б) Живя в Гесеме, Сыны Израиля сохранили предания о патриархах и первобытных временах. Эти предания и легли в основу сказаний Быт 1-11. в) В период пребывания в Египте у народа не было религиозных учителей и он, кроме «Бога Авраамова», чтил языческих богов (Ис Нав 24,14; Иез 20,5–8; 23,3,19,21). Среди этих богов был демон пустыни Азазел, которому пастухи приносили жертвы, чтобы оградить стада от мора. Египетские же национальные культы, по-видимому, не проникли в израильскую среду. Хронология важнейших событий в Египте времен пребывания там Израиля Ок.1580–1570 Восстание против гиксосов и изгнание их. Яхмос I Ок.1500 Войны Тутмоса III в Сирии. Создание Империи Ок.1380 Начало строительства великого храма в Луксоре Ок.1370 Религиозная реформа Эхнатона Ок.1314 Начало XIX династии. Рамсес II Ок.1280 Войны Рамсеса II c хеттами Ок.1234 Смерть Рамсеса II. Воцарение Мернептаха. Нашествие ливийцев и «народов моря» В начале XIII века, закончив войны с хеттами в Сирии, фараон Рамсес II переносит свою резиденцию в Дельту и приступает к обширным строительным работам . На месте старого Авариса гиксосов он воздвигает новый город Пи-Рамсес (Дом Рамсеса). К работам был привлечены военнопленные и невольники, а также инородцы. На стенах гробницы Рахмире (Фивы) изображены сирийские рабочие, изготовляющие кирпич, а в одном из документов времен Рамсеса II содержится приказ «раздать пищу для воинов и аперу, которые доставляют камни для большого пилона». Термин «аперу» соотвествует слову «хабири». Предание Исхода (1,11) свидетельствует, что именно евреи строили города Рамсес и Пифом (егип. Пи-Тум). Следовательно, Рамсес II мог быть тем фараоном, «который не знал Иосифа» и сделал Сынов Израиля государственными рабами (1,8). Призвание же Моисея произошло при его преемнике (2,23), то есть при Мернептахе. Примечание. Фараон исхода. Вопрос о фараоне исхода до сих пор остается в библейской науке спорным. Согласно 3 Цар 3,1, исход произошел за 480 лет до сооружения Соломонова Храма. Поскольку Храм начали строить около 958 года, то время исхода падает на 1440 год. Но в это время и позднее фараоны безраздельно царили в Палестине (о чем Библия нигде не упоминает). Столица Империи находилась тогда на юге, в Фивах, а Рамсес еще представлял собой груду развалин. Между тем из рассказов Исхода явствует, что ставка фараона находилась вблизи Гесема, «земли Раамсес», т. е. в Дельте (где и был расположен Аварис-Рамсес). По-видимому, цифра 480 — округленное священное число (40 — срок испытаний, помноженное на 12 — число избранников). Известную трудность для хронологии представляет стела (памятник) Мернептаха, открытая Ф. Петри в 1896 году. Стела датируется 30-ми годами XIII века. На ней начертан победный гимн фараона, разгромившего своих врагов. Его завершают следующие строки: Враги повергнуты и просят пощады, Ливия опустошена, Хатта присмирела, Ханаан пленен со всем своим злом, Захвачен Аскалон, Гезер полонен, Племя Израиля обезлюдело, Семени его больше не стало …

