В чем смысл жизни? Как найти смысл жизни? Жил один человек, у него были большие духовные запросы, он стремился к духовной жизни, культуре, эстетике. Он — в ужасе: «Я больше не могу!!! Моя душа жаждет эмоций — духовных… культурных… а тут — пошлятина и ме­щанство и на работе, и дома». И он лезет в петлю. 31 мая, 2010 Жил один человек, у него были большие духовные запросы, он стремился к духовной жизни, культуре, эстетике. Он — в ужасе: «Я больше не могу!!! Моя душа жаждет эмоций — духовных… культурных… а тут — пошлятина и ме­щанство и на работе, и дома». И он лезет в петлю. Содержание статьи Смысл жизни? В чем смысл жизни, как найти смысл жизни — этот вопрос приходит к человеку очень рано, и дальше до конца жизни человек может искать смысл своей жизни. счастливы те, кто смысл жизни находят. Трагично, когда уже на склоне лет человек оглядывается назад и понимает, что смысл его жизни был неправильным и посвятил он всю жизнь пустому. Но никогда не поздно смысл найти. Отрывки из бесед со старцем Борисом Старком Публикуем отрывки из бесед со старцем Борисом Старком. Протоиерей Борис Старк родился в 1909 году. Сын адмирала Георгия Карловича Старка, командира Сибирского флота, он с детства, как и многие другие русские люди, оказался в годы Гражданской войны в изгнании. Технический институт в Париже, карьера инженера, позже – участие в Русском студенческом христианском движении, интерес к богословию – и, наконец, в 1937 году рукоположение митрополитом Евлогием (Георгиевским) в священный сан. Отец Борис служил в Никольской церкви в Сент-Женевьев де Буа до 1952 года и вернулся на Родину. Кострома, секретарь епархиального управления в Херсоне, профессор в Одесской семинарии, благочинный Рыбинского благочиния Ярославской епархии, где он и скончался в 1996 году – таков путь отца Бориса. В чем смысл жизни? Вечный вопрос — Вечный вопрос: не как жить, а для чего? В чем смысл человеческой жизни здесь, на земле? Отец Борис: Семьдесят лет назад по французскому радио я услышал рассказ. Жил один человек, у него были большие духовные запросы, он стремился к духовной жизни, культуре, эстетике.

