Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Проф. Георгий Мандзаридис Чистота ума и сердца по учению старца Иосифа Исихаста Проф. Георгий Мандзаридис Чистота ума и сердца по учению старца Иосифа Исихаста   Православное богословие говорит о загрязнении или омрачении человека, сотворенного «по образу Божию». Такое омрачение, вызванное непослушанием воле Божией и лишением света Божественной жизни1, стало причиной нечистоты. Человек потерял естественность, а вместе с ней и чистоту, отдалился от Бога — источника жизни, как, впрочем, и от самого себя. Ум его омрачился и устремился в направлении, противоположном его настоящему призванию. Чистота - естественное свойство не только Бога, но и человека. Человек как творение Божие по природе своей чист. Нечистота для него — состояние, привнесенное извне и противоестественное: «ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4. 7). Чистота, отмечает старец Иосиф Исихаст, есть «древнее облачение» ума2. Нечистота же есть осквернение души и ее болезнь. Это дело плоти, проявляющей себя в плотских грехах, ненависти, распрях и идолослужении. Таким образом, нечистота противостоит святости и мешает исполнить изначальную цель создания человека, а следовательно, и его призвание, заключающееся в том, чтобы уподобляться Богу и стать святым, как и Он свят3. Чистота же, напротив того, является условием и предпосылкой святости и уподобления человека Богу. Необходимость очищения и одновременно неспособность человека на деле достигнуть этого самому, без очищающего вмешательства Бога, наилучшим образом выражена в пятидесятом Псалме: «Окропиши мя иссопом и очищуся, омыеши мя и паче снега убелюся... Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (см.: Пс. 50. 9—12). И пророк Иезекииль, говоря об эсхатологическом очищении 40 «Хотя мы многократно убеждались в его прозорливости, которую мы наблюдали по отношению и лично к нам, и к другим, находящимся далеко, он не придавал ей такого значения, как рассуждению, о котором он говорил с восхищением. Он называл его превосходным средством борьбы в невидимой брани, особенно для нас, монахов. «Соль, дети мои, соль нужна», — говорил он нам, имея в виду рассуждение»

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2776

Слово в день Сретения Господня 31 Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей ( Лк. 2:29–31 ). Так говорил праведный старец Симеон, взяв на свои руки сорокадневного младенца Иисуса. Событие весьма примечательное! Кто, думаете, слуш., держит кого? Не старец младенца, но младенец старца. Кто в ком имеете нужду? Не младенец в старце, но старец в младенце: той бо отпущения просит. Кто любит мир и его блага, тот, может быть, подивится, что старец желает смерти, как вожделеннейшего блага. Для чего бы ему не просить обновления лет и продолжения жизни? Неужели он не знал, что Тот, кого он взял на руки, есть Податель света и силы, есть Жизнодавец? Старец, без сомнения, знал сие, но не мог желать себе жизни во времени, потому что видел лучшую жизнь в вечности. Он знал, что Младенец, яко Господь, вся может, но не мог просить у Него ни цветущего здравия, ни сил, ни крепости телесной, потому что уповал получить лучшие блага в небесах. И потому, когда узрел он Божественного Младенца, то ни о чем более не просил Его, как о своем отпущении из видимого мира в мир невидимый, духовный. Надобно знать, как старец жил на земле. Он жил верою, но сия вера, по слову Апостола Павла, есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом ( Евр. 11:1 ). Он жил надеждою, но сия надежда, по слову того же Апостола, есть упование невидимого ( Рим. 8:24 ). Он жил любовию, но сия любовь, по слову того же Апостола, есть исполнение закона ( Рим. 13:10 ). Короче: старец Симеон бе человек праведен и благочестив, чая утехи Израилевы, и Дух бе Свят в нем ( Лк. 2:25 ). Из сего не трудно усмотреть, почему старец смотрел на жизнь сию столь хладнокровно и ждал смерти столь благодушно. Возлюбленные! Будем жить так, как жил благочестивый старец Симеон. Тогда и мы не будем ни слишком пристрастны к сей жизни, ни слишком боязливы при виде смерти. Жить верою – значит творить дела богоугодные ( Еф. 5:9 ). Ибо вера без дел мертва есть ( Иак. 2:17 ). Какие же это дела? Благодать Божия, вводя нас в жизнь христианскую, учит: да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно, и праведно, и благочестно поживем в нынешнем веце: ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:12–13 ). Посему чтоб жить верою, как жил праведный Симеон, надобно хранить сокровище целомудрия, охраняя ум свой от нечистых мыслей, сердце от нечистых желаний, тело от нечистых дел, надобно творить дело правды, делая ближнему добро, какого от него желаем, и поступая с ним так, как желаем, чтоб и он поступал с нами; надобно творить дела благочестия, усовершаясь в истинном Богопознании и упражняясь в молитве, прославлении и благодарении Бога, как упоминаемая в чтенном ныне Евангелии, Анна Пророчица, яже не отхождаше от Церкве, постом и молитвами служащи день и нощь ( Лк. 2:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

