П.Ф. Фёдоров Рабочая трапеза Наемные рабочие относительно питания находятся на положении мирских людей, употребляющих в скоромные дни мясо в виде солонины. Солонина эта дается, конечно, не из гигиенических, а исключительно из экономических соображений. Благодаря тому обстоятельству, что монастырь каждый год получает массу жертвованного скота и собирает со своих лугов определенное количество сена, каждую осень решается такой вопрос: сколько нужно убить скота, чтобы наличного количества сена достало до лета? На этом вопросе я остановлюсь в главе «экономическое состояние», а теперь только скажу, что каждый год убиваются все овцы, часть рогатого скота и даже часть лошадей. Мясо (конечно, не лошадиное) крепко засаливается на весь год, так что летом употребляется обыкновенно солонина прошлогоднего соления. Для приготовления кушаний такую солонину вымачивают 2–3 суток в Святом озере в дырчатом ящике. И даже после такой вымочки она очень солена и часто издает запах. В общем солонина плохого качества, главным образом от слишком скопидомнического способа её расходования: выдаются только самые старые бочки, чтобы содержимое их не пришлось выбрасывать; всякое же свежее мясо засаливается в запас и ждет своей очереди по времени засола. Исключения делаются только для больших праздников, когда солонина выдается посвежее и получше, есть же свежее мясо приходится наймитам только в исключительных случаях. Рабочая кухня находится на самом берегу Святого озера, рядом с дрововозкой и соединена с последней коридором. Для уборки, отопления и приготовления кушаний в дрововозке состоит 5 человек даровых трудников, из которых один, самый пожилой, много лет проживший в монастыре, исполняет обязаность эконома-смотрителя, выдающаго провизию и следящего за всем ходом дела. Наймиты зимой завтракают между 3 и 4 час. утра, обедают в 8 час. утра и ужинают после 6 час. вечера; летом обедают в 8 час. утра, паужинают в 2 час. пополудни и ужинают в 7 час. вечера (а богомольцы в 6 час). Кушанья наймитов в скоромные дни на обеде: 1) щи с солониной, с мучной подболткой и прибавкой овсяной и ячменной крупы, без капусты (это кушанье по нашему не щи; а суп); щи готовятся сразу на три, на четыре дня, причем с них во время кипячения снимается жир. Такой суп имеет сильно соленый вкус и для каждого приема разбавляется водой с прибавлением жира, снятого при приготовлении первого супа; 2) каша с коровьим маслом, иногда в прихлебку с кислым молоком (с которого, конечно, предварительно снята сметана).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут. Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время. Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное. Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу. О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9). О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день. Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле. Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

http://pravoslavie.ru/98568.html

1. Чтение Святого Евангелия для изъяснения своего требует многого разлагольствия, но я хочу, если смогу, говорить кратко для того, чтобы не обременить вас и продолжительной службой, и пространным изъяснением. Царство Небесное называется подобным хозяину, который для возделывания своего виноградника нанимает работников. Кто же справедливее удерживает это подобие с хозяином, если не Создатель наш, Который управляет созданными от Него, и Своими избранными распоряжается в сем мире так, как господин дома подчиненными ему? Он имеет виноградник, т. е. Вселенскую Церковь , которая от праведного Авеля до последнего избранного, имеющего родиться на кончине мира, столько произвела Святых, сколько произрастила как бы виноградных лоз. Итак, этот хозяин для обрабатывания своего виноградника рано поутру, в третий час, в шестой, девятый и одиннадцатый, нанимает работников, потому что от начала мира сего и до кончины его Он не перестает собирать проповедников для научения народа верующих. Ибо утро мира протекло от Адама до Ноя; а час третий – от Ноя до Авраама, шестой – от Авраама до Моисея, девятый – от Моисея до пришествия Господня, одиннадцатый же – от пришествия Господня до кончины мира. В этот час были посланы проповедниками Св. Апостолы, которые, пришедши поздно, получили полную награду. Итак, Господь для научения Своего народа, как бы для обрабатывания Своего виноградника, ни в какое время не переставал посылать работников, потому что сперва через Патриархов, потом через Учителей Закона и Пророков, и, наконец, через Апостолов, когда Он исправлял нравы народа Своего, как бы трудился над обработкою виноградника через работников. Впрочем, в известной мере, или степени, в этом винограднике был работником каждый, кто с правой верой соединял добрые дела. Итак, делателем с утра означается тот древний еврейский народ, который от самого начала мира, стараясь через избранных Своих чтить Бога правою верою, как бы не переставал трудиться над обработкой виноградника. Но в одиннадцатый (час) призываются язычники, которым и говорится: «что вы стоите здесь целый день праздно?» Ибо те, которые в продолжение столь долгого времени мира не хотели трудиться для жизни своей, стояли как бы целый день праздны. Но обсудите, братия, что отвечают спрошенные, «они говорят ему: никто нас не нанял»; потому что к ним не приходил ни один Патриарх, ни один Пророк. И что значит говорить: «никто нас для труда не нанял», если не то, что «нам никто не проповедовал о путях жизни!». Итак, что скажем в извинение свое мы, не творящие добра, мы, которые почти от чрева матери пришли к вере, которые слушали о словах жизни с самых колыбелей и с телесным млеком принимали от сосцов Св. Церкви питие высшей проповеди?