Патрология – это живая жизнь Церкви Беседа с доктором церковной истории, профессором Алексеем Ивановичем Сидоровым Алексей Иванович Сидоров – доктор церковной истории, профессор Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии. Родился в 1944 г., в 1975 г. окончил исторический факультет МГУ по кафедре истории древнего мира, заочно окончил аспирантуру Института всеобщей истории РАН. А.И. Сидоровым издано десять книг, среди которых «Творения преподобного Максима Исповедника: Богословские и аскетические трактаты»; «Творения аввы Евагрия: Аскетические и богословские трактаты»; «Блаженный Феодорит Кирский: История боголюбцев»; «Курс патрологии: Возникновение церковной письменности», а также свыше сотни научных статей. – Алексей Иванович, расскажите, пожалуйста, что такое патрология и когда она появилась? – Об этом я писал в своем первом (и пока единственном) томе патрологии. Патрология – это учение об отцах, которое, однако, не ограничивается только святыми отцами, в него обязательно входят также и просто церковные писатели. Без этого патрология не может быть полной. Если мы, например, не будем изучать Климента Александрийского, который не был отцом Церкви, но был ярким церковным писателем и мыслителем, то не поймем становления всего святоотеческого богословия. Собственно, патрология, как наука, возникла в новое время, но не хотелось бы говорить о ней сугубо в наукообразном плане, потому что ее предмет – живая жизнь Церкви, это подлинное святоотеческое Предание, которое живет в Церкви и начинается сразу же после апостолов. Почему мы изучаем мужей апостольских, таких, как священномученик Игнатий Богоносец? Потому что он говорил и учил в духе Предания. Можно сказать, что патрология как наука об отцах и сама жизнь Церкви неразрывно соединены. Нельзя отделять, как у нас иногда делают, науку об отцах от живого течения церковного Предания, как нечто инородное этому Преданию. Такой подход, на мой взгляд, является пагубным для патрологии. – Чем патрология отличается от патристики?

http://pravoslavie.ru/35310.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2007 год Скачать журнал в формате pdf Человеческая жизнь есть непрерывное течение минут, дней, лет и веков. Но важно не время как таковое, а то, чем оно наполнено. «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, — говорит Христос, обращаясь к самарянке, — тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). «Вода живая» — так называет Господь эту воду (Ин. 4, 10), символизирующую питательную силу Духа Святого. Пусть это новозаветное название нашего журнала напоминает читателю о том, Кто животворит и Кто питает Своим Духом наше дыхание, души и тела, и куда устремляет нас Правда Божия, если мы предадимся ее мощному, полноводному потоку. Слово главного редактора Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Человеческая жизнь, человеческая история есть непрерывное течение минут, дней, лет и веков. Ценно ли это течение само по себе? Ответ очевиден. Важно не время как таковое, а то, чем оно наполнено. А лучше сказать, куда устремлены наши намерения и надежды, куда «текут» вместе с секундами и сутками наши духовные и душевные усилия и мысли, и что «вытекает» из наших намерений и трудов. Человеческие силы рано или поздно «иссякают», как иссякает источник воды, если он является искусственным, замкнутым водоемом или резервуаром. Бездонна и «неисследима» лишь пучина Божией милости и Божиего человеколюбия. В Священном Писании найден великолепный образ, точно выражающий идею неиссякаемости и изобилующего богатства духовной жизни, если она имеет своим источником Духа Божия: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, — говорит Христос, обращаясь к самарянке, — тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). «Вода живая» — так еще называет Господь эту воду (Ин. 4, 10), символизирующую питательную силу Духа Святого. Это вода, «скачущая в жизнь вечную», если пользоваться выражением из ектении на Великом Водоосвящении в праздник Богоявления.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/1/