архимандрит Захария Захару Скачать epub pdf Монах и дух времени 22 Архимандит Захария Захару : Во-первых, я хотел бы поблагодарить Бога, даровавшего мне это драгоценное время, которое я разделяю с вами, и удостоил меня стать причастником даров Святого Духа, которые Бог излил на вас. Так как наша Церковь является не чем иным как соучастием, в дарах благодати. Затем я хотел бы выразить особую благодарность Высокопреосвященнейшему Архиепископу и Митрополиту Андрею, который в течение последних девятнадцати лет различными способами проявлял свою добрую волю, заинтересованность и поддержку по отношению к нашему монастырю. Сейчас мы хотим поговорить о монашеском духе и о духе мира. Как мы только что слышали, в писаниях Святых Отцов, процитированных Высокопреосвященнейшим Андреем, есть много вдохновленных свыше слов о конце времен. Чем ближе к концу, тем большей становится честь, привилегия быть монахом, и даже быть христианином. Святые Отцы говорят нам, что в давние времена, наши отцы славились великими чудесами, воскресением мертвых. Но христиане последних времен, которые сумеют сохранить веру, обретут большую славу на небесах, большую даже, чем те отцы, которые творили эти чудеса. Я хотел бы остановиться только на одном слове Господа из Книги Откровения. Там сказано, что в последние времена «святый да освящается ещё» и «нечистый пусть ещё сквернится» ( Откр. 22, 11 ). Мы всегда должны иметь молитву, подобную этой: «Всемогущий Иисусе, будь ещё милостив к нам, снова и снова.» В первом Соборном Послании святого Иоанна мы читаем: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» ( 1Ин. 4, 3–4 ). Итак, дух этого мира, дух времени, есть не что иное, как дух сатаны. Не Бог дал сатане власть над миром, но человек. Ещё в раю, с тех пор как человек отвернулся от Лица Живого Бога и приклонил ухо к лукавым советам дьявола, он не перестал склонять свои ум и сердце ко злу; и посредством всех грехов и беззаконий, совершенных на протяжении веков, он позволил вражеской силе получить все большую власть, и сатане – стать «князем мира сего» ( Ин. 14, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Дух Святый Дух Святый непрестанно веет благоуханием приятнейшим, сладчайшим и 71еизъяснимым для языка человеческого. Но кто знает сию приятность Духа и Его сладость, кроме тех, которые удостоились того, чтоб Он вселился в них? Дух Святый вселяется в душах кающихся не иначе, как после многих трудов (прп. Антоний Великий , 89, 50). ...Дух пишет на сердцах более или менее; по мере предуготовительной чистоты пишет или для всех явственно. или неявственно. По скорости же написуемого, целая уже вселенная наполнена благовестием (свт. Василий Великий , 5, 277). Источник. ...Выше человеческой природы – объяснить причину, по которой Дух Божий различно действует в достойных, – и одному вверяется пророчество, и притом до известной степени; другой получает дарования исцелений, и те в определенной мере; а иной действия больших или меньших сил. Ибо знает сие Тот один, Кто вникает в душевные достоинства каждого, и каждому, по незримым мерам правосудия, уделяет, чего он достоин (свт. Василий Великий , 6, 7). ...Дух Святый пребывает во всех, но собственно силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами. Кроме же чистоты надлежит им показывать в себе равенство благоустроено состояния. Ибо чист не тот, кто неровно ведет себя в отношении к целомудрию, но тот, кто мудрование плоти подчинил Духу. Как изображения лиц видим не во всяком веществе, а только в гладких и прозрачных веществах; так и действие Духа отражается не во всякой душе, а только в душах, которые не имеют в себе ничего стропотного и ничего развращенного (ср.: Притч. 8, 8 ). Снег блестит, но не показывает в себе образа тех, которые в него смотрятся, потому что шероховат и составлен из смерзшейся пены. Молоко бело, но не принимает в себя образов, потому что и в нем есть какие-то мелкие пузыри. А в воде, по причине ее гладкости, виден даже черный образ. Так точно и неровность жизни не способна к принятию в себя Божия действия. Посему, когда душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, сильной любовью к Богу постоянно сохраняет в себе напечатленное в ней памятование о Боге, и таким образом соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда, от сильного стремления и неизреченной любви к Богу, став богодухновенной, соделывается она достойной пророческого дара; потому что Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для уразумения видений, какие сообщить Ему угодно (свт. Василий Великий , 6, 8). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Содержание сих чтений из книг Священного Писания 1 I. В книгах Священного Писания, называемых обыкновенно Библией, Бог даровал человекам Святое Слово Свое Ядро или сущность всего Священного Писания есть единый за всех и во всех Иисус Христос , и ищущим Бога Он отверзает ум к разумению Писания Духом Святым. Пророки свидетельствуют о Христе Иисусе, Иисус Христос свидетельствует о пророках и дарует Церкви апостолов, апостолы свидетельствуют о Христе Иисусе, о пророках и друг о друге, Дух Святой в пророках и апостолах свидетельствует, что Он в тех и других есть единый Дух истины, Дух Христов: все Писание богодухновенно, и Дух Божий дышит во всем Священном Писании . Животворящая сила слова Божия в спасении верующих, самая вера – от слова Божия. Вера, спасающая человека благодатию Божиею, неразлучна с надеждою и любовию. II. Учение Христианской Библии о Боге, мире и человеке Бог есть Творец небес и земли, всего видимого и невидимого – Дух вездесущий, премудрый, всеведущий, всеблагой, всесвятой, всеправедный, всемогущий, вседовольный, неизменный, вечный, бесконечный во всех совершенствах Своих, непостижимый в существе Своем, Вседержитель и Промыслитель, Владыка народов, Отец ангелов и человеков. III. Человечество заражено грехом, испорчено Оно не могло само собою исцелиться и очиститься от греха, и если бы в сем состоянии навсегда осталось, то от умножения беззаконий яд греха непрестанно и вечно усиливался бы в человечестве, страдания и муки, естественно, были бы вечны; и как тьма не может соединиться со светом, так человеки, по греховной нечистоте своей, были бы вечно отлучены от общения с Богом в святости и блаженстве. Но для спасения человеков Сам Бог явился на земле в человеческой плоти и в имени Иисуса Христа. Иисус Христос говорил о Себе, что Он – Сын Божий, что Бог Отец по милосердию и любви Своей к человекам послал Его в мир спасти грешников, что отец Его – в Нем и что Он – в Отце Своем, что Ему приличествует равная с Отцом честь, что видавший Его видит Отца и верующий в Него верует во Отца, пославшего Его, что Он был во славе Своей у Отца прежде бытия мира, что Он и Отец – одно, что Он Духом Святым изгоняет нечистых духов из людей, что Дух Святой от Отца исходит и наставляет человека на всякую истину, что верующий в Сына Божия Иисуса Христа приимет Духа Святого и вечно будет иметь Его в себе, и таким образом соделается храмом Живого Бога, Отца и Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Учение о Духе Святом в Новом Завете.Часть 4: апостол Павел Святой апостол Павел. Икона прп. Андрея Рублева 1407 г. При использовании посланий апостола Павла как источника учения о Святом Духе должно иметь в виду тот факт, что их содержание в большей степени, нежели в случае других новозаветных книг, обусловлено историческим контекстом и условиями, побудившими к их написанию. Апостол не ставил своею целью систематическое изложение учения о Духе, ни даже отдельного преподания самих Божественных истин. Послания апостола Павла (в отличие от большинства соборных) строго адресны и вызваны конкретными запросами, на которые святой апостол и дает ответы. Этим объясняется особый акцент на действие Духа Святого в жизни верующих, и раскрытие именно этой стороны домостроительства Духа по преимуществу, в его посланиях. Помимо обозначения третьего Лица Пресвятой Троицы, слово pneuma встречается в посланиях апостола Павла в значениях: 1. Дух человеческий (Рим 1:9; 12:11) 2. Тварная духовная сущность (Евр 1:14 - ангелы; Еф 6:12 - нечистые духи) 3. Дух=сила (2Фес 2:8) 4. Дух=ум (Еф 4:23) 5. Дух=настроение (1Кор 4:21) Анализ сих мест и словоупотребления апостола выходит за рамки нашего исследования, хотя мы вынуждены признать наличие проблемы, когда общие выводы о пневматологии (либо антропологии) апостола Павла находятся в прямой зависимости от интерпретации ряда стихов его посланий . В этом отношении появление специального исследования, с опорой на святоотеческие толкования и учетом соответствующих работ западных библеистов было бы очень желательно. В посланиях апостола Павла приводится одно из триадологических мест, где Дух Святой очевидно поставляется наравне с Отцом и Сыном: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь (2Кор 13:13), хотя данный пассаж не столь богословски нагружен как Мф 28:19 или 1Ин 5:7, вместе с тем это и не случайная фраза - она есть сжатое выражение всего домостроительного богословия апостола Павла, говорящего о участии в жизни верующего каждого Лица Пресвятой Троицы.