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 4 – Богослужение Совершение богослужения, то есть служения Богу, – это главное, для чего создан храм, для чего люди приходят в церковь . Служением Богу, в узком смысле, может быть названо служение человека словом и действием, которые предназначены только Богу. Богослужение совершают только священнослужители, в нем могут участвовать и миряне, имеющие благословение на каждое конкретное чтение или пение. Все православные христиане, посещая церковь , храм Божий, участвуют в богослужении молитвой. УСТАВ И БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ. Православное богослужение состоит в совершении Таинств, чинопоследований, обрядов, в чтении молитв, пении, а также священных действиях. Совершают богослужение не произвольно, как кому заблагорассудится, а по определенному порядку, уставу, принятому в Церкви. Устав богослужения излагается в книге, которая называется Типикон , что в переводе с греческого и значит “устав”. Порядок совершения богослужений изложен в Служебнике и Требнике , которые содержат последовательность всего, что читает, возглашает и пропевает священник или диакон. Для архиерейской службы составлен Чиновник . Для чтецов составлены другие книги. Следованная Псалтирь содержит последовательность служб суточного круга: вечерни, утрени, часов и других. Для этой же цели составлен Часослов . Для певцов и чтецов составлены: Октоих – службы недельного круга (например, воскресные, понедельничные и т. д.); Минея – службы святым и праздникам на каждое число каждого месяца (более 25 томов). Триодь Постная – службы Великого поста. Триодь Цветная – службы Пасхи и всех пасхальных дней, включая Троицу. Кроме того, есть Ирмологий , Стихирарь , Праздничная и Общая Минея и другие. Для мирян, которые желают следить за богослужением, издана брошюра “Всенощное бдение и литургия”. Хотя в ней нет всех изменяющихся текстов, основные молитвы и песнопения в ней все же имеются. Виды богослужений – 9-й час, вечерня , повечерие , полунощница, утреня , 1-й час, 3-й час, 6-й час, литургия – составляют суточный круг богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " От начала Сущий 01.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Пассия Пассия. Евангелие от Иоанна В Евангелии от Иоанна нет описаний Страданий Господа в Гефсимании. Хотя незадолго до них, Господь, взволнованный приходом язычников, желающих видеть Его, охвачен переживаниями предстоящей Ему Крестной смерти: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому… Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин. 12, 23, 27). Таким образом Евангелие от Иоанна с особенной силой обозначает победоносный путь Спасителя, с державным достоинством хранящего власть над всеми событиями. Господь Сам предает Себя пришедшим взять Его и требует, чтобы никто не смел возложить рук на Его учеников. Мы видим это нелепое шествие среди ночи во главе с предателем Иудой, этот отряд стражи Храма с фонарями, с дрекольями и оружием. Что значат все их предосторожности? Господь Сам выходит навстречу им. Он не ждет, когда поцелуй лицемера укажет на Него и предаст Его на расправу первосвященникам. До этого времени никто не мог взять Его — ни восторженные толпы, желавшие провозгласить Его царем (Ин. 6, 15), ни посланные от первосвященников и фарисеев, пришедшие взять Его в праздник Кущ (Ин. 8, 20), ни иудеи, намеревающиеся побить Его камнями (Ин. 8, 59 и 10, 31) «ибо не пришел еще час Его». Теперь Его час пришел. Господь принимает его. «Грядый Господь на вольную Страсть», — исповедуем мы на Страстной Седмице. «Кого ищете?» — спрашивает их Господь. Ему отвечают: «Иисуса Назорея». Господь говорит им: «Это Я». Мы знаем, какой смысл придает Евангелие этим словам Спасителя. «Это Я», «Аз есмь» — чаще обозначает Божественную Личность и Божественное служение Господа. «Аз есмь, от начала Сущий» (Ин. 8, 25), «Аз есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14, 6), «Аз есмь пастырь добрый» (Ин. 10, 11), «Аз есмь лоза истинная» (Ин. 15, 1). Иногда Господь употребляет эти слова в абсолютном значении: «Прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь» (Ин. 8, 58). Теми же словами Бог открывает Себя Моисею: «Аз есмь Сущий» (Исх. 3, 14).

