Государь по Раскольничьим делам вел с Питиримом непосредственную переписку и часто посылал ему особые Инструкции, а нередко вызывал и самого его к себе для советов по сим делам. В 1715 году Питирим доносил ему, что он в Уездах Балахонском и Юрьевском успел уже обратить из Раскола более 2000 душ, но притом жаловался, что Губернские Начальники и Волостные Приказчики и Старосты в дальнейшем успехе ему препятствуют, запрещают ему вход к Раскольникам и возбраняют Священникам учить их; почему и просил тем Начальствующим подтвердить не только о не препятствовании, но паче о содействовании ему и об охранении посылаемых от него Старцев увещателей. На сие последовала от 13 Марта открытая Питириму Имянная Государева Резолюция в следующих словах: «По сему прошению отца Игумена Питирима запрещается всем ему возбранять в сем его равноапостольском деле, но повелевается паче ему вспомогать. Ежели же кто в сем Святом деле ему препятствовать будет, тот без всякого милосердия казнен будет смертию, яко враг Святой Церкви. А буде кто из Начальствующих не будет помогать, тот лишен будет имения своего». Подобные сему Указы с подробными наставлениями во многих случаях и после присыланы были к нему и к Гражданским Начальствующим. В 1718 году, по его представлению, Государь 14 Февраля издал Жалованную Грамоту обращающимся Раскольникам о честном их повсюду принятии, а сверх того Марта 2 дал Указ о надзирании за Священниками, утаивающими в росписях Раскольников неисповедающихся, и о не выборе в Старосты и Бурмистры Раскольников и проч. Между тем еще в Январе 1716 г. Питирим отправил к гнездившимся в Чернораменских лесах Балахонского Уезда Расколоучителям Диаконовского Толка 130 Вопросов о причинах уклонения их от Православной Церкви. Вопросы сии приняли Расколоучители и обещались на оные отвечать, но, прежде Ответов, того же года в августе прислали ему 240 своих Вопросов о Вере, Преданиях и о Церкви Православной, требуя от него самого ответов, которые и он взаимно обещался им доставить. В 1717 г. и вторично в 1718 г. он уведомил Расколоучителей, что Ответы на Вопросы их готовы у него, и требовал, дабы они являлись со своими Ответами на посланные к ним 130 вопросов и чтобы назначили место и время сойтиться и разменяться оными. Но Расколоучители всячески уклонялись и отговаривались от того. В сие время открылась в Нижегородской Епархии Епископская вакансия, на которую избран и хиротонисан был Питирим 1719 г. Марта 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Изъяснение псалма 20-го. Пс.20:1 .  Начальнику хора. Псалом Давида. " В конец, псалом Давиду». После оной блистательной и славной победы, после видимой погибели Ассириян, блаженный Езекия впал в болезнь, и узнав чрез Пророка Исаию, что умрет, горячими слезами умилостивил Бога, и не только получил освобождение от болезни, но еще обещано ему пятнадцать лет жизни. Посему божественный Давид, как бы от лица народа, написал также и сей псалом, песнословя Бога за выздоровление царя. Пс.20:2 .  Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется. Пс.20:3 .  Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул. «Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело». «Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его». Как сильный и человеколюбивый, говорит Пророк, благоволительно принял Ты молитву царя нашего, и дал ему все просимое им; лучше же сказать даровал ему и большее просимаго. Ибо присовокупил и сие: Пс.20:4 .  Ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота. «Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна»; потому что даровал ему царство, о чем он не просил, и по собственной Своей щедроте украсил главу его царским венцем. Пс.20:5 .  Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век. «Живота просил есть у тебе, и дал еси ему долготу дний во век века»; то есть, получил он, о чем просил, и приял жизнь, как желал. А выражение: «во век века» указывает и на жизнь будущую, которой принадлежит негиблемость. Пс.20:6 .  Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие. «Велия слава его спасением Твоим: славу и велелепие возложиши на него»; потому что не только даровал ему спасение, но и соделал его знаменитым, высоким и достойным удивления, как чудесным избиением врагов, так и возвращением вспять солнца. А сие соделалось столько известным повсюду, на суше и на море, что царь вавилонский прислал дары тем, которые сами прежде приносили дары Ассириянам. Ибо по избиении Ассириян, царь сей догадывался, что ради Езекии же и солнце совершило, или потерпело, это возвращение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Скачать epub pdf Глава 11. Просите и дано будет вам В следующем сегменте Нагорной проповеди Иисус возвращается к теме молитвы. Этой темы Он уже касался в Нагорной проповеди, предлагая ученикам молитву «Отче наш», однако если там акцент делался на том, как ученики должны молиться, то здесь в центре внимания оказывается результат молитвы, ответ на нее Бога: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него ( Мф. 7:7–11 ). Текст состоит из трех взаимосвязанных изречений: в первом излагается общий принцип, во втором предлагается пример из повседневной жизни, в третьем – вывод, вытекающий как из изложенного общего принципа, так и из приведенного примера. Все три изречения скреплены глаголами «давать» и «просить» или производными от них причастиями. Аналогичный текст мы находим у Луки. В нем первое предложение совпадает с версией Матфея. Второе предложение несколько отличается: Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Третье предложение опять же практически полностью совпадает с текстом Матфея за исключением слова «блага», которое у Луки заменено «Духом Святым» ( Лк. 11:9–13 ). В версии Луки данный фрагмент встроен в поучение о молитве, которое предваряется просьбой одного из учеников: Господи! научи нас молиться. В ответ Иисус произносит молитву « Отче наш». Далее следует оригинальный материал Луки, который мы не встречаем ни в одном другом Евангелии: И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит ( Лк. 11:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

VIII. Вечер в день рождения «Чем дальше в лес, – говорит русская пословица, – тем больше дров». И точно, чем ближе был день рождения графини тем все несноснее становилось положение Владиславлева. Сколько пришлось ему перечувствовать приятных и неприятных ощущений в течение тех четырех дней, которые до назначенного вечера прошли в каком-то напряженном положении. С одной стороны, ему хотелось идти на этот вечер, чтобы воспользоваться случаем, который теперь доставляла ему судьба видеть людей большого света не в кругу семейном, а в целом собрании, и слышать их суждения о ходе политических событий, науках и искусствах, о литературе, образовании и важном в то время крестьянском вопросе; ему хотелось эти суждения сравнить со своими собственными; хотелось это сделать для того, чтобы потом видеть ясно, насколько он сам и вообще все семинаристы в понимании вещей отстоят от людей большого света. С другой же стороны, сделать такой смелый шаг, чтобы со своею неразвязностью, незнанием приличий света и тонкостей в обращении, явиться на этот вечер, – ему казалось еще более страшным и неразумным в его положении, чем первый шаг знакомства с семейством Дикопольских: он боялся осрамиться на этом вечере. Для него в тысячу раз лучше и легче было бы, если б вдруг ему дали знать из Мутноводска, что в семинарию приехал ревизор такой строгий, что Боже упаси! всех готов поесть, и сейчас же потребовали его на экзамен пред таким ревизором: он не побоялся бы явиться и тотчас же полетел бы в Мутноводск. Мало того, он даже согласился бы скорее сконфузиться на ревизорском экзамене при полном собрании наставников и учеников – это бы легче было для него, чем сконфузиться на этом вечере пред публикой, которую он в первый раз встретит здесь. Там, он уверен, его извинят, простят ему оплошность его и наставники семинарии, и товарищи, и вся публика, а если бы и не извинили, и то не велика беда: от этого пострадал бы лишь он один. А здесь, думалось ему, совсем иное дело: здесь его ни в чем не извинят и не простят ни одной ошибки; но что хуже всего, здесь от его ошибки не он один пострадает во мнении света, но целое общество семинаристов, о котором составится невыгодное мнение, да еще, пожалуй, вздумают послать в газеты статейку с нападками на семинаристов...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

