– Учитель ваш не даст ли дидрахмы (только около 40 копеек), – то ни у Христа Учителя, ни у учеников Его не оказалось подобной ничтожной суммы!.. ( Мф.17:24–27 ) А между тем о Христе и чудесах Его шел слух по всей Сирии 4801 ; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями, и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи, и десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» ( Мф.4:25 ; Лк.6:17 ; Мк.3:7–8 ). И среди этого множества всякого народа из разных отдаленных местностей находилось много бедных, нуждающихся не только в пище, а даже и в одежде… Так вот по всему этому-то многие благочестивые жены, которые исцелены были Христом от тяжких болезней и имели достатки от своих имущественных средств, сопутствуя своему Благодетелю в хождении Его с проповедью Евангелия, «служили Ему имением своим» ( Лк.8:3 ), то есть, в случаях нужды, уплачивая расходы по насущным потребностям бедных, сопутствовавшим их Спасителю и, по указанию Его, оказывали необходимые пособия нуждающимся в материальной помощи. Из таких благодарных жен Евангелист Лука называет Марию Магдалину первою ( Лк.8:2 ), потому что она первая подала другим пример такого признательного служения делу Богочеловека, или же она преимуществовала пред всеми прочими усердием в этом святом деле. А бескорыстное, ревностное их служение Христу Спасителю в то время, когда «Он не имел, где головы преклонить», и от большинства людей видел холодность, удивление или вражду, – было отрадно Господу Иисусу, много утешало Его среди постоянных трудов и частых оскорблений. Особенно замечательна при этом была чрезвычайная стойкость и необыкновенное мужество, с которыми относилась святая Мария Магдалина к своему Избавителю. И, несмотря на всякие препятствия и страшные опасности, даже в тяжкие дни и часы жестоких страданий Христа, Мария Магдалина явила себя мужественнее и преданнее Апостолов до того, что, когда почти все и Апостолы, несмотря на обещания свои умереть с Господом, побеждены были страхом от врагов Господних, «бежали» ( Мф.26:56 ) и скрылись, – Мария Магдалина любовью победила страх и непоколебимостью своего участия к Страдавшему старалась смягчить тернистый путь, каким Он шел для спасения мира. Жестокие страдания Спасителя, распятого на кресте 4802 , усугубляли вызывающие наглые глумления иудейских первосвященников, книжников и старейшин, которые, не довольствуясь исполнением их гнусного мщения, находясь близ креста Распятого Христа, насмешливо высказывали бессовестные и дерзкие упреки Невинному Страдальцу, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Очевидно, некоторые из них обращались с ароматами еще в пяток после смерти Спасителя «и в субботу остались в покое по заповеди» ( Лк.23:56 ), а другие покупали ароматы уже по прошествии субботнего покоя ( Мк.16:1 ). Итак, Лука не именует жен, принесших ароматы, но выражается так: «И, возвратившись от гроба, возвестили это одиннадцати и всем прочим. То были Мария Магдалина, и Иоанна, и Мария Иаковлева, которые сказали о сем апостолам» ( Лк.24:9,10 ). Заметьте эту прибавку: «которые сказали апостолам»; не говорит – которые носили ароматы, видели ангелов, но «которые сказали одиннадцати и всем прочим» ( Лк.24:9 ). В этом возвращении участвовала Мария, точнее – она и начала его, как свидетельствуют Иоанн и Марк, а об участии ее в принесении на гроб ароматов не говорит, следовательно, ни один евангелист. Само собою разумеется, что слова евангелиста Луки: " " Возвестили одиннадцати и всем прочим»« ( Лк.24:9 ) нельзя понимать, как единичный