Когда в 1918 году власти проявили интерес к земельным угодьям Троицкого монастыря, епископ Феофан ответил, что боится более Страшного Суда, и без власти правящего архиерея не имеет права сообщать о том, что принадлежит монастырю. Владыка организовывал и возглавлял многолюдные крестные ходы, проводимые в связи с гонениями на Церковь и грабежами монастырей. Когда в марте 1918 года некоторые священники во главе с благочинным выпустили заявление о лояльности и дружелюбии к большевикам, Владыка с грустью и недоумением отозвался на это: «Пастыри Церкви, служители «идеалам христианства» выражают «лояльность»... насильникам и грабителям... Вы должны были как пастыри, как соль земли, как свет миру, высказать свой нравственный суд насильникам...». 17 июня 1918 года, после ареста и казни священномученика архиепископа Пермского Андроника, Владыка приехал в Пермь, и принял управление Пермской епархией. Вскоре, в конце лета, он и сам был арестован. За несколько дней до освобождения Перми войсками армии Колчака большевики подвергли Владыку изощрённым мучениям. 11/24 декабря 1918 года в тридцатиградусный мороз Святителя многократно погружали в ледяную прорубь реки Камы. Тело Владыки покрылось льдом толщиной в два пальца, но мученик всё ещё оставался жив. Тогда палачи его просто утопили. Вместе с ним мученически погибли двое священников и пятеро мирян, имена которых остались неизвестны. 2 июля 1998 года священномученик Феофан, епископ Пермский и Соликамский, и иже с ним убиенные были прославлены в лике местночтимых святых Пермской епархии, а 20 августа 2000 года Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви их имена были внесены в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. При подготовке материала были использованы: Дело о рукоположении во священника Алексиево-Сергиевской церкви Саратовского Александро-Мариинского реального училища преподавателя педагогики Саратовского епархиального женского училища С. П. Ильменского.//ГАСО. Ф. 135. Оп.1. Д. 4328. Л. 1, 6, 8-8 об., 16-16 об.

http://pravicon.com/info-3690

Известно об энергичной деятельности священномученика Илариона, направленной на усмирение волнений, возникших в Русской Церкви и особенно в ее епископате в 1927 году по поводу действий заместителя местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) . Главным же предметом пререкания стала Декларация митрополита Сергия от 16/27 июля 1927 года об отношении Русской Православной Церкви к советской власти. Осенью того же года опасность отделения от заместителя местоблюстителя увеличилась действиями митрополита Иосифа (Петровых) , недовольного переводом с Ленинградской епископской кафедры на Одесскую. Смущение, колебания и разделение стали проникать в среду заключенных на Соловках иерархов. Уже в ноябре 1927 года «архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. „Никакого раскола!» – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!» 381 Сколь большое значение эта инициатива владыки имела впоследствии, видно из следующего случая. Его современнику, соратнику по борьбе с обновленцами и соузнику, епископу Мануилу (Лемешевскому) после освобождения из лагеря по прибытии в Москву 10/23 февраля 1928 года митрополитом Иосифом (Петровых) было сделано предложение примкнуть к расколу с обещанием немедленного возведения в сан митрополита, на что епископ Мануил дал такой ответ: «Я – представитель „соловецкого» епископата. Все мы единогласно и единодушно в количестве семнадцать человек под председательством архиепископа Илариона клятвой скрепили себя не отделяться от митрополита Сергия, хранить церковное единство и не присоединяться ни к какой группе раздорников. Мне поручено „соловецким» епископатом доложить о всем этом митрополиту Сергию» 382 . В письме от 8/21 июля 1928 года владыка Иларион писал: «Я ровно ничего не вижу в действиях митрополита Сергия и Синода его, что бы превосходило меру снисхождения или терпения... Везде писаны пустяки, кто напротив пишет. Какую штуку выдумали. Он мол отступник. И как пишут, будто без ума они. Сами в яму попадают и за собой других тащат» 383 . О митрополите Иосифе же почти пророчествовал: «У него будто злоба какая... С ним ничего не поделаешь, хоть об стенку лбом бейся, все то же будет» 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Но моим вождем в предстоящей мне архипастырской деятельности является мой небесный покровитель священномученик Исидор. Почти пятьсот лет назад он в Тарту (Юрьеве) во время богослужения вместе со своими прихожанами был схвачен немцами, отправлен в тюрьму, и затем все они были утоплены в протекающей в Тарту реке Эмайыги. Своею жизнью и смертью священномученик Исидор и иже с ним показал, что он держал знамя Православия в своей земле твердо, даже до смерти, чем указал и мне принцип моей будущей архипастырской деятельности». 