Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Религиозное воспитание в Вооруженных силах дореволюционной России 20.11.2016 978 Время на чтение 16 минут Вооруженные Силы, деятельность которых проходит на рубеже, разделяющем добро и зло, в силу своего специфического предназначения всегда были и будут чувствительными к любым социальным и политическим изменениям. Сейчас в условиях существующего нравственного кризиса особенно важно критически переосмыслить бесценный исторический опыт формирования духовно-нравственных качеств у российского воинства. Необходимо понять, как формировался образ защитника отечества во времена, когда слово честь было не простым звуком, когда военнослужащие гордились своей принадлежностью к вооруженным силам, когда воина почитало все население страны. Только изучив исторический опыт, можно избежать ошибок прошлого. Ряд современных авторов выделяет в качестве важного элемента духовно-нравственного развития личности - религиозное воспитание, которое является весьма значимым в наших традициях, и которое, по мнению М.В. Захарченко, «не может быть не духовным». Такие исследователи как A.M. Кузнецов, В.М. Котков, А.А. Плеханов ставят знак равенства между понятиями религиозное и духовно-нравственное воспитание. В дореволюционной России исключительное влияние на формирование духовно-нравственной атмосферы в стране в целом и в вооруженных силах в частности оказывала Православная Церковь, являвшаяся пожалуй единственным общественным институтом, который целенаправленно занимался воспитанием населения. Жизнь русского человека, от рождения до смерти, была пронизана православной идеологией и практикой. В основе представлений о таких нравственных категориях как добро и зло, честь и бесчестие, верность и предательство лежали библейские заповеди. Разногласия в вопросе духовно-нравственного воспитания военнослужащих на основе отечественных традиций в настоящее время между представителями религиозных конфессий России отсутствуют. Решение Президента РФ 21.07.2009г. о воссоздании в ВС РФ института военного духовенства было инициировано обращением членов Межрелигиозного совета России , которое подписали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, муфтий, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, муфтий, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, главный раввин, председатель Федерации еврейских общин России Берл Лазар, пандито хамбо лама, глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/21/...

Положение о Всероссийском конкурсе в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» на 2008 год 4 апреля 2008 г. 18:27 Циркулярное письмо епархиальным Преосвященным Российской Федерации о проведении Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во всех епархиях Русской Православной Церкви, находящихся на территории Российской Федерации, в 2008 году пройдет Всероссийский педагогический конкурс «За нравственный подвиг учителя». 1. Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет (далее дети и молодежь) на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» (далее конкурс) проводится в целях: стимулирования творчества педагогов и воспитателей образовательных учреждений и поощрения их за многолетнее высокое качество воспитания и обучения обучающихся, за внедрение инновационных разработок в сфере образования, содействующих духовно-нравственному развитию личности гражданина России; выявления и распространения лучших моделей воспитания, обучения и внеучебной работы с детьми и молодежью; повышения престижа учительского труда. 2. Конкурс имеет следующие задачи: обобщение имеющейся практики духовно-нравственного воспитания и обучения детей и молодежи в общеобразовательных учреждениях, средних специальных учебных заведениях, образовательных учреждениях дополнительного образования детей и деятельности общественных объединений; отбор и популяризация наиболее эффективных методик духовно-нравственного воспитания и обучения; формирование базы данных об имеющемся эффективном опыте образовательной деятельности указанных образовательных учреждений; общественное признание и поощрение граждан Российской Федерации, внесших существенный личный трудовой, творческий, организационный, материальный вклад в развитие гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания  и обучения детей и молодежи. 3. Конкурс проводят Русская Православная Церковь и Министерство образования и науки Российской Федерации при поддержке полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах.

