369 В отрывке из послания к римскому епископу Виктору, сохранился у Евсевия, Н.Е. V, с. 24 (ed. Heinichen, I. 253). 371 μ τηρεν, то есть 14 нисана, как видно из контекста и гл. 23. Понятие τηρειν в основном было связано с постом и, вероятно, также с соблюдением евхаристии вечером. Это специальный термин для обозначения соблюдения постановлений закона, см. Ин. 9:16 . 374 Евсевий пишет его имя как πολινριος (IV. 21, 26, 27, см. ed. Heinichen), как и Фотий и как в большинстве рукописей Chron. Paschale. Но латиняне писали его имя как Apollinaris. Он жил при Марке Аврелии (161 – 180), был апологетом и противником монтанизма, особенно процветавшего во Фригии, и его не следует путать с двумя Аполлинариями, отцом и сыном, из Лаодикии в Сирии, жившими в IV веке. 375 Ed. Dindorf I. 13; Routh, Reliquiae Sacrae I, p. 160. Его цит. и обсуждает Milligan, I.c., p. 109 sq. 376 Если таково подлинное мнение квадродециманов, это ясно доказывает, что они соглашались с синоптической хронологией в том, что касается дня смерти Христа, и Вейтцель и Стейтц на этот счет ошибаются. 377 Ибо, по мнению Аполинария, Христос, как истинное исполнение закона, должен был умереть 14 числа, в день официальной еврейской пасхи. 378 Таково, по–видимому, значение στασιζειν δοκει, κατ αυτος, τα ευαγγλια, inter se pugnare и т.д. Предполагается, что Иоанн говорит о смерти Иисуса как произошедшей 14 нисана, что само по себе спорно. Оппоненты, опиравшиеся на хронологию синоптиков, могли ответить на это возражение аналогичным. 379 Тот же самый аргумент приводится в отрывках из Ипполита в Chronicon Paschale. Но по поводу учения о том, что Иисус был истинным Пасхальным Агнцем, соглашались все церкви. 383 Епифаний действительно говорит о разных мнениях среди квадродециманов (Haer. L. cap. 1–3 Contra Quartadecimanas), но не упоминает о практике вкушения пасхального агнца или какой–либо разнице в хронологических представлениях о смерти Христа. 385 Μεγλα στοιχεα, в значении «звезды» используется в Ер. ad Diog. 7; Justin Dial., с. 23 (τα ουρνια στοιχεα).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«Наблюдайте за собою, – поучает Христос. – Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и, если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему» ( Лк.17:13–14 ). Евангелист Лука указывает, что эти слова были обращены Господом к апостолам как к первым членам Церкви. Тем самым Господь дает практическое руководство для дальнейшей церковной жизни, в которой, как выяснится, также будут иметь место трения и согрешения Ее членов. По Своем воскресении Господь является ученикам и дарует им власть прощать человеческие грехи силой Святого Духа. Он говорит апостолам: «как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ; ер. Мф.16:19 ). Эти слова можно понимать не только как компетенцию апостолов совершать крещение, но и как учреждение в церковной жизни Таинства покаяния, 41 поскольку аналогичное учение в евангелии от Матфея Господь излагает в контексте церковной жизни: сначала говорит об обличении согрешившего брата перед лицом Церкви, а потом заключает: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). 4.3. Учение о покаянии у святых апостолов Святые апостолы в учении о покаянии, с одной стороны, следуют Господу Иисусу Христу в том, что рассматривают покаяние как обращение, т.е. приготовительный этап ко вхождению в Церковь . Святой апостол Петр в речи в притворе Иерусалимского храма видит в покаянии условие для прощения грехов и вступления в мессианское царство: «итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши (μετανοσατ ον κα πιστρψατ τ ξαλιφθναι μν τ μαρτα), да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа» ( Деян.3:19 ). Покаяние при вступлении в Церковь иногда сопровождалось исповедованием – по-видимому, публичным – обратившимися своих грехов ( Деян.19:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