http://moral.ru/passion/

священник Т.С.Тихомиров Чины церковных служб Богослужение простодневное Круг суточного богослужения Православной Церкви начинается с вечера ( Быт.1:5, 8 ). В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: девятый час, вечерня и повечерие. Девятый час Вход в храм священника Вместе со звоном, который совершается в определенный и заранее для известного времени года указанный час, священник отправляется в храм. Сотворив молитвы в притворе и в средней части храма, он оставляет верхнюю одежду или у входных дверей церковных, если устроено для хранения подобных вещей место, или на клиросе. У царских дверей и икон Спасителя и Богоматери совершает молитву, входит благоговейно в святой алтарь южной дверью, целуя на ней святое изображение; полагает земной поклон у престола, целует край его (открыв покрывало) и напрестольный крест. Осматривает, все ли сохранно как на престоле, так и во всем алтаре, и преподает благословение диакону, псаломщику и церковнику. Перед началом 9-го часа Когда сослужащие и церковники займут свои места, священник берет епитрахиль, благословляет крест вверху ее при произнесении слов: «Молитвами святых отец...» (как пред литургиею преждеосвященных), целует оный, надевает епитрахиль на себя и, став пред престолом, полагает на себя трижды крестное знамение, сопровождаемое поясными поклонами, после чего выходит из алтаря северною дверью пред царские врата. Начало 9-го часа Здесь, сделавши три поясных поклона, предваряемых крестным знамением, священник полагает начало службы девятого часа возгласом: «Благословен Бог наш...» Чтец: обычное полное начало – «Аминь». «Слава Тебе, Боже», «Царю небесный», «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш», и по возгласе священника: «Яко Твое есть Царство...», – «Господи, помилуй» 12 раз, 9-й час «Слава и ныне», «Приидите, поклонимся», и читает псалмы девятого часа – 83, 84 и 85. Священник, совершив три поясных поклона на «Приидите, поклонимся», входит северною дверью в алтарь, становится пред престолом и внимает чтению часа. По псалмах тропари и по Трисвятом кондаки те же самые, которые читались в тот день на 3-м и 6-м часах пред литургиею. По молитве «Владыко Господи Иисусе Христе...» и по возгласе священника «Боже, ущедри ны...» отпуста не бывает;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

В лето 6985 (1477) мая 1 преставился преподобный игумен Пафнутий за час до ночи... Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Савельевой Пафнутий Боровский (1394–1477) – один из наиболее почитаемых русских святых. Основанный им в 1444 г. в трех верстах от Боровска монастырь стал крупнейшим монастырем в Древней Руси, которому покровительствовали именитые люди, князья и бояре, а также великий князь московский Иван III Васильевич. Из числа литературных памятников, повествующих о святом Пафнутии, наиболее известен «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского» (см. т. 7 наст. изд.) – «литературное „чудо» XV века» (Д. С. Лихачев). Житие Пафнутия Боровского дошло до нашего времени в нескольких редакциях. Полного текстологического исследования этого памятника не существует, однако ученые последовательно выделяют обширное житие, написанное пострижеником св. Пафнутия, ростовским архиепископом Вассианом Саниным, которое сохранилось в двух редакциях (см.: Лурье Я. С. Вассиан Санин//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. С. 125.) и две кратких редакции жития (см.