Но не менее важно нам знать и то, что даже и совестное знание может быть не принято Богом, если в основе своей оно не чисто, если намерения его – не благи, если тот, кто под влиянием движения этого знания и совести совершает по видимости и благой поступок, но держит за пазухой камень. «Господь ищет не приведения бессловесных и не приношения плодов земных, но только душевного расположения» 124 . Как могла быть доброй жертва того, кто не смог (еще и жертва-то эта не остыла!) остановить завистливое душевное расположение 125 .? Как могла быть приятной жертва того, кто, движимый завистью и гордостью, оказался готовым дать ход своей злобе даже и до смертного исхода? Для Бога ведь нет времени, и события нашей земной жизни разворачиваются перед Ним не так, как для нас – последовательно. Он, Всеведущий, всегда знает всё во всей полноте. Мы не знаем подробностей жизни Каина до истории его жертвоприношения. Но мы знаем – из нечистого источника не течет пригодная для питья вода. Как часто задаемся мы вопросом о том, чист ли наш источник? От исповеди до исповеди? А то – и реже? Рыдает ли душа наша, когда мы исповедуем наши грехи? Трепещет ли в нас наше сердце, когда осознаем мы, что каждое наше деяние сопровождается грехом, что жизнь наша почти лишена таких мгновений, за которые не корила бы нас наша совесть? Содрогается ли от величия Таинства всё наше существо, когда собираемся мы совершать Жертву Святую, представ перед Божественным престолом в ожидании сходящего к нам Христа? И не будем отговариваться тем, что Жертву эту великую и бескровную приносит совершитель – епископ ли, священник ли, а мы только присутствуем при ней. Нет, каждый из нас и все мы в совокупности – литургисаем, каждый из нас, в собственную меру, участвует в тайнодействии, ибо без нас, без нашей деятельной молитвы соучастия, Таинство невозможно: Глава может быть только у Тела, Тело же есть Церковь ( Кол.1:24 ) 126 , и это так настолько, что правила запрещают архиерею или иерею литургисать одному 127 , без того сонма верных, который и составляет видимую Церковь 128 , Церковь как общество святых (Напр.: 1Кор.6:1–2, 14:33 ; Еф.4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою ( Пс. 140:2 ). Видишь, как повсюду допускается блеск божественной литургии? Как не ограничивается местом ни жертвенник, ни пение? На всяком месте фимиам приносится имени Моему. Итак, жертвой чистой является, во-первых, таинственная трапеза, небесная, премирная жертва. Ведь и у нас есть много различных жертв. В ветхом завете закон различал многие виды жертв: жертва о грехе, так называемая жертва всесожжения, жертва хвалы, жертва спасения, жертва по случаю очищения проказы и много других различных жертв для очищающихся от всякого рода нечистоты; и вообще велико и безмерно было число жертв по закону. А новая благодать, явившись, в одной совмещает все и устанавливает единую истинную жертву. 3 . Впрочем, и у нас есть различные жертвы, только они берут начало не в законе, но в духе евангельской благодати. Хочешь знать те жертвы, которые имеет церковь ? (Хочешь знать), как без крови, без жертвенника и всего прочего возносится Богу евангельский дар, жертва чистая и нескверная? Обратись к Священному Писанию , и оно ясно представит тебе различие (между нашими жертвами) и их разнообразие. Итак, первая жертва есть та, о которой я сказал выше, – тот духовный и таинственный дар, о котором говорит Павел: бывайте подражатели Белу, якоже чада возлюбленная, и ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас, и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания ( Еф. 5:1, 2 ). Вторая жертважертва мучеников. Послушай Павла – он свидетельствует об этом: молю вас, телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови ( Рим. 12:1 ). Итак, первая жертважертва спасения, вторая – мучеников, третья – жертва молитвы: да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Воздеяние руку моею, жертва вечерняя ( Пс. 140:2 ). Четвертая – жертва хвалы, состоящая из хвалебных песней: пожри Богови жертву хвалы ( Пс. 49:14 ). Пятая – жертва правды: тогда благоволиши жертву правды ( Пс. 50:21 ). Шестая – жертва милостыни: жертва чиста и нескверна, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их ( Иак. 1:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Литургической проповедью завершается первая часть литургии – синаксис (собрание), и мы движемся к евхаристическому жертвоприношению. О жертвенном характере Евхаристии написано немало, но многое по-прежнему остается неясным. И, быть может, здесь будет уместен самый простой литургической подход. Во-первых, мы приносим Богу самую простую нашу пищу: немного хлеба и немного вина. Восточная Церковь , как вы, вероятно, знаете, использует для своих просфор квасной хлеб, поэтому у нас и в самом деле что едят дома, то и приносят Богу в жертву. И добросовестное изучение богослужения и Библии показывает, что это приношение пищи означает прежде всего принесение нами себя самих. Пища – не только символ жизни, но, составляя условие жизни, будучи тем, что превращается в наше тело, есть жизнь и, следовательно, наша жизнь, мы сами. Поэтому первое и действительное жертвоприношение есть принесение Церковью в жертву себя самой. Но (и это «но» крайне важно) это жертва во Христе. Это не новая жертва, ибо это жертва Церкви, Церковь же есть Тело Христово. С первого момента литургии Христос не только Приемлющий жертву, но, по слову литургической молитвы, также и Приносящий ее. Все наши жертвы – а христианин по самой природе своей есть живая жертва Богу – сходятся в одной и единственной жертве, полной и совершенной: жертве человечества Христова, которую Он принес Богу и в которую мы оказываемся включены как члены Церкви. Мы приносим эту жертву не как необходимую Богу, но потому что жертва Христова есть сущность и условие нашего бытия в Нем. Размышляя об этой жертве, православное богословие акцентирует в ней скорее любовь, нежели расплату или искупление. Быть жертвенным Существом принадлежит самой сущности Сына Божия еще до воплощения и искупления. Ибо жертва, прежде чем стать жертвой за что-нибудь, есть естественное и необходимое выражение любви. Вся жизнь Христова есть жертва, потому что она – совершенная жизнь, состоящая из любви и только из любви. И поскольку Он отдает нам собственную Свою жизнь (Христос в нас, мы во Христе), наша жизнь также есть жертва. Наша жертва в Нем, Его жертва – в нас. Еще раз повторю: этожертва реальная, не символическая, но не новая жертва, а всегда та же – та, которую Он принес за нас, та, в которой восприял нас. Будучи Телом Христовым, Церковь сама есть жертвенное существо, ибо знает, что сущность человеческой жизни – как явленной в Его Человечестве – в том, чтобы идти к Богу. И это движение к Богу определяет собой движение жертвы. Все это выражено в Херувимской молитве: «Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый...».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Об этом говорит Григорий Богослов. До крещения ты грешил, тебе нравилось грешить, но достаточно при крещении каплю слезную пролить – и ты омыт. А после крещения ведро слез надо. Попробуй наплакать ведро слез! То есть для крещеного человека грешить грехом повинным – это очень опасно. Кстати, именно поэтому христиане IV века откладывали крещение на потом, даже до смертного одра. Церковь в конечном счете не оправдала такую практику. Она говорила, что не крещение откладывать надо, а не грешить. Но здесь, по крайней мере, высвечивается сама эта мысль. А сейчас у нас очень легкое к этому отношение: «Да ладно, это я сейчас грешу, а потом покаюсь». С этим шутить не надо. 4. Мирная жертва Четвертая жертваэто жертва мира, или мирная жертва. Здесь грудь и плечо животного отдавались священнику, часть сжигалась, а часть отдавалась даже приносящему жертву. Кстати, вкушалось это жертвенное мясо во дворе скинии, а позднее – в храме. То есть оно не домой уносилось, а съедалось во дворе храма. И семья священника тоже допускалась к вкушению этой жертвенной пищи. Мирная жертва приносится в благодарность, по обету и