«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В синем зале Епархиального Управления 14 сентября прошел торжественный молебен на начало нового учебного года на Свято-Иоанновских богословско-педагогических курсах при Отделе религиозного образования и духовного просвещения. В день Церковного Новолетия митрополит Владимир обратился к учащим и учащимся с теплыми словами отеческого напутствия и преподал им архипастырское благословение. Вот уже семнадцатый год здесь готовят катехизаторов - наставников в вере - и церковных педагогов, столь необходимых нашей Церкви сегодня. Интересные преподаватели, совместная церковная молитва, активное участие в любимых всеми епархиальных выставках, да и просто друзья-единомышленники - все это можно найти, придя в новом учебном году на Свято-Иоанновские курсы. Немного истории В дореволюционной России в духовных училищах и учительских семинариях готовили преподавателей с духовным образованием. В начале девяностых годов прошлого века, когда стали возрождаться церковноприходские воскресные школы, потребность в таких кадрах возникла особенно остро. Тогда, в 1991 году, и появились богословско-педагогические курсы, которые с 1999 года стали именоваться Свято-Иоанновскими, в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского, прекрасно совмещавшего пастырское и педагогическое служение в качестве законоучителя. Сначала курсы были годичными, затем - двухгодичными, а с 1997 года программа обучения рассчитана на три года. В этом году курсы вновь готовы принять будущих катехизаторов и педагогов. 14 сентября в синем зале Епархиального управления прошел торжественный молебен на начало нового учебного года. В день Церковного Новолетия митрополит Владимир обратился к учащим и учащимся с теплыми словами отеческого напутствия и преподал им архипастырское благословение. Жизнь курсов Занятия проходят в вечернее время с 17 до 21 часов, два дня в неделю (вторник и пятница) - обязательное посещение и два дня (понедельник и четверг) - факультативы. Читают лекции и проводят занятия 27 преподавателей, из них 12 имеют священный сан и 15 - миряне, преподающие в высших духовных и светских учебных заведениях Санкт-Петербурга. За три года слушатели изучают 18 предметов из четырех тематических разделов: исторического, богословского, педагогического и культурологического.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Письма келейные и др. творения В пятый том полного собрания сочинений святителя Тихона Задонского вошли: «Письма келейные», «Наставление христианское», «Краткие нравоучительные слова», «Исповедание и благодарение Христу, Сыну Божию, Спасителю мира», «Об истине Евангельского учения», «Размышления и замечания из текстов», «Примечай!», «Плач покаянный», «Канон покаянный», «Молитвы из псалмов», «Христос грешную душу к Себе призывает», «Воздыхания грешной души ко Христу, Сыну Божию», «Напутствие обратившемуся от сего суетного мира ко Христу и начавшему каяться», «Напутствие новоначальному иноку», «Увешание к монашествующей братии», «Наставление монашествующему, как поступать по обетам, данным при Крещении и пострижении», «Совет как в монастыре жить», «В пользу и утешение искушаемым от сатаны», «Различные собрания на пользу», «Письма», «О грехе», «Письма посланные», «Последнее слово святителя Тихона (Из его духовного завещания)».   Святитель Тихон Задонский Собрание сочинений Том 5 Письма. Наставления. Размышления. Молитвы Письма келейные   Письма 1 – 10   Письмо первое В нынешний день великий, не имея с чем еще тебя поздравить, как только по поводу всемирной радости, – с нею тебя поздравляю. Какова она? – Сын Божий пришел грешников спасти. Радуйтесь, грешники! Бог и Господь наш пришел ради нас в мир, чтобы спасти нас. Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим 3:16)! Царь Небесный на земле явился, и Неприступный Херувимам с людьми пожил. О, благость и человеколюбие несказанное явившегося Господа! О, блаженство тех, ради которых их Бог и Господь пришел и явился им! Блаженны очи, видевшие Бога во плоти, и уши, слышавшие Божественные слова Его, чего многие пророки хотели видеть, и не видели, и слышать, и не слышали (Мф 13:17)! Блаженны и мы, хотя этими грешными глазами не видим Его и этими ушами не слышим пресладкого голоса Его, но веруем пришествию Его. Особенно же блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29). Блаженны мы, так как ради нас Бог наш к нам пришел, Бог, уподобившись людям, к людям пришел, и пришел ради людей. Он пришел грешников спасти, значит, и нас, ибо и мы в числе грешников. Он пришел взыскать погибших, значит, и нас, поскольку и мы были в числе погибших. Благословен Бог, Который пришел грешников спасти и погибших взыскать!