Люди порой ошибочно принимают эмпатию (приятие другого человека) за родство душ. А родство душ – это большая редкость, таинственное и бесценное явление, которое может случиться по Божией милости и только при определенных условиях. Как найти родственную душу, советует митрополит Антоний (Паканич). Христос посреди нас Большинство окружающих нас людей хорошие и добрые сами по себе, и с ними приятно провести время за разговорами и чашкой чая, отдыхать от рабочих дел. Но эти люди могут быть абсолютно неверующими. Возможно ли стать по-настоящему близкими родственными душами с неверующими? Дело в том, что доброта и приятность – не всегда личные качества человека, скорее – плоды хорошей наследственности. Подлинная же доброта оценивается только во Христе, только через Его Божественную любовь, и наша благость имеет ценность, лишь когда мы делаем добро во имя Господа нашего Иисуса Христа. Единственно боголюбие приводит людей к человеколюбию. Без подлинного боголюбия человеколюбие является ложью. Зачастую мы выбираем третий вариант – себялюбие, который является стеной, отделяющей нас от Бога и человека. Себялюбивому люди нужны исключительно как фон, как публика, слушатели, как вспомогательная деталь интерьера. С целью самовозвеличивания. Родственная душа – это в первую очередь любящая и ищущая Бога душа. И именно это стремление объединяет людей. Материальный мир предлагает «родство» по другим признакам: социальное равенство, происхождение, материальный достаток, образование, общие увлечения, предметы поклонения и т. д. Духовное родство перечеркивает все эти составляющие, не важны статус и происхождение, материальное положение и круг знакомств. Все это мишура. Важно, как человек относится ко Христу и присутствует ли Он посреди вас, в вашем обществе и в вашем общении. Безусловно, общие вкусы и предпочтения, как правило, учитываются, но они не являются определяющими, а лишь украшают и дополняют общение. В ином случае, при наличии и совпадении всех земных интересов, но при отсутствии Христа в них, ни о каком родстве душ не может быть и речи. Это иллюзия, выстроенная на песке. Фундаментом для глубоких и настоящих отношений может стать только Господь.

http://pravoslavie.ru/108957.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУХОВНОЕ РОДСТВО связывает при крещении восприемников с их крестниками, родителями крестников, а также в соответствии с визант. правом детей и более отдаленных потомков крестников и восприемников, крестников и крестниц одного восприемника и их потомков между собой. При крещении взрослых восприемники являются свидетелями и поручителями за серьезность намерения и за правую веру крещаемого, а при крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, дают за них обеты и произносят Символ веры (Карф. 45 (54)). На восприемников возлагается обязанность участвовать в религ. и нравственном воспитании новокрещеного, способствовать развитию его христ. сознания. Факт Д. р. имеет особое значение в брачном церковном праве, являясь одним из препятствий к браку . По обычаю древней Церкви, в крещении, как правило, участвовал один восприемник одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это вытекало из естественного чувства стыдливости. Но впосл. в крещении как в духовном рождении по аналогии с рождением плотским стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница - крестные отец и мать. Этот обычай вошел в жизнь Церкви с тех пор, как стали крестить преимущественно младенцев. В церковно-каноническом сознании отношения между восприемником и его крестницей и соответственно между восприемницей и ее крестником, а также между восприемником и восприемницей приобрели также характер Д. р., к-рое, однако, не может ставиться на один уровень с Д. р., связующим восприемников с крестниками одного пола и с их родителями и детьми. После того как установилась практика иметь восприемника и восприемницу при крещении, имп. Юстиниан запретил брак между восприемником и его крестницей, мотивировав это тем, что «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установить столь правомерного препятствия к браку, как это» (CJ. V 4. 26. 2). Трулльский Собор 53-м прав. запретил браки между восприемниками и родителями воспринятых.