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Переизд. М., 1988. С. 208). Публикуемая нами краткая редакция Жития Пафнутия Боровского читается только в списках ВМЧ и, можно предположить, создана специально для этого памятника. Источниками для составления этой редакции стали обширное житие, написанное Вассианом Саниным, «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского», летописная статья о св. Пафнутии (см.: ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 310), а также, по-видимому, «Сказание о Борисе и Глебе» (см. коммент.). Текст этой редакции помещен в ВМЧ без заглавия вслед за текстом жития редакции Вассиана Санина. Текст публикуется по Софийскому списку ВМЧ (РНБ, Софийская собр., 1321, лл. 75 об.–76). 1 МАЯ В ЛЕТО 6985 (1477) МАЯ 1 ПРЕСТАВИЛСЯ ПРЕПОДОБНЫЙ ИГУМЕН ПАФНУТИЙ ЗА ЧАС ДО НОЧИ, А ВО ВТОРОЙ МАЯ, КОГДА НАСТАЛ ПЕРВЫЙ ЧАС ДНЯ, ПОГРЕБЕН БЫЛ С юных лет отрекся от мира и от всего сущего в мире, 20-ти же лет принял иноческий сан и жил в монастыре Пречистой Богородицы честного ее Покрова на Высоком в Боровске, в месте своего пострижения, 30 лет без полугоду. Выйдя же из , в котором постригся, пришел на реку Истерму апреля 23 на память святого великомученика Георгия и помощью Господа Бога Иисуса Христа и содействием Пречистой Богородицы создал своим потом и трудом предивный монастырь. И поставил церковь каменную во имя Пречистой Богородицы честного ее Рождества, и расписал, искусных живописцев старца Митрофана и Дионисия, и всяческими красотами украсил ее. И все церковное священное устроил убранство, что и ныне сохраняется, удивляя очи видящим красоту . И стадо Христово, избранное к истинному богоразумию, множество иноков обители своей, в безопасности сберег от звериных зубов чудными словами божественных своих поучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 86. Богослужение 1 часа Когда и как следует совершать первый час? Возможна ли виртуальная реальность в духовной жизни? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Я знаю, что некоторые из вас с нетерпением ждут, когда мы разберем правила и принципы совершения Утрени. Надеюсь, что Бог позволит нам это осуществить в недалеком будущем. Сейчас же мы вынуждены сделать небольшой летний перерыв в наших занятиях… А так, как жизнь, в том числе и богослужебная продолжается, то я вам в качестве альтернативы предлагаю пока вместо Утрени совершать привычные вам утренние молитвы,… присоединяя к ним 1 Час. Помните, на 5 занятии я рассказывал вам, что этот род службы был установлен из-за усердия некоторых палестинских монахов, как дополнение к Утрени. Конечно, совершать его вместе с Утреней нет никакого смысла, а вот заменить им Утреню, когда нет времени на ее совершение, очень даже уместно, если учитывать его содержание. Основным молением 1 Часа является стих: «Заутра услыши глас мой,/Царю мой и Боже мой». Поется он с другими стихами 3 раза. Обычно его употребляют только Великим Постом, но я советую вам никогда не опускать его при совершении 1 Часа. Как совершать 1 Час,… я сейчас объясню. Берем канонник… Помните, что любое богослужение предваряется обычным началом (трисвятое по Отче наш), но если вы 1 Час присоединяете к утренним молитвам, то ограничивайтесь лишь чтением «Придите поклонимся», после которого следуют псалмы. Если у вас есть время и желание, можете читать все три избранных для этого Часа псалма (5, 89, 100), хотя достаточно и одного (и лучше читать их по очереди), а когда нет времени или сил, то вообще их опускайте. О принципах сокращения последования «Часа», мы тоже достаточно подробно говорили на 6 занятии. 1 часть (Пение) Итак, после обычного начала поем псалмом. Поем – это значит, протяжно и слегка мелодично читаем. Например, вы сегодня выбрали для пения 3ий псалом «Часа», в Псалтири он 100-ый.

http://azbyka.ru/video/86-bogosluzhenie-...

