Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ [греч. θλασσα τς Γαλιλαας; совр. Тивериадское оз.], одно из названий крупного пресноводного озера на севере Израиля, встречающееся в НЗ (Мф 4. 18; 15. 29; Мк 1. 16; 7. 31; Ин 6. 1). Наименование. В ВЗ Г. м. называется «морем Киннереф» (евр.     от   - арфа) (Числ 34. 11), «Хиннерефским» (Нав 12. 3; 13. 27) или «морем равнины» (Втор 3. 17). Такое же название (евр.  ,  или    ) носил один из прибрежных городов (Нав 11. 2; 19. 35) и прибрежная равнина (3 Цар 15. 20). С эпохи Судей Г. м. являлось сев. границей израильских поселений. Греч. названия Геннисарет или Генесар являются производными от евр. Киннереф. В эллинистическую эпоху на греч. манер стали называть как озеро (ср. «воды Геннисаретские» в 1 Макк 11. 67), так и прилегающую к нему равнину и город (см. греч. текст Мф 14. 34; Мк 6. 53). В рим. эпоху распространилось наименование по др. городу - Тиверии (Тивериаде) (ср. совр. араб. название Г. м.- Бахр-Табария). У Иосифа Флавия Г. м. обычно называется «Геннисаретским озером» ( Ios. Flav. De bell. II 20. 6; III 10. 1, 7, 8; Antiq. V 1. 22; XIII 5. 7; XVIII 2. 1, 3), реже - Тивериадским оз. ( Ios. Flav. De bell. III 3. 5; IV 8. 2) или просто «озером» ( Ios. Flav. Vita. 96, 153, 165, 304, 327). Рим. географ Плиний Старший отмечал, что обычным для его времени было наименование «Генесарское озеро», однако нек-рые, по его словам, называли озеро «Тарихейским», по имени города на юж. берегу ( Plin. Sen. Natur. hist. 5. 15. 71). Вероятно, в последнем случае Плиний спутал Тарихею и Тиверию. Страбон также упоминает Геннисаретское оз., однако его описание больше подходит др. озеру - Мером (Семехонитида) ( Strabo. Geogr. 16. 2. 16). Павсаний, видевший Г. м. своими глазами, называет его «Тивериадским озером» ( Pausan. Descript. 5. 7. 4-5). Из евангелистов только Лука называет озеро Геннисаретским (Лк 5. 1; просто озером - см.: Лк 5. 2; 8. 22, 23, 33), тогда как Матфей и Марк всегда говорят о нем как о Г. м. или просто о море (Матфей - 11 раз; Марк - 7 раз). Евангелист Иоанн называет море Галилейским, Тивериадским и также просто морем (Ин 6. 1; 21. 1, 7).

http://pravenc.ru/text/Галилейское ...

Ис.5:11 . Горе тем, которые с ран­него утра ищут сикеры и до по­зднего вечера раз­горячают себя вином; «Сикер» – хмельный напиток из яблок или других плодов, даже из хлеба, но пшеничного (вроде нашего пива); 7 «Вино» – приготовлялось из винограда, который в то время славился своим вкусом. Пророк Исаия здесь вооружается против пьянства – порока, который распространяться стал среди евреев со времен Соломона, которого пример, несомненно, действовал на людей, близко стоявших ко дворцу. ( 3Цар.4:20 ). Избыток же в вине делал напиток самым распространенным и пьянство таким образом имело для себя богатую почву. Пророки, видя весь вред от этого увлечения, всячески старались образумить своих слушателей, которые даже гордились своею способностью выпить как можно больше вина (ср. ст. 22). Ис.5:12 . и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Го­с­по­да они не взирают и о деяниях рук Его не по­мышляют. «Цитра» – пустой деревянный ящик, по верху которого натягивались струны (по евр. kinnor). «Гусли» – арфа (по евр. nebel). «Тимпан» – ручной бубен или тамбурин (по евр. toph). «Свирель» – флейта (по евр. cholil). Ис.5:13 . За то народ мой пойдет в плен непредвиден­но, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. «Непредвиденно». – Народ, не имея за собой никакой вины, должен будет страдать из-за излишества, какие дозволяли себе богачи. Ис.5:14 . За то пре­исподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богат­с­т­во их, и шум их и всё, что веселит их. Ис.5:15 . И пре­кло­нит­ся человек, и смирит­ся муж, и глаза гордых