С царствованием Петра I (1682–1725, с 1721 г. – император) для лютеран, живших в России, началась новая благоприятная эпоха. При нем появилось на русском языке рукописное Изложение Аугсбургского исповедания, под заглавием: «Об августанском исповедании». Августанское исповедание, сказано там, «есть символ публичный некиих церквей Германских о изящнейших веры главах, от Божия Слова списанный и утвержденный, и в Августе Винделицкой, сиречь в Авшпургу, на сейме Цесарском Каролю пятому Цесарю поданный, ради извещения и отражения клевет от противных». 909 В сочинении шведского пастора Генриха Седерберга, с 1709 по 1718 гг. жившего в России: «Заметки о религии и нравах русского народа» – говорится: «До 1711 года не требовалось богословского испытания, когда сам царь (Петр I – а. А.) повелел, чтобы Малый Катехизис Лютера был набран и напечатан на русском языке, а также приказал, чтобы без знания его наизусть, никого не посвящали в духовный сан». 910 Хотя эти сведения нуждаются в подтверждении документальными данными, можно упомянуть о том, что впоследствии именным указом Петра I от 16 января 1723 года было предписано: «Собрать римской, лютерской и кальвинской катехизмы и прочие церковных действ книги, и, переведши на славянский диалект, для знания и ведения напечатать». 911 Лишь последовавшая вскоре смерть императора не позволила исполнить это намерение. Следует упомянуть о том уважении, какое Петр I оказал памяти Мартина Лютера, будучи в Виттенберге в 1717 году. Там Петр I посетил комнату и библиотеку Лютера; осматривая с благоговением памятник Лютера, сделанный из бронзы во весь рост, он выразил сожаление, что монумент слишком мал для такого великого человека. Веротерпимость, бытовавшая в Петербурге со времени основания города на Неве, продолжала сохраняться здесь и в послепетровскую эпоху. Об этом свидетельствовал в своих записках Август Людвиг Шлёцер. Лютеранин по вероисповеданию, Шлёцер в 1751 – 1755 годах учился в Виттенберге – колыбели немецкой Реформации; после возвращения из России на родину он вплоть до конца жизни был профессором Геттингенского университета. В июне 1763 года Шлёцер получил приглашение посетить Александро-Невский монастырь. Его впечатления об этой обители были самые благоприятные. «Я нашел здесь столько нового, столько литературного образования, что мне стало досадно, что я так много читал о дурной стороне русского духовенства и никогда ничего о хорошей, которая здесь была очевидна, – писал немецкий историк. – На столе лежал открытый квадрант 912 ; мне позволили посмотреть, что это за книга. И что же? То был Голлац, 913 мой добрый старый знакомец еще из Виттенберга. Молодой просвещенный монах рассказал мне, что это их главная богословская система, потому что их богословие только в немногих случаях уклоняется от Голлаца (то есть вообще от евангелическо-лютеранского. – а. А.)». 914

