Христос-воин. Фрагмент иконы «Единородный Сыне». Между 1814 и 1832 гг. Мастерская Богатыревых (СОКМ) Христос-воин. Фрагмент иконы «Единородный Сыне». Между 1814 и 1832 гг. Мастерская Богатыревых (СОКМ) В ранних сочинениях Ф. Шеллинг (1775-1854) указывал на то, что осуществление цели духа возможно только в подчинении разуму и строгом отделении от природы: «Только возвышаясь над всяким объектом, «Я» познает самого себя в качестве интеллигенции» ( Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936. С. 251). Первоначально разум подчинен господству чувственности и себялюбия (Там же. С. 296), следствием чего является физическое и моральное З. Само это З. отделяет дух от чувственности, что совершается в досознательном акте чистой воли (Там же. С. 320). З. раскрывает дикость чувственного человека и вместе с тем уничтожает ее. В ранней философии Шеллинга орудием этого уничтожения своекорыстного произвола служит правопорядок (Там же. С. 329). Так, Шеллинг утверждал, что правовой строй «с точки зрения своего материала выполняет то же, что мы... ожидаем от провидения и... служит наилучшей теодицеей, какая только может быть создана человеком» (Там же. С. 330). В зрелый период творчества Шеллинг пытался преодолеть кантианский дуализм природы и разума, соотнося в соч. «Философские исследования о сущности человеческой свободы» развитие разумной природы с самооткровением Бога. Бог, как вечная свободная воля, открывает себя в сотворенном, как своем подобии; поэтому тварь существует в Боге только в силу и в меру своей свободы. Исходя из концепции свободы, Шеллинг ставил в предельно заостренной форме проблему оправдания мирового З.: если З. метафизически реально, то оно восходит к мировой субстанции или к воле Творца, к-рая в этом случае не всесовершенна; если же метафизическая реальность З. отрицается, то вместе с нею уничтожается и метафизическая реальность свободы. Недопустимость пантеизма, обусловленная сознанием отличия Творца от твари, побудила Шеллинга предложить в качестве собственного решения проблемы З.

http://pravenc.ru/text/199913.html

На патриарше сыне боярском на Алексее Кирове сыне Патрекееве пять рублев. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. На патриарше сыне боярском на Григорье Васильеве сыне Всеволоцком четыре рубли. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. (Л. 124) На патриаршех детех боярских на Матвее Елизареве сыне Корякинском, да на Петре Никитине сыне Рагозине два рубли. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. На патриарше сыне боярском на Иване Микифорове сыне Патрекееве рубль. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. На патриарше сыне боярском на Кузьме Андрееве сыне Сурмине пять рублев. Срок прошол Рожество Христово 1640-м году. (Л. 124 об.) На патриарше сыне боярском на Степане Гаврилове сыне Беляеве рубль. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. На патриарше сыне боярском на патриарше сыне боярском на Степане Патревееве сыне Корякине рубль. Срок прошол Семень день Летапроводца 1639-м году. На патриарших детех боярских на Артемье, прозвище Меньшой, Иванове сыне, да на Гавриле Иванове сыне Володимерове, да на Макарье, да на Иване Микитиных (Л. 125) детех Новикова по рублю на человеке. Итого четыре рубли. Срок прошол Рожество Христово во 1639-м году. На патриарше сыне боярском на Федоре Третьякове сыне Головкове рубль безсрочно. На патриарше сыне боярском на Юрье Сурмине рубль. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. (Л. 125 об.) На государеве певчем дьяке на Михаиле Меркульеве, да Николы Чюдотворца, что за Орбацкими вороты на попе Иване Нефедеве, да на предотеченском дьяконе Матвее, что в Конюшенной слободе, да на Прокофье Самойлове сыне Клюкине, гостиной сотни на торговом человеке, да Конюшенной слободы на тяглеце на Василье Яковлеве сыне Тюрбоеве, да на государеве певчем дьяке на Богдане Иванове, да государева дела на мастере на Осипе Иванове, да на Федуле Григорьеве, что сидит в Зявязошном ряду, недоплатных десять рублев. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. И генваря в 11 день на Михаиле Меркульеве в уплату пять рублев. (Л. 126) На Семене Юреве пятнацать рублев. Срок прошол Николин день осенней во 1639-м году. И февраля в 22 день те деньги взято. Платил Семен Юрьев.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758339/