http://pravmir.ru/v-chem-smysl-zhizni/

Двенадцатый член Символа Веры И жизни будущаго века. Аминь. Поучение 77. О жизни будущего века, или о вечном блаженстве праведных Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Так вместе с воскресением мертвых мы ожидаем и жизни будущего века, которая настанет после воскресения мертвых, и после всеобщего суда Христова. Об этой будущей вечной жизни Иисус Христос сказал: пойдут праведники в жизнь вечную ( Мф. 25:46 ). Эта жизнь, по изображению Слова Божия, в доме Отца небесного ( Ин. 3:15 ), в царствии небесном, на небесах ( Мф. 5:3, 15 ), или это есть царство небесное, уготованное праведным, от создания мира ( Мф. 25:34 ). Поэтому, когда говорим: и жизни будущаго века, должны разуметь жизнь вечную, блаженную жизнь в царстве небесном, уготованную праведным от создания мира. Эта жизнь будущего века есть цель настоящей нашей жизни, и цель всего того, что Иисус Христос, по беспредельному Своему человеколюбию, совершил на земле. Единородный Сын Божий воспринял наше человеческое естество, просветил мир Своим учением, совершил великие чудеса, пострадал и умер на кресте, воскрес из мертвых, вознесся на небо, и от Отца Своего ниспослал Всесвятого Духа на Своих учеников и апостолов, и все это для того, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:15 ). А состояние осужденных на последнем суде грешников в Священном Писании называется не жизнью, но смертию второю ( Апок. 20:6, 14 ), и мукою вечною ( Мф. 25:46 ). Хотя жизни будущего века мы теперь не можем ясно представить; потому что еще не открылось, что будем ( 1Ин. 3:2 ), как говорит апостол, мы видим теперь как бы сквозь тусклое стекло, гадательно ( 1Кор. 13:12 ): но по благости Божией, имеем мы верное зерцало в слове Божием, которое верующим показывает все то, что необходимо нам знать для достижения вечной блаженной жизни. Слышали вы, что, по воскресении из мертвых, тела праведных будут чисты, духовны, нетленны, бессмертны. Тогда не будут они подвержены никаким нуждам, никаким скорбям и болезням. В слове Божием открыто, что омытые кровию Христа Спасителя праведники тогда не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и ни какой зной: – и отрет Бог всякую слезу с очей их ( Откр. 7:16, 17 ); и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло ( Откр. 21:4 ). Так в жизни будущего века не будет ничего скорбного, ничего неприятного; не будет ни труда, ни болезни, ни печали, ни вздоха. Такая жизнь, в сравнении с настоящею жизнью, исполненною скорбей и болезней, есть жизнь превосходная и вожделенная. Но мы о будущей жизни сказали очень мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Люди с одинаковым образом жизни могут получить в глазах Божиих разную оценку Однажды, беседуя с учениками о Страшном Суде , Христос сказал: будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется (Мф. 24, 40–41). Обращает на себя внимание сам образ выражения Спасителя — оказывается, люди с очень сходным родом деятельности, с одинаковым образом жизни могут получить в глазах Божиих совершенно разную оценку. Согласно толкованиям на данный стих древних святых отцов, разделение произойдет по схеме «верующий-неверующий, праведный-неправедный». Однако у святителя Феофана Затворника есть мысль, позволяющая взглянуть на евангельские строки немного с другой стороны. В книге «Что есть духовная жизнь» святитель рассуждает, что у каждого человека имеется тело жизни, душа жизни и дух жизни. Тело жизни — это деятельная, внешняя сторона нашего бытия; то, что видят в нас другие люди. Душа жизни определяется мыслями, согласно которым осуществляются все дела. Мысли же питаются тайными расположениями сердца — от них рождаются все наши идеи и планы. Как раз эти глубинные интуиции, совокупность чувств и желаний сердечных и составляют дух жизни. Согласно качеству духа жизни Бог будет вершить Свой суд, как и пишет апостол Павел: Бог будет судить тайные дела человеков (Рим. 2, 16). Правда, синодальный перевод данного места неточно передает смысл. В оригинальном тексте сказано: Бог будет судить тайное людей (по-церковнославянски переведено более правильно: егда судит Бог тайная человеком ). Возможно, что тайное — это и есть тот дух жизни, о котором говорит святитель Феофан. Далее Затворник пишет, что дух жизни, в свою очередь, имеет четыре категории. Первая — дух богобоязненный. Носитель богобоязненного духа устремлен на служение Богу и больше всего на свете боится огорчить Отца Небесного. Дух самолюбивый — когда то же самое прилагается к себе: служу себе и очень боюсь огорчить себя. Миролюбивый дух служит миру и любит мир (слово «мир» в значении совокупности греха, как вселенная без Бога). А вот четвертый дух жизни у Феофана имеет интересное название: ни то ни се.

http://pravoslavie.ru/100890.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Христианская антропология по св. Николаю Кавасиле Здесь представлен сокращенный перевод главы из книги Нелласа Панайотиса «Животное, призванное к обожению». Эта глава посвящена антропологии св. Николая Кавасилы, великого византийского богослова. Панайотис в «Христианской антропологии по св. Николаю Кавасиле» разбирает сначала учение Кавасилы о духовной жизни, а затем главный плод и цель духовной жизни — обожение. Панайотис рассматривает обожение человеческого бытия, движения, жизни, ума и воли. Панайотис кратко характеризует специфику богословия Николая Кавасилы и план своего исследования: «Весь корпус творений св. Николая Кавасилы непосредственно относится к духовной жизни. Этот византийский мистик XIV столетия особенно интересен тем, что, оставляя в стороне, как уже достаточно рассмотренное другими аскетическими писателями и всем известное, перечисление степеней и способов христианского совершенствования (таких, как покаяние, подвижничество, очищение и проч.), он углубляется в изучение самой природы духовного делания. В его трудах, посвященных сакраментальной, евхаристической и аскетической жизни Церкви («Семь Слов о Жизни во Христе»и»Изъяснение Божественной Литургии»), почитанию Божией Матери («Богородичные проповеди»), памяти некоторых избранных святых, а также нескольким церковным праздникам и наиболее важным событиям общественной жизни (прочие проповеди), по сути дана христологическая и экклесиологическая структура духовной жизни. Основной — и весьма значительный — его вклад в православное богословие, таким образом, оказывается в области христологической антропологии. Поэтому, на наш взгляд, серьезное научное исследование мистики Николая Кавасилы стоило бы озаглавить: Духовная Жизнь во Христе по Николаю Кавасиле: Вклад в православную христологическую антропологию. А содержание возможно такое: 1) Предпосылки духовной жизни (Спасение во Христе); 2) Природа духовной жизни (Жизнь во Христе); 3) Осуществление духовной жизни (Обожение вселением Христа через приобщение Христу); 4) Плоды духовной жизни (Преображение твари в церковное единство в Теле Господнем). Ниже я в общих чертах предлагаю набросок такого исследования.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

