Священник Василий Румянцев (1876/77 — 1962) родился в деревне Дьяконове Буйского уезда в крестьянской семье. В 1884 — 1887 гг. учился в Чудцовской начальной школе Буйского уезда. Это было единственное учебное заведение, в котором он учился. Отец, Вавила Васильевич, умер 54х лет, когда сыну было не более 13 лет, но отец успел научить Василия всем крестьянским работам. После смерти отца Василий нанимался вместе с братьями, с которыми он жил, к лесопромышленникам рубить и вывозить лес (работал 2 зимних сезона погонщиком лошадей), помогал братьям в плетении лаптей на продажу. С 1891 г. он — писарь и счетовод местного сельского старосты. В 1893 — 1909 гг. — учитель Чудцовской церковно-приходской школы и Дьяконовской школы грамоты (в 1896 г. сдал испытания на звание учителя начальной школы). За труды по народному образованию в 1902 г. был награждён серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте. В 1909 г. Василий Румянцев принял сан диакона и вплоть до 1913 г. служил диаконом в Ильинской церкви села Тутки Солигаличского уезда. В 1913 г. о. Василий был рукоположен в священника и с этого времени по 1937 год служил священником Георгиевской церкви села Каликина Чухломского уезда (ныне территория Парфеньевского района), впоследствии закрытой и разрушенной. В 1934 г. о. Василий перешёл в обновленческий раскол, став в это время благочинным. В 1937 г. ушёл в заштат. В 1943 г. в связи с упразднением обновленчества возвратился в Русскую Православную Церковь. После 1937 г. недолго служил в Воскресенском храме села Парфеньева, в 1947 г. — в храме св. Василия Великого в Галиче. Умер 85-ти лет в Каликине, похоронен возле Георгиевского храма, в котором прослужил около 25 лет. Воспоминания написаны им в начале 50х гг., публикуются в сокращении. При публикации сохранены особенности авторского написания слов: буква ё под ударением («бревёнчатый», «тёмно») и в безударном положении («морё»), «и» в положении между мягкими согласными («болизни») и некоторых слов: «фамиль», «дедушко», «конфекты» и т.д.; написание с заглавной буквы названий месяцев года, учебных предметов в школе и в др. случаях («Государство» — не в начале предложения; «Его» — при рассказе о погибшем в Отечественую войну сыне — тоже не в начале предложения — и пр.); приставки на «з» перед глухими согласными; у прилагательных и числительных окончание «-ия» вместо «-ие» в им. п. мн. ч. и «-яго» вместо «-его» в род. п. ед. ч. муж. и ср. р.

