ТАННАИ (от арам. тени, «учитель» ) — законоведы иудаизма I—III b. н. э. ТЕТРАРХ (греч. «четверовластник» ) — правитель одной из четырех областей страны. В эпоху проповеди Христа тетрархами Палестины были Лисаний и сыновья Ирода: Антипа и Филипп. Четвертой областью правил римский прокуратор. ТЕФИЛЛИН (от евр. тефилла, «молитва), или ХРАНИЛИЩА, — небольшие тексты из Торы (см.), которые укрепляются на лбу при помощи ремешков. Считаются составной частью богослужебной одежды в иудаизме. ТОРБ (евр. «наставление» ) — одно из названий Пятикнижия (см.Библия), или Закона. По верованиям позднего иудаизма, кроме письменной Т. Моисею была дана Богом и устная Т. (см.Предание). ТОСЕФТА — см.Талмуд. ТРИБУН (лат.) — один из высших чинов римского офицерского состава. ФАРИСЕИ (евр. перушим, арам. перушайя — «отделившиеся» ) — религиозная партия или группировка (евр. хабурот, от хабер, «товарищ» ), возникшая в Иудее во II b. до н. э. Ф. были толкователями и ревностными исполнителями Закона (см.), верили в Воскресение мертвых, в ангелов, скорый приход Мессии и последний Суд. Ф. делились на консервативных (учеников Шаммая) и более либеральных (учеников Гиллеля). ХАЛЛЙЛ (евр.) — пасхальные иудейские молитвословия, состоявшие из псалмов с припевом «Аллилуя» (Халлелуйа). ХАНУКБ — иудейский праздник Обновления храма, или праздник Огней. Был установлен с 164 г. до н. э. в честь освобождения храма от язычников. Х. справлялся 8 ночей, начиная с 25 кислева (ноябрь—декабрь). ХАСМОНЕИ (евр. Хашмоним, «потомки Хашмона» ) — династия иерусалимских царей—первосвященников, основанная братьями Иуды Маккавея. Правила со 140 по 63 г. до н. э. ХРИСТОС (греч.), или МЕССИЯ (евр. Маши’ах, арам. машиха), — помазанник. Лицо, посвященное Богом на служение Ему: пророк или чаще всего царь. В узком смысле слова Х. — обетованный в ВЗ Спаситель. Христианство исповедует веру в то, что Иисус Назарянин есть Х.—Спаситель. ШАВУОТ — см.Пятидесятница. ШЕХИНБ (арам. «пребывание вблизи» ) — богословский термин, означающий пребывание Бога в мире. Понятие Ш. возникло в иудаизме ок. I b. н. э.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

4. Сосуществование двух цивилизаций до Великого потопа. Мы уже отметили, что каинова цивилизация сосуществовала с цивилизацией Авеля-Сифа . Скажем несколько слов о последней, чтобы лучше понять рассматриваемый нами вопрос. Принято считать, что в отличие от Каинова рода, потомки Сифа не имеют ничего выдающегося с человеческой точки зрения. Они жили в деревнях, пасли скот и обрабатывали землю, даже Ламех (в 9-м поколении!) обрабатывал землю, - как и заповедовал Господь Бог. Некоторые исследователи, базируясь на преданиях и данных археологии, склонны считать, что Сиф изобрел искусство письменности. Кроме того, он основал астрономию, а также тесно с ней связанную математику . При необходимости потомки Сифа могли решать и сложные технические проблемы. Но лишь при необходимости, если на это была воля Бога. Ною Бог внушил задачу построения ковчега. Праведный Ной на протяжении 120 лет строил сложнейшее и гигантское по тем временам судно. Оно с честью выдержало стихийные бедствия Всемирного потопа (в то время как суденышки всех остальных людей были погребены морской пучиной). Потомки Сифа (некоторые) занимались ещё одним трудом: они были проповедниками Божьего Слова! И Енох (Иуд.1:14), и Ной (2Пет.2:5) проповедовали о грядущем Божьем Суде! Фактически потомки Сифа образовали первую в истории человечества церковь: «Так впервые на земле началось общественное служение Создателю. До этого и Адам, и Авель, и Сиф молились и совершали жертвоприношения в одиночестве, а, начиная с Еноса (сын Сифа - В.К.), ощущавшего себя слабым человеком (именно это и означает его имя) пред лучезарным Ликом, истинные почитатели Господни стали объединяться, для того, чтобы совместно возносить молитвы и жертвы пред очами Всеведущего...