Разделы портала «Азбука веры» Цель жизни ( смысл жизни ) – 1) (смысл земной жизни человека ) состоит в реализации высшего призвания и предназначения, в уподоблении Богу и единению с Ним, достижению (наследованию) Царства Славы; 2) (смысл жизни человека вообще) состоит в богопознании , богообщении и богоуподоблении , в причастности Богу как Неисчерпаемому Источнику благ, блаженстве в единстве с Богом и Его святыми . Человек не производит смысла жизни, человек его воспринимает. Мы можем воспринять смысл жизни животного (не выходящий за пределы нескольких десятилетий); но всё же жить стоит только ради того, что не прекращается со смертью, что обращено в вечность. Воспринимая цель жизни, важно не только прислушиваться к тем, кто предлагает нам тот или иной путь, но и обращать внимание на результаты, плоды, образцы этого пути. В христианстве это святые, являющие связь с Богом в этой жизни и поддерживающие нас из вечности. Цитаты о цели жизни «Цель жизни – восхождение человека к богоподобию». прп.  Антоний Великий «Цель христианской жизни – это единение человека с Духом Божиим». прп. Макарий Египетский «Все старание и весь подвиг его должен быть обращен на то, чтобы стяжать Дух Христов, и таким образом приносить плоды Духа Святаго, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие». прп. Симеон Новый Богослов «Цель всех по Богу живущих есть благоугодить Христу Богу нашему и примириться с Богом Отцом чрез приятие Святаго Духа, и таким образом устроить свое спасение; ибо в этом состоит спасение всякой души». прп. Симеон Новый Богослов «По образу и по подобию Божию создал нас Бог; и всякий христианин обязан соблюдать себя, и хранить, и чтить в себе образ Божий, и святить делами добрыми так, чтобы мог он сказать: да святится во мне имя Твое, Господи!» прп. Ефрем Сирин «Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо». свт. Иоанн Златоуст «Христианин должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достойно Евангелия Христова». свт. Василий Великий

