В особом почете у русских сектантов было сказание о конце света «духовных» христиан молокан. Отметим хилиастические настроения как одну из причин быстрого распространения идей пятидесятников среди русского крестьянства. Правда, современные пятидесятники не назовут вам точной даты Второго Пришествия, но обязательно сделают акцент на этом. Исповедуя хилиазм (от греч. chilias.– тысяча), они ожидают перед концом света наступления тысячелетне-го царства Христова на земле или на небе. Сами хилиасты внутри себя разделились. Одни убеждены, что Второе Пришествие Христа случится после тысячелетнего царства. Другие убеждены, что Христос возвратится до «тысячелетия». Именно последние имеют наибольшее число последователей, объединившихся в общины христиан евангельской веры, евангельских христиан в духе Апостолов, христиан веры евангельской. В кратком вероучении ХЕВ записано: «Со Вторым Пришествием Христа начнется тысячелетнее царство» 160 . Такого же мнения придерживаются и субботствующие пятидесятники, но при этом они учат о земном характере этого царства. Евангельские христиане пятидесятники-сионисты и евангельские христиане святые сионисты считают, что тысячелетнее царство начнется до Второго Пришествия. Церковь будет перенесена на территорию нынешней Палестины, где и утвердится царство Христа. Они настаивают на земном характере грядущего тысячелетнего царства. В противоположность им ХЕВ, ХВЕ, ЕХДА утверждают, что искомое ими царство устроится на небе, куда будет восхищена и  церковь в лице своих живых и воскресших единоверцев. Свою позицию в этом споре занимают субботствующие пятидесятники, которые учат, что Христос придет прежде установления тысячелетнего царства (как и ХЕВ, ХВЕ, ЕХДА), однако уточняют, что воцарится оно на земле (на этом стоят евангельские христиане пятидесятники-сионисты (ЕХПС) и евангельские христиане святые сионисты (ЕХСС)). ЕХПС и ЕХСС уверены, что в тысячелетнее царство войдут лишь те, кто во время Пришествия Христова будет в живых. Умершие пятидесятники воскреснут после тысячелетия и обретут Вечную Жизнь на Небе. Неверующим и всем «иноверцам» они обещают погибель от сатаны немедленно после суда, который начнется по окончании тысячелетнего царства.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Наибольшее распространение эта весьма разобщенная и раздробленная секта получила в Хмельницкой и Тернопольской областях Украины, здесь проживает почти половина ее последователей. Кроме Украины есть они и в Молдове, Беларуси, Казахстане и России. 7. Евангельские Христиане Святые Сионисты (ЕХСС) – мурашковцы Другое течение пятидесятников-сионистов – это святые сионисты. Впервые секта заявила о себе в 1932 году в Польше. Основатель ее – уроженец села Размерки Брестской области И.П.Мурашко, который долгое время был баптистским проповедником. Краткая предыстория его сектантской деятельности такова: за пять лет до Октябрьского переворота в России он эмигрирует в США, где становится баптистом, а затем примыкает к пятидесятникам. В 1925 году возвращается на родину в Полесье. Согласно легенде, распространенной его учениками, во время прогулки в поле он услышал голос Иисуса Христа, который призвал его к служению. Мистический голос нарек Мурашко «пророком Ильей» и объявил его «ангелом завета» и «отцом Сиона». Тут же ему была указана духовная жена – Ольга Кирильчук, объявленная «матерью славы». Впоследствии Кирильчук стала одной из заметных активных пропагандистов идей «святых сионистов», призывавших любыми путями выезжать из СССР в Палестину, где следует ожидать Второе Пришествие Христово. Учитывая трудности с выездом, руководством ЕХСС было объявлено о возможности построения «духовного Сиона» в любом месте, где есть его последователи, которые убеждены, что при Втором Пришествии Христос вознесет их на гору Сион в Палестину, где и устроит для них тысячелетнее царство. На первом