7 Доа ыланда мжсир кеек буш йлмге. Улар, доабыа кп йтк, илатарыбы бее ишетер, тип уйлай. 8 Улар ыма булмаы. е ораана тиклем к Атаы ее нимг мохтаж икнлегегее бел. 9 е ошолай тип доа ылыы: Кктге Атабы! Исеме мддс тип танылын. 10 ине Батшалыы килен. Кктге кеек, ер л ихтыяры тлен. 11 Был кнг кркле икмгебее бег бгн бир. 12 Бег яы эш ыландары бе кисергн кеек, бее яы эштребее ин кисер. 13 Бее ынауа дусар итм, 14 е кешелре насар млдрен ф итге, Кктге Атаы еекен д кисерер. 15 Кешелре насар млдрен кисермге инде, Кктге Атаы еекен д кисерм.   Ураа тотоу тураында   16 Ураа тотанда ике йллр кеек араы сырайлы булмаы. Ураа тотандарын кешелр крен тип, улар шулай мооу й менн йрй. ег ха йтм: улар рене жерен алды инде. 17-18 Ураа тотаныды кешелр тгел, кг кренм Ата крен сн, ураа тотанда сседе майла м битеде йыу; шул млд йшерен ылынан мм эште кресе Ата и жереде бирер.   Ысын хазина тураында   19 егег байлыты ер йыймаы. Бында уны кй ыра, тут баа, аратар инеп урлай. 20 е хазинаны ккт йыйыы: унда кй л ырмай, тут та бамай, аратар а инеп урламай. 21 Хазина айа, келе д шунда булыр. 22 Тнде ятыртысы – к. Кре ау була, бтн тне нурлы булыр. 23 инде ке насар була, бтн тне араыла булыр. гр индге ятылы – араылы икн, ул араылы ни тиклем уйы!   Алла м байлы тураында   24 Бер ике хужаа хемт ит алмай: й береен нфрт тотор, икенсеен яратыр; й береен торо булыр, икенсеен ана ума. Аллаа ла, байлыа ла бер юлы хемт ит алмаыы.   Кктр Батшалыы м донъя мшттре тураында   25 Шуа кр, Мин ег йтм: йш сн ним ашара м ним эсерг тип, тнегег ним кейерг тип борсолмаы. Йн ризытан, тн кейемдн мимерк тгелме ни? 26 оштара араы: улар ссмй , урмай а, буралара ашлы та алмай, шулай а улары Кктге Атаы туйындыра. е оштаран ерлерк тгелме ни? 27 Араыан кем, борсолоп, мерен бер стк була ла оонайта ала? 28 Ни кейем сн борсолаыы? Яландаы лллре нисек кнен араы: улар эшлмй , еп т илмй. 29 мм ег шуны йтм: Слймн батша, ене бт мабтлелеген араматан, ссклре берее кеек т кейенмгн. 30 Бгн яланда еп ултыран, иртг мейеск ташланаса лнде Алла шулай кейендер икн, ее бигерк т кейендермме ни, эй, е, имандары аар?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  Яы килеше орбаны   11 мм Мсих барлы яшы нмлре Баш Руханийы булып килде. Кеше улы менн алынмаан, фани донъяныы булмаан, бйгрк м камилыра сатыр аша тте. 12 Ул И изге урына кз йки быау аны менн тгел, бер м уы тапыр аны менн инде м кешелр сн мгелек отолоу алды. 13 гр кз, ге аны йки орбан итеп яндырылан йш быау кл бысранандар тн брклп, йола буйынса тнде тышы ятан таарта икн, 14 Мсих аныны кс ни тиклем ур! Ул бит мгелек Рух аша ен е саф орбан решенд Аллаа тапшыры. Бе мге тере Аллаа хемт ит алын сн, Уны аны бее выжданыбыы лемг илткн эштрн арындырыр. 15 Шуа кр Мсих, кешелре тге килеше ваытында ылан гонатарынан леме менн отарып, Алла тарафынан саырыландар в ителгн мгелек мираты ала алын сн, яы килешее аралашсыы булды. 16 Васыят та ниндйер кимлд килеше булып тора. Ул уны яан кешене леме ибатланас ына ксн ин. 17 Васыят, ысынлап та, лем уынан ына млг ин: уны яан кеше тере сата бер ниндй кс булмай. 