«Наблюдай месяц авив (нисан), и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» ( Втор.16:1 ) Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпические события книги Исход. Она рассказывает о четырехвековом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврейский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки ( Исх.12:11 ), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости. «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» ( Исх.12:11–13 ). Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14 ⁄ 15 месяца авива, или нисана) во 2й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. песах«прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских ( Исх.12:13 ).

http://azbyka.ru/paskha

1. Девять страшных казней от Иеговы поразили Египет, и сердце Фараона дошло до крайнего ожесточения; он запретил Моисею под страхом смерти являться пред лице свое; Моисей и не являлся (10:27–29). Бог определил смертью первенцев Египетских избавить первенца Своего – Израиля (гл. XI). Был первый весенний месяц, когда Евреи должны были избавиться от рабства Египетского. К этому великому событию они должны были приготовиться особенным знаменательным образом. Бог открыл Моисею и Аарону следующее: а) месяц, в который так чудесно Бог избавляет Евреев из рабства Египетского должен быть первым месяцем свящснного года в память этого события (12:1–2). 66 б) В десятый день этого мсаца глава каждого семейства 67 должен выбрать и отделить агнца (из овец или коз), который должен быть совершенн (т. е. не слеп, не увечен, не паршив, вообще без порока), мужеского пола и однолетен (ст.3–5). В 14 день месяца вечером («пред захождением солнца», Вт.16:6) он должен быть заклан, а кровью его помазаны (крестообразно) оба косяка двери и верхняя перекладина, в знаменование спасения первенцев Корейских от Ангела погубляющего; мясо животного всеоцело вместе с внутренностями должно быть испечено, а не сварено, и съедено с горькими травами (в память горечи рабства); кости агнца не должны быть раздробляемы, мясо должно быть все седено, а остатки сожжены (ст. 6–10). Есть должны с особенною поспешностью, стоя, одетые и опоясанные, обутые и с посохами в руках, как готовые к быстрому отшествию (ст. 11). 68 в) Наконец Бог дает объяснение значения этой жертвы и этого праздника с их наименованием: «пасха Господня» (евр. песах-прохождение, пощада), которое означает то, что Ангел (Бог), погубляющий первенцев Египта, 69 ради крови этой жертвы пройдет в ту ночь мимо жилищ Израильских и пощадит первенцев Израиля. Праздник этот установлен навечно, 70 на все будущие времена (ст. 11–14). 2. Касательно праздника опресноков было заповедано: а) в продолжении семи дней (от 14 по 21 день месяца – ст. 18) не употреблять ничего квасного, под угрозою отлучения от Церкви и погубления души (ст. 15);