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Большое распространение в ранний рим. период получил культ егип. бога Беса. Притом что он не обладал офиц. культом, его почитание было весьма широким в низших слоях общества, где его имя повсеместно употреблялось в магических практиках. В более позднее время его культ получил офиц. оформление в Абидосе, центре почитания Осириса, где был сооружен оракул Беса, сохранявшийся до сер. IV в. Следы его культа присутствуют также в мемфисском Серапеуме. Греки, расселившиеся в Е. со времени правления Александра Македонского, постарались отождествить богов егип. пантеона с богами греческого. Так, напр., Амон и Серапис отождествлялись с Зевсом, Гор - с Аполлоном (или Гарпократом, что передавало на греч. манер распространенный эпитет Гора - «гар-па-хрути»), Хатхор (Хатор) - с Афродитой, Птах - с Гефестом, Тот - с Гермесом, Таурт - с Афиной, Бастет и Пахт (Пахет) - с Артемидой. Зачастую греки разных местностей по-разному отождествляли егип. богов с греческими, и потому иногда имя греч. бога обозначало 2 егип. богов или же 2 разных греч. имени прилагались к 1 егип. божеству. Впрочем, чаще греки придавали имени егип. божества греч. звучание (Себек - Сухос, Таурт - Тоэрис, Бастет - Бубастис и т. п.). В целом, однако, отождествления не носили устойчивого характера. Почитание и отождествление Афины с божеством г. Саис Неит имели подоплекой легендарные сведения о том, что Саис является городом-родоначальником Афин. На о-ве Филе также присутствовал культ бога Асклепия, отождествленного с егип. мудрецом Имхотепом. Культ Афродиты, судя по находкам ее изваяний, являлся наиболее распространенным среди всех греч. культов в Е. Традиц. греч. культ, не связанный с египетским, был распространен лишь в немногих городах, таких как Александрия и Птолемаида. Географически наиболее распространенным греч. культом в Е. был культ Диоскуров. Он не имел параллелей в пантеоне егип. богов, но следы отправления этого культа встречаются по всей долине Нила. Александрия имела свой культ, содержавший элементы греч., егип.

http://pravenc.ru/text/187963.html

9, 6, 7 Ночь облачн[ая], тум[ан], иней, тих[ий] SW; день облачи[ый], тум[ан], иней, тих[ий] SW; ночь облачн[ая], туман[ная], тих[ая]. У обедни в соборе хорошо пели. Наместник, по обычаю, громогласно сказал поучение. На базаре продают только сено, дрова, ветошный хлам; а продуктов безусловно никаких. Не купить даже редьки. Вот плоды социализма, учетов, твердых цен и якобы борьбы с спекуляцией. Л. 171 Ныне после ранней обедни скончался архиепископ Никон в своих кельях. Будто бы ныне был у ранней обедни в церкви Зосимы и Савватия. В Рождество он не служил, вероятно, по слабости сил. В Николин день он служил в соборе, кажется, в последний раз. Думал ли тогда, что это уже последнее его служение? трудолюбец и талантливый, но мало любимый за строгость. 31 декабря 7, 6 1 / 2 Ночь облачн[ая], тум[ан], иней, тих[ий]; день облачн[ый], снег малый, слаб[ый] с умер[енным] порыв[ом] SE; ночь... Ныне после поздней обедни тело Никона в гробе вынесли в трапезную церковь наместник, казначей Досифей 61 и ризничий Аполлос 62 . По внесении они отслужили панихиду, я был на выносе и панихиде. Открыта только рука правая, держащая крест, около креста малое Евангелие. Лицо закрыто плотно плисовым черным одеянием с белыми словами и изображениями, рука бледна, но как живая, не опухшая, не измененная ни в чем. Софья Серг[еевна] Воскресенская 63 жалуется, что ее дом забрали большевики: с нее берут 80 р[ублей], да 55 р[ублей] с поставленных жильцов невзирая на то, что ее сын в красной армии. Не щадят ни вдов, ни сирот. Декабрь безморозен, очень снежен, облачен, а в конце и в середине туманен и иневат. Морозов от 10 до 14 б[ыло] мало, а больше – меньше 10. Вторая половина теплее первой. Оттепели б[ыли] 14, 16 (капли дождя), 17, 19, 26, 27. Ветры преобладали – SW с снегами и умеренными морозами и S с теплом, туман[ом], инеем. Что иней – к урожаю 64 , это я слыхал в Раненбурге и здесь. Народные приметы о жизни и явлениях природы большею частию верны, и если, главное, благоприятн[ой] весна окажется, то благоприятная зима поможет ей, в свою очередь, в плодоносии. Подай, Боже! Умилосердись над злосчастным русским народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