18 Шуны сн тге килеше андан баша млг аша алманы. 19 Муса, анун кртмлрене бтнн д халы алдында уып сыас, ыыл йн м майаас алып, шулар менн бтн халыа ла, анун яылан тргкк л ыу м быау менн кз аны бркп сыты. 20 Ул: «Был – Алла ег трг тип мер биргн килешее ралаусы ан», – тигн. 21 Шулай у ул изге сатыра м унда булан, ибт ыланда уллана торан барлы йберрг ан брккн. 22 анун бтн нмне д тиерлек ан менн сафландырылыуын талап ит м ан тгелмйенс ярлыау булмай. 23 Кктге лг буйынса, ер эшлнгн нмлр шулай таартылыра тейеш ине, мм кктгелр сн былара араанда яшыра орбандар менн сафландырыу талап ител. 24 Снки Мсих кеше улы менн кктге ысын Изге йорта ошатып ына тлгн ерге Изге йорта тгел, бее сн Алла алдында баыра тип, ккте ен инде. 25 Ул, баш рухани йыл айын И изге урына енеке булмаан анды алып ингн ыма, ен ат-ат орбан итер сн инмне. 26 гр шулай була, донъя яратыландан бирле Мсихк йлнгн айын азап сигерг тура килер ине. Лкин Ул, ен орбан ите аша гонаты бтрр сн, ошо уы дер бары бер тапыр ына килде. 27 р кемг асан да була бер леп, унан у хкм алдына баыра яан кеек, 28 Мсих т, кптре гонатарын тн алыр сн, бер тапыр орбан ителеп, икенсе тапыра кешелре гонатарын бтр сн тгел, Уны кткндре отарыу сн килск.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

256 Евсевий. Церк. ист. VI. 43. 1—2. 257 Там же. 21—22. 258 Свидетельство Иеронима в 66-й главе книги «О знаменитых мужах» не дает ничего нового и всецело зависит от Евсевия. 259 Там же. 6. 260 Ер. 55 (52). 24. 261 На этом страница обрывается. Написано только: «Моя статья…» Очевидно ссылка на статью «Две идеи вселенской Церкви». Впоследствии учение Киприана развито во многих статьях отца Николая. - МЛ. 262 Ер. 19 (14). 2. 263 Ер. 64 (59). 11. 264 Ibid. 1. 265 Ер. 59 (55). 14. 266 Ер. 55 (52). 267 Ер. 59 (55). 14. 268 Ibid. 269 …Post ista adhuc insuper pseudoepiscopo sibi ab haereticis constituto, navigare audent, et ad Petri Cathedram atque ad Ecclesiam princi palem, unde unitas sacerdotalis exorta est, a schismaticis et profanis litteras ferre, nec cogitare eos esse Romanos, quorum fides (Ibid.). 270 Ер. 67 (68). В этом письме, написанном от имени собора, дан полный список имен епископов. Однако сравнение этих имен с именами, приведенными в «Sententiae episcoporum», легко вскрывает, что большинство кафедр принадлежало Проконсульской Африке. Я опускаю этот анализ и отсылаю читателя к Покровскому (Соборы древней Церкви… Приложение 3. С. 767). 271 Cyprianus. Ер. 70 (70). 272 Idem. Ер. 69 (76). 273 Quod quidem et Agrippinus.bonae memoriae vir, cum caeteris coepiscopis suis qui illo in tempore in provincia Africa et Numidia Ecclesiam Domini gubernabant, statuii et librato consilii communis examine firmavit (Ep. 71 (71). 4). 274 Ep. 72 (72). 275 Sententiae episcoporum. 276 Покровский А.И. Соборы древней церкви… С. 576. 277 см. прим. к стр. 146. 278 Ер. 72 (72). 279 Ibid. 3. 280 Наес ad conscientiam tuam frater chiarissime, et pro honore communi et pro simplici dilectione pertulimus, credentes etiam tibi pro religionis tuae et fidei veritate piacere, quae et religiosa pariter et vera sunt (Ibid.). 281 Ibid. 282 Cyprianus. Ер. 75 (75). 283 Cyprianus. Ер. 74 (74). 2. 284 См. Ер. 72. 3; Sententiae episcoporum. 285 Ер. 35 (29). 1. 286 Cyprianus. Ер. 75 (75). 4. 287 Tantus est numerus Prophetarum, ut multi plex et divina sapientia per multos distribuantur (Ibid.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3729...