просто по радости и любви. Мы часто молимся – за что-то, каемся – для чего-то. Но настоящая молитва – когда я просто молюсь, потому что молиться хочется И опять, естественно, мы в христианстве ощущаем, что ежедневно в сердце христианина совершается эта мирная жертва. Благодарность, Евхаристия – это же наша главная служба. Это и есть мирная жертважертва радости, жертва любви. Не жертва за что-то плохое или ради чего-то (тут мы порой готовы на жертву), а просто так. Вот мы часто молимся – за что-то, каемся – для чего-то (чтобы быть здоровыми или еще для чего-нибудь). Но настоящая молитва – мирная, не за что-то и не для чего-то. Настоящая молитва – когда я просто молюсь, потому что молиться хочется. «Я уже не называю вас рабами… Я называл вас друзьями» (Ин. 15: 15), – говорит Христос. Друзья общаются не ради чего-то. Друзья общаются, потому что хочется общаться, вот и все. Можно поговорить, можно даже просто помолчать, находясь рядом. Вот это глубинно христианское состояние – состояние мирной жертвы, которая всегда должна быть на жертвеннике нашего сердца и к которой мы должны приобщать нашу паству, наших братьев и сестер о Господе, чтобы наша жертва максимально была не жертвой о грехе и повинности, а именно мирной жертвой.

http://pravoslavie.ru/144692.html

2. Жертва о грехе Вторая жертва – о грехе. Она приносилась во искупление грехов. Каких? Совершённых по неведению, по слабости. Или, например, Иов приносил жертву на всякий случай: а вдруг его дети согрешили? Мясо этой жертвы отдавалось священникам, кровь изливалась на жертвенник, а тук, жир, сжигался. У нас тоже есть покаяние в грехах, совершенных по неведению, слабости, или даже покаяние в возможных грехах. Здесь всегда проявлялась пастырская снисходительность. Даже в годину гонений – особенно при императоре Деции в 250-х годах, когда пострадал священномученик Киприан, – очень многие отрекались. И когда гонения кончились, в Церкви встал вопрос: что делать с отреченцами? Многие стали приходить назад. И вот тут их разделили: или отречение было по немощи – в сердце человек не отрекался, а на словах из-за боли, страха – отрекался. Или же по-настоящему отрекался. Его даже, может, и не мучали при этом. Это разделялось. Одно дело – когда человек совершает какой-то грех по немощи (даже вплоть до отречения), а другое – когда он делает это искренне, даже без принуждения. Вот эта жертва о грехе – жертва слабости, неведения или возможного греха. 3. Жертва повинности Третья жертва, близкая ко второй,жертва повинности. Она приносилась за грех сознательный, то есть за такой, в котором ты несешь полноту вины. Внешне она приносилась точно таким же образом, как жертва за грех. Только теперь это уже была жертва за сознательно соделанный грех либо за осквернение. В Ветхом Завете очень многие вещи считались осквернением: например, прикоснуться к покойнику. Другие виды осквернений были связаны с женской нечистотой. Грех повинности – это фактически измена крещению Это, естественно, есть и у нас в практике, потому что бывает грех не по слабости, не по незнанию, а грех сознательный, намеренный, желаемый. Не то что тебя на это спровоцировали, а ты других на это спровоцировал, а ты сам захотел это сделать. Вот такой грех, по большому счету, в христианстве вообще должен отсутствовать. Именно к этому греху относятся слова Иоанна Богослова: «Верующий в Бога не грешит». Согласитесь, это нелегко сказать в проповеди. О мытаре нам нетрудно сказать в проповеди: «Боже, милостив буди мне грешному». А «верующий Богу не грешит» – сразу вопросы возникают: как не грешит? это о чем? А вот это о грехе повинности. Его у нас быть не должно. Мы в крещении от него отрекаемся. То есть грех повинности – это фактически измена крещению. И человек, совершивший его, уже воспринимается как изменник. И за него приносится вот эта жертва повинности. Понятно, что сейчас все эти жертвы – в новозаветном варианте, во Христе. Но они есть. И поэтому не дай Бог нам грешить грехом сознательным, грехом, за который нужна жертва повинности.