http://pravenc.ru/text/180661.html

священник Симеон Замахаев I. Духовное родство обосновано на институте восприемничества крещаемого от купели. Первое относится к последнему, как следствие к причине. Посему прежде всего несколько слов о причине. О происхождении восприемничества не говорит ясно ни один из древних церковных писателей. Позднейшие литургисты разрешают этот вопрос на основании различных гипотез. Одни производят восприемничество из ветхого завета и аргументируют такое предположение ссылкой на книгу прор. Исаи (8,2 и 49, 22 в связи с 60,4 и 66:20). На основании этих мест выводят заключение, что при совершении ветхо-заветного обрезания, которое ставят здесь в параллель с таинством крещения, требовались свидетели. Другие видят в восприемничестве следы раннего влияния на церковную практику римского права, требовавшего для заключения всякого юридически состоятельного акта свидетелей. Предположение, к сожалению, не имеющее за собою ни одного древне-христианского свидетельства. Третьи признают причиною возникновения восприемничества крещение церковью детей, неспособных к сознательному исповеданию веры, которое, по заповеди Спасителя, требуется от каждого крещающегося. Но и это объяснение неполно. По правилам древней церкви, восприемники требовались не только при крещении детей, но и взрослых. Большинство, наконец, утверждает и с большей основательностью, что институт восприемничества чисто христианского происхождения, ни откуда не заимствованный. Появился он в первой половине 2-го века. Причинами, вызвавшими его, были гонения на христиан и ереси. В тяжелую для церкви эпоху гонений было не мало таких лиц, которые принимали христианство с целью выведать все, чему учила церковь , и потом передать добытое гонителям. Некоторые принимали христианство , по-видимому, искренно; но оставались христианами лишь до первого преследования их за исповедание веры. Как не утвердившиеся и неопытные в вере, они легко поддавались обольщениям и угрозам гонителей и начинали утверждать, что никогда крещения не принимали и христианами не были.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Часть X. Таинства и тайнодействия Валерий Петров. Евхаристическое тайнодействие в «Corpus areopagiticum» и у прп. Максима Исповедника 475 «Corpus Areopagiticum» Как представляется, литургическое богословие «Corpus Areopagiticum», «Ареопагитского корпуса» (далее – АК), демонстрирует родство с теургической традицией неоплатонизма, теоретические основы которой были разработаны Ямвлихом 476 . Разумеется, можно обнаружить целый ряд терминологических и доктринальных параллелей к «Церковной иерархии» (далее – ЦИ) Псевдо-Дионисия у ап. Павла, Климента Александрийского , Григория Нисского , Кирилла Александрийского , Иоанна Златоуста , Феодора Мопсуестийского и др., но каждый раз это будут отдельные, изолированные элементы, недостаточные для того, чтобы на их основе могло сложиться учение, представленное в ЦИ. Напротив, у Ямвлиха и Прокла учение о священных таинствах, и главное – о принципах, обеспечивающих взаимодействие божественного и земного в процессе священнодействия, демонстрирует глубинное (и отнюдь не поверхностно-лексическое) родство с мыслью Ареопагита 477 . В АК существуют два основных термина для обозначения таинства Евхаристии, а именно «Синаксис» (σναξις, дословно «собрание») и «Приобщение», или «общение» (κοινωνα). Автор описывает таинства на двух уровнях: с одной стороны, таинство представлено в его чувственно данной явленности – это уровень так называемых «символов». С другой стороны, здесь же предлагается духовное истолкование священнодействий, что именуется словом θεωρα («умозрение»), которое также является термином экзегетической традиции, означая там «истолкование». Основной мотив автора – дать «умную» интерпретацию происходящего в священнодействии, т. е. проникнуть за покров видимого к невидимым логосам совершаемого, что предполагает восхождение от образа (εκν) и символа (σμβολον) к истине архетипов 478 : «Иерарх, хотя он и... низводит к низшим свое единенное иерархическое знание (τν νιααν ατο τς ιεραρχας πιστμην)... ясно видит единовидность логосов совершаемых [таинств]» 479 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Репортажи «Мы призваны в общение» «Богословие богообщения у митрополита Антония и С.С. Аверинцева» – тема Сурожского семинара в Доме русского зарубежья 11.04.2024 11:00 Москва, 11 апреля, Благовест-инфо. «Мы призваны к Встрече: Богословие богообщения у митрополита Антония и С.С. Аверинцева» – этой теме был посвящен очередной семинар 9 апреля в Доме русского зарубежья им. Солженицына, который регулярно проводит Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» (далее – Фонд). Услышать созвучия в богословии выдающихся проповедников последней четверти ХХ века, обнаружить их духовное родство, углубиться в изучение их наследия организаторов побудили две юбилейные даты — 20 лет со дня кончины Сергея Аверинцева (февраль) и 110 лет со дня рождения митрополита Антония (июнь). Открывая встречу, президент Фонда Егор Агафонов рассказал, что Аверинцев и митрополит Антоний были знакомы. Аверинцев был «искренним и глубоким почитателем» Сурожского епископа, еще в советское время читал его проповеди, перепечатанные на машинке и распространяемые тайком, а позже немало содействовал первым публикациям митрополита Антония в России. Так, он инициировал публикацию в журнала «Новый мир» за 1991 год автобиографического текста митрополита Антония «Без записок» и написал к нему предисловие. А в статье «По ту сторону «традиционализма» и «либерализма» (журнал «Континент», 1996 год) писал о богословии и характере пастырства митрополита Антония, подчеркивая, что эти «привычные» дефиниции к нему неприложимы, «он находится поверх такого разделения». На семинаре было предложено поразмышлять о параллелях в богословской мысли обоих пастырей. Агафонов пояснил, что, называя так мирянина Аверинцева, он имел в виду его духовное влияние на советскую интеллигенцию, ищущую дорогу в Церковь, миссионерский эффект его просветительских лекций и бесед, которые всегда были свидетельством о Христе. Многое в наследии Аверинцева созвучно богословию Встречи, которому был привержен митрополит Антоний как человек, «из полноты своего опыта раскрывающий нам нашу призванность к общению с Богом». Поэтому организаторы семинара предложили обсудить два текста: беседу митрополита Антония «Молитва для начинающих» и статью Аверинцева «Мы призваны в общение».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Старчество в церковной традиции. Часть 5. Старец и ученик Портал «Богослов.Ru» продолжает публикацию доклада А.Л.Беглова, посвященного месту старческого руководства в духовной традиции Русской Церкви. Статья Почти все древние памятники аскетической письменности, посвященные старческой практике, уделяют немалое внимание действиям и настроениям ученика. Даже процитированное выше наставление Оригена обращено, прежде всего, к потенциальному последователю духовного руководителя и описывает его действия. Действия эти проходят через два больших этапа. И в этом едины все отцы-аскеты, так или иначе касавшиеся темы духовного руководства. Суть первого этапа — в поиске старца, порой долгом и трудном, с полным сознанием ответственности совершаемого выбора. После же того, как выбор сделан, начинается второй этап. Он заключается во всецелом послушании избранному наставнику, послушании «даже до смерти» . При этом на первом этапе для ученика главное найти такого старца, который был бы опытен во врачевании его (ученика) страстей. Можно сказать, ученику надлежит уловить и своим выбором выявить родство собственного внутреннего устроения и внутреннего устроения старца. На это указывает уже цитировавшийся выше преподобный Иоанн Лествичник: «По качествам страстей наших должно рассуждать, какому руководителю отдаться нам в повиновение должно искать руководителей по нраву и местопребыванию своему приличных нашим недугам» .

