Заботы ...Имеющие многие заботы согрешают во многом, потому что развлечены своими делами и не служат Богу (св. Ерм , 94, 204). ...Житейские заботы не допускают (человека) заботиться о душе своей и познать, в каком он находится устроении, как то знает... внимающий себе... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 54). Попечение о житейском и смущение вредит обыкновенно и совершенным, и бесстрастным (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 159–160). ...Душа не в состоянии преодолеть сопротивных мятежных духов, если не будет обнажена всех забот и попечений мира сего (прп. авва Исаия , 59, 158). Горе нам, что, предавшись суетным заботам и тщеславию, мы забыли страх Божий (прп. авва Исаия , 59, 194) Если сотворивый все словом не имел где главу подклонить, то для чего ты, жалкий человек, заботишься о суетном? (прп. авва Исаия , 59, 217). ...Не должно служить телу, кроме крайней необходимости, а душе надобно доставлять все лучшее, любомудрием, как от темницы, освобождая ее от общения с телесными страстями, а вместе и тело соделывая неодолимым для страстей (свт. Василий Великий , 8, 307–308). Источник. ...Забота и попечение о вещественном производят великое развлечение в душе (свт. Василий Великий , 9, 65). Источник. ...Заботиться ради самого себя есть улика в самолюбии; а заботиться и работать ради заповеди – похвальный признак христолюбивого и братолюбивого расположения (свт. Василий Великий , 9, 295). Источник. ...Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобно откормленным птицам, понапрасну имея у себя крылья, влачатся по земле вместе со скотами (свт. Василий Великий , 11, 254). Источник. ...Пренебрежем всем житейским, отвлекающим ум от Бога; ибо за крепостью и красотою следуют старость и немощь, славу и богатство рассевают смерть и тление, а правда пребывает вовек (прп. Ефрем Сирин , 31, 154–155). Будь всегда свободен от всех земных хлопот, чтобы избавиться тебе от сетей, от помыслов и дел лукавых; не расслабевай и на одно мгновение, занимаясь лукавым помыслом, чтобы не остался он надолго в душе твоей... (прп. Ефрем Сирин , 32, 373). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В данной статье будущий святитель затрагивает вопрос об истинном христианском отношении к труду, что в широком смысле связано с христианским отношением верующего человека к земной жизни. В статье поднимается также тема об обязанностях пастыря, которому должны быть близки житейские заботы и труды его паствы. Лет семь тому назад (в 1906 г. – Публ.) известный русский богослов и моралист протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев 1 на одном заседании Петербургского Общества религиозно-нравственного просвещения внес предложение о необходимости осветить путем проповеди и печати в сознании верующих христиан мысль, что честный мирской труд есть христианский подвиг, есть дело спасительное, само в себе носящее нравственное начало и животворный и спасительный характер. Таким освящением мирская жизнь и честные жизненные труды становятся под кров религии, в ней почерпывают свою силу и в ней находят свою высшую цель. Нечего говорить о том, что предложение просвещенного богослова встретило тогда общее сочувствие, как добрая весть оживления жизни мирской, как общественной, так и личной на началах христианства. К сожалению, на этом пока дело остановилось. Со смертью досточтимого богослова поднятый им вопрос как-то сам собою замолк, не сделался широким достоянием проповеди и народной литературы и по-прежнему остался предметом ученых размышлений в системах нравственного богослужения. А между тем современная общественная и народная жизнь именно требует настоятельно того, чтобы в нее внести луч света Христова, очистить его от грубого материализма и направить на сближение с верою. У простого народа нашего, несмотря на полустолетнее существование народной школы, по-прежнему вера, молитва, церковь , богослужение стоят отдельно от жизни, или, лучше сказать, жизнь не проникнута верою, труд, занятия житейские, работа дневная не осеняются и не согреваются теплотою христианской веры, молитвы... Еще хуже дело стоит у просвещенного общества. Там о вере не думают, о ней не упоминают, живут так, как бы не было Бога, не было веры, не было Церкви, не было духовной жизни. Живут мирскою жизнию, без одухотворения ее верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

