В то же время у древних толкователей (напр., Филона) и св. Отцов подчеркивается мысль, что «сад Едемский» прежде всего — образ блаженного состояния человека до его падения. Согласно свт. Григорию Богослову, «Едем» означает высший дар непосредственного Богообщения (Песнопения таинственные, 7). Блаженная жизнь прародителей отнюдь не была праздной. Бытописатель говорит о повелении человеку «возделывать и хранить» место своего обитания. Человек находился еще в гармонии с природой, поэтому его творческое воздействие на природу было «не мучительным трудом, а отрадным наслаждением» (бл. Августин). Эта гармония нарушится только грехом человека. 4. Древо Жизни и Древо Познания. Образ священного мирового Древа — распространенный символ (см. статью Топорова В. Древо мировое. — В кн.: Мифы народов мира. т. 1, с. 398–406). Изображения его во множестве встречаются в искусстве Древнего Востока. Смысл образа — двоякий. С одной стороны, он символизирует связь неба и земли, а с другой — все мироздание. Библия использует оба эти символа, говоря о двух таинственных древах — Древе Жизни и Древе Познания. Древо Жизни — символ единения человека с Богом, которое дарует ему вечную жизнь. Древо Познания добра и зла — символ мироздания, ибо «добро и зло» (евр. тов вэ ра, хорошее и худое) есть идиома, которую можно перевести как «все на свете» (см. выше §11,9). Запрет есть плоды с Древа Познания предостерегает человека от покушения на своевольную, независимую от Бога власть над миром (тенденция, которая впоследствии нашла свое выражение в магии). «Если бы, — говорит прп. Ефрем Сирин, — наши прародители повиновались заповеди, Бог стал бы для них познанием добра и жизнью, и они возвысились бы до сладости созерцания, которое заключается в Древе Жизни, которое есть Бог» (Толкование на Быт 3). Символика Древа имела еще одно значение для ветхозаветной Церкви. Оно было не только знаком благословения, но и таило в себе опасность. Под деревьями совершались магические ритуалы язычников. С деревьями был связан ханаанский культ плодородия и идущие от него соблазны (ср. 4 Цар 17,10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

92c.     Проповеди  /Вступ. П. С. Гуревича. Б. м., 1991. 15 с. 92d.     Проповеди и беседы: О любви; О слышании //Новые идеи в философии. Ежегодник философского общества СССР. 1991: Культура и религия. М.: Наука, 1991. С. 108—110. 92e.     О пастырстве : Доклад в МДА в 1973 г. //О священстве: Сборник. Киев: Киево-Печерская лавра, 1997. С. 3—20. 93.       Baptism //2nd Orthodox Conference at Effingham. May 28—31, 1976. S.l., s.a. P. 1—7. Препр. 94.       Connaissance de soi ВЭ. 1978. P. 7—21. 94a.     О самопознании /Пер. с франц. Т. Л. Майданович. Вступ. Б. Братуся //Вопросы психологии. 1994. С. 111—121. 95.       De la liberté ВЭ. 1979. P. 18—28. 96.       The Feasts of the Christian year: Four talks /Ed. Pegeen O’Sullivan. [London]: Ikon books, 1979. 11 p. Препр. 97.       On death //Sobornost. 1979. P. 8—18. 98.       Слово о матери Марии : Предисловие к : Прот. Сергий Гаккель. Мать Мария (1891—1945). Париж: YMCA-Press, 1980. С. 13—14. 99.       When a man starts on the way : [Foreword to:] Father John. Christ is in our midst : Letters from a Russian monk /Transl. by Sister Williams. London: Darton, Longman and Todd, 1980. 100.     Проповедь в день Трех святителей 12 февраля 1981 г. на торжественной литургии по случаю 50-летия основания Трехсвятительского подворья //ВЭ. 1980—1981. С. 137—138. 101.     Об о. Афанасии (Нечаеве) //ВЭ. 1980—1981. С. 147—156. 101a.   L’Archimandrite Athanase (Netchaev) /Пер. с рус. Т. Л. Майданович //ВЭ. 1980—1981. P. 23—31. 101b.   Recollections of Archimandrite Afanasii (Nechaev) /Transl. by E. Obolensky //Sourozh. 1982. P. 1—12. 101c.   Об о. Афанасии (Нечаеве) //Русский паломник. [Chico, California]. 1991. С. 51—55. 102.     Considérations au sujet du terme «Eglise indivise» //ВЭ. 1980—1981. P. 69—77. 102a.   Размышления по поводу выражения «неразделенная Церковь» /Пер. с франц. Т. Л. Майданович //ВЭ. 1980—1981. С. 199—208. 102b.   Reflexions on the expression «The undivided Church» /Transl. from French by Benedict Roffey //Sourozh. 1991. P. 7—16.

