Житие преподобного Илии Верхотурского. – [Екатеринбург: Изд-во Ново-Тихвинского женского монастыря, 2003]. Нечаева М. Ю. За стенами древней обители. Четыре века истории Верхотурского Николаевского монастыря [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2000. – Режим доступа: http://atlasch.narod.ru. Нечаева М. Ю. Уральские монастыри//Очерки истории Урала. – Екатеринбург, 1997. – С. 79–96. – (Духовная культура Урала. Вып. 3). Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных: Валаамский монастырь и его небесные покровители преподобные Сергий и Герман. – СПб.: Царское дело, 2005. Преподобный Илия Верхотурский//Жития святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. – С.463–475. Старец-подвижник отец Илия, схимонах Верхотурского Николаевского монастыря (бывший Валаамский)/сост. В. С. Баранов – Изд. Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, 1995. Четвериков С., протоиер. Правда христианства. – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье; Общество любителей церковной истории, 1998. Янсон М. Валаамские старцы. – М., 1994. Преподобный Арефа (Катаргин) ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 183; Ф. 603. Оп. 1. Д. 535, 539, 544, 545, 570, Архимандрит Арефа. Некролог//Русский паломник. 1903. 27. Архимандрит Арефа//Русский паломник. 1903. 29. Житие преподобного Арефы, архимандрита Верхотурского. – Верхотурье, 2002. Летопись Верхотурского Николаевского мужского общежительного монастыря в связи с историческим сказанием о житии, чудотворениях и св. мощах святого праведного Симеона/сост. В. С. Баранов. – [Екатеринбург, 2003]. Нечаева М. Ю. За стенами древней обители. Четыре века истории Верхотурского Николаевского монастыря [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2000. – Режим доступа: http://atlasch.narod.ru. Преподобный Арефа Верхотурский//Жития святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. – С. 51–65. Старец-подвижник отец Илия, схимонах Верхотурского Николаевского монастыря (бывший Валаамский)/сост. В. С. Баранов – Изд. Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В конце XVIII века на этом месте было кладбище, там в 1782 году построили каменную церковь Успения Богородицы. Вскоре здесь была организована богадельня. В 1798 г. она была признана официальной женской общиной: это и стало началом существования монастыря. Указ об образовании екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря был издан в 1809 году. За несколько десятилетий он стал одним из самых благоустроенных на Урале. Строительство монастыря продолжалось в течение всего XIX века: шесть храмов, кельи, больница, богадельня. Монастырский парк был обширен и ухожен, в нем были пруды, текла речка Монастырка. После посещения Екатеринбурга в 1824 году императором Александром I было решено придать воротам более парадный вид: вот тогда и возник уникальный комплекс трех церквей. Апсиды тех церквей образовали три больших выступа в массивной стене монастыря, купола на ступенчатых барабанах создали силуэт входного ансамбля, простой и значительный, это был типично классический комплекс. Он выглядит значительным даже теперь, когда куполов нет, а вместо Надвратной церкви стоит башня с тяжелыми зубцами. В первые годы после революции монастырь еще продолжал действовать: монахини по специальному разрешению властей еще доставляли продукты для царской семьи, заключенной в Ипатьевском доме. Ансамбль Ново-Тихвинского монастыря был окружен высокой каменной оградой, стена сделана из кирпича и гранитных камней, по углам стояли круглые башни с куполами. И сегодня можно пройти по улице Народной Воли - вдоль старой монастырской ограды до старой угловой башни. Долгое время в здании собора размещался краеведческий музей. А до музея здесь помещался военный склад, не особенно заботившийся о сохранности уникального архитектурного памятника. В 1991г. по требованиям верующих из образовавшейся Александро-Невской общины решением горсовета от 10 сентября 1991 г. собор был возвращён церкви, но лишь в 1992 г. был фактически передан верующим южный придел 1 этажа и только к 1994 г. был полностью освобождён от экспонатов 1 этаж. В 1993 г. начались переговоры с командованием Уральского военного округа о возвращении помещений монастыря Епархии.