Развод - по-христиански? - тема февральского номера журнала " Вода живая " января 2012 Если мы доверяем Богу, то должны любить свои " половинки " со всеми их недостатками,  не занимаясь поисками чего-то особенного, перебирая партнеров, как овощи на прилавке.  Развод - по-христиански? - тема февральского номера журнала " Вода живая " . Нерушимый брак становится редкостью, а развод - обыденностью. Но развод, по слову святителя Иоанна Златоуста, " дело противное как природе, так и Божественному Закону " . Нельзя рассекать одну плоть и " делить то, что Бог соединил и не велел разделять " . Господь сочетает браки на Небесах. Доверие Ему учит любить бесконечно своих " половинок " со всеми их недостатками, не меняя семейную жизнь на поиски кого-то особенного, перебирая партнеров, как овощи на прилавке. О том, что не удалось сохранить и приумножить, ведут разговор с читателем авторы журнала. Почему из семьи уходит любовь? Как определить виновника развода? Может ли священник спасти брак от распада? Стоит ли прощать супружескую измену? Почему Церковь дает благословение на второй брак? Как помочь человеку, пережившему развод? Непростые вопросы, связанные с расторжением брака, задала председателю Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископу Смоленскому и Вяземскому Пантелеимону (Шатову) Анастасия Коскелло. Беседа с ним называется " Неумение любить " . В рубрике " Острый угол " на этот раз помещен необычный материал. Отбросив уже подготовленные статистику, комментарии специалистов, цитаты из трудов православных богословов, редакция решила просто прислушаться к словам супругов, которые вплотную подошли к черте развода. Может быть, в этих рассказах мы узнаем самих себя? " Невидимая катастрофа " - так озаглавлен материал, в котором помещены монологи молодых людей, чья семейная жизнь терпит крах. Их голоса услышал и постарался дать им по-христиански мудрые советы ответственный редактор журнала протоиерей Александр Сорокин. Развод происходит между двумя взрослыми, но невольными участниками разрушительного процесса становятся дети. Так ли часто думают о них родители? Могут ли быть счастливы дети, ради которых сохраняется брак? В материале " Последствия обратимы? " , подготовленном Ириной Левиной, редакция предлагает услышать голос людей, переживших в детстве развод или разлад родителей.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=205...

Архимандрит Тихон (Шевкунов): На Пасху мы получаем приглашение в будущую жизнь О предстоящем празднике Воскресения Христова, о жизни и смерти, вере и бессмертии беседуем с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником московского Сретенского монастыря. 13 апреля, 2012 О предстоящем празднике Воскресения Христова, о жизни и смерти, вере и бессмертии беседуем с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником московского Сретенского монастыря. О предстоящем празднике Воскресения Христова, о жизни и смерти, вере и бессмертии беседуем с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником московского Сретенского монастыря. Смерти нет — Отец Тихон, почему Пасха каждый раз празднуется не как очередная годовщина Воскресения Христа, а как само Воскресение? — Поразительное открытие сделал почти 2 тысячи лет назад апостол Павел. Он сказал: «Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки — тот же». Христиане чувствуют великую силу этих слов, если вера для них не предмет лишь традиции, а живая жизнь, если они и ощущают, и проживают общение с Богом как самую главную реальность своей жизни. Это относится и к Воскресению. Передать это лишь какими-то теоретическими посылами, к сожалению (или к счастью), невозможно. Так уж Бог устроил. Да если бы вера была просто теория, Церковь Христова зачахла бы уже через несколько лет после своего возникновения. Ведь наша вера — не что иное, как живая связь между Богом и людьми, между Богом, ставшим человеком — Иисусом Христом, и каждым из нас, христиан. Живое ощущение пульса вечности, отзывающегося в каждом христианине, особенно чувствуется в праздник Пасхи — Воскресения. Маленькие дети до взросления отчетливо осознают, что смерть — это нечто совершенно чуждое, непонятное и противоестественное человеку. Мы, взрослые, хорошо помним это детское ощущение реальности вечности как одну из констант бытия только что вошедшего в Божий мир человека. Таких констант у ребенка несколько, но они являются для него несомненной истиной. Это, пожалуй, любовь матери, ежедневное открытие прекрасного мира и убежденность в вечности своего бытия и вечности всех тех, кто охвачен любовью ребенка: «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