преподобный Ефрем Сирин ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО ЕФРЕМА СИРИАНИНА 1. УВЕЩАНИЕ К ПОКАЯНИЮ И СОДЕВАНИЮ СПАСЕНИЯ (т. I, стр. 55–131) 1. Придите, возлюбленные, займемся куплею, пока еще длится день купли. Придите, приобретем вечную жизнь, купим спасение душ наших. Возьмемся за прекрасную мысль, возжелаем Царства и рая. 2. Подвизайтесь в этот «единонадесятый час»; спешите, чтоб не остаться вне затворенных дверей. Вечер близко и Мздовоздаятель идет с великой славою воздать каждому по делам его. Покаемся, братие, пока есть время. 3. Послушайте, что говорит Господь: «радость бывает на небесах о едином грешнице кающемся» ( Лук. 15, 10 ). Для чего предаешься нерадению, грешник? Для чего влагаешься в нечаяние? Если на небе бывает радость, когда каешься; то чего тебе страшиться? Ангелы радуются, а ты предаешься нерадению? Архангел возвещает покаяние, – а ты будешь бояться? Нераздельная поклоняемая Троица призывает тебя, а ты воздыхаешь! 4. Поплачем не много здесь, чтоб не плакать там, вечно мучась. Пришествие Христово внезапно, как страшная молния. В оный час каждый воспримет по делам своим; каждый пожнет, что посеял. Все непокровенными предстанем судилищу Христову, – и каждый даст Судье ответ за себя. В тот час никто никому не в состоянии помочь. Каждый со страхом и трепетом будет стоять в ожидании услышать Божий приговор. 5. Для чего оставляем в небрежении Святое Писание и Слова Христовы? Слышите, что говорит Господь: «слово, еже глаголах, то судит вам в последний день» ( Иоан. 12, 48 ). Какое это Слово? Святое Его Евангелие и прочие Святые Писания Св. Пророков и Апостолов. Не будем же оставлять в небрежении написанного. «Ибо небо и земля мимоидут, словеса же Христовы не мимоидут» ( Мф. 24, 35 ). 6. Придите же, возлюбленные, ввергнем себя в море щедрот Божиих, пока не наступил тот страшный день. Сам Бог призывает нас: «придите ко Мне вси... и Аз упокой вы» ( Мф. 11, 28 ). Всех приглашает; ибо всем хощет спастись. Не колеблись никто; ибо говорит – «грядущего ко Мне не изжену вон» ( Иоан. 6, 37 ). – А грядущий к Нему кто есть? Кто слушает Слово Его и заповеди Его исполняет. Послушаем же и повинемся Ему: ибо «страшно впасть в руки Бога живого» ( Евр. 10, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 7. Время суточных служб Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, мы обсуждаем возможность самостоятельного совершения богослужебных последований. Большинство из вас на молитву становится 2 раза (утром и вечером). Я уже упоминал, что в исламе на молитву (намаз) встают 5 раз в день в определенные промежутки времени. Причем, время намаза зависит о географического нахождения молящегося. Например, 1) утренний намаз начинается с рассветом и заканчивается восходом солнца, 2) полуденный (ровно в полдень), 3) послеполуденный (предвечерний), когда тень от предмета становится в два раза больше самого предмета, 4) вечерний (закатный), 5) ночной, когда стемнеет полностью. Раньше это делалось на глазок, а сейчас можно сверяться по интернету, где время указывается с точностью до минуты. Иудеи тоже наблюдают время совершения молитвы (утром в первые три часа от захода солнца, днем в течении 4 часов, вечером до захода солнца и ночью, когда появились звезды). Помните, что царь Давид делал это до семи раз ( Пс.118:64 ). И св. Иоанн Златоуст засвидетельствовал, что « ревностные и благочестивые семь раз предстоят Богу… Во-первых, по окончании ночи, что мы называем утреней; во-вторых, при восходе солнца – благодарят за начало дня; в третий час, когда Дух Святой сошел на апостолов; в шестой час, когда Христос Бог наш плотию был пригвожден ко кресту и раздрал рукописание грехов наших; в девятый час, когда Он пролил кровь и предал дух и освободил нас от власти диавола; при закате солнца, – что мы называем светильничным; наконец, когда мы отходим ко сну. Исчисленное здесь и составляет седмерицу » ( Т.5. Беседы на 118 псалом ). Обратили внимание, что эти его слова указывают не только на количество, но и на время совершения служб. Правда, указанное им время непонятно для человека, незнакомого со счетом восточного времени. Кстати, этот же счет содержится и в церковном Уставе, что несколько затрудняет его понимание.

http://azbyka.ru/video/07-vremja-sutochn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010