Содержание Предисловие Из путевых впечатлений Дорога из Суэца через Эль-Тор на Синай Синайский монастырь Дорога с Синая в Суэц Древности синайского монастыря Мозаика Синайского монастыря Библиотека рукописей синайского монастыря Греческие рукописи с миниатюрами в библиотеке Синайского монастыря Приложение     Предисловие Поездка на Синай, предпринятая мною частным образом, в сообществе фотографа г. Рауля, весною 1881 г., имела своею целью специальную, чисто археологическую задачу. Мы предположили себе лишь один пункт – монастырь св. Екатерины на горе Синай, и осмотром его памятников древности и художественно-украшенных рукописей его библиотеки, а также изготовлением по возможности, верных фотографических снимков, эта задача вполне исчерпывалась. Все, выходящее из ее рамок, могло явиться только случайным образом и, следовательно, играть в нашем путешествии второстепенную роль. В тоже время обильная литература путешествий на Синай 1 ученых богословов и библиологов, столько раз (и все с одинаковым успехом, т.е. более пли менее бесплодно – на наш взгляд) исследовавших пути странствия и стоянки Евреев в пустыне Синайской, пли разгадывавших между вершинами Синайского хребта истинный Синай и Хорив, или, наконец, описывавших святые места, часовни и капеллы, развалины и пещеры. – Эта литература, казалось, избавляла от обязанности рассказывать о самой поездке. И, однако же, занявшись этой литературой по возвращении, мы пришли к убеждению, что передача путевых впечатлений поездки на Синай еще долго останется обязательной в известном смысле, как вообще, так в особенности в русской литературе, под одним важнейшим условием – правдивости. В самом деле, не смотря на замечательные в свое время по полноте и ясности описания путешествий, как напр. арх., ныне еп. Порфирия, Эберса и пр., Синай, как и вообще далекий Восток все еще остается местностью свежей, мало тронутой исследованием, и европейский путешественник неизбежно превращается в наивного паломника, подчиняется совершенно чуждой, обступившей его среде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

V. Е. В. Романенко. Сочинения преподобного Нила Сорского в контексте греческой патристики Ядром главного сочинения Нила Сорского «О мысленном делании» («От писаний святых отец о мысленном делании: что ради нужно сие и како подобает тщатися о сем»; в исторической литературе его чаще всего называют «Уставом») является трактат «О различии нашей борьбы и победы над восьмью главнейшими страстными помыслами и прочими». Это классическая тема в святоотеческой литературе: трактаты о борьбе с восьмью греховными помыслами есть среди сочинений преп. Нила Синайского («О осмих помыслех»), преп. Иоанна Кассиана Римлянина («Послание к епископу Кастору о восьми вредных помыслах» – PG 28. Col. 872–905). К подобного рода сочинениям можно отнести и «Лествицу» преп. Иоанна Лествичника . Творение Нила Синайского «О осмих помыслех» довольно часто встречается в русских списках XV-XVI веков, оно находится в сборнике, принадлежавшем преп. Кириллу Белозерскому (PH Б. Кир. -Бел. XV). В одном из сборников преп. Кирилла иноком Феогностом переписана также «Лествица» Иоанна Синайского (РНБ. Кир. -Бел. XI, 1422 г.). В литературе уже высказывалось мнение, что Нил Сорский «в значительной мере базировался» на сочинении Нила Синайского 112 . Однако сравнение текстов показывает, что преп. Нил Сорский , изучивший творения разных авторов, создал совершенно новое, оригинальное сочинение. В свое время известная немецкая исследовательница творчества Нила Сорского Ф. Лилиенфельд провела идентификацию святоотеческих цитат в сочинениях преп. Нила 113 . По ее подсчетам, чаще всего Нил Сорский цитирует Иоанна Лествичника (тридцать пять цитат), Исаака Сирина (тридцать четыре), Симеона Нового Богослова (девятнадцать), преп. Григория Синаита (тринадцать); Нила Синайского он цитирует четыре раза. Однако эта статистика дает неточное представление о литературных предпочтениях преп. Нила. Особенность авторской манеры Нила Сорского такова, что он очень часто прибегает к так называемому обобщенному, свободному цитированию, не указывая при этом источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Вести с православного востока В конце Страстной седмицы мы получили от архиепископа Синайской горы кир Порфирия следующее письмо. «Слухи, дошедшие до вас о катастрофе в Синайской обители, пишет высокопреосвященный Порфирий, не только верны и правдивы, но и едва ли, кажется, могли нарисовать вам верно сию печальную картину. Сильное – не из тех, которые обыкновенно тревожат старцев – монахов Синайской обители – землетрясение, случившееся в ночь 18 декабря 1889 года, произвело на поддающееся описанию смятение между старцами: от сильных толчков стали рушиться их келлии и спустя превратились в груды развалин большие здания, равно как ξων (т.