http://patriarchia.ru/db/text/388131.htm...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > В Петербурге открывается лекторий «Духовно-нравственное образование» 21.12.2010 839 Время на чтение 10 минут С 14 января 2011 года в Санкт-Петербурге по благословению наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, викария Санкт-Петербургской епархии епископа Выборгского Назария (Лавриненко) открывается лекторий «Духовно-нравственное образование», сообщают организаторы. Лекции будут проходить в Александровском лицее по адресу: Каменноостровский проспект, дом 21 (ст.м. «Петроградская»). Учредителями лектория являются: Собор православной интеллигенции СПб, Международный духовно-просветительский центр «Возрождение», школа православной Психологии и Медицины СПб, информационно-аналитическая служба «Русская народная линия». Курс рассчитан на 18 месяцев. Лекции будут проходить один раз в неделю по 2 академических часа (всего 112 часов). Время начала лектория в 19:00. В 18:00 молебен. На лекции вход свободный. Средства для оплаты: добровольные пожертвования слушателей и спонсорская помощь. Прослушавшим полный курс обучения будет выдан сертификат о прохождении цикла «Духовно-нравственного образования». В рамках лектория «Духовно-нравственное образование» пройдет авторский цикл лекций гранд доктора психологии, кандидата педагогических наук священника Алексия Мороза. С лекциями выступят: гранд доктор философии в области педагогики Т.А.Берсеньева, известный писатель, историк, секретарь правления Союза писателей России Н.М.Коняев, доктор философских наук А.М.Швечиков, доктор философии в области психологии В.А. Цыганков, доктор философских наук, профессор А.Л.Казин, известный общественный деятель, главный редактор «Русской народной линии» А.Д.Степанов. Цель лектория - способствовать духовно-нравственному образованию и воспитанию народа. В его задачи входит: формирование полноценного православного мировоззрения у лиц, прошедших курс обучения; предоставление знаний способствующих духовно-нравственному и культурному развитию человека; способствовать формированию добродетелей; способствовать преодолению греховных навыков и ложных деструктивных стереотипов поведения; предоставление комплекса знаний, служащих профилактической базой для разного рода зависимостей.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/22/...

В рамках XVIII Рождественских чтений обсудили вопросы духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования 3 февраля 2010 г. 13:35 28 января на базе Синодальной библиотеки им. Святейшего Патриарха Алексия II , расположенной в Андреевском монастыре прошел семинар «Пути реализации духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования». В работе семинара участвовали более 150 человек из разных регионов России, Украины, Белоруссии. С докладами и сообщениями выступили свыше 30 человек. В выступлениях участников семинара прозвучала глубокая убежденность в том, что духовно-нравственное воспитание нужно начинать с первых лет жизни, потому что дошкольное детство является ключевым периодом становления личности человека, что было отмечено и в выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на торжественном открытии чтений , а также в докладе председателя Отдела религиозного образования и катехизации  Русской Православной Церкви епископа Зарайского Меркурия и в других выступлениях. Накопленный в регионах опыт по обсуждаемой проблеме был отражен в докладах, выступлениях с мультимедийным сопровождением, при проведении круглого стола «Православная культура и современное дошкольное образование» и мастер-класса по игровой деятельности, а также в работе педагогической мастерской «Методический фильм как средство духовно-нравственного воспитания детей». Данный опыт явился убедительным основанием необходимости введения эксперимента в системе дошкольного образования по приобщению детей к православной культуре. Отмечено, что успешная реализация духовно-нравственного воспитания в детском саду и семье обеспечивается активным взаимодействием епархиальных отделов религиозного образования и катехизации с региональными управлениями образования. Единство позиций епархии и органов власти на местах ( Белгородская , Костромская , Смоленская , Московская епархии) позволяют решать актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, выполняя социальный запрос родителей по воспитанию своих детей в соответствии с их православным мировоззрением.