http://sobory.ru/article/?object=03496

Тихон (Затёкин), игум., Нечаева М. Ю. Уральская лавра. – Екатеринбург, 2006. Тихон (Затёкин), игум. Верхотурский Николаевский монастырь и его настоятели. – Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин) Воспоминания Галины Андреевны Засыпкиной (1912–1997 годы) [Электронный ресурс]/авт.-сост. А. П. Килин. Запись [сделана] в Екатеринбурге, май-июнь 1995 года. – Екатеринбург, 2002. – Режим доступа: http://atlasch.narod.ru. ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 41750. Т. 5, 7. ГАСО. Ф. 603. Оп. 1. Д. 600, 611, 625, 640, 657, 688, 731; Ф. р-2157. Оп. 1. Д. 8. Житие преподобноисповедника Иоанна Верхотурского (Игнатия Кевролетина). – Екатеринбург: Изд-во Ново-Тихвинского женского монастыря, 2004. – (И свет во тьме светит). Кыртомский Крестовоздвиженский общежительный мужской монастырь, Екатеринбургской епархии, Пермской губернии/сост. В. С. Баранов. – Пермь, 1907. Летопись Верхотурского Николаевского мужского общежительного монастыря в связи с историческим сказанием о житии, чудотворениях и св. мощах святого праведного Симеона/сост. В. С. Баранов. – [Екатеринбург, 2003]. Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин)//Жития святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. – С. 9–24. Тихон (Затёкин), игум., Пантелеймон (Лаптев), иеромон. Судьба Архимандрита: Рассказ о судьбе последнего настоятеля Верхотурского мужского Николаевского монастыря архимандрита Ксенофонта на основании документов, до последнего времени считавшихся секретными. – [Екатеринбург], 1998. К главе «В пределах екатеринбургских» Схиигумения Магдалина (Досманова) Воспоминания Галины Андреевны Засыпкиной (1912–1997 годы) [Электронный ресурс]/авт.-сост. А. П. Килин. Запись [сделана] в Екатеринбурге, май-июнь 1995 года. – Екатеринбург, 2002. – Режим доступа: http://atlasch.narod.ru. ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 17279, 40618. ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 151, 165, 174, 195; Ф. 251. Оп. 1. Д. 309; Ф. 296. Оп. 1. Д. 1; Ф. 603. Оп. 1. Д. 719. Ф. 612. Оп. 2. Д. 8–9; Ф. р-102. Оп. 1. Д. 796; Ф. р-511. Оп. 1. Д. 123; Ф. р-575. Оп. 1. Д. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Из статей, имеющих церковно-историческое значение, наиболее интересными были подробные «Дневники» путешествий для обозрения церквей епархии епископов Владимира (Соколовского-Автономова) (1903-1910), Митрофана (Афонского) (1910-1914) и Серафима (Голубятникова) (1914-1916), а также «Материалы для истории некоторых церквей и приходов Екатеринбургского уезда» (1893. 31. С. 737-747; 32/33. С. 775-791; 34. С. 816-824; 35. С. 850-854; 36. С. 875-880; 37. С. 897-903; 38. С. 921-927; 39. С. 951-957; 40. С. 971-975; 41. С. 1006-1009; 42. С. 1041-1044; 43. С. 1065-1069; 44. С. 1095-1101; 45. С. 1125-1129; 46. С. 1150-1154; 47. С. 1178-1183; 48. С. 1215-1219; 49. С. 1242-1246; 50. С. 1276-1280; 51/52. С. 1315-1321) и «Материалы для истории церквей г. Екатеринбурга» (1901. 1/2. С. 12-27; 3. С. 69-76; 4. С. 130-134; 5. С. 157-164; 7. С. 279-282; 9. С. 378-386; 1910. 11. С. 226-239) Н. Смородинцова; «Поправки и дополнения к книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии»» (1910. 16/17. С. 323-330), «Екатеринбургская церковь в 1913 году» (1914. 3. С. 47-52; 4. С. 71-75; 5. С. 87-92); «Из истории духовенства Шадринского уезда» свящ. Александра Игнатьева (1915. 38. С. 667-673; 39. С. 680-685; 40. С. 695-699). Выходили публикации о монастырях епархии: верхотурском во имя святителя Николая Чудотворца («Верхотурский монастырь» - 1893. 7. С. 159-168; 12/13. С. 321-328; «Впечатления от поездки в Верхотурье» свящ. Н. Буткина - 1913. 48. С. 1146-1155; 49. С. 1180-1187; 50. С. 1212-1218; «Верхотурские торжества» - 1914. 23. С. 501-510; 24. С. 533-540), екатеринбургском в честь Тихвинской иконы Божией Матери («Материалы для истории Екатеринбургского женского Ново-Тихвинского монастыря» - 1905. 4. С. 95-102; 5. С. 129-133; 7. С. 193-198; 10. С. 299-305; 12. С. 398-405; 13. С. 434-438; 14. С. 468-474; 15. С. 497-501; 1906. 24. С. 808-814; 1907. 3. С. 53-59; 5. С. 95-103; 7. С. 153-162; 11. С. 246-252; 1910. 5. С. 121-136; 7. С. 163-176; 9. С. 204-215; 11; статьи по поводу 100-летия обители прот. А. Антонинова и А. И. Обтемперанского - 1910. 23. С. 434-442; 26. С. 518-522; 27. С. 543-554), нижнетагильском в честь иконы Божией Матери «Скорбящая» («Нижнетагильский Скорбященский женский монастырь» Павловского - 1905. 10. С. 305- 320; 11. С. 345-356). Местному святому прав. Симеону Верхотурскому была посвящена статья Павловского (1904. 17. С. 421-461). Были опубликованы письма Пермского архиеп. Аркадия (Фёдорова) к свящ. Захарии Земляницыну (1900. 1. С. 9-20; 2. С. 36-45; 4. С. 87-107; 6. С. 158-161; 8/9. С. 246-256; 10. С. 297-304; 12. С. 383-387; 13. С. 408-410; 14. С. 444-451; 16. С. 499-509; 18. С. 563-573; 19. С. 589-592; 20. С. 618-624; 21. С. 649-655; 1904. 9. С. 171-179; 10. С. 199-209; 11-13) и 1-го Екатеринбургского еп. Евлампия (Пятницкого) , вик. Пермской епархии, к разным лицам (1904. 5. С. 155-166; 6. С. 192-195; 7/8. С. 124-127; 15. С. 378-386; 16. С. 409-415; 17. С. 462-467; 18/19. С. 529-536; 20. С. 555-558).