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

JMP                       Journal of Moscow Patriarchate ROC                      Russian Orthodox Cathedral. London RODS                    Russian Orthodox Diocese of Sourozh. Great Britain S. a.                       Sine anno S. l.                        Sine loco SOP                       Service Orthodoxe de Presse. Paris SPCK                    Society for Promoting Christian Knowledge StVSP                    Saint Vladimir’s Seminary Press. New York WCC                     World Council of Churches 1.         Conmemplamion et ascèse: contribution orthodoxe //Technique et conmemplamion. Etudes carmélitaines. 1949. P. 49—57. 1a.       О созерцании и подвиге //ВЭ. 1953. С. 138—155. 1b.       Asceticism (somamopsychic techniques). London, 1957. 31 р. (The Guild of Pasmoral psychology. Lecture 95). 1c.       О созерцании и подвиге //МПЖ. 1994. С. 151—177. 2.         Long live the Queen! : Impressions of the coronation //Christian East. 1953. Vol. 2. P. 125—128. 3.         Христос раждается — славите! //ЖМП. 1953. С. 36—37. 4.         Русская Православная Церковь в Англии : Из жизни лондонского прихода за истекший год //One Church. 1955. С. 188—191. 5.         Allocution prononcée à Londres le 29 Novembre 1957, lors de sa nominaton episcopale //ВЭ. 1957. P. 243—244. [Пер. с рус.] 5a.       Слово при наречении во епископа Сергиевского //ЖМП. 1958. С. 10—12. 5b.       Address at his Consecration as Bishop of Sergievo on November 30, 1957 //One Church. 1958. P. 142—144. [Пер. с рус.] 5c.       Idem //Sourozh. 1982. P. 1—4. [Пер. с рус.] 6.         Visit to Russia //Sobornost. 1961. Ser. 4. P. 180—186. 7.         Message [à l’occasion de sa nomination remplissant les fînctions d’Exarque] //ВЭ. 1963. P. 10—11. 7a.       Послание [по случаю назначения исполняющим обязанности экзарха] //ВЭ. 1963. С. 12—13. 8.         Message de Noël //ВЭ. 1963. P. 185—187. 9.         Eis Polla eti Despota: 50e anniversaire du ministère åpiscopal de SS le Patriarche Alexis //ВЭ. 1963. P. 190—191.