Козья Болота на крестьянине на Ивашке (Л. 98) Артемьеве сыне, валдышнике недоплатных два рубли. Срок прошол ноября в 3-м числе во 1637 году. На Аксаке Семенове сыне Тяпкине пять рублев. Срок прошол Введеньев день 1637 году. На Василье Борисовиче Шереметеве дватцать рублев. Срок прошол Светлое Воскресение во 1639 году. (Л. 98 об.) На Иване Михайлове сыне Соболеве недоплатных полтина. Срок прошол Семен день во 1637 году. И марта в 19 день те деньги… Платил Иван Соболев, и кабала ему выдана. Двинского уезду Поножские волости с Поноя реки вотчины боярина Ивана Никитича Романова на петропавловском попе Кондратье Андрееве сыне Грязнове два рубли. И марта в 6 день те деньги взято. Платил поп Кондрат. Села Никольского на крестьянине на Ивашке Дорофееве сыне Кобылкине четыре рубли. Срок прошол Семен день во 1637 году. (Л. 99) Варзушские волости на крестьянех на Федке, да на Сидорке, да на Стенке Дорофеевых недоплатных пять рублев. Срок прошол Николин день осенней во 1637 году. На князе Богдане княз Федорове сыне Мещерском рубль. Срок прошол Дмитреев день во 1637 году. На князе Богдане княж Матвееве сыне Мещерском пять рублев. Срок прошол Успеньев день во 1637 году. (Л. 99 об.) Козья Болота на крестьянех на Куземке, да на Фролке Даниловых, да на Мишке Моторе, да на Митке Васильеве сыне, плотнике, да на Стенке Исаеве сыне, плотнике, недоплатных девять рублев. Срок прошол генваря в 20-м числе в 1638 году, да в закладе Мишке Мотор двор. Козья Болота на крестьянине на Митке Яковлеве сыне, красильнике, да на Мишке Корнильеве недоплатных пять рублев. Срок прошол Семен день во 1637 году. (Л. 100) Села Селец на крестьянине на Иваке Васильеве да на дворнике на Игнешке Семенове два рубли. Срок прошол Рожество Христово 1638 году. Козья Болота на крестьянех на Олешке Аникееве сыне, серебрянике, да на Стенке Семенове сыне, серебрянике, да на Емелке Борисове сыне, серебренике, да на Гришке Наумове сыне, серебрянике, на Богдашке Михайлове сыне, кодашовце на Алешке Фролове сыне, Бронные слободы на тяглеце на Гришке Устинове сыне, переплетчике, на Еремке Михайлове сыне, овошнике, на Волотке Селуянове сыне, овощнике, недоплатных дватцать два рубли. Срок прошол февра (Л. 100 об.) ля в 28-м числе во 1638 году. В закладе двор.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758339/