М. зародилось приблизительно во 2-й пол. III в. одновременно в неск. регионах, христианизация к-рых шла более или менее успешно. Исторически необоснованным является мнение о том, что М. возникло в Египте и оттуда распространилось по территории Римской империи и за ее пределами; такая упрощенная картина распространения М. является результатом влияния поздней агиографической лит-ры. Наличие постоянных культурных и социальных связей между регионами неизбежно вело к взаимному влиянию местных монашеских традиций, которое проявилось и в богословском осмыслении феномена М., и в усвоении тех или иных организационных форм М. Египет Егип. монашеская традиция оказала наибольшее влияние на традиции др. регионов благодаря авторитету ряда выдающихся егип. подвижников, а также лучшей сохранности источников егип. происхождения. Большое значение для распространения славы егип. М. имели переводы нек-рых важных памятников монашеской лит-ры. Так, Житие прп. Антония Великого, переведенное на лат. язык еще при жизни автора, свт. Афанасия Великого, оказало сильное влияние на формирование монашеской традиции Запада, в к-рой прп. Антоний всегда воспринимался как идеал монаха ( Hieron. Ep. 127. 5; Aug. Confess. VIII 6). Традиция прп. Пахомия Великого также очень рано стала известна зап. монахам благодаря переводу блж. Иеронима Правил пахомианского общежития ( Pachom. Praecepta). Исследование периода становления в истории егип. М. наталкивается на проблему источников. События, которые принято считать началом возникновения М. в этом регионе, описываются гл. обр. в поздних агиографических текстах, историческая достоверность к-рых мн. учеными подвергается сомнению. Эти источники часто имеют сложную историю редактирования в интересах тех или иных почитателей знаменитых монахов древности, поэтому сведения, содержащиеся в них, должны сопоставляться с данными подлинных сочинений, как правило писем или посланий, созданных первыми поколениями егип. монахов. Традиционно принято связывать зарождение М. с именем прп. Антония Великого († ок. 356), представляющего традицию т. н. анахоретского (отшельнического) жития. Младший современник прп. Антония, прп. Пахомий Великий († 346/7), обычно рассматривается как родоначальник общежительной формы М. В р-не Нитрийской пустыни (Скит, Келлии) в Н. Египте развивалась традиция полуотшельнического скитского М.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

В мон-рях по субботам и воскресеньям в 3-й ч. дня (ок. 9 утра) совершалась литургия. Первоначально литургию совершали приглашавшиеся из городских и деревенских храмов пресвитеры, но достаточно скоро епископы начали посвящать для мон-рей пресвитеров из числа насельников, их называли «освященными монахами» - иеромонахами . К Причащению монахи приступали, сняв пояс и милоть. Больных братий ходили причащать по кельям. Отшельники брали Св. Дары с собой. По свидетельству прп. Пимена Великого, монахи большинства егип. мон-рей причащались дважды в неделю - в субботу и воскресенье (Достопамятные сказания. С. 139), но уже в IV в. возник порицавшийся преподобными аввами обычай редкого Причащения (Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования. 23. 21//Он же. Писания. С. 605). В егип. мон-рях сохранились агапы, превратившиеся в братские трапезы из приношений жертвователей. Они устраивались после литургии, многие монахи избегали их, считая недостаточно умеренными. В Скиту и на г. Нитрийской после воскресной литургии желающим из братии раздавали иногда паксамы (сухари) и по чаше вина (Достопамятные сказания. C. 75). В Пахомиевых мон-рях после литургии бывали духовные беседы настоятеля с братией. Егип. монашество, знаменитое своими постническими подвигами, положило начало правилам о посте, вошедшим в богослужебные Типиконы (Скабалланович. С. 202-207). Раскол в V-VI вв. После IV Всел. Собора (451) Александрийская Церковь раскололась на монофизитов и православных. Монофизитская партия была популярна в егип. монашеской среде и у коптов, впосл. она оформилась в Коптскую Церковь. Из-за тесной связи Коптской Церкви с егип. монашеством на ее богослужении лежит сильный монашеский отпечаток, оно характеризуется аскетичностью и неохотным использованием гимнографии, службы суточного круга Коптской Церкви почти в чистом виде сохраняют обычаи древних егип. мон-рей (Taft. Liturgy of the Hours. P. 249-259). Формуляры литургий и таинств Коптской Церкви в значительной степени отражают традиции приходского богослужения Египта V-X вв.