по­никнут; «Преклонится» – т. е. раскается. Ис.5:16 . а Го­с­по­дь Саваоф пре­воз­несет­ся в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. Ис.5:17 . И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставлен­ными жирными пажитями богатых. Под «овцами» можно разуметь бедных евреев, которым прежде не было места в Палестине, так как все земли были во владении немногих богачей. По отведении в плен всех богатых и знатных евреев оставшиеся в Иудее бедняки могли свободно выбирать себе поля, где угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 10. Говядо (корова) их не изверже (прежде срока,): спасена же бысть их имущая во чреве (овца, коза), и не лишися (т. е. жизни, греч. не пала). При крепком здоровья и полном душевном спокойствии у нечестивых и хозяйство бывает в лучшем порядке и полном благополучии: коровы в естественно определенный срок вынашивают телят, овцы и козы также благополучно разрешаются от бремени, не слабеют от мучительных родов и не теряют жизни. Таким образом стада нечестивых постоянно умножаются и богатство их увеличивается. Поэтому напрасно уверяют друзья, будто нечестивые «не видят молодого отдоенного скота, изобилия меда и масла» (20 гл. 17 ст.). Ст. 11–12. Пребывают же (семейства беззаконных) яко овцы вечныя: дети же их предъиграют, вземше псалтырь (евр. toph – бубен) и гусли (евр. Kinnor – арфа, цитра), и веселятся гласом песни (ев . – под звуки свирели). Как стада овец и всякого мелкого скота, благополучно размножаясь, существуют на пастбищах своего хозяина во всю его жизнь, так и самые семейства нечестивых, благополучно размножаясь, живут в поместье своих отцов и дедов в течение всей их жизни. Отживая свой век, отцы передают детям свой дом со всей его роскошной обстановкой и вместе – веселый праздничный образ жизни, к которому дети их привыкают с первых дней своего счастливого детства. Окружённые постоянными попечениями и нежными фасками, здоровые и весёлые, они утешают своих родителей играми, особенно во время семейных праздников; тогда юношеские развлечения обыкновенно сопровождаются шумными пирами и разнохарактерной музыкой. Если полной душевной радости веселящихся не выражают звуки бубна и арфы, то восторг изливается в веселых песнях под звуки нежной свирели. Так и до самого конца их жизни у них не бывает «всякой тьмы», к ним не приходит «день гнева» Божия (гл. 20, ст. 20 и 28). Ст. 13. Скончаша во благиих житие свое, в покои же адове (в могиле) успоша. Невозмущаемые совершенно никаким страхом, наслаждаясь всеми благами без всяких лишений в течение всей долгой своей жизни, нечестивые оканчивают свой век в пресыщении от бесчисленных удовольствий и отходят в могилу мирно, как бы на ложе обыкновенного сна после долгой приятной беседы и веселого пира. Последние минуты их жизни не омрачаются грустным представлением, что дети их погибнут в нищете, осыпаемые всевозможными оскорблениями народа, напротив, они твердо уверены в их вполне обеспеченном благоустройстве. Так во всю жизнь они никогда не видят никакого «оскорбления» (гл. 20, ст. 18–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

аломъ Двд, не надписанъ у а. Радйтес, гд: правымъ подобаетъ похвала. 1. Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить. 1 . Тема псалма. Благочестивые верующие должны радоваться о Господе (ср. выше Пс.31:11 ). Эта духовная, святая радость, обыкновенно выражающаяся в хвалении или прославлении Господа, по преимуществу прилична им и составляет их всегдашний, непременный нравственный долг, потоку что «пребывая в Самом Господе и, сколько возможно, созерцая чудеса» Его (св. Василий В.) божественного величия и Им же Самим исполняемые духовною радостию ( Рим.15:13 ; Гал. 5:22 ) и возбуждаемые к выражению ее ( Деян.2:4 и 11; 2Кор.4:15 ), они всего более достойны и способны и естественно обязаны славословить Его ( Пс.118:7 и 171). От избытка сердца говорят уста ( Мф.12:34 ): посему любящее Господа сердца по необходимости должно благодушествовать я веселиться и «от восторга любви к Благому» порываться к хвалению Его (св. Василий В.) Напротив того, не красна похвала во устах грешника ( Сир. 15:9 ). в. Исповдайтес гдеви въ гслехъ, во алтири дестострннмъ пойте 2. Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири; г. воспойте пснь нов, добр пойте со 3. пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием, Во 2–3 ст. указывается способ достойного прославления Господа. 2 . В церкви ветхозаветной со времени Давида, по его установлению, принято было при богослужении прославлять Господа пением псалмов с аккомпанементом различных музыкальных инструментов ( 1Пар.15:16–28; 16:4–5; 25:1–6 )». Из числа этих инструментов наиболее любимыми самим Давидом были – струнные: гусли, иди арфа, евр. Киннор (, κινρα, κιθра=цитра, гитара), инструмент, состоящий из пустого внутри и, большею частью, треугольного (бл. Иероним) ящика, с натянутыми на нем струнами, на котором играли, ударяя по струнам прямо пальцами ( 1Цар.16:23; 18:10; 19:9 ), или особою палочкою (πλκτρω – И. Флавий – Древн. Иуд.7:12:3 ), – и Псалтирь (ψαλτριον, Пс.151:2 ), евр. Невел (, νβλα), также род арфы, большею частью с 10 струнами, только натянутыми не на ящик, а на металлический ободок, который своими изгибами придавал инструменту форму меха ( первонач. – мех: см. Якимова, толк. на Ис.5:12 ). Посему Давид и призывает верующих прославлять Господа пением псалмов, с игрою на гуслях и десятиструнной псалтири. Но прав. христ. церковь , по примеру Самого Иисуса Христа ( Мф.26:30 ; Мк.14:26 ) и апостолов ( Деян.16:25 ; Еф.5:19 ; Кол.3:16 ), славословит Господа только пением священных песней живым голосом, никогда не употребляя при этом никакой музыки. Поэтому 00. и учители церкви сказанное здесь музыкальных инструментах в применении к правосл. христианам толковали в «духовном смысле» о прославлении Господа «чувственными и умственными способностями души» (бл. Феодорит) и всеми членами нашего тела, удерживая их от грехов и направляя их действия к служению Богу (св. Афанасий, Василий В. и св. Иоанн Златоуста на Пс.143:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

366 Сжигание тел умерших израильтяне делали только в крайних случаях, когда хотели обезопасить их от поругания, или когда во время войны или моровой язвы их было очень много, и когда от них могла произойти зараза 367 Может быть, когда Саул пал на свой меч, броня воспрепятствовала ему убить себя, и амаликитянин действительно убил его; но может быть, амаликитянин и солгал, думая выслужиться перед Давидом 368 Из этого видно, что уже первый царь народа Божия короновался венцом. Браслеты носили не только женщины, но и знатные богатые мужчины 370 По свидетельству Иосифа Флавия, от прихода Иисуса Навина с воинством на хананеев до завоевания Иерусалима прошло 515 лет (Древн. Иуд. 7; 3, 2 ). Это нашествие началось по переходе израильтян через Иордан и после совершения обрезания в Галгале 371 Господь внушил этим, что не должно прикасаться к святыне тем, которым не следует, которые не посвящены на особенное служение Богу 372 Аведдар был левит; дом его был в Иерусалиме, но в некотором расстоянии от крепости Сионской, называвшейся городом Давида 373 Музыкальные инструменты евреев, употреблявшиеся при Богослужении были духовые, струнные и ударно-сотрясательные. Духовые инструменты: трубы, органы – род свирели или волынки; рога и сопели – род флейты. Струнные инструменты: гусли, псалтирь – инструмент вроде арфы с десятью струнами, в который ударяли молотком; самвики – треугольная арфа с четырьмя