22 июня 1947 г. в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда состоялась хиротония архимандрита Исидора, которую совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и епископ Лужский Симеон (Бычков). Владыке Исидору было суждено трудиться на Таллиннской и Эстонской кафедре два с половиной года. Однако хорошо знавший проблемы и нужды православной Церкви в Эстонии, опытный и ревностный архипастырь немало преуспел в устроении ее жизни. Преосвященный делал все, что мог, для упорядочения пастырского окормления приходов своей епархии после потрясений предвоенного времени и войны. Он был инициатором восстановительных работ в разрушенных храмовых зданиях и, насколько было возможно, содействовал этому процессу Владыка не оставлял заботу о Пюхтицком женском монастыре, особо нуждавшемся тогда в помощи. Большим подспорьем в исполнении всего задуманного было освобождение Таллиннской и Эстонской епархии от установленных священноначалием денежных взносов на общецерковные нужды, которые все епархии обязаны были посылать в Москву, введение бесплатного обучения в духовных семинариях и академиях Русской Православной Церкви для кандидатов из Эстонии, по окончании принимавших священный сан, а также выплаты пенсий престарелым и больным священнослужителям этой епархии за счет средств центрального пенсионного фонда Церкви. Как епархиальный архиерей владыка Исидор в июле 1948 г. возглавил празднование православными в Эстонии 500-лстия автокефалии Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Маардуский Сергий привел статистические данные, характеризующие нынешнее состояние Эстонской Православной Церкви: число ее прихожан составляет примерно 150 тысяч человек (это около 10% населения Эстонии), Церкви принадлежит более 30 храмов, в которых служат порядка 60 священнослужителей, в состав эстонского епископата входят 3 епископа. По словам викария Таллинской епархии, главная особенность современного Православия в Эстонии это «налаженная богослужебная жизнь: есть некоторые эстонцы, которые присматриваются к вере и, будучи формально лютеранами, попадают на православное богослужение, которое их так впечатляет и поражает, что они понимают здесь присутствие Божие, живой разговор с Богом». Богослужение частично совершается на эстонском языке, в кафедральном Александро-Невском соборе Таллина раз в неделю совершают Божественную литургию на эстонском языке. Епископ Сергий также рассказал об оживлении молодежной работы в Эстонской Церкви, о воссоздании движения «Витязь», которое изучает историю Православия в Эстонии. Комментируя фотографии, посвященные священномученику Платону (Кульбушу), епископ Лазарь рассказал о жестокой расправе над ним: в конце 1918 года находившийся в Тарту епископ Платон был арестован большевиками. Вместе с протоиереями Николаем Бежаницким и Михаилом Блейве он был расстрелян в январе 1919 года отступавшими из города красными. «Епископ Платон был казнен с особой жестокостью, фактически растерзан: на его теле обнаружено семь штыковых ран, взрывная пуля в правом глазу пробила череп», поделился владыка Лазарь. Обратив внимание собравшихся на фотографии, свидетельствующие о возрождении Православия в Эстонии, епископ Лазарь отметил, что государство никогда не отказывает Эстонской Православной Церкви в субсидиях на восстановление разрушенных храмов-памятников архитектуры, новые храмы строятся за счет благотворителей. Сергей Мянник рассказал о давнем сотрудничестве Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата с Фондом Григория Богослова: оно началось с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, пожелавшего, чтобы его монография «Православие в Эстонии» вышла на эстонском языке.

http://patriarchia.ru/db/text/5006080.ht...