Люди, участвовавшие в совместной молитве и жертвах, естественным образом стали особым обществом, Первоцерковью, и получили название «ягвистов» или «сынов Божиих»» Итак, потомки Каина поначалу не соприкасались с потомками Авеля - Сифа, первые проживали в городах, вторые жили и трудились на земле. Но потомки Авеля - Сифа, называемые сынами Божиими, сознательно дистанцировались от порочных потомков Каина (сынов и дщерей человеческих). Как пишет святитель Димитрий Ростовский , «Сиф получил и заповедь от отца Адама - оберегать свое потомство, чтобы оно не смешалось с богоненавистным племенем Каиновым» . Вначале развратные потомки Каина, ушедшие с благодатного пути, не принимались в общество прочих Адамовых детей, оставшихся на благодатном пути. Но в какой-то момент времени в невидимой стене, разделявшей две ветви потомков Адама и Евы, появилась брешь, началось кровосмесительное общение сынов Божиих и дщерей человеческих, причем последние выступали активной стороной, выступая в роли соблазнительниц: « Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6:2 ). В результате смешанных браков грех как зараза захватывал все большую часть допотопного человечества.

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/17/...

Библия и наука о сотворении мира протоиерей Стефан Ляшевский Содержание Информация о первоисточнике Введение Часть I. Что такое " дни " творения? Шесть дней творения в свете современных геологических знаний Книга Бытия. Особенности ее написания Взгляд, которого придерживается современная наука о прошлом Земли Как богословская мысль относится к открытиям современной геологии Эволюционная теория. Ее ошибки Вселенная и человек как часть бесконечного Божьего мира Астрономический период истории Земли Первый день творения Второй день творения Геологический период истории Земли Третий день творения Четвертый день творения Пятый день творения Шестой день творения Седьмой день, когда Бог почил от дел своих Часть II. Первые люди на Земле. Что говорит о них Библия и данные современной археологии Предисловие Вопрос о Палеолите Учение о палеолитическом человеке Палеолитический период Антропология Палеолита Потомки Каина и потомки Сифа Всемирный Потоп. Почему его можно назвать " всечеловеческим " ? Новое человечество. Сыновья Ноя – Сим, Хам, Иафет Потомки Иафета на Западе. Неолитический период в Европе Часть III. Человечество Бронзового и Железного веков. Эпоха, предшествующая времени написания Библии Предисловие Потомки Сима. Семитическое царство. Вавилон Потомки Иафета на Востоке. Арийское ведическое царство Бронзовый и Железный века в Европе Часть IV. История человечества от Адама до Авраама. Первоначальная Ветхозаветная Церковь Введение Жизнь на Земле до Потопа Рай Бессмертный Адам. Существовала ли смерть в Раю? Дерево жизни Первое Богослужение на Земле Создание первых городов Быт потомков Адама Палеогеография Древнего Востока Две Земли, Богом избранные: территория Рая – колыбель человечества и Палестина Иерихон. Захоронено ли тело Адама на Голгофе? Жизнь после Потопа Ной. Создание Ковчега Территория, затопленная во время Потопа Возвращение Ноя на родину. Благословение Симу и Иафету История поисков Ноева Ковчега Создание Вавилонского и Египетского царств по библейским и археологическим данным

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

Но бедро твое поражено – тебе идти навстречу восходящему солнцу, но идти, хромая. P.S. То, что произошло с братьями Иаковом и Исавом, воспроизвелось в истории. Лютой ненавистью ненавидел Едом (потомки Исава) Израиля (потомков Иакова). Война за войной и брань за бранью. В самый страшный для Израиля день 9-го ава, когда Навуходоносор разрушал Иерусалим и свя­той храм его, тогда сыны Едома злорадно восклицали: Разрушайте, разрушайте до основания его! 1103 А чем все кончилось? В 126-м году до Р.Х. Иоанн Гиркан I, первосвященник и правитель Иудеи, овладевает Едомом и идумеи, потомки Исава обращаются в иудейство. Из­раиль хромает, он лишен царства и он потеряет свой второй храм, но идумеи благоволят – и они теперь духовные чада Авраама, Исаака и Иакова. Они с потомками Израиля, они под благословением Исаака! О, результат ночной борьбы Иакова! Боролся с Богом и людьми и вышел победителем 1104 . ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен 1105 Согласно приложению к Славянской Библии, опирающемуся на Сирий­скую книгу, Иов (или Иовав) жил в Авситидийской земле между Едомом и Аравией, был правнуком Исава, пятым от Авраама. Женат Иов был на ара­витянке и царствовал в одном из Едомских городов. Библия сохранила рассказ о событиях той патриархальной древности. Про­нзительная, потрясающая глубиной, болью и дерзновением драма, случивша­яся между человеческой душей и Богом, – едва ли мир знает равную ей. Непорочен и благочестив был Иов. Справедливый Бог щедро воздал ему – семь сыновей и три дочери; семь тысяч мелкого скота; три тысячи верблюдов; пятьсот пар волов; пятьсот ослиц; весьма много прислуги. И был человек этот знаменитее всех сынов востока 1106 . Потомки Израиля были далеко в Египетской чужбине. Среди диких хананейских племен набирали силу сыны Авраама – потомки Измаила (арабы), Исава (идумеи), а также сыны Лота – аммонитяне и моавитяне. И среди всех их возвышался и славился Иов. Все было так справедливо, так понятно. Не было и не могло быть у авраамитов претензий к Богу Авраама. А потомки Иакова, вечно все каким-то об­разом прибиравшего к рукам, пусть помаются и помучаются под фараоном – все хорошо, все справедливо. Так казалось сынам Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Интересно, что первым вопросом, фигурирующим в Ветхом Завете, является вопрос Бога направленный к человеку: «Адам, где ты?» ( Быт. 3:9 ), тогда как в Новом Завете первый вопрос раздается с уст человека: «Где родившийся Царь Иудейский?» ( Мф. 2:2 ). Там Бог ищет согрешившего человека, а здесь кающийся человек ищет Бога. В Ветхом Завета дано было повеление людям любить Бога ( Втор 6:5 ), а в Новом – объявлено о том, что Бог возлюбил человека ( Ин. 3:16 ). Все это не разделяет Библию на две части, но лишь дает видеть план откровения Божия в двух разных периодах истории: до Христа и после Христа. В Ветхом Завете мы видим Христа в духе; в Новом мы уже видим Иисуса во плоти. В Ветхом Завете все направлено ко Христу; в Новом – все идет от Христа. В Ветхом Завете Христос – ожидаемый Мессия Израиля; в Новом – Христос – Спаситель всего мира. В Ветхом Завете праведники ожидали прихода Мессии; в Новом – верующие ( Церковь ) ожидают прихода Христа. Там ожидали Христа, как Искупителя; здесь ожидают Христа, как Царя царей и Праведного Судию. Немного о первой книге Библии Бытие – книга начал: начала неба и земли, жизни, греха, смерти и жизни из смерти чрез искупление ( Быт. 3:21 ). Начавшись живым Богом, книга кончается повестью об умершем человеке, Иосифе (50:26). Это результат падения Адама, «ибо, одним человеком грех вошел в мир, а с грехом смерть». Однако целью Бога всегда было – вернуть человека на путь жизни, поэтому уже в 3-й главе 15 ст. Бытие дается первый намек на грядущего Избавителя. Бытие – родословная книга Адама (гл. 5), в то время, как Первое Евангелие – родословная книга Иисуса Христа – второго Адама ( Мф. 1 гл.). К одной из этих родословных имеют отношение все люди, живущие на земле: плотские к родословной Адама земного ( 1Кор. 15:47 ), верующие, духовные – к родословной Христа – Адама Небесного ( Гал. 3:26 ); одни пишутся в книге смерти, другие – в книге жизни. «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» ( Откр. 20:15 ). Удивительно, что список людей плотских дается в Библии всегда впереди списка людей Христа. Потомки Каина (4:17) стоят впереди потомков Сифа (5:6); потомки Иафета и Хама впереди потомков Сима (10:2,6, 11:10); потомки Измаила – впереди потомков Исаака (25:12, 19); потомки Исава даны прежде потомков Иакова (36:1, 37:2). На первый взгляд такой порядок кажется странным, но он находится в полном согласии с учением Библии вообще. «Не духовное прежде, а душевное, потом духовное» ( 1Кор. 15:47 ). Люди, чьи имена даются прежде, являются детьми плоти «людьми мира, которых удел в этой жизни» ( Пс. 16:14 ); люди же, имена которых следуют за первыми представляют собою последователей Христа, исповедующих, что «они странники и пришельцы на земле» ( Евр. 10:13 ), стремящиеся к лучшему, небесному ( Евр. 10:16 ). Не это ли разумел Христос, когда говорил: «вот есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» ( Лк. 13:30 ). Гармония книги Исаии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