своем съезде пятидесятники этого направления назвали себя «Евангельские Христиане Святые Сионисты». Еще через два года мурашковцы в селе Краев, близ города Сарны Ровенской области, учредили особое религиозное управление «Новый Иерусалим», объявив, что сюда явится Христос. По всей Украине проповедовали мурашковцы о скором пришествии Христовом. Так, «апостол» Матфей (в миру Андрей Вошлюк) вербовал новообращенных в Одессе, а Даниил Решетняк и Сергей Тарасов – в ее пригородах 76 . Одурманенные проповедями продавали свое имущество и селились в бараках (всего – около 600 человек) в ожидании скорого Второго Пришествия. Однако в колонии мурашковцев вспыхнула эпидемия тифа 77 , заставившая их разъехаться по домам.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Следует отметить, что с самого начала своего возникновения пятидесятничество не было однородным и не имело своей строгой централизации, единых принципов вероучения (известно, что среди его течений до сих пор нет единого мнения относительно глоссолалии, роли Святого Духа в деле спасения и многого другого). Разделяя общую концепцию крещения Святым Духом и мнение о дарах Святого Духа, каждое из течений привносит в догматическую систему свои дополнения. Поэтому с момента зарождения и до сегодняшнего дня пятидесятничество является раздробленным. После первой мировой войны деятельность пятидесятников вышла за пределы США. И уже в 1921 году в Голландии созывается I Всемирный конгресс пятидесятнических церквей, который и положил начало «Всемирному союзу христиан евангельской веры». Позднее возникают и другие союзы и международные центры пятидесятников, такие как – «Международная ассамблея Бога», «Объединенная пятидесятническая церковь », «Церковь Божья», «Пятидесятническая ассамблея мира», «Международная церковь истинного Евангелия» и др. Активное распространение пятидесятничества в Украине и России приходится на 20-е годы XX столетия. Причем процесс этот происходит почти одновременно на западе и юге. Западноукраинские земли, как известно, находились в это время под властью Польши. Еще в 1911 году некая группа крестьян выехала на заработки в США. Там они попали под влияние пятидесятников и после возвращения на родину активно начали распространять это учение. Первые пятидесятнические организации в России возникли где-то в 1907 году на территории Финляндии, входившей тогда в состав Санкт-Петербургской губернии. С целью евангелизации славянских народов «Американская ассамблея Бога» в 1928 году создала специальную Восточно-европейскую миссию. С ее возникновением, а особенно после того, как в Гданьске (Польша) была открыта библейская школа, а со временем и библейский институт по подготовке пятидесятнических кадров, проповедь нового учения на европейском континенте немного оживилась. Хотя к этому моменту пятидесятническое учение уже распространилось практически по всей России и Украине. Здесь пятидесятничество развивалось в разных направлениях. Тут возникли ветки евангельских христиан в духе апостолов (ЕХДА) – смородинцы, христиане евангельской веры (ХЕВ) – воронаевцы, христиане веры евангельской (ХВЕ) – шмидтовцы, евангельские христиане пятидесятники-сионисты (ЕХПС) – леонтьевцы, евангельские христиане святые сионисты (ЕХСС) – мурашковцы, субботствующие пятидесятники.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Церкви «двух кризисов» – также тринитарные – исключают освящение в качестве особого благословения, полагая «рождение свыше» составной частью крещения Святым Духом. Ведущей церковной организацией этого толка являются Ассамблеи Бога, основанные в 1914 г. и объединяющие свыше 2 млн человек примерно в 100 странах. Эта церковь известна активной миссионерской деятельностью. К данному толку принадлежат и церкви, особо выделяющие среди даров Святого Духа способность к исцелению. Целительство совершается у них молитвой с возложением