http://azbyka.ru/fiction/iz-vospominanij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕЛЬСИЕВ Василий Иванович (16.06.1835, С.-Петербург - 2.10.1872, там же), общественный деятель, сподвижник А. И. Герцена, писатель. Род. в дворянской семье, его дед был священником, отец - таможенным чиновником. К. рано осиротел; в 1845-1855 гг. на средства Российско-Американской компании учился в имп. Коммерческом уч-ще, до 1857 г. продолжал образование в качестве вольнослушателя на восточном фак-те С.-Петербургского ун-та. Во время учебы сблизился с буд. революционером А. И. Ничипоренко, а также с Н. А. Добролюбовым и братьями Курочкиными. В 1858 г. К. отправился в качестве бухгалтера Российско-Американской компании в г. Новоархангельск (ныне Ситка, Аляска), но в мае 1859 г. из-за болезни жены остановился в Плимуте (Англия) по договоренности с Герценом, который обещал ему найти работу. В нояб. К. уволился из Российско-Американской компании и объявил себя политическим эмигрантом. В. И. Кельсиев. Гравюра Пуча по рисунку Волконского. 3-я четв. XIX в. В. И. Кельсиев. Гравюра Пуча по рисунку Волконского. 3-я четв. XIX в. Находясь в Лондоне с нояб. 1859 по март 1862 г., К. сблизился с рус. эмигрантами и польско-англ. революционером А. И. Бенни, принимал участие в работе Вольной рус. типографии, печатался в газ. «Колокол». Герцен отмечал своеобразный характер революционности К. и называл его «нигилистом с религиозными приемами, нигилистом в дьяконовском стихаре». В 1860 г. Герцен передал К. собрание материалов о старообрядцах и отметил, что «за издание их и приведение в порядок Кельсиев принялся со страстью» ( Герцен А. И. Собр. соч.: В 8 т. М., 1975. Т. 3. С. 304-305). К. наряду с А. П. Щаповым считал, что старообрядчество несет в себе большой протестный потенциал, к-рым можно воспользоваться для революционных преобразований в России. К. поддерживал призывы Щапова «уйти в странство», в «спасенный путь от зверя-антихриста, от его властей, от всего его царства». По предложению Герцена К. издал в Лондоне «Сборник правительственных сведений о раскольниках» (1860-1862. 4 вып.), где были впервые опубликованы широко распространенное среди старообрядцев в XIX в. «Собрание от Святого Писания о антихристе и о последнем времени» (Вып. 2. С. 247-252), фрагменты сочинений Евфимия , создателя согласия странников (Вып. 4. С. 248-256). Там же издана история Московского Преображенского кладбища (Вып. 1. С. 1-74), не вполне достоверно отражающая судьбу федосеевцев , но на долгие годы ставшая основным источником по этой теме. В 1863 г. в Лондоне увидело свет подготовленное К. «Собрание постановлений по части раскола» в 2 книгах, не утратившее свое значение и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/1684157.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕСПОПОВЦЫ общее название представителей одного из 2 основных течений старообрядчества . Главной особенностью вероучения Б. является идея об уже совершившемся воцарении антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии. Спор поповца и беспоповца. Гравюра. 1841 г. Фрагмент (ГИМ) Спор поповца и беспоповца. Гравюра. 1841 г. Фрагмент (ГИМ) Центральное место во взглядах Б. занимает учение об антихристе. Большинство представителей этого течения в старообрядчестве проповедует воцарение духовного антихриста, трактуемого ими как совокупность разнообразных ересей, проникших в Русскую Церковь. Из признания уже состоявшегося прихода духовного антихриста вытекает учение о конечном истреблении им священства и всеобщем бессвященнословном состоянии. Логическим выводом из этих взглядов является положение о непризнании «никонианской» хиротонии и невозможности принимать священников из правосл. Церкви. Однако в 1-й пол. XVIII в. Б. искали священство древнего поставления, поскольку не отрицали церковной иерархии как таковой. В ответе на 102-й вопрос миссионера Неофита выговские старообрядцы в 1723 г. писали: «Обаче сия свидетельства приведохом не во отлагание священства, еже от Бога узаконися во спасение людем, еже и мы лобызаем, и усердствуем, и ищем, аще согласное древлецерковному благочестию будет, но в показание опасения нашего от новин, яко опасающеся новин, и священства с новинами, и в новинах сущаго опасаемся» (Поморские ответы. М., 1911. С. 556). В нач. 1730 г. была предпринята совместная с поповцами поездка выговца М. И. Вышатина в Палестину с целью найти «православное священство». Известны примеры сотрудничества выговцев с поповцами: выговцы принимали участие в написании «Дьяконовых ответов» , поданных поповцами дьяконовского согласия Нижегородскому еп. Питириму в 1719 г. В 1765 г. в Москве поморцы принимали активное участие в обсуждении идеи соединения Б. и поповцев под властью старообрядческого архиерея (тогда рассматривалась идея поставления такого архиерея рукой мощей свт. Ионы, митр. Московского, или др. святителя, однако переговоры были безрезультатны).