http://pravoslavie.ru/144692.html

Что касается самого пасхального агнца, то и он был жертвой. Жертвенная кровь спасала еврейские дома от небесной кары, а с другой стороны, агнец имел и другое значение, избавление от египетского рабства и жертва Богу. Объяснение, которое должны были давать старшие младшим на пасхальной трапезе (и на Тайной вечери), было следующим: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов Израилевых в Египте ( Исх. 12:27 ). Что касается новозаветной жертвы, то здесь произошло соединение двух ветхозаветных жертвоприношенийжертвы за грех и жертвы мирной. Голгофская жертва – единственная жертва на самом деле, что же касается ветхозаветных жертв, как и языческих, это были только преобразовательные жертвы, потому что они промыслительно давали для людей ожидание того что произойдет (избавление, спасение людей). В зависимости от уровня жизни каждый понимает это по- своему, у одних это может быть спасение от какого-то непосредственного врага, у другого – отчего-то еще, третий сам желает кого-то спасти. То есть понимание было разное, но жертвы приносились Богу как избавление от чего-то. Жертвоприношение Евхаристии тождественно с крестным жертвоприношением Богочеловека. Это истинная Жертва. Многие святые отцы ( Ириней Лионский , Иустин Мученик , Феодорит, Дамаскин, Иоанн Златоуст ) говорят о том, что было еще и предсказание о Евхаристической жертве, о таинстве Евхаристии в Ветхом Завете, а не только ожидание Мессии и того, что жертва будет крестная. Мал.1:10 – “Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву”. Эта “чистая жертва” и есть Евхаристическая жертва – так всегда понималось это место. Евхаристическая жертва носит еще название бескровной жертвы. В Ветхом Завете, когда люди были еще несовершенны, Господь благоволил принимать кровь так же, как и приносимую языческим идолам. Когда уже было преподано совершенно новое, когда совершилась жертва Голгофская, должна была быть совершенно другая жертва. Здесь вместо заклания бессловесных животных приносится жертва Того Господа, Который, “воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти” ( Рим 6:9 ). Однако будучи бессмертным и нетленным, Он снова закалается для нас в Евхаристии. Существо и свойства Евхаристической жертвы

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Кирилл Иерусалимский : “Здесь как бы прошение бескровной жертвы за Церковь торжествующую не с целью умилостивить Бога за них, а чтобы молитвами их и предстательством усилить свои молитвы, чтобы Бог по молитвам и предстательству их приял наши приношения», или, как говорится в Литургии Иоанна Златоустог о, “посетил нас». 3. Просительная жертва. Она очень близка по своей форме жертве умилостивительной и даже вытекает из нее, потому что поскольку мы призываем милость Божию, то мы уверены в том, что Господь и совершит то, о чем мы просим. А просим мы разных благ, духовных и телесных. Из Литургии Василия Великого : “Помяни, Господи, предстоящия люди и ради благословных вин оставльшихся и помилуй их и нас, по множеству милости Твоея; сокровища их исполни всякаго блага; супружества их в мире и единомыслии соблюди; младенцы воспитай, юность настави, старость поддержи, малодушныя утеши, расточенныя собери, прельшенныя обрати и совокупи Святей Твоей соборней и апостольстей Церкви; ( ) Избави, Господи, град сей и всякий град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани”. Как