акт, ибо все это не малочисленное общество не могло быть постоянно вместе, – а в том смысле, что свидетельницы воскресения ходили из дома в дом с радостною вестью, то есть две Марии, видевшие Господа, и прочие мироносицы, беседовавшие с ангелами. К первому свидетельству должно отнести слова третьего Евангелия: «Петр же восстав, тече ко гробу и приник виде ризы едины лежаща» ( Лк.24:12 ), совпадающие со словами Иоанна: «Изыде же Симон Петр и другий ученик и идяста ко гробу» ( Ин.20:3 ). Отсюда видим, что евангелисты не только не противоречат друг другу, описывая события первого дня по воскресении христовом, но, говоря о различных моментах этого дня, каждый из четырех, как бы нарочно, оставляет место для включения тех моментов, о которых повествуют три прочие. Соединяя четыре повествования, получаем такую последовательность событий. Одни из учениц Христовых в пятницу перед вечером ( Лк.24:1 ), другие, и между ними Мария Магдалина, в субботу вечером ( Мк.16:1,2 ), приобретают ароматы, чтобы идти с ними и помазать тело Господне. Однако Мария Магдалина покидает подруг и еще ночью под воскресный день бежит одна ко гробу, не обретает погребенного ( Ин.20:1 ), зовет Петра ( Лк.24:1 ; Ин.20:1 ) и Иоанна ( Ин.20:11, 15 ), стоит вне гробной пещеры с плачем, говорит с ангелом и с Господом Иисусом, не узнает Его, а, узнавши, бросается к Нему, но не допускается до прикосновения, и согласно повелению Его идет возвестить апостолам ( Ин.20:17 ; Мк.20:7 ) и прочим ученикам ( Лк.24:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Евангелие 3-е воскресное (на утрени). Мк.16:9 . Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Господь Иисус Христос, по воскресении Своем, пребывал на земле в течение 40 дней; в это время Он являлся Апостолам и учил их тайнам царствия Божия, т. е. тайнам Своей христианской веры ( Деян.1:3 ). О нескольких таких явлениях повествует св. еванг. Марк, но повествует кратко, и подробно лишь только об одном, – мироносицам. Об упоминаемых Марком явлениях подробнее говорят евангелисты. Воскрес Иисус заутра в первую субботу (рано в первый день недели) и пр. В первый день недели, чит. в объясн. 2 ст. Явися прежде (явился сперва) Марии Магдалине – одной из жен мироносиц (Чит. объясн. 40 ст. 15 гл.). Об этом явлении св.Марии подробно говорит еванг. Иоанн ( Ин.20:11–18 ). Как первая согрешила в раю жена, так первая жена же удостаивается слышать от Самого Победителя греха весть о победе над грехом и искуплении от него и от всех его следствий (Мих.). Из неяже (из которой) изгна (изгнал) седмь бесов. Это значит, что Мария Магдалина была исцелена Господом от жестокого беснования, потому что число семь в Свящ. Писании употребляется иногда в смысле множества (Феоф.). По всей вероятности, после своего исцеления она сделалась самой ревностнейшей ученицей Христовой, которая всюду следовала за Ним и служила Ему от трудов своих ( Мк.15:41 ). Мк.16:10 . Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим. С Ним бывшим, плачущимся (плачущим) и рыдающим, т. е. Апостолам и ученикам Христовым, находившимся в глубокой скорби после Его смерти до воскресения. О возвещении Магдалиной Апостолам о воскресении Иисуса Христа и о явлении Его ей, а также и о неверии ей Апостолов говорят свв. евангелисты Лука и Иоанн ( Лк.24:10 ; Ин.20:18 ). Мк.16:11 . Но они, услышавши, что он жив, и она видела Его, – не поверили. Не яша веры (не поверили). Это значит, что с одной стороны Апостолы были все еще слабоверующими, а с другой, что с большой осторожностью принимали они весть о