В.Ю. Питанов Суд совести: агни-йога против христианства Введение Православный миссионер-апологет в своей практической деятельности вынужден общаться с представителями различных оккультных направлений, что вызывает потребность в знакомстве с учениями, по своему духу чуждыми христианству, знание которых, однако, необходимо для полемики. В данной работе предпринята попытка анализа учения, которое было провозглашено семьей Рерихов и которое носит два названия: «агни-йога» и «живая этика». В современной России это учение является одним из наиболее распространенных и известных. Идеи, выраженные в нем, в той или иной форме находят свое воплощение в самых различных оккультных организациях и сектах. Ниже мы постараемся предоставить читателям максимально обширную подборку цитат, раскрывающих учение живой этики, из авторитетных для оккультистов источников. Среди них, прежде всего, сборник «Живая этика» 1 , а также комментарии к тексту учения, приведенные в письмах Е.И.Рерих. Также мы будем использовать «Тайную Доктрину» Е.П. Блаватской, которая провозглашает, согласно утверждениям Рерихов, идеи, тождественные учению агни-йоги: «Могут спросить, в каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите – каждое столетие дается после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает «Тайную Доктрину» Блаватской» 2 . Прежде всего скажем несколько слов о том, как создавалось учение агни-йоги. Учение было создано в период с 1924 по 1938 год. Оно изложено в следующих книгах: «Листы Сада Мории» в двух частях, «Община», «Агни-Йога», «Беспредельность», «Иерархия», «Сердце», «Мир Огненный» в трех частях, «АУМ», «Братство», «Надземное». Каждая книга направлена на освещение определенной тематики, однако, часть идей содержится во всех книгах. Кроме вышеперечисленных книг, есть еще следующие дополнения к учению: «Криптограммы Востока», в которых рассказывается о «великих учителях», «Напутствие Вождю» – краткое наставление о том, каким должен быть, по представлению агни-йоги, лидер, и письма Елены Рерих, которые используются как разъяснительный материал к стихам книг агни-йоги. Первые книги агни-йоги были записаны методом автоматического письма 3 , далее – через слышание некоего голоса, который диктовал тексты книг. По мнению Е. Рерих, это был голос «махатмы» Мории.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sud-sove...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере сентября 2015 Человек в несвободном городе Каковы были нравы жителей блокадного Ленинграда? Можно ли оставаться человеком в нечеловеческих условиях? Литературные произведения, кинофильмы, даже если они сделаны на высоком художественном уровне, во многом работают на формирование своеобразного «блокадного мифа». Попытаться составить реальную картину историкам позволяют тысячи человеческих документов — воспоминаний, дневников, писем, — оставшихся после ленинградской трагедии. В поисках правды о блокаде мы обратились к автору книги «Блокадная этика», доктору исторических наук, профессору Европейского университета в Санкт-Петербурге и РГПУ им. А.И.Герцена Сергею Ярову. Каковы были нравы жителей блокадного Ленинграда? Можно ли оставаться человеком в нечеловеческих условиях? Литературные произведения, кинофильмы, даже если они сделаны на высоком художественном уровне, во многом работают на формирование своеобразного «блокадного мифа». Попытаться составить реальную картину историкам позволяют тысячи человеческих документов — воспоминаний, дневников, писем, — оставшихся после ленинградской трагедии. В поисках правды о блокаде мы обратились к автору книги «Блокадная этика», доктору исторических наук, профессору Европейского университета в Санкт-Петербурге и РГПУ им. А.И. Герцена Сергею Ярову. De profundis — Сергей Викторович, одна из тем вашей книги — процесс разрушения общепринятых нравственных норм. Когда это началось и почему? — Разрушение основ этики, на которых зиждется повседневная жизнь, происходит с конца октября 1941го по май 1942го. Эту страшную блокадную зиму Виталий Бианки назвал «смертным временем»: именно тогда погиб почти миллион ленинградцев, не за два с половиной года блокады, а за несколько месяцев. Трупы лежали на улицах, во дворах, в квартирах: не было сил, чтобы сразу их похоронить. Двух месяцев хватило человеку, чтобы дойти до такой степени голода, что он считал кошку деликатесом. Именно деликатесом — это мнение самих блокадников, потому что были и неделикатесные продукты — клей, вазелин для спуска кораблей на воду, жидкость для протирки стекла, гуталин, кожаные ремни… Другой стороной ужаса был холод. Когда человек мерзнет, он надевает на себя все, что может. Одна из блокадниц надевала валенки на боты, многие закутывались в какие-то покрывала, другие ходили, надев несколько костюмов или пальто. Почему блокадники так страдали от холода? Даже надев десять шуб, человек без жировой прослойки бессилен перед морозом. Этот холод нельзя было вытеснить никакой жарой. Люди и весной ходили в валенках, в пальто.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=44437