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

В радости Товит написал хвалебную песнь Богу, с пророчеством о небесном Иерусалиме ( Тов.13 ). В заключение книги рассказывается, что Товит достиг преклонных лет и незадолго до смерти завещал сыну оставить Ниневию, разрушения которой нужно было ожидать по пророчеству Ионы. Похоронив родителей, Товия отправился с женою и детьми в Екбатаны к тестю и тёще и поселился у них, оставаясь и здесь верным сыном. Он дожил до старости и перед смертью услышал о падении Ниневии, радуясь, что Бог избавил его от несчастия ( Тов.14 ). В книге обсуждается несколько богословских тем. Во-первых, это учение о Боге. Он одновременно Бог Израиля ( Тов.13:18 ), Бог-творец ( Тов.8:6 ) и судья всего мира ( Тов.3:2 ; ср.13:2). Он праведен ( Тов.3:2, 13:6 ), славен ( Тов.13:6 ) и милосерден ( Тов.6:18, 8:16, 11:17, 13:2, 5 ). Как Бог , помогающий «заключать браки на небесах» ( Тов.6:18, 7:11, 8:21 ), он заботится о существовании Своего народа. Во-вторых, Бог действует через архангела Рафаила, который возносит молитву перед Святым Богом ( Тов.12:12, 15 ). Как Посланник Божий, он исполняет его волю. Он с праведниками в их добрых делах ( Тов.12:12–13 ) и защищает их. В целом, книга Товита говорит о том, что люди охраняются ангелами-защитниками ( Тов.12:22 ). Злые ангелы, как и добрые – это тоже Божьи инструменты. Они являются средством, которое Создатель использует, чтобы позволить человеку проявить свою свободу. В-третьих, на протяжении всей книги регулярно напоминается о «законе Моисеевом». Как правило, не подразумевается конкретный текст, скорее говорится о нормах благочестивой жизни, таких, как пищевые ограничения ( Тов.1:11 ) или помощь бедным ( Тов.4:7– 11,16 ). Вершиной этических наставлений книги Товита, безусловно, является отрицательно сформулированное «золотое правило»: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» ( Тов.4:15 ) 27 . Особенно важным в книге считается погребение погибших ( Тов.1:17–20, 2:38 ), которое является, одновременно, и актом милосердия, и исповеданием веры, потому что связано как с уважением к умершим, так и с заповедью почитания родителей. Это подтверждает описание того, что Товия похоронил не только своего отца, но и свою мать, и своих родственников ( Тов.14:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

б) Начальником Управления военизированной охраны и заместителем начальника ГУЛАГа – майора государственной безопасности тов. Добрынина Георгия Прокопьевича. в) Начальником Управления горно-металлургической промышленности и заместителем начальника ГУЛАГа тов. Захарова Петра Андреевича. г) Начальником Управления лесной промышленности и заместителем начальника ГУЛАГа – майора государственной безопасности тов. Сергеева Ивана Трофимовича. д) Начальником Управления промышленного и капитального строительства и заместителем начальника ГУЛАГа – майора государственной безопасности тов. Попова М.Н. е) Заместителем начальника ГУЛАГа по кадрам – начальником Отдела кадров ГУЛАГа – капитана государственной безопасности тов. Кузнецова Сергея Сергеевича. ж) Начальником Политотдела ГУЛАГа – капитана государственной безопасности тов. Горбачева Максима Ефимовича. з) Начальником Отдела учета и распределения заключенных – лейтенанта государственной безопасности тов. Грановского Германа Марковича. и) Начальником Санитарного отдела Лойдина Давида Максимовича. ж) Начальником Мобилизационного отдела – младшего лейтенанта государственной безопасности тов. Останова Павла Капитоновича. л) Начальником Отдела общего снабжения – интенданта 1-го ранга тов. Силина Вольдемара Вольдемаровича. м) Начальником Административно-хозяйственного отдела тов. Маслихова Николая Антоновича. н) Начальником Бюро рационализации и изобретательства тов. Стратьева Бориса Дмитриевича. 4 . Назначить: Заместителем начальника Управления топливной промышленности тов. Шелкова Михаила Степановича. Заместителями начальника Управления промышленного и специального строительства ГУЛАГа НКВД СССР тов. Вайнштейна Б.