http://pravenc.ru/text/78246.html

Разделы портала «Азбука веры» Мельников-Печерский П.И. Очерки поповщины " decoding=" async " data-lazy-srcset=" 300w, 204w, 102w " data-lazy-sizes=" (max-width: 102px) 100vw, 102px " title=" Очерки поповщины " > Мельников-Печерский П.И. Очерки поповщины " loading=" lazy " decoding=" async " srcset=" 300w, 204w, 102w " sizes=" (max-width: 102px) 100vw, 102px " title=" Очерки поповщины " > ( 10  голосов:  5.0 из  5) Часть I I. Начало раскола старообрядства II. Первая мысль искания архиерейства III. Зарубежные старообрядцы. искание архиерейства в Молдавии IV. Епископ Епифаний V. Афиноген VI. Анфим VII. Искание архиерейства в конце XVIII столетия VIII. Поповщина в начале XIX столетия. Рязанов IX. Беглые попы в двадцатых и тридцатых годах X. Рогожское кладбище Часть II I. Кочуев. — Рогожский собор 1832 года II. Королёвские III. Рогожские послы в Петербурге IV. Лаврентьев монастырь Примечания Приложение. Записка о старообрядских типографиях в Клинцах, Махнове, Янове, Майдане Почапниецком Примечания Полный текст VIII. Поповщина в начале XIX столетия. Рязанов Необходимость иметь епископа сознавалась преимущественно в дьяконовском согласии поповщины. Этим толком преимущественно и были предпринимаемы в прошлом столетии попытки получить архиерейство. С самого Александра-дьякона, основателя этого толка, казненного в 1720 году, громко высказывается необходимая нужда в епископстве. В своих «Керженских ответах» он прямо говорит о нужде в святительском чине. Из его последователей неизвестный нам по имени старообрядец писал в 1745 году какому-то отцу Тихону энергическое послание о печальном состоянии беспастырского старообрядства. В этом послании он требует: «елико сила ходатайствовати святительство — источник священства». Во второй половине XVIII столетия из дьяконовских общин почти беспрерывно поднимаются одни за другими голоса в пользу искания архиерейства. Для осуществления этого заветного желания дьяконовские общины не жалеют ни трудов, ни денег, смело идут навстречу серьезным опасностям, посылают своих людей в дальние странствования, пробуют все возможные для них средства к установлению правильной иерархии в старообрядстве.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Митякинская. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Карта и ближайшие объекты С 1730 года упоминалась православная деревянная Христорождественская церковь. Когда она обветшала, к 1783 году- заложили каменную, двухпрестольную, с приделом в честь Параскевы Пятницы. Эту святую митякинцы особо чтили, в храме имелась явленная икона. Согласно преданию, в 1727 году, когда свирепствовала моровая язва, две девушки, проходя по лесу, увидели на дереве икону Параскевы Пятницы. Услышали голос: «Идите в деревню и скажите священнику и народу, чтобы они с этой иконой обошли вокруг станицы». Так было и сделано. Впоследствии ежегодно устраивали крестный ход в десятую пятницу после Пасхи в часовню на месте явления иконы. Икону отправили в Воронеж, а копия осталась в станице. В ризнице церкви имелось: Служебник 1725 года, Требник 1732 года, Минея месячная 1724 года, Евангелие учительское 1697 года, Проповеди Гедеоновы 1706 года, Пролог 1626 года, Устав церковный 1713 года. В 1836 году в станице Митякинской появилось церковно-приходское училище для мальчиков и девочек. При нем была организована библиотека. Дьяконовское церковно-приходское училище находилось вблизи церкви, там же находилась и библиотека. Насчитывала она около 400 экз. Книги были церковного характера, в хороших переплетах и в полной исправности. Хранились книги в шкафах. В училище принимались дети только зажиточных казаков В 1906 году в станице открылось двухклассное училище с 4-летним образованием и четырьмя учителями. В 1910 году из двухклассного оно было преобразовано в 4-х классное. В 1937-м была взорвана колокольня, тогда рухнул и сводчатый потолок придела святой Параскевы. Храм тоже пытались взорвать, но потратив взрывчатку на глушение рыбы в озерах, комсомольцы небольшим зарядом лишь вырвали кусок кирпичной кладки. http://duhovenstvovd.ru/hristorogMityakin.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=50646