«Общее дело» — с Патриархом Кириллом На патриарших службах в храме стоят не разрозненные молящиеся, а предстоит перед Богом живая евхаристическая община. Его Святейшество совершает Литургию не теплохладно, не по привычке и не чтобы «отслужить», а отдавая всего себя и ведя за собой тех, кто молится рядом с ним. 31 января, 2010 На патриарших службах в храме стоят не разрозненные молящиеся, а предстоит перед Богом живая евхаристическая община. Его Святейшество совершает Литургию не теплохладно, не по привычке и не чтобы «отслужить», а отдавая всего себя и ведя за собой тех, кто молится рядом с ним. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и обществ протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопросы портала « Правмир » — об итогах первого года Патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла. Общее дело: Всеволод Чаплин о Патриархе Кирилле — Отец Всеволод, что из первого года служения Патриарха Кирилла Вы бы отметили особо? Многое в жизни церкви произошло в первый раз. Впервые был совершен столь масштабный Первосвятительский визит на Украину, впервые были проведены встречи с огромной аудиторией, в том числе с молодежью, впервые создано Межсоборное присутствие, призванное обсуждать широкий круг давно наболевших тем, которые до сегодняшнего дня никогда не обсуждались соборно. Еще очень важно, что при Патриархе Кирилле стала формироваться управленческая система, в которой между различными церковными ведомствами есть ясное разделение труда. Такая система существенно ограничивает поле для ссор и помогает людям при ведении текущих дел быть предельно честными в отношениях друг с другом. За годы служения святейшего Патриарха Алексия  Церковь создала прекрасную базу для развития: воссозданы многие храмы, открыты семинарии и ВУЗы, немало сделано для духовного просвещения людей. Теперь, как многократно говорил Святейший Патриарх Кирилл, пришло время привести в активную церковную жизнь все те десятки миллионов людей, которые в странах пространства нашей Церкви именуют себя православными и крещены в Православной Церкви, но нуждаются в оживлении веры и раскрытии того, насколько радостна и спасительна для  человека жизнь во Христе, жизнь, не ограничивающаяся рамками этого мира, но простирающаяся в Вечность.

http://pravmir.ru/obshhee-delo-s-patriar...