струнами. Ударно-сотрясательные инструменты: тимпан – род бубна, кимвалы – два металлические круга, которыми ударяли один о другой, и ситра – металлический угольник с привешенными к нему металлическими кольцами и металлическими палочками, которые при потрясении бряцали 376 В ближайшем, буквальном смысле, это обетование Божие относится к сыну Давида Соломону; но во всей силе и полноте относится к отдаленному, великому Потомку Давидову Иисусу Христу ( Евр. 1, 5 ). Это обетование Божие значит: когда ты, Давид, умрешь, сын твой создаст Мне храм; Я же на несколько веков утвержу царское достоинство в твоем потомстве. Когда же твое потомство умалится до неизвестности, и храм потеряет свое значение, тогда Я воздвигну тебе великого Потомка, Который будет истинным Сыном Моим, Который создаст Мне нерукотворный храм, святую Церковь , и будет вечным Царем духовного и небесного царства

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

64 Символ полумесяца под крестом обыкновенно объясняется победой креста над луной или памятником свержения ига монголо-татарского, хотя изображение креста над полумесяцем употреблялось и до нашествия монголов на Русь. Арфа же выражает песнопение о победе креста и о его Божественной силе. Максим Грек видел в этом символе образ высоты крестного восхождения (прим. автора). Православная ставрография называет такую форму креста якореобразной. По слову апостола Павла, христиане имеют возможность взяться за предлежащую надежду (т.е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий ( Евр.6:18–19 ). Этот «якорь», символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая надежда. Образно говоря, церковный корабль по волнам бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань жизни вечной. Поэтому якорь, будучи крестообразным, сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова – Царство Небесное. Употребляется подобная символика с III века по Р. X. (прим. ред.). 65 Вот как описывает очевидец торжество закладки храма Владимирского: «По совершении соборне Высокопреосвященнейшим Антонием II, архиепископом Воронежским и Задонским, и настоятелем сего монастыря архимандритом Иларием торжественного водоосвящения на месте закладки под престол сего храма в основание положена каменная плита с таковою на ней надписью: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Основана сия церковь в честь и память Владимирския Божия Матери при державе Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго Великаго Государя нашего Императора Николая Павловича, при Святительстве же Господина Высокопреосвященнейшаго Антония, архиепископа Воронежского и Задонского, и священноархимандрита Илария. 1845 года июня 10 дня». Причем заложены мощи иже во святых отца нашего Митрофана, 1-го епископа Воронежского и чудотворца» (из заметки иеромонаха Нафанаила). 66 В 1862 году все три иконостаса в нижнем этаже собора по резолюции Преосвященного Иосифа устроены вновь и иконы писаны в монастырской трапезной.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

50 Кархидон или Карфаген одна из Финикийских колоний, нахо­дившаяся на северном берегу Африки (где теперь полуостров Барка, на берегу Тунисского залива). Названию Кархидон в еврейском тексте соответствует название Таршиш или Тарсис или Фарсис – собственное имя города другой Финикийской колонии, находившегося в Испании. Название Китиейская или Киттейская земля (евр. Киттим) принадлежало острову Кипру, где был город Китион, а потом и другим островам северного побережья Средиземного моря ( 1Мак.1:1 ) 51 Богатство финикийцев давало им возможность обустраивать с рос­кошью свои города, иметь большое количество инструменталистов и пе­виц, слушать музыку... Была у финикийцев арфа, киннор, но инструмент этот был не что иное, как Ассирийская