http://pravenc.ru/text/64464.html

текстов того периода и по данным совр. археологии. Дискуссия по вопросу не имеет завершения; аргументация сторонников ранней датировки события Исхода может быть представлена следующим образом (о научных спорах по вопросу о датировке Исхода см. в ст. Исход ). 2-я пол. XV и 1-я пол. XIV в. до Р. Х.- время наивысшего расцвета Египетского Нового Царства (18-я династия; фараоны Тутмос III, Аменхотеп II, Тутмос IV, Аменхотеп III). Егип. войска движутся на север через Палестину, они подчиняют себе не только ее, но и Финикию и Сирию, достигая Евфрата. После походов Тутмоса III все палестинские царьки платят египтянам дань, ни один из них не решается открыто им противиться. Власть Египта над Азией слабеет при Аменхотепе IV (Эхнатоне) и его преемниках во 2-й пол. XIV в. до Р. Х. Затем наступает новый период могущества Египта в Азии, он совпадает почти с 70-летним (1279-1212 или 1300/1290-1224 гг. до Р. Х.) правлением Рамсеса II (19-я династия); по Юж. Сирии проходит граница Египетского и Хеттского царства, но Палестина остается под властью египтян. В кон. XIII - нач. XII в. до Р. Х. Египет переживает упадок, и только при Рамсесе III (ок. 1190-1159 гг. до Р. Х.; 20-я династия) егип. присутствие временно сохраняется на юге Палестины и в Беф-Сане (Бейт-Шеане), где стоит егип. гарнизон. Прор. Моисей. Эмаль Пала д’Оро (Золотого алтаря). Кон. Х — нач. XII в. (собор Сан-Марко в Венеции) Прор. Моисей. Эмаль Пала д’Оро (Золотого алтаря). Кон. Х — нач. XII в. (собор Сан-Марко в Венеции) От периода егип. господства в Азии (XV-XIII вв. до Р. Х.) сохранились многочисленные егип. документы, связанные с Палестиной. Они не содержат упоминаний о народе, к-рый, согласно Книге Иисуса Навина, покорил всю Палестину, включая такие важнейшие ее города, как Асор (Хацор) и Лахиш. Этноним Израиль встречается в егип. текстах один раз - на стеле фараона Мернептаха (ок. 1212-1202 или 1224-1214 гг. до Р. Х.). Кроме того, в Книгах Иисуса Навина и Судей при перечислении многочисленных врагов, с к-рыми Израиль сталкивается в Палестине, не упоминаются египтяне, что также было бы невозможно, если бы эти книги описывали историю Палестины в XV-XIII вв.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

А. А. Тум-я, будучи еще малолетней (лет 12 от роду), однажды ездила со своей матерью в Саровскую пустынь, чтобы удостоиться видеть о. Серафима и получить его благословение. Это было в 1830 году. По приезде в Саров она случайно узнала от своей няни о каком-то бедном, изнуренном колоднике, который в тяжелых цепях шел мимо монастыря и был очень жалок. При виде сего несчастного она была очень тронута его положением, но тотчас не сделала ему подаяния только потому, что при ней в то время не было денег, но потом, отыскавши у себя серебряную монету в 50 коп., за неимением другой, более мелкой, решилась отдать сему несчастному. Когда же пришли они к о. Серафиму, то прозорливый старец, никогда еще их не видевший, тотчас подозвал девочку к себе и, благословив ее, ласково сказал: «Вот это хорошо, что полтинничек-то подала бедному», и при этом совершенно неожиданно назвал еще тогда «ваше превосходительство». Мать ее, крайне удивленная этим приветствием, старалась объяснить старцу, что этот титул им вовсе не принадлежит, но он, беседуя с ними, по-прежнему давал девочке тот же титул. Так и возвратились они домой, не узнав причины такого необыкновенного приветствия старца, и долго недоумевали, что бы это значило. Но после стало понятно для них, когда А. А. Тум-я, достигши совершенного возраста, вышла замуж за генерала. Тогда оправдались пророческие слова старца Божия, который задолго предвидел будущее по данной ему благодати от Господа. Московский мещанин Вячеслав Андреевич Плетминцев никогда не думал жениться и всегда удивлялся тем людям, которые принимают на себя супружеские обязанности. В одно время случилось ему ехать из Рязани в Арзамас. Дорогой заехал он в Саровскую пустынь и там впервые услышал об о. Серафиме. «Дай зайду к нему, — подумал Плетминцев, — не скажет ли он и мне чего-нибудь». Пришел он к старцу, и тот прежде всего благословил его, а потом подал три сухарика, говоря: «Вот это тебе, это жене твоей, а это сынку». Плетминцев не поверил сначала словам старца, но, прибывши в Арзамас, действительно через несколько времени женился и, по предсказанию святого старца, имел сына.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

