(Статьи из газеты «Новое Время» по вопросу о подлинности Духовного регламента) Предисловие Собрание и издание виде отдельной брошюры всех появившихся в газете «Новое Время» моих статей, за период времени с 14-го прошлого мая по 3-е сего июня включительно, вызывается тем существенным обстоятельством, что поднятый и рассматриваемый в них вопрос о законности состава Св. Синода, как в века предшествующие, так и в настоящее время, является вопросом, имеющим не только серьезное историческое значение, но и практическое. Не вдаваясь в подробности, относящиеся до применения духовного регламента в XVIII веке, мы заметим, что личный состав Св. Синода, в дополнение и изменение духовного регламента (ч. III, § 1), был определен законом 9-го июля 1819 года о синодальных штатах и, как выяснила финансовая комиссия Государственного Совета в своем докладе общему собранию сего Совета, этот состав ныне не соответствует сему закону, так как в сем составе не имеется представителей ни от монашества (архимандриты), ни от белого духовенства (протоиерей). В виду того, что направление всего дела о составе Св. Синода в общем собрании Государственного Совета, несомненно, должно быть признано, крайне важным обстоятельством по практическим своим последствиям для упорядочения церковных дел вообще, – то, казалось, что в общих чертах было бы полезно обнаружить ту историко-каноническую правду, которая понемногу выясняется о духе и характере духовного регламента, благодаря первой попытке критического издания этого действующего и по настоящее время законодательного памятника. Из этого издания, сделанного профессором канонического права при С.-Петербургском университете В. Н. Бенешевичем , и было нами извлечено существенное сведение о призыве по воле Великого Петра «честных и благоразумных мирян», в состав синодальных членов и о фактическом участии одного из них в составе первоначального Св. Синода. Спб. 4 июня 1914 г. Подмена подлинного духовного регламента О неканоничности синодального и епархиального управления русской православной церкви собраны убедительный доказательства в нашей духовной и церковной литературе, в особых монографиях, записках и сообщениях, не только светских богословов и канонистов, но и высших иерархов, наиболее чувствительно и отрицательно относившихся к нестроениям и непорядкам в нашей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Представлена коллекция материалов к 300-летию Святейшего Синода февраля 2021 Коллекция " Святейший Синод в истории российской государственности " , посвященная 300-летию этого органа церковного управления, представлена 15 февраля в Президентской библиотеке . Уникальные материалы рассказывают о взаимодействии церковной иерархии и светской власти на протяжении почти 200-летнего периода истории России. Церковная реформа императора Петра I кардинально изменила структуру Русской Церкви и положила начало Синодальному периоду. Существовавший ранее институт патриаршества был отменен: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана новый Предстоятель не был избран. Взамен образован коллективный церковный орган управления, который вначале именовался Духовной коллегией, а вскоре был преобразован в Святейший Правительствующий Синод. Царский указ о создании Духовной коллегии вышел 25 января (5 февраля) 1721 года, а уже 14 (25) февраля прошло его первое заседание, ознаменовав невиданную ранее страницу в отношениях Церкви и государства. Основным руководящим документом Синода стал так называемый " Духовный регламент " . Текст его был написан одним из самых влиятельных церковных иерархов того времени - архиепископом Феофаном (Прокоповичем, 1681-1736), в чьем лице государь Петр I нашел искреннего помощника и соратника. " Духовный регламент " поддержали предстоятели других Православных Церквей, о чем свидетельствует сборник " Царская и патриаршие грамоты о учреждении Святейшего Синода: с изложением православного исповедания Восточно-кафолической церкви " . Новая форма церковного управления в России была признана в православном мире. О том, как " Духовный регламент " постепенно входил в церковную жизнь России, рассказывает исследование Николая Кедрова " Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого " , а также двухтомное сочинение Павла Верховского " Учреждение духовной коллегии и Духовный регламент: к вопросу об отношении Церкви и государства в России " . История Святейшего Синода и синодальных учреждений получила широкое отражение на страницах книг, изданных в России с середины XIX столетия. Церковный историк, специалист по каноническому праву профессор СПбДА Тимофей Барсов (1836-1904) разместил в сборнике " Святейший Синод в его прошлом " свои статьи, опубликованные в журнале " Христианское чтение " и посвященные вопросам синодальной истории, в том числе о возврате к традиционной форме церковного управления - патриаршеству.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

