Отклик на призыв: (По поводу приезда в Россию Ч. Графтона, епископа Американской епископальной церкви) Источник В сентябре минувшего года живой интерес возбужден был у нас приездом в Россию одного из видных представителей американской епископальной церкви, достопочтенного Чарльза Графтона, еп. Фондилакского, в сопровождении его дьякона – мр. Фея и давно знакомого просвещенному русскому обществу мр. Биркбека. Наша печать предупредительно сообщала, что маститый, семидесятитрехлетний старец – епископ принадлежит к числу людей, искренно и глубоко сочувствующих православной церкви, и что настоящая поездка в Россию является осуществлением его горячей, уже много лет лелеянной мечты: лично познакомиться с православным востоком, быть очевидцем его храмов, свидетелем его богослужений и непосредственным наблюдателем его народной религиозной жизни. Эти добрые вести о старце-епископе, конечно, заранее располагали нас в его пользу, а личное знакомство содействовало лишь еще большему развитию и укреплению нашей к нему симпатии. Представительный и в высшей степени симпатичный по внешности, простой и любезный в обращении с окружающими, живой и интересный в беседе, еп. Графтон в особенности привлекал к себе расположением тем искренним сочувствием и благоговением, которое явно выказывал и словом, и делом к нашей православной церкви. Понятно, что со стороны наших архипастырей и всех просвещенных русских людей он встретил самый радушный сердечный прием; а простые наши лаврские богомольцы, видя, что иностранный архиерей с великим усердием, не щадя своих старческих сил, молится за протяженными монастырскими богослужениями, благоговейно полагает земные поклоны и лобызает святыя мощи преп. Сергия, тесною толпой окружили его при выходе из храма и стремились получить его благословение. Месяц спустя после того, как почетный гость посетил Москву и Троицкую Лавру, в «Церковном Вестнике» появилось краткое сообщение, что приезд преп. Графтона имеет особенное значение, причем была напечатана его записка, представленная им Высокопр. Митрополиту Антонию и «Святейшему Синоду православной российской церкви», трактующая о взаимных отношешях между православно-восточной и американско-епископальной церквями. Эта записка печаталась по распоряжению Высокопреосвященного Митрополита, «чтобы привлечь через то наших ученых богословов к обследованию и обсуждению поставленных в ней тезисов». «Итак, – говорил при этом Преосв. епископ Сергий, – к обсуждению привлекаются все наши богословские силы, и дело получает в некоторой степени характер общецерковный, будя и в нас церковное сознание». 1

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Одним из замечательнейших явлений в истории христианства за минувшее столетие, без сомнения, должно быть признано знаменательное движение в епископальной церкви Англии и Америки к сближению и, если возможно, к соединению с православною церковью Востока. Это движение, развивавшееся в продолжение нескольких десятков лет, уже имеет теперь свою историю, так как выражалось и доселе выражается не только в богословской литературе, но и в целом ряде попыток со стороны обеих ветвей англиканства вступить, так или иначе, в прямые сношения с православными восточными церквами по вопросу о соединении 1 . Осязательных практических последствий это движение пока еще не имело и вопрос о соединении англиканской церкви с православною как был, так и доселе остается вопросом, но десятки лет, тем не менее, сделали свое дело и положение вопроса в настоящее время уже далеко не таково, каким оно было шестьдесят или семьдесят лет тому назад. В раннюю эпоху сношений стороны слишком мало знали друг друга, так что в начале сороковых годов, напр. Уильям Пальмер серьезно увлекался мыслью доказать, что англиканство в своем вероучении нисколько не отличается от