Однако в одном из следственных дел о. Неофита 1 в протоколе его допроса говорится, что с митрополитом Кириллом он познакомился в Таганском домзаке и вместе с ним следовал этапом до Усть-Сысольска. Поселившись в этом городе, владыка Кирилл и о. Неофит находились в постоянном общении, а затем, после отъезда о. Неофита в Усть-Вымь, вели переписку. Епископ Афанасий (Сахаров) в Зырянском крае оказался чуть позже. Он прибыл в Зырянский край этапом, отправившимся из Таганской тюрьмы весной 1923 г., и летом поселился в Усть-Выми, где уже обосновались о. Неофит и протоиерей Владимир Богданов. Там же находился и священник с Кубани Евгений Никольский. Летом 1924 г. святители Кирилл и Афанасий жили вместе в поселке Усть-Кулом. 7 января 1925 г. по завещательному распоряжению Патриарха Тихона митрополит Кирилл был назначен первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. Однако, исключенный из церковной жизни в Зырянском крае, святитель Кирилл так и не смог воспринять должность Местоблюстителя. В октябре 1926 г. он был арестован и выслан в г. Котельнич Вятской губернии. Когда в следующем месяце произошел предварительный опрос архиереев о кандидатуре будущего Патриарха, епископ Афанасий высказался за кандидатуру митрополита Кирилла (как и подавляющее большинство опрошенных). За это он был арестован и приговорен к трехлетнему заключению в Соловецком лагере. В марте 1927 г. митрополит Кирилл был выслан в Туруханский край (ныне Красноярский край), местом его пребывания стал станок Хантайка. Затем последовали Туруханск, Енисейск, с. Каргино Енисейского района, Красноярск и снова станки Туруханского края. Епископ Афанасий в феврале 1930 г. был выслан туда из Соловецких островов. На пути из лагеря в красноярской внутренней тюрьме епископ встретился с митрополитом Кириллом, который вначале даже не узнал исхудавшего после болезни и наголо обритого собрата. Миновав Красноярск и Туруханск, владыка Афанасий прибыл в с. Мельничное, где прожил до января 1932 г. В феврале он неожиданно был арестован и помещен в Ту- руханскую тюрьму.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

– Христиане меня прокляли, и их Бог меня мучит. Те отвечали: – Сильные боги и светлая богиня Артемида возвратят тебе здоровье. Испытывая сильные боли и не думая уже остаться в живых, Патрикий сказал воинам: – Идите в христианскую церковь и скажите епископу Сисинию: так говорит царский посол – Патрикий: велик Бог христианский! Помолись Ему, чтобы мне избавиться от моей тяжелой болезни; тогда я сделаю из золота твое изображение и поставлю его посредине города. Воины пошли и передали слова Патрикия епископу. Последний велел передать ему следующий ответ: – Золото твое пусть останется при тебе; если уверуешь в Господа нашего Иисуса Христа, будешь здоров. Патрикий вторично отправил к епископу послов, говоря: – Верую в твоего Бога, только бы мне исцелиться. Епископ помолился о нем, и тотчас Патрикий сделался здоров, совершенно избавившись от болезни. Спустя несколько дней по своем выздоровлении, Патрикий отправился в палестинский город Кесарию. Когда он отошел от Лаодикии приблизительно на три поприща, то встретил на пути святого пресвитера Артемона, возвращавшегося с молитвы: он ловил диких зверей словом Христовым, и за ним следовало два оленя и шесть диких ослов. Святой Артемон вел их к епископу Сисинию, которому очень хотелось иметь диких зверей в своем саду. Приказав остановиться колеснице, Патрикий спросил раба Божия Артемона: – Как ты поймал этих зверей? – Я поймал их словом Христа моего – отвечал он. – Мне думается, – спросил снова Патрикий, – что ты, старец, христианин? Святой Артемон сказал на это: – От юности моей я христианин. Тогда Патрикий приказал заковать святого двумя цепями и передал его двум воинам, чтобы они вели святого Артемона за ним до Кесарии. Не имея возможности продолжать свой путь, святой Артемон обратился к следовавшим за ним зверям и приказал идти к епископу Сисинию. Те пошли и остановились при дверях церковной ограды. Епископ спросил привратника: – Откуда пришли эти звери? Один из оленей, получивший от Бога дар слова, сказал: – Раб Божий Артемон взят нечестивым царским послом, и его связанного ведут теперь в Кесарию; нас же он послал к тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В начале 90-х на горе Кызыл-Жар была вновь открыта Аксайская Серафимо-Феогностовская пустынь, и дядя Костя помогал делать землеотвод, принимал и размещал в своем доме паломников, всеми силами содействовал восстановлению скитской жизни. Дом лесника находится у подножия горы, на вершине которой расположен скит. Оперативные сводки МВД и публикации СМИ умалчивают об одном существенном обстоятельстве. Массовое