В 1137 году была открыта епископия в Смоленске, выделенная из епископии Переяславльской. Духовная жизнь в Белой Руси XII века зиждилась на таких столпах веры и великих подвижниках Православия, как преподобная игумения Евфросиния, основательница Спасского монастыря в Полоцке (+1173 г. в Иерусалиме), святители Полоцкой епархии Мина (+ ок. 1116 г.), Дионисий (+ ок. 1182 г.), Симеон (+ ок. 1280 г.), Туровский святитель Кирилл (+ ок. 1182 г.) — образованнейший человек своего времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру и удостоившийся еще при жизни именования «Златослова». В половине XII века Русь постигло величайшее бедствие: нашествием монголо-татарского полчища Батыя началось трехвековое «Татарское иго». Киевская митрополичья кафедра до XIV века была единой для православных Восточной и Западной Руси. Под влиянием политических обстоятельств единая на Руси Церковь в XV столетии разделилась на две митрополии, каждая из которых считала себя восприемницей древней Киевской кафедры. В 1316 или 1317 году Константинопольский Патриархат учредил самостоятельную Литовскую митрополию. Однако уже в 1328 году Московский митрополит всея Руси Феогност просил Константинопольского Патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого правящего архиерея, ибо Московский Владыка вместе с Великим князем Иваном Калитой стремился объединить Русь под одним святительским омофором и единой княжеской властью. В этот период в 1347 году трое придворных Великого князя Литовского Ольгерда — Антоний, Евстафий и Иоанн — приняли мученическую кончину по его приказу за исповедание православной веры. Во многом это событие свидетельствует о сложных взаимоотношениях между православным народом и правителями Великого княжества Литовского. Для правящей элиты вера и принадлежность к Православию долго оставалась лишь аргументом и политическим обстоятельством в борьбе за власть и сферы влияния. В 1364 году митрополит Московский Алексий установил во всей Русской Церкви празднование памяти святых Виленских мучеников, чьи мощи Господь благословил нетлением.

http://sedmitza.ru/text/415730.html

– А когда конкретно Тао-Кларджети отошла к Турции? – В XVI веке большая часть ее территории отошла к Турции, а в следующие века граница с Османской империей постепенно смещалась, приближаясь к центральной Грузии. Так что к началу XIX века уже вся Тао-Кларджети была под игом Османской империи. Хахули – Владыко, скажите, пожалуйста, в каком состоянии были храмы Тао-Кларджети, построенные еще во времена Григория Хандзтели, до того, как эта территория отошла к Турции? – Епископские кафедральные соборы были построены задолго до потери Тао-Кларджети. Более того, большая их часть построена еще до Григория Хандзтийского, священноархимандрита Тао-Кларджети. Однако некоторые строил или восстанавливал именно он. Известно, что на территории Тао-Кларджети действовали четыре основных кафедральных собора епархии: Ошки, Ишхани, Артануджи и Отхта Эклессия – это значит Церковь Четырех. Кафедральный собор в Ошки, основанный в 978 году, о котором сейчас идут многочисленные споры, известен тем, что именно здесь был создан так называемый Ошкский кодекс – первый полный перевод Библии на грузинский язык. Это удивительно, потому что многие современные демократические европейские государства только в последние века перевели Библию на свой родной язык. А в Грузии в 978 году уже был перевод Библии. Кроме того, мы знаем, что Георгий Святогорец перевел на грузинский язык и некоторые другие священные книги. Известно, что в Тао-Кларджети, как и по всей Грузии, проповедовали апостолы, и благодать апостольского служения, конечно, есть в тех краях. После захвата этих территорий Турцией христианская жизнь там постепенно угасает, часть населения, в том числе, княжеские роды и дворяне переселяются в Центральную Грузию. И, начиная с XVI века, постепенно происходит насильственная исламизация. Несколько лет тому назад наш Священный Синод причислил к лику святых христиан, принявших в те времена мученическую смерть за веру Христову. – А в каком состоянии находятся сейчас храмы Тао-Кларджети? – К сожалению, за прошедшие годы, особенно за последнее столетие, состояние этих храмов стало плачевным. Есть храмы, возвышающиеся всего на метр – два над землей, они почти полностью разрушены, видны только отдельные фрагменты. В подобном состоянии находится храм в Бана – это известный собор, построенный в форме круга, и разрушенный сейчас практически до основания. Часть храмов находится в полуразрушенном состоянии, они имеют только стены и купол. А вот некоторые сохранились, поскольку там были открыты мечети; например, Пархали, Долис-Хана, Хахули, Урта.