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Проповедь перед причастием произнес иерей Владимир Грицевич. По окончании Литургии Патриарший экзарх обратился к выпускникам и всем собравшимся со словом назидания, после чего прочел благодарственную молитву. Затем архипастырь наградил ректора Минской духовной академии архимандрита Сергия (Акимова) во внимание к усердным трудам во славу Матери-Церкви орденом святителя Кирилла Туровского II степени. Грамотой Патриаршего экзарха в связи с 50-летием также был награжден библиограф библиотеки Минской духовной академии Александр Летко. После богослужения состоялся торжественный выпускной акт. Ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов) представил итоговый доклад о выпуске академии. В своем выступлении он подчеркнул, что совместный выпуск студентов Минской духовной академии и Института теологии БГУ свидетельствует о неразрывных связях между богословским и теологическим образованием, о самых тесных контактах и дружеских отношениях, которые сложились между академией и институтом, между преподавателями, сотрудниками и студентами. Архимандрит Сергий (Акимов) отметил, что для Минской духовной академии нынешний выпуск является 23-м по счету и одновременно это уже 7-й выпуск реформированной Минской духовной академии, 7-й выпуск магистров богословия и 4-й выпуск исследователей, завершивших обучение в аспирантуре. По словам ректора, вот уже 4-й год академия работает в полную силу, обеспечивая подготовку кадров для Белорусской Православной Церкви на втором и третьем уровне богословского образования. В настоящее время МинДА, по словам архимандрита Сергия (Акимова), полностью покрывает потребность Белорусской Православной Церкви в специалистах соответствующего уровня подготовки. Подводя итоги учебного года, выступающий отметил, что в 2021 году свое обучение в магистратуре завершили 33 человека, в том числе с дипломами магистра 29 человек. В завершение архимандрит Сергий (Акимов) выразил слова благодарности всем, кто принимал участие в созидании Минской духовной академии, отметив, что академия это не только стены, а в первую очередь союз профессионалов, осознающих свою ответственность перед Богом, Церковью и обществом в деле подготовки современных церковных специалистов. «Несмотря на все трудности, нам удалось воплотить в жизнь мечту нашего учителя митрополита Филарета о создании в столице Беларуси авторитетного научно-образовательного центра, в котором сойдутся пути богословской и светской науки. И сегодня академия широко известна за пределами нашей страны благодаря научным трудам преподавателей, научно-издательской деятельности, она прославляется своими прекрасными выпускниками», — сказал ректор. Обращаясь к выпускникам, он отметил, что они — будущее Церкви. «Вам продолжать и созидание нашей альма-матер», — напутствовал архимандрит Сергий (Акимов).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5825884...

Беседа шестая Иерей. Я уже совсем собрался в дорогу, но почувствовал сильное желание еще раз зайти к Вам, поблагодарить Вас за Ваши назидательные беседы, открывшие мне сущность внутренней духовной жизни, и попросить Ваших святых молитв и напутственного благословения и, может быть, услышать Ваше последнее наставление, совет и указание, как мне, слабому и неопытному, сохранить в своей памяти, в сердце и в жизни полученные от Вас уроки. Я боюсь, что в сложной, суетной, мирской жизни я легко и скоро растеряю все то, что успел приобрести здесь, в Вашей святой обители. Инок. Очень рад видеть Вас еще раз. Не смущайтесь и не падайте духом. Надейтесь на Господа. Он не оставит Вас и поможет Вам не только сохранить, но и возрастить, и умножить то доброе, что дала Вам наша обитель. Со своей стороны позаботьтесь сохранить тот дух ревности по Богу, то горение сердца, которое Вы сейчас чувствуете в себе. Иерей. Я был бы очень счастлив сохранить в себе горение духа по Богу, но боюсь, что это мне не удастся. Что я должен