убийство произошло на следующий день после празднования памяти священномучеников Серафима и Феогноста. Престольный праздник Серафимо-Феогностовской пустыни приходится на 11 августа. Ежегодно здесь собираются многочисленные паломники, и в этом году на празднование собралось более тысячи человек, многие приехали на автобусах из Алма-Аты, Астаны, других городов и сел Казахстана и Киргизии. Некоторые в эти дни живут в скиту или рядом с ним по несколько дней. Праздничную литургию совершил епископ Каскеленский Геннадий, в сослужении епархиального духовенства. Проповедь, которую после праздничной литургии произнес епископ Геннадий, была посвящена осмыслению подвига новомучеников, но совершенно по-новому раскрылся ее смысл после жесткого убийства, совершенного на следующий день. " Практически каждый город, каждое селение, каждая деревня имеет своих мучеников и исповедников. Верных Богу православных христиан расстреливали в лагерях, в тюрьмах, в подвалах старинных особняков, где устраивались застенки ЧК, на живописных лесных опушках и полянах, иногда просто за колхозным гумном. Наших алма-атинских подвижников, старцев-монахов расстреляли в этом труднодоступном горном Аксайском ущелье. Каждому из множества паломников, прибывших сегодня сюда почтить память новомучеников, пришлось немало потрудиться, чтобы осилить этот сложный путь, взойти в этот святой скит на высоту без малого 2000 метров. Представьте себе, что такой же труд восхождения по горным тропам должны были совершить и убийцы праведников. Они шли к монахам не за материальными ценностями, шли не грабить – что можно было взять в этих убогих ветхих землянках? Они шли, чтобы учинить кровавую расправу, выместить на Божиих праведниках свою ненависть и злобу. Это же какой силы злоба должна владеть сердцами палачей? Это же как надо ненавидеть добро и святость, чтобы проделать такой длинный и трудный путь единственно для того, чтобы совершить бессмысленное, подлое и трусливое убийство старцев-иноков? Природа этой злобы, природа этого преступления – явно не человеческого свойства. То, что случилось в этот день на этом святом месте в 1921 году, раскрывает перед нами смысл исторических событий прошлого века и в масштабе всей Русской Церкви, в масштабе всей страны. Здесь было совершено диавольское дело " , – свидетельствовал епископ Геннадий.

http://religare.ru/2_96482.html

— Определяющими здесь стали следующие факторы. Первое — это протяженность области с севера на юг, и второе — наличие двух важнейших транспортных артерий — федеральных Киевской и Варшавской трасс. Простой пример. Значительное количество приходов южных районов области были расположены достаточно далеко от епархиального центра. Приходы в Людинове, в Хвастовичском, Куйбышевском, Спас-Деминском и Кировском районах отстоят от Калуги более чем на двести километров. Не только архиерею, епархиальным сотрудникам, представителям отделов неудобно иметь связь с ними, но и самим приходам взаимодействовать с епархией. Отсюда у них выработался комплекс «оставленности». Создание епархий в тех отдаленных районах послужит более тесному взаимодействию административного епархиального центра и приходов, духовенства и мирян. Это очень важно. Не секрет, что более частое совершение епископом богослужений в приходах способствует развитию приходской жизни, духовному росту прихожан. Епископ — это любящий отец, который распинается за паству каждый день. Он должен чувствовать жизнь народа, быть вместе с ним и в дни радости, и когда ему трудно. Он должен знать условия жизни и проблемы своей паствы, быть рядом. Это проще делать, когда епископ каждый день общается с людьми. Хочу напомнить слова священномученика Игнатия Богоносца: «где епископ, там и Церковь». В действительности нахождение епископа в городе придает ему особый статус «богоспасаемости». В кафедральном городе духовная жизнь начинает развиваться более полнокровно. С развитием новых епархиальных центров будет расширяться и катехизаторская, и миссионерская работа в этих районах. Поэтому Калужская область в образовании новых епархий только приобретет. И скажу, что формирование епархий по муниципальным единицам примерно равное. Песоченская епархия имеет 84 муниципальных образования, Козельская — 83, а Калужская — чуть больше 112. И что же мы видим? В Песоченской епархии 84 муниципальных образования, а приходов всего 32. Это определяет особый статус епархии — миссионерский. Ведь в каждом муниципальном образовании, а это несколько населенных пунктов, должно быть хотя бы по одному приходу. В каждом селе должен быть храм, часовня или хотя бы молитвенная комната.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3314808...