рук по примеру описанных в Новом Завете действий Иисуса Христа. Крещение Святым Духом, «рождение свыше», «исцеление верой» и идея дотысячелетнего прихода Христа составляют ведущую теологическую концепцию – так называемое «полное Евангелие». Библейские основания этой концепции позволяют пятидесятникам иметь точки соприкосновения с др. протестантскими сообществами, многие из которых разделяют учение о дарах Святого Духа и проявляют интерес к практике глоссолалий. В мире насчитывается более 50 млн приверженцев пятидесятничества. Единая церковная организация отсутствует, но с периодичностью в два-три года проводятся Всемирные пятидесятнические конференции. В России все церкви пятидесятников, кроме ЕХДА, принадлежат к тринитарному толку. К ним относятся христиане веры евангельской (ХВЕ), христиане евангельской веры (ХЕВ), евангельские христиане пятидесятники-сионисты (ЕХПС), евангельские христиане святые сионисты (ЕХСС), субботствующие пятидесятники (последние, в отличие от прочих, придерживаются учения о трех благословениях и «днем покоя» почитают субботу). Все эти объединения стали развиваться в 1920-х гг. при заметной поддержке из-за рубежа: в создании ХВЕ участвовали Ассамблеи Бога, субботствующих поддержала Церковь Бога (Кливленд). В 1945 г. значительная часть ХВЕ, ХЕВ и субботствующих объединилась с Союзом евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), хотя сохранились и самостоятельные общины. В конце 1980-х гг. пятидесятнические церкви вышли из состава ВСЕХБ и в 1990 г. образовали собственный Союз христиан веры евангельской Российской Федерации.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

К тому же пятидесятники – одна из последних по времени сект, пришедшая к нам с Запада и столь громко заявившая о себе, – среди сектантских объединений пятидесятники по количеству верующих в России стоят на втором месте. Это относительно новая секта, причем ее общины и группы, как правило, весьма разобщены. Единого центра у пятидесятников никогда не существовало. Впрочем, то же вначале наблюдалось и на их родине – в США. Там сразу же после своего возникновения пятидесятничество начало дробиться на многочисленные толки и отличалось пестротой и многоликостью. В США никогда не было организованного пятидесятнического движения, основанного на едином вероучении, как, например, у баптистов, адвентистов, иеговистов. Дело в том, что побуждение к «крещению Духом Святым» испытывали представители разнообразных протестантских направлений. Переходя в пятидесятничество, они несли туда все особенности своего бывшего вероучения. Так, адвентисты учили о субботе, молокане – о необходимости переселения на гору Сион. Наша страна не была исключением, достаточно только перечислить основные толки пятидесятничества: Христиане Евангельской Веры (ХЕВ) – воронаевцы, Христиане Веры Евангельской (ХВЕ) – шмидтовцы, Евангельские Христиане в Духе Апостолов (ЕХДА) – смородинцы, Субботствующие Пятидесятники (СП), Евангельские Христиане Пятидесятники-Сионисты (ЕХПС) – леонтьевцы, Евангельские Христиане Святые Сионисты (ЕХСС) – мурашковцы и другие более мелкие течения. Они существуют и по сей день, располагая множеством общин, не поддерживающих друг с другом никаких отношений. Вместе с тем нужно отметить, что наиболее крупные объединения, возникшие на заре пятидесятничества в России, действуют более или менее согласованно. Помимо указанных сект несколько ранее их существовали небольшие группы пятидесятников, особенности которых определялись личными наклонностями лидеров и руководителей общин: мамонтовцы 33 , доскональ-цы 34 и др. 2. Первые пятидесятники в России Когда же появились первые пятидесятники в России? В.