Образование и Православная культура Доклад епископа Ставропольского и Владикавказский Феофана Православие - это живое прошлое, настоящее и будущее русского народа. Оно представлено в каждой клеточке жизни, в образах лучших сынов нашего народа: духовных и государственных деятелей, мыслителей и творцов, воинов и простых тружеников. Православие - это живая история и живая истина русского народа, это культура и современный быт, философия и мировоззрение, этика и эстетика, воспитание и образование. Поэтому отторгнуть русского человека от Православия — значит, отторгнуть его от собственной истории, его корней и почвы, т.е. попросту убить его. Таким образом, возвращение к Православию есть главное условие спасения русского народа. Для этого мы должны предоставить все возможности каждому человеку в обращении к вере, и прежде всего, детям. Необходимо, чтобы связь между убеждением и жизнью формировалась с младенчества, дабы ребенок научился мотивировать свое поведение христианской верой, дающей духовную силу. Следовательно, долг Церкви - делать вероучительные истины живыми в глазах людей. Эту задачу можно осуществить через государственную политику, укрепление традиционной семьи и образование. Необходимо вернуть Православие если не как государственную, то, по крайней мере, как общественную идеологию. Понимая его, как основополагающую идею, которая окажется понятой и будет принята большинством общества. С ее помощью получится вытеснить из сознания россиян распространенные идеологемы-мифы: безбожный материализм, бездуховное потребительство с безразличным плюрализмом и духовно опасные космизм с пантеизмом. Сегодня все настойчивее звучат призывы к поиску общей идеи, глубинного ориентира, общезначимого идеала. Все теперь понимают, что организовать заново народную жизнь, а тем более образование и воспитание молодежи без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Некоторые думают, что такую национальную идею можно придумать и внушить народу. Но история XX века убедительно показала нам, что придуманные национальные идеи чаще всего оказываются ошибочными, ложными, и даже овладевая народом на короткое время, всегда приводят его к катастрофе.

http://pravoslavie.ru/445.html

диакон Андрей Скачать epub pdf Приложение 1. Цифры скучные, но лживые Простите за банальность, но ведь и в самом деле есть три вида лжи: просто ложь, ложь вопиющая, и… статистика. Вот и для этой, высшей градации лжи нашлось место в рериховской апологетике. «В попытках доказать антихристианский характер Агни Йоги дьякон Кураев заявил, что ему по мере чтения книг Учения «стало бросаться отсутствие некоторых слов, ключевых для любого хрисианского размышления. Во всем многотомьи книг «Живой этики» не найти таких слов, как грех , покаяние, искупление, благодать, Бог. Значит, это тексты, рожденные нехристианской духовностью». Творческий коллектив издательства «Беловодье» недавно подготовил и выпустил в свет последний, третий том «Симфонии Агни Йоги», где было сосчитано число всех слов и понятий, относящихся к различным темам, в том числе и теме религии. Строгие цифры свидетельствуют о некорректности (это самая мягкая характеристика) слов дьякона: слово «грех» упоминается в 2 параграфах, «покаяние» (раскаяние) в 4 параграфах, «искупление» – в 12 параграфах, «благодать» – в 77 параграфах, «Бог» – в 63 параграфах. Кроме того, в 74 параграфах Учения встречается слово «Творец», в 124 параграфах слово «молитва», в 68 параграфах – «душа», в 63 параграфах – «Христос». В целом христианская терминология по частоте встречаемости превосходит индуистскую и буддийскую. Дьякон Кураев не один раз пытался утверждать, что Учение и Рерихи нередко прибегают ко лжи с целью маскировки своих истинных намерений. Тогда что же маскирует Кураев в своем «нелживом» пассаже об отсутствии в Учении ключевых христианских слов? И такого рода откровенных «маскировок» в кураевских сочинениях различные полемизирующие с ним авторы насчитывают превеликое множество» 1931 . Арифметическую работу, которую сделало издательство «Беловодье», Л. Шапошникова приписала лично себе: «Кураев также утверждает, что в текстах Живой Этики нет даже таких христианских слов, как Бог, благодать, грех , искупление, покаяние. И приводит данное утверждение в качестве доказательства, что