воскресении, боясь вдаться в обман или ошибку и, если потом поверили, то уже после того, когда вполне и наглядно убедились в истине. Это и доказывает, что сказания их о воскресении Христовом имеют полнейшую силу самых достоверных доказательств истины воскресения Христова (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В нек-рых русских святцах нач. XVII в. (напр., в Белозерских святцах, вскоре после 1606) память М. К. вместо 23 мая отмечена под 24 мая. В совр. календаре РПЦ М. К. поминается только в Неделю жен-мироносиц. Рус. путешественники Стефан Новгородец (1348 или 1349), анонимный паломник (нач. 90-х гг. XIV в.), дьяк Александр (90-е гг. XIV в.), Зосима диакон (ок. 1420) видели мощи М. К. в монастыре Кира-Марфа, построенном Марией (в монашестве Марфа), сестрой имп. Михаила VIII Палеолога, к югу от ц. св. Апостолов ( Majeska. 1984. P. 43, 153, 165, 189). Неизвестно, где находились эти мощи до основания мон-ря Кира-Марфа. Возможно, они были в числе упоминаемых в лат. описании К-поля XII в. («Анониме Меркати») мощей жен-мироносиц, находившихся в ц. Пресв. Богородицы Халкопратийской (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 448). Согласно греч. поствизант. традиции, М. К. вместе с равноап. Марией Магдалиной отправилась в Рим к имп. Тиберию. По пути они остановились на о-ве Закинф, и в их память одна из деревень получила название Айиес-Мариес (т. е. Святые Марии) ( Πατπιος Αγιορετης, μον. Αγα Μαρα Μαγδαλην: Ατ πο γπησε πολ. Κατερνη, 2005. Σ. 64; Святая Мария Магдалина: Радуйся, любви Христовой светоч неугасимый. М., 2007. С. 16, 41). В XVI в. кард. Цезарь Бароний внес почитание М. К. в составленный им Римский Мартиролог под 9 апр. (MartRom. Р. 131). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 154-155, 186; Т. 3. С. 535; MartRom. Comment. Р. 208, 132; Spadafora F. Maria di Cleofa, santa//BiblSS. Vol. 8. Col. 972; Blinzler J. Die Brüder und Schwestern Jesu. Stuttg., 1967; Janin. Églises et monastères. P. 324-325; Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 43, 153, 165, 189, 307-308, 381; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 296; Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), π. Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 5: Μος. Σ. 360; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν.

http://pravenc.ru/text/2562142.html

Покинув Галлию, св. Мария Магдалина отправилась с Благой Вестью в Египет, Финикию, Сирию, Памфилию и другие края, распространяя повсюду благоухание святости Христа. Некоторое время она оставалась в Иерусалиме, затем достигла Ефеса, где встретилась со св. Иоанном Богословом, разделила его испытания и с радостью внимала его богодухновенным речам. Исполнив завещанное ей от Господа, святая скончалась после недолгой болезни и была погребена у входа в пещеру, где впоследствии покоились семь отроков Ефесских авг.]. На этом месте произошло множество чудес. Девять веков спустя (899) благочестивый император Лев VI Мудрый приказал перенести мощи св. равноапостольной Марии Магдалины в Константинополь м.]. Он сам с великим благоговением встретил процессию при стечении народа и нес святую ношу на собственных плечах при помощи своего брата Александра, а затем возложил в левой части алтаря монастыря Святого Лазаря, им основанного. Шуйца св. мироносицы, испускающая нежное благоухание, уцелела до наших дней и хранится в афонском монастыре Симонопетра. Эта обитель почитает св. Марию Магдалину как свою вторую основательницу. 