VI. «Семинарская больница» Владиславлев не ошибся, когда писал домой, что он очень болен и идет в больницу. Головная боль, на которую он уже с неделю жаловался, усилилась; после двух-трех небольших ознобов появился сильный жар во всем теле его; ни аппетита, ни вкуса не было; в ушах сильный звон, во всем теле общее недомогание. У него была горячка. Он чуть ходил, но все еще крепился и аккуратно являлся в класс, думая, что болезнь его как-нибудь сама пройдет. однако, не тут-то было: с каждым даем и даже часом ему становилось все хуже и хуже. Вот он уже чуть тащится в семинарию, и идет прямо к инспектору, чтобы объяснить ему, что он хочет лечь в больницу. Инспектор спрашивает у него, кому он поручает надзор за своею квартирою, а равно и за другими квартирами, вверенными его надзору. Владиславлев передает инспектору, какое распоряжение сделал он на счет надзора за его и другими вверенными ему квартирами, получает дозволение идти в семинарскую больницу, и идет туда. В приемной комнате уже сидело человека четыре учеников, в ожидании приезда доктора, в ту пору, как Владиславлев вошел в больницу. На ряду с другими и Владиславлев присел было здесь на большую черную скамью, но ненадолго, проходивший мимо него смотритель больницы, его же товарищ, тотчас же заметил его, расспросил, чем он болен, и приказал больничному служителю тотчас же дать ему место в больнице. И вот Владиславлев теперь очутился в самой уже больнице. Ему только еще впервые приходилось быть здесь. Невыносимо тяжелым для него казалось ему теперь то, что он должен остаться здесь; но делать было нечего, нужно было оставаться; горячка ведь шутить не умеет. Владиславлев остался. Странным чем-то показалось ему все больничное. Собственное его платье все было с него снято и заперто в гардероб, а ему даны были больничный желтый суконный халат и туфли, и отведена была железная койка с тюфяком, накрытым простынкой и шерстяным одеялом, и с двумя подушками. Не надеясь уже выйти отсюда и подчиняясь судьбе, Владиславлев прилег на своей новой постели, завернулся в халат и вздремнул немножко. Приезд доктора скоро разбудил его. Он должен был подняться и ожидать докторского свидетельствование болезни его. Ожидание было, однако, не продолжительно: взглянув на больных, бывших в приемной, и расспросив их о их болезни, доктор вошел в самую больницу и прямо подошел к Владиславлеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

X. Рождение, жертва и брак Исаака Наконец, после столь долгих ожиданий, разрешил Господь безплодие Сарры, и в предсказанное время родила она сына столетнему Аврааму, который назвал его Исааком и обрезал, по заповеди, в восьмой день. Сарра, увидев однажды сына Египтянки Агари, смеющегося над её младенцем, убедила Патриарха изгнать отрока Измаила, чтобы не наследовал с сыном её, и хотя слова сии показались жестокими Аврааму, однако Бог велел ему исполнить волю Сарры, ибо в одном Исааке обещал даровать ему благословенное племя; потому заблаговременно и отделял избранный род сей от потомков рабыни. Агарь и Сарра, по толкованию Апостола Павла, знаменовали два завета, ветхий и новый ( Гaл. IV. 24 ). Рано утром Авраам, взяв хлеба и мех воды, положил на плечи Агари и отпустил её с отроком Измаилом; Агарь заблудилась в пустыне, и когда оскудела у неё вода, положив отрока под одиноким деревом, она отошла, чтобы не видеть смерти его, и плакала горько. Но Господь услышал в пустыне голос плача; Ангел подкрепил её, указав источник и она освежила водой умиравшего от жажды отрока. Возросший Измаил стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука и отцом великого народа, по обещанию Божию, повторенному Ангелом Агари. Вскоре Авимелех, Царь Герарский, видя благословение Божье, пребывающее на Аврааме, заключил с ним союз клятвенный, что, ради данного ему гостеприимства, не обидит он его потомства, и по жалобе Авраама возвратил отнятый у него колодезь, который был назван клятвенным. Авраам насадил при нем рощу, призвав