По ком звонит электронный колокол У Сысоя. Художник: Александр Косничев При всей моей любви к Греции было во время пребывания там и нечто неприятно меня поразившее. Например, электронные колокола, которые тогда как раз стали «входить в моду». Вмонтирована в стену алтаря такая изящная коробочка, вроде пожарного или электрического ящика. В нужный момент подходит настоятель, нажимает на нужную кнопочку (а их там несколько на выбор) – и вот тебе: «Тум, туру-рум тум ту-дум…» или: «Тили-тили бом бом…» Ну и так далее… Помнится, настоятель тогда просто сиял от гордости, показывая это новоустройство митрополиту и его маститым спутникам. А меня взяла оторопь и тоска. Да, конечно, я понимал, что это удобно и четко… но ведь не живое это все, как ни крути… Не на-ше!.. И когда мы шли крестным ходом, под пугающе механические звуки этой «музыкальной шкатулки» не скакало мое сердце, как Давид перед сенным ковчегом, а в смущении ежилось. На днях, в Светлую седмицу, на добрых посиделках у благочинного зашел между священниками разговор на ту же тему: о пользе (или не пользе) электрических колоколов. И вот один из сторонников электронного звона (к слову, бывший музыкант) в какой-то момент воскликнул: – А что я должен делать, если у меня в селе нет звонаря?! Ну нету и все… И в этот момент я понял, что главная тема нашего разговора вовсе даже не электронные колокола сами по себе, а вот что: нет людей! А куда они подевались? Нет, сейчас вопрос не о демографической ситуации, хоть и это тема больная, а о том, что крещеный люд спит беспробудным сном, словно он и некрещеный вовсе. И мы печально разводим руками: «Не идут-с». И покорно выписываем электронные колокола… Только вопрос: кого эти колокола порадуют, и вдохновят, и разбудят? Храмы вроде бы полны… На праздник… Но заканчивается служба, и остается горстка прихожан, желающих и готовых содействовать доброму служению Церкви в миру, в служении людям. Более того, поворачивается иногда еще язык у крещеных нехристей обвинять Церковь в том, что она «мало чего делает». Так чьими руками должна благотворить и добротворить Святая Церковь? Руками все тех же прихожан преимущественно. И вот сколько их готово к такой работе – таков и объем реально совершаемого добра. А остальные все подались в «премудрые критики».