51 Отверстие для воздуха и света, в локоть широтою, простиравшееся под крышею во всю длину, или кругом всего ковчега 56 Происхождение всеобщего потопа ученые стараются объяснить: а) перемещением точки равновесия земли; б) замедлением обращения земли около своей оси; в) действием проходившей близ земли кометы на ее атмосферу. На вопрос, откуда взялось столько воды, что она покрыла всю землю, не трудно ответить: а) всеобщий потоп можно представлять перехождением воды с одной половины земного шара на другую; б) до третьего дня творения мира, когда воды еще не были собраны в свои места, вся земля была покрыта водою; в) одна атмосфера может дать воды более, нежели, сколько нужно для потопления всей земли. (Зап. на кн. Быт.) 57 Ной вошел в ковчег в 600 год своей жизни, в 17 день 2-го месяца, а вышел из него в 601 год, в 27 день 2-го месяца; значит, пробыл в ковчеге один год лунный и 10 дней, или круглый солнечный год 58 Полагают, что во время потопа от разлива воды по всей земле температура на земном шаре повсюду была почти одинакова 59 После потопа Бог разрешает людям кроме растений употреблять в пищу животных потому, может быть, что плодотворная сила земли уменьшилась, ослабление человеческого тела потребовало питательнейшей пищи, и люди еще до потопа привыкли употреблять в пишу животных. Бог запретил только есть кровь животных, потому что жизнь животного находится в тесной связи с кровью его, и потому что кровь назначена была для жертвоприношений ( Лев. 17, 11 .) 62 Ной не проклял Хама, потому что Хам получил благословение Божие по выходе из ковчега, но проклял сына его Ханаана, потому что провидел, что он будет наследником нечестия Хама. У Евреев есть предание, что Ханаан первый увидел наготу Ноя и сказал об этом Хаму 63 Пророчество Ноя исполнилось со всею точностью. Потомки Сима, Евреи, покорили себе Хананеев, в ветхом завете были хранителями истинного Богопочитания, от них родился по плоти Иисус Христос. Потомки Иафета, Европейцы, распространились по всей земле, вошли в Церковь Христову, господствуют не только над потомками Хама, но и в странах Семитов, преобладают на всем земном шаре, сосредоточивают в себе всю умственную деятельность, все движение к совершенству и управление народами земли. Потомки Хама хотя первые основали знаменитые царства на земле: Вавилон, Египет, Эфиопию, Финикию, Карфаген, но потомки Иафета, греки и римляне, стерли эти царства с лица земли, и теперь Хамиты, несмотря на старания Иафетидов, все еще пребывают в рабстве и нравственном унижении

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Потомки Сима поселились на Ближнем Востоке: это евреи, арабы, персы, жители Восточной Турции, дравиды в Индии, китайцы, малайцы и некоторые жители островов. Потомки Иафета населили Европу, Центральную Азию и Америку. Это и славяне, и скандинавы, и индейцы, и кельты, и многие другие народы. Потомки же Хама населили Африку и некоторые острова Океании. Его потомки – египтяне, эфиопы, берберы и другие негритянские народы. Все они говорят на своих языках, и возвращение изначального единства человечества, разрушенного Вавилонским столпотворением, происходит только в день Пятидесятницы, когда Дух Святой дал апостолом дар говорения на разных языках. Появление язычества Рассеявшиеся по лицу земли народы стали все дальше и дальше уклоняться от истинной веры в Бога Творца. Хотя следы изначального Откровения до сих пор сохраняются почти у всех народов, но к нему примешено примешано множество суеверий, заблуждений и нелепостей. Причины этой страшной духовной катастрофы описаны у апостола Павла ( Рим. 1, 18–32 ). Люди, имея знания о Боге и из Предания, и из созерцания стройного лада творения, не захотели воздавать Ему должного прославления и отказались благодарить Его. Все