IV. Духовный Регламент и учреждение Синода. – Личный состав Синода. – Распоряжения Синода Решившись учредить новую форму церковного правления, Государь поручил Феофану составить устав духовной коллегии, который в 1719 году и был им написан под заглавием: Духовный Регламент. После того, 11 февр. 1720 г., Государь сам рассматривал Регламент, исправлял и пополнял, затем отдал на рассмотрение Сенату с духовенством, которыми он дважды был читан и в некоторых местах обяснен новыми примечаниями, наконец подписан епископами, архимандритами и сенаторами, бывшими при слушании и, в заключение, самим Государем. 96 После того послан был для подписания в Москву и в другие места для подписи не присутствовавшим при чтении духовным особам и, по окончании всего, издан в свет. Главное побуждение к учреждению Духовной коллегии заключалось в том, что Церковь , при патриаршем управлении, была независимою от государства, и лицо патриарха как бы равнялось лицу государеву. Петру казалось это отношение неправильным и не безопасным. А потому он решился ввести Церковь в общий порядок государственной жизни, подчинить её общей системе государственного правления, как одну из её ветвей, и духовное правительство сделать коллегией наряду с прочими коллегиями. Звание патриаршее уничтожалось само собою. Члены духовной коллегии, исключая особенный род их дел, становились такими ж начальниками в своём ведомстве, как другие – в своих управлениях, даже с теми же названиями президента, вице-президентов, советников и ассессоров, как и в прочих коллегиях. Вместе с этим Церковь и духовенство становились в общую подсудность государству по всем своим делам и интересам, исключая церковных догматов и канонов. Члены духовной коллегии должны были, вступая в эту должность, кроме общей присяги по церковному званию, приносить особую присягу на верность Государю по званию членов коллегии. Как мало доверял Регламент образованию духовных пастырей, стоящих даже на высших степенях церковной иерархии, можно судить по следующим статьям Регламента (дела епископов, §§ 1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Заключение Изложив в своем исследовании церковно-преобразовательную деятельность Петра, мы постараемся в заключение его подвести итоги этому изложению, кратко отвечая на вопрос: что собственно хотел сделать Великий преобразователь с русской церковью? По частям ответ на означенный вопрос уже дан в нашем исследовании. Тот исторический памятник, который лег в основу нашего исследования, сам собою намечал нам общую программу нашей работы. Духовный регламент – это всё, что сделано или что только проектировалось преобразователем в целях переустройства русской церкви. Написанный человеком, кажется, больше всех других «сотрудников Петра» единомысленным ему, регламент с замечательной меткостью выражает в себе планы Петра относительно церковного устройства. Сии планы стоят в самом тесном отношении к общему направлению гражданских реформ Петра. Как будто Псковский архиепископ, автор регламента, был постоянным, неотлучным наперсником Петра во всех его намерениях и начинаниях: так близки его мысли ко всему тому, что говорилось и делалось Петром! Феофан Прокопович сумел разрешить в регламенте чрезвычайно трудную возложенную на него преобразователем задачу. Он представил в регламенте довольно обдуманный и выработанный проект церковного устройства, вполне отвечавший тому строю жизни государственной, какой постепенно определялся под влиянием преобразовательной деятельности Петра. Трудность задачи Прокоповича состояла, во-первых, в том, чтобы угадать в общем хаотическом течении реформ Петра общее их направление, – если можно так сказать относительно петровских реформ, – общий план их; и во-вторых – поставить в соответствие с этим общим направлением гражданских реформ церковное устройство. Эта задача очень удовлетворительно разрешена регламентом. Рассматриваемый со стороны разрешения этой задачи Духовный регламент – есть ничто иное, как попытка ответа