http://bogoslov.ru/article/445195

29 февраля – 2 июня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы ведущего программы Al Hayat Al Youm — LifeToday, которая выходит в эфире египетского телеканала Al Hayat TV. — Приветствую Вас, Ваше Святейшество, в эфире телеканала Al Hayat TV. Большое Вам спасибо за то, что предоставили возможность побеседовать с Вами. Ваше Святейшество, как Вы оцениваете отношения сейчас между двумя Церквами — Русской и Коптской — в свете последнего визита в Египет, который Вы совершили в 2010 году? — Исторически на протяжении столетий отношения между нашими Церквами были очень добрые. Всякий раз, когда русские православные люди соприкасались с православными коптами, они чувствовали духовное родство, особенно в сфере монашества. Монастыри играют важную роль в Коптской Церкви, и такую же важную роль монастыри играют в жизни нашей Церкви. Что касается практического сотрудничества, то оно стало развиваться в период после Второй мировой войны, особенно начиная с 1960-х годов, когда Русская Православная Церковь вступила во Всемирный Совет Церквей. На платформе Всемирного Совета Церквей несколько позже завязались уже наши двусторонние отношения. А затем, нужно сказать, все Православные Церкви, связанные исторически с Византией, и все Ориентальные Православные Церкви, которые не входят в семью Восточных Православных Церквей, вступили в диалог. И в этом диалоге, конечно, очень важную роль играют две наших Церкви. Всякий раз, когда русские Патриархи приезжают в Египет, они встречаются с Александрийскими Патриархами Коптской Церкви. И последний раз, когда я имел счастье и удовольствие быть в вашей стране, я встречался  с покойным Папой Шенудой. Сейчас нас навестил  Святейший Патриарх и Папа Феодор II после его избрания. Такова традиция — после избрания Патриархи совершают визиты в другие Церкви. И я очень ценю тот факт, что первый такой визит Патриарх Феодор нанес в Москву. У нас состоялась  важная встреча. Мы договорились о том, что открываем новую страницу в двусторонних отношениях, создаем совместную комиссию, совместный рабочий орган, который будет помогать нам осуществлять мониторинг наших отношений и развивать взаимодействие в богословской, культурной и образовательной сфере. Мы также предполагаем, что в рамках этой комиссии могли бы работать политические эксперты, с тем чтобы всесторонне содействовать развитию отношений между нашими странами и народами, укрепляя одновременно и отношения между нашими Церквами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010