Великим постом мы читаем всем известную молитву преподобного Ефрема Сирина, в которой просим, помимо прочего, «духа терпения». Что обычно испрашивает у Бога человек? То, чего не хватает. Дефицит терпения преследует нас вообще всегда, но в великопостное время он обостряется. Постящемуся немало приходится потерпеть. Он терпит голод и некоторую физическую слабость, терпит разные запахи, проходя мимо ларьков с курицей гриль; терпит коллегу на работе, жующего бутерброд с колбасой. Терпит других постящихся, которые от голода могут стать злые, как осы. Терпит самого себя, когда живущие в нем страсти начнут поднимать свои головы. Действительно, терпение – едва ли не самая ценная великопостная добродетель. Поэтому сегодня Церковь и предлагает апостольское чтение о терпении. Апостол Павел призывает нас подражать долготерпению Авраама, ждавшего исполнения Божьих обетований десятки лет: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное» (Евр. 6:13–15). Интересно, что Павел приводит лишь часть обетования Божьего Аврааму. Полностью оно звучит так: «Благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22:17–18). Итак, обетование имеет три уровня. Первый – размножение потомства до числа, подобного числу песка морского. Дождался ли Авраам исполнения этого обетования? Нет. Авраам только увидел рождение единственного сына от Сарры – Исаака. Умножения семени своего, как звезды небесные и как песок на берегу моря, он созерцал уже с неба. Вот терпение, которое простирается даже до небес! Второй уровень – «и овладеет семя твое городами врагов своих». Это пророчество о завоевании евреями Палестины. Опять же, исполнение этого обетования Авраам увидел уже из мира иного. А вот третий пункт пророчества: «и благословятся в семени твоем все народы земли» – до конца не исполнился и сейчас. Здесь имеется в виду заквашивание евангельским учением всей земли. Христос пророчествовал, что до конца мира «во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (Мк. 13:10). От каждого народа должен быть принесен некий начаток веры, какие-то христианские души. Этот процесс давно начался, но не закончился. И сегодня еще есть народы, в которых не проповедано Евангелие. Удивительно, но Авраам даже и теперь ждет исполнения данного обетования. Долготерпение Авраама воистину беспредельно – он ждал при земной жизни, после земной жизни, продолжает ждать сейчас и будет ждать даже до конца мира. Вот какое терпение ставится нам в пример!

http://pravoslavie.ru/111555.html

Скачать epub pdf Слово в неделю десятую по Пятьдесятнице, в 27 день июля А ще имате веру, яко зерно горушно, ничтоже не возможно будет вам ( Матф. 17:20 ). Какое дорогое, безценное приобретение – вера! При вере, и в самом малом объеме ея, все возможно нам; а без веры ничто не возможно. Значит в вере блаженство наше, в вере сила наша, в вере богатство наше! Одна вера дает нам право на сыновство и наследие Божие. Одна вера сообщает цену нашим добродетелям. Одна вера примиряет и приближает нас к Богу чрез Ходатая нашего Иисуса Христа. Все, что не освящено верою, грех есть ( Рим. 14:23 ), и отвращает лице Божие. Она получила бытие свое вместе с миром, и окончится с разрушением мира. Начиная от первого человека, все праведники спаслись верою. Она оправдывала их жертвы, живых возносила на небо в недрах смерти сохраняла живых, внушала безпрекословную преданность Богу, и без ропота и сомнения возлагала на жертвенник единородных; предпочитала временному наслаждению поношение Христово ( Евр. 13:13 ), и не боялась гнева царей, разоряла крепчайшия стены и избавляла блудниц от гибели с неверными. Светила, море, огонь и воздух, земля и небо, львы, мечи, неприятели, болезни слушались гласа ея; самая смерть повиновалась ей. В лишении, скорби, озлоблении она подавала сладчайшее утешение; в узах и темницах была единственною отрадою. Но если вера ветхозаветных праведников, состоявшая в ожидании грядущего Мессии, издали только видевшая обетования, но неполучившая оных; если сия вера была в них столь действительна, тесно связывала их с Богом, свято угождая воле Его: то что сказать о христианах, которые веруют не в грядущего, но уже пришедшего Мессию, которым явлена тайна любви Божией, сокровенная от век и от родов ( Кол. 1:26 )? Как должно быть превосходно величие могущества Божия в них, верующих по действию державной силы Его. Тысящекратно блажен ты, христианин, рожденный и воспитанный в вере Христовой, и твердо сохраняющий в себе драгоценный залог Духа Святого. Ты сын Божий, ты наследник неба; ты из числа того малого стада, которому нечего страшиться. Ты знаешь, в чем состоит надежда призвания Божия, и свое знание показываеш на опыте. Тебе уже отверсты врата царствия небесного. Стой, крепись и мужайся до последнего твоего издыхания.