http://pravenc.ru/text/189619.html

  Добрые плоды монашеских трудов Монахини екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря закончили перевод с древнегреческого и новогреческого языков на русский нескольких произведений известных духовных деятелей. В частности, две гомилии преподобного Исихия Иерусалимского, посвященные Пасхе, «Толкование на канон Пасхи» преподобного Никодима Святогорца и «Слово на Пасху» епископа Василия Селевкийского. «В этих трудах святых отцов сочетаются глубокое знание Священного Писания, духовная мудрость и превосходный стиль», – отметили в монастыре. Помимо матушек-переводчиц в обители есть матушки, занимающиеся иконописью. И недавно три монахини Ново-Тихвинского женского монастыря были приняты в Союз художников России. Пока это второй случай, когда членами СХР стали монашествующие. Первым было принятие в Союз художников двух сестер из этой же обители в прошлом году. Примечательно, что насельницы монастыря не имеют дипломов светских художественных вузов, то есть сестры стали профессионалами иконописи в монастыре. Они работают в византийском стиле, который опирается на школу древнерусской и византийской иконописи XIII–XV веков. Сами сестры понимают такое признание как знак, что каноническая иконопись действительно начинает возрождаться. Иконописная мастерская при обители существует уже 10 лет. Сегодня написанные сестрами иконы и иконостасы есть в храмах по всей стране и за рубежом . Мне доводилось слышать об этом монастыре несколько лет назад, что матушки оплачивали приезд из Москвы преподавателей древнегреческого языка, чтобы те обучали сестер – будущих переводчиц, и вот теперь видны прекрасные плоды этого необычного для современный российских монастырей начинания. Очень отрадно видеть монастырь, который становится не только центром хозяйственно-строительной деятельности, но и центром религиозной культуры по примеру древних обителей и их святых тружеников.   В Хмельнике появилась православная радиопрограмма Ведет новую десятиминутную программу «Благовест», которая выходит на волнах районного радио г. Хмельник (Винницкая область), протоиерей Ярослав Микитин. По его замыслу она должна благовествовать всем о красе и глубинной мудрости православной веры. «Не хватает времени, опыта и просто технических средств, – говорит батюшка, – но с Божией помощью мы эти трудности преодолеем». Отец Ярослав выразил надежду, что к участию в программе со временем подключаться и другие священники района. «Вот тогда благовест зазвучит по-настоящему» .