православия. Последующие годы и всё дальше и шире развивавшиеся сношения естественно вызвали потребность выяснить с возможно большею полнотною и обстоятельностью все те сходства и различия, какие существуют между этими вероисповеданиями, так как согласие вероучения должно составлять первое и необходимое условие церковного единения. В шестидесятых и семидесятых годах при сношениях англиканской и американской епископальной церкви с православными церквами Греции и России, с обеих сторон постоянно и настойчиво высказывается и нередко по возможности осуществляется мысль, что важнейшею задачей сношений, прежде всего, должно быть серьёзное взаимное изучение, только на основе которого эти сношения и могут привести к каким-либо существенным результатам, a потому в настоящее время, после разных, неоднократно бывавших исследований и конференций, ни один из самых искренних сторонников единения, конечно, уже не скажет, что англиканство в своем вероучении нисколько не отличается от православия. Многолетняя эпоха сношений выдвинула целый ряд таких догматических пунктов, в которых символические книги и практика англиканства или явно уклоняются от православия, или выражаются не с достаточною определённостью. Отсюда и в настоящее время для сторонников церковного единения все еще остается не устранённою потребность трудиться над сравнительным выяснением вероучения православной и англиканской церквей, чтобы сделать, наконец, возможным прямой и решительный ответ по вопросу об их соединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Сортировать по Исключить новости Свет брачной истории — Синод Католической церкви о духовных испытаниях в семье (полный текст) Мы осознаем, что сохранить верность в супружеской любви – это большое испытание. 20 октября, 2014 Мы осознаем, что сохранить верность в супружеской любви – это большое испытание. Утром 18 октября в Ватикане, в пресс-центре Holy See прошла конференция, на которой было представлено Послание Третьего Чрезвычайного Собрания Епископального Синода, посвященного теме «Пасторальных испытаний в семье в контексте воцерковления» (5-19 октября). Выступали кардиналы Раймундо Дамасчено Ассис (Raymundo Damasceno Assis), архиепископ в Апаресиде, Бразилии, полномочный президент; Джанфранко Равази (Gianfranco Ravasi), президент Совета понтификов по культуре и президент Комиссии Освальда Грасиаса, архиепископ Бомбея, Индии. Полный текст послания опубликован ниже: «Мы, отцы Синода, собрались в Риме, вместе с Папой Франциском, на Чрезвычайном Собрании Епископального Синода, и приветствуем все семьи, которые проживают на разных континентах, и в особенности тех, кто следует пути, истине и жизни Христа. Мы восхищаемся вами, и мы благодарны вам за ежедневное свидетельство, которое вы дарите нам своей верностью, верой, надеждой и любовью. Каждый из нас, отцов Церкви, вырос в семье, и у каждого из нас разный опыт и разное воспитание. Мы как священники и епископы жили рядом с семьями, члены которых делились с нами историями своих трудностей и радостей. Подготовка к этому синодальному собранию, начиная с анкет, разосланных по церквям по всему миру, дала нам возможность услышать о жизненном опыте многих семей. Наш диалог во время Синода взаимно обогатил нас, помог нам взглянуть на сложные ситуации, с которыми сталкиваются разные семьи в наше время. И мы вспоминаем с вами слова Христа: «Слышите, Я стучу в двери. Если кто-то услышит Мой голос и откроет двери, Я войду в его дом и поужинаю с ним, а он – со Мной». Иисус, путешествуя по дорогам Святой Земли, заходил в деревенские дома. И он продолжает заходить в наши городские дома сегодня. Дома есть и свет и тень. Часто возникают сложности, а порой — очень тяжелые испытания. Тьма может проникнуть глубоко, стать густой тенью, где зло и грех работают в сердце семьи.