300 Со времен св. Григория Великого западная традиция (Беседы на Евангелие. XXIV; XXXIII//PL76, 1189, 1239; Беседы на Ueзekuuля.VIII 2//PL 76, 854) отождествляет Марию Магдалину с кающейся грешницей, пришедшей помазать ноги Христа ( Лк.7:36–38 ), и даже с Марией, сестрой Лазаря. Но ничто в Евангелии не подтверждает этого мнения, не разделяемого большинством восточных святых отцов. Одержимость совершенно не предполагает развратного образа жизни. Св. Симеон Метафраст аллегорически толкует семь бесов как семь страстей, препятствующих встать на путь добродетели, но его точку зрения не разделяют другие отцы. 302 Св. Роман Сладкопевец и свт. Григорий Палама полагали, что «другая Мария» может быть только Богородицей, потому что именно Ей подобало первой узреть Воскресение Своего Сына. Но большинство святых отцов полагают, что первой Спасителя увидела Мария Магдалина, согласно словам Евангелия ( Мк.16:9 ), а «другой Марией» была Мария, мать Иакова. Церковные писатели старались свести воедино не совпадающие друг с другом тексты Евангелий, касающиеся святых жен-мироносиц у гроба. Здесь мы приводим рассказ Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12 января 2005 года администрация театра выделила православной общине помещение бывшей бухгалтерии. В ближайшее воскресенье в нем был совершен первый молебен с чином малого освящения воды и чтением акафиста святой равноапостольной Марии Магдалине. В комнате площадью 20 квадратных метров предстояло оборудовать временный храм. В кратчайшие сроки силами настоятеля храма, иерея Алексия Абрамова, и членов складывавшейся общины был проведен полный ремонт помещения, устроен иконостас, установлены престол и жертвенник, и в Неделю о блудном сыне отец Алексий совершил в новом храме Чин положения Святого Антиминса. В малый престольный праздник храма, Неделю святых жен-мироносиц, Божественную литургию во временном храме совершил Преосвященнейший Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. 3 августа 2005 года по решению арбитражного суда собственно храмовое помещение было официально передано Церкви, и на следующий день, в первый престольный праздник, в поруганном, но уже возрождаемом храме Преосвященнейший Епископ Лонгин совершил первую Божественную литургию. По материалам Информационно-аналитического портала Саратовской митрополии . Этот храм неоднократно менял место пребывания. Сначала институт временно располагался в усадьбе на Малой Сергиевской улице (ныне — улица Мичурина) — трехэтажный каменный дом в настоящее время снесен, на его месте построен многоэтажный жилой дом. На добровольные пожертвования горожан в усадьбе была устроена домовая церковь во имя святой мученицы императрицы Александры Римской, святой покровительницы государыни Александры Феодоровны. Ее освятили в 1855 году. В этом храме служил протоиерей Павел Смирнов. Перед воскресными и праздничными богослужениями он объяснял воспитанницам очередное евангельское чтение. От этой первой институтской церкви сохранялись до 1917 года «две небольшие, в виде медальонов, иконы, писанные на бумажном картоне» — Архистратига Михаила и святой Александры. В новом институтском здании, на третьем этаже, устроили домовую церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Храм в 1857 году освятил епископ Иоанникий (Горский). Как пишет историк Н.И.Теодорович, Преосвященный передал в дар институту икону святой первомученицы Феклы и святой Марии Магдалины с благословляющим их Спасителем на облаках. Образ был в серебряной рамке с драгоценными камнями. Икона-­благословение бережно хранилась в учебном заведении до 1917 года.