http://pravoslavie.ru/1519.html

Духовная традиция восточного монашества Возникновение монашества Ранняя христианская община не знала монашества как постоянного установления. Этот факт на первый взгляд кажется удивительным: новейшие исследования все более убедительно доказывают существование тесных связей между Церковью первых веков и иудейством времени Христа, особенно с пророческой его традицией. В иудействе уже давно были и свои монахи, и свои пустынники. Своими нападками на конформизм господствующей религии пророки создали определенную духовность пустыни. Следует отметить, что для людей Ближнего Востока самым тяжким проклятием является лишение воды; пустыня есть земля опустошенная, обиталище одних лишь диких зверей; вся природа там враждебна человеку, подчинена сатане, врагу Божию. Но там же особенно проявляется мощь Иеговы, ибо без нее у человека нет надежды на спасение: там Иегова и есть Бог-Спаситель. «Где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?» ( Иер. 2, 6 ). То, что Бог провел Израильский народ по пустыне, было величайшим Его благодеянием; вернуть его туда обратно – желание сатаны. «Долгое время дух (нечистый) мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни» ( Лк. 8, 29 ). Древний ритуал «козла отпущения», изгонявшегося в пустыню и оставлявшегося там на погибель, означал отдачу искупительной жертвы злому духу Азазилу ( Лев. 16, 8 ). Евреи, таким образом, видели в пустыне обиталище демона, и Новый Завет полностью принимает это понятие: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя» ( Мф. 12,43 ). Почему же в предхристианском еврействе было так много пустынников? Почему Иоанн Предтеча и Сам Иисус уходили в пустыню, вдаль от избранной общины, вдаль от храма – знамения того, что Бог хранит Израиль? Почему Сын Человеческий позволил диаволу искушать Себя сорок дней в пустыне 1 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Слово о чтении духовных книг Внемли чтению ( 1Тим.4:13 ). Так заповедал св. Апостол ученику своему возлюбленному Тимофею; так и все свят. отцы заповедали христианам, чтобы они читали духовные книги! Заповедь сия свято исполнялась. Все благоугождавшие Богу много и охотно занимались духовным чтением, – занимались, напитывались небесными истинами, и получали свет стезям, ведущим ко спасению. Сама Пречистая Дева Богородица, когда воспитывалась в храме Божием, постоянно читала священные книги, и чрез это наполнилась Духом Святым и соделалась Матерью Света невечернего. Но вот пришло время, когда мало и неохотно уже читают душеспасительные книги; читают, с особенным каким-то удовольствием, одни лишь книги, питающие пустое любопытство, книги – вредные, соблазнительные, погашающие веру и возбуждающие страсти, – читают, – и погибают; вместо пшеницы, сеют в сердца свои терния, вместо Света Христова, обжигают души свои огнем диавольским, – и этим услаждаются. Так нечистый дух времени омрачил умы и ослепил сердца, увы, почти всех! Но это делается там в миру, за пределами наших детских питомников. Здесь, по-видимому, нет сего: здесь на первом плане стоит изучение Закона Божия; здесь, выписываются, возможно лучшие. религиозно – нравственные книги; здесь запрещают читать дурные книги... Но, опять – увы! Нечистый дух времени и сюда проник: Закон Божий изучается, наряду с другими предметами, не для улучшения сердца, а для хороших отметок; религиозно-нравственные книги лежат почти все неразрезанными; а книги запрещаемые читаются, втихомолку, с жадностью, и все истрепываются до невозможности. Явление, достойное горьких слез! Ибо, что же это такое? Неужели, в самом деле, мы не сознаем вреда от чтения дурных книг, и пользы от книг хороших? Неужели намеренно развращаем себя и детей книгами негодными, и не хотим просвещать своего и их сердца истинным Светом Разума вечного. И говорить ли нам уже теперь о пользе, чтения духовных книг? О, как тяжело, мои возлюбленные, сознавать, что для возбуждения спящих совестей – требуются не слова человеческие, а громы и молнии небесные! Тяжело говорить, и в тоже время думать, что слова наши бесследно пронесутся, если не мимо ушей, то мимо сознания и чувства! Но долг велит, и надо говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Закрыть Слово о молитве преподобного Ефрема Сирина Часть 2 18.03.2022 2681 Время на чтение 9 минут Часть 1 О добродетели смирения Господи и Владыко живота моего,                         дух... смиреномудрия... даруй ми, рабу Твоему... яко благословен еси во веки веков.                         