Иоанна Златоуста: «Ты бо еси приносяй и приносимый и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш». 351. Hymn 50.147–148. 352. Hymn 51.114–120. 353. Hymn 51.125–130. 354. Hymn 58.249–252. 355. Cat4.11–18. 356. Cat 4.26–30. 357. Cat 4.35–38. 358. Cat 4.517–519. 359. Cat 4.600–603. 360. Cat 4.612–622. 361. Cat 5.429–441. 362. Cat 5.654–656. 363. Cat 26.114–120. 364. Ер 2.106–128. 365. Ер 3.587–603. 366. Cat 34.142–143 367. Hymn 19.56–75. 368. Hymn 19.86–103 369. Hymn 19.156–163. 370. Hymn 14.42–54. 371. Eth 5.519–528. 372. Eth 6.413–417. 373. Hymn 6.417–421. 374. Eth 6.421–428. 375. Eth 6.429–453. 376. Eth 6.424–428. 377. Eth 3.590–599. 378. Eth 1.12.483–489. 379. Eth 11.386–391. 380. Eth 15.189–196. 381. Cat 28.262–274. 382. Cat 28.291–299 383. Cat 33.80–93. 384. Cat 33.215–218. 385. Cat 34.33–35. 386. Hymn 58.224–248. 387. Eth 13.222–236. См.: Часть II. Покаяние. Примечание 17. 388. Eth 13.278–283. 389. Сар 3.46 390. Сар 3.79. 391. См. по этому вопросу диссертацию Joost Van Rossum. The Ecclesiological Problem in St. Symeon The New Theologian. 1976. (New York). Классическая книга — Karl Holl. Enthusiasmus und Bussgewalt (См. библиографию) — рассматривающая те же вопросы, не потеряла еще своего интереса. 392. Ер 1.2–4. 393. Ер 1.34–36. 394. Ер 1.39–44. 395. Ер 1.79–83. 396. Euch 2.14–15. 397. Ер 1.112–117 398. Ер 1.128 399. Ер 1.134–146 400. Ер 1.150–155. 401. Ер 1.177–183. 402. Ер 1.223–236. 403. Ер 1.237–245. 404. Ер 1.258–263. 405. Van Rossum. The Ecclesiastical Problem… p. 34–35. 406. Ep Ep 1.278–280.1.263–274. 407. Ep 1.307–309. 408. Ер 1.318–322. Можно заметить значительное сходство, может быть даже влияние, между тем, что говорит здесь пр. Симеон о апостольском преемстве, и хорошо известным местом из Климента Римского в его Послании к Коринфянам. Хотя намерение пр. Симеона совсем другое: не столько подкрепить авторитет существующей иерархии, сколько показать действительность дара Святого Духа истинным преемникам апостолов. Св. Послание Климента к Коринфянам, гл. 42–44.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

С.А. Степанцов Антидонатистская тенденция как экзегетический фактор в «Рассуждениях на Послание Иоанна к парфянам» Аврелия Августина Источник Содержание 1. Ер. Io. tr. 1 1.1. Ер. Io. tr. 1, 8 толкование на 1Ин.2:1 1.2. Ер. Io. tr. 1, 12 – толкование на 1Ин.2:10 1.3. Ер. Io. tr. 1, 13 – толкование на 1Ин.2:11 2. Ер. Io. tr. 2 2.1. Второе «Рассуждение...» 2.2. Ер. Io. tr. 2, 4 – толкование на 1Ин.2:12 3. Ер. Io. tr. 3 3.1. Ер. Io. tr. 3, 4–5 – толкование на 1Ин.2:18–19 3.2. Ер. Io. tr. 3, 7–8 4. Ер. Io. tr. 6 4.1. Ер. Io. tr. 6, 2 – толкование на 1Ин.3:16–18 4.2. Ер. Io. tr. 6, 11–14 – толкование на 1Ин. 4:1–3 5. Ер. Io. tr. 10, 8–10 – рассуждение по поводу 1Ин.5:1–3     «Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам» (In Epistolam Iohannis ad Parthos tractatus) – это десять гомилий на Первое Послание Иоанна, которые Аврелий Августин произнес перед своей гиппонской паствой в 407 г., причем по крайней мере восемь первых были произнесены в течение пасхальной недели, а девятая и десятая – позже, но все же в пределах пасхального периода 1 . «Посланием Иоанна к Парфянам» Августин называет Первое Послание Иоанна 2 . Это название, вероятно, возникло в результате ряда недоразумений; впрочем, Августин никак специально не разбирает смысла приводимого им названия. Десять «Рассуждений...» – признанный шедевр августиновской гомилетики: нигде с большей полнотой не выражено учение Августина о братской любви (caritas, dilectio) 3 . Тема любви господствует в его комментарии к Посланию и подчиняет другие важные его темы: вера, грех и оправдание, антихристы... С тех пор как работы А.-М. Ла Боннардьер и М.