http://pravmir.ru/poslanie-episkopalnogo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Предстоятель Англиканской церкви прибыл в Иерусалим, чтобы помолиться о мире В канун его визита ракеты поразили в Газе православный храм и больницу, где погибли сотни палестинцев   ИЕРУСАЛИМ. Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби (Justin Welby), предстоятель всемирного Англиканского союза церквей (Anglican Communion) прибыл в Иерусалим, чтобы с главами церквей вознести молитвы о мире, а в самый канун его визита ракеты поразили в Газе православный храм и больницу, где погибли сотни палестинцев, сообщает catholicnewsagency. Архиепископ прибыл из Британии на Святую Землю в пятницу 20 октября в знак солидарности с Епископальной епархией Иерусалима. Всего двумя днями ранее, вечером 17 октября, был нанесен ракетный удар по англиканской епископальной больнице Аль-Ахли в Газе. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш осудил этот удар, от которого унесший жизни сотен человек, включая детей. «Генеральный секретарь выражает искренние соболезнования семьям жертв и желает скорейшего выздоровления раненым, – гласит заявление пресс-секретаря главы ООН. – Он подчеркивает, что больницы, клиники, медицинский персонал и помещения ООН безусловно защищены международным правом». Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) также решительно осудила удар по больнице Аль-Ахли. В ней погибли пациенты, медицинские работники, а также вынужденные беженцы. Больница входит в число 20 медучреждений на севере сектора Газа, получивших приказ об эвакуации от израильских военных. Однако приказ невозможно выполнить, учитывая перенаселенность сектора и неизбежную неразбериху, критическое состояние многих пациентов, а также нехватку машин скорой помощи, медперсонала, больничных коек и запасных укрытий для беженцев на небольшой территории сектора. «ВОЗ призывает к немедленной действенной защите гражданского населения и системы здравоохранения, – гласит заявление организации. – Приказ об эвакуации следует отменить. Необходимо соблюдать международное гуманитарное право, а это означает, что система здравоохранения подлежит абсолютной защите и ни при каких условиях не должна быть целью нападения».

http://sedmitza.ru/text/10320424.html

Прежде чем говорить об участии Русской Православной Церкви в экуменическом движении, следует сделать некоторые уточнения. В собственном смысле слова под экуменическим движением понимают движение многочисленных, главным образом протестантских, деноминаций, декларирующих своей целью достижение возможно полного единства между последователями различных христианских исповеданий. Первой конференцией различных христианских исповеданий стала Всемирная миссионерская конференция в июне 1910 г. в городе Эдинбурге, одна из комиссий которой называлась «Сотрудничество в области достижения единства». Конференция прошла без участия православных представителей. Почти одновременно, в октябре 1910 г., на ежегодной конференции Американской Епископальной Церкви в городе Цинциннати (Соединенные Штаты Америки) была принята резолюция об образовании специальной комиссии для созыва Всемирной конференции по вопросам веры и церковного устройства. Отсюда эту дату, 19 октября 1910 г., можно с определенной долей условности считать началом экуменического движения в современном смысле этого слова. Это решение привело впоследствии к созданию так называемого Всемирного Совета Церквей. Решение о создании Всемирного Совета Церквей (ныне широко употребляемая аббревиатура ВСЦ) было принято в мае 1938 г. на консультативной конференции в городе Утрехте (Нидерланды). А первая Ассамблея Всемирного Совета Церквей, состоявшаяся в 1948 г. в Амстердаме, по существу завершила процесс организационного оформления экуменического движения. Таким образом, применительно к истории Русской Православной Церкви до 1917 г. представляется вообще затруднительным использование термина «экуменическое движение». В этом смысле название таких книг в православии, как «Экуменизм», с привлечением материала XVIII–XIX вв. чисто исторически не вполне корректно. Целесообразно говорить лишь о межконфессиональных контактах Русской Церкви. В этот период истории Русской Церкви с точки зрения рассматриваемой нами темы нас могут интересовать, во-первых, высказывания