http://pravoslavie.ru/5010.html

Геофизики со своими приборами вкупе с лазоходцами обошли контуры собора и получили сигналы о наличии подземных галерей. На площадке перед апсидой провели детальные исследования. Оказалось, что из-под алтарной залы храма выходят под углом друг к другу два подземных хода. Их общее направление - в глубь густо застроенной когда-то монастырской территории. Это направление согласуется с расположением некоторых сухих колодцев, будто они являются либо вентиляционными устройствами либо выходами из подземелий. Интересно, что после анализа геофизических данных была определена ширина этих ходов. Она оказалась классической - 70 сантиметров. Симеоновский собор, несомненно, имел глубокий двухуровневый подвал. Вход в него заложен давно, вполне вероятно, в годы функционирования подворья. В фундаменте стены, отделяющей алтарную часть от основного объема собора, у самой поверхности слоя грунтовой засыпки, виден небольшой свод заложенного (и засыпанного) дверного проема. Может быть, за ним разгадка всех тайн монастырского подворья, о которых ничего не рассказали шесть расстрелянных монахинь?. В 1837 г. состоятельная жена чиновника Аграфена Федоровна Горбунова завещала Ново-Тихвинскому женскому монастырю в 90 верстах к югу от Екатеринбурга участок земли более 307 дес., на котором монастырь основал Малобулзинскую заимку. В 1850-1856-ее территория увеличилась за счет пожертвований статского советника Порфирия Павловича Карпова и его брата, коллежского советника Авенира Павловича, до 513 десятин 800 саженей. Само Малобулзинское (Булзинское) подворье было заложено в 60-х годах XIX века. Сначала на хуторе был построен балаган, но он был не очень надежен, и во время дождя его обитательницы промокали насквозь. Болотистая местность и наличие маленьких, но глубоких речек затрудняло связь с внешним миром. Зимой же все дороги переметались снегом, и выехать не было никакой возможности. 12 мая 1881 года Преосвященнейшим Вениамином, епископом Екатеринбургским, свершилась закладка каменного храма во имя Симеона Верхотурского Праведного с приделом Святой Магдалины. По описи 1910 года в нем находилось 52 строения.

http://sobory.ru/article/?object=42000

Днем 17 апреля состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с уральской общественностью. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом и ответил на вопросы аудитории. Во встрече приняли участие больше пяти тысяч человек. В тот же день Патриарх Кирилл посетил Иоанно-Предтеченский кафедральный собор. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Екатеринбургское епархиальное управление. Вечером 17 апреля Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе. По окончании богослужения Патриарх Кирилл прибыл в резиденцию губернатора Свердловской области, где принял участие в церемонии подписания договора о передаче Екатеринбургской епархии храма святого Димитрия Донского в Нижнем Тагиле. Утром 18 апреля Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение нижней церкви храма-памятника на крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, после чего возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. Святейший Патриарх также освятил колокол-благовест для храма-на-крови. Средства на него собирались верующими Русской Зарубежной Церкви по благословению приснопамятного митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра. Днем Святейший Патриарх Кирилл посетил Ново-Тихвинский женский монастырь в г. Екатеринбурге. В монастырском храме во имя Всех святых Предстоятель обратился к собравшимся. «Для меня большая радость переступить порог прославленного Ново-Тихвинского монастыря, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Эта обитель была известна и в дореволюционной России, но особую известность получила в наше время, потому что здесь совершаются великие труды: и молитвенные подвиги, и обучение миссионеров, и известное на всю Русь рукоделие сестер, и многие другие добрые дела... Пусть благословение Божие, Покров Пречистой Царицы Небесной укрепляет всех вас, дорогие сестры, помогает вам служить Церкви Божией на том месте, которое для вас избрал промысл Божий». 18 апреля, после завершения визита в Екатеринбургскую и Верхотурскую епархию, Святейший Патриарх Кирилл направился в Челябинск.

http://e-vestnik.ru/church/svyatejshij_p...

После варварского налета в 1920 г. большевистского отряда, сопровождавшегося расстрелом 6 монахинь, подворье было разграблено и завершило свое существование. В последующие годы постройки хаотически разбирались, материал увозился в соседние селенья, а оскверненный храм, лишенный дверей, окон и полов, остался одиноко стоять на зарастающей деревьями и кустарником территории. После изгнания монахинь церковь разграбили, к имеющимся помещениям построили несколько бараков и на их базе в 1919 г. создали коммуну «Свобода». Земли коммуны и людей, ее обрабатывающих, прикрепили к Щербаковскому спиртзаводу, чтобы обеспечить его сырьем – картофелем (стране нужен был спирт!). К 1923 г. коммуна развалилась сама. От названия этой коммуны место, где раньше был монастырь, стали называть " Свободой " . В 20-30-е ггг. ХХ века, после выделения Челябинской области, подворье оказалось на ее территории. Сейчас поселение заброшено. Из всех построек сохранились только храм, несколько погребов и башенка. Он был вновь обретен для общества уже в самом начале нового, XXI столетия. Православные энтузиасты вытащили из храма мусор, почистили территорию, вскрыв фундаменты разрушенных построек. По заявке нынешнего монастырского руководства Ново-Тихвинской обители специалисты выполнили обмеры сооружения, сделали обследования технического состояния стен и сводов, оценили несущую прочность конструкций и узлов. Осмотрев территорию с оставшимися фрагментами зданий, сразу обратили внимание на сухие глубокие колодцы, положение которых укладывалось в некую систему. Колодцы в большинстве имели стены, выложенные из тесаного камня, а некоторые были обшиты деревянными толстыми плахами. Были найдены подземные скиты - куполообразные сооружения, выложенные внутри из каменных блоков. Наружу из сводов выходили отверстия, по-видимому для печных труб. В период деятельности коммуны там хранился картофель и иной сельскохозяйственный урожай, а отверстия использовались как отдушины. В одном из погребов (келий ?) до сих пор чувствуется сильнейший запах картофеля.