Граждан в своей книге «Кто такие пятидесятники» отмечает, что первым проповедником пятидесятничества в России был немец Вильгельм Эбель 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Воронаев учил, что крещение членов его общины имеет три вида: крещение водою, крещение Святым Духом и крещение страданиями за дело Христа. Следовательно, каждый, крещенный Духом Святым, должен быть крещен и крещением страданий. С конца 20-х годов ХЕВ переходит на нелегальное положение. В 1929 году к пятидесятникам было применено новое законодательство о религиозных культах, вступившее в силу в конце 1928 года. Молитвенные дома сектантов повсеместно закрывались. Собираться же нелегально было опасно. И, если раньше Воронаев приветствовал «все мероприятия Советской власти», даровавшей пятидесятникам «полную религиозную свободу», то теперь он писал: «Приближается конец мира, не подчиняйтесь власти. Кто вступит в колхоз, тот отдаст душу черту, не идите в колхозы, а, в крайнем случае, организуйте свои сектантские коллективы». Тогда же была выпущена специальная брошюра «Гонение», в которой обосновывалось крещение страданиями: «...когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Гонения для верующих предсказаны». В 1930 году Воранаева и 800 других пасторов арестовали и в вагонах для скота отправили в Сибирь, чему последовали многие годы концентрационных лагерей. В советской литературе есть утверждения, что в ссылке Воронаев раскаялся и отрекся от своих заблуждений. Однако, эту точку зрения оспаривает жена Воронаева, долгие годы получавшая от него письма с призывами к стойкости в вере и проповеди Слова Божьего. 11 Пятидесятническое движение к этому времени уже глубоко пустило свои корни в России. Начиная, с 20-х годов в России образуются и другие пятидесятнические общины, Христиане Веры Евангельской (ХВЕ) – шмидтовцы, Евангельские Христиане Пятидесятники-Сионисты (ЕХПС) – леонтьевцы, Евангельские Христиане Святые Сионисты (ЕХСС) – мукашковцы, Субботствующие пятидесятники др. Все они принципиально не отличаются друг от друга, имеющие, однако, некий духовный «акцент». В большинстве случаев их объединению мешала обрядовая практика, Так, ХВЕ совершают «тайную вечерю» – хлебопреломление без предварительного омовения ног. Воронаевцы (ХЕВ) совершают хлебопреломление с омовением ног и употребляют на «вечери» исключительно квасной хлеб. Существовал также и ряд идейных соображений, которые мешали объединению. Ныне ХВЕ – второе по своей численности (после ХЕВ) направление пятидесятников в бывшем СССР. 11

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Баптисты (метко окрестившие дорвавшихся до “даров Святого Духа” “трясунами”) забили тревогу. Начавшаяся война притормозила распространение новомодного учения. Настоящий расцвет пятидесятничества в России пришелся на 20-е годы. В своей борьбе против Православной Церкви большевики поначалу весьма благоволили к сектантам, которых они называли “жертвами царского режима”. Различные сектантские группировки (в том числе и пятидесятнические) обосновывались и развивались в СССР, многие приезжали в страну победившего пролетариата из-за границы, устраивали сельскохозяйственные коммуны, открывали новые молитвенные дома по всей стране. Именно тогда возникли и сложились основные толки пятидесятничества: “Христиане Евангельской веры” (воронаевцы), “Христиане Веры Евангельской” (шмидтовцы), “Евангельские христиане в Духе апостолов” (смородинцы), “Субботствующие пятидесятники”, “Евангельские христиане пятидесятники-сионисты” (леонтьевцы), “Евангельские христиане святые сионисты” (мурашковцы) и другие более мелкие течения. Все они развивались, укреплялись и пускали корни в СССР при благоволении властей. Главной их проблемой были они сами, ибо они катастрофически не могли уживаться друг с другом и продолжали делиться на новые и новые секты. Лидеры различных сект благодарили большевиков за такое доброе отношение к себе и не могли нарадоваться гонениям на Православие. В своих мечтах они видели большевиков инструментом для насаждения своих учений в России. В