авторитетных иерархов, богословов, подвижников благочестия Российской Церкви, многие из которых ныне канонизированы, по вопросам, касающимся отношения Православной Церкви к инославию и вопросам церковного единства и церковного общения в частности, а также, естественно, официальные суждения священноначалия, Святейшего Синода по данным проблемам. Во-вторых, нас также должны интересовать непосредственные контакты Русской Православной Церкви, Российской Церкви с инославным миром как на личном уровне (известная переписка Хомякова с архидиаконом Англиканской Церкви Уильямом Пальмером), так и на официальном уровне. Контакты, имевшие своей целью вероисповедное единство и установление полного церковного общения. Итак, каково же было отношение Русской Православной Церкви к вышеуказанным проблемам?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

Пленарное заседание совещания глав и представителей автокефальных православных Церквей 10 июля 1948 г. Доклад Представителя Румынской Церкви проф.-протоиерея П. Винтилеску: «Англиканская иерархия и ее действительность» Председательствует Святейший Патриарх Румынский Юстиниан Святейший Патриарх Юстиниан : Пленарное заседание Совещания Глав и Представителей Православных Автокефальных Церквей объявляю открытым. Слово для чтения доклада от Румынской Церкви проф.-протоиерея Винтилеску на тему: «Англиканская иерархия и ее действительность» предоставляется протопресвитеру Η. Φ. Колчицкому. «Англиканская иерархия и ее действительность» Протопресвитер Η. Φ. Колчицкий: читает представленный в письменном виде доклад. Вопрос о действительности англиканских рукоположении, практически разрешенный в отрицательном смысле Римско-католической Церковью 72 ,от которой англиканство откололось в XVI в., начал привлекать внимание Православной Церкви приблизительно лет сто тому назад. Возникнув в связи с отдельными, личными ходатайствами некоторых англиканских клириков, просивших о принятии их в лоно Православной Церкви и в число ее священнослужителей, вопрос о действительности этих рукоположении вскоре стал предметом оживленных исследований и богословских дискуссий и затем превратился в целую проблему, для разрешения которой были сделаны неоднократные и настойчивые обращения к Православной Церкви со стороны официальных и полуофициальных кругов Англиканской Епископальной Церкви 73 . До настоящего времени вопрос этот еще продолжает оставаться в первой стадии своего развития, в том виде, в котором он был уже разрешен около ста лет назад на практике Православной Церкви, именно, в отрицательном смысле. Поэтому все англиканские клирики, ходатайствовавшие о переходе их в Православие, были посвящаемы , вновь как в Греческой, так и в Русской Церкви 74 . Эта практика нашла себе одобрение и во мнении тех немногих православных богословов, которые занимались исследованием этого вопроса в прошлом и в начале нынешнего столетия 75 , а Синод Русской и Греческой Церквей 76 подтвердили своим авторитетом установившуюся практику. Разумеется, такое, разрешение вопроса нельзя считать произвольным, так как в теории ему соответствуют известные соображения и определенные основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Тридцать девять членов Церкви Английской», изданные и ратификованные королевскою властию в 1571 году, представляют результат двукратной ревизии «Сорока двух членов», составленных при Эдуарде VI в 1553 году. Как показывает самое заглавие, данное этим «Сорока двум членам» в первом их английском издании (R.Grafton’a): «Articles agreed on... for the avoiding of controversy in opinions, and the establishment of a Godly concord in certain matters of religion» 1 , составители их отнюдь не намерены были дать полную систему богословия, а хотели только сделать определения относительно некоторых пунктов вероучения в виду существовавших ложных мнений. Эти ложные мнения были двух родов: старые, существовавшие среди богословов Римской церкви, и новые, принадлежавшие крайней протестантской секте анабаптистов. Из сорока двух членов четырнадцать или осуждают прямо, или имеют в виду римские лжеучения, и восемнадцать направлены против анабаптистов. Такой полемический характер «Сорока двух членов», по мнению Е. Gibson’a, достаточно ясно показывает, что «в первой инстанции этот документ должен был рассматриваться