Аминь.     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, в начале Великого поста, когда мы еще только вступали в первые дни Святой Четыредесятницы, Церковь предлагала нам наставление, чтобы мы, постясь телесно, постились и духовно. Церковь указывала нам, что истинный и приятный Богу пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оскудение лжи и клятвопреступления. Таким образом, если мы, удерживаясь от пищи и пития, не удерживаемся в то же время от злобы, зависти, ненависти, зложелательства, осуждения, то, не евши хлеба, мы поглощаем ближнего и одною рукой созидаем, а другою разоряем. Поэтому Святая Церковь нам с самого начала предлагала глубоко содержательную молитву преподобного Ефрема Сирина, которая своим покаянным смиренным духом пробуждала в нас стремление к стяжанию добродетелей и отвращению от пороков. В шестом прошении этой молитвы преподобный Ефрем просит у Бога дать ему дух смиренномудрия: Господи и Владыко живота моего, дух... смиреномудрия... даруй ми, рабу Твоему. В чем состоит смиренномудрие? Смиренномудрие есть такое состояние души, в котором она, познав всю слабость и нечистоту свою, бывает далеко от всякого высокого мнения о себе, постоянно старается раскрывать в себе доброе, искоренять все злое, но никогда не почитает себя достигшею совершенства и ожидает его от благодати Божией, а не от собственных усилий. Святые Отцы и учители Церкви не находят слов для восхваления этой добродетели. " В душах смиренных почиет Господь " - так говорят они. Не спасет нас ни подвижничество, ни бдение, ни другой какой труд, если не будет при сем истинного смирения. Но, несмотря на высокое достоинство и значение этой добродетели, в нас христианского смирения очень мало. Дух явной или тайной гордыни и тщеславия обладает нами, так что почти каждый из нас много и высоко думает о себе и мало и низко о других.

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/10/...

Молитва святого Ефрема Сирина (Читается на службе в среду и пятницу Сырной седмицы, во все дни Великого поста до Великой Среды, кроме субботних и воскресных дней. В эти дни молитву святого Ефрема Сирина читают также в конце утренних и вечерних молитв.) Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон.) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон.) Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего; яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Земной поклон.) 12 поясных поклонов с молитвой: Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. И повторяется вся молитва полностью: Господи и Владыко... Дух же целомудрия... Ей Господи, Царю... (И поклон один земной.) На всенощном бдении Покаянная песнь, глас 8-й (Эти покаянные песни Церковь поет от Недели мытаря и фарисея до 5-й Недели Великого поста) Слава: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. И ныне, Богородичен: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. Глас 6-й: Помилуй мя, Боже по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое. Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости. Псалом 136 (В Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную.) 1На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона; 2на вербиих посреде его обесихом органы наша. 3Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. 4Како воспоем песнь Господню на земли чуждей. 5Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. 6Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. 7Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющия: истощайте, истощайте до оснований его. 8Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. 9Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1728...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010