делать, чтобы не потерять его? Инок. «Ревность по Богу рождается у нас в чувстве покаяния, возжигаемом в духе нашем благодатию Божиею ради духа сокрушенного и обета творить волю Божию: она-то и есть сила на творение заповедей Божиих, и только она одна и способна поднять на себя все это бремя... Дух ревности есть единственная для нас спасительная сила. Где он – там тщание, заботы, усердие, готовность, живость на дела, угодные Богу. Где нет его – там все прекращается и падает, нет жизни духа – он хладеет, замирает. Там пусть будет и творение дел добрых – они добры будут только по форме, а не по силе и духу. Это – тот огонь, который пришел возжечь на землю Господь наш Иисус Христос ( Лк. 12, 49 ). Апостол заповедует духа не угашать ( 1Сол. 5, 19 ). У св. отцов это именуется разно: исканием, предложением, усердием, тщанием, теплотою духа и горением, и просто ревностию» (Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 204). Чтобы сохранить в себе дух ревности по Богу, необходимо от внешней жизни обратиться к внутренней, войти в себя, перевести свое сознание из области рассудка в область духа, из головы в сердце и там прочно утвердиться. Это есть исходная, начальная точка перехода к правильной духовной жизни. Раскрытию этого закона духовной жизни и всестороннему его освещению и были, в сущности, посвящены все наши предыдущие беседы. Только при этом постоянном внутрь-пребывании и возможно сохранить в себе непрерывное горение духа и ревность по Богу. «Ревность, – пишет свт. Феофан, – должна сохраняться таким же путем, каким она родилась, а родилась она внутренним изменением сердца, под невидимым действием благодати Божией» (Там же. С. 205).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Заключительная беседа Иерей. Я уже совсем собрался в дорогу, но почувствовал сильное желание еще раз зайти к вам, поблагодарить вас за ваши назидательные беседы, открывшие мне сущность внутренней духовной жизни, и попросить ваших святых молитв и напутственного благословения и, может быть, услышать ваше последнее наставление, совет и указание, как мне, слабому и неопытному, сохранить в своей памяти, в сердце и в жизни полученные от вас уроки. Я боюсь, что в сложной, суетной, мирской жизни я легко и скоро растеряю все то, что успел приобрести здесь, в вашей святой обители. Инок. Очень рад видеть вас еще раз. Не смущайтесь и не падайте духом. Надейтесь на Господа. Он не оставит вас и поможет вам не только сохранить, но и возрастить, и умножить то доброе, что дала вам наша обитель. Со своей стороны, позаботьтесь сохранить тот дух ревности по Богу, то горение сердца, которое вы сейчас чувствуете в себе. Иерей. Я был бы очень счастлив сохранить тот дух ревности по Богу, но боюсь, что это мне не удастся. Что я должен делать, чтобы не потерять его? Инок. «Ревность по Богу рождается у нас в чувстве покаяния, возжигаемом в духе нашем благодатью Божией ради духа сокрушенного и обета творить волю Божию: она-то и есть сила на творение заповедей Божиих, и только она одна и способна поднять на себе все это бремя... Дух ревности есть единственная для нас спасительная сила. Где он, там тщание, заботы, усердие, готовность, живость на дела, угодные Богу. Где нет его, там все прекращается и падает: нет жизни духа – он хладеет, замирает. Там пусть будет и творение дел добрых – они добры будут только по форме, а не по силе и духу. Это – тот огонь, который пришел возжечь на землю Господь наш Иисус Христос ( Лк.12:49 ). Апостол заповедует духа не угашать ( 1Фес.5:19 ). У св. отцов это именуется разно: исканием, Предложением, усердием, тщанием, теплотой духа и горением и просто ревностью». Чтобы сохранить в себе ревность по Богу, необходимо от внешней жизни обратиться к внутренней, войти в себя, перевести свое сознание из области рассудка в область духа, из головы в сердце, и там прочно утвердиться. Это есть исходная, начальная точка перехода к правильной духовной жизни. Раскрытию этого закона духовной жизни и всестороннему его освещению и были, в сущности, посвящены все наши предыдущие беседы. Только при этом постоянном внутрь-пребывании и возможно сохранить в себе непрерывное горение духа и ревность по Богу. «Ревность, – пишет епископ Феофан, – должна сохраняться таким же путем, каким она родилась; а родилась она внутренним изменением сердца, под невидимым действием благодати Божией».