е. келлии странноприимные) новая церковь κοιητριον (усыпальница) сильно потерпели и стены их потрескались. Таким образом внезапно, по мановению Божиему, монахи очутились чуть ли не под открытым небом». «Но Божья кара и здесь не прекратилась. Случившийся сильный ливень, казалось, явился, чтоб пощаженное землетрясением окончательно разрушить. Тотчас по получении известия обо всём случившемся посланы были мною на скорую руку мастера для оказания первой помощи» 1 . Итак, не может быть и тени сомнения в том, что древнейшая и находящаяся на самом отдаленном востоке Синайская обитель, хранительница христианских древностей лучше поры христианского искусства и просвещения, подверглась страшному бедствию, весь ужас которого может понять лишь тот, кто хотя бы несколько знаком с историей этого монастыря, с его топографическим положением и современным состоянием. Вот поэтому не лишнем будет для наших читателей сделать хотя бы и самый беглый очерк истории и топографии святой Синайской обители, чтобы их воображению можно было нарисовать тяжелую картину страшного разрушения. Синайская обитель построена императором византийским Юстинианом I между 527 и 557 годами, который по просьбе синайских отцов, для этой цели отправил особого уполномоченного. Сему последнему было приказано построить на Синае обитель «крепче прочих обителей», а египетскому преферкту – отпускать уполномоченному «столько денег, сколько он потребует для предложенных построек, доставлять ему рабочих людей и подвозить им из Египта пшеницу».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Занимаясь изданием второй части Нового Завета (Деяний и Посланий Апостольских) на греческом и славянском языках, в дополнение к изданной, тому год назад, первой части, – я был значительно облегчен в моих изысканиях по разъяснению вариантов текста в применении его к славянскому переводу чрез появление в свет Синайской Библии, IV в., экземпляр которой я удостоился получить от щедрот Государя Императора. Этот монументальный труд, столь отрадный для Христианского мира, изданный под высоким покровительством вашего Государя, блестящим образом выполнен Профессором Лейпцигского Университета К. Тишендорфом, приобретшим справедливую знаменитость по части Библейской филологии. Вслед за появлением в свет Синайской Библии, я известился о напечатанной, о. архимандритом Порфирием брошюре под заглавием: «Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет неполный и весь Новый Завет с посланием Св. Апостола Варнавы и книгою Ермы Архимандрита Порфирия Успенского ». Я поспешил приобрести ее, надеясь воспользоваться изысканиями о. архимандрита, который жил довольно долго на Востоке, известен своим путешествием на Синай, и который первый указал на этот кодекс и частью описал его; но я был поражен удавлением и глубоко восскорбел, увидев, что сочинение о. архимандрита есть не иное что, как самая язвительная статья, направленная преимущественно на личность Г. Тишендорфа и не выдерживающая ни малейшей ученой критики, и которая никогда не должна была истекать из-под пера мужа, облеченного духовным саном. С крайним сожалением берусь за перо; но вменяю это себе в обязанность; ибо цель моя есть не разбор личностей о. архимандрита с Г. Тишендорфом, а защита священного памятника, исторгнутого из пламени Омара, хранившегося столько веков на Синайской горе; бывшего в руках Св. Отцов и отшельников, оставивших на нем следы своего чтения, и теперь поруганного, предаваемого отлучению Церкви, за то только, как явствует из сочинения о. архимандрита, что Г. Тишендорф не признал его первым, который открыл его в монастыре Синайском.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/z...