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Духовнии мои братие и спостницы, не забудите мене, егда молитеся, но зряще мой гроб, поминайте мою любовь и молите Христа, да учинит дух мой с праведными. Тропарь на погребение монаха Иеросхимонах Авель. Фото: Екатеринбургская епархия 26 мая, на Троицкую родительскую субботу, – 40 дней, как отошел ко Господу духовник монастыря святых Царственных Страстотерпцев иеросхимонах Авель (Одинцев). Батюшка почил 17 апреля, на Радоницу, не дожив полгода до своего 70-летия. Помня заповедь апостола: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7), мы собрали воспоминания о батюшке самых близких ему людей – как из числа братии, так и духовных чад. Надеемся, что наша публикация принесет утешение всем, кто знал отца Авеля, быть может, даже по единственной с ним встрече на одной из православных выставок, на которые он отправлялся по послушанию в самые различные уголки России. В то время его знали как иеромонаха Авксения – схимнический постриг с именем Авель батюшка принял год назад, Великим постом. Последние годы батюшка страдал от опухоли головного мозга и поэтому редко когда выезжал за стены обители. Зато к нему тянулись на исповедь, за молитвой и советом сотни людей самого разного положения, в том числе из-за рубежа. Глубокое смирение отца Авеля прятало и его самого, и его духовные дары от излишне любопытных глаз. Но теперь пусть это сокровище заблистает. Дар сострадательной любви Отец Авель встал на путь монашества и священства 17 лет назад, когда вступил послушником в монастырь святых Царственных Страстотерпцев, только что основанный. До этого он проходил путь семейной жизни, но так сильно проявилось в нем Божие призвание к монашеству, что он ради него оставил мир и «еже в нем» на 54-м году жизни. Тайна этого призвания от всех сокрыта. Но нам известно, что все родные, кто почитал для себя уход батюшки из мира трагедией, ныне благодарят Бога, сподобившись из его родственников стать его духовными чадами и обрести мир и радость в общении с Тем, Кого батюшка возлюбил выше всего земного, – во Христе. Он стал отцом для всех – знаемых дотоле и незнаемых.

http://pravoslavie.ru/113211.html

Разделы портала «Азбука веры» Элогим (Элоим, Элохим) – одно из имен Божиих , отражающее Божественное всемогущество и прикровенно указующее на тайну Святой Троицы Имя Элогим встречается в Библии применительно к Богу Израиля 2 тысячи раз. Оно представляет собой множественное число от евр. Элоах, что значит Бог или Могущественный. В переводе оно означает Силы, Могущества, Божественные действия, то есть изображает множественное величие Бога, раскрывающего Себя во всемогущих деяниях. Формально слово Элогим может быть переведено как «боги», однако именно в Библии такой перевод совершенно неприменим. Все дело в том, что Библия всегда согласует имя Элогим с глаголами и прилагательными в единственном числе. Например: Берешит бара («В начале сотворил Бог…» – Быт.1:1 ). Такое согласование служит несомненным указанием на тайну Святой Троицы, явленную во всей полноте в Новом Завете. Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания конкретного числа. Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии : «Вначале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). Глагол «бара» (сотворил) стоит в единственном числе, а существительное «элогим» – во множественном, что буквально означает «боги». «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ). Слово «сотворим» стоит во множественном числе. То же самое: «И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» ( Быт.3:22 ). «Из Нас» – тоже множественное число. Стихи где речь о Вавилонском столпотворении: «И сказал Господь: …сойдем же и смешаем там язык их” ( Быт.11:6–7 ), слово «сойдем» – во множественном числе. Святитель Василий Великий в Шестодневе (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова: «Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе, приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. Второе – это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения». XVIII глава книги «Бытия», явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит «Иегова». Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом «Адонаи», буквально «Господь», в единственном числе. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/elogim

Глава 6 (1) В год смерти царя Озии 46 я видел Господа, сидящего на высочайшем престоле, но одеяние Его наполняло все святилище. (2) Вокруг Него стояли серафимы 47 . По шести крыльев у каждого из них: двумя они закрывали лица свои, двумя закрывали ноги и двумя летали. (3) Они взывали попеременно: «свят, свят, свят Иегова воинств, вся земля полна славы Его»! (4) От звука голоса взывающих дрожали основания здания и дом наполнялся дымом. (5) «О! горе мне, – вскричал я, – погиб я, потому что я человек с нечистыми устами и живущий среди народа, имеющего нечистые уста, видел своими глазами Царя – Иегову воинств». (6) Тогда прилетел ко мне один из серафимов, в руке его был уголь (щипцами взял он его с жертвенника). (7) Им прикоснулся он к губам моим и сказал: «вот коснулось это уст твоих и уничтожает нечестие твое, очищает грехи твои». (8) Тогда услышал я голос Господа говорящего: «Кого бы Мне послать и кто – бы пошёл ради Нас»? (9) И я вскричал: «вот я! пошли меня». Он отвечал: «иди, скажи этому народу: все услышите вы и не выразумеете, все увидите – и не поймете (потому что ожирело сердце этого народа, отяжелели уши его, и глаза их ослепли); пусть смотрят они глазами своими, и слушают ушами и выразумеют сердцем своим и обратятся; тогда исцелю их. (11) «Доколе, Господи» 48 ? спросил я. «Он отвечал»: дотоле, пока не опустеют города и не будет жителей в них, и дома останутся без людей, и земля совершенно запустеет, (12) и удалит Иегова человека и великое запустение будет в стране. (13) Когда останется десятая часть на ней, она и тогда снова будет предана опустошению. Но как от теревиноа 49 , как от дуба, хотя они и срублены, останется их корень, так святое семя – корень ее. V 50 46 Юззия умер в 741 г. до Р. X. Видение, описанное в этой главе, последовало, вероятно, не за долго до смерти царя. Это видение по общепринятому мнению было посвящением Исаии на пророческое служение. 47 Это название существ предстоящих Богу встречается только у Исаии. По производству слова, оно означает существо огненное, высокое, благородное, начальственное. Окончание слова серафим, также как херувим есть окончание множественного числа в евр. языке: но, по примеру древнейших переводчиков, в новейших языках эти слова принимаются в значении единственного числа. 48 Довольно обычная у пророков краткость речи. Пророк спрашивает, доколе продолжится ослепление народа. 50 По связи речи можно догадываться, что пророк в смутное время для царства иудейского несколько раз выступал пред царём и народом со своими увещаниями. Но все эти отрывочные увещания составляют как-бы одну целую речь, простирающуюся от начала 7 до конца 12 главы, по нынешнему разделению текста. Читать далее Источник: Книга пророка Исаии (Ешаия). (Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. А.А. Олесницкого (с масоретского текста))//Труды Киевской Духовной Академии. 