Села Троецкого и Селец на крестьянине на Мишке Герасимове два рубли. Срок прошол февраля 10-е число во 1640-м году, а порука по нем в тех деньгах того ж села крестьяне, а имена их писаны в кабале. Села Пушкина на крестьянине на Фролке Емельянове два рубли. Срок прошол февраля 8-е число 1640-м году, а в кабале писаны того ж села крестьяне Данилко да Ивашко. На патриарше сыне боярском на Михаиле Онучине два рубли. Срок прошол Семен день 1639-м году. И марта в 20 день (Л. 121 об.) на Михаиле два рубли взято. И кабала ему в тех деньгах выдана. На князе Иване княж Андрееве сыне, да на сыне ево княз Иване Хилковых пятьдесят рублев. Срок прошол Вознесеньев день во 1639-м году. На Дорофее Образцове сыне Ельчанинове тритцать рублев. Срок прошол Рожество Христово 1640 году. И марта в 18 день на Дорофее Ельчанинове тритцать рублев взято. И кабала ему в тех деньгах из казны выдана. Взял сын ево Иван. Иван Елчанинов кабалу взял. На патриарше сыне боярском на Василье (Л. 122) Семенове сыне Чортове два рубли. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году, а порука по нем в тех деньгах племянник ево Иван Иванов сын Чортов, да Матвей Корякин. На патриарше сыне боярском на князе Романе Мещерском двенатцать рублев. Срок прошол Рожество Христово 1640-м году. На патриарше сыне боярском на Илье Иванове сыне Онучине рубль. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. (Л. 122 об.) На патриарше сыне боярском на Елизарье Петрове сыне Вечеслове три рубли. Срок прошол Рожество Христово 1640-м году. На патриарше сыне боярском на Денисе Иванове сыне Чортове пять рублев безсрочно. На патриарших детех боярских на Семене да на Офонасе Ондреевых детех Филиповых два рубли. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. (Л. 123) На патриарше сыне боярском на Сергее Григорове пять рублев. Срок прошол Рожество Христово 1640-м году. На патриарше сыне боярском на Долмате Васильеве сыне Мурзине четыре рубли. Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году. На патриарше сыне боярском на Патрекее Тимофееве сыне Корякине два рубли (Л. 123 об.) Срок прошол Рожество Христово во 1640-м году.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758339/

Е. Никифоров: -  Но ведь фестиваль как раз отмечает лучшие работы, а консенсус как раз показывает, что вот это большая удача группы, которую надо поощрить. Всем сестрам по серьгам – так невозможно. Так девальвируется сама идея награждения. А выходит как на Олимпийских играх, где кто-то с малейшим отрывом выигрывает. А. Богатырёв: -  Мне все же показалось, что вот есть 15 работ и они все одинаковые почти. Е. Никифоров: -  Нет, думаю, что можно что-то найти особенное. А. Богатырёв: -  Они всё же сделали скорее общее дело, как мы служим Литургию – общее дело. Е. Никифоров: -  Как у организатора у меня есть стремление не просто отметить мастерство, но показать новые направления, тенденции, течение мысли – что тут новенького происходит. Я прошу, не поленитесь, приезжайте, посмотрите в Дом кино, вход бесплатный. «Радонеж» делает для своих слушателей в качестве такой благодарности этот прекрасный фестиваль. А. Богатырёв: -  Хотелось отметить, что органично получилось переплетение многих тем в единую. Общая картина русской жизни церковной, общественной, военной, нравственной представлена очень широко. Удивительно. Я отсмотрел 80 фильмов, потому могу говорить, что какую-то проблему я увидел в кино, и вдруг неожиданно через 10 фильмов нашел ответ на поставленный вопрос. Это совершенно поразительно. Братство кинематографическое только так в состоянии работать. Братство, которое волнует одно и то же. В конечном итоге речь-то идет о спасении души. Этим обеспокоен и пожарник и портной. В фильме «Отцы» три многочадных семьи. 7, 9 и 11 детей в семьях. Мы привыкли к многочадным священникам, этим уже никого не удивишь. Сам Бог велел плодиться и размножаться, вот батюшки и выполняют завет. А другой пример - реставратор питерский, которому жена 10 детей родила. Я эту жену помню девочкой, когда она ходила на хор, где регент впервые стала обучать детей знаменному распеву в Питере. Они гастролировали, даже в Греции и Сербии. Эта девочка ходила на занятия, пела в хоре, и вот появился там человек, который был ее старше лет на 10, и высмотрел в ней жену. Он ждал, пока она вырастет. И вот она стала супругой, матерью его детей. Она приходит теперь в Владимирский собор со своими детками, которые тоже поют в хоре.

http://radonezh.ru/2024/01/23/u-menya-es...