фото из архива митрополии ЖМП 5 май 2013 /  24 марта 2017 г. 14:35 Митрополит Волынский и Луцкий Нифонт: У каждого времени свое испытание веры На Западной Украине жизнь православных людей складывается непросто. Когда 20 лет назад сторонники «Киевского патриархата» в Луцке силой захватывали храмы, калечили и порой до смерти избивали священников, злословили на церковную иерархию, призывали народ к ликвидации «московской церкви», а Волынская епархия потеряла почти всё имущество, на эту кафедру был назначен молодой епископ Нифонт. Православные верующие сплотились вокруг правящего архиерея, который своими проповедями и молитвой поддерживал их дух, организовывал крестные ходы, благословлял основывать новые общины, строить и реставрировать храмы, возрождать монастыри. Сегодня митрополит Нифонт авторитетный и влиятельный архиерей Украинской Православной Церкви. Что значит исповедовать Христа, как научиться радоваться, несмотря на невзгоды и несчастья, о проблемах и успехах своей епархии, он рассказал ЖМП. Живая вера — Ваше Высокопреосвященство, вы служите Церкви уже 35 лет. На ваших глазах сменились исторические эпохи, постоянные изменения претерпевает жизнь людей и сегодня, но очевидно, что, как и тысячу лет назад, главные духовные проблемы человека остаются прежними. Что для современного человека означает быть со Христом, что значит исполнять евангельские заповеди? — Да, более чем за 35 лет много изменилось. Но Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (ср.: Евр. 13, 8). И Христова Церковь остается той же: Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Меняются исторические эпохи, и человеческая жизнь на земле подлежит изменениям. Враг рода человеческого имеет многовековой опыт, не ест и не спит, а всё время изощряется и выискивает разные способы, как погубить душу человека. В минувшие времена были одни испытания веры, сегодня совсем другие. Раньше верующие люди свято хранили правила и традиции Церкви, терпеливо перенося посланные испытания, в радости прославляли Господа. У людей всегда была живая надежда на благодатную помощь Божию. И главное, в простоте сердец они любили друг друга по заповеди Иисуса Христа. Тогда сохранялось единство духа и веры. Даже среди атеистической пропаганды и богоборческих пятилеток Церковь Христова жила, верующие люди не забывали Своего Господа и созданную Им Церковь. Епископы и пресвитеры тогда как могли, так и совершали свое служение Церкви. Люди церковные тайно хранили православную веру и передавали ее из поколения в поколение.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Скачать epub pdf Глава 3. Вода живая Евангелие от Иоанна часто называют литургическим. Все основные описанные в нем события происходят в праздники, будь то Пасха ( Ин.2:13, 23; 6:4; 11:55; 12:1; 13:1; 18:39 ), неназванный «праздник иудейский» ( Ин.5:1 ), праздник Кущей ( Ин.7:2 ) или праздник Обновления храма ( Ин.10:22 ). Только из этого Евангелия мы узнаем, что жизнь Иисуса и Его общины, Его путешествия из Галилеи в Иерусалим и обратно были связаны с ветхозаветным литургическим календарем, определяемым этими праздниками. В то же время именно Евангелие от Иоанна, больше чем любое другое Евангелие, закладывает богословские основы литургической жизни новозаветной Церкви, определяемой двумя главными таинствами: Крещения и Евхаристии. Синоптические Евангелия единодушно свидетельствуют о крещении Иисуса от Иоанна в Иордане и о том, как на Тайной Вечере Иисус раздал ученикам Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Однако подробное богословское осмысление Крещения и Евхаристии в них отсутствует: его мы находим в Евангелии от Иоанна и в посланиях апостола Павла, что сближает этих двух творцов христианского богословия, близких и во многих других отношениях. Крещальная тема присутствует – явно или подспудно – в четырех главах Евангелия от Иоанна, посвященных четырем разным событиям: беседе Иисуса с Никодимом (Ин., гл. 3), беседе с самарянкой (Ин., гл. 4), исцелению расслабленного у Овчей купели (Ин., гл. 5) и посещению Иисусом Иерусалима в праздник кущей (Ин., гл. 7). Дважды упоминается о том, что проповедь Иисуса и Его учеников на начальном этапе сопровождалась крещением, – в Ин.3:22 (после сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудей скую и там жил с ними и крестил) и Ин.4:2 (хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его). Объединяет все эти сюжеты образ воды. Представляется целесообразным рассмотреть данные сюжеты в комплексе. Весь этот богатый материал дает достаточно полное представление о том, почему последней заповедью Иисуса ученикам, в каком-то смысле итогом всей Его земной миссии, были слова: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Он также помогает понять, почему Церковь придала таинству Крещения исключительное значение, сделав догматом учение о том, что без крещения невозможно войти в Царство Небесное. 1. Вода – стихия жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  БОГОСЛОВИЕ Нравственному учению Церкви нанесен жесточайший удар Роман Вершилло   Писать об этом нельзя. Недопустимо. Неправильно.От этого хочется кричать как от физической боли. Из уст троих священнослужителей: архим. Ианнуария (Ивлиева), прот. Георгия Митрофанова и иерея Владимира Хулапа - прозвучала хула на девство и Таинство брака. 2 января 2008 года на " просветительской " конференции " Таинство Брака - Таинство Единения " в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Санкт-Петербурге данные священники выступили единым фронтом против нравственного учения Христианской Церкви. Об этом событии сообщило официальное интернет-издание Санкт-Петербургской епархии " Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник " . На сайте приводится выступление члена Синодальной комиссии по канонизации святых, профессора Санкт-Петербургских Духовных школ, магистра богословия, настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла в Академии постдипломного педагогического образования прот. Георгия Митрофанова.Прот. Митрофанов подошел к своей цели очень основательно. Он утверждает: " Господство прочной православной патриархальной семьи в дореволюционной России - не более, чем расхожий миф современного церковного сознания " . " В России никогда не преобладало христианское представление о семье и браке " . Само такое утверждение является как аморальным, так и исторически неверным. Но этот абсурд обосновывается прот. Митрофановым с помощью еще более абсурдных доказательств. Почему в России, будто бы, " не преобладало " Христианское понятие о браке? Потому что " среди сонма русских святых,- подчеркнул отец Георгий,- практически отсутствуют семейные люди " ,- эпически повествует сайт " Вода живая " . А свв. Петр и Феврония? " На вопрос о легендарных святых Петре и Февронии как примере идеальной супружеской пары в русской агиографии, отец Георгий ответил с нотой сомнения: " Нам неизвестно доподлинно, существовали ли эти люди вообще " . А Святые Царственные Мученики - Царская Семья? Прот. Митрофанов отвергает и эту святую чету: " Николай Второй - это пример того, как безвинно принимать смерть, а не того, как надо строить семейную жизнь. Рассматривать царскую семью как идеал православной семьи не приходится, - хотя это и была очень хорошая семья. Дело в том, что эта семья стала для Государя определенным искушением. Если бы он, имея такую семью, был бы не императором, а, как и мечтал, гвардейским полковником, цены бы этой семье не было. Но он стоял во главе государства, и оставил свою большую семью - Россию, ради малой семьи " .