http://sobory.ru/article/?object=42000

Работа над книгой велась по благословению духовника Ново-Тихвинского женского монастыря схиархимандрита Авраама (Рейдмана) и под непосредственным руководством почетной настоятельницы обители схиигумении Златы (Нестеренко). Сбором и обработкой материала занимались сестры обители, несущие послушание в церковноисторическом кабинете. Перевод «Заветных писем» преподобного Зосимы (Верховского) с церковнославянского языка осуществлен сестрами, исполняющими послушание в грекославянском кабинете. Первая часть издания содержит очерки по истории уральского старчества и охватывает период с начала XIX до конца XX века. Здесь представлены в основном сведения об обителях Среднего и Южного Урала: мужских – Свято-Николаевской Верхотурской, Свято-Николаевской Белогорской, Кыртомской Крестовоздвиженской и женских – Екатеринбургской Ново-Тихвинской и Уфимской Благовещенской. В книгу включены и повествования об отдельных подвижниках, угодивших Богу не в обителях, а посреди мира: иеросхимонахе Константине (Шипунове), схимонахине Евфросинии (Мезеновой), схимонахине Николае (Засыпкиной), а также о преподобном Кукше Одесском, который в течение пяти лет отбывал ссылку на Урале и за это время оказал немалое духовное влияние на окормлявшихся у него монашествующих и мирян. Сведения о жизни преподобного Кукши на Урале публикуются впервые. В книге помещено и жизнеописание замечательной русской подвижницы игумении Руфины (Кокоревой), основательницы и благоустроительницы трех монастырей, в том числе одного за рубежом. Кроме того, мы сочли необходимым включить в повествование примеры уклонений от подлинных традиций старчества. Описание судеб схимонаха Даниила (Лисицына) и монаха Макария (Поликарпова) дано с той целью, чтобы представить во всей полноте такое многогранное и сложное духовное явление, как старческое руководство, показать, какие заблуждения возможны на этом пути и помочь выработать трезвое отношение к нему. Вторая часть книги представляет собой собрание писаний подвижников благочестия: преподобного Илии Верхотурского, иеросхимонаха Константина (Шипунова), игумении Руфины (Кокоревой). В этой же части книги помещены «Заветные письма» преподобного Зосимы (Верховского) – документ, не имеющий аналогов в духовной литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Во второй день работы направления в президиуме присутствовали: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; епископ Дмитровский Феофилакт; архимандрит Тихон (Шевкунов); игумения Иулиания (Каледа). В рамках секции «Внутренний устав монастыря: преемство традиции и современные реалии» выступили архимандрит Илия (Раго), духовник монастыря Преображения Господня (Терассон, Франция) с докладом «Обмирщение как враг монашества» и игумен Петр (Мажетов), настоятель Косьминской мужской пустыни Екатеринбургской епархии. Игумен Петр поделился с участниками секции размышлениями на тему «Молитвенная жизнь монаха при несении им значимых административных послушаний». По окончании работы секции состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы городских монастырей и пути их разрешения», в котором приняли участие: епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин; архимандрит Тихон (Шевкунов); игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря; игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга; игумения Николая (Ильина), настоятельница Никольского Черноостровского женского монастыря г. Малоярославца; игумен Кронид (Карев), настоятель Преображенского подворья Данилова монастыря в с. Ланьшино Московской области; Е.В. Романенко, научный сотрудник ЦНЦ «Православная энциклопедия». В заключительной части мероприятия архиепископ Сергиево-Посадский Феогност поблагодарил организаторов и участников профильного направления Рождественских чтений и предложил направлять вопросы, отзывы и предложения по работе форума по адресу: monastery@lavra.ru . Ответственный секретарь направления игумения Иулиания (Каледа) зачитала итоговый документ работы направления, который без возражений был принят участниками форума.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3963362...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010