на вопрос, как должен быть изменен строй церковной жизни применительно к тому переустройству жизни государственной, которое стремился создать Петр Великий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Отдел II Со времени учреждения св. Синода доселе А) Постановления церковного происхождения 66. Духовный Регламент Со времени Петра I русское государство достигает прочной внутренней организации, сознания своей самобытности и самостоятельности в постановке своих задач и в выборе средств к их достижению. Такое самочувствие государства сказывается существенным образом на его отношении к церкви. Государство освобождает себя от воспитательного влияния церкви, не желает иметь ее советником и ментором в своих делах, оно находит нужным подчинить церковь своим видам и сделать из нее послушное орудие в их достижении. И этого ему удается достигнуть. Вступивши на указанный путь русское государство со времени Петра начало реформировать строй общественной жизни по западноевропейским образцам. Вслед за другими государственными учреждениями подвергся реформе и церковный институт, и в том же направлении. Коллегиальный строй правительственных учреждений, перенесенный с запада в Россию, был распространен и на устройство высшего церковного управления в России; вместо патриаршего управления постановлена во главе управления русскою православною церковью Духовная коллегия, переименованная вскоре в св. синод. Учреждению св. Синода предшествовало составление и издание Духовного Регламента как органического закона, которым должен руководствоваться ново-учрежденный Синод в своей административной и судебной деятельности. По поручению Петра I Д. Регламент был составлен Феофаном Прокоповичем архиепископом Псковским, рассмотрен и исправлен Петром I. Потом он рассматривался сенаторами и членами священного собора и подписан семью епископами, шестью архимандритами и семью сенаторами, а затем во утверждение и во исполнение непреложное и сам Его царское Величество своею собственною рукою подписать соизволил. В последствии Д. Регламент был предложен к подписи и прочим архиереям и архимандритам, и был подписан еще 12 епископами и 63 архимандритами и игуменами. 25 Янв. 1721 года Д. Регламент был обнародован Петром I в качестве органического закона для управления русскою церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Глава I. Очерк преобразовательной деятельности Петра в области церковной в связи с государственными его реформами до времени учреждения Синода Реформа, произведенная Петром Великим в жизни отечественной церкви, выражением которой служит Духовный регламент, появилась не вдруг во всей своей широте и подробностях, а была подготовлена постепенно многими раннейшими отрывочными и частными законодательными постановлениями Петра относительно церкви. Почти с самых первых лет и до конца царствования Петра параллельно с различными переменами, производимыми преобразователем в строе гражданского государственного быта, такими же частными и иногда так же как и там не совсем согласными одна с другою мерами вырабатывается под влиянием преобразовательной деятельности Петра и новый строй быта церковного. Здесь в сфере преобразований церковных, великий преобразователь действует на первых порах, по-видимому, так же как и в сфере преобразований гражданских, без всякой определенной, заранее начертанной программы, без всякого предвзятого плана. Уже самого поверхностного взгляда на массу издававшихся почти во все продолжение царствования Петра отрывочных его распоряжений относительно церкви достаточно для того, чтобы приметить, что эти распоряжения представляют из себя такой хаос, в котором, по-видимому, совершенно не было какой-либо одной руководящей нити и цели. Только лишь сводя все отдельные законодательные распоряжения Петра относительно церкви и рассматривая их при свете такого исторического памятника, как Духовный регламент (произведения, вышедшего хотя и по инициативе Петра, но не ему лично принадлежащего), который служит как бы завершением и наиболее точным выражением всех их, можно кажется дать более или менее точный ответ на вопрос: какими общими руководящими нитями связаны между собою отрывочные законодательные распоряжения Петра относительно церкви или, говоря другими словами, можно ответить на вопрос: что хотел сделать преобразователь с русской церковью? Имея в виду общий характер преобразовательной деятельности Петра, нельзя, кажется, и требовать от его распоряжений последовательного и стройного развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