http://moral.ru/aqua_viva.html

Архимандрит Иов (Гумеров), протоиерей Павел Гумеров, иерей Александр Гумеров. Закон Божий. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017. Чтобы вырос росток, его надо полить водой. А чтобы в душе проросло семя веры, нужна благодать Святого Духа. Книги, помазанные благодатью, всегда производят особое действие – мир сердца, ясность ума и вдохновение к доброму делу. Вера может произрасти и от чтения книги, если в нее саму вложена живая вера. Такой книгой является « Закон Божий », написанный тремя священниками, тремя авторами – архимандритом Иовом (Гумеровым) и его сыновьями – протоиереем Павлом и иереем Александром. Мне вспоминается учеба в Московской духовной семинарии и академии. Отец Иов (тогда еще отец Афанасий) преподавал нам Основное богословие, затем Священное Писание. И мне на всю жизнь запомнилось, как его глубокая ученость скрывалась за кротостью, тихостью и скромностью. Апологет и защитник веры во многих своих статьях и публикациях, отец Иов – исповедник веры Христовой и самой своей жизнью. Его сыновья – его продолжение. А их книги – подтверждение этого. Вера может произрасти и от чтения книги, если в нее саму вложена живая вера Закон Божий – это жанр церковных книг, без которого нам никак не обойтись, но который дается авторам крайне непросто. Без него не обойтись, потому что, покуда стоит Церковь, будет существовать и учение Церкви, учительство, проповедь. Но учение надо правильно донести до слушателя или читателя. Как хлеб насущный, без которого мы и дня не обходимся, надо правильно приготовить, так и учение Церкви будет воспринято, когда оно выражено в форме, приемлемой для соответствующего поколения христиан. Каждой эпохе – свое слово, свой подход к читателю. Рассматриваемый нами «Закон Божий» отличает чистое, ясное изложение, спокойное повествование, красивые примеры и образы. Сравнительно с предыдущими книгами, он более цельный, последовательный в своем изложении. В нем чувствуется ученость трех мужей, но ученость, выраженная языком простым и доступным. Книга начинается со слов о доверии: ребенка – матери, ученика – учителю, того, кто лечится – тому, кто лечит. Доверие – основа веры. Но подлинное, всецелое доверие в нашем непостоянном и грешном мире может быть только Богу.

http://pravoslavie.ru/106107.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Крестный ход меня радостно поразил» На молитвенном шествии произошло народное единение, образовалась живая связь между Церковью и клиром, Церковью и армией, государством и обществом 12.09.2022 1673 Фото: mitropolia.spb.ru Как сообщалось , сегодня после двухлетнего перерыва состоялся крестный ход по Невскому проспекту с Казанской иконой Божией Матери. Своими впечатлениями о молитвенном шествии поделился в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик: Крестный ход меня радостно поразил – после двух лет разобщения из-за ковидобесия на молитвенном шествии произошло народное единение и единодушие, образовалась живая связь между Церковью и клиром, Церковью и армией, государством и обществом. Единодушный церковно-народный праздник, посвященный нашему духовному отцу – святому благоверному великому князю Александру Невскому очень важен. И важен тем более, когда на Украине, которая была некогда братской, а стала русофобской и неофашистской, рушат памятники святому благоверному великому князю Александру Невскому. Кстати, в своё время Киевскому князю. Я думаю, что Господь найдёт этих варваров, богохульников и вандалов, если уже не нашёл, и они сполна ответят перед судом Божиим и человеческим за все свои злодеяния и кощунства. Что такое Александр Невский для нас? Это имя России, наша честь и совесть, призыв к нашему мужеству и к правде Божией и человеческой: Не в силе Бог, а в правде. Это высказывание Александра Невского затирается в общественном сознании. А вместо него всплывает Эйзенштейновское (на самом деле – библейское), которое мог произносить Александр Невский, но неизвестно говорил ли он эту фразу или нет: Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! Любовь к правде Божией, которую через всю жизнь пронёс Александр Невский, это одна из ключевых максим, одно из наиболее злободневных его высказываний: Не в силе Бог, а в правде.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/12/kr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010