http://azbyka.ru/cel-zhizni

Часть 2. Духовная жизнь во Христе (Святоотеческая антропология по святому Николаю Кавасиле ) Весь корпус творений святого Николая Кавасилы имеет непосредственное отношение к духовной жизни. Этот византийский мистик XIV столетия особенно интересен тем, что, оставляя в стороне перечисление степеней и способов христианского совершенствования (таких как покаяние, подвижничество, очищение и проч.), как уже хорошо известное и достаточно рассмотренное другими аскетическими писателями, – он углубляется в изучение самой природы духовного делания. В его трудах, посвященных сакраментальной, евхаристической и аскетической жизни Церкви («Семь слов о жизни во Христе» и «Изъяснение Божественной литургии»), почитанию Божией Матери (Богородичные проповеди ), памяти некоторых избранных святых, а также нескольким церковным праздникам и наиболее важным событиям общественной жизни (прочие проповеди), – по сути, представлена христологическая и экклесиологическая структура духовной жизни. Основной – и весьма значительный – его вклад в православное богословие, таким образом, оказывается в области христологической антропологии. Поэтому, по моему мнению, серьезное научное исследование мистического богословия Николая Кавасилы стоило бы озаглавить: «Духовная жизнь во Христе по Николаю Кавасиле : Вклад в православную христологическую антропологию». А содержание этого исследования возможно такое: 1) предпосылки духовной жизни (спасение во Христе); 2) природа духовной жизни (жизнь во Христе); 3) осуществление духовной жизни (обожение через полнейшее единение со Христом); 4) плоды духовной жизни (преображение твари в церковное единство в Теле Господнем). Ниже я предлагаю общий набросок такого исследования 249 . Глава первая. Предпосылки духовной жизни: спасение во Христе Духовная жизнь, подобно жизни телесной, для того, чтобы существовать, должна от кого-то произойти. Поэтому для Кавасилы очевидно, что она не была ни для кого возможна прежде, чем ««блаженная плоть»» Родоначальника обновленного человеческого естества образовалась в утробе Приснодевы Марии Духом Святым. «Никому невозможно было жить духовною жизнью, пока не была еще создана сия блаженная плоть» 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект 19–7810143). Организация выполнения проекта – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Содержание Введение Теоретические основания исследования Стадиальность жизни в христианской аскетике Стадиальность жизни в возрастной психологии Методология исследования Доминирование нормативного представления о священнике Кризисное представление о священнике Этапы служения и жизни священника «Принятие священства», 1-й год после хиротонии «Пастырское становление», 2–5 лет хиротонии «Деятельный священник», 5–10 лет хиротонии «Зрелый пастырь», 10–25 лет хиротонии «Опытный священник», больше 25 лет хиротонии «Старение и уход» Заключение Список литературы References     Аннотация: В данной статье предлагаются результаты эмпирического исследования на материале биографических интервью действующих священников Русской Православной Церкви. Ставится вопрос о служении и жизни священника не как неизменного и нормативного осуществления священства, все вариации которого предполагают лишь неизбежные ошибки и уклонения от нормы, а как служения меняющегося в течение жизни священника, имеющего ряд этапов, предполагающих последовательный переход от одного к другому. Исследование основано на аскетическом представлении о стадиальности духовной жизни. Это представление сталкивается с кризисным осмыслением этапов жизни человека в возрастной психологии и позволяет продуктивно его критиковать. В противовес пониманию служения и жизни священника как статичной нормы, жизнь пастыря представлена как ряд отличающихся по содержанию этапов – от принятия священства после хиротонии до старения и ухода в конце жизни. Понятие пастырского искушения, которым оперирует русское пастырское богословие, противопоставлено понятию кризиса развития, который может приводить к ошибкам и искушениям, вплоть до оставления священства, но при продуктивном осмыслении становится переходом к новому этапу служения. Переход к следующему этапу не всегда сопровождается кризисом. Он может осмысляться как протяженный во времени период накопления пастырского опыта. Предлагается описание основных переходов и этапов в служении и жизни священника, соотнесенных с соответствующей группой ступеней «Лествицы» прп. Иоанна. Анализируются ситуации, в которых появляется кризисная составляющая перехода, и различные типы реакции на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Emelya...

     Духовная доминанта жития В центре жизни каждого человека – забота о здоровье, о благополучии, о материальных аспектах, о воспитании детей, о надлежащем жилище и о прочих столь необходимых для всех вещах. Но в заботе о земных ценностях, в заботе о земном благополучии волей или неволей на периферию нашей жизни и нашего сознания уходят вопросы, связанные с духовной жизнью. А когда паломники прибывают в монастырь, то, может быть, именно здесь верующий человек может задать себе критический вопрос: какое место в его жизни занимает забота не о физическом, а о духовном благополучии, какое место в его жизни занимает духовная составляющая? Монастыри и существуют для того, чтобы люди, отказавшись от мира и от приоритета земных ценностей, могли сконцентрироваться на самом главном – на духовной жизни. Поэтому нет никакой другой цели вступления в монастырскую общину, как только создание благоприятных условий для того, чтобы духовная доминанта жития никогда не разрушилась, не ушла на периферию, чтобы она продолжала формировать образ мыслей и образ действий. Опыт монастырей Кому-то может показаться, будто все, о чем мы сейчас говорим, имеет отношение только к монастырям и так далеко от нашей земной жизни. На самом деле это далеко не так. Можем ли мы представить, каким было бы человеческое общество, если бы мы трудились не только для своего личного блага, но, сознавая важность своих трудов, и для всех остальных людей? В истории философии известны имена мыслителей, которые мечтали о солидарном обществе. Эта тема приобретала разные оттенки: в какие-то моменты истории она могла быть духовно возвышенной, а порой становилась чисто идеологическим понятием. Но сама идея солидарного общества является очень светлой и правильной – это готовность каждого из нас трудиться для того, чтобы не только мне, но и всем остальным становилось лучше. В этом смысле опыт монастырей является замечательным свидетельством того, что люди, объединенные верой, способны построить реально солидарное общество. И как важно, чтобы это могло произойти и в нашей светской жизни, с опорой на веру православную, потому что она является самым важным фундаментом для абсолютного большинства нашего народа, даже если некоторые как бы не связывают себя с Православной Церковью, – ведь все мы укоренены в нашем прошлом, в нашей духовной и материальной культуре, созданной под влиянием Православия. А потому опыт Православия может и сегодня помогать людям в устроении не только своей личной жизни, но и жизни общественной. Еще раз хочу сказать, что пример монастырей как в прошлом, так и в настоящем может помочь людям выработать правильное отношение, правильный взгляд на свое участие в жизни всего народа, всего нашего общества.