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

246 (Ст. 10). Во всех последующих законоположениях о жертвах мы встречаем тоже приказание ничего не оставлять, а сожигать огнем Это, по всей вероятности, чтобы избежать осквернения святыни, и употребления остатков для чародейских приемов и других преступных целей, спасая тем народ от предрассудков. Известно, что лжица (ложечка) введена при приобщении Св. Таин с тою же целию. Жертва греха съедалась в тот же день и при том одними священниками, жертвы мирные могут оставаться и на другой день, но остатки ее также сожигают огнем на третий день (Лев. 40;II. 17, 18). 247 (Ст. 11). Комментаторы и талмудисты говорят, что одежды путешествия были обязательны лишь для первой Пасхи. Впоследствии не встречают следов этого обычая, при совершении Пасхи. (Сравни Пасху, совершенную в последний раз Господом нашим Иисусом Христом). Пасха Господня, это важнейшее и пророческое установление, по смыслу названия своего означает прохождение. «Песах» по Еврейски; «Пасхе» по арамейски (О. Герлах). Мы уже говорили, что слово Песах, кроме значения преходить быстро, прелетать, имеет еще значение пощады. (Кук). Значение этого слова, употребленного в кн. Исаии пророка (XXXI 5) очень ярко выступает в следующих выражениях его: «как птица-птенцов, так оградит Господь Сил град Иерусалим, защищая его избавить; его и проходя (Песах) через (сверху) него, сохранить его. 248 (Ст. 12). «Я….пройду по земле Египетской: здесь, говорит Кук, употреблено совершенно другое слово чем в стихе 11. Там таинственное прохождение (Песах) милости; здесь прохождение суда Господня. Суд над богами Египетскими есть весьма темное изатруднительное для объяснения сказание. В Числах XXXIII, 4 сказано: «Египтяне хоронили первенцев, и над богами их Господь совершил суд». В кн. Яшар (in loco) говорится, что, независимо от смерти первенцев даже изображения умерших первенцев упали и разбились. У Евреев было предание, что в дочь исхода землетрясение поколебало храмы, и статуи богов разбились. Но правильнее предположить, что смерть первенцев не только человека, но и скота, была направлена прямо противу нелепых натуралистических обрядов поклонения животных, которых обожали по всему Египту в каждом номе, в каждом городе, (Сравн, прим. 17, главы VIII). В этой-то казни обожаемых животных видят комментаторы «суд Божий над богами Египетскими». Заметим, что название божеств языческих Елилим значит ничто, с знаком множественного числа (также и у Исаии XIX, 1) или ничтожество.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Эти доли образуют полный день за приведённое число лет. Вот как можно это наглядно показать в следующей таблице равноденствий:    Год от сотворения мира Равноденствие    4756 25 марта    5056 24 марта    5356 23 марта    5656 22 марта    5956 21 марта    6256 20 марта    6556 19 марта    6856 18 марта    Этот изъян нельзя сгладить, нельзя его избежать, ибо никто не может переменить и переделать природу звёзд, светил, небесных тел и созвездий, ибо это будет означать разрушение гармонии и превращение в хаос того, что благосоответственно сочетала мирохудожница премудрость Божия. Эта гармония во всём мире находится в постоянном движении, дабы мы могли, как сказал Григорий Богослов, отсчитывать неподвижное. Мы показали, что изъян в подсчёте дней у святых отцов не их вина, но есть несоответствие естественного движения светил как меры дней и часов, ибо мы исчисляем дни и часы, следуя римлянам, и в результате каждые триста или каждые триста четыре года, как мы уже сказали, прибавляется день. Итак, осталось посмотреть, каким образом, если счёт лет у отцов именно такой, беспрекословно соблюдается канон священных апостолов о Пасхе. Пророк Моисей, а точнее Бог через Пророка, в 12 главе Исхода повелевает сынам Израиля праздновать песах, то есть «переход», в четырнадцатый день первого месяца (Исх. 12:6—27). Прежде всего, необходимо определить новый год, затем первый месяц года, и четырнадцатого числа этого месяца праздновать ветхий песах Господу. А канон святых апостолов велит, чтобы мы не праздновали рядом с иудеями; и для того, чтобы этого избежать, и определено соблюдать равноденствие. Мы должны праздновать светлый Воскресения день не до иудейского праздника, и не в этот день, но позднее, дабы соблюдать сказанное прямо. Мы должны учитывать и равноденствие, и иудейский песах, только для того, чтобы не праздновать вместе с ними и тем более не предвосхищать их непраздничный праздник. Святоотеческий канон летоисчисления учит нас находить день после равноденствия, то есть иудейского песаха, после которого Церковь и может праздновать в следующий воскресный день божественную Пасху Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По словам главного раввина России Адольфа Шаевича, на уроках, извлеченных из опыта египетского рабства, чудесного освобождения, базируются важнейшие принципы еврейского религиозного и этического учения, а празднование Песах наполнено глубокой символикой. По его словам, " Марор " (горькие травы) напоминает о горькой участи евреев в Египте; " Харосет " (блюдо, которое принято есть на Песах за особой трапезой) символизирует глину, из которой еврейские рабы лепили кирпичи на стройках фараона; маца напоминает " хлеб бедности " , который предки ели в рабстве, а также то тесто, которое не успело взойти, когда они поспешно вышли из Египта. Говоря об уроках Песах, Берл Лазар напомнил, что этот праздник в первую очередь обращен в будущее, на детей. Он отметил, что пасхальный седер построен так, что родители не просто рассказывают детям некую виртуальную историю из прошлого, но как бы сами переживают исход из Египта, выход из рабства на свободу. " Только когда это переживание проходит через нашу душу, мы вправе ожидать, что оно будет в полной мере воспринято детьми " , – подчеркнул главный раввин страны (по версии ФЕОР). СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Возрождение и развитие службы военных капелланов Х Всемирный русский народный собор, весна 2006 ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 07.04.2024 Щипков 303. " Незавершённый нацизм. Часть 5 /Нацизм и либерализм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 31.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 4/Расизм и нацизм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 28.03.2024 Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 24.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 3/Тоталитарность " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 17.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 2/История термина " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 14.03.2024 Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 10.03.2024 Щипков.