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Их обязанность: исполнять положенное чтение и пение при богослужении в церкви и приходе, а также прислуживать священнослужителям при богослужении и сопровождать священника по приходу при совершении им треб. Настоятель церкви может поручать им церковное письмоводительство. В управлении церковно-приходскими делами они принимают некоторую долю участия и подписывают вместе со священником все церковные документы по всем церковно-приходским делам; предписания начальства даются на имя всего причета, и от имени всего причета идут к начальству представления по этим делам; за незаконные или неосмотрительные действия священника, в которых принимали участие причетники (напр., за венчание незаконного брака), они также подвергаются ответственности, в соответствии с их должностями. Приходские причетники назывались у нас изстари, одни дьячками (от слова дьяк), другие пономарями (от греческого p a r a m o n ρi ος – приставник); теперь, без различия, штатным, не вольнонаемным, служащим причетникам присвоено законом звание псаломщиков. Полное исключение из штата всякого члена клира может состояться или по формальному суду, или по болезни и старости, когда он окажется неспособным к продолжению служения. Уволенный за штат священник в своем поведении подлежит общему порядку надзора епархиального начальства и обязан приписаться к какой-либо церкви; он может, с согласия местного настоятеля, совершать в ней временами богослужение (Уст. Конст. 78, 79). Церковный Староста. При каждой приходской церкви полагается быть церковному старосте. Эта должность была установлена (еще указом Петра I ; 1718 и 1721 гг.) сперва для продажи церк. свечей и для записи прихода и расхода по церкви; впоследствии, по указам Св. Синода (1736 г.), круг обязанностей церк. старосты был несколько расширен и точно определен особыми инструкциями. По ныне действующей инструкции (Высочайше утвержденной в 1890 г.), церк. староста есть поверенный прихожан и исключительно ими избранный на 3-х летний срок, для совместного с причетом приобретения, хранения и употребления церк. денег и всякого церк. имущества. Право быть избирателями принадлежит членам приходской общины, не менее 25 лет от роду, допускаемых к участию в собраниях местного сельского или городского общества, или в собраниях дворянства; это право не может передаваться по доверенности. Выборы должны проходить в приходском храме, под наблюдением благочинного или его заместителя, в присутствии причета. Приходский причет назначает время выборов и (в городах) составляет списки лиц, имеющих право участвовать в выборах; но сам не принимает в этих выборах участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Р. Ц.”, V, 147; VII, 456, 460; “Извест. Археол. Общ.”, 1859 г., I, 337 (о древнем наперстн. медном образе, в библиотеке лавры); “Временник Общ. ист. и древн.”, 1849 г., IV, исследов., 1 (Вел. кн. Александр Яросл. Невский); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. I, 141 (в 1744 г. за м-рем было крестьян 25.464 душ.); 1866 г., IV, смесь, 62 (по духов. завещ. адмир. гр. Фед. Апраксина отказано 500 руб.); 1872 г., III, смесь, 1 (Пункты архим. Феодосия и на них решения Петра I, 1718 г.); 1875 г., II, смесь, 13 (иеромон. Иоаким, с 1716 г. еписк. Астрахан.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 77 (прошение 1721 г. братии Спасо-Преобр. Новгр. Север. м-ря об определении к ним в архим. наместника лавры Варлаама Голенковского), 92 (о возведении 1721 г. иеромон. Иннокентия Кульчицкого во еписк. Переслав., а в 1727 г. еписк. Иркут.), 140 (иеромон. Рафаил Заборовский в 1721 г. определен обер-иеромо- нахом по флоту), 167 (дело 1721 – 22 г. о высылке в м-рь из Малороссий. м-рей голосистых иеромон. и монахов), 184 (доношение 1721 г. о неприсылке в Канцелярию м-ря беспаспортн. старцев, стариц и друг. духовн. звания и о взятии раскольнич. старца Антония), 187 (донос 1721 г. иеродиак. Пафнутия на наместника Варлаама Голенковского), 227 (дело 1721 г. о высылке в м-рь для определ. в число братии казначея Авраам. Смол. м-ря Кариона), 240 (доношен. 1721 г. об удалении от должн. игум. Варлаама Голенковского), 269 (дело 1721 г. об иеромон. Антоние), 312 (дело 1721 г. о старце Макарие и бельце Матвееве), 421 (доношение 1721 г. протоинквизитора иером. Макария Хворостина о назнач. ему кварт. и жалов.), 610 (доношен. 1721 г. наместника м-ря, быв. казначея Смолен. архиер. дома, иеромон. Илариона о выдаче ему прогонов), 641 (дело 1721 г. о взятках и обидах с монаст. крестьян дер. Митроково), 658 (дело об отсылке сборов с Бежецких вотчин м-ря на 1721 г.), 722 (доношен. об отдаче м-рю фонаря, взятого из Кирилл. Белозер. м-ря), 736 (донош. 1721 г. ризничего иером. Матвея Грека об увольнении его, по обещанию, в Ивер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. Франт 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фома I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. Пирр 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. Петр 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Иоанн V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. Кирр 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Павел IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. св. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 г. входила в состав Константинопольского Патриархата. св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 992–1007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Ефрем II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II 1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. св. Иоанн IV Постник 582–595 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фoмa I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Uoahh V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Nabeл IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+ 828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 года входила в состав Константинопольского Патриархата. Митрополиты Киевские: св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 9921007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Eфpeм II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