Престарелый и уже не первый год страдавший тяжким недугом, неподдающимся никаким усилиям и искусству опытных в своем деле европейских врачей, архиепископ Синайской горы и Раифы и вместе с тем настоятель Синайской обители Порфирий (Павлидис) вынужден был отказаться от занимаемой им кафедры и удалиться на покой. Благодарная братия обители, во главе которой весьма продолжительное время стоял бывший архиепископ Синайский, – горячий руссофил по убеждениям 1 , человек благороднейший по характеру ее добрейшего сердца, а вместе с тем и искусный администратор, – назначила ему в пожизненное управление метах (подворье с монастырем), принадлежащий Синайскому монастырю на острове Хиос (близ Смирны), с содержанием в триста английских фунтов стерлингов. (3.000 р.), куда высокопреосвященный Порфирий и удалился доживать свой недолгий век. На освободившуюся таким образом Синайскую кафедру предстояла необходимость избрать достойного преемника. Задача для синайской обители, удаленной от культурного мира, испытывающей множество лишений и обид, о которых не ведают не только наши русские обители, но даже и восточные 2 , а потому в стенах своих имеющей всегда весьма ограниченное количество иноков, и при том или стариков глубоких, или докимов – новоначальных иноков, была бы весьма не легкая, к тому же живущие по монастырским метохам в Европе, Азии и Африке так называемые протосинкелы монастыря весьма неохотно разстаются с насиженными ими местами и не поддаются соблазну – держать в своих руках бразды правления оби­телью и титуловаться архиепископом, если бы проницатель­ный и горячо преданный своей метании (обители) бывший архиепископ заранее не приготовил для себя такового преемника в лице своего ученика, архимандрита Порфирия (Логофета), занимавшего до последнего времени место на­стоятеля греческой православной церкви в Париже. Братия охотно согласилась на избрание намеченного кандидата и 23 Апреля настоящего года единодушно и единогласно провозгласила арх. Порфирия Логофета игуменом – архиепископом Синайской горы и Раифы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Гоголь и исихазм: «Лествица» прп. Иоанна Синайского Виктор Гуминский   07:20 05.09.2014 1088 Время на чтение 15 минут «Лествица» («Лествица райская», «Лествица добродетелей», «Лествица, возводящая на небо...» и др.) прп. Иоанна Синайского (Иоанна Ритора, Схоластика, Лествичника и др.) (1) - выдающийся, «едва ли не важнейший» (С. С. Аверинцев) (2) памятник святоотеческой аскетической назидательной литературы. Это руководство к поэтапному прохождению монашеской духовной жизни, в котором нашли яркое образное воплощение все основные идеи мистико-аскетического течения восточнохристианской мысли - исихазма. Создание «Лествицы» относится к ранневизантийскому периоду (вероятно, к первой половине VII в.) и этот памятник был весьма распространен во всем христианском мире, в том числе и в Древней Руси, начиная по крайней мере с XI в. (выписки из «Лествицы» в Изборнике Святослава 1073 г.) (3) и особенно с XIV в. (4) По словам современного ученого, без рукописей «Лествицы» «нельзя было замыслить ни одного монастыря, большого или малого, будь то в мире греческом или славянском» (5). На сегодняшний день известно более 500 славянских рукописей памятника (6). Исследователи отмечают его влияние на Киево-Печерский патерик, сочинения прп. Феодосия Печерского, послание монаха Иакова ростовскому князю Дмитрию Борисовичу и т. д., на духовную деятельность прп. Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Нила Сорского и др. (7) «Лествица» занимает особое место в трудах прп. Паисия Величковского, возобновившего старческую традицию в России, его ученика прп. Амвросия Оптинского, прп. Феофана Затворника и др. (8)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Если праздник Рождества Пресв. Богородицы получил начало не ранее VII в., то для Введения можно ждать еще более поздней даты происхождения. Действительно его нет в греческих месяцесловах, очень обширных (хотя неполных), Коаленевом с практикою VII в. (в рукописи X-XI в), Константинопольском VIII-IX в., Неаполитанском IX в. Впервые праздник на востоке появляется в памятниках все же VIII в. Так он есть в Синайском праздничном Евангелии 715 г. и во всех греческих месяцесловах с IX в., исключая вышеназванные. След. в IX в. он на востоке получил уже почти повсеместное распространение, но в качестве должно быть еще простой памяти, а не праздника. Правда, присутствие его в Синайском Евангелии VIII в. говорит о некоторой торжественности в его праздновании; но кроме 12-х праздников там есть евангелия еще на 11 дней года. В перечне 11 важнейших праздников Иоанна, еп. Евбейского, VIII в. он не упомянут 1002 . В Синайском Канонаре IX-X вв., заключающем в себе лишь прокимны и чтения на весь год, для Введения не указано того и другого, тогда как большинство памятей святых имеет их, и оно обозначено так: «св. Богородицы, когда Она принесена была в храм будучи 3 лет» 1003 . В уставе Великой Константинопольской Церкви IX в. на Введение не дано никакой службы, но оно отличено почетным названием «собора» ( σναξις): «Собор св. Богородицы, когда Она принесена была родителями своими, принесенная в храм Господень 3 лет» 1004 . И в XI-XII в. Введение на востоке, по местам по кр. м., было простою памятью, как то видно из месяцеслова при Евангелиях Остромировом (1056 г.), Мстиславом (до 1117 г.), Охридском (XIII в.), где для него только литургийное евангелие и где с ним совмещается другая память – св. Иулиании 1005 . В указе Византийского императора Мануила Комнена 1166 г. праздник упоминается в числе дней совершенно несудебных 1006 . Из инославных восточных церквей Введения нет у несториан и коптов; у иаковитов праздник появляется очень поздно под греческим влиянием, как видно из того, что служба ему из рукописей найдена только в одной XII в., близко стоящей к греческому обряду 1007 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ II Византийский (1804, К-поль - 7.01.1882, Ватириака), архиеп. Синайский и Раифский (1859-1867). Архим. Кирилл (Стрекидис) получил прозвание Византийского по месту своего рождения - К-полю. До избрания архиепископом он был игуменом синайских подворий Фрумоаса (до 1841) и Фыстыч (1841-1857) в Молдавии, а затем наместником Синайского архиеп. Констанция II в Екатерины вмц. мон-ре на Синае . Констанций хотел видеть его своим преемником, но перед смертью сообщил на исповеди Иерусалимскому патриарху Кириллу II , что К. недостоин этого сана (якобы он в детстве отрекся от христ. веры и был обрезан). Тем не менее монахи-синаиты, которых К. расположил к себе щедрыми обещаниями, избрали его архиепископом (5 или 7 янв. 1859). Поскольку Иерусалимский патриарх не одобрил результат выборов и отказывался рукополагать К., в К-поле создали комиссию из вост. правосл. патриархов и еще 2 архиереев, к-рая в окт. 1859 г. признала законным избрание Синайского архиепископа. В числе покровителей К. были тур. министр иностранных дел Фуад-паша и российский посланник кн. А. Б. Лобанов-Ростовский. Как явствует из документов, К. обещал в случае утверждения своего избрания подарить российскому имп. Александру II Николаевичу Синайский кодекс Библии (IV в.) ( Захарова. 2007). Из-за того что Кирилл II Иерусалимский упорно не признавал избрание К., рукоположение Синайского архиепископа было совершено К-польским патриархом Кириллом VII (25 нояб. 1859) на синайском подворье св. Иоанна Предтечи в к-польском квартале Балат. В 1860 г. в Каире была открыта школа Абетион, председателем которой являлся Синайский архиепископ. В этом же году мон-рь вмц. Екатерины получил в дар от российского имп. Александра II раку для мощей этой святой. В 1861 г. были отремонтированы монастырские ворота. В том же году К. назначил экзарха для управления синайскими подворьями на территории Греческого королевства. Большое значение имел полученный в нояб. 1862 г. сигиллий Александрийского патриарха Иакова II, разрешавший синаитам свободно совершать богослужение на их Джуванийском подворье в Каире при условии поминания имени Александрийского патриарха. Несмотря на активные действия К., мон-рю вмц. Екатерины, как и др. учреждениям правосл. Востока, не удалось вернуть свои владения, секуляризованные господарем Александру Кузой в период реформ в Румынии (1859-1864). Утрата этих подворий вызвала экономический кризис в обители.

http://pravenc.ru/text/1840415.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского Нил Синайский (ум. ок. 450 г.) — ученик Златоуста, выходец из знатной и богатой фамилии, дослужился до префекта столицы, но имея жену и двоих детей, решил уйти в монахи (вместе со всей семьёй): подвизался на Синае вместе с сыном. Нил Синайский обличал императора в гонении на Златоуста. Вёл обширную переписку на аскетические и нравственные темы. «Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского» Викентия Фрадински — чуть ли не единственная монография о Ниле Синайском. Фрадински, представитель дореволюционной русской церковной историографии написал её в 30-е гг., будучи профессором Белградского Университета. Предисловие Жизнь и труды преп. Нила, аскета Синайского, относятся ко второй половине IV и началу V века, то есть той эпохе христианства, которая по числу и славе учителей Церкви справедливо называется " золотым веком христианского просвещения " . Изучая эту эпоху, ученые, что весьма естественно, обращались прежде всего к величайшим святителям того времени: Василию Великому, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Иоанну Златоусту, Иерониму Стридонскому, Амвросию Медиоланскому (Миланскому) и Августину Иппонскому. Рядом с этими великими светочами христианского просвещения преп. Нил, на первый взгляд, занимает скромное место. Заслоненная тенью знаменитых современников, его личность остается немного в стороне, и потому ученые богословы уделили ему гораздо меньше внимания. До 1915 года не было ни одной монографии, посвященной жизни и учению этого великого учителя Церкви, особенно прославившегося в качестве духовного руководителя монахов. И лишь в новейшее время появились две работы на немецком языке: 1) католическое сочинение д-ра Фр. Дегенхарта (Degenhart) " Der hl. Nilus Sinaita. Sein Leben und seine Lehre vom Moenchtum " . (Beitraege zur Geschichte des alten Moenchtum und des Benediktinerordens. 6. Heft), Muenster in Westf., 1915; 2) протестантское сочинение К. Хойсси (K. Heussi) " Untersuchungen zu Nilus dem Asketen " . (Texte und Untersuchungen. 42. Band. Heft 2), Leipzig, 1917.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского День памяти: 30 марта/12 апреля Текст читает: Народный артист России Б.Г.Плотников Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития преподобного Иоанна Лествичника Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние». Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?» Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: «Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал...»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010