кинира или кинеира. Киннор и считался главным инструментом, любимым инструментом богов. В храме финикийской богини Ашеры (у Греков Афродиты), на острове Кипре, богиня восхвалялась именно звуками киннора. Звуки этого инстру­мента были по характеру тихие, меланхолические, так что Греки, называвшие этот инструмент тоже киннором, создали даже слово киниромэ что обозначало в переносном смысле слова как бы «я грущу» или «то­скую». Арфа, сделавшись инструментом особенно любимым божеству, понятно, должна была пользоваться популярностью: Финикийские богачи-коммерсанты слушали охотно именно игру на арфе; на разных пиршествах и празднествах именно арфе бала отведена первенствующая роль. Главными виртуозами в игре на арфе были в финикии женщины. В храме Ашеры, на празднествах богатых людей, в различных публичных увеселительных залах, а в таковых не было недостатка в Ти­ре, везде играли арфистки. На арфе играли служительницы богини, на арфе же играли гетеры; наконец, арфа сделалась достоянием блудниц. Даже во времена Римских Императоров финикийские и сирийские арфи­стки славились как особенно замечательные виртуозки. А.С.Размадзе. Очерки истории музыки от древнейших времен до половины XIX века. Москва, 1888 г. Стр. 60–67. Читать далее Источник: Святые пророки ветхого Завета. Последовательное изъяснение славянского текста. Т 1. Книга пророка Исайи. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1889. С. 154. Книга пророка Исайи. Последовательное изъяснение славянского текста. Выпуск 2-й. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1891. С. 614.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Трудности в интерпретации названий входивших в него инструментов связаны с тем, что инструменты, использовавшиеся в Вавилонии, отличались от распространенных в Израиле, а терминология была взята из др. языка или диалекта (относящиеся к данной теме части книги написаны на арамейском). Авторы переводов (Септуагинты, Вульгаты и более поздних), встречая незнакомое слово, явно относящееся к музыке, для его перевода выбирали какой-то термин, известный их читателям. Подобным образом поступали и авторы изображений на библейские сюжеты. Таргум на данную книгу отсутствует, нек-рые арам. названия инструментов являются кальками с греческих, поэтому в Септуагинте был сделан обратный перевод на греческий с арамеизированных греч. названий. В 3-й гл. книги в разных стихах (5, 7, 10, 15) содержатся перечисления муз. инструментов: из 7 терминов во всех перечислениях совпадают только 1-й и последний, в написании остальных 5 терминов присутствуют разночтения. Первый термин -   - соответствует евр.   (рог у животного и муз. инструмент), однако в Септуагинте он передан не как κρας, а как σλπινγξ - словом, обычно обозначающим длинную металлическую трубу в греч. войсках; соответственно в Вульгате выбрано слово tuba. Машрокита (двойная флейта) Машрокита (двойная флейта) Второй инструмент -   Это арам. название, вероятно, происходит от евр. глагола   (шипеть, свистеть), с которым, возможно, также связано греч. слово σριγξ - одно из названий флейты Пана ( Brown, Driver, Briggs. P. 1117 (арам., s. v. shin-resh-quf), 1056 (евр., s. v.  )). Соответственно в Септуагинте в каждом из 4 случаев использован термин σριγξ, в Вульгате - fistula, более общее название флейты и свистка. Третий инструмент -   в Септуагинте в качестве соответствия выбрана кифара (обычно так обозначается киннор); то же самое в Вульгате, но было бы логичным предположить здесь лиру. Четвертое место занимает   переведенное по-гречески как σαμβκη, на латынь - как sambuca. М. Уэст цитирует ряд греч. описаний некоего малоизвестного инструмента, делая заключение, что это была дуговая арфа, и приводит изображение с керамического сосуда V в.