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил выпускной акт в Коломенской духовной семинарии 27 июня 2013 г. 15:36 24 июня 2013 года, в день Святого Духа, состоялся выпускной акт в Коломенской православной духовной семинарии. Божественную литургию и благодарственный молебен в семинарском храме Трех святителей совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вместе с викариями  Московской епархии — епископом Балашихинским Николаем и ректором семинарии епископом Зарайским Константином . Владыкам сослужили настоятель Успенского кафедрального собора протоиерей Николай Качанкин, благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев, настоятели коломенских монастырей — игумен Варлаам (Горбунов) и игумен Петр (Дмитриев), преподаватели семинарии и выпускники в священном сане. За богослужением митрополит Ювеналий рукоположил выпускника семинарии диакона Николая Попова во пресвитера. После Литургии Патриарший наместник обратился к преподавателям, выпускникам и гостям торжества со словами архипастырского напутствия: «Когда прощаются с людьми, принято говорить добрые пожелания и наставления. Я часто в своих проповедях обращаю внимание на то, что каждый раз за Божественной литургией, когда читается то или иное место из Священного Писания, если внимательно и вдумчиво к этому относиться, — оно обращено к сердцу каждого из нас и говорит именно о том, что нам в этот момент необходимо. И это бывает ответом на наши молитвы и духовные вопрошания. Сегодня так совпало, что и апостольское, и евангельское чтения обращены ко всем нам — " зде начальствующим, учащим и учащимся " и молящимся. Обратите внимание, как говорится в Послании апостола Павла к Ефесянам, которое мы сегодня слышали: " Братие, яка чада света ходите " (Еф. 5:8), и дальше — наставление и серьезное предупреждение. Это как любящая, строгая мать, знающая жизнь своих чад, обращает внимание на то, какими нужно нам быть, и с сожалением смотрит, какие мы есть, желая нас исправить. Так и Церковь Христова, которую мы называем Церковью-Матерью, потому что мы родились в ее купели при Святом Крещении, получили благодать Святого Духа в Таинстве Миропомазания.

http://patriarchia.ru/db/text/3068845.ht...

Состоялся очередной выпуск Сретенской Духовной семинарии Фоторепортаж: (щелкните мышью для увеличения) Торжественный акт, посвященный вручению дипломов выпускникам семинарии Вручение дипломов выпускникам семинарии ©Православие.Ru 2005 По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия, 3 июня 2005 года, в день праздника Владимирской иконы Божией Матери, состоялся второй выпуск Сретенской Духовной семинарии. В этот день Божественную литургию и Торжественный акт, посвященный вручению дипломов возглавил Преосвященный Александр, епископ Димитровский. Епископ Александр передал благословение Святейшего Патриарха и вручил десяти выпускникам дипломы и памятные подарки. На Торжественном акте епископ Александр обратился к выпускникам с напутственным словом: Христос воскресе! Дорогие отцы и братия!   В Евангельском чтении прошедшего воскресенья, в Неделю о самаряныне, Господь, обращаясь к своим ученикам, сказал : «возведите очи Ваша и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве»(Ин. 4, 35). Мы живем во время благоприятное, (Лк.4,19, Ис. 61,2) когда проповедь Евангелия падает на почву удобренную обильно пролитой кровью новомученников и исповедников Российских, когда сотни тысяч людей обращаются к отеческой вере, когда вновь построенные храмы наполняются жаждущими Слова Божия. Но сегодня также по-прежнему актуальны остаются слова Господа Иисуса Христа обращенные, к своим ученикам: «Жатвы убо много, делателей мало» (Лк.10,2).За сегоднешней Божественной литургией мы молились Господину жатвы «да изведет делатели на жатву Свою».   К Вам, вчерашним студентам, обращается сегодня сам Господь, призывая Вас на ниву Свою (1 Кор.З, 9) и, открывая путь к несению пастырского Креста, требует от каждого, взявшего его, верности до конца ( Отк. 2, 10). Сегодня и мне необходимо сказать Вам несколько слов, предупреждая каждого из Вас об ответственности, которую вы берете на себя, решаясь на священническое служение, но, вместе с тем, хочу и ободрить Вас, свидетельствуя о тех дарах и милостях Божиих, которых сподобляются верные служители алтаря Христова.