http://pravoslavie.ru/53324.html

Итак, даже святейший догмат Пресвятой Троицы преломился в язычествующем сознании, – в идеи «совместного» (множественность ипостасей) и «последовательного» (самообоснованность Абсолютного бесконечным рядом актов) политеизма. Мало того, самое тройственное число ипостасей – и то оставило свой след в виде божественных триад . Но, при всем внешнем сходстве этих триад с Троицею, мы в них решительно не находим именно того, что делает учение о Троичности догматом, – решительно не найдем в них и признака содержания духовного , сверхрассудочного. Стоит хотя бы бегло обозреть эти языческие триады, чтобы убедиться, что, если и выдвигало их искания Триединого Бога Живого, то все-таки в них, кроме числа «3», ничего нет от Троицы Единосущной и Нераздельной. И это приходится высказать, даже оставляя в стороне возможность чисто-исторического, случайного сочетания богов в триады. После этого нечего удивляться, что разве лишь какой-нибудь Геккель , классифицирующий религии по числу признаваемых богов (см. «Мировые загадки») признает возможным приравнивать идею о Триедином Боге языческим триадам. – В своей схоластически расчлененной и подразделенной книге Рауль де ла Грассри (Raul de la Grasserie; – Des religions comparées au point de vue sociologique, Paris 1899, p. 205) различает три вида «религиозных сообществ», а именно: «1° la société particulière entre dieux ou interdivine ; 20 celle entre les diverses parties de l’esprit humain ou intrahumaine et 3° celle entre les diverses fractions de la divinité ou intràdivine»; он указывает, далее, что триады относятся именно к типу «société interdivine» и приводит целую серию таких триад, построенных одновременно по схеме семьи и аспектов солнца, т. е. состоящих из: I, бога-отца, солнца живущего или уже умершего; II, богини-матери, которая представляет небо, – пространство или умершее солнце, и обычно бывает зараз супругою и матерью первого; III, бога-сына, молодого бога восходящего солнца. Он приводит несколько примеров такой триады: 10 в Фивах : Аммон или Аммон-Ра, восходящее солнце, называемое Тум, когда оно становится заходящим, – Маут, его супруга богиня неба, Кхон, восходящее солнце и правитель луны; 2° в Абидосе : Озирис, Изида, его супруга и сестра, Гор – их сын, – с тем же значением; 3° в Мемфисе : Фта, ночное солнце и бог мертвых, Секкет – его супруга, богиня с головою львицы, олицетворяющая солнечный свет, или Баст, богиня с кошачьей головой, и Нофра-тум или Ин-хотеп, их сын, восходящее солнце; 4 в Коноссо : Менту, Сати и Кхем; 5° в Эснех : Нун, Небуонт и Гика.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Духа, а Логоса (т. н. Логос-эпиклеза): «Да приидет, Боже истины, святое Твое Слово на хлеб сей, чтобы стал этот хлеб Телом Слова; и на чашу сию, чтобы стала эта чаша Кровью истины» (Hänggi, Pahl. Prex Eucharistica. P. 130; Johnson. P. 48-49). Первая из указанных особенностей позволяет предположить, что ядром анафоры Евхология Серапиона является краткая евхаристическая молитва трапезного типа из Дидахе (Mazza. L " anaphora. P. 512-519; Джонсон считает, что все institutio анафоры Евхология Серапиона является архаичным элементом, прибавленным к не зависящей от него молитве благодарения,- Johnson. P. 224-226). Вторая особенность, показавшаяся нек-рым ученым неправославной, заставила их усомниться в атрибуции Евхология еп. Серапиону (Botte; см. Johnson. P. 39-40), однако ряд исследователей (Cuming. Thmuis revisited. P. 571-573; Taft. From Logos to Spirit. P. 489-502; Johnson. P. 233-253) считают Логос-эпиклезу более древней формой эпиклезы. Среди др. молитв литургии в Евхологии Серапиона помещена молитва о приносящих елей и воду. Освящение елея во время Евхаристии - особенность нек-рых древних литургий, напр. литургии «Апостольского предания» сщмч. Ипполита Римского (гл. 5; Johnson. P. 121-123). Еще одна александрийская анафора IV в.- т. н. егип. анафора свт. Василия. Это анафора основной литургии Коптской Церкви - копт. литургии свт. Василия Великого. Известно неск. саидических, древнейших, и бохайрских версий этой анафоры (Doresse, Lanne; Lanne; Fenwick. P. 49-50). Нек-рые греко-араб. рукописи XIV в. содержат ее греч. текст (Fenwick. P. 51; Hänggi, Pahl. Prex Eucharistica. P. 347-357), однако их позднее происхождение и тот факт, что текст егип. литургии Василия соседствует в них с греч. текстом литургии «свт. Григория Богослова» - заимствованной Коптской Церковью литургии сир. монофизитов, заставляют усомниться в аутентичности греч. текста егип. анафоры свт. Василия. Существуют араб. и эфиоп. переводы егип. анафоры свт. Василия Великого (Fenwick. P. 52). Егип. анафора Василия существенно короче визант., сир.

http://pravenc.ru/text/64464.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010