(Л. 116 об.) Козья же Болота на крестьянех на Гришке Еуфимьеве сыне, москотильного ряду на торговом человеке, с товарыщи на пяти человеках пятнатцать рублев. Срок прошол Светлое Воскресение во 1639 году, да с ним же писаны Федор Григорьев сын, ирошного ряду торговой человек Козья ж Болота, да Федор Борисов сын, колачник Устюшские полусотни, да Сергей Микитин сын, мучник, кодашовец, да Кузьма Еремеев сын, ирошново ряду Козья же Болота. На Дмитрее Чортовском пять рублев. Срок прошол Семень день во 1639-м году.   (Л. 117) 1638/39 году. Козья Болота на крестьяние на Ондрюшке Тимофееве сыне, зелейщике, да на Ромашке Семенове сыне, завязошнике, дмитровские сотни тяглеце, да на Лукьянке Иванове сыне, стретенской сотни тяглец, да на Пиминке Иванове сыне, стретенской сотни, завязошного ряду, да на Ваське Федорове сыне, котельнике Козья Болота пять рублев. Срок прошол Светлое Воскресение во 1639-м году. Козья Болота на крестьянех на Моисейке Ильине сыне сыромятнике. Да на Ваське Федорове сыне, котельнике, да на Ондрюшке Иванове сыне, сыромятнике, да на Пронке (Л. 117 об.) Микифорове сыне, сыромятнике, на Ивашке Неустроеве сыне Манинине, да Козья Болота крестьяне пять рублев. Срок прошол Семень денег во 1639-м году, а в тех деньгах заложен двор. Козья Болота на крестьянине на Ваське Филатьеве, на Фомке Алексееве, новгородцкие сотни тяглеце, да на Прохорке Филатеве, Козья же Болота валдышново ряду торговые люди, да на Патрекейке Григорьеве, на шапошнике мусково ряду недоплатных пятнатцать рублев. Срок прошол октября 20-е число во 1639-м году. (Л. 118) Варзужские волости на крестьянине на Захарке Юрьеве три рубли. Срок прошол Рожество Христово 1640-м году. На патриарше крестьянине Дмитровского уезду села Игнатовского на Степанке Васильеве сыне Ученском, да на сыне ево на Савке рубль. Срок прошол Семень день во 1639-м году. (Л. 118 об.) На патриарше сыне боярском на Миронке Корякине десять рублев. Срок прошол Успенев день во 1639-м году. Патриарше села Пушкина на крестьянех на Данилке Семенове, да на Ивашке Григорьеве сыне Малоте четыре рубли. Срок прошол в нынешнем во 1640-м году февраля в 9 день.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758339/

На патриарше сыне боярском на Иване Медынцове десять рублев безсрочно. На патриарше сыне боярском на Пятом Васильеве сыне Всеволоцком десять рублев безсрочно. (Л. 109) На Дводе Федорове сыне Соболеве десять рублев. Срок прошол Рожество Христово во 1639-м году. На Степане Семенове сыне Никитине дватцать рублев. Срок прошол Зборное Воскресение во 1639-м году. На патриарших детех боярских на Налее Белом, да на Понкратье Лазореве, да на Ива (Л. 109 об.) не Иванове сыне Никитине десять рублев. Срок прошол Рожество Христово во 1639-м году. На Иване Никитине десять рублев. Срок прошол февраля в 6-м числе во 1639-м году. На Безсоне Полуехтеве сыне Рагозине пятнатцать рублев. Срок прошол февраля 24-е число во 1639-м году. (Л 110) Патриарша Дворцового приказу на стороже на Якушке Иванове два рубли. Срок прошол Рожество Христово во 1639-м году. Белозерского уезду Чюровские волости на Гришке Оксенове, что дано ему на печатные пошлины, взаймы полтора рубли. На Петре Богданове сыне Сурмине десять рублев. Срок прошол февраля 26-е число во 1639-м году. (Л. 110 об.) Козья Болота на крестьянине на Федке Михайлове сыне, мельце, надоплатных три рубли. Срок прошол марта 13-е число во 1632-м году. И генваря в 30 день на Федке в уплату рубль. На патриарших детех боярских на Тимофее Иванове, да на сыне ево Иване, да на Елизаре Вечеслове, да на Семене Сущове, на Дорофее Ноговицине, на Дводе Панове пять рублев. Срок прошол Николин день во 1638/39 году. И июня в 19 день те деньги… Тимофей Иванов и кабала ему в тех деньгах выдана. Володимерского уезду села Порецкого с приселками на крестьянех ямских денег (Л. 111) на 1637/38 год тринатцать рублев двацать восмь алтын полшесты деньги, да села Сеславского двацать два алтына полторы деньги. На патриарше сыне боярском на Иеве Иванове сыне Чортова десять рублев. Срок прошол Николин день осенней во 1637-м году. На Пимине Юшкове недоплатных шестьдесят рублев. Срок прошол Рожество Христово во 1639-м году. (Л. 111 об.) На патриарше сыне боярском на Левонтье Михайлове сыне Соболеве десять рублев безсрочно.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758339/