http://religare.ru/2_28464.html

В старых исследованиях, на основании сравнительного анализа библейских текстов, делался следующий вывод: Самостоятельные когда-то праздники Песах (пасха) и опресноков (Маццот) возникли в доизраильское время, и совершались при рождении первенцев и в начале жатвы ячменя. При этом Пасха была связана со скотоводством, а опресноки – с сельским хозяйством в Ханаане. С переходом к оседлому образу жизни Песах всё больше терял свое значение и совершался по преимуществу в пустынных местностях Иудеи. И только при Иосии под влиянием книги Второзакония он был восстановлен и объединен с праздником опресноков…» Весьма проблематичным остается предположение некоторых ученых (I. Engnell, J. B. Segal) о том, что праздник Песах – Маццот является своеобразной интерпретацией распространенного на всем Древнем Востоке весеннем праздновании Нового Года, в котором особое место отводилось фигуре царя…» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 26. Berlin – New-York, 1996. S. 232–233). 5 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Богословские труды, 8. М., 1978. С. 78 –79). 6 Уже в древности противники христианства спрашивали: «Если Христос действительно воскрес, то почему Он не явился всенародно и перед Своими врагами, чтобы в Его Воскресение уверовали все?» Убедительный ответ на этот вопрос дает святитель Иоанн Златоуст : «…Многие спрашивают…и говорят, почему Господь, воскресши, не явился тотчас иудеям? Это вопрос излишний и напрасный. Если бы была надежда обратить иудеев к вере, то Он не преминул бы по воскресении явиться всем. А что не было надежды, чтобы Он, явившись им по воскресении, обратил их к вере, это видно из события с Лазарем. Воскресив этого четверодневного мертвеца, смердевшего и истлевавшего, и повелев ему, связанному повязками, выйти перед глазами всех, Он не только не обратил их к вере, но и возбудил ненависть, потому что, собравшись, они хотели даже убить Его за это. Если же тогда, когда Он воскресил другого, они не уверовали, то, если бы Он, воскресив Себя, явился им, не пришли ли бы они опять в неистовство против Него? И хотя они не могли бы иметь никакого успеха, но показали бы свое нечестие покушением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Сиван Третий месяц еврейского календаря (Есфирь 8:9). Цветение олеандра возвещало о начале лета. На побережье в это время приступали к сбору урожая яблок и ранних смокв. Осадки не выпадают до октября месяца, т.е. до периода ранних дождей ( 1Цар.12:17 ). В 6-й день этого месяца праздновалась Пятидесятница ( Лев.23:16 ), или праздник Седмиц ( Втор.16:9–10 ), называвшийся также праздником Жатвы ( Исх.23:16 ). В еврейском календаре этот праздник называется Шавуот (ивр. «седьмицы»). Шавуот – один из 3-х праздников паломничества ( Втор.16:16 ), празднуется через семь недель после второго дня Песах. Когда существовал ещё храм в Иерусалиме, священники приносили здесь на второй день Пасхи от имени всего Израиля в жертву сноп нового урожая ячменя – «сноп вознесения». Это служило сигналом к началу сбора урожая, который длился 7 недель, т.е. 49 дней. На следующий 50-й день праздновался Шавуот, получивший от этого своё название – «Пятидесятница». В Торе Шавуот называется ещё «Праздником жатвы», или окончанием сбора урожая. Сезон жатвы считался очень трудным, но в то же время и самым весёлым среди полевых работ. Посему-то выражение «как веселятся во время жатвы» ( Ис.9:3 ) вошло даже в поговорку. Обычным приветствием между жнецами и проходящими мимо было: «Вооз... сказал жнецам: Господь с вами! Они сказали ему: да благословит тебя Господь!» ( Руфь 2:4 ). Кроме того, Талмуд учит, что 6-го сивана Бог дал евреям Десять заповедей, в первую ночь Шавуот. В память об этом событии евреи проводят всю ночь в синагогах, где читается молитва тикун (ивр. «исправление») – специальный сборник цитат из Торы и Талмуда, а также Книга Руфь – рассказ о моавитянке, прабабушке царя Давида, принявшей иудаизм, религию своей свекрови. Несмотря на то, что Шавуот отражает самый важный момент в еврейской истории – ниспослание Торы, он отмечается современными евреями не так празднично, как Песах и Йом-Кипур. Здесь нет каких-то особых ритуалов, но зато есть веками существовавшие обычаи. Одним из них является обычай украшать синагогу цветами и растениями, которые символизируют цветение на горе Синай, когда Тора была явлена Моисею.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

