности речь идет о стихирах И. Отсутствие Жития компенсируется отчасти обилием житийных мотивов и известий о чудесах в службах в честь святого. Известия об И. (как и о др. святых семейства Бранковичей) содержатся также в начальной части Жития мч. Георгия Нового Кратовского, написанного попом Пейо ( Ангелов Б. С. Из старата бълг., рус. и сръбска лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 105). Гимнография

http://pravenc.ru/text/468971.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010