http://sobory.ru/article/?object=14810

По-разному совершалось и богослужебное почитание св. Марии Магдалины в различных частях христианского мира. Мы можем говорить о наиболее раннем ее прославлении в рамках празднования величайшего христианского праздника Пасхи Господней. Начатки недели " мироносиц " , второго воскресенья по Пасхе, мы уже встречаем в конце IV в. в проповедях св. Иоанна Златоуста и св. Григория Нисского. На Западе проповеди блаж. Августина, св. Льва Великого, св. Григория Великого, а также наиболее древние богослужебные книги показывают, что ее почитание было распространено в Иппоне, Риме, Галлии и Испании начиная с IV-V вв. в рамках пасхальных празднеств, хотя и без особой даты. В последствии на Востоке ее память совершалась в различные дни: 1) 30 июня ст. ст., когда Константинопольский синаксарий полагается празднование памяти 12 и 70 апостолов, а также жен-мироносиц; 2) под 22 июля ст. ст. в византийских синаксариях о ней находится довольно длинное повествование, причем эту же дату сохраняют и другие древние восточные христианские традиции (копты, яковиты, арабы, марониты и сирийцы); 3) 4 августа ст. ст. - эта дата встречается только в одном Константинопольском и в одном эфиопском синаксарии. На Западе также существовали различные местные богослужебные традиции: 1) под 28 марта некоторые меровингские календари упоминают праздник " обращения святой Марии Магдалины ко Христу " ; 2) тот же самый праздник в германских областях совершался 1 апреля; 3) однако постепенно общепринятой датой и здесь, вероятно, в результате восточного влияния, становится 22 июля - dies natalis (букв. лат. - " день рождения " , но в христианской традиции день смерти как рождения в жизнь вечную). Эти различные традиции и акценты в почитании св. равноап. Марии Магдалины на Востоке и Западе - знак не столько разделения, сколько того, что обе части христианского мира осознавали и продолжают осознавать великую роль святой в проповеди христианства всему миру, ее вселенскую роль как первой свидетельницы Воскресшего, Благой вести о Котором стали причастными " все концы земли " . По милости Божией частица мощей святой, принесенная из Палестины, постоянно находится в нашем храме св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=179...

Радуйся, Христу Богу, на Кресте висящу, сострадавшая; радуйся, явлением Его по Воскресении обрадованная. Радуйся, непоколебимыя любве ко Христу нам путь показавшая; радуйся, сицевою любовию в предстательстве о нас к Богу дерзновение велие обретшая. Радуйся, яко тебе тайная премудрости Своея Бог явил есть; радуйся, яко тебе истинному богословию Сам Бог Слово научил есть. Радуйся, женам доброто и похваление; радуйся, паче сильных мужей крепчайшая. Радуйся, мудрых жен красото и удобрение; радуйся, мудрецов мира сего мудрейшая. Радуйся, от бесов стужаемым крепкое прибежище; радуйся, христиан всех доброе радование. Радуйся, святая Марие Магдалино, Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая. Кондак 6 Благодатию Твоею немощная врачуеши и некрепкия сосуды тверды соделоваеши, Христе Царю: мироносицы бо жены у Креста Твоего мужески предстоят и благодать крестную всем небоязненно возвещают; лицы же мудрых жен, ликом Ангельским уподобитися тщащеся, бодренно выну взывают Троице Святей: Аллилуиа. Икос 6 Взыскующи озаритися светом истиннаго богоразумия, егда Бога на Кресте висяща видела еси, глаголала еси слезящи, дивная Марие: «Како Жизнь смерть вольную ныне приемлет?» Мы же, славное просвещение твое благодатию Святаго Духа ведуще, поем ти сицевая: Радуйся, Христа распята от глубины души оплакавшая; радуйся, веселие вечное в селениих небесных обретшая. Радуйся, нам образ добраго плача показавшая. радуйся, яко ты еси наше непрестанное радование. Радуйся, яко Христовым Страстем на земли общница являешися; радуйся, яко с Ним о Нем на небеси прославляешися. Радуйся, врагов безплотных крепкая победительнице; радуйся, истинная лозо винограда Христова. Радуйся, всех скорбящих утешение неложное; радуйся, во всех скорбех наших скорая помощнице. Радуйся, яко всем христианом воспоминание твое пресладко; радуйся, яко всей Церкви Христовой имя твое пречестно.