этом они ошибались: в самом конце 20-х годов пришел и их черед. К середине 30-х годов сектантство в СССР было разгромлено. Немногочисленные выжившие общины существовали в глубоком подполье. После занятия Красной армией Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики в 1939 г. значительные общины пятидесятников оказались на территории СССР. Они смогли просуществовать до конца войны и найти себе место в новом послевоенном порядке. Правда, место это оказалось не слишком уютным, но выбора у них не было. Сверху пятидесятникам было настоятельно предложено создать единый союз с баптистами (пятидесятники считались властями СССР экстремистской сектой, и, объединив их с баптистами, власти надеялись установить больший контроль за их деятельностью). Для этого обеим сторонам пришлось пойти на серьезные доктринальные уступки. Баптисты и пятидесятники, закрыв глаза на многое, решили, что их разделяет лишь отношение к глоссолалии, и пятидесятники обещали воздерживаться от “языков” на общих собраниях и говорить ими лишь дома, в частной молитве. Ряд пятидесятнических (также как и баптистских) общин отказались от регистрации и перешли на нелегальное положение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Поэтому переселение прекратилось. Враги сектантов скоро обнаружили себя как враги народа. С наказанием этих вредителей прекратились и преследования сектантов. Но замечательная мысль Владимира Ильича осталась до сих пор не осуществленной», - так заканчивал Бонч-Бруевич эту так энергично и изящно начатую им историю поддержки духовных противников православия. Осенью 1929 года 10 000 крестьян-духоборов и 5 000 крестьян-молокан обратились в высший орган государственной власти Советского Союза, Всероссийский Центральный исполнительный комитет, с просьбой разрешить им выезд из страны. Им ответили отказом. Молокане и духоборы еще трижды (в 1930-1931 годах) вновь обращались с аналогичной просьбой. В одном из обращений они писали: «Мы дошли до такого состояния, что вынуждены будем тронуться гужевым транспортом за границу... пусть стреляют в нас среди пути... Мы готовы помереть за веру и любовь к Богу». Их слова предпочли не услышать. У Иосифа Виссарионовича Сталина был абсолютно отличный взгляд на нетрадиционные религиозные движения, противоположный ленинскому. В 1934 году основных лидеров сект осудили на 10 лет лагерей. Несмотря на закрытые границы («железный занавес»), в послевоенное время в Советском Союзе возникло нелегальное религиозное эмиграционное движение, насчитывающее тысячи человек и состоящее преимущественно из пятидесятников. Кроме них к движению примыкало небольшое количество баптистов. В 1960-1980-е годы центром движения эмигрантов стал город Находка в Приморском крае. В дальнейшем в СССР наиболее многочисленным направлением пятидесятничества являлись представители так называемых христиан евангельской веры (ХЕВ). Их объединил И.Е. Воронаев, крещенный в протестантизме в США и отправленный на Украину уже в советское время в начале 1920-х годов. По прибытии он создал Одесский областной, а затем Всеукраинский союз христиан евангельской веры. Попытки создания союза ХЕВ в масштабе СССР не увенчались успехом, главным образом вследствие коренного изменения религиозной политики советской власти после 1929 года, в том числе в отношении сект. С присоединением к СССР Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики стали активно распространять свое учение христиане веры евангельской (ХВЕ), евангельские христиане, святые сионисты, субботствующие пятидесятники. В 1930-х годах все направления пятидесятничества подверглись суровым гонениям со стороны властей и до 1990-х году были запрещены, существуя в условиях подполья. Однако, в сравнении с дореволюционными годами, фиксировался прирост количества пятидесятников, в первую очередь баптистов.

http://ruskline.ru/analitika/2014/09/13/...