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Священномученик Кукша сознавал, какую ненависть возбуждал он среди языческих жрецов, и, конечно, мог предвидеть, что эта ненависть побудит их к насилию. Поэтому святой подвижник постом и молитвой готовил себя к мученической христианской кончине. Само собой разумеется, что пламенная любовь к людям и ревность к Богу, которая вела его к просвещению «во тьме сидящих», понудила его пренебрегать опасностью погибнуть от рук людей, которые не вменяли себе во грех грабеж и убийство. Однако согласно Патерику, Кукше и его ученику удалось, по крайней мере, отчасти, выполнить свою миссию: «вятичи крести», как пишет о них епископ Симон. Святой Кукша был предан мучению и умерщвлен с учеником своим в пределах города Мценска (Орловская область). Так закончилась многотрудная и преславная земная жизнь просветителей Брянского края – священномученика Кукши и ученика его Никона. Епископ Владимиро-Суздальский Симон рассказывает, что в тот день, когда погибли преподобный Кукша и его ученик, в Печерском монастыре скончался еще один старец, блаженный Пимен, прозванный Постником: перед самой своей смертью , стоя посреди церкви, он во всеуслышание воскликнул: «Брат наш Кукша ныне на рассвете убит!». «И сказавши это, умер в одно время с теми двумя святыми». Уже вскоре после мученической кончины останки преподобного были перенесены в Киево-Печерский монастырь и положены в Ближних Антониевых пещерах. Возможно, они были выкуплены печерянами за деньги, возможно, сами вятичи поспешили выдать их представителям княжеской власти или черниговской епископской кафедры, чтобы хоть как-то сгладить впечатление от совершенного ими преступления. Что же касается ученика преподобного Кукши, то о судьбе его мощей никаких сведений нет, может быть, они так и остались где-то в вятичской земле. Неизвестно, когда именно был установлен в Печерском монастыре день памяти преподобного Кукши. Впоследствии (но едва ли ранее XVII века) сложился иконописный облик преподобного Кукши, каким изображался он на нечастых иконах. «Кукша подобием: власы с ушей, мало кудреват, брада долее Сергия Радонежскаго, ризы преподобнические и епитрахиль, в руках четки», читаем в «Иконописном подлиннике», которым должны были руководствоваться иконописцы. Но насколько это описание имеет отношение к реальному облику крестителя вятичей, сказать, конечно, невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Деисис ( греч. δησις – моление) – основное ядро алтарной преграды, композиция из трех икон или трехчастная икона: в центре – образ Иисуса Христа, слева – обращенная к Нему Богородица, справа – Иоанн Креститель. В древнерусском и современном литературном языке часто употребляется неправильная форма «Деисус» (образовавшаяся под влиянием имени «Иисус»), Деисисный чин – часть иконостаса, многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы деисиса, а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы Архангелов, апостолов и других святых. Д. ч. есть развернутый деисис, его основная тема – моление Церкви за весь мир. Святители, преподобные, мученики, изображенные на столбах храма как столпы Церкви, здесь – ходатаи за грешников пред Престолом Божиим. Это молитвенное предстояние святых пред Престолом Судии представляет завершение каждого типа святости (епископской, мученической, княжеской и др.), каждого отдельного пути. Диакон ( греч. δικονος – служитель) – священнослужитель, относящийся к первой (низшей) степени духовенства. Приемля благословение высших священнослужителей, Д. имеют право участвовать в совершении церковных таинств, сослужить епископам и священникам, но сами таинств не совершают. Во время богослужения Д. приготавливает священные сосуды, возглашает ектении и т. п. Поставление в диаконы совершается архиереем через таинство Рукоположения. Диаконис(с)а – женщина–диакон в древней Церкви. Институт Д. возник во времена апостолов, т. к. исполнение обязанностей диакона одними мужчинами во многих случаях было сопряжено с неудобствами. Д. исполняли следующие обязанности: 1) приготовляли женщин к принятию Крещения, объясняли им значение отдельных священнодействий чинопоследования, вопросов и ответов, задаваемых во время его совершения, обучали поведению после совершения таинства; 2) помогали священнослужителям во время самого Крещения; 3) исполняли поручения епископов, посещая больных и бедных женщин; 4) стоя у дверей храма, размещали входящих женщин по порядку и следили за их поведением во время богослужения. Посвящение Д. совершал епископ, возлагая на нее диаконский орарь. За Литургией Д. причащались у престола после диаконов. Институт Д. перестает существовать в Византии в XII века На Руси чин Д. не имел никакого распространения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Митрополит Киприан был не только превосходным дипломатом, но и талантливым писателем и переписчиком святоотеческих сочинений. С одобрения Киприана при дворе митрополита был подготовлен свод русских летописей, которые создавались на местах и отражали интересы конкретных княжеств. Составление летописного свода, получившего