I.1.2. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава III. Регламент Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2–5 февраля 2013 г. (принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 г.) 1. В соответствии с п. 2 раздела III Устава Русской Православной Церкви все епархиальные, а также возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии либо имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами архиереи составляют Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Викарные архиереи, не возглавляющие синодальные учреждения или духовные академии и не имеющие канонической юрисдикции над подведомственными им приходами, принимают участие в Архиерейском Соборе без права решающего голоса 2 . На заседания Архиерейского Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется в каждом отдельным случае президиумом Архиерейского Собора. 2. Руководство Архиерейским Собором осуществляет его председатель и президиум Собора. 3. Председателем Архиерейского Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Председатель Архиерейского Собора: – открывает заседания Архиерейского Собора; – объявляет о начале и прекращении обсуждений основных докладов; – предоставляет слово выступающим; – объявляет о перерывах в заседаниях и о времени их окончания; – ставит решения Архиерейского Собора на голосование и объявляет его результаты; – по окончании заседаний объявляет повестку дня следующего заседания. 4. Президиум Архиерейского Собора состоит из членов Священного Синода. По предложению Священного Синода в состав президиума могут включаться другие члены Архиерейского Собора. Президиум Архиерейского Собора: – несет ответственность за проведение Архиерейского Собора и руководит им; – предлагает повестку дня, программу и регламент заседаний Архиерейского Собора;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

В. История источников церковного права со времени Петра Великого § 94. Духовный регламент 1016 С XVIII столетия началось энергическое церковное законодательство по устроению церковного порядка на всех ступенях церковной организации. Хотя и в московском государстве цари, вместе с соборами, стремились к упорядочению церковной дисциплины, но они не достигали прочных результатов. Наиболее полно обнявший церковную дисциплину стоглавый собор 1551 г. имел слабое практическое действие в епархиях московского государства, а в 1667 г. на торжественном московском соборе этого года, состоявшемся при участии двух восточных патриархов, был далее формально осужден, как действовавший «простотою и невежеством». В свою очередь, и московский собор 1667 г., также оставивший после себя большое количество дисциплинарных постановлений, имел не большее практическое действие, чем и стоглавый собор. Патриарх Иоаким при созвании собора 1675 г. писал в своей окружной грамоте, что те же самые беспорядки, против которых вооружался московский собор 1667 г., продолжают повторяться и после этого собора 1017 . Реформаторская деятельность императора Петра Великого по устроению церковного порядка, начавшаяся еще до учреждения духовной коллегии или св. синода, с учреждением этого последнего получила для себя орган, для постоянного целесообразного воздействия на все стороны церковной жизни. Для вновь учреждаемого синода был составлен Феофаном Прокоповичем особый «регламент или устав духовной коллегии». Сам император просматривал и исправлял его 1018 , после чего он дан был на просмотр епископам, архимандритам и сенаторам, а затем разослан по епархиям для ознакомления с ним епархиальных властей и для собрания от них возможных замечаний или возражений. Духовенству указано было составить два собрания: одно в Москве, другое в Казани. На обоих собраниях проект регламента был подписан духовенством (архиереями, архимандритами и игуменами). После того как регламент был подписан духовенством и сенаторами, император утвердил его собственноручной подписью в последних числах декабря 1720 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Часть вторая. Церковно-гражданские меры высшей духовной власти против раскола и его последователей в первые годы Синодального управления (1721–1725 гг.). Так как принятые церковной властью меры против раскола должны были приводиться в исполнение через существовавшие тогда церковно-правительственные учреждения и при содействии должностных лиц, духовных