У Иосифа Виссарионовича Сталина был абсолютно отличный взгляд на нетрадиционные религиозные движения, противоположный ленинскому. В 1934 году основных лидеров сект осудили на 10 лет лагерей. Несмотря на закрытые границы («железный занавес»), в послевоенное время в Советском Союзе возникло нелегальное религиозное эмиграционное движение, насчитывающее тысячи человек и состоящее преимущественно из пятидесятников. Кроме них к движению примыкало небольшое количество баптистов. В 1960-1980-е годы центром движения эмигрантов стал город Находка в Приморском крае. В дальнейшем в СССР наиболее многочисленным направлением пятидесятничества являлись представители так называемых христиан евангельской веры (ХЕВ). Их объединил И.Е. Воронаев, крещенный в протестантизме в США и отправленный на Украину уже в советское время в начале 1920-х годов. По прибытии он создал Одесский областной, а затем Всеукраинский союз христиан евангельской веры, ВСХЕВ. Попытки его создания в масштабах СССР не увенчались успехом, главным образом вследствие коренного изменения религиозной политики советской власти после 1929 года, в том числе в отношении сект. С присоединением к СССР Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики стали активно распространять свое учение христиане веры евангельской (ХВЕ), евангельские христиане, святые сионисты, субботствующие пятидесятники. В 1930-х годах все направления пятидесятничества подверглись суровым гонениям со стороны властей и до 1990-х годов были запрещены, существуя и развиваясь в условиях подполья. Однако, в сравнении с дореволюционными годами, фиксировался прирост количества пятидесятников, в первую очередь баптистов. Подробности о том времени и истории появления на Руси, в царской России и далее развития сектантского движения до начала 90-х годов прошлого века см. здесь . Чтобы не допустить размножения подобного сектантского вируса в наше время, к этому самому «барометру революции», подрастающему поколению, которое придет нам на смену, молодежи необходимо не забывать присматриваться почаще, повнимательнее, беседовать с ним, выслушивать его потребности и чаяния, где-то давать советы, помогать, пусть и не материально, но полезными контактами, предоставлять эффективный алгоритм действий в тех или иных неизбежно возникающих на пути каждого трудных жизненных ситуациях. По идее этим должны заниматься соответствующие государственные службы, управления, отделы департаменты по делам молодежи на федеральном, региональном и муниципальном уровнях выстраивая максимально приближенные к молодежи «мостики», разрабатывать креативные ходы для сближения, получения обратной связи, создавать крупные волонтерские отряды, вовлекать в их благотворительную деятельность все большее число подрастающего поколения, особенно из неблагополучных семей. И постоянно, постоянно, постоянно мониторить ситуацию.

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/25/...

Власть отпускать или не отпускать грехи дарована апостолам, а в лице их и пастырям Церкви Самим Господом: Мф. 18:18 . 4) Установление таинства Покаяния или исповеди высказано Господом несколько раз, как до воскресения, так и после: Мф. 16:19 , ср. Иоан. 20:20–23 . Из этих же мест Евангелия видно, что право совершать таинство покаяния дано только апостолам и их преемникам, что подтверждается и другими местами Писания: Деян. 20:17–28 . 5) Грехи оставляются нам лишь при условии исповедания их, сознания в них. Исповедание должно быть произносимо из глубины сердечной устами грешника, а не в сердце только, как учат сектанты. Апостолы учат именно об устном исповедании: Рим. 10:10 ; ср. 1Иоан. 1:9–10 . Первые христиане так и поступали: Деян. 19:18 . 6) Чадолюбивая матерь наша Церковь православная побуждает нас яркими Евангельскими примерами к покаянию в Великом Посте. Еще за 3 недели начинает она постепенно подготовлять нас и расплавлять сердца наши к сокрушению о грехах, к сознанию своего ничтожества пред величием Божиим песнопениями: «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских». 7) Кратко объяснить Евангельск. Чтения недел. Мытаря и Фарисея: Лук. 18:10–14 ; о блудном Сыне: Лук. 15:11–32 ; Страшном Суде: Мф. 25:31–46 . 8) Евангельск. чтение Сырной Недели или Прощеного Воскресения ( Мф. 6:14–21 ) говорит о том, что, прежде чем приступить к посту и покаянию, нужно взаимно простить друг другу согрешения и только тогда можно надеяться на прощение от Бога. Ссылаясь на это место Евангелия, а равно и на слова ап. Иакова: 5:16 (признав. друг пред другом), сектанты отрицают таинство покаяния, не понимая того, что в этих местах Писания говорится о всепрощении в обыденной жизни между людьми для блага мира внешнего, но человеку нужно еще очистить и грехи пред Богом. Недостаточно человеку примириться только с человеком, нужно и с Богом, а как можно знать об отпущении от Бога нам грехов, если не будем признавать слов Самого Господа: что «вы свяжете на земле... и что разрешите...» ( Мф. 18:18 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

  001     002    003    004    005    006