60. О пастырских домашних беседах с прихожанами Редко приходится мне беседовать с моими читателями об отрадных явлениях в нашей церковной и общественной жизни: добро приходится собирать по крупицам, а говорить все только о печальном и безотрадном. Может быть, так и подобает: ведь мы живем в юдоли плачевной, ведь о таких людях, как мы грешные, давно сказано: несть радоватися нечестивому. Тем отраднее отметить хоть что-нибудь доброе и хорошее. Писал я, что наши «светильники гаснут», что наше духовенство погружается в житейский материализм, что дух пастырства отлетает от пастырей. Больно говорить об этом, хотелось бы уверить себя в противоположном, и рад-рад бываешь, когда то тут, то там мелькнет огонек и теплым лучом озарит облегающий со всех сторон полумрак. Есть еще на Руси добрые пастыри, всю свою душу, все свое любящее сердце отдающие своим пасомым. А если они есть, то еще есть и надежда, что Русь наша жива, что если ее пастыри возгреют в своих сердцах благодатный огонек ревности о Боге, то и она обновится, и милость Божия к ней возвратится. И думаю я, что заботы о материальном обеспечении сами по себе много не помогут делу, – дело показывает, что добрые-то пастыри и проявляют свое делание во спасение ближнего именно там, где царит беднота в среде их пасомых, а вследствие темноты духовной и всякая нравственная муть. Вот что пишет мне один из таких пастырей – смиренных трудников нивы Господней. «Прихожане мои крестьяне, вследствие малоземелья и отсутствия каких бы то ни было заработков, крайне бедны. Рядом с материальной бедностью царит и бедность духовная. Всевозможные пороки, и тайные, и явные, пьянство, суеверия и предрассудки, полное охлаждение к молитве домашней и церковной, отчуждение от храма, отсутствие всякой церковности – вот показатели той нравственной бедности и духовной тьмы, какие господствуют среди моих прихожан. К прискорбию, некому здесь разгонять царящую духовную тьму, некому просвещать этих бедных овечек стада Христова. Священники здесь не уживаются: за последние четыре года здесь переменилось шесть священников».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

     Мы вступаем в Великий пост. Накануне этого важного периода Церковь напоминает, что преступлением заповеди в раю человек лишил себя благодатного единства с Богом. Пост же дан нам, чтобы, совершая его с верой, мы обрели благодать Господню. Закон благодатной веры Христовой особый, и «законом» он назван условно. Известные до него закон совести и Моисеево законодательство говорят людям, как жить, чтобы спастись, не утратить связь с Богом. Закон благодати возводит человека на невообразимые высоты духовного совершенства единого бытия с Творцом и Спасителем мира. В отличие от закона совести, который дан всем людям без исключения, закон благодати даруется только христианам. Духовное совершенство, по определению преподобного Иустина (Поповича), состоит в полноте евангельских добродетелей. А этого человеку своими силами достичь «невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 20, 27). Путь к уподоблению Богу по благодати, богосыновству, обожению открыт Богочеловеком Христом и обретается только в Нем. Достичь евангельского совершенства способны далеко не все христиане, а лишь те из них, кто более всего земного возлюбил Христа и принес Ему в дар всю свою жизнь. Они посвятили себя исполнению Его воли, совершенному очищению от страстей, пребыванию в молитве, покаянии и богомыслии ради познания Бога и соединения с Ним в единую жизнь. Таковы преподобные Антоний Великий, Мария Египетская, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, святители Феофан (Затворник), Игнатий (Брянчанинов) и другие святые отцы и жены, которые стяжали евангельское совершенство на монашеском пути. Для спасения достаточно поступать по совести, выполнять заповеди, и это возможно всем, живущим в миру. А если человек желает большего, то он оставляет мирскую жизнь с ее трудами, житейскими радостями и огорчениями, чтобы, не отвлекаясь на земные заботы, идти за возлюбленным Христом и достигать полноты единства с Ним. Преподобный Иустин (Попович) подчеркивает, что первый подвиг, открывающий путь духовного совершенства, — это нищета ради Христа, которая «доказывает, что тебе Христос Господь стал всем и вся во всех мирах».

