Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ МЕКАНЕ ЙЕСУС [англ. Evangelical Church Mekane Yesus], крупнейшая лютеран. орг-ция Эфиопии. После неудачных попыток нем. миссионеров начать проповедь лютеранства в Эфиопии в сер. XVI в. и в сер. XIX в. первые успешные обращения зафиксированы в 80-х гг. XIX в. У истоков лютеранства в сев.-вост. части Африки стоят швед. миссионеры, прибывшие на территорию совр. Эритреи в 1866 г., а затем осуществлявшие миссию на севере и востоке Эфиопии. В 1911 г. им удалось создать прочную церковную орг-цию. В 1927 г. в страну прибыли миссионеры из Германии. Во время второй мировой войны и оккупации Эфиопии фашистской Италией деятельность всех протестант. миссий была прекращена, их представителей выслали из страны. По окончании войны в различных частях Эфиопии начали функционировать миссионерские орг-ции из Норвегии (c 1948), Дании (c 1952) и Исландии (1954). Американская лютеранская церковь (предшественница Евангелическо-лютеранской церкви в Америке ) направила в 1957 г. в Аддис-Абебу и в сев. провинции страны большое количество миссионеров. Нек-рые из них сотрудничали с радиостанцией «Radio Voice of the Gospel», к-рая транслировала христ. программы на большую часть территории Африки. Е. ц. М. Й. была основана в 1958 г. путем объединения лютеран, обращенных американцами, с религ. группами, осозданными миссионерскими орг-циями из др. стран. При этом в ее состав вошли и общины, созданные ранее пресвитерианскими миссионерами. В сер. 60-х гг. 20 тыс. чел. были прихожанами этой церкви. Несмотря на усиление гонений со стороны властей в 70-80-х гг., к 1991 г. орг-ция насчитывала уже более 1 млн чел., в 1997 г.- 2,3 млн чел. Деятельность распространена в основном в зап. части страны среди этносов оромо, камбатта, сидамо и тиграи. Благодаря поддержке Евангелическо-лютеранской церкви Америки, Всемирной лютеранской федерации , церквей европ. стран и миссионерских орг-ций Е. ц. М. Й. проводит эффективную миссионерскую работу, строит много новых церквей, принимает активное участие в программах по борьбе с голодом, в разработке программ по улучшению водоснабжения, а также в реабилитационных программах по благоустройству сельскохозяйственных районов. Занимается предоставлением медицинской помощи, созданием специальных школ для детей-инвалидов. Центром богословского образования является ДС Мекане Йесус в Аддис-Абебе, принимающая на обучение ок. 150 студентов, в т. ч. женщин. К работе в ДС привлекаются преподаватели из-за рубежа. Активно поддерживает экуменические связи, являясь членом Всемирной лютеранской федерации, Всемирного Совета Церквей , Всеафриканской конференции церквей , Лютеранского сообщества Центр. и Вост. Африки. Согласно данным на 2007 г., имеет более 6 тыс. общин, общее количество верующих - ок. 3 млн чел.

http://pravenc.ru/text/180963.html

В течение 2 мировых войн многое из того, что удалось достигнуть нем. миссиям, было разрушено, но организации др. стран старались восполнить эти потери. Наряду с деятельностью миссионерских об-в активизировалась работа ряда церковных организаций, что отражало изменение отношения к миссионерскому служению в целом. Оно стало восприниматься как дело всей церкви. Во мн. частях мира в результате миссионерской деятельности лютеран появились новые церкви. Принадлежность к Л. нек-рых из них вызывает сомнения, но можно сказать, что они являются духовными наследниками Л. ( Рудник М. История лютеранства. СПб., 2003. Ч. 7). Кристускирхе в Виндхуке (Намибия). 1907 г. Архит. Г. Реккер Кристускирхе в Виндхуке (Намибия). 1907 г. Архит. Г. Реккер Крупнейшими из таких церквей являются следующие. Эфиопская евангелическая Церковь - «Мекане Йесус» (5,3 млн чел.). Миссионеры из Швеции и Германии появились в Эфиопии в XIX в., в следующем столетии к ним присоединились миссионеры из др. стран Скандинавии, а в 1957 г.- миссионеры Американской лютеранской Церкви. 21 янв. 1959 г. 3 созданные миссионерами юрисдикции объединились в одну, независимую национальную церковь «Мекане Йесус», что означает «Место Иисуса». В 1997 г. Церковь приняла решение о допустимости жен. рукоположения. 16 мая 2000 г. было совершено 1-е рукоположение, а в 2010 г. насчитывалось уже 20 женщин-пасторов; Батакская христианская Церковь в Индонезии (3 млн чел.), начало к-рой в 1861 г. положили миссионеры Рейнского миссионерского об-ва, а Л. И. Номменсен получил прозвание Апостол Батакского народа. Большинство ее членов проживают на о-ве Суматра. С 1931 г. Церковь стала автономной, а с 1940 г.- полностью самоуправляемой (1-я школа по подготовке местных служителей была открыта еще в 1875). В настоящее время это крупнейшая протестант. церковь в Индонезии, имеющая общины во мн. частях архипелага, а также в др. странах. (См. также ст. Индонезия , разд. «Христианство»); Евангелическо-лютеранская Церковь в Танзании (3 млн чел.) зарождалась, когда в 1886-1901 гг.