в качестве лишь провизионального и временного». «Мысль о том, что он должен оставаться постоянным мерилом ортодоксии не могла никогда приходить и в голову его авторам. Для такой цели он слишком худо приспособлен. Многие члены имеют чисто отрицательный характер, осуждая в резких выражениях известное существующее заблуждение, не пытаясь определить противоположную ему положительную истину» 2 . При пересмотре членов в 1563 году, в них сделаны были весьма значительные изменения, по-видимому, с целью сделать из них всегдашнее исповедание Английской Церкви. Полной системы учения, однако, не имелось в виду представить и в этот раз. По словам епископа Pearson’a, «Тридцать девять членов», явившиеся результатом этой ревизии 3 , представляют лишь «перечисление некоторых истин, которые со времени и вследствие реформации отрицались некоторыми лицами, каковые в силу их отрицания считаются неспособными иметь какое-либо попечение о душах в этой церкви или государстве, поскольку они могут, чрез свои мнения, заразить свою паству заблуждениями, или произвести в церкви раскол, или в государстве возмущение» 4 . Что касается самой формулировки артиклей, то сказанное относительно Эдуардовских «Сорока двух членов» применимо и здесь. Многие из них представляют одно лишь отрицание ложных взглядов без указания на то, какое положительное учение должно скрываться за этим отрицанием. Кроме того, как там, так и здесь, некоторые члены составлены нарочито в таких выражениях, которые не исключали бы различных воззрений, и таким образом представляли бы нейтральную почву, на которой могли сходиться как представители епископальной церкви с их более кафолическими тенденциями, так и сторонники пуританской партии с их кальвинистическими воззрениями 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

Мое знакомство с мр. Биркбеком началось с 1896 года. В этом году я начал печатать в книжках «Богословского Вестника» отдельными главами свое исследование: «Иерархия англиканской епископальной церкви». В марте месяце мною было получено из Лондона письмо, в котором мр. Биркбек сообщал мне, что К. И. Победоносцеву при личном свидании с ним в Петрограде в минувшем январе, обратил его внимание на первую главу моего исследования и дал ему только что вышедшую книжку «Богословского Вестника» для прочтения. По отзыву м-ра Биркбека «прекрасная историческая статья» моя «сильно его заинтересовала», и он просил меня высылать ему все дальнейшие главы моего «ученого труда, столь интересного для английских читателей». –Такое любезное письмо было для меня вдвойне приятным. Прежде всего, мне, конечно, было очень лестно, что моя работа встречает сочувственное внимание со стороны такого видного знатока и деятеля в англиканской церковной жизни, каким был уже тогда известен м-р Биркбек, и непосредственные сношения с которым были для меня в высшей степени важны в видах наиболее основательного исследования вопроса, составлявшего предмет моей ученой работы. С другой стороны, мне весьма интересно было узнать, что тот самый К. П. Победоносцев , который два года тому назад, по поводу моей статьи об иерархии старокатоликов, отзывался обо мне очень не лестно, как об исследователе, способном по своему легкомыслию причинить большой вред интересам православной церкви 2 , теперь сам же сочувственно пропагандирует мою работу, хотя её благожелательное отношение к англиканству было для него, без сомнения, ясно с первой же главы. Впоследствии я не раз имел возможность убедиться в том, что в данном случай сказывалось не столько отношение к моим работам по существу их, сколько не одинаковая степень сочувствия Константина Петровича к старокатоликам и к англиканам. Первых он вообще не долюбливал, находил их слишком самонадеянными и желающими поучать всех других, вследствие чего ни один из них не считал нужным побывать в России и непосредственно познакомиться с учением и жизнью православной восточной церкви. Англиканам же он ставил в особенную заслугу то обстоятельство, что их епископы и богословы ярко выражают свое сочувствие к восточной церкви не только теоретически, но и постоянным стремлением приезжать в Россию и лично изучать жизнь нашей церкви со всех сторон и в некоторых отношениях себе в назидание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Шесть лет тому назад, в сентябре 1903 г. приезжал в Россию один из видных представителей американской епископальной церкви, семидесятитрёхлетний старец Чарльз Графтон, епископ Фондилакский. Прежде его приезда в нашей печати предупредительно сообщалось, что поездка в Россию маститого старца является осуществлением его горячей, уже много лет лелеянной мечты, лично познакомиться с православным востоком, быть очевидцем его храмов, свидетелем его богослужений и непосредственным наблюдателем его народной религиозной жизни. После отъезда еп. Графтона, Преосв. епископом Сергием, ректором С.