1865. Т. 3. С. I-VI, 1-288 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Однако и во времена Закона умы верных могли быть объединены верой в воплощенного и распятого Христа; таким образом, они могли быть оправданы верой в Христа, каковая вера выражалась ими через посредство соблюдения этих церемоний постольку, поскольку они предвозвещали Христа. Так, некоторые жертвы в Старом Законе предлагались за грех не в том смысле, что якобы сами эти жертвы уничтожали грех, а в том, что они были выражением веры, которая очищала от греха. Закон, собственно, это и подразумевал, когда говорил, что, предлагая жертву за грех, «очистит священник его от греха его, и прощено будет ему» ( Лев. 4, 26 ), этими словами давая понять, что грех будет прощен не за саму жертву, а за веру и набожность приносящих ее. Также следует иметь в виду, что очищающие от нечистоты тела обряды Старого Закона были образами того искупления от грехов, которое было произведено Христом. Из сказанного очевидно, что и в состоянии Старого Закона [сами по себе] обряды не обладали полномочием оправдания. Ответ на возражение 1. Это освящение священников, их сыновей, их одежд и вообще всего, что им принадлежало, посредством окропления кровью, было предназначено единственно для приготовления их к поклонению Божеству посредством устранения того, что этому препятствовало, а именно, как говорит апостол, «дабы чисто было тело» ( Евр. 9, 13 ), хотя при этом оно и символизировало то освящение, посредством которого Иисус «освятил людей кровию Своею» ( Евр. 13, 12 ). Таким образом, [в настоящем случае] очищение означает устранение этой телесной нечистоты, а не прощение греха. Поэтому даже о святилище, которое не могло быть субъектом греха, говорится как об очищенном. Ответ на возражение 2. Священники при исполнении обрядов были угодны Богу своей покорностью и набожностью, а ещё своею верою в то, что ими предвозвещалось, а не благодаря исполнению обрядов как таковому Ответ на возражение 3. Те обряды, которые были предписаны для очищения прокаженного, были установлены не с целью устранения нечистоты проказы. Это очевидно из того факта, что эти обряды не проводились до тех пор, пока человек не был излечен; так, [в Писании] сказано, что «священник выйдет вон из стана, и если священник увидит, что прокаженный исцелился...», то только в этом случае он должен приказать, чтобы тот взял «для очищения...» и т. д. ( Лев. 14, 3, 4 ), из чего следует, что священник выносил суждение относительно прокаженного не до, а после его исцеления. Таким образом, эти обряды проводились с целью устранения нечистоты неприятия. Впрочем, если бы священник в своем суждении допустил ошибку, то очищение прокаженного произошло бы не вследствие воздействия [на него] жертвы, а чудесным образом благодаря силе Божией. (И точно так же исключительно вследствие чуда «опадало лоно» изменившей священнику жены, когда она выпивала воду, «на которую» тот «навел проклятие», как о том читаем в пятой [главе книги] «Числа» ( Чис. 5, 19–28 )). Раздел 3. ПРЕКРАТИЛИСЬ ЛИ [ПОЛНОМОЧИЯ] ОБРЯДОВ СТАРОГО ЗАКОНА ПО ПРИШЕСТВИИ ХРИСТА?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Как следует проводить день своего Ангела? В день своего Ангела следует пойти в Церковь, поговеть, причаститься Св. Таин Христовых, подать поминание о здравии и об упокоении своих сродников, отслужить молебен святому, имя которого носишь. День Ангела следует праздновать, хоть и работа не воспрещается. Лучшим занятием в день Ангела считается чтение жития его и других святых книг, а также дела благочестия. Что означает выражение «смертью смерть поправ»? Это выражает то, что Спаситель Иисус Христос Своей смертью на Кресте разрушил смерть, которой человечество в лице Адама было наказано за грехопадение. На Кресте Спасителем человечество избавлено «от греха, проклятия и смерти». И если физическая смерть еще властна над человечеством, то духовная смерть Воскресением Иисуса побеждена. Всякий верующий в Меня не погибнет, но будет иметь жизнь вечную, – сказано в Евангелии (Ин. 6: 47). Не случайно приведенные слова помещены в тропарь Пасхи – Светлого Христова Воскресения, ведь это событие является главной истиной христианства. Святой апостол Павел писал, что если Христос не воскрес, то напрасна вера наша, напрасно и исповедание наше (1 Кор. 15: 14). Какой эпохе соответствует Бог ипостаси Святой Троицы и какое Он носит имя в Ветхом Завете: 1. Бог эпохи Авраама, Исаака, Иакова? 