-Ф. Берруара установили год произнесения «Рассуждений на Послание Иоанна к Парфянам» (407), нашла объяснение острота антидонатистских мотивов в этой серии проповедей. Такая же острота антидонатистской полемики характерна для других проповедей Августина, произнесенных до июня 407 г., когда состоялся Карфагенский собор и были приняты законодательные меры против донатистского раскола, но и после этого – до 411 г., даты карфагенской «конференции» 4 . В «Рассуждениях...» эта полемика является не только фоном толкования Первого Послания Иоанна, но, как отметил А.Амман, одним из трех факторов, которые вообще определяют направление экзегезы Иоаннова Послания у Августина (два других фактора: пасхальный период и присутствие новокрещенных 5 ). Цель этой статьи – рассмотреть, описать и оценить проявление этого фактора в гомилиях на Первое Послание Иоанна. Сразу оговорюсь: в статье речь пойдет только о влиянии антидонатистских идей на экзегезу Послания, а не о мере справедливости и состоятельности или историческом значении той критики донатизма, которую предпринимает Августин в данной серии проповедей. С исчерпывающей тщательностью эта критика и отражение донатисткого раскола в творениях и мысли Августина проанализированы в великолепной обобщающей статье «Donatismus, Donatistae», вошедшей во второй том «Augustinus-Lexikon» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

137b. 46–50). Последнее высказывание оставляет данный перечень, состоящий из 11 страстей, открытым, что вполне соответствует духовному учению двух старцев. Помимо вышеназванных страстей в «Ответах» обличаются «дерзость», или «свободное обращение» (παησα – Отв. 258. С. 197/Ер. 261. 10), к-рое «погубляет все плоды инока» (Отв. 337. С. 234/Ер. 340. 10–12), забвение и нерадение (λθη, μλεια – Отв. 223. С. 167/Ер. 226. 67 sqq.), но более всего своеволие, самооправдание и человекоугодие: «Отсеки эти три вещи: волю, самооправдание, человекоугодие, и поистине придет к тебе умиление, и покроет тебя Бог от всякого зла» (Отв. 234. С. 137/Ер. 237. 39–42). Человекоугодие называется также «ублажением» (μακαρισμς – Отв. 61. С. 48/Ер. 126. 9; ср.: Ис 3:12 ). Как своеволие, так и самооправдание наносят подвижнику страшный удар: «Кто хочет исполнять свою волю, тот сын диавола...» (Отв. 548. С. 350/Ер. 551. 18–19); самооправдание (δικαωμα) одно, без помощи др. страстей, способно низвести во ад (Отв. 234. С. 176/Ер. 237. 21–23). По словам В.В., «зло никогда не истребляет зла... и самооправдание никогда не оправдывает человека» (Отв. 349. С. 241/Ер. 352. 8–10). Особенность гордости и самооправдания, по назиданию Иоанна, в том, что они «препятствуют покаянию» (Отв. 330. С. 231/Ер. 333. 22). С самооправданием связано осуждение: «Осуждение другого... случается с тобою за то, что еще не умерло в тебе самооправдание» (Отв. 104/Ер. 181. 4–5). «Не суди и не уничижай никого, потому что от сего изнемогает сердце и ослепляется ум. Отсюда является нерадение и рождается сердечное нечувствие» (Отв. 495. С. 322/Ер. 498. 15–18). «Берегись, чтобы не осуждать никого, и так придешь в смирение, и все страсти исчезнут из тебя» (Отв. 236. С. 178/Ер. 239. 37–39). Нельзя осуждать даже грешника и злодея, но только грех , гнездящийся в нем (Отв. 450. С. 293; Отв. 192. С. 145). Из фрагментарного перечня отдельных страстей видно, что В.В. предлагает целую аскетическую систему. Никакую страсть невозможно преодолеть без покаяния, плача и молитвы; напр., плач и молитва нужны для борьбы со страстями блуда, дерзости, уныния (Отв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