видим, здесь довольно широкий спектр наших прошений к Богу. Таким образом, жертва Евхаристическая ничем не отличается от крестной жертвы. Но отличия все-таки существуют. Отличия Евхаристической жертвы от жертвы Крестной Жертва Голгофская является основной; она дает бытие жертве Евхаристической. Без Голгофской жертвы невозможна жертва Евхаристическая. На кресте Господь однократным приношением приобрел вечное искупление для всех людей, живых и мертвых, за все грехи и во все времена. Бескровным же жертвоприношениям усвояются спасительные плоды крестного жертвоприношения тем членам Церкви Христовой (земной и небесной), за которых приносится таинственная жертва и которые способны принимать дары Его. На кресте Господь искупил весь род человеческий, но это еще не означает, что люди примут эту жертву. Во спасение для принятия Голгофской жертвы и необходима жертва Евхаристическая. И если крестная жертва была однократной, то жертва бескровная совершается многократно, поскольку много и людей и времен. Как дерево, корнем которого является жертва Голгофская, а плодами и ветвями – жертвоприношение Евхаристическое. Но жертва Евхаристическая питается живительными соками от жертвы крестной. Поэтому плоды жизни и плоды самой жертвы различные в том смысле, что Господь Своим жертвоприношением искупил род человеческий, а Евхаристическая жертва присоединяет человека к Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Итак, если в Ветхом Завете жертву приносил человек, то в Новом Завете Жертву приносит Бог. Эта жертва – Он Сам. В этой Жертве – вся любовь Бога Отца, – «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). В этой жертве – вся любовь Бога Сына, ибо «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). И если с разрушением храма ветхозаветные жертвы упразднились, то искупительная Христова Жертва, единожды принесённая на Голгофе, всегда, ныне и присно , явлена нам на Литургии, потому что на Литургии является нам Сам Христос – Жертва за грехи мира и Жертва за жизнь мира. Бескровная Жертва – одно из названий Таинства Евхаристии . прот. Валериан Кречетов Суть жертв Ветхого Завета, которые приносились патриархами, заключалась в том, что эти жертвы являлись прообразом жертвы Сына Божия за грехи всего мира. Поэтому ветхозаветная жертва и была жертвой кровавой. Она несла в себе символ Агнца, закланного за весь мир. И когда совершилось исполнение этого прообраза, тогда кровавая жертва престала. Потому в православном мире всякие кровные жертвоприношения отсутствуют. Жертва Сына Божия, Богочеловека, явилась свидетельством истиной веры. Как говорит святитель Николай Сербский , ни один из предводителей всевозможных течений и учений не принес себя в жертву за своих последователей. Только один Сын Божий пострадал прежде всех за всех. Это свидетельство истинной любви – до смерти. Об этом и сказано: Больше сея любве никто-же имать, да кто душу свою положит за други своя ( Ин.15:13 ). Эта жертва, принесенная за весь мир, является свидетельством любви Божией к человеку, к миру. К тому миру, который Господь сотворил и который возвращается к Богу через очищение, через покаяние. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ). Эти слова сказаны в Евангелии для того, чтобы засвидетельствовать истину любви Божией. Любовь Божия – это сущность Божества. Это то, что только и можно постигнуть, исповедуя Святую Троицу.