, Климент Смолятич 1147–1154 гг., св. Константин I 1155–1158 гг., Феодор1161–1163 гг., Иоанн IV 1164–1166 гг., Константин II 1167–1177 гг., Никифор II 1182–1198 гг., Гавриил. Дионисий упомянут в 1205 г. Матфей упомянут в 1209–1220 гг. Кирилл II 1224–1233 гг. Иосиф I прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя. Кирилл III 1243–1281 гг., Максим 1283–1305 гг. Кафедра перешла во Владимир. Св. Петр 1308–1326 гг. Митрополиты живут в Москве. Св. Феогност 1328–1353 гг., св. Алексий 1355–1378 гг. Преп. Сергий. Св. Киприан 1381–1383,1390–1406 гг. Куликовская битва. Св. Дионисий 1383–1385 гг. Св. Фотий 1408–1431 гг. Исидор 1437–1441 гг. подписал унию и изгнан. 1448 Автокефалия Русской Церкви: св. Иона I 1448–1461 гг., Феодосий 1461–1464 гг., Филипп 1464–1473 гг., Геронтий 1473–1489 гг. Свержение татарского ига. Зосима 1490–1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих. Симон 1495–1511 гг., Варлаам 1511–1521 гг. Даниил 1522–1539 гг., Иоасаф 1539–1542 гг., св. Макарий 1542–1563 гг., Афанасий 1564–1566 гг, св. Филипп 1566–1568 гг. убит во времена Иоанна IV Грозного. Кирилл 1568–1572 гг., Антоний 1572–1581 гг., Дионисий 1581–1586 гг., св. Иов 1586–1589 гг. Установление Патриаршества. Патриархи Всероссийские: св. Иов 1589–1605 гг. низложен Лжедмитрием I. Игнатий 1605–1606 гг., свщмч. Гермоген 1606–1612 гг. Смутное время. Митр. Пафнутий Крутицкий 1612–1613 гг. Митр. Ефрем Казанский 1613г. Митр. Филарет (Романов) 1614–1619 гг. в плену 1619–1633 гг. Патриарх и соправитель царя. Иоасаф I 1634–1640 гг. Иосиф 1642–1652 гг., Никон 1632–1666 гг., Иоасаф II 1667–1672 гг. Большой Московский Собор. Питирим 1672–1673 гг., Иоаким 1674–1690 гг., Адриан 1690–1700 гг., митр. Стефан (Яворский) 1701–1721 гг. , местоблюститель Патриаршего престола. Иосиф (Волганский) 1742–1743 гг., Платон (Малиновский) 1745–1754 гг., Тимофей (Щербацкий) 1757–1767 гг., Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 гг., еп. Самуил Коломенский 1771–1776 гг., Платон (Левшин) 1775–1812 гг., с 1787 г. митрополит. Августин (Виноградский) 1818–1819 гг., Серафим (Глаголевский) 1819–1821 гг., св.

http://pravoslavie.ru/106353.html

1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг. св. Константин I 1155–1158 гг. Феодор 1161–1163 гг. Иоанн IV 1164–1166 гг. Константин II 1167–1177 гг. Никифор II 1182–1198 гг. Гавриил Дионисий упомянут в 1205 г. Матфей упомянут в1209–1220 гг. Кирилл II 1224–1233 гг. Иосиф I прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя. Кирилл III 1243–1281 гг. Максим 1283–1305 гг. Кафедра перешла во Владимир. св. Петр 1308–1326 гг. Митрополиты живут в Москве. св. Феогност 1328–1353 гг. св. Алексий 1355–1378 гг. Прп. Сергий. св. Киприан 1381–1383,1390–1406 гг. Куликовская битва. св. Дионисий 1383–1385 гг. св. Фотий 1408–1431 гг. Исидор 1437–1441 гг. подписал унию и изгнан. Митрополиты Московские: 1448–1461 гг., 1448 Автокефалия Русской Церкви. Феодосий 1461–1464 гг. Филипп 1464–1473 гг. Геронтий 1473–1489 гг. Свержение татарского ига. Зосима 1490–1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих. 1495–1511 гг. Варлаам 1511–1521 гг. Даниил 1522–1539 гг. Иоасаф 1539–1542 гг. св. Макарий 1542–1563 гг. Афанасий 1564–1566 гг. св. Филипп Кирилл 1568–1572 гг. Антоний 1572–1581 гг. Дионисий 1581–1586 гг. Митрополит и позднее патриарх: св. Иов 1586–1589 гг. Установление Патриаршества в 1589 г. 1589–1605 гг. низложен Лжедмитрием I. Патриархи Всероссийские: Игнатий 1605–1606 гг. свщмч. Гермоген 1606–1612 гг. Смутное время. Местоблюстители: Митр. Пафнутий Крутицкий 1612–1613 гг. Митр. Ефрем Казанский 1613 г. Митр. Филарет (Романов) 1614–1619 гг. в плену 1619–1633 гг. Патриарх и соправитель царя. Иоасаф I 1634–1640 гг. 1642–1652 гг. 1632–1666 гг. Начало старообрядческого раскола. Иоасаф II 1667–1672 гг. Большой Московский Собор. Питирим 1672–1673 гг. Иоаким 1674–1690 гг. Адриан 1690–1700 гг. 1701–1721 гг. местоблюститель Патриаршего престола. Архиепископы: Иосиф (Волганский) 1742–1743 гг. Платон (Малиновский) 1745–1754 гг. Тимофей (Щербацкий) 1757–1767 гг. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 гг. еп. Самуил Коломенский 1771–1776 гг. 1775–1812 гг. с 1787 г. митрополит. Августин (Виноградский) 1818–1819 гг. Митрополиты:

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

Но это видимая описка, так как все другие даты согласно указывают 25-е октября. OACC. XII, 205–206; VII, CXL–CXLI. – В ААНЛ. 1721 г. 204, л. 10, справка, подписанная Алексеем Агалиным, относить распоряжение преосвященного Феодосия о назначении Тихонова к 25-му октября 1721-го года. Сак Тихонов, в декабре 1721-го года, 25-м октября датирует распоряжение архиепископа Феодосия об определении трактамента. – ААНЛ. 1721 г. 204, л, 67. – Подьячий Савва Григорьев в прошении в марте 1722-го года относит учреждение Школы также к 25-му октября 1721-го года. – ААНЛ. 1721 г. 204, л. 74. – Чистович И. А. , «История Спб. Д. А.», 7, ссылается на указ архиепископа Феодосия, «предписывающий» учредить при Александро-Невском Монастыре Школу, с датою 11-го июля 1721-го года. – Надеждин А. Н., «История Спб. Д. Семинарии», 2, и вслед за ним «Краткая записка о Спб. Д Семинарии», 3, открытие Невской Школы неверно относят к сентябрю 1721-го года. – Богданов А., «Опис. СПБ.», 99, о времени учреждения духовной Школы в Петербурга делает ссылку на «Московский Любопытный Месяцеслов» за 1776-й год, где учреждение «Александро-Невской Семинарии» отнесено к 1732-му году. – МЛМ. 1776 г., 127. 1394 Петров П., «История СПБ.». прим. 157. – Синаксарий при службе святому Александру Невскому говорит, что Император Петр Великий, начавший войну со Шведами, «в новозаложенном граде, от имени святого первоверховного апостолов Петра Санктпитербурхом именованном, устроившимся многим церквам Божиим, паче же преславной обители над Невой, и многому множеству всякого чина народа, тако Российского, яко и иностранных, возжелал на вящшее граду украшение, в прославление же трудов и подвигов, над Невой рекой прежде многих сот лет за отечество Российское со Свейским же народом воинствовавшего и преславную победу получившего, от победы над Невой Невского нареченного, святого благоверного Александра, великого князя Российского, а своего сродника мощи из Владимира, в нем же чрез многое время нетленные и чудотворный почиваху, в град оный ново-построенный перенести.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Грациан 367–383 гг. Валентиниан (II) Младший 375–392 гг. Магн Максим 383–388 гг. Флавий Виктор 384–388 гг. Евгений 392–394 гг. Феодосий (I) 379–395 гг. Западная Римская империя Восточная Римская империя Гонорий 395–423 гг. Аркадий 395–408 гг. Константин (III) 407–411 гг. Феодосий (II) 408–450 гг. Был провозглашен императором в Британнии, правил в Галлии, оспаривал власть у Гонория Приск Аттал 409–410; 414–415 гг. Провозглашен императором по приказу Алариха в 409–410 гг. на севере Италии; в 414 г. провозглашен императором вторично в Галлии, оспаривал власть у Гонория. Констанций (III) 421 г. Иоанн 423–425 гг. Валентиниан (III) 425–455 гг. Петроний Максим 455 г. Маркиан 450–457 гг. Авит 455–456 гг. Майориан 457–461 гг. Лев (I) 457–474гг. Либий Север (III) 461–465 гг. Антемий 467–472 гг. Олибрий 472 г. Глицерий 473–474 гг. Непот 474–475 гг. Лев Младший 474 г. Ромул Августул 475–476 гг. Зенон 474–491 гг. Василиск 475–476 гг. Марк 475–476 гг. Марциан 479 г. Леонтий 484–488 гг. Анастасий 491–518 гг. Юстин (I) 518–527 гг. Юстиниан 527–565 гг. Юстин (II) 565–578 гг. Тиверий (II) 578–582 гг.   Западная Римская империя Восточная Римская империя Маврикий 582–602 гг. Фока 602–610 гг. Ираклий 610–641 гг. Константин (III) 641 гг. Ираклеон 641 г. Констант (II) 641–668 гг. Константин (IV) Погонат 668–685 гг. Юстиниан (II) 685–695 гг. Леонтий 695–698 гг. Тиверий (II) 1448 [Апсимар] 698–705 гг. Юстиниан (II), во второй раз 705–711 гг. Филиппик Вардан 711–713 гг. Анастасий (II) [Артемий] 713–715 гг. Феодосий (III) 715–717 гг.   Папы римские с I в. н. э. до Григория Великого (Включая антипап, то есть тех, кто считался впоследствии незаконными претендентами на папский престол) Петр, апостол Лит 67–76 Клет (Анаклет) 76–88 Климент I 88–97 Эварист 97–105 Александр 105–115 Сикст I 115–125 Телесфор 125–136 Гигин 136–140 Пий I 140–155 Аникет 155–166 Сотер 166–175 Элевтерий 175–189 Виктор I 189–199 Зефирин 199–217 Калликст I 217–222 Ипполит 217–235, антипапа Урбан I 222–230 Понтиан 230–235 Антер 235–236