На патриарше сыне боярском на Семене Давыдове сыне Соболеве рубль. А те деньги зачесть ему у жалованья о Семене (Л. 141) дни в нынешнем во 1640-м году. И августа в 30 день те деньги взято. Платил Семен Соболев. Из Нижнева Благовещенского монастыря на стряпчем на Федоре Шадрине, да тово ж монастыря на крестьянине на Трофимке Прокофьеве сыне Белоноге дватцать рублев. И декабря в 20 день те деньги взято. Платил стряпчей Федор Шадрин. И кабала ему в тех деньгах из казны выдана. Звенигородцкого уезду патриарша села Дмитровского на крестьянине на Филке Кирилове два рубли. Срок в нынешнем во 1641-м году июля в 1-м числе. (Л. 141 об.) На князе Иване княж Иванове сыне Дашкове тритцать рублев. Срок Масленое заговенно в нынешнем во 1641-м году. Платил князь Иван Дашков. Князь Иван Дашков деньги заплатил и кабалу свою ис казны взял. Сенежские волости на спасском на вдовом попе Григорье, да на сыне ево на попе Стефане пять рубль Срок Зборное Воскресенье в нынешнем во 1641-м году. На патриарше сыне боярском на Миките Шамшеве пять рублев, а заплатить ему те деньги как он приедет из Астрахани. (Л. 142) Патриарша Казенново приказу на подьячем на Екиме Гурьеве двацать рублев, а заплатить ему те деньги как он приедете из Астрахани. И марта в 20 день на Якиме Гурьеве в уплату десять рублев взято. Козья Болота на крестьянине на Петрушке Федорове да на жене ево Соломонидке двенатцать рублев. Срок в нынешнем во 1641-м году июля 24-е число. (Л. 142 об.) Патриаршие Осташковские слободы на крестьянех на Трофимке да на Якимке Мелшагиных, да на Ивашке Захарьеве сыне Верещагине, да Осифова монастыря на крестьянине на Изоте Костентинове сыне Жаворонке, да на Костентине Федорове сыне, новгородцкой сотни на тяглеце, да на Василье Филатове сыне, тое ж сотни на тяглеце, да на Якове Тимофееве сыне, конюшенной слободы на тяглеце, сто рублев. Срок Успеньев день в нынешнем во 1641-м году. На иконописце на Олешке Ондрееве четыре рубли. Срок прошол Филипово заговено в нынешнем во 1640-м году. (Л. 143) На Иване Володимерове сыне Толкове четыре рубли. Срок прошол Рожество Христово в нынешнем во 1641-м году.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758339/