2. Бог эпохи Моисея и царей Иудеи? Бог, Творец неба и земли и Промыслитель вселенной (Быт. 1: 1; Ин. 1: 1), имеет в Священном Писании различные наименования: а) Иегова (Я есть Сущий) (Исх. 3: 14) – Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (Откр. 1: 8); б) Элоаг (евр., единственного числа) и Элогим (множ.) означает достопоклоняемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. Элогим выражает величие и превосходство Существа Божия; в) Всемогущий (Быт. 26: 1; 26: 2 – 3; Исх. 2: 3); г) Господь (евр. Адонаи) (Суд. 13: 8); д) Всевышний (Быт. 14: 18; Пс. 7: 18). Бог един по существу, но троичен в Лицах – это знание о Боге Троице стало доступно нам после того, как вторая Ипостась (Лицо) – Сын Божий Господь наш Иисус Христос – принял плоть человеческую (вочеловечился), Дух Святой сошел на Него в Крещении и Отец свидетельствовал, что Иисус есть Его Сын возлюбленный (Мк., гл. 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Кроме загадочной фразы ( Евр. 13,23 ) о том, что Тимофей был «освобожден» (предположительно, из тюрьмы), мало что известно о его жизни после того, как было написано Второе послание к Тимофею. Павел написал Первое послание к Тимофею, находясь в Македонии (1,3). Он счел необходимым оставить Тимофея в Ефесе, поскольку в этом городе действовали лжеучители (1,3). Павел основал церковь в Ефесе в начале своего третьего миссионерского путешествия и провел там около трех лет (Деян., гл. 19; 20,31). В конце своего путешествия он вынужден был предупредить ефесских пресвитеров, что лжеучители, часть из которых выйдет из их же числа, будут нападать на церковь ( Деян. 20,29.30 ). Данное же послание свидетельствует, что предсказание Павла, безусловно, оправдалось (1,6.19; 4,1.2; 6,3–5.10.21). Есть и свидетельства того, что некоторые из этих лжеучителей или вышли из среды руководства церкви, или же, напротив, заняли место в нем (1,7.20; 2,12; 3,6; 5,19.20; 6,3–5.10), а также оказал особенно вредное воздействие на некоторых женщин, принадлежавших к церкви (2,9–15; 3,11; 5,11–15). Характерные особенности и темы Для Первого послания к Тимофею характерен интерес к вопросам организации церкви. В нем содержится самое пространное в НЗ перечисление качеств, необходимых для епископа и пресвитера (3,2–7), а также указание на две категории служителей: начальствующих и учащих (5,17), разъяснения о том, какое содержание следует предоставлять пресвитерам и в каком порядке могут выдвигаться обвинения против них (5,17–20), и единственное в Новом Завете подробное описание качеств, требуемых от диаконов (3,8–10.12.13). Конкретные указания Павла Тимофею также содержат много практических советов относительно того, как должен действовать руководитель церкви. Это послание отличается тем, что в нем уделяется особое внимание истинному учению (1,10; 3,9; 4,6; 6,3) и содержатся богословские размышления о спасении, дарованном Богом в Иисусе Христе (1,13–16; 2,3–6). В этих размышлениях Павла утверждаются положения о спасении по благодати (1,13–16), о Христе как Посреднике между Богом людьми (2,5) и о том, что Христос предал «Себя для искупления всех» (2,6). Кроме того, Первое послание к Тимофею содержит поэтическое прославление подвига Христа, воспевающее Его воплощение, воскресение и вознесение (3,16). В нем также говорится об ожидании второго пришествия Христа (6,14), содержится прекрасная формула прославления Бога (6,15.16) и свидетельство о расширении понятия «Писание», выходящем за пределы ВЗ и включающем элементы новозаветного откровения (5,18), где цитируются слова Христа из Евангелия от Луки (10,7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Подобным же образом толковали это место преподобный Ефрем Сирин, священномученик Ириней Лионский, святители Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский, блаженный Феодорит и др. Приведу рассуждение одного из видных учителей Церкви, последователя блаженного Августина, Фульгенция Руспийского (468 — 533 гг.): «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. Произнося слово образ в единственном числе, Он являет единство природы, по образу которой сотворен человек; когда же Он говорит: по образу Нашему во множественном числе, тем самым Он свидетельствует, что один и тот же Бог, по образу Которого был создан человек, не есть одно Лицо. Ведь если бы в этой единой сущности Отца, и Сына, и Святого Духа пребывало одно Лицо, в Писании не было бы сказано: По образу Нашему, но «По образу Моему»; и Бог не сказал бы Сотворим, но «Сотворю». А если бы в этих трех Лицах следовало разуметь или принимать на веру три субстанции, не было бы сказано По образу Нашему, но «По образам нашим», ибо у трех разных природ не может быть одного образа. Но так как человек называется сотворенным по единому образу единого Бога, в Святой Троице заключена одна Божественная сущность. И как ранее было сказано в Писании Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, так далее, чуть ниже, об этом уже сотворенном человеке сказано: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. (О вере). 