XIX в. беглопоповцы делились на множество согласий: лужковское , «перемазанское», дьяконовское. В наст. время в Б. о. действует 5 приходов Русской Древлеправославной церкви (беглопоповцы): в городах Новозыбков, Злынка, пос. Климово, 2 сельских прихода в Стародубском р-не, а также Троицкий муж. мон-рь в с. Каменка Злынковского р-на. С 1963 г. глава Древлеправославной церкви (с марта 2002 Древлеправославный патриарх московский и всея Руси) имеет свою резиденцию в Новозыбкове. На территории Б. о. действуют 3 прихода Русской православной старообрядческой церкви ( Белокриницкая иерархия ): в городах Новозыбков, Клинцы и пос. Климово,- входящие в Клинцовскую и Новозыбковскую епархию. В Злынке существует община беспоповцев . Российская православная свободная церковь имеет в Б. о. 1 общину (возникла в 1990) при Ильинской ц. в г. Трубчевске, входящую в Тульскую епархию. Католичество . Католич. община сложилась в Брянске в период первой мировой войны из числа польск. беженцев и просуществовала до сер. 30-х гг. В дек. 1998 г. была зарегистрирована как приход Непрестанной помощи Божией Матери. Протестантизм . Общины евангельских христиан и баптистов появились на Брянщине в кон. XIX в. среди рабочих - выходцев с Украины; к 1944 г. число таких общин было незначительным. В наст. время в Б. о. зарегистрирован областной совет объединения евангельских христиан, 15 баптистских общин и Библейский колледж, кроме того, в районах области действуют без регистрации ок. 40 баптистских общин. Христиане веры евангельской (см. ст. Пятидесятники ) появились в Б. о. в 1968 г., сегодня они имеют религ. центр и 12 общин . Существует также община пресвитериан (см. ст. Пресвитерианство ) в г. Унеча (зарегистрирована в 2000), а также неск. религ. объединений, к-рые относят себя к разным направлениям протестантизма. Большинство протестант. общин находятся в городах Клинцы, Унеча, Дятьково и поселках Клетня, Навля, Суземка. Иудаизм . Появление в кон. XVIII в. иудейских общин на территории совр. Б. о. связано с тем, что отдельные ее районы (бывш.