178. С. 132/Ер. 87. 18) или «Иисусе! помоги мне» (Ιησο βοθει μοι – Отв. 39/Ер. 39. 12). Хотя слова, наиболее соответствующие совр. практике Иисусовой молитвы, дословно упоминаются всего лишь неск. раз (Вопросоотв. 126. С. 89/Ер. 175. 2–3; Отв. 443/Ер. 446. 17–18; ср.: Отв. 556/Ер. 559. 5–7), она непрестанно имеется в виду, особенно когда говорится о силе имени Божия. «Имя Божие, будучи призываемо... убивает все страсти» (νομα το Θεο νομαζμενον ναιρε... πντα τ πθη – Отв. 421. С. 282/Ер. 424. 31–32. Ср.: Отв. 173. С. 130/Ер. 82. 11–13). Болящему иноку Андрею В.В. отвечает, что «во имя Владыки нашего Иисуса Христа» можно «воскрешать... и демонов изгонять, и неизлечимые болезни исцелять и делать многие чудеса» (Отв. 181. С. 134/Ер. 90. 21–24). Одно из вышеуказанных мест станет классической формулой исихазма: «Молитвенно призывай святое имя Божие (προσεχου τ γιον νομα το Θεο), говоря: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (Отв. 443/Ер. 446. 17–18). Если молитвенным призыванием имени Божия изгоняются страсти, то приобретение непрестанной молитвы есть победа над страстями: «...непрестанно молиться относится к мере бесстрастия» (τ διαλεπτως προσεχεσθαι ν τ μτρ στι τς παθεας – Отв. 178. С. 132/Ер. 87. 6–7). Лишь в состоянии бесстрастия достижима совершенная молитва ( τελεα προσευχ), связанная с предельной духовной сосредоточенностью. В.В. говорит: «Молитва совершенная состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями, собирая свои помыслы и чувства. Человек входит в такое (состояние), когда умрет для всех людей, для мира и для всего, что в нем находится... Признаком того, что (человек) коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял» (Отв. 79. С. 61/Ер. 150. 15–18, 24–25). В учении преподобных В.В. и Иоанна молитва Иисусова еще не имеет того исключительного значения, к-рое она приобретет впосл. в исихастской традиции, и может чередоваться с иными видами молитвы: «Надобно делать и то, и другое: немного того и немного другого попеременно...» (Отв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

68.3–4). Согласно свт. Киприану, епископ обладает следующими функциями: он есть надзиратель, предстоятель, пастырь, управляющий, начальник и священник (Ер. 69.5 802 ; 58.1 803 ). В целом можно сказать, что основные функции епископа сводятся к управлению, совершению таинств, учительству и церковному суду 804 . Во-первых, епископ есть пастырь (pastor), мудро управляющий своей паствой, следящий за миром и благочинием и предохраняющий Церковь от расколов (Ер. 52.15; 57.4–5; 55.14 805 ; 71.2). Во-вторых, епископ – это «священник, замещающий Христа» (sacerdos vice Christi), который подражает действиям Первосвященника Христа и приносит в Церкви истинную и полную жертву Богу Отцу (Ер. 63.14) 806 . Крестить и отпускать грехи могут только предстоятели Церкви (Ер. 73.7) 807 . Священнический авторитет и власть (sacerdotalis auctoritas et potestas) епископа утверждаются Божественным достоинством (de divina dignitatione fir matur, Ер. 55.18). В-третьих, епископ – это учитель, который должен крепко придерживаться истинной веры вселенской Церкви, учить ей и во всех евангельских и апостольских заповедях показывать смысл Божественного домостроительства и единства (ratio divinae dispositionis atque unitatis, Ep. 73.20). Епископ должен наставлять в истинной вере (dare fidei veritatem) также тех, кто возвращается в Церковь из ереси (Ер. 70.3;73.22). При этом свт. Киприан замечает, что епископу следует не только учить, но и учиться, потому что лучше будет учить тот, кто каждый день возрастает и преуспевает в изучении лучшего (Ер. 74.10). Наконец, в-четвертых, епископ – это «судья, на время замещающий Христа» (ad tempus judex vice Christi), имеющий судебную власть над своей церковью и ее членами (Ер. 55.5; ср. Ер. 52.3); источником этой судебной власти является священнический авторитет епископа (Ер. 55.18) 808 . Судебная власть епископа реализовывалась, в частности, в праве отлучать от церковного общения и в других дисциплинарных взысканиях в отношении клириков и лаиков (Ер. 65.3; 62.4; 28.1;28.3–4; 36.4; 48.2; 49.3; 52.4; 55.1; 67.2; 67.4).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010