помыслы их были о земле, а о Боге вспоминали по случаю. Дальше суета захватывает их мысли, на небо и взглянуть некогда, все думают только о земных нуждах (ну, надо же семью кормить, некогда нам в храм ходить, говорят современные язычники). Как следствие, ум начинает искать оправдания своим поступкам и отравляет сердце человека, так что оно отучается слушать совесть, а слушает свои похоти. Чтобы заглушить голос Божий в сердце, люди стали выдумывать других богов: кланялись сперва мировым стихиям – солнцу, луне, звездам, ветрам, камням, морям. Затем стали приписывать волшебную силу зверям и растениям и, наконец, дошли до предела зла – стали кланяться идолам (или истуканам), изображающим обожествленных людей, зверей и чудовищ, и считать, что они-то и есть Бог. Кроме того, началось массовое почитание злых духов, руководивших этим процессом нравственного упадка, отсюда вновь развились магия, чародейство, астрология и прочие черные искусства. Бесы вселялись в идолов и совершали мнимые чудеса, чтоб отвести людей как можно дальше от Творца. Так большая часть людей стали язычниками или идолопоклонниками, чья религия заключается в поклонении твари вместо Творца. И доныне этой ложной веры придерживаются миллиарды людей на нашей земле – это и индуисты, и шаманисты, и буддисты, и многие другие. Призвание Аврама (Быт. 11, 27–13, 18)

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Это единственная заповедь с обетованием, то есть с обещанием долгой жизни при условии соблюдения заповеди. Если хочешь жить долго, тебе вовсе не нужно ездить в Гималаи, глотать мумие или гербалайф. Путь к долголетию один – почитай отца и мать. Я часто напоминаю на исповеди об этом и обращаю внимание прихожан на то, что очень важно почитать и православных духовных пастырей. Святитель Иоанн Златоуст так говорит тем, кто позволяет себе ругать патриарха, осуждать епископов, плохо говорить о священниках: Сказано в законе Моисеевом: кто скажет плохое слово на отца, того надо побить камнями, а кто ударит отца – сжечь живым. Но кто такой отец земной? Тот, кто рождает тебя к жизни временной. А кто такой отец духовный? Тот, кто рождает тебя через крещение, через покаяние к жизни вечной. И далее святитель делает вывод: сколь велика разница между жизнью временной и вечной, столь велика разница между ответственностью за то, что посмел обругать родного отца, и ответственностью за оскорбление или осуждение отца духовного. Если при вас ругают какого-либо батюшку, бегите оттуда, так как вам не дано право судить священнослужителей. Это – компетенция высшей церковной иерархии. Не греши ради своих детей! Хам смеялся над отцом. Когда Ной проснулся и узнал, как поступил его сын, он проклял, но кого – Хама? Нет! Он проклял Ханаана, сына Хама. Почему же не виновного, а сына его? Потому что когда спасшиеся люди выходили из ковчега, Бог благословил их. А то, что Бог благословил, не может быть проклято. Так что же, сын за отца отвечает? Нет, не отвечает, но наказывается род грешника. И грех Хама становится проклятием всего рода Ханаана. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему ( Быт.9:27 ). Кто такие потомки Сима, Хама и Иафета? Потомки Сима – народы Юго-Западной Азии, семиты (симиты), то есть арабский и еврейский народы. Потомки Иафета – это индоевропейские народы. Потомки Хама – южные народы. Негроидная и монголоидная расы до сих пор несут на себе это древнее проклятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В грехопадении Адама преп. Марк выделяет преступление (παρβασις), которое совершили первые люди, и последствие, которое преподобный называет смертью 275 . Первые люди, которым Бог даровал всё сотворённое 276 , совершили преступление по собственному неверию 277 . Сластолюбие (δον) указало, что древо познания хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно ( Быт.3:6 ), а тщеславие (κενοδοξα) пообещало, что «будете, как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:5 ) 278 . Преп. Марк также указывает на то, что падение первого человека было результатом обмана дьявола 279 . Полемизируя с мессалианами, преп. Марк особо подчёркивает, что потомки не наследуют преступление (παρβασις) Адама. Преступление есть только то, что совершается произвольно 280 . По мысли преподобного, наследование преступления означало бы, что потомки Адама совершали бы преступления по необходимости, и в таком случае не было бы никаких оснований для их обличения Богом 281 . Потомки Адама наследовали не преступление, а смерть 282 , под которой преп. Марк подразумевает не только смертность, но и состояние смерти во грехах, состояние отчуждения от Бога 283 . Смерть за преступлением Адама последовала не по особому определению, а естественно (φυσικς), по закону, установленному Творцом от начала. Преп. Марк обращает внимание, что Господь не сказал Адаму в раю: «Я умерщвлю вас», но сказал: «В день, в который ты вкусишь от него [древа познания], смертью умрёшь» ( Быт.2:17 ) 284 . Сходным образом о естественности смерти после грехопадения писал свт. Афанасий Великий . По его учению, люди, отвратившись от Сущего Бога, уклонились в не-сущее, во зло, истощив в себе тем самым вечное бытие, сами для себя став виновниками смерти и тления 285 . Последствия преступления Адама преп. Марк, помимо слова «смерть» (θνατος) называет также «праотеческим грехом» (πατρικς μαρτα) 286 , «праотеческой смертью» 287 , «праотеческим законом» 288 . В сочинении «Против несториан» отпадение потомков Адама от вечной жизни преп. Марк называет обвинением (γκλημα) 289 , не подразумевая, конечно, здесь того, что потомки виновны в грехе Адама, как о том учил блж. Августин 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Мистическое состояние Авраама соответствует открывающемуся ему Богу. И.Ш. Шифман, толкуя Быт. 15:12 , говорит: «В дальнейшем (ср. Быт. 31:42 ) слово Ужас служит одним из обозначений Божества» 504 . Ужас Авраама потом будет страхом Исаака – это и есть великий и единый, таинственный и страшный Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, Бог всех их потомков, единый и вечный Бог! Сон, ужас и мрак Авраама – это состояние Божественного Мрака, где Бог, о котором будут говорить св. Дионисий Ареопагит и другие отцы, опытно познавшие Бога. 5.10. Пророчество о египетском рабстве И сказал Ягве Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении: после сего они выйдут (сюда) с большим имуществом. А ты отойдешь к отцам твоим в мире, и будешь погребен в старости доброй. В четвертом роде возвратятся они сюда; ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась ( Быт. 15:13–16 ). Господь возвещает Аврааму скорби, скитания и египетское рабство его потомков. Прп. Ефрем Сирин отмечает постепенное ухудшение положения Авраамова потомства. «Показав сие Авраму, Бог говорил: ведый увеси, о чем и хотел ты знать, яко преселно будет семя твое в земли не своей. Не пленниками пойдут туда потомки твои, но переселятся на вьючных скотах и юницах, какие будут у них [так и было при Иакове и Иосифе – Г.Ф.]. И поработят я лет четыреста. Не стали бы они и умолять об изведении их оттуда, если бы не подверглись тяжкому рабству» 505 . Переселенцы постепенно станут рабами. Детальнее эту последовательность прослеживает равви Берман. Потомки Авраама будут пришельцами [ – гер]. И поработят их [ – авад]. И будут угнетать их [ – инну]. Берман: «(В Египте) будут жить три поколения, проходящие три ступени несвободы. Сначала – герут (проживание не в своей стране, не обязательно в Египте). Потом – авдут (рабство, которое начинается после смерти сыновей Иакова в Египте). И третья стадия – инуй (мучение в земле Египетской)» 506 . Три эти состояния переживаются народом не только в социальном (общественном) плане, но и в духовном, нравственном. Сначала утрачивается родная почва, потом происходит порабощение страстям, грехам, стихиям этого мира, и кончается все это мучительным состоянием. Эти три стадии прошел блудный сын в евангельской притче ( Лк. 15:11–32 ). Все это должны будут пройти потомки Авраама в своем становлении, своем рождении как народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010