http://pravenc.ru/text/153531.html

В печь ее, да сжечь!» Когда же поселились здесь ветковские раскольники, жизнь в Стародубье изменилась: явились промышленность и торговля, завелись вскоре и фабрики. В Клинцах особенно развилась фабрикация сукон. Начались деятельные сношения с Москвой и Петербургом, явились значительные капиталы. Построение церквей и появление попов в достаточном количестве придали большой блеск Стародубью, и оно сделалось средоточием всей рассеянной по Руси и по зарубежным местам поповщины. Неблагосклонно смотрели, однако, коренные стародубляне. Когда зарубежные выходцы стали у них в слободах ставить церкви, они возроптали и произвели мятеж. «Зачем нам церкви? — говорили они. — Наши отцы от церкви из России ушли; у нас церквей слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне церкви и в наших местах строят», — и чуть не сожгли их. Когда в новопостроенных церквах начали служить обедню, большой ропот опять поднялся от коренных жителей Стародубья. — Что это за поп? — говорили они. — Сам причастье работает! Разве это можно? У нас было причастье старое, а это все новая вера! Спустя несколько лет смягчились немного нравы стародубских дикарей, и они мало-помалу слились с зарубежными пришельцами в одни общины. Упорных осталось немного. Но в некоторых слободах все-таки никак не могли решиться на постройку церквей, довольствуясь часовнями, хотя и имели в свое время полную возможность и достаточно средств к устройству церквей. В слободе Зыбкой (ныне уездный город Новозыбков, Черниговской губернии) была в тридцатых и сороковых годах прошлого столетия часовня дьяконовщины, на месте которой, не ранее 1771 года, построена была церковь Рождества Христова. При ней с 1739 года был беглый поп Патрикий, ревностный последователь дьякона Александра, казненного в 1720 году, в Нижнем Новгороде, на Нижнем базаре. Патрикий был человек хитрый, умный, начитанный и честолюбивый. Он приобрел огромное влияние на старообрядцев дьяконовского согласия, как в России, так и за границей. Высокий ростом, с белыми волосами, с бородой едва не до колен, сановитый, с важною поступью, он внушал к себе чрезвычайное уважение.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Во 2-й половине XIX века беглопоповцы в Стародубье были довольно малочисленны, но принадлежали к различным согласиям - лужковскому, " перемазанскому " , дьяконовскому, священников же было столь мало, что по смерти попа в одном согласии " некому было в поповское одеяние облещи " . 30 июня 1885 г. в селении Берендино (Московской губ.) состоялся " лужковский " собор, одним из центральных вопросов которого было выяснение вопроса: " душеспасительно ли вообще священство, воспринимаемое от никониан? Окончательного ответа найдено не было. В 1892 г. 19 июля (2 авг.) в Лужках собирались участники предварительной беседы о митр. Амвросии. Защищал основателя Белокриницкой иерархии Ф.С.Малков, от лица противников беглопоповцев выступал В. А. Родионцев. На следующий день начал свою работу большой Лужковский Собор для обсуждения второй поездки на Восток для исследования митр. Амвросия, в нем участвовало до 200 чел. разных согласий и взглядов относительно Белокриницкой иерархии. Бурные прения не привели спорящих к согласию. Одним из центров беглопоповства был Городец и его знаменитая моленная. Местное старообрядческое сообщество руководствовалось специально для него разработанным правилом 1803 г., по которому могли приглашать священников из Иргизских мон-рей. Поволжские города Нижний Новгород, Вольск, Хвалынск, Астрахань также славились своими беглопоповскими моленными. В 1890 и 1901 гг. в Вольске проходили соборы, основной идеей которых было обсуждение возможности учреждения епископской кафедры, а также осуждение Белокриницкой иерархии как незаконной с их точки зрения. Традиции этого согласия исторически были сильны на Урале и в Сибири. Особенность беглопоповства в этих регионах состояла в его постепенном превращении в беспоповство. Развитие этого процесса происходило в обстановке усиления борьбы со староверами, когда начиная с 1827 г. следует ряд постановлений, сначала ограничивших, а потом и совсем упразднивших льготные указы Екатерины II и Александра I. Изменение практики имело в этих местах определенную почву, поскольку ряд общин перешел в беспоповство еще в XVIII в.