название «Троицкая летопись», было завершено спустя два года после смерти митрополита (1408) 780 . Наследие Владимира и Ярослава представлено здесь как история одного народа и таким образом отражает восприятие самого митрополита: русская митрополия едина и является частью византийской православной ойкумены с центром в Константинополе 781 . После смерти митрополита Киприана в 1406 году вновь появились тенденции к политическому сепаратизму. Хотя великий князь Московский был женат на дочери великого князя Литовского, между ними продолжалась борьба за контроль над различными княжествами и за влияние в Новгороде. Витовт пытался предложить собственного кандидата в митрополиты – епископа Полоцкого грека Феодосия, однако Патриархат остался верен политике, согласно которой митрополит должен проживать в Москве, и назначил другого грека, Фотия (14081431) – выдающегося, сильного человека, который стремился продолжить линию Киприана. Программу Фотия лучше всего символизирует его саккос – праздничное епископское облачение, на котором под величественным изображением Христа вышиты фигуры императора Uoahha VIII Палеолога и его первой жены Анны, дочери московского князя Василия I, а также портреты великого князя Василия и его жены Софии, дочери Витовта. Между императорской и княжеской четой можно увидеть изображения трех юных мучеников – Антония, Иоанна и Евстафия, убитых Ольгердом в 1347 году и канонизированных патриархом Филофеем в 1374 году, с надписью: «Русские» (οι " Ρσοι) 782 . На саккосе запечатлена миссия митрополита: сохранять Русскую церковь в рамках Византийского Содружества, обеспечив мир между Москвой и Литвой. Однако в то же время напоминается, что в Литве, чьи князья были либо язычниками, либо римо–католиками, исповедовать православие можно было не так свободно, как в Москве, и некоторые преданные ему даже претерпели мученическую кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В Краткой редакции описание «настенного письма» выполняет роль главного свидетельства о преподобном Ефреме. Ефрем Новоторжский, по описанию этой фрески, держит в руках церковь. Впоследствии это становится характерной чертой его иконографии. Известие об ученике Ефрема, Аркадии, на наш взгляд, является вставкой списка БАН (в обратном случае трудно объяснить утрату сохранившейся в двух других списках Краткой редакции ценной информации об иконе, изображающей Ефрема вместе с Борисом и Глебом). Описанная в житии фреска не сохранилась. Если принять сведения о древности Борисоглебского храма, это описанное в Житии изображение оказывается единственным, что мы знаем о его основателе . В каком ключе можно интерпретировать изображение Ефрема? Возможным контекстом может стать ранняя иконография самих св. князей Бориса и Глеба. Так, на крестах-мощевиках каждый из князей держит в руках модель храма (по мнению М. Х. Алешковского – мученический венец) . Но ни Борис, ни Глеб не были храмоздателями. По мнению В. И. Лесючевского, появление такого изображения может быть связано с исцелениями в вышгородских храмах. Князь с храмом в руке представлен на выходной миниатюре  русской рукописи «Слова Ипполита Римского о Христе и антихристе» (нач. XII в.), –  согласно исследованию Е. В. Ухановой, это изображение св. князя Бориса . Храм в руке святого (крепость) может быть также связан с защитой города, как в образе Николы Можайского сер. XIV в. И все же наиболее вероятным представляется отождествление фрески, изображающей Ефрема, с ктиторским портретом. По замечанию А. С. Преображенского, в ктиторских портретах отмечается княжеское, епископское и боярское храмоздательство, однако для домонгольского периода наиболее распространенным ктитором является князь. Исследователь отмечает также слияние «иконографических схем ктиторского и надгробного портретов или использования одинаковых схем в различных ситуациях» . Ктиторская деятельность часто сопровождалась захоронением ктитора в построенном им храме, «юже бе сам создал», о чем сообщают известия русских летописей (в надписании на фреске Ефрема, судя по свидетельству жития, сказано было нечто подобное). Важной параллелью XII в. представляется указанное А. С. Преображенским изображение Евфросинии Полоцкой с храмом в руках, которое «можно считать ранним проявлением местного культа преподобной» (однако этот портрет не связан с погребением ктитора). Другая близкая параллель имеет новгородское происхождение: с середины XVI в. на камне св. Антония, хранившемся при Рождественском соборе, было написано его изображение с храмом в руке («имея же на руце воображену чудную церкву» Рождества Богоматери»); тогда же началось распространение иконографии этого преподобного, которое связано с построенной им церковью. Задаваясь вопросом об истоках этой иконографии, А. С. Преображенский предполагает «существование ктиторского изображения преподобного Антония, под которым он был похоронен в 1147 г.».