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Притча о званных на брачный пир царского Сына 10. Ответ Господа о дани кесарю 11. Посрамление саддукеев в вопросе о воскресении 12. Беседа о наибольшей заповеди в законе и о Божественном достоинстве мессии 13. Обличительная речь против книжников и фарисеев 14. Лепта вдовицы 15. Беседа Господа с учениками на горе елеонской о его втором пришествии и кончине мира 16. Притча о десяти Девах 17. О страшном суде Великая среда 18. Совещание первосвященников и старейшин об убиении Христовом. Помазание Господа женой-грешницей в доме Симона прокаженного и предательство Иуды Великий четверток 19. Тайная вечеря Умовение ног Господь объявляет о Своем предателе Установление Таинства Евхаристии Спор учеников о старшинстве Прощальная беседа Господа с учениками Продолжение прощальной беседы Первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа 20. Гефсиманский подвиг: моление о чаше 21. Предание Иисуса Христа: взятие его под стражу, меч Петра и бегство учеников 22. Суд над Господом у первосвященников Анны и Каиафы 23. Отречение Петра Великая пятница 24. Приговор синедриона 25. Погибель Иуды предателя 26. Господь Иисус Христос на суде у Пилата 27. Крестный путь Господа – шествие на голгофу 28. Распятие 29. Покаяние благоразумного разбойника 30. Богоматерь у Креста 31. Смерть Христова 32. Погребение Господа Иисуса Христа Воскресение Господа нашего Иисуса Христа 33. Приход жен-мироносиц ко гробу и явление им ангела 34. Явление воскресшего Господа Марии Магдалине и другой Марии 35. Ложь иудеев и подкуп стражи гроба Господня первосвященниками 36. Явление воскресшего Господа ученикам на пути в эммаус 37. Явление воскресшего Господа десяти ученикам в день воскресения 38. Явление воскресшего Господа одиннадцати ученикам в осьмыи день по воскресении и рассеяние неверия Фомы 39. Явление воскресшего Господа ученикам при море тивериадском 40. Восстановление апостола Петра в его апостольском достоинстве и предсказание ему мученичества 41. Явление воскресшего Господа ученикам на горе в Галилее 42. Вознесение Господне  

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Самого Воскресения никто не видел. Женщины и ученики Христа получили вначале вещественные свидетельства Воскресения Христа: пустую гробницу и пропитанные миром погребальные пелены (плащаницу) Спасителя, неразорванные и хранящие форму тела, но при этом пустые. Евангелист Иоанн свидетельствует, что плат (сударь), которым обвязывали голову и который при погребении находился на главе Христа под пеленами, лежал в пустой пещере «не с пеленами… но особо свитый на другом месте» ( Ин. 20: 7 ). О пустой гробнице уже утром первого дня недели узнали все ученики, но никто, кроме Иоанна Зеведеева (см.: Ин. 20: 3–8 ), не воспринял это как весть о воскресении; кто-то не поверил этому («И показались слова их [женщин] пустыми…» – см.: Лк. 24: 11 ), другие недоумевали, что происходит и чем объяснить поступающие известия (см.: Лк. 24: 22–24 ). Первое явление Воскресшего Христа, по рассказам евангелистов Марка ( Мк. 16: 9–11 ) и Иоанна ( Ин. 20: 11–18 ), было Марии Магдалине. Но церковное Предание говорит, что первой о Воскресении Христа узнала Пресвятая Богородица. Евангелисты в рассказах о явлениях Воскресшего не выделяют явление Сына Матери и прямо не говорят о присутствии Божьей Матери среди жен-мироносиц. Однако многие толкователи видят прикровенное указание на Пресвятую Деву в «Марии, матери Иакова» ( Лк. 24: 10 ): «Под Мариею, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо ее так называли, как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, которого называли малым: я разумею брата Божия» 463 . Рассказы евангелистов о событиях первого воскресного утра и дальнейших явлениях Христа невозможно согласовать так, чтобы выстроилась единая и безукоризненная последовательность (хотя попытки предположить, что за чем шло, предпринимались и в древности, и в недавние времена 464 ). Как и в других случаях, важнее не расхождение в деталях (например, явление женам одного ангела по Марку, и двух ангелов по Матфею и Луке; указание ап. Луки, что Петр один пошел ко гробу, и рассказ четвертого Евангелия о Петре и Иоанне), а то общее в главном, что делает четыре Евангелия единым свидетельством о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010