http://azbyka.ru/zhertva

5. Бескровная жертва Наконец, пятая жертваэто жертва бескровная. В прошлый раз мы говорили, что Авель принес Богу жертву кровную. Каин принес жертву бескровную, и это, вроде, было не угодно Богу. Не вполне угодно. Жертва кровная – это значит отдать жизнь Богу. Жизнь есть кровь. Об этом говорится в Книге Левит. А жертва бескровная – это плоды земли. Ведь мы же живем на земле. Что приносилось в жертву? Мука, пресные хлебные изделия, елей, вино и ладан. Мука, елей, вино – мы все узнаем. Это наша лития на вечерне: «Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей». Сходится один к одному. Наше богослужение очень глубинно укоренено в левитском богослужении. Многое оттуда позаимствовано. Что приносилось в жертву? Мука, елей, вино – это наша лития на вечерне! Если муку, елей и вино приносили на жертвенник, сжигали и частично употребляли в пищу, то ладан, естественно, целиком воскуряли. И если мука, вино и елей приносились на медном жертвеннике во дворе храма, то ладан уже вносился в святилище, где был не медный, а золотой жертвенник. Помните, Захария заходит в святилище и там, на золотом жертвеннике, совершает каждение, курение Богу. Это ладан, он полагался на жертвенник и воскурялся Всевышнему. Эта жертва приносилась как плод земли в знак того, что «всякое дыхание да хвалит Господа». То есть не только я, человек, моя жизнь, а и все вокруг приобщено и славит Бога. Поэтому жертва Христа имеет космическое значение. Это не только жертва за человека. Ведь по вине человека, как пишет апостол Павел, вся тварь стенает и мучается. И вот наступает освобождение всего творения. Иоанн Богослов уже увидит новое небо и новую землю. То есть и мироздание, и земное мироздание в том числе, приобщится вечности и войдет в эту вечность. Это мирная жертва. И поэтому она совершалась левитским священством и совершается нами: все вокруг меня вовлекается, все есть жертва Богу. Но здесь надо обсудить один момент. В храм ничто, кроме муки, вина, елея, ладана и животных, в качестве жертвы вноситься не могло. И, кстати, у нас по канонам Церкви тоже в алтарь ничего, кроме хлеба, вина и елея, вносить нельзя. Никакие помидоры, огурцы в алтарь не приносят.

http://pravoslavie.ru/144692.html

Евхаристическая жертва не есть повторение крестной жертвы Спасителя, а есть принесение жертвенных тела и Крови, однажды вознесенных нашим Искупителем на крест, всегда ядомых и николиже иждиваемых. Голгофская жертва и жертва Евхаристии нераздельны между собой, составляя собственно одну Жертву; но вместе и различаются между собой. Они нераздельны: это одно и то же благодатное дерево жизни, насажденное Богом на Голгофе, но наполняющее таинственными своими ветвями всю Церковь Божию и до конца веков питающее своими спасительными плодами всех ищущих вечной жизни. Но они и различаются: приносимая в Евхаристии жертва называется бескровной и бесстрастной, так как она совершается по воскресении Спасителя, Который воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6:9); она приносится без страдания, без пролития крови, без смерти, хотя и совершается в воспоминание страданий и смерти Божественного Агнца. Значение Евхаристии как жертвы Она есть жертва хвалы и благодарения. Священнослужитель, совершающий бескровную жертву, по чину Литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, перед освящением даров вспоминает в тайной молитве великие дела Божии, прославляет и благодарит Бога во Святой Троице за воззвание человека из небытия, за многоразличное попечение о нем после падения и за домостроительство спасения его через Господа Иисуса Христа. Равным образом и все присутствующие в храме христиане в зри святые моменты, славя Бога, взывают к Нему: Тебе поем, тебе благословим, тебе благодарим, Господи... Евхаристия есть также жертва умилостивительная за всех членов Церкви. Преподавая ученикам Тело Свое, Господь сказал о нем: еже за вы ломимое и, преподавая Свою Кровь, прибавил: яже за вы и за многия изливаемое во оставление грехов. Поэтому-то от начала христианства бескровная жертва была приносима о памяти и оставлении грехов как живущих, так и умерших. Это видно из чинопоследований всех литургий, начиная с литургии св. ап. Иакова, и сама эта жертва нередко прямо называется в них жертвой умилостивления. Евхаристия есть жертва, теснейшим образом соединяющая всех верных во едино тело во Христе. Поэтому по пресуществлении св. Даров, как и раньше на проскомидии, священнослужитель поминает Пресвятую Владычицу Богородицу и всех святых, присовокупляя: Их же молитвами посети нас, Боже, а затем переходит к поминанию живых и умерших (вся Церковь Христова). Евхаристия есть жертва просительная: о мире церквей, о благосостоянии мира, о властях, о находящихся в немощах и трудах, о всех требующих помощи - и о всех и за вся. Выводы литургического характера

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2223...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010