эти «тексты рождены нехристианской духовностью». Если духовность нехристианская, то, по Кураеву, она – сатанинская. Отвлекаясь от странности кураевского течения мысли, могу сказать, что диакон солгал. Солгал «во имя свое», своей «системы доказательств». Вовлекшись в это неправедное дело, я подсчитала – «Бог» повторяется в текстах Живой Этики около 50 раз, «благодать» – около 30, «искупление» – около 20. Есть даже «грех» и другие слова из христианской лексики, которые, думаю, просто неизвестны Кураеву. Несмотря ни на что, Кураев берет вышеизложенные им доводы за доказательство, что Живая Этика – это «сатанинская религия»» 1932 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Разделы портала «Азбука веры» В.Ю. Питанов Астрология: от мистификаций к реальности " decoding=" async " title=" Астрология: от мистификаций к реальности " В.Ю. Питанов Астрология: от мистификаций к реальности " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Астрология: от мистификаций к реальности "/> ( 8  голосов:  4.4 из  5) Предварительные замечания Астрология прочно вошла в наше общество. Но парадокс заключается в том, что знания большинства людей об астрологии и ее «открытиях» носят очень поверхностный характер. Попробуем их расширить. Начать, видимо, следует с уточнения самого понятия «астрология» и попытки определения области интересов данной «науки». «Астрология (от греч. astron – звезда и logos – учение) – учение о связи между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов» . Все мы знаем, что астрологи с помощью гороскопов (horoskopos греч. – наблюдающий время) пытаются предсказать будущее и более подробно рассказать о прошлом как отдельного человека, так и всего человечества в целом. При этом область предсказаний охватывает фактически все сферы человеческого бытия: медицину, социологию, психологию, бизнес, науку, религию. Астрологи уверяют, что они могут исчерпывающе ответить на любой вопрос, возникающий в этих и других областях. Астрология учит, что каждое космическое тело (звезда, планета и даже комета) излучает в пространстве некие поля, энергии или, как учит агни-йога, оказывают «химическое воздействие» на все сущее. Человек с первым вдохом «записывает» в себе то сочетание энергий, которое существовало в момент его рождения. Эта «запись» есть его судьба. «Астрохимия позволяет определить лучшие воздействия на определенные организмы. Астрология – не что иное, как формула астрохимии» . На каких законах базируется астрология как «наука»? На законах физики? Нет! Исходные положения астрологии, как учит живая этика, лежат в области оккультизма : «Вся астрология построена на утверждениях законов Космического Магнетизма. Жизнь и конец ее исчисляются тем же Космическим Магнетизмом.

http://sueverie.net/astrologiya-ot-misti...

Избранное Критики называют отца Валентина Свенцицкого достойным продолжателем Достоевского. Пламенный проповедник христианства, один из наиболее ярких мыслителей начала ХХ века, он умел необыкновенно влиять своим словом на людей — в лекциях, в проповедях, в частных беседах. А его литературные произведения поражают откровенностью, смелостью, с которой автор заглядывает в самые потаенные уголки человеческой души. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ Валентин Павлович Свенцицкий Избранное Предисловие Духовный реализм Мировоззрение богослова, философа, общественного деятеля, публициста, прозаика и драматурга Валентина Павловича Свенцицкого (1881–1931) сформировали христианство, идеи B. C. Соловьева, творчество Ф. М. Достоевского и этика И. Канта; с 1898 года юноша духовно окормлялся у прп. Анатолия (Потапова) Оптинского. В 1905 году Свенцицкий создал первую в России христианскую политическую организацию, многие чаяния которой воплотил Поместный Собор 1917–1918 годов; был организатором Московского религиозно-философского общества. В печати и с кафедры обличал преступления евангельских заповедей в государственных и церковных делах, языческий цезарепапизм, хилиазм и социалистическую утопию, ницшеанство и толстовство, либеральные и черносотенные подделки под Христа. С 1909 года Свенцицкий участвовал в движении голгофских христиан, ставя целью пробудить сознание народа к религиозному творчеству и считая, что вся живая жизнь должна объединиться вокруг храма. В 1917 году был рукоположен во иерея, а год спустя стал проповедником Добровольческой армии, призвав обезумевший народ к покаянию и борьбе с бесовской силой большевизма. Только в Церкви видел нравственный фундамент обустройства России. В 1920-хгодах о. Валентин служил в Москве. За противодействие обновленчеству был выслан в Таджикистан, где составил практическое руководство по