http://pravenc.ru/text/2564322.html

В библейские времена они составляли болотистую равнину, переходящую в Хуле – лукообразное озеро около шестнадцати километров длиной. Сейчас болота и озеро высохли, и Верхний Иордан переходит в Средний Иордан, из которого река впадает в Галилейское море (озеро) (208 м ниже уровня моря). (Галилейское море называют еще Геннисаретским, Киннереф (Киннерет) (от евр. киннор – «арфа»), а также Тивериадским.) Оно имеет двадцать один километр в длину и тринадцать километров в ширину, по своей форме действительно напоминая арфу. Море расположено между Галилейскими горами и Голанскими высотами Заиорданского плато. Климат в долине Иордана субтропический, но море подвержено внезапным и сильным штормам. На юго-западном берегу моря находится и ранее плодородная Гинносарская равнина. Иордан приносит довольно много соли в Мертвое море – самое соленое море на земном шаре; глубиной оно в среднем 396 м (самое глубокое место – около 765 м ниже уровня моря). Длина моря – семьдесят семь километров, ширина – четырнадцать километров в самом широком месте. Оно еще называется море Соленое и море Восточное. История древнейших обитателей Святой Земли имеет некоторые, лишь только ей присущие, особенности, рассматривать которые следует согласно общепринятой археологической периодизации. Каменный век. Палеолит Ранний палеолит принято отсчитывать от начала существования человека. На Святой Земле древнейший известный памятник – это Убейдия (ок. 300 000 лет до Р.Х.). Средний палеолит, начавшийся здесь ок. 120000 г. до Р.Х., в основном закончился к 35000 г. до Р.Х. Обряды погребения очень разные. Имеется обычное трупоположение с инвентарем: орудиями, останками животных, «мелками» из охры и т. п. (Схул, Кафзех), встречается и без инвентаря (Схул, Табун, Кебара). Существуют расчлененные погребения (Схул), погребения без черепов (Кебара), захоронения отдельных черепов (Кафзех) – духовная культура здесь была весьма и весьма сложной. Одна и та же группа людей хоронила в одном и том же районе по разным обрядам в рамках одного и того же, пусть и длительного, периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Очень восприимчивый от природы, Лермонтов болезненно воспринимал все воздействия нездоровой среды. И формулировал в своей чудесной элегии «Тучки небесные». Здесь и «судьбы решение, зависть тайная и злоба открытая, друзей клевета ядовитая». Разве это не напоминает травлю Пушкина? Встаёт вековечный вопрос, не получающий разрешения. Почему русский гений попадает в уродливую среду, не дающую ему необходимого покоя для творчества. Лежит ли это в русском характере или среде. Или русский человек — самый завистливый и самый предательски-активный. Почему в русской критико-литературной сфере преобладают Булгарины и Сенковские, или академические бездарности, как Спасович, Веселовский и др? Кто ответит на этот вопрос? Мистерия крови. Лермонтов говорит о своём кровном родстве с. Кавказом: «От ранних лет кипит в моей крови Твой жар и бурь твоих порыв мятежный». («Аул Бастунджи»). В лермонтовской «мистерии крови» играли значительную роль и рыцарские пережитки его отдалённых, нерусских предков. В крови — тайна. Первый завет, Ветхий, был утверждён на крови. Моисей сказал: «это-кровь Завета, который заповедал нам Бог». Так же окропил кровью и скинию, и все сосуды; нарушение закона очищается кровью; и без пролития крови не бывает прощения» (Ап. Павел, Послание к Евр. 18— 22). Кровь в Новом Завете: Кровь Христа очищает и искупляет (т. ж. 9, 12–14). Кровь у евреев есть носитель души, деятель жизни. В крови находится жизненная сила. Кровь переходит в сознание, определяет (детерминирует) его. Флюиды: вода, жёлтая и чёрная желчь, поступая в кровь, обуславливают темперамент. Есть ценное, потрясающее признание юноши Лермонтова: «Я счастлив! — тайный яд течёт в моей крови, Жестокая болезнь мне смертью угрожает».(Ст. 1831 г.). У него есть желание улететь к предкам, в пустой замок, где заржавленный меч и арфа шотландская, струну коей хотел бы он задеть. И дальше: «Последний потомок отважных бойцов Увядает средь чужих снегов; Я здесь был рождён, но не здешний душой. О! Зачем я не ворон степной. (Ст. «Желание»).

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-lerm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010