С. и тов. Поддубко Валентина Александровича. 5 . Товарищам Чернышеву, Круглову и Берензону совместно с начальниками соответствующих управлении в отделов ГУЛАГа в двухнедельный срок разработать и представить мне на утверждение штаты и положение управлений и отделов ГУЛАГа и ЦПФО, с учетом проведения необходимого сокращения штатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ж) Предложить ГПУ поставить хорошо дело с компрометацией попов здесь и на местах. з) Находящихся в Москве на покое отстраненных епископов водворить через ВЦУ в какой либо отдаленный монастырь. и) Поручить тов. ТУЧКОВУ в следующем заседании Комиссии сделать доклад о том, в каком положении сейчас дело Тихона, какой материал имеется, нужно ли ставить процесс его и как с ним поступить в противном случае. к) Тов. КРАСИКОВУ к следующему заседанию сделать доклад о заграничной церкви. л) Автокефалию национальной церкви не поддерживать до Собора. Делегировать тов. СКВОРЦОВА с кем либо от ВЦУ и ГПУ на Украину для изучения этого вопроса там и после этого, заслушав их информацию принять то или иное решение по вопросу автокефалии [ 11 ]. Тезисы принять, размножить дать каждому члену Комиссии и в четверг, в 15 1/2 час. в приемной тов. КАЛИНИНА собраться всем членам Комиссии у коих окажутся те или иные поправки. Поправки эти внести и в окончательной редакции тезисы передать в Агит.-проп. Через тов. КРАСИКОВА предложить т. БОНЧ-БРУЕВИЧУ сделать на следующем заседании Комиссии часовой доклад о современном состоянии всех сект существующих в РСФСР, дав кроме того письменно характеризующую все секты 245 докладную записку. Тов. ТУЧКОВУ сделать содоклад по материалам ГПУ. Поручить ГПУ систематически собирать материал о политической стороне различных сект. Тов. ФЛЕРОВСКИЙ доложил, что эта газета уже не нуждается больше в субсидии, а так как это было одним из больших аргументов за ея закрытие, то теперь можно этот вопрос пересмотреть. Представить издание газеты тов. ГАЛКИНУ на две недели предложив ему во первых заполнять ее статьями и заметками, предварительно согласованным[и] с т. ТУЧКОВЫМ, и во вторых через две недели сделать Комиссии обстоятельный доклад о необходимости продолжать ее издание и направлении. а) Следующее заседание Комиссии назначить в кабинете тов. ЕНУКИДЗЕ в 20 час. 8/XI. б) Епископа Сергия оставить в прежнем положении опального. в) По заявлению тов. СМИДОВИЧА о ПЕЛЬЦЕ – предложить переговорить тов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доклад Техкомиссии. Тов. Медведь. Докладчик указывает на политическое состояние гор. Москвы и губернии. Тов. Базилевич говорит о технической подготовке к изъятию в гор. Москве и отмечает, что работа к изъятию подготовлена. О Заместителе Председателя. Тов. Сапронов. Утверждение районных комиссий. Постановили: Констатировать, что работа по агитации и пропаганде ведется недостаточно интенсивно. Просить МК и районные комитеты все имеющиеся в их распоряжении силы по агитации и пропаганде дать на эту работу. Снабжение приезжающих крестьян и агитаторов продовольствием и деньгами возложить на тов. Моргунова. Считать необходимым завтра 24/III сделать доклад на закрытом заседании МК. Доклад поручить тов. Сапронову. Обратить внимание МК и ЦК на то, что среди мобилизованных товарищей для выступления на фабриках и заводах, а также писания статей, наблюдается неисполнение возложенных на них нарядов, т. е. выступление и доклады в печати, что грозит срывом всей кампании. Предложить Агитподкомиссии расследовать причины этого явления и принять через партийные органы соответствующие меры. О результатах сообщить Председателю Комиссии к 4-м часам 24/III. Поручить Агиткомиссии снестись с редакциями о том, чтобы все поступающие статьи и резолюции от рабочих, крестьян и красноармейцев немедленно поступали в печать. Принять все меры к тому, чтобы как можно больше было статей об изъятии церковных ценностей, например: воровство попов, воззвания епископов