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

С 1 июля 1718 по 14 мая 1721 г., когда митрополичий престол вдовствовал после смерти митр. Иоасафа (Кроковского), К. временно управлял делами Киевской епархии . Он продолжил опекать правобережную часть епархии. По его благословению не позднее 1718 г. был основан Маньковский Преображенский мон-рь, настоятелем к-рого стал игум. Арсений (Беляшевский), строитель обители. По благословению К. Арсений (Беляшевский) в 1718 г. поставил Успенскую ц. в с. Иваньки, в 1720 г. была перестроена Рождество-Богородицкая ц. в мест. Лукашовка. 18 июля 1718 г. К., как «администратор Киевской митрополии», выдал благословенную грамоту на восстановление Михайловской ц. в Нежине ( Федотов-Чеховский А. А. Акты греческого Нежинского братства. К., 1884). В 1721 г. по благословению К. и на его средства был основан Пушкарёвский Вознесенский женский монастырь близ Полтавы, на что было дано разрешение от гетмана И. И. Скоропадского. В кон. 10-х гг. XVIII в. на средства К. был восстановлен после татар. набегов Матронинский Троицкий муж. мон-рь, по его просьбе в 1717 г. чигиринский староста Ян Яблонский подтвердил давние права и привилеи Матронинского мон-ря. В Чигирине был возобновлен Крестовоздвиженский собор, для которого К. в мае 1719 г. выдал антиминс, настоятелем был назначен свящ. Иосиф Иванович ( Перепелиця А. З icmopiï Хрестовоздвиженськоï соборноï церкви мicma Чигирина//Biдлyhhя bikib. К., 2004. Вип. 13. С. 184-188). К. уделял большое внимание развитию церковного пения: при нем был заведен при Переяславском архиерейском доме архиерейский хор, регентом которого служил свящ. Илия Турчиновский. Имеются сведения о том, что по инициативе К. был подготовлен план строительства и составлена смета на возведение в Переяславе муж. мон-ря (ЦГИАК. Ф. 990. Оп. 3. Д. 17). В обращении к пастве Луцкой епархии от 21 мая 1721 г. К. подчеркивал, что рассчитывает вернуться на Луцкую кафедру, говорил, что ныне правосл. Луцкая епископия «вынуждена странствовати», но указывал, что «паки помощию Божиею возвратитися имамы и опасно блюсти престол епархии Луцкой» (Материалы к истории Киевской епархии//Киевские ЕВ. 1865. 5. С. 187-188).

http://pravenc.ru/text/1840355.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010