имя Господне, и многие годы обитал пришельцем в земле Филистимской. Ещё одно тяжкое испытание предстояло Аврааму, чтобы вполне обнаружилась твердая вера его в обетования Божьи; Господь, искушая его, велел ему взять единственного, возлюбленного сына, от коего обещал ему племя, идти в землю Морию, и там принести его во всесожжение, на одной из гор, которую ему укажет, и нимало не усомнился Авраам исполнить столь горькое повеление, разрушающее все его надежды. Рано утром он взял с собой двух рабов и Исаака сына своего, приготовил дрова для всесожжения и пошел в путь; на третий день, увидел издалека место указанное Богом. Тогда сказал он служителям, не веря сам истине слов своих: «останьтесь здесь, доколе возвратимся, а я с сыном пойду на поклонение Богу», и возложив дрова всесожжения на Исаака, взял с собой нож и огонь; вместе пошли отец и сын, жрец и жертва, но ещё не довольно было сего испытания родительскому сердцу. – «Отец мой!» воззвал к нему на пути отрок, идущий на жертву, и горько отозвался ему отец, готовый совершить её: «что, сын мой?» повторением сего сладостного имени, ещё сильнее воображая себе предстоящую утрату. «Вот огонь и дрова, спросил с детской доверенностью Исаак, где же агнец во всесожжение?» – и опять отвечал ему скорбящий духом отец, не зная знаменательной силы слов своих: «Бог усмотрит для себя агнца во всесожжение, сын мой»; – они безмолвно продолжали путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Глава 4 1–13. Искушение Иисуса Христа в пустыне. – 14–15. Выступление Христа в Галилее. – 16–30. Проповедь Христа в синагоге Назаретской. – 31–44. Посещение Капернаума. Лк.4:1 .  Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Лк.4:2 .  Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. Лк.4:3 .  И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Лк.4:4 .  Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. Лк.4:5 .  И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, Лк.4:6 .  и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; Лк.4:7 .  итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Лк.4:8 .  Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. Лк.4:9 .  И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, Лк.4:10 .  ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; Лк.4:11 .  и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Лк.4:12 .  Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. Лк.4:13 .  И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. Историю искушения евангелист Лука, в общем, передает согласно с евангелистом Матфеем ( Мф.4:1–11 ). Но в порядке отдельных искушений евангелист Лука отличается от Матфея: на втором месте он ставит то искушение, какое у Матфея поставлено на третьем месте (искушение на крыле храма). На это различие критики нередко указывают как на доказательство противоречия, существующего вообще между Евангелиями, но на самом деле особенно серьезного значения этому различию придавать нельзя. Оно свидетельствует только о том, что евангелист Лука излагает искушение не в хронологическом порядке, как Матфей, а в систематическом. Так как путь из пустыни, где происходило первое искушение, в Иерусалим, – где, как верно сообщает евангелист Матфей, происходило второе искушение, – лежал через горы, то Лука, мысленно проходя этим путем, и решил, попутно, так сказать, изобразить искушение, бывшее на горе, ранее, чем искушение, имевшее место в Иерусалиме. А за то, что евангелист Матфей правильно в хронологическом отношении ставит это искушение на горе последним, говорит то обстоятельство, что оно оканчивается словами Господа: «отойди от Меня, сатана». Едва ли после такого запрещения сатана мог обратиться ко Христу с новым искушением.