постижению молитвы Иисусовой. По возвращении, будучи настоятелем храма Свт. Николая Чудотворца на Ильинке, проводил с общиной беседы о монастыре в миру – духовной преграде внешним соблазнам и борьбе со страстями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере мая 2016 Собор служит народу Много лет Смольный собор воспринимался в городе как выставочный и концертный зал, хотя внешний облик здания сохранился неизменным, и крест над собором сияет более десяти лет. 25 января, в день святой мученицы Татианы, покровительницы российского студенчества, Смольный собор был передан епархии в безвозмездное пользование. О том, как возрождается приходская жизнь, о перспективах собора как главного храма санкт-петербургского студенчества мы побеседовали с его настоятелем, благочинным вузовских храмов протоиереем Петром Мухиным. «Смолянки», студенты и ректоры — Отец Пётр , Смольный собор  стал полноценным храмом несколько месяцев назад. Что изменилось в жизни собора и что еще изменится? — Собор обретает особую внутреннюю атмосферу, настраивается на служение нашему городу как храм. Прежде всего — в соборе идет полноценная литургическая жизнь согласно богослужебному церковному Уставу. Штатное расписание полностью укомплектовано. — А что помимо богослужения? — Развиваем молодежную и просветительскую деятельность. Как мы и планировали, уже открыта воспитательная «школа смолянок» для девочек, теперь все маленькие прихожанки могут в ней заниматься. Нынешним «смолянкам» преподаются Закон Божий, этика, правила этикета, курс помощи маме — домоводство, хорошие манеры. Сейчас мы принимаем девочек с пяти и до девяти лет, но собираемся открыть группы и для девочек постарше. Для занятий используем один из приделов, составляем расписание таким образом, чтобы никто никому не мешал. Еще у нас открылись группы воскресной школы для молодежи и для взрослых. — А в чем разница между молодежью и просто взрослыми? — Молодежь мобильна, легка на подъем, готова к паломническим поездкам. Смольный собор задуман как площадка для реализации молодежных и студенческих проектов вместе с межвузовской ассоциацией «Покров», комитетом по молодежной политике, епархиальными отделами: молодежным, религиозного образования и катехизации. Студенты смогут реализовывать свои задумки — миссионерские, социальные. Есть и сугубо молодежный проект — подготовка и организация летнего молодежного лагеря в деревне Пенино, в прошлом году прошел первый заезд.

http://aquaviva.ru/journal/sobor-sluzhit...

7-го ноября, 1959 г. Нью Йорк. Дорогой Дмитрий Иосифович, Снова спасибо за Ваши советы. Вы меня очень ободряете печатать... Аргументы Ваши сильные, – именно в том, что книга, 30 как бы продолжит (а кое в чем утончит) то, что я говорю «прозаически». Это сильный аргумент. Но есть у меня еще та «отрава» поэтическая (о которой я, кажется, еще не составил специального стиха): любовь к «ризе словесной», облекающей силу священнодейственную, которая становится и ее уделом... Я удовлетворен вполне лишь частью своих стихов... Потому мне легко принимать и критику, – я вижу нечто еще менее совершенное в них, чем то, на что указывается мне... Вот «Рим»... Душа стиха живая, кажется, хорошая, но как неповоротлива (еще не поворотлива!) форма. «Старуха» – Ваша – не плоха, конечно, но стоит ли (примо) обижать старость? Секундо, слово это фонетически резкое, сухое, как выстрел (сердитое, даже, немного). Но дело не в этом, только, а в том, что если старуха протянула мне розу, а я купил ее, то это похоже, что я купил старуху (а не розу), а это будет противоречить всей книге. Если же поставить, вместо «ее» – во второй строке – «цветок», – это «уточнение» в стихе будет лишним... Как видите, «старуха» имеет свою и «проруху»; да и старушку эту осудить пришлось бы. (К эстетике так и липнет этика). А вообще это, конечно, не так плохо (и не так уж сухо), – «старуха»... Как Вам такое приглянется вступление: «На одной из тихих улиц Рима, Я купил у итальянки розу»? Возраст итальянки оставляется читателю. В Траунштейне это будет, конечно, маститая «старуха». Но вот, надо в третью строку перейти, – «купил»: я ведь уже купил... Как быть? Здесь вопрос и существования «фольги», и всей вообще мишуры... Сие привожу как пример того, сколь можно увязнуть в пиэсе, которая уже теряет для автора свой первый аромат, ту пыльцу, которая призвана автора оплодотворять... Так дороги могут забастовать и перестанут вести в Рим... 31 С «Человеком» «Вашим» трудно. Идея хороша, но конец все двоится и троится, в равном (не очень сильном) достоинстве. Подумаем. 