И теперь каждая человеческая жизнь может в любой момент возобновится во Христе, как бы не была она отягчена грехами. И это дело Христа распространяется на всех людей, живых и мертвых. Всякая вера в торжество жизни над смертью , всякое предчувствие Воскресения, косвенно уже являются верой во Христа – Подателя жизни 9 . Сила Его воскресения нисходит во все сферы бытия. После его победы над смертью Воскресение стало общим законом не только для человечества, но и для всей природы – животных, растений, минералов, и бескрайний океан света изливается от воскресшего тела Спасителя 10 . Ну, как тут не воскликнуть: «Воистину воскрес Христос!». 1 «Христос воскресе! , – восклицает святитель Филарет Московский (+1867), – Сказав это, что могу вам сказать больше? Всё сказано. Надо ли обосновать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, воскрилить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечта, но реальность, слава – не призрак, но вечная молния вечного света, всё озаряющая и никого е поражающая? – На всё сие найдется довольно силы в одном чудодейственном слове: Христос воскресе!» (Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слова и речи. Слово (CXIII) (58). В день святой Пасхи. Т. 3. М., 1877. С. 20). 3 Песах или Пасах. «Хотя этот термин упоминается в Ветхом Завете 49 раз, его значение остается спорным. Этимологию слова Песах, которое означает одновременно ритуал и закланное по этому поводу животное, до сих пор выяснить не удалось. По-прежнему неясно, связано ли упоминаемое в книге Исход (12, 13, 23, 27) существительное paesah c глаголом psh, или же речь идет о разных корнях, которые народная этимология связала вместе» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 7. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 1998. S. 1415). «Этимология корня psh, возможно, связана с основным значением «отскакивать, отталкивать, отбивать». В 12 главе Исхода psh могло означать неприятие крови на косяках дверей. Едва ли приемлемо родство с египетским psb («удар» с смысле наносящего удар (наказующего) Бога…

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Праздник Пасхи – один из древнейших церковных праздников. Его празднование установлено самими апостолами. Православной Церковью Пасха празднуется по лунному календарю в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия в пределах между 4 апреля и 8 мая (по новому стилю). Особой торжественностью отмечается празднование Святой Пасхи в течение первых семи дней, которые называются Светлой седмицей. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, не совершаются земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются Пасхальными часами. Каждый день после литургии совершается праздничный крестный ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. В пятницу на Светлой седмице, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды. Семь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» ( Откр. 10:6 ). Святая Пасха празднуется Православной Церковью в течение 40 дней. В этот период верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!». 15.5. Что означает слово «Пасха»? – Слово «Пасха» в переводе с арамейского означает «переход, прохождение, избавление». У евреев Пасха связана с воспоминанием об избавлении от египетского рабства и переходом в землю обетованную. Накануне Исхода из Египта каждая еврейская семья должна была по Божьему повелению принести жертву: заколоть агнца и его кровью окропить косяки и перекладины дверей в своих домах, чтобы не погибли младенцы израильские, которым надлежало покинуть Египет. Библия повествует о том, как ангел Божий, прошел по городам и весям Египта, неся смерть египетским первенцам в жилищах, стены которых не были окроплены кровью агнцев. Это настолько потрясло фараона, что он отпустил народ израильский. Событие это стало именоваться еврейским словом «Песах», что в переводе означает «прохождение», так как гнев Божий обошел стороной отмеченные дома. Еврейская Песах, или Пасха, – праздник избавления Израиля из египетского плена.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Много раз в Библии Бог обращается к Своему народу подобным образом, говоря, чтобы люди «посмотрели на пути свои» и сравнили их с путями Божьими. Свет свечи символизирует свет Слова Божье- 36 го, который показывает человеку на его грехи. Псалмопевец Давид говорит о Слове Господа: «Слово Твое — светилъник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105). В первый день Пасхи мы вспоминаем, как Бог отцов наших — Авраама, Исаака и Якова — вывел евреев из земли Египетской. Для этого надо было принести в жертву годовалого ягненка и помазать его кровью косяки дверей домов. Благодаря этой крови смерть прошла мимо евреев, когда Бог поражал первенцев по всей земле Египетской. Поэтому и назвали этот праздник Песах, что на иврите значит ПОЭ (пасах) — «миновать» или «пройти мимо». Наш Мессия Иисус также праздновал Песах, потому что Он был евреем! Мы, мессианские евреи, видим в этой истории и праздновании Песаха прообраз жертвы Йешуа Мессии, Кто был назван Агнцем Божьим. Подобно тем древним жертвенным ягнятам, Его непорочная жизнь была принесена для искупления из рабства греха, чтобы гнев Бога миновал нас, когда Он придет судить народы в конце времен. В течение Пасхального служения вы можете увидеть, что оно является образом смерти Йешуа, Его воскресения и обетования Его возвращения. Сидя за пасхальным столом, мы представляем себе, будто мы сами — в Египетском рабстве; по мере того, как развивается рассказ, мы как бы переживаем весь исторический опыт еврейского народа вплоть до нашего освобождения. В Талмуде по этому поводу сказано: «Человек должен представить себе, будто он сам вышел из Египта» (Песахим 116 б). ПАСХАЛЬНАЯ АГАДА Само слово «агада» означает «рассказ». Пасхальная Агада — это книга, которую читают за праздничным столом. Весь Пасхальный вечер проходит строго в соответствии с древней традицией проведения Пасхального застолья и называется седер, что на иврите значит порядок. До наших дней сохранились книги Пасхальной Агады, написанные много веков назад. Они представляют большую ценность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010