Мы уже видели, что в «обретении» австрийского «священства» раскольники-поповцы видели выход из своего прежнего печального положения, видели возможность освободиться от старых порядков, при которых их учили, для них священнодействовали и ими управляли беглые от Православной Церкви пастыри, – пусть все это так, но раскольники не достигли того, чего хотели достигнуть, они, если так возможно выразиться, ошиблись в своей иерархии: она все-таки была и есть беглая. Перемена произошла только в бежавших лицах: прежде к ним бегали запрещенные, или страшившиеся суда церковного попы и диаконы, – теперь перебежал корыстолюбивый епископ. Поэтому-то и оценивать правильность австрийской иерархии необходимо прежде всего в связи с беглопоповщиной и так же, как беглопоповщину. Эта последняя мысль подтверждается еще более, если мы обратим внимание на то положение, которое занимал Амвросий по отношению к Константинопольскому патриарху. Амвросий был безместный митрополит; своей епархии он не имел, другой еще не получал, в чужую идти, по смыслу церковных правил 4 , не имел права, не смел под страхом снятия сана. Единственное право, какое он удерживал, как епископ, было право священослужения и совершения таинств, но и этим правом он мог пользоваться только с дозволения патриарха. Таким образом, выходит, что митрополит Амвросий по отношению к Константинопольскому патриарху находился точно в таком же положении, в каком находится пресвитер по отношению к своему епархиальному епископу 5 . Если так, то и бегство его к раскольникам должно быть рассматриваемо как и бегство к ним прежних русских священников, и, следовательно, те церковные каноны , которые говорят против «беглых попов», осуждая, так или иначе, их незаконные действия 6 , относятся прямо и к Амвросию и его переходу к раскольникам. И если раскольники, приемлющие австрийскую иерархию, в настоящее время сами осуждают беглопоповцев и считают беглое священство незаконным 7 , то такой же суд, если они желают быть последовательными, должны они приложить и к австрийской иерархии, которая, по справедливому выражению архимандрита Павла Прусского , «наздана (аки бы на твердом основании) на том же безиерархическом бегствующих священников временном слеплении» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Оставаясь в убеждении необходимости для России монархического государственного устроения, архимандрит Иоасаф, между тем, не скрывал своего негодования той придворной обстановкой, что царила в последние предреволюционные годы. В начале августа 1918 года белочехи взяли Казань и пробыли в городе ровно месяц, в течение которого казанцев не покидала надежда на падение большевизма. Однако в ночь на 10 сентября (н. ст.) белочехи оставили Казань и в город вступили красноармейцы. В момент взятия Казани в городе не осталось ни одного архиерея: митрополит Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий) и викарный епископ Борис (Шипулин) покинули Казань с белочехами, а епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) , ректор академии, находился в Москве на сессии Всероссийского Поместного собора. Старшим по чину оказался 32-летний архимандрит Иоасаф. Ему-то и пришлось принять бремя церковной власти в такой тяжелый и критический период, когда повсюду в городе происходили аресты и расстрелы, а большинство городских церквей оказались закрытыми из-за ухода значительной части приходского духовенства с белочехами: так все были напуганы слухами о зверствах, чинимых большевиками. К тому же вне Казани оказались почти все члены епархиального совета, и архимандрит Иоасаф был вынужден вступить в единоличное управление делами Казанской епархии. В первый же день сменившейся власти подвергся разгрому Зилантов монастырь. Архимандрит Сергий (благочинный монастырей и настоятель Зилантова монастыря) и с ним десять монахов находились в трапезной, когда в обитель ворвались красноармейцы. Иноков вытолкали во двор обители и там возле монастырской стены расстреляли. Это было совершено в отместку за то, что около монастыря белочехи установили два орудия, обстреливавшие миноносцы Раскольникова. Когда большевики ушли, из-под трупов братии выполз окровавленный и чудом оставшийся в живых иеромонах Иосиф (Тюрин), 65-лстний старец, бывший духовником братии монастыря. Он дошел до города, где нашел приют в обители Иоанна Предтечи 797 . Старец рассказал о мученической кончине насельников Зилантовой обители архимандриту Иоасафу, который, дабы не подвергать более никого возможным репрессиям со стороны жаждущей крови власти, сам произвел чин отпевания и погребения убиенного архимандрита Сергия и казненных с ним иноков Зилантова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010