http://pravoslavie.ru/110797.html

Беседа четвертая. «Едино же есть на потребу» (о спасении души) 73 Дорогие мои дети! Из Святого Евангелия мы все знаем о четверодневном Лазаре 74 . У Лазаря было две сестры, Марфа и Мария 75 . Как-то они пригласили к себе в дом Иисуса Христа. Господь пришёл. Марфа заботилась о том, чтобы приготовить стол, а Мария, её сестра, села в ногах у Иисуса и слушала Его Божественное Учение. Марфа стала просить Марию помочь и обратилась к Господу, чтобы он разрешил Марии встать и прийти ей на помощь. Тогда Христос, желая вразумить Марфу, чтобы она знала меру в житейских попечениях, сказал: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра, яже не отимется от нея». Эти слова Христа касаются всех нас, чтобы и мы знали меру в своих житейских попечениях. А «единое на потребу» – это то, что согласно христианскому учению имеет действительную ценность, – это попечение о том, чтобы угодить Богу, попечение о спасении своей бессмертной души. Марфа озаботилась, как материально угодить Господу. Мария же, более мудрая, более рассудительная, решила, что теперь удобный случай услышать Божественные Словеса, дескать: «Сколько-то Господь ещё будет с нами?» Она села рядом, и Господь сказал, что эта участь – внимание к Божественным Словесам и услаждение учением Христа и созерцанием Его – уже не отнимется от нея. Мы тоже имеем житейские попечения, неизбежные в нашей жизни, потому что по природе мы и вещественны, и духовны, а, значит, не можем жить без заботы о материальных вещах. Тело имеет нужду в пище, одежде и т.д. Но превыше всего – это «единая на потребу» нужда нашей бессмертной души во спасении. Настоящая наша забота должна состоять в том, как очистить свою душу, как соединить её с Богом, как согласовать нашу волю с волей Божией и сделать так, чтобы наша душа не погибла. Спасение души – это не игра! Мы не можем играть вечной жизнью, потому что знаем прекрасно, что смертны, что мы гости, мы – странники; на земле мы в гостях. Придёт день, и каждый из нас перестанет гостить и отправится домой. А домой – это значит, что душа вернется туда, откуда изошла. «И дунул, – говорит Писание, – в ноздри мёртвого тела Адама, и стал Адам душою живою». Живая сущность человека – душа – сотворена Богом дуновением, Его энергией, и она возвратится туда, откуда изошла.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

В мире молитвы Молитва наедине и с Церковью Бог с нами всюду. На каждом месте владычество Его. Им мы живем, движимся и существуем. «Близ еси Ты, Господи» (Пс. 118:151). Если бы мы не были рассеяны вниманием, сознание вездеприсутствия Божия было бы в нас постоянно, где бы мы не находились. Всегда с Богом значит всегда в молитве. Так и заповедано нам. «Говорил же притчу к ним, что подобает всегда молиться и не унывать» , повествует евангелист о наставлениях Господа Своим ученикам (Лк.18:1). «Непрестанно молитесь» , заповедует апостол Павел (1Сол.5:17). В такой почти непрестанной молитве и возношении к Богу (прерываемых иногда лишь по необходимости) жили святые подвижники, и может быть и теперь живут очень немногочисленные Божии люди. В древности существовали так называемые монастыри неусыпающих, в которых богослужение, совершаемое сменами иноков или инокинь, ни на час не прекращалось. Нас рассеивают заботы дня. Широкий мир живет своей жизнью, беспокойной, полной земных интересов, суетливой, захватывая и нас. Житейские привязанности и необходимый труд поглощают внимание большинства. Нужно отрешиться от мира и суеты дня хоть на короткое время, чтобы сосредоточить свою мысль о Боге и вознестись к Нему умом и сердцем в молитве. На языке Церкви это называется «войти в клеть свою» , в клеть своей души по словам Спасителя: «Ты же, когда молишься, войди в клеть свою и, затворив двери за собой, помолись Отцу своему, Который в тайне» (Мф.6:6). Каждому из нас необходима своя личная молитва, частная, домашняя. Такой может быть и обычно бывает молитва утренняя и молитва вечерняя: утренняя — благодарственная, хвалебная, просительная; вечерняя: — покаянная и напутственная ко сну. Но кроме личной, молитва человека жаждет молитвы общей с другими людьми, участия в общественном богослужении. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди их» , сказал Господь (Мф.18:20). Он молился Своему Отцу: «Да будут едины,... как Мы есть едины» (Ин.17:21). Наше единство достигается прославлением Бога едиными устами и единым сердцем. «Прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя» , молился ветхозаветный псалмопевец (Пс.34:18, 21:26); его слова воспроизводит и христианская Церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