http://pravenc.ru/text/Лютеранство.html

Еще более впечатляет (и при этом вызывает больше доверия) история лютеранства в Эфиопии, где миссионеры также появились в середине 19-го века. Однако когда Эфиопская Евангельская церковь Мекане Езус, объединившая три иностранные миссии, стала в 1959 году независимой, она насчитывала всего 20 тысяч верующих – вполне стандартный случай для лютеранской миссии в Африке. В 1972 году была выработана программа " Служить всему человеку " , согласно которой церковь должна заботиться не только о духовных, но и физических и интеллектуальных потребностях человека. Было развернуто много программ по социальной помощи, учреждению библейских школ и распространению христианской литературы. Социальное служение также имеет множество направлений – предоставление пропитания глодающим, создание больниц и госпиталей, работа с бездомными детьми, маргинализированными группами, больными СПИДом. При этом церковь долгое время находилась в стесненных обстоятельствах – до 1974 года государственной церковью была Эфиопская Православная Церковь, затем народно-демократическое правительство также не жаловало религиозную пропаганду, и полтора десятка лет длящаяся гражданская война также не способствовала стабильному развитию. Только в 1991 году, когда ситуация стабилизировалась, церковь получила возможность свободно развиваться. Из-за последствий войны церковь много внимания уделяет и всяческим мирным инициативам (после окончания большой гражданской войны Эфиопия не прекратила воевать – мелкие и относительно крупные войны сотрясали ее еще несколько раз – отделение Эритреи, несколько межплеменных войн). Но, не смотря на подобные инициативы, даже внутри церкви имеются межнациональные конфликты – с 1996 по 2010 год существовал заметный раскол в центральных областях Эфиопии, который был преодолен совсем недавно. В конце 80-ых годов церковь насчитывала уже около 800 тысяч человек (за 40 лет она выросла в 40 раз!). Уже в 1991 году церковь насчитывала миллион верующих, в 2002 году 4 миллиона, а на данный момент почти 5,3 миллионов человек. За каких-то 50 лет церковь выросла в 265 раз! Такой взрывоподобный рост уже не объяснить демографической ситуацией. При этом надо отметить, что церковь Мекане Езус более активна в регионах, где Эфиопская Православная Церковь не является доминирующей, хоть и не избегает и остальных территорий. На западе страны в некоторых местах Церковь Мекане Езус даже становится доминирующей религией. Не смотря на то, что Евангельская церковь Мекане Езус осознает себя лютеранской и придерживается Аугсбургского исповедания веры, она больше похожа на усредненную протестантскую церковь, вроде объединенной немецкой. И действительно, в ее состав в 1973 году безболезненно влились немногочисленные эфиопские пресвитериане. Визуально и по методу действия эфиопские лютеране сильно приблизились к прочим, нелитургическим африканским протестантам.

http://religare.ru/2_80654_1_21.html

Очередное убийство христианского священника произошло в Египте летом 2018 года: в монастыре Анба Макар 29 июля неизвестные до смерти избили его настоятеля епископа Коптской Церкви Епифания. Эфиопия. Южная граница православия и ислама Доля христианского населения: около 60% Эфиопия – единственная традиционно христианская страна в Африке, а Эфиопская Церковь считает себя наследницей апостола от семидесяти Филиппа. Она объединяет около половины граждан страны – в основном представителей северных и центральных регионов. В четырех восточных провинциях Эфиопии (в основном на границе с Эритреей и Сомали) большинство составляют мусульмане (около трети жителей Эфиопии), а на юге и востоке активно распространяется лютеранство (в основном церковь Мекане Йесус). Религиозное разделение имеет и национальную подоплеку: православие сильно среди народностей тиграй и амхара, ислам – у сомалийцев и оромо, часть которых склоняется к протестантизму. Столкновения на религиозной почве происходят в основном на востоке Эфиопии – на границе между христианством и исламом. По сведениям Open Doors, местные мусульмане недовольны активностью христианских проповедников и пытаются остановить их с помощью насилия. Кения. Плата за миротворчество Доля христианского населения : около 84% Христиане в Кении составляют подавляющее большинство населения. Местные христиане – в основном протестанты (пятидесятники, квакеры, методисты, англикане, лютеране и другие), но есть здесь и католики, и даже православные (Александрийский Патриархат). В отличие от стран Северной Африки эта бывшая британская колония не испытывала сильного влияния ислама или других традиционных религий – этим и объясняется относительная свобода совести и мирное сосуществование верующих. Ситуация изменилась в 2011 году после вмешательства Кении в гражданскую войну в соседнем Сомали. Действия миротворцев, пытавшихся обезопасить северные регионы страны от распространения насилия, вызвали ответную реакцию террористической организации «аш-Шабаб», стремящейся установить в Сомали радикальные исламские порядки. Некоторые теракты экстремистов носят откровенно антихристианский характер: например, в 2012 году неизвестные обстреляли из гранатометов и автоматов католическую и протестантскую церкви в городе Гарисса на севере Кении, погибли 10 человек. Нападение произошло во время молебнов. В 2015 году боевики «аш-Шабаб» захватили заложников-христиан в университете Гариссы, погибли более полутора сотен человек. Счет подобных терактов в приграничных районах Кении и Сомали уже идет на сотни, в 2017 году жертвами экстремистов стали более 30 кенийцев-христиан. Мали. Между экстремистами и сепаратистами

http://pravmir.ru/tsar-i-ne-tolko-rossiy...