http://bogoslov.ru/article/6192625

Иссушает долговременное течение крови кровоточивой, – потом чудо относит не к силе Своей, но к вере болевшей. Вера твоя, говорит, исцелила твою немощь: «дщи, вера твоя спасе тя» ( Мф.9:22 ). То же самое сказал, когда связал расслабленные члены сотникова раба: «иди, и якоже веровал еси, буди тебе» ( Мф.8:13 ). Равно и тогда, когда избавил от мучения бесовского дщерь жены Хананеаныни: «о жено! велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши» ( Мф.15:28, 8:14, 16 ). Пришед в дом Петров, исцеляет тещу его, жегомую огневицею, изгоняет бесов из приведенных туда бесных, врачует тамо всех немощных: но видя, что многий окружает его народ, немедленно оттуда убегает. «Видев же Иисус многи народы окрест Себе, повеле ити на он пол» ( Мф.8:18, 24 ). То же сотворил и тогда, когда укротил трус морский и усмирил ветров свирепство: ушел, то есть, немедленно и, прешед на он пол моря, прииде в страну Гадаринскую ( Мк.5:1 ). Когда воздвиг расслабленного от одра, абие уклонился от среды народа, да не познан будет ( Ин.5:13 ). Когда пятью хлебами насытил пять тысяч, понудил учеников Своих, да отступят оттуда ( Мк.15:41 ). Когда седмию хлебами напитал четыре тысячи, абие отъиде, и прииде в пределы Магдалински ( Мф.15:38 ). Когда пришел в дом княжеск, да воскресит дщерь его, стараясь утаить чудо, во первых сказал предстоящим: «отъидите, не умре девица, но спит» ( Мф.9:24 ), потом изгнал весь народ вон, и тогда уже воскресил умершую девицу. Вышед из сонмища, когда исцелил от разных недуг всех тех, кои Ему представлены были, не токмо сказал: «молчите, не объявляйте, что Я вас исцелил», но и запрещал им, чтоб не разглашали: «и запрети им, да не яве Его творят» ( Мф.12:16 ). Когда на Фаворстей горе просветилось лице Его, яко солнце, и одеяния Его убелились яко свет, и слышан был глас из облака глаголющ: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоизволих» ( Лк.9:35 ): тогда дал заповедь молчания ученикам Своим и сказал: «никому поведите видения, дóндеже Сын человеческий из мертвых воскреснет» ( Мф.17:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Службы: Вечерня В) – Паннухис – Полунощн. – Утреня Ва) – Тритоекти. Паннухис: «молитва 1-го антифона П.» и т.д. 15 . Синай 962 (XI-XII вв.): из семьи Син. 958, 959 и 961; не епископск. (Веч. с. 52; Утр. с. 110; Час. с. 170 344 . Службы: Вечерня К) – Паннухис – Утреня D5a). Паннухис: «Молитва 1-го антифона» и т.д. 16 . Пантелеймон 162 (1890) (XI-X1I вв.) 345 . Службы: Паннухис – Утреня (вероятно, С). Паннухис: пять молитв; не хватает начала 17 . Коален 214 (XII в.) (Веч. с. 49; Утр. с. 99. Службы: Вечерня В) – Паннухис – Утреня Ва). Паннухис: «мол. П. »: пять молитв. 18 . Гротт. Г β XIV (xiii в.). (Утр. с. 109 346 . Службы: Преждеосвященные – Паннухис – Утреня D6a). Паннухис: неполная; является продолжением Литургии Преждеосвященных. Примеч.: в середине Утрени листок (попавший случайно?) с фрагментом заупокойной службы. 19 . Оттоб. 434 (XIII в.): неитальянский, восточного происхождения (Веч. с. 53; Утр. с. 97, н. 18 347 . Службы: Вечерня L) – Паннухис – Утреня Ва). Примеч.: молитва Паннухис: следует после Мол. Вечерни, как «другая молитва»; и «мол. 2-го антифона» и т.д.; «мол. отпуста Паннухис»; «мол. главопреклонения». 20 . Патриархат Александрийск. 149 (104) (XIV в.): евхологий греко-арабск., египетского происхождения (благословение Нила) 348 . Службы: Паннухис и праздничные величания после канона. Паннухис: «антифоны и молитвы П. Великого Поста»: 1 антифон: Пс. 119,1,2,7 ; припев как в Дрезден 104 (ср. ниже, с. 194). молитва (без ектении). 