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Демон, диавол Видение демонов Рассказывали о некотором старце, что он молил Бога о том, чтоб показаны были ему демоны. Ему последовало откровение: ты не нуждаешься в том, чтоб видеть их. Но старец продолжал просить о том же говоря: «Господи! Ты можешь покрыть благодатью Твоею от вреда при видении демонов!» Бог отверз очи старца: он увидел демонов, которые наподобие пчел окружали человека, скрежеща на него зубами, а ангелы Божии возбраняли им («Отечник епископа Игнатия»). С кем борется враг нашего спасения? Один пустынный старец, восстав ночью по обычаю на молитву, услыхал звук военной трубы, созывающий на битву, и удивлялся, откуда в такой бесплодной пустыне быть войскам? Тогда явился ему бес и сказал: «Да, это, конечно, война, потому что ты стоишь на молитве; ложись и спи, если не хочешь, чтобы мы с тобою воевали; мы воюем только с теми, которые вооружаются против нас молитвою, а с ленивыми не боремся» («Пролог», 21 февраля). «Итак, трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Петр.5:8 ). Противостойте ему твердою верою, молитвою и обузданием своих плотских вожделений. «Сей род, – сказал Господь о диаволе, – изгоняется только молитвою и постом» ( Мф.17:21 ). Искушения от бесов В «Достопамятных сказаниях о подвигах св. отец» повествуется, что авва Моисей, искушаемый худыми помыслами, обратился однажды за советом к авве Исидору. Исидор возвел его на крышу своей келии и говорит ему: «Смотри на запад». Моисей взглянул и увидел там бесчисленное множество демонов: они были в смятении и с шумом стремились на брань. Авва Исидор опять говорит ему: «Посмотри и на восток». Моисей взглянул и увидел бесчисленное множество святых ангелов, облеченных славою. Затем сказал ему авва Исидор: «Вот те, которых посылает Господь на помощь святым, а те, которые на западе, воздвигают брань против нас. Но помощников наших гораздо более». Тогда Моисей, возблагодарив Бога, ободрился (стр. 156, § 1). Также в житии пр. Нифонта говорится, что он видел пространное поле, на котором стояло множество бесов, идущих на брань против христиан. В это время Нифонт услышал голос, говорящий ему: «Посмотри на восток». Нифонт обратился и видит втрое больше ангелов в сравнении с бесовским полков, и муж светлее солнца говорит ангелам: «Господь Саваоф повелевает вам идти на землю помогать христианам и охранять их» («Четьи-Минеи», 23 декабря). Власть бесов

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Проще всего, и ничего труднее нет 15.08.2015 Рубрика: Перед Пасхальным Судом Слова Метки: Седмица 11-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице Сегодня Евангелие говорит нам, что, не простив других людей, мы не можем рассчитывать на то, что будут прощены наши грехи. Господь взывает к нашему чувству здравого смысла и справедливости. Он говорит, что Царство Божие подобно человеку, который вздумал считаться со своими должниками. Вот был приведен к нему некто, который должен был ему «тьмою талант», и тот, понимая, что нечего ему сказать в свое оправдание, нечем ему заплатить, только молчал. Господин повелел, чтобы семью его, и все, что у него есть, отняли у него, чтобы его самого посадили в темницу, во тьму кромешную — до тех пор, пока не отдаст все, что он должен. И должник в горе, в безысходности стал умолять владыку, чтобы тот простил его, помиловал, потерпел на нем немного, и он, может быть, когда-нибудь ему все возвратит. Хотя понятно, что никогда он ему это не возвратит, потому что «тьма талант» — это не просто какое-то абстрактное словосочетание, а денежная сумма, равная миллионам долларов. А потом этот человек выходит прощеный, радостный, что он наконец-то свободен, и никому ничего не должен. И по дороге — надо же такому случиться! — встречает бедняка, который должен ему всего-то сто динариев — относительно небольшую сумму. Схватив этого человека, он закричал: «Так когда же ты мне отдашь свой долг, сколько я могу ждать?» И бедняк, не зная, чем ему расплатиться, стал умолять о помиловании. Но тот не простил его, а предал суду и посадил в темницу до тех пор, пока он не отдаст своего долга. Друзья бедняка обратились к владыке, только что помиловавшему этого господина, и рассказали ему, какой тот жестокий. Владыка призвал его, и вопрос, однажды разрешенный, рассматривается снова. «Как же так, — говорит, — я же тебе все простил, такой огромный долг! Не надлежало ли и тебе эту мелочь простить другому человеку?» «И так, — говорит Господь, — будет с каждым из вас, если вы от всего сердца не простите своим ближним».