голови Синодального у справах Церкви на Президента з питань виховання 13 вересня 2012 р. 17:14 12 сентября 2012 года в Краснодаре Президент России  В.В. Путин провел совещание по вопросам духовного состояния молодежи и ключевым аспектам нравственного и патриотического воспитания. В мероприятии принял участие председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий . Молодые люди — предмет особой заботы Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий, а работа с молодежью — это работа во имя будущего России, необходимое условие духовного здоровья и социально-экономического благополучия нашей страны и народа. Юноши и девушки, вступая во взрослую жизнь и становясь полноправными членами общества, привносят в него те идеалы, которые усвоили в детстве от своих родителей, школьных педагогов, старших наставников. Становление взглядов молодых людей происходит очень быстро, и небрежение в области духовно-нравственного воспитания оборачивается появлением на свет «потерянного поколения», которое способно стать источником социально деструктивных явлений. Много, очень много сил нужно приложить, чтобы впоследствии исправить допущенные ошибки! На встрече с участниками форума «Селигер-2012», Владимир Владимирович, Вы сказали: «Нет ничего более важного в обществе, чем морально-нравственные принципы, на которых оно основано. Ничего. Все остальное вторично». Также и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одном из своих недавних выступлений отметил, что «наша молодежь — отнюдь не потерянное поколение, и мы с вами ответственны перед Богом за то, чтобы все таланты, дарования, устремления нашего юношества послужили во благо страны и нашего народа». Положительные духовные и нравственные основы, заложенные в юную душу, со временем могут стать твердым фундаментом, несокрушимой скалой, возвышающей человека над бурными волнами житейского моря. Русская Православная Церковь однозначно разделяет заботу государственной власти России о молодом поколении, обращая особое внимание на развитие молодежного служения. Практически во всех выступлениях и обращениях Святейшего Патриарха Кирилла, в которых затрагиваются насущные социальные темы и вопросы духовно-нравственной жизни современного российского общества, неизменно пристальное внимание уделяется теме содействия делу воспитания духовно и нравственно здорового молодого поколения, взращиванию в детях и молодых людях чувств патриотизма, любви к Родине, отечественной истории и культуре. Только духовно и нравственно здоровое общество может успешно жить и развиваться.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2466106...

Закрыть itemscope itemtype="" > 31 декабря - прославление праведного Симеона Верхотурского 30.12.2006 330 Время на чтение 3 минуты Праведный Симеон родился в европейской России. О родителях его известно только, что они были люди знатные и принадлежали к почтенному сословию дворян, но кто именно были они, какие они носили имена и какая их была фамилия, - осталось неизвестным. Можно одно утверждать только, что родители Симеона были люди благочестивые и прилагали великие старания и заботы при воспитании своего сына, дабы сделать его добронравным и истинно верующим христианином. Это показывает вся последующая жизнь праведного Симеона. Год рождения праведного Симеона с точностью также не известен, но на основании некоторых данных полагают, что он родился около 1607 года, то есть в ту самую печальную годину России, когда наше отечество готово было в конец погибнуть от козней самозванцев и от внутренних нестроений, когда в России, по замечанию летописца, " все хотели быть выше своего звания: рабы - господами, чернь - дворянством, дворяне - вельможами... " . С раннего возраста праведный Симеон почувствовал отвращение от житейских благ и треволнений. С юной поры он начал стремиться к богомыслию и душеполезным подвигам. Но окружавшая его среда была большой ему помехой в этом добром, благочестивом деле. Ища уединения для более удобного исполнения подвигов благочестия, а также избегая несродных его душе тех смут и треволнений, которыми обуревалась тогда Русская земля, праведный Симеон решился покинуть свою родину, почести, богатство и знатность и удалился в места более уединенные, дабы там беспрепятственно предаваться душеспасительным подвигам. Выбор его пал на Сибирскую страну, незадолго до того присоединенную к России и мало известную еще тогда русским людям. Сибирь в то время населена была почти одними полудикими инородцами, среди которых только едва начал проникать свет христианского учения. Придя в Сибирскую страну, святой Симеон поселился в селе Меркушинском, отстоявшем верстах в пятидесяти от города Верхотурья и расположившемся по берегу реки Туры. В Меркушинском был храм во имя святого архистратига Божия Михаила, в который часто любил ходить праведный Симеон, и где он предавался искреннейшей и усерднейшей молитве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр Проханов: «Я ничего подобного прежде не видел и не испытывал» Известный писатель принимает участие в IX Международной конференции Делового сообщества «ДелоРус» и МОО «Александро-Невское Братство» 31.05.2013 1222 С 28 мая по 1 июня проходит IX Международная конференция Делового сообщества «ДелоРус» и МОО «Александро-Невское Братство». Форум проводится в рамках паломнического круиза на комфортабельном теплоходе «Константин Коротков» по местам Северной Фиваиды: Городец (Нижний Новгород) - Горицы (Вологодская область) - Санкт-Петербург, с посещением Феодоровского мужского монастыря (Городец), Воскресенского Горицкого женского, Кирилло-Белозерского мужского, Ферапонтова монастырей (Вологодская область) и Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург). Своими впечатлениями от участия в конференции делится в интервью «Русской народной линии» известный писатель, публицист, главный редактор газеты «Завтра», председатель «Изборского клуба» Александр Андреевич Проханов : «Я ничего подобного прежде не видел и не испытывал. Для меня откровением является такое собрание столь разнообразных людей, которые едины в своем миросознании. Я вернулся из очень тяжелых огненных поездок с войны, где господствует ненависть, сражение, борьба и катастрофа, и вдруг сразу оказался в атмосфере любви, приятия и деликатного отношения друг к другу. Удивительно, но здесь я почувствовал связующее начало, которое соединяет самих людей: женщин и мужчин, детей, пожилых и молодых. Но это начало, исполненное любви, нежности и заботы друг о друге, невозможно было бы без соединения всех нас в Боге. Каждый шаг, каждый помысел и каждое деяние, связаны с духовным служением. Это не значит, что мы постоянно находимся в молитве и на Литургии, но ощущение того, что над нами сияет наше любимое Божество, делает нас всех удивительно просветленными, умиротворенными и благостными. Все это сообщество, братство движутся по восхитительным русским водам и необъятным русским просторам среди сияющих далей, среди дождей, среди зеленых лесов и дол. Мне кажется, что наш корабль - это святой, счастливый ковчег, который несет нас в необъятное чудесное русское грядущее. Это ощущение политическое, религиозное и одновременно житейское не покидает меня уже третий день».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/05/31/al...

Закрыть itemscope itemtype="" > Молитесь трепетно 10.01.2009 447 Время на чтение 6 минут Известно, что православные молятся не как придется, а по «правилу». В чем его смысл и как сделать ежедневную молитву живой, объясняют наместник московского Свято-Данилова монастыря архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов) и духовник г. Москвы , настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Георгий БРЕЕВ. Зачем нужно «правило»? Утреннее и вечернее правило может выглядеть по-разному и состоять из разных молитв. Но оно необходимо каждому христианину. Утром мы просим у Бога благословения на все наши дела, а вечером благодарим Его за прожитый день, попросим прощения, если в чем-то ошиблись, согрешили. Смысл правила в том, что оно порождает в нас навык постоянного обращения к Богу, беседы с Ним. Но как быть, если молитва становится общими словами, и появляется ощущение лицемерия: вроде все что нужно прочитал, а на душе холод? «Молитва должна быть неким пламенем для души. Человек в круговороте житейских перипетий чувствует, что это горение начинает коптить. Его стремление к молитве ослабевает, а некоторые оставляют молитву надолго, - объясняет прот. Георгий Бреев. - Потом опомнятся: " Ой, что же я делаю, разве от того, что я оставил молитву, мне стало лучше? Стало во много раз хуже " . Душа начинает опять искать, как бы заново обновлять себя, начинать обращаться к Богу, молиться. Молитва - это дыхание духовное. Пусть наши молитвы несовершенны, но есть такое выражение: молитва дается молящемуся. Не будешь молиться совсем - впадешь в расслабление. Будешь потихоньку молиться, будет теплиться внутренний огонечек, он будет тебя согревать, подвигать. Правило молитвы дал нам Сам Господь. Господь сказал: если ты хочешь принести жертву угодную, тогда войди в свою комнату, затвори за собой дверь. Показал условия молитвы: она должна быть сокровенной, не показной, должна быть сердечной. В старых молитвословах везде говорится: прежде чем встать на молитву, приведи все чувства в порядок, отложи на время молитвы все заботы о делах. Сразу по пробуждении от сна возблагодари Господа. Слава Тебе, что Ты даешь мне новый день, что я встречаю его в здравии, и сразу начинай молиться. А уж потом включайся в текущие свои дела. Если ты хоть малую молитву совершил, но искренне, не рассеянно, от теплоты сердечной, с благоговением - она будет тем импульсом, который будет целый день держать тебя. Такая молитва дает правильный настрой нашей души. А молитва вечерняя дает покой душевный, с молитвой заснешь, будет сон твой питательный, восстановит твои силы, ангел хранитель укрепит на новые труды».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010