     Но не в этом наша главная беда. А вот когда обремененный историческими знаниями протоиерей говорит поносно о прославленных Церковью новомучениках и царственных страстотерпцах, становится страшно и за него, и за себя, и за всю Россию.    Наш уважаемый протоиерей еще много чего говорит, с чем трудно согласиться, но об этом отдельный разговор.    Остается лишь попросить у него прощения за немирный дух ответа на его немирный и не справедливый разбор замечательной кинопроповеди отца Георгия Шевкунова.                                                Александр Богатырёв                                                        КОМУ УРОК НЕ ВПРОК            Кто не помнит евтушенкинское  «поэт в России больше, чем поэт»?! Оказывается, и автор фильма может стать фигурой гораздо большей, нежели создатель озвученного видеоряда. Я не помню, чтобы какой-нибудь фильм вызвал такие яростные баталии, как прошедший по Второму всероссийскому каналу фильм отца Тихона Шевкунова «Гибель Империи (Византийский урок)».    Советские годы не в счет. Тогда суждения наподобие «я книгу литературного власовца не читал, но скажу», или «я фильма Феллини не видел, но возмущен» можно было и в газете прочесть, и по радио услышать. В перестроечные и в перестроенные годы подобные оценки звучали реже, но все же звучали. Теперь же появились еще более парадоксальные рассуждения, но уже от культурных и образованных наших сограждан, все читавших и все смотревших.     Оценки в нынешнее свободное время стали намного более политизированными, нежели при коммунистической несвободе. Правда, в годы победившего социализма произведений, в которых не воспевалось величие идей вождя мирового пролетариата, было немного. «Самиздат» и «тамиздат» обсуждался на кухнях. В официальной же прессе крамольные опусы разносили в пух и прах. Разница заключалась лишь в том, что у одного критика было больше пуха, а у другого – праха.      Зато сейчас разномыслие кажется безбрежным. Но только на первый взгляд. Оно неминуемо сводится не к оценке таланта автора, а к проверке его приверженности идеалам либерализма. Если ты не либерал, то  рассчитывать на доброе слово от критиков и родимых СМИ не приходится.

http://radonezh.ru/analytics/komu-urok-n...

Сходите на просмотр кино о таких людях, не пожалейте времени и сил. Это будет такая прививка от депрессии. Телевизор говорит много ужасного и печального, а здесь ты видишь мир благодати Божией, который стоял на трёх слонах и будет стоять. А. Богатырёв: -  Наряду с духоподъемными фильмами, есть те, что дух укрепляют, но делают это очень мягко, меня порадовали фильмы молодежи, которая возвращается в деревни и провинциальные городки. Один фильм «Митина кузня» о молодом человеке, который родился и всю жизнь провел в Рыбинске, не считая того времени, пока он мотался по заграницам. Музыкант, он играет на разных инструментах, жена его играет и дети. Он фольклорные ансамбли организует, концерты. Он и замечательный художник, придумал многие выставки старого образца в городе. Это так город преобразил – невероятно. Унылость советская поразила города, конечно. Россию обезличили этой градостроительной эстетикой. Новостройки даже не позволяют понять, в каком ты городе. Е. Никифоров: -  Рязановский фильм как раз про это. Этот его тонкий юмор и тонкая тоска про эту унифицированность советскую. Человек не может жить в этом бесконечном убожестве. Да, горячая вода, газ, но в целом ситуация была печальная. А. Богатырёв: -  А этот человек и его семья - это какая-то прививка культуры в реальном понимании, от «культа», не то что эта «культурка», в контексте которой поют похабно и пляшут неглиже. Это высокая культура и прорыв к корням. Но фильм про них отвергли. Он не был в конкурсе. Меня насторожил однажды фильм о человеке, который делает гусли. Он просто когда-то стал делать гусли. И выходили инструменты замечательные. В конечном итоге – люди играют на гуслях, прыгают через костёр – этот образ взяли себе неоязычники, а значит, на наших фестивалях его нельзя показывать. Гусли гуслями, но потом за этим потянулась масса непонятного и опасного. Е. Никифоров: -   Народное пение, кстати, - опасность большая, вот это природное пение, относящееся к не придуманной коммунистической идеологии, а идущее откуда-то из толщи времен. Часто народные коллективы, клубы, ансамбли приходится очень вдумчиво выбирать. Это люди, которые не только далеки от православия, а еще и враждебно настроены. Они воспитываются не знамо как. Образования нет. Со вкусом бедновато. Они поразительно на этих перунов западают, ярил и прочих. Это на уровне каком-то бессознательном, они там порой элементарного не понимают.  Мне для фестиваля предлагали один детский ансамбль, хвалили так – детки поют отлично. Хорошо, думаю, можно и послушать, но главное, чтобы Отче наш спели. А проверили - они и не умеют. Но зачем тогда вообще эти все народные песни, если дети не знают Отче наш и Верую?!

http://radonezh.ru/2024/01/23/u-menya-es...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010