и духовенства об изъятии церковных ценностей и т. д. Поручить тов. Красикову собрать все резолюции и воззвания духовных лиц об изъятии церковных ценностей. Снестись с Московским Полиграфическим Отделом о скорейшем выпуске книги: “Номер Журнала Революция и Церковь ”. Ввиду возвращения тов. Землячки из поездки предложить ей приступить к исполнению своих прямых обязанностей в Комиссии по изъятию ценностей. Обязать Техническую Комиссию дать к понедельнику 27/III точные сведения о церквах и политическом настроении верующих. Ввиду того, что тов. Медведь слишком занят и его работа, как боевая, требует постоянного присутствия в МГПО 91 , поручить тов. Сапронову завтра 24/III переговорить с тов. Троцким по этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очевидно, что такая Церковь не есть организация, созданная человеком. Она бы просто перестала существовать, если бы мы одни за нее отвечали. К счастью, от нас требуется только быть истинными членами Божественного Главы Церкви, ибо, как писал св. Ириней, «где церковь , там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина» 1337 . Orthodox Theology Today В основу статьи положена речь, произнесенная автором 17 октября 1968 г. на симпозиуме в Свято-Владимирской духовной семинарии по случаю празднования ее тридцатилетия. Впервые опубл. в: SVTQ. Vol. 13. 1/2.1969. Р. 77–92. Переиздания английского текста: Sobornost. Vol. 6.1970. P. 11–24. Meyendorff J. Living Tradition. P. 167–186. Впервые на рус. яз.: Православное богословие в современном мире//ВЭ. 67. 1969. С. 175–193. Переиздания этого перевода: ВРСХД. 94. 1969. С. 13–30; публикация перевода ВЭ, проверенного и уточненного автором; Мейендорф И. , прот. Православие в современном мире: [сб. ст.]. Нью-Йорк: Chalidze Publications, 1981. С. 167–185; фототипическое воспроизведение текста ВЭ; Мейендорф И. , прот. Православие и современный мир: (лекции и статьи). Мн.: Лучи Софии, 1995. С. 57–78; публ. по изд. 1981 г.; Мейендорф И. , прот. Православие в современном мире: [сб. ст., 2-е изд., испр. и доп.]/отв. ред. М. Т. Работяга. М.: Путь, 1997. С. 171–189; публ. по изд. 1981 г.; Православие: Pro et contra/сост. В. Ф. Федоров. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. С. 467–483; публ. по изд. 1981 г.; Мейендорф И. , прот. Православие в современном мире: [сб. ст., 3-е изд.]. Клин: Христианская жизнь, 2002. Мейендорф И. Живое Предание. 2004. С. 266–299; публ. по изд. 1981 г. Другой рус. пер.: Православное богословие сегодня// Мейендорф И. Живое Предание. 1997. С. 221–248. Публикация подготовлена по тексту первого русского перевода (ВЭ), проверенному и уточненному по английскому оригиналу (SVTQ) и отредактированному с учетом авторизованной версии (ВРСХД). О ПРАВОСЛАВНОМ ПОНИМАНИИ ЕВХАРИСТИ 1. Давний спор: вчера и сегодня В Средневековье появилось множество «перечней заблуждений», составлявшихся в ходе взаимной полемики греков и латинян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Тов. 7, 1–8 : Гостеприимство израильтянина Рагуила 250 и его семейства в городе Экбатаны. Краткая историческая справка – город Экбатаны: Екбатаны – греко-латинское название Еврейского города Ахмета, города и столицы царства Мидийского ( I Eздp. 6, 2 ). Вместе с тем город Екбатаны был летней резиденцией Персидских, а позднее Парфянских царей. Город Екбатаны был расположен на месте или в очень близком расстоянии от одного из значительнейших городов нынешней Персии Гамадана (Иран). По Геродоту, этот город был построен Дейоком, царем Мидийским и окружен семью кольцеобразными стенами ( Иуд. 1, 1–4 ). В этом городе, по всей вероятности, найден свиток, в котором Кир повелевает Иудеям восстановить храм. Там был великолепный царский дворец и храм солнца. По смерти своих родителей сюда переселился и здесь жил Товия и здесь же скончался. В этом городе указывают гробницу Есфири и Мардохея. Здесь в 324 году до Р.