http://pravoslavie.ru/114449.html

Содержание О книге Часть I. Счастье и совершенство в отношении к цели жизни Глава первая (вводная). Основное внутреннее противоречие жизни Глава вторая. Критика эвдемонизма Глава третья. Критика идеи естественного совершенства; Ф.Ницше Глава четвертая. Духовное совершенство и внешнее уничижение; блаженство и страдания в христианстве; Л.Н. Толстой Глава пятая. Цель жизни Глава шестая. Несправедливые страдания Глава седьмая. Естественное развитие – культура и цивилизация; Л.Н. Толстой и B.C. Соловьев Часть II. Духовная жизнь Глава первая. Духовная жизнь. Иисус Христос. Покаяние Глава вторая. Молитва. Пост. Христа ради юродство Глава третья. Любовь. Вера. Надежда Глава четвертая. Церковь. Природа. Мир Глава пятая. Воскресение из мертвых. Вечное блаженство. Царство небесное     О книге Тареев – один из представителей Русского религиозного Ренессанса. Более всего он заострял внимание на противостоянии Евангелия и мира сего, на юродстве и кенозисе, как сути христианского благовестия. Сейчас многие говорят, что Тареев предвосхитил К. Барта, философию жизни, экзистенциализм. В книге «Цель и смысл жизни» Тареев дает систему нравственного богословия, констатируя, что «человеку по природе свойственны два основных стремления: во-первых, стремление к личному счастью и внешнему совершенству и, во-вторых, стремление к небесному, к соединению с Божеством, – стремление проявить в своей жизни божественное содержание». Исходя из этого положения Тареев видит три пути построения нравственной философии: «таким образом, стремление к счастью и совершенству и стремление к небесному не могут быть объединены в их непосредственно данном характере, то или можно признать цель человеческой жизни в стремлении к счастью и совершенству с полным пренебрежением к другому стремлению, с полным отрицанием религии; или же можно в религии видеть достаточное основание для человеческого счастья и совершенства с признанием естественных средств для достижения блага столь же непригодными, сколь и излишними, и самого стремления к достижению счастья и совершенства природными средствами – мучительным обманом, от которого освобождает истинная религия; или же, наконец, следует подыскать высший синтез того и другого стремления, – указать такую цель жизни, которая примиряла бы неудовлетворенные стремления к счастью и совершенству с божественным содержанием жизни...»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Смысл жизни человека заключается в богопознании ( Ин.17:3 ), богоуподоблении ( обожении ) ( Еф.5:1 ) и богообщении ( Ин.14:23 ). Бог — Творец мира и человека, Отец наш Небесный и только в Боге мы можем обрести гармонию и бесконечную радость бытия. В чем смысл жизни? Смысл земной жизни человека заключается в том, чтобы раскрыть в себе черты образа Божьего , правильно воспользоваться Божественными дарованиями, возрасти возрастом духовным, стяжать любовь к Богу и ближним, стяжать богопознание и богообщение, достичь Царства славы, Царства святых унаследовать вечную блаженную жизнь с Богом. Откуда известно, что смысл жизни именно в единении с Богом? О том, что важнейшей смысловой составляющей человеческой жизни является богопознание и богообщение, в Священном Писании сообщается неоднократно. Так, по слову апостола Павла, «От одной крови Он (Бог) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, … дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» ( Деян.17:26-27 ). К мысли о том, что смысл земной жизни состоит в достижении вечной блаженной жизни в благодатном единстве с Богом (и ближними), располагают и слова Самого Господа Иисуса Христа : «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» ( Ин.11:25-26 ); «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Зачем при стремлении человека к реализации смысла своего земного бытия ему «нужна» Церковь ? Реализация человеком своего главного предназначения достижима в лоне истинной Церкви Христовой. Наследование Царства Божьего подразумевает соответствие человека этому Царству, его готовность и способность жить по нормам святых. Церковь наделена всеми необходимыми благодатными средствами для того, чтобы человек, при желании и усердии, мог восходить по лествице духовных совершенств, подготовляя себя к Царству славы. Совершаемые в ней Таинства, богослужения, проповеди нацелены на обожение и подготовку людей к будущей, вечной жизни с Богом . Можно ли сказать, что человеку свойственно искать смысл жизни только умом?

http://azbyka.ru/smysl-zhizni

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010