http://moral.ru/talanty/

Повесть о Василии Златовласом Притча, яко невестам-девицам и юным вдовицам, хотящим посягати замуж, не довлеет женихов своих злословити и присланных от них бесчестить. Повесть творим о Василии королевиче Златовласом Чешския земли и о Полиместре его прекрасной кралевне французской Бысть в древние лета в немецких режах 992 , в Чешской земли, во граде Праге король именем Мстислав зело благонравен, и богат, и славен, и всякия добродетели исполнены. И, имея тот король сына именем Василия, еже есть сын его Василий зело доброделен и прекрасен зело, а власы у него, аки злато, сияют. И таковыя ради красоты его прозва отец его Златовласом, понеже у него власы, аки злато, сияют. Королевич же Василий Златовласый имея при себе отроков благоличных во свои лета, сенаторских и рыцарских детей, в великой чести. И егда приспе ему время женитьбе, и начат его отец, король Мстислав, искати ему невесты-девицы в жену, дабы была ему во всем подобна красотою и разумом, сыну его Василию. Сын же его Василий королевич зело желая сего, еже бы ему такову супружницу поняти 993 , подобну себе красотою и мудростию, и начат спрашивать купеческих людей, которыя ездят по многим землям, и царством, и королевством, где кто знает ему подобну девицу красотою и разумом. И некто от гостей 994 именем Василий «Аз, великий королевич, знаю невесту тебе во Франции у короля Карлуса, дщерь его, девицу, прекрасную Полиместру, красотою лепше 995 тебя и разумом подобна тебе во всем». Королевич же Василий Златовласый, услыша от гостя такия слова, зело усумнеся и возгореся сердцем своим, помышляя, како бы сию кралевну поняти. И шед ко отцу своему и рече ему «Отче мой драгий Станислав! Твоего кралевского величества гость Василий поведа ми о дщерии, кралевне Полиместре, короля Карлуса французского, о красоте ея, яко она красотою лепше мене и разумом и премудростию подобна мне. Молю тя, драгий мой отче, да пошлеши во Францию поклисарей 996 , сиречь сватов, к королю Карлусу да даст за мя дщерь свою кралевну Полиместру». И рече ему отец его «Милый мой сыне Василий! Не смею учинить сего, понеже Французское королевство издавна велико и славно, и честно, и богато, а наше кралевство пред ним мало, и убого, и неславно. И французский король не даст за тя, лише срамоту приимешъ себе и мне, и поклисарии наши бездельны 997 возвратятся». Тогда же кралевич Василий вельми зело опечалися, и отец его, король, рек ему «Сыне мой возлюбленный! О сем не печалуйся, как хощешь чини по своей воли». Королевич же Василий зело о сем радостен бысть, яко отец его воли с него не снял, и отправя полномочных поклисарей, вдав им великия дары, и лист написа к королю Карлусу с великими дарами и велел поднести королю Карлусу. А кралевне, дщери его, прекрасной Полиместре от кралевича Василия драгоценную чашу, и подписав на дне чаши тоя, писание же сицево «Кралевна государыня прекрасная Полиместра! Приими сию чашу и поди за меня, за кралевича Василия Златовласова». И написа к королю Карлусу с дарами и отпусти поклисарей тех.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010