http://sedmitza.ru/text/394294.html

Другие согласия хотя и принимали по временам более или менее участия в искании епископства, но никогда не были разборчивы в средствах и, давая слишком широкое применение словам апостола Павла: «по нужде и закона пременение бывает», прибегали к средствам антиканоническим. Напротив, дьяконовцы в деле искания святительского чина поставляли непременным условием строгое исполнение правил, установленных вселенскими соборами и уставами св. отец. Дело Епифания было чуждо им, и если впоследствии некоторые из дьяконовцев и принимали попов его поставления и сохраняли имя его в синодиках, то лишь потому, что Епифаний, хотя и обманом, но получил правильную хиротонию. Притом же в то время старообрядцы поповщинского толка были убеждены в подлинности писем, привезенных Епифанием в Яссы от киевского архиепископа, архиепископа действительно недовольного Петербургом и Москвою. Афиноген хотя и был прежде у дьяконовцев в Зыбкой, но, находясь между ними, не посмел объявить себя епископом, а когда самозванно принял за рубежом этот сан, дьяконовцы немедленно прекратили с ним всякие сношения. Анфима с самого появления его дьяконовцы считали обманщиком. В Москве, на соборе 1765 г., дьяконовцы остановили странную затею других старообрядцев рукоположить епископа рукою мощей св. Ионы. Наконец дьяконовщина, и одна только дьяконовщина, в конце XVIII столетия искала правильного архиерейства как за границей, так и в России. Одна только дьяконовщина просила законного архиерея у законного правительства. Таким образом, искание архиерейства, правильного и законно поставленного, по справедливости считается одним из отличительных признаков дьяконовской ветви поповщины. Дьяконовцы (они же лысеновщина и кадильники), теперь почти не существующие, были гораздо ближе к господствующей церкви, чем все другие отрасли старообрядства. Разномыслие свое с нею относительно некоторых обрядов они не считали делом большой важности и признавали ее «православною», говоря, что вера состоит не в обрядах, которые и прежде разнствовали по местам, а в исповедании. На этом основании дьяконовцы принимали беглых православных попов и вообще православных без миропомазания — третьим чином, то есть после исповеди. Четырехконечный крест, над которым ругались другие старообрядцы, называя его знамением антихриста, латинским крыжем и т. д., дьяконовцы почитали наравне с восьмиконечным. Они открыто пошли было к сближению с господствующей церковью, прося у правительства хорепископа. Мы знаем, к какому привело это результату. Явилось так называемое единоверие.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

В посл. четв. XVIII в. позиции Д. с. в старообрядчестве пошатнулись в основном вслед. усиления Рогожского кладбища , становившегося центром всех старообрядцев-поповцев и принявшего ветковскую практику присоединения священников к старообрядчеству - через миропомазание. Эта практика была утверждена 1 нояб. 1779 г. на московском соборе поповцев. Собору предшествовали споры о сваренном в 1777 г. на Рогожском кладбище свящ. Василием Стефановым «мире». Открытый протест против этой акции высказали стародубские дьяконовцы во главе с Михаилом Калмыком и Никодимом. Между представителями разных центров беглопоповства завязалась переписка, спор был разрешен собором в 1779 г. в пользу противников Д. с. К нач. XIX в. малочисленные последователи Д. с. жили на Керженце, Ветке, в Москве, Торжке и Орле. В Стародубье большая их часть до 1800 г. перешла к «перемазанцам», т. е. ветковцам, рогожским или иргизским. Старообрядческий собор в Макариевом мон-ре близ Гомеля, созванный в нач. XIX в. для примирения дьяконовцев с др. поповцами, хотя и не принял постановления, но заявил, что Д. с. подлежит полному искоренению. Спор прекратился в связи с посланием попечителей Рогожского кладбища М. И. Самойлова и Т. А. Острякова от 22 марта 1816 г., в котором всем поповцам предписывалось быть согласными с «московским обществом». В сер. XIX в. воззрения дьяконовцев на 4-конечный крест повторил в «Окружном послании» И. Кабанов , призвавший их к соединению с Белокриницкой иерархией . Дьяконовцы в отличие от ветковцев и лужковцев (см. ст. Лужковское согласие ) не упоминаются в числе участников лужковского собора в Стародубье, созванного 20 июля 1892 г. для обсуждения результатов поездки на восток с целью разысканий о митр. Амвросии (Паппа-Георгополи) (Вторая поездка на Восток для исследования о м. Амвросии в 1892 г. и результаты этой поездки//Братское слово. 1893. 1/3. С. 68-92, 146-176, 227-250). Сведений о Д. с. в ХХ в. нет. Благодаря особенностям учения дьяконовцев археографы (А. И. Плигузов, О. К. Беляева) выявили ряд сборников, созданных и бытовавших в Д. с., а также каталог книг дьяконовского скита на Керженце (опубл. Плигузовым).

http://pravenc.ru/text/дьяконову ...

  001     002    003    004    005    006