-Петербургской Академии, в «Церковном Вестнике» официально было заявлено, что «наш почётный гость прибыл к нам не в качестве простого туриста и не только по своему личному почину: он явился как член особого комитета между церковных сношений, образованного в американской епископальной церкви, и явился с целью начать дело взаимного выяснения отношений нашей церкви к американской, с тем, чтобы потом, если Бог благословит, поставить вопрос о сближении, а может быть, и о церковном единении». Одновременно с этим заявлением 1 была напечатана особая «записка», представленная еп. Графтоном Высокопр. Антонию, Митрополиту С.-Петербургскому и Святейшему Синоду православной Российской церкви, трактующая об особенностях американской церкви по сравнению с православной, при чём сообщалось, что, кроме этой записки, еписк. Графтон доставил митрополиту ещё «несколько богословских книг, более или менее подробно выясняющих современное состояние и учение американской церкви». Книги эти, очевидно, должны были служить дополнением и разъяснением того, что могло быть не досказано или недостаточно выяснено в краткой «записке»; но в сообщении «Церковного Вестника» они не были указаны и потому наша церковная печать имела возможность обсуждать тогда, и обсуждала записку еп. Графтона независимо от каких-либо дополнений. Вот эти-то книги, представленные в своё время еп. Графтоном Высокопр. Митрополиту Антонию, стали впоследствии предметом изучения профессора Керенского, результатом чего и явилось то сочинение, которое подлежит теперь нашему рассмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Индепенденты Индепенденты, или конгрегационалисты, в широком смысле слова – христианские сектанты, видящие в отдельных приходах (congregations), состоящих из истинно-верующих, единственную согласную с Новым Заветом форму церковного устройства и поэтому считающие, что каждый такой приход или община должен сохранять полнейшую независимость (independency) во всей церковной жизни, не только в выбор духовенства, но и в вероучении, дисциплине и обрядах, как от всякой государственной церкви, так и от соборной, иерархической и консисторской власти. В этом смысл индепендентами можно назвать баптистов (Энц. II) и адтвентистов (I). В собственном смысле И. называются те кальвинисты, которые выделились из других, только благодаря следованию принципу конгрегационализма. Основателем И. был Роберт Броун (1549­–1630). Он происходил из знатного английского рода в Рутландшайре и долго был капелланом герцога Нортумберландского. Так как он не хотел подписать XXXIX членов и принять «Книгу общественных молитв», то должен был отказаться от должности. После этого он сделался более ревностным пуританином и видел спасение только в полном отделении от епископальной церкви, которую он называл ложною церковью, и в образовании особых общин, устроенных на демократических началах и с полной автономией, обеспечивающей им независимость друг от друга. В 1580 году Броун основал общину в Норвиче, члены которой получили название броунистов, а в 1582 году он издал сочинение в защиту своих взглядов с критикой епископального устройства. В 1586 году Броун присоединился к англиканской церкви, но основанные им общины продолжали расти. Более известна история лондонской общины. Так как отделение от государственной церкви рассматривалось как преступление против верховной власти, то И. стали подвергаться преследованиям. Так, осенью 1586 года проповедник лондонской общины Джон Гринвуд и его товарищ Генри Барро были заключены в тюрьму, а 6 апреля 1593 года были казнены. Находясь в тюрьме, они успели написать и передать своим единомышленникам до 8 сочинений, напечатанных затем в Голландии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010