http://patriarchia.ru/db/text/1062008.ht...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Русская Православная Церковь и перспективы развития духовно-нравственного воспитания в российской школе Доклад на образовательных чтениях Центрального федерального округа на тему: " Взаимодействие семьи, школы и Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи " (Сергиев Посад, 19.09.09) 24.09.2009 483 Время на чтение 9 минут Дорогие собратия архипастыри! Уважаемые руководители органов государственной власти! Всечестные отцы, братия и сестры! Участники Образовательных Чтений! Прежде всего, хочу выразить сердечную радость от встречи с вами на земле Преподобного Сергия Радонежского - великого духовного учителя Православной Церкви, молитвенника о нашем народе. Тема Образовательных Чтений этого года: взаимодействие семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. Семья призвана воспитать из младенца, явившегося на свет, человека, умеющего любить, радоваться, чувствовать и познавать мир. Школа помогает ввести человека в общественную жизнь, снабжает его необходимыми знаниями, приобщает к культуре своей страны, воспитывает ответственного гражданина и патриота. Церковь же приобщает человека к целостной мировоззренческой и культурной традиции с определённой системой нравственных норм, высших духовных ценностей. В этой связи духовно-нравственное воспитание призвано решать задачу становления истинно человеческого в человеке, раскрытия в нём духовного начала, определяющего его поведение и весь образ жизни. Философ Иван Александрович Ильин утверждал, что " без духа и вне духа мы не имеем истинного бытия, а остаемся " существователями " . Церковь не только сохраняет в обществе духовные ценности, традиции, культуру, мораль, но и даёт человеку главное, " единое на потребу " - соединение с Царствием Божьим и правдой Его, " пищу нетленную " , пребывающую в жизни вечной. (Иоанн. 6:27) Православное духовно-нравственное воспитание возможно только в Церкви. Но узнать о христианской культуре, приобщиться к ней ребенок может и в семье, и в школе. Практически это выражается в том, что мировоззренческое и нравственное содержание изучения православной культуры в школе должно быть церковным, заданным или согласованным с религиозной конфессией. И, конечно, учителю православной культуры следует быть, в первую очередь, не только профессиональным педагогом, но и церковным человеком. Слава Богу, таких учителей в нашей школе достаточно много.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Духовно-просветительские центры и возвращение отпавших Данная статья является размышлением автора об актуальности творческого развития деятельности приходских общин, преобразовании учебных структур при храмах в духовно-просветительские центры, перспективах данного процесса, а также обобщением собственного опыта руководства духовно-просветительским центром. Написана в продолжение обсуждения проблематики возвращения отпавших от Церкви, поднятой священником Тигрием Хачатряном в одной из публикаций на портале «Богослов.Ru» . Статья   « Мы должны творить оазисы религиозной культуры среди современности, напоминающей одичавшие поля, где рядом растут сорные травы и культурные растения, мы должны для себя, никому не навязывая, искать подлинной, а не внешней сочетанности Церкви и мира, Церкви и культуры». (проф. прот. Василий Зеньковский )   Как известно, в настоящее время и в столице, и во многих провинциальных городах нашей страны действуют приходские воскресные и православные общеобразовательные школы, призванные к решению задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. С этой же целью с 2002 года в светских общеобразовательных учебных заведениях официально разрешено преподавание Основ православной культуры, а с 2009 г. фактически речь идет уже о полномасштабном национальном проекте в области духовно-нравственного воспитания. Все чаще многие иерархи и священнослужители сейчас говорят о том, что взрослых людей нужно готовить к принятию церковных Таинств, прежде всего Крещения, посредством проведения систематических огласительных бесед или индивидуальной пастырской работы с семьями.

http://bogoslov.ru/article/904609

Закрыть «Честь имею!» - авторская программа духовно-нравственного воспитания 03.03.2013 624 Время на чтение 5 минут В рамках XXI Рождественских Чтений под председательством епископа Балашихинского Николая работала секция «Образовательные инновации в духовно-нравственном, патриотическом и гражданском воспитании детей и молодёжи». Основной темой секции стало представление и обсуждение учебно-методического комплекса по инновационной программе духовно-нравственного и героико-патриотического воспитания «Честь имею!» Ольги Николаевны Дубовой. На сегодняшний день остро стоит задача развития сотрудничества государственных, общественных и церковных структур в области проповеди традиционных для России и Православия духовно-нравственных ценностей. Великий русский полководец, Александр Васильевич Суворов сказал: « Душу - Богу, Жизнь - Отечеству, честь - никому!» Понятие чести для русского человека всегда было одним из самых важных. В это понятие вкладывались верность Богу, Отечеству, долгу, слову, присяге и другие высокие нравственные качества. Сегодня, когда понятия чести, совести, долга постепенно вытесняются из главных жизненных ориентиров, важно говорить о них - авторитетно, гласно, повсеместно. И самая важная целевая аудитория при этом - молодежь. Программа «Честь имею» - это уникальное практическое пособие, предназначенное для дополнительного образования подростков и молодежи от 11 до 18 лет, адресованное педагогам, психологам, специалистам по воспитательной работе, социальным работникам, работающим с подростками и молодежью. Пособие включает в себя видеофильм " Герои нашего времени " , программу, учебный план, методические рекомендации. Созданная на основе авторского видеофильма «Герои нашего времени», «Программа курса занятий по патриотическому и духовно - нравственному воспитанию молодежи «Честь имею!», рассчитана на 12 занятий. В ходе бесед учащиеся учатся самостоятельно мыслить, аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения слушать и слышать друг друга, приобретают опыт коллективного самопознания, навыки культуры ведения дискуссии. Подробнее: http://olga-dubova.ru/hnv.php

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/04/...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Воспитание христианских добродетелей в наследии прп. Сергия Радонежского Известно, что преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя письменного наследия. Однако мы имеем его жизнеописание, в котором нам дается пример, говорящий громче записанных на бумаге наставлений. На основе жития святого студент аспирантуры МДА священник Иоанн Федоров выясняет, каким должно быть воспитание и чему стоит уделить особенное внимание. Статья Проблема духовно-нравственного становления личности является ключевой проблемой в воспитании семейном, а также на всех ступенях школьного образования. Особенно остро это стало видно на сломе образовательных и воспитательных традиций. Целью и объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека. В христианской традиции этому вопросу уделяется много внимания . Поэтому важно опираться на опыт Церкви и ее подвижников. Преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской, явил собой свет истинно святой, подвижнической жизни. Его образ жизни, личный пример и заветы стали образцом для подражания не только для монахов, но и для всех последующих поколений русских людей . Не оставив после себя ни одной строчки письменного наследия, преподобный Сергий оказал огромное влияние на становление русского самосознания и просвещения, особенно в аспекте духовно-нравственного становления. «Духовно-нравственные взгляды древнерусского подвижника нашли свое отражение в воззрениях Сергея Уварова, Константина Победоносцева, Ивана Киреевского, Алексея Хомякова, Константина Ушинского и других созидателей российской просветительской мысли» .