1. Приведенное место из книги Бытия сотворим человека (евр. наасэ адам) для иудейской экзегетики было непреодолимым камнем преткновения. Чаще всего встречается утверждение, что это Бог совещается с ангелами. Это нашло выражение в мидраше на книгу Бытия «Берешит Рабба» (около III в. по Р.Х.). Дальнейшие еврейские комментаторы Торы держались в основном этого толкования. У известного представителя средневековой иудейской экзегетики Шломо бен Ицхака (акроним – Раши; 1040 — 1105) читаем: « Сотворим человека. Отсюда делали вывод о мягкости Святого, благословен Он. Поскольку человек подобен ангелам и тем может вызвать зависть к себе, – Он держал совет с ними (с ангелами)» (Тора с комментарием Раши . Книга Берейшис. Гл.1). В начале 20 века были опубликованы комментарии к Торе Йозефа Герца, «главного раввина Британской империи» (так стоит на титуле книги). Он идет еще дальше и доходит до отрицания всемогущества Творца: «В Торе не говорится: “Пусть будет человек сотворен” или “Пусть он будет сделан”, а сказано: “Давайте сделаем человека”. Здесь формула множественного числа указывает на сомнения и раздумья говорящего» (Тора. Пятикнижие и Гафтарот. М. – Иерусалим, 2005, с. 11).

http://pravoslavie.ru/7031.html

Предание, – как иудейское, так и христианское, – дает некоторые довольно определенные сведения о нашем пророке; но сведения эти, прежде всего, – разноречивы и, затем, – мало достоверны. Некоторые из них самым характером своим выдают свою принадлежность к разряду чистых догадок, сделанных на основании тех или иных библейских сближений и аналогий; другие же вызывают сомнения своей слишком большой точностью и полной неизвестностью своего происхождения. Поэтому рассмотрение этих преданий отнюдь не может дать нам основания для такого или иного суждения о личности пророка Малахии. Их рассмотрение может иметь место вообще при обсуждении возможных и действительно в разное время высказывавшихся, – как древними, так и новыми комментаторами, – предположений об этом предмете. 2) Форма имени пророка, как основание для сомнения в существовании исторической личности, носившей такое имя. Имя пророка Малахии, – евр. , у LXX Μαλαχας, в Вульгате Malachias, – многими толкователями не считается за собственное имя этого пророка. Основание для такого предположения дается, прежде всего, этимологическим значением этого имени. Имя происходит от существительного , которое форму может принимать, соединяясь с местоименным суффиксом 1-го лица единственного числа () и в таком случае значит «мой вестник» 3 . Так как это имя в совершенно такой же форме, но несомненно в нарицательном значении, – в смысле ангела или вестника Божия, – встречается в 3 главе книги пророка Малахии (ст. 1: , LXX – δο γ ξαποστλλω τν γγελν μου – вот Я пошлю вестника Моего), то это и дало повод многим думать, что и в 1:1, т. е. в надписании книги ( – бремя слова Господня чрез Малахию), слово имеет нарицательное значение. Такое понимание отчасти видно уже в переводе LXX, где 1:1 читается: «λμμα λγου Κυρου ν χειρ γγλου ατο». Очевидно, что LXX или читали в бывших у них списках, или предполагали более правильным вместо 4 . Впрочем, LXX, – по крайней мере в дошедших до нас кодексах, кроме этого надписания, принадлежащего к тексту, имеют еще другое, являющееся заглавием, – «Μαλαχας» 5 , – и, следовательно, обнаруживают колебание в понимании имени пророка. Другие греческие переводчики, – Акила, Симмах и Феодотион, – уже решительно признают » за собственное имя и вместо γγλου LXX-mu переводят Μαλαχου 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010