2 антифон: Пс. 120, 1,7,7,8 ; припев как Дрезден 104. молитва. 3 антифон: Пс. 121,1,2,7,9 ; припев как Дрезден 104. молитва; «мол. отпуста»; «главопреклонения». Далее: Евангелия « τν παννυχδων 1-ой недели Великого Поста». 21 . Пантократор 149 (XV в.) (Веч. с. 54 349 . Службы: Вечерня Ν) – Паннухис – Утреня Са). Паннухис: «Другое последование для μγα σπερινν празднуемых святых »: Каждение церкви; начало Утрени: Слава Святей... (Троице)·, Молитвы и (тайно): «творение св. Германа Константинопольского для празднуемых святых» 350 ; входные стихи Пс. 94 . «мол. входная» не издана (Описание II, 486). Затем следует великая Вечерня, по Дмитриевскому. Кутья (коливо) за святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(о нем см. «Энц.» IV, 1055 – 1056, и еще под словом «Ковальницкий М. Г.»). 43) Димитрий (Димитрий Иванович Самбикин) переведен из архиепископов тверских 26 марта 1905 года. Известен литературными трудами, за которые признан спб. Академией доктором церк. истории. Не прерывает таких трудов своих доселе (см. продолжение труда о семидесяти апостолах в «Правосл. Собесед.» 1905–1906 гг.; о других литературных трудах его см. «Энц. IV, 1056–1059 и полнее в брошюре «Высокопреосв. Архиеписк. Казан. и Свияж. Димитрий» (Самбикин), Казань 1905). С переводом Иустина в Пермь свияжское викариатство упразднено и вновь открыто в 1853 г. 24 дек. с именем «чебоксарского». 3) Никодим (Никита, Ив. Казанцев) из моск. Акад., 30 янв. 1854 г. назначен, 14 февр. посвящен в еписк. чебоксар. Будучи на чреде служения в Петербуге по указу Св. Син. от 18 мая 1859 г. управлял вятской епарх. до 25 мар. 1860 г., 18 сент. 1861 г. перевед. еписк. новоучрежденной енисейской епархии, ск. на покое 11 июня 1874 г. (см. «Энц.» V, 434 – 435), переехавши из московск. Николо-Перервинского мон. в г. Дмитров к сестре, бывшей в замужестве за тамошним протоиерем. В качестве литературного наследства от покойного осталось 39 томов in folio его собственноручных записок, поступивших по завещанию вместе с библиотекой в распоряжение красноярского кафедр. соб. Его резкая статья «О святейшем Синоде» напеч. в «Богослов. Вестн.» 1905 г., октябрь. 4) Гурий (Григорий Платонов. Карпов), сын саратов. свящ. род. 1814 г.г по оконч. семин 1836 г. был учител. латин. яз. в сарат. дух. учил., в 1837 г. поступил в спб. Акад., 1888 г. пострижен; в 1839 г. из высшего отделения Акад. выпущен кандидатом и по желанию отправился в Пекинскую миссию, где пробыл до 1850 г., в февр. 1851 г. архимандр., в октябре ректор алекс.-невск. учил.; в 1855 г. магистр за сочинение «О богоучрежденности епископск. сана против протестантов»; в авг. 1856 г. начальник Пекинской миссии. Во время двукратного пребывания в Пекине им переведены на китайский яз. свящ. кн. Нового Зав., псалтырь, простран. катихиз., свящ. ист. В. и Нов. Зав., требник, служебник и др. Кроме прямых своих обязанностей, он принимал деятельное участие в сношениях русск. посольства с китайским правительством по присоединению к России Амурск. обл. и Уссурийск. края. За службу в Китае был награжден орденами, панагией и пожизненной пенсией сначала в 650 р. (1850 г.), потом 1500 р. (1865 г.). В сент. 1865 г. настоятель моск. Симон. м-ря, в янв. 1866 г. настоятель миссии в Риме, 11 мая того же года еписк. чебоксарский, хир. 5 июня; он был одним из главных инициаторов – основателей Братства св. Гурия» в Казани и первым его председателем, до назначения 28 нояб. 1867 г. еписк. таврическим, в 1881 г. архиепископ, сконч. 1882 г. 17 марта. В Симферополе им основаны семинария, муж. и жен. дух. училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...