http://bogoslov.ru/article/3975035

Доклад Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского на пленарном заседании XVIII Рождественских чтений. " Состояние духовно-нравственного воспитания в системе образования Московской области " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_72210.html 27 января 2010 Доклад Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского на пленарном заседании XVIII Рождественских чтений. " Состояние духовно-нравственного воспитания в системе образования Московской области " Источник:  религиозного образования РПЦ МП Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Международные Рождественские чтения – это, пожалуй, самый представительный форум в нашей стране, где с точки зрения Православия обсуждаются проблемы образования и воспитания. Поэтому я очень рад возможности поделиться сегодня с участниками чтений опытом просветительской деятельности Московской епархии в последние годы. На протяжении почти всего ХХ века наша Церковь была лишена возможности осуществлять многие традиционные для нее формы общественного служения. Когда же в жизни общества произошли перемены, мы все оказались несколько неподготовленными к той свободе деятельности, перед лицом которой оказались. Каждый из нас в своей епархии стремился прежде всего развернуть реставрацию возвращенных поруганных святынь и строительство новых храмов. И оказалось, что это гораздо быстрее можно было сделать, чем вернуть народу веру и возродить благочестие. В этой связи можно вспомнить сорокалетнее странствование в пустыне иудеев, ведомых пророком Моисеем, в ожидании, что народ за это время изживет психологию рабства. Поскольку проблемы современной просветительской деятельности Церкви интересны всем, хочу поделиться с вами опытом Московской епархии. Сразу оговорюсь, что, если бы мы в своей работе ограничивались лишь возможностями духовенства и не опирались на благожелательную поддержку властей, педагогической и родительской общественности, нам многого бы не удалось достичь.

http://religare.ru/2_72210_1_21.html

голови Синодального у справах Церкви на Президента з питань виховання 13 вересня 2012 р. 17:14 12 сентября 2012 года в Краснодаре Президент России  В.В. Путин провел совещание по вопросам духовного состояния молодежи и ключевым аспектам нравственного и патриотического воспитания. В мероприятии принял участие председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий . Молодые люди — предмет особой заботы Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий, а работа с молодежью — это работа во имя будущего России, необходимое условие духовного здоровья и социально-экономического благополучия нашей страны и народа. Юноши и девушки, вступая во взрослую жизнь и становясь полноправными членами общества, привносят в него те идеалы, которые усвоили в детстве от своих родителей, школьных педагогов, старших наставников. Становление взглядов молодых людей происходит очень быстро, и небрежение в области духовно-нравственного воспитания оборачивается появлением на свет «потерянного поколения», которое способно стать источником социально деструктивных явлений. Много, очень много сил нужно приложить, чтобы впоследствии исправить допущенные ошибки! На встрече с участниками форума «Селигер-2012», Владимир Владимирович, Вы сказали: «Нет ничего более важного в обществе, чем морально-нравственные принципы, на которых оно основано. Ничего. Все остальное вторично». Также и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одном из своих недавних выступлений отметил, что «наша молодежь — отнюдь не потерянное поколение, и мы с вами ответственны перед Богом за то, чтобы все таланты, дарования, устремления нашего юношества послужили во благо страны и нашего народа». Положительные духовные и нравственные основы, заложенные в юную душу, со временем могут стать твердым фундаментом, несокрушимой скалой, возвышающей человека над бурными волнами житейского моря. Русская Православная Церковь однозначно разделяет заботу государственной власти России о молодом поколении, обращая особое внимание на развитие молодежного служения. Практически во всех выступлениях и обращениях Святейшего Патриарха Кирилла, в которых затрагиваются насущные социальные темы и вопросы духовно-нравственной жизни современного российского общества, неизменно пристальное внимание уделяется теме содействия делу воспитания духовно и нравственно здорового молодого поколения, взращиванию в детях и молодых людях чувств патриотизма, любви к Родине, отечественной истории и культуре. Только духовно и нравственно здоровое общество может успешно жить и развиваться.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2466106...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010