и светских, то эта часть исследования должна состоять из обзора того, 1) какие меры принимались против раскола, 2) как эти меры приводилась в исполнение и 3) при содействии каких лиц и учреждений приводились в исполнение. I. Общий характер и направление противо-раскольнических мер Меры против раскола в первые годы синодального управления составляли унаследованную, традиционную и не прерывавшуюся прямую обязанность церковной власти. К исполнению этой обязанности высшей церковной власти в указанное время побуждали и распоряжения Петра I и особые обстоятельства раскола. Из «Регламента» Петра Великого нам уже известно, какие лежали обязанности на Святейшем Синоде по отношению к расколу; из «Регламента» же известно, по каким признакам можно и нужно было узнавать раскольников и отличать их от православных. Так как вопрос о признаках, по которым следовало узнавать раскольников, связывается с вопросом о числе раскольников и мерах против последних, то изложению мер должно предшествовать: а) изложение признаков или примет для отличия раскольников от православных и б) определение количества раскольников в указанное время, в 1721–1725 годы. Признаки для отличия раскольников от православных По требованию «Духовного Регламента», все православные подданные Российского государства обязаны ежегодно исповедоваться и причащаться Св. Христовых Таин. Поэтому, кто уклоняется от исполнения означенных двух таинств, тот, по «Регламенту», «не есть сообщник церкви, но раскольщик»; его было самым лучшим средством узнать раскольника. Таким образом, епископы «должны наблюдать и приказывать, чтобы им ежегодно приходские священники доносили, кто из их прихожан не причащался через год, кто через два, и кто никогда.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Часть первая Учреждение Святейшего Синода последовало 25 января 1721 г. Права и обязанности нового учреждения указаны были в «Духовном Регламенте», составленном вице-президентом Синода, епископом Феофаном Прокоповичем . Много было возложено обязанностей и ещё более надежды на Святейший Синод, как высшее правительственное и судебное духовное учреждение, долженствовавшее не только заменить патриаршее управление, но обновить и оживить формы и способы разнообразного и многосложного церковного управления. Много тогда, действительно, было и дел, требовавших исправления и упорядочения. Раскол не только привлекал общее внимание, но и смущал многих, стоявших близко и во главе управления церковного и гражданского. Регламент касается и раскола, указывая причину его существования и развития в невежестве народа, и предлагая способы к исследованию и ослаблению его. По Регламенту, древние расколы, равно как и все ереси, произошли не от просвещения, а от недостаточного знания и разумения Священного Писания , от гордости и упрямства. «Наши русские раскольники», по Регламенту, «возмутились от грубости и невежества, когда они богословствуют, то не могут не еретичествовать; а раз сказанного не могут переменить, дабы не показаться пред другими невеждами, или заблуждающимися. Раскольники опасны и вредны для церкви и государства, как по своим заблуждениям и злоумышлениям, так и по своей скрытности и лицемерию. Поэтому является необходимость открывать их, дабы иметь сведения о числе их». Средством для отличия православных от раскольников «Регламент» признаёт таинство святого причащения и исповеди. Регламент требует от епископов и священников донесения о тех, кто исповедуется, и кто нет. Кто исповедуется, тот должен проклинать раскол и все его толки. Понуждение к клятве должно сопровождаться под угрозой; если кто не желает проклинать раскол и его различных толков, тот будет признан за раскольника; от этого будет немалая польза, потому что тайные раскольники, вместо того, чтобы бояться церковной власти, сами воздвигают гонения на церковь , и не только порицают духовенство и вредят ему, но и других, несогласных с ними, притесняют, в чём можно убедиться через достоверных свидетелей. Достойно сожаления было то, что находились светские люди, которые скрывали раскольников из-за корыстных побуждений; это – преступление, за которое виновных следует предавать анафеме. Для ослабления раскольников не дозволяется давать их духовные и гражданские должности по управлению в государственных и общественных учреждениях, во избежание опасности от раскольников, зломыслящих постоянно на государя и царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010