http://pravoslavie.ru/5889.html

В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке 8, 15­–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-bepcuя.   26 мая 2023 г. 16:00 В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.   PDF-bepcuя. Арман Акопян 23 мая 2023 г. 16:30 В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/jmp/2023/5/

Газеты сообщили, что на днях скончался Александр Матвеевич Бухарев . Мы его знали близко, когда он был первоначальным Александром Матвеевичем Бухаревым ; знали довольно, когда он стал отцом Феодором, иеромонахом и потом архимандритом; и раз видели накануне возвращения из о. Феодора снова в Александра Матвеевича. Жизнь его полна поучений. Воспитанник Духовной академии, еще не кончивший курса, 21 года, почти мальчик, поступает в монахи. Начальство радовалось, залучив даровитого воспитанника в сонм равноангельских; но совоспитанники качали головой, и каждый из посторонних беспристрастный, даже не зная юноши, строго бы осудил поспешный прием. 21 год! Полное незнание жизни! Что может случиться и как пускаться в эту темную будущность, из которой нет возврата! А товарищи и тем более ужасались: это был пылкий юноша, неопытный до смешного, впечатлительный и восторженный. В духовных академиях был прекрасный обычай: поступающие в монашество воспитанники накануне пострижения обходили всех своих товарищей, прощаясь на «живое погребение»; каждый напутствовал, как умел. Помним, пришлось Александру Матвеевичу Бухареву выслушивать не от одного в этот торжественный, последний для него вечерний час товарищеского общества суровые предсказания, хотя и растворенные любовию: «Ты будешь несчастен, ты погибнешь, сам не знаешь, что делаешь; или с ума сойдешь, или сопьешься; подкрепи тебя Бог!» И вот первый урок – впрочем, теперь уже запоздалый: ныне грех жаловаться на опрометчивую восторженность духовных воспитанников. Если в былые времена, случалось, что в одном выпуске, простиравшемся до пятидесяти-сорока человек, не более, бывало до осьми клобуков, теперь сплошь и рядом несколько курсов проходят совсем без готовностей на это несвоевременное заклание. Зато и плачивались дарования в былые времена! Из десяти с девятыми сбывалось, что предсказывалось Бухареву. Но с Бухаревым одного совсем не сбылось, другое сбылось лишь наполовину. Двадцатидвухлетнему монаху дана была кафедра при Духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Жизнь в Церкви. Часть 3 Митрополит Никодим (Ротов) – Ваше Высокопреосвященство, Вы проходили долгий путь служения Святой Церкви Христовой, исполняя многие ответственные послушания как в России, так и за рубежом. Каким духовным настроением руководствовались Вы в Ваших трудах на благо Матери-Церкви? – Отвечая на этот вопрос, нужно сказать, что в жизни моей было два этапа. Имея призвание к пастырскому служению, я поступил в Духовную семинарию и, готовясь стать священником, мечтал о деревенском приходе в глубинке России. Именно так начинал свой путь владыка Никодим. Мне даже думалось попасть на тот же приход в Ярославской области. Когда же я готовился к монашескому постригу, владыка Никодим мне напоминал, что главное – это послушание, о котором святые отцы говорили, что оно «паче поста и молитвы». Я запомнил это на всю жизнь и воспринял всем своим существом. Первым испытанием стало назначение после окончания Духовной академии в Берлин на должность редактора журнала «Голос Православия». И я по-человечески в беседе с митрополитом Никодимом буквально протестовал против этого, приводя, как мне казалось, убедительные доводы. Я ведь готовился к священническому служению, а не к работе журналиста, да и не знал достаточно хорошо немецкий язык. Ответ был суров: это твое первое послушание как монаха. Должен исполнять. Потом мне было дано новое послушание: Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод назначили меня начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Приходилось совершать богослужения в пустых храмах, но зато ощущалась близость величайших святынь. Когда мне довелось первый раз поклониться Гробу Господню, я в душе сам себе сказал, что большего счастья на земле уже не смогу испытать. Отправляя меня в Иерусалим, митрополит Никодим напутствовал, говоря о трех обязанностях, которые мне надлежало свято исполнять: хранить материальное достояние Церкви в Святой Земле, быть молитвенным предстателем за русскую землю и народ, быть послом Русской Православной Церкви при Иерусалимском патриаршем престоле. Благодарю Господа, что вседушевно исполнил это послушание в тот период моей жизни.

http://pravoslavie.ru/4247.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010