Х. Александр Македонский провел два осенних месяца и праздновал здесь праздник Дионисия. В первые века христианства здесь проповедовалось Евангелие и была учреждена Церковь . Воспоминание об епископах находится в истории Восточной Церкви, но христианской общины давно уже нет. Говорят, что здесь доселе находят еще значительное число Иудеев. Договор о браке Товии и Сарры, дочери Рагуила ( Тов. 7, 9–17 ). Тов. 8, 1 –9а: Бракосочетание Товии и Сарры. По совету спутника Товия положил в кадильницу желчь и сердце пойманной рыбы. Курением был изгнан демон, который умерщвлял мужей Сарры. Молитва о благословении брака. Тов. 8 , 9б-21а: Беспокойство Рагуила. Рагуил заранее выкапывает могилу для Товии. Брачный пир. Тов. 9, 1–6 : Рафаил уходит к Гаваилу и приносит Товии 10 талантов серебра. Товия с женой и Рафаилом возвращается к отцу в Ниневию ( Тов. 10 , 7б-13). Исцеление ТовитаТовия по совету Рафаила помазал отцу глаза желчью рыбы и тем самым снял бельма с глаз его ( Тов. 11 ). Тов. 12, 1–5 : Награда Рафаила. В благодарность отец и сын предложили ему половину имения. Тов. 12, 6–15 : Рафаил открывается людям: Он – Ангел: “Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих возвещать похвально. Делайте добро и зло не постигнет вас. Лучше малое с справедливостью, нежели много с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото. Не скрою от вас ничего. Когда ты, Товит, и невестка твоя Сарра молилась, я возносил ваши молитвы пред Святаго; и когда ты погребал умерших, я был с тобою. И вот Господь послал меня исцелить тебя, и невестку твою. Я Рафаил, один из семи ангелов, которые возносят к Богу молитвы святых”.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

е. имена первых трёх царей V династии. Хотя народное предание помнило только двух царей IV династии после Хуфу и ничего не знало о Джедефра, Шепсескафе и других царях, не оставивших после себя больших пирамид, тем не менее оно сохранило память об основных притязаниях жрецов Ра и, по меньшей мере, содержит долю истины относительно возникновения V династии. В этой народной сказке мы имеем популярную форму новой государственной фикции, согласно которой каждый фараон есть сын бога-солнца по плоти. Подобное воззрение удержалось в течение всей истории Египта. Цари V династии, резиденция которых продолжала оставаться вблизи Мемфиса, начали править около 2750 г. до н.э. В них ясно выражены черты происхождения, приписанного им народным преданием. Официальное имя, которое они принимают во время коронации, должно неизменно заключать имя Ра,традиция, которую гелиопольские жрецы не могли прочно утвердить в эпоху IV династии. Впереди этого имени должен теперь стоять новый титул «Сын Ра». Наряду со старым титулом «Гор» и новым титулом, который представляет Гора попирающим ногами символ Сета, это новое наименование «Сын Ра» являлось пятым титулом, присущим фараонам и составившим позднее полный фараонский титул в том виде, как он сохранился в течение всей истории. Их принадлежность к культу Ра как государственной религии по преимуществу нашла себе немедленное и практическое выражение в самой блестящей форме. Около царской резиденции, вблизи позднейшего Мемфиса, каждый царь стал возводить великолепный храм солнца, носивший название вроде «Излюбленное место Ра» или «Удовлетворение Ра». Все эти святилища построены по одному основному плану: большой передний двор, к которому справа и слева примыкают культовые покои и где стоит огромный жертвенник, а в глубине возвышается на мастабо-образном основании высокий обелиск. Этот символ бога стоял под открытым небом и вследствие этого святая святых отсутствовала. Есть основание предполагать, что обелиск и смежная часть строения были то же, что святая святых храма в Гелиополе в увеличенном виде Стены были покрыты изнутри скульптурными изображениями, заимствованными из жизни, сценами на реках, в болотах и в топях, среди полей и пустынь, и из обрядов государственной религии; снаружи храм был покрыт рельефами, изображавшими воинственные деяния фараона.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010