32 Проект шлю адвокату человека. Совет разлучить 5 и 6 страницы понятен, но не больше ли приязни и связи во всей цепи этой, чем взаимоотталкивания? Изъяв 6, попадаем на 5 и 7! («Мы летим...) Это, может быть, хуже, чем совпадение «отголосков седьмой строки»?.. Значит, надо далее переставлять, а все места заняты, как в Московском автобусе, а «локтями работать» стихам не полагается, «Начало» полета связано с «началом» всего – архитектонически, а после ночи не надо ли показать, что из звезд рождается утро?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Скачать epub pdf Ассоциация «Колыбель Сибири» Руководство: Основатель и руководитель – Толгат Ф. Акбашев Месторасположение центров: г.Новосибирск и частично – Новосибирская область. Доктрина Оккультизм. Оккультный характер учения Акбашева ясно просматривается, например, в его «теории рас», которая является атрибутом многих оккультных религиозных учений, таких как теософия, антропософия, «живая этика». Продолжая традиции проводников преданий о Шамбале, Акбашев говорит о грядущем царстве людей, обладающих паранормальными оккультными способностями, причем установлению этого царства, по словам Акбашева, будет предшествовать война, в которой все, не приемлющие идеи оккультизма, будут истреблены 445 . «Сверхчеловеки шестой расы» должны обладать целым набором качеств, развитие которых и декларирует целью своих семинаров Акбашев. Он ставит своими целями открытие у слушателей «третьего глаза», развитие ясновидения, телепатии и телекинеза, способностей целительства 446 . Акбашев представляется «посланником Бога» или «учеником Иисуса», кощунственно называя при этом своих учеников также «иисусами». Характеристика Ассоциация «Колыбель Сибири» является типичной религиозной организацией оккультной направленности. «Ассоциация «Колыбель Сибири» была отнесена в разряд тоталитарных сект: · экспертами из Новосибирского центра по борьбе с сектантством, подтверждающими эту свою позицию следующими объективными характеристиками данной организации 447 : · учение Акбашева опирается на модернистские оккультные доктрины, при этом в организации наличествует религиозный культ (молитвы, медитации, обряды); · наличие строгой иерархии посвященных и непосвященных; · наличие многоуровневой доктрины, раскрываемой по мере восхождения к высшим ступеням посвящения; · использование контроля сознания адептов руководством организации (в частности, в адептах развивается чувство элитарности, исключительности и богоизбранности); · использование религиозного маркетинга, то есть системы навязывания своего учения несведущим для вовлечения их в организацию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖИВАЯ ЭТИКА [Агни Йога], новое религ. движение оккультно-теософского характера. Учение Ж. э. является преемственным по отношению к «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской . Основатели Ж. э.- Елена и Николай Рерихи. 1-я кн. Ж. э. «Листы сада Мории» появилась в 1924/25 г. За ней вышло еще 12 книг («Община» (1926); «Агни Йога» (1929); «Беспредельность I» (1933); «Беспредельность II» (1934); «Иерархия» (1931); «Сердце» (1932); «Мир Огненный I» (1933); «Мир Огненный II» (1934); «Мир Огненный III» (1935); «Аум» (1936); «Братство» (1937); «Надземное» (1938)). Ранние книги написаны стилем близким к стихотворному, в более поздних появляется четкое деление на параграфы, каждый из к-рых является ответом Учителя (махатмы) на вопрос ученика. Для адептов учения Ж. э. трактаты Рерихов являются своего рода мантрами, ритмический характер к-рых якобы соединяет их с ритмами космоса. Рерихи создали ряд орг-ций, через которые пропагандировали идеи Ж. э.: Cor Ardens (Пылающее сердце), Международное художественное сообщество (1921); Музей Н. Рериха (1929); Гималайский исследовательский ин-т «Урусвати» (1929). В наст. время идеи Ж. э. распространяются рериховскими орг-циями и об-вами, существующими в разных странах мира, в т. ч. в России: Международный центр-музей им. Н. К. Рериха (Москва), Международный совет рериховских орг-ций (Москва), Благотворительный фонд им. Е. И. Рерих (Москва), Благотворительный фонд поддержки космического мышления (Москва), Объединенный научный центр космического мышления (Москва); Музей Николая Рериха (Нью-Йорк) и мн. др., а также информагентства, интернет-сайты, интернет-форумы, печатные издания. В виде культурно-просветительных программ Ж. э. проникает в общественные и гос. учреждения, в систему образования. Учение Ж. э. представляет собой эклектическое соединение положений из различных религий (христианства и буддизма), теософских и оккультных доктрин, философских учений XX в. о космической эволюции (см. Космизм ), отдельных естественнонаучных теорий.

http://pravenc.ru/text/182249.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010