Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СОБОР В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ кафедральный собор С.-Петербургской епархии, памятник архитектуры рус. классицизма. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Духовенство приветствует имп. Екатерину II на ступенях Казанского собора в день ее воцарения 28 июня 1762 г. Акварель. Кон. XVIII — 1-й трети XIX в. с оригинала И. К. Кестнера 1760 г. (ГЭ) Духовенство приветствует имп. Екатерину II на ступенях Казанского собора в день ее воцарения 28 июня 1762 г. Акварель. Кон. XVIII — 1-й трети XIX в. с оригинала И. К. Кестнера 1760 г. (ГЭ) - предшественница К. с. В 1733-1737 гг. на участке буд. собора по распоряжению имп. Анны Иоанновны была сооружена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (архитекторы И. Я. Бланк и предположительно М. Г. Земцов ). Храм стал первым на Невском проспекте и ознаменовал перемещение центра города в Адмиралтейскую часть. Архитектура этой барочной церкви напоминала Петропавловский собор: 3-нефная, зального типа, завершалась деревянным куполом со световым фонарем на 8-гранном барабане, расположенном ближе к алтарной части. Над притвором возвышалась деревянная колокольня, увенчанная шпилем. Стены украшали пилястры дорического ордера. 12 июня 1737 г. произошло торжественное перенесение с Петербургской стороны в новую церковь Казанской иконы Божией Матери (по ней храм впосл. часто именовали Казанским). На следующий день церковь была освящена. Торжества проходили при участии имп. Анны Иоанновны, сохранилась подаренная ею ко дню освящения дарохранительница на главный престол (с 1922 в ГЭ). Боковые приделы были освящены во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных Антония и Феодосия Печерских. Храм стал центром духовной жизни новой столицы. 21 авг. 1737 г. здесь в присутствии имп. Анны Иоанновны и вел. кнж. Елизаветы Петровны состоялся благодарственный молебен по случаю взятия Очакова и побед в Крыму над тур. армией. 3 июля 1739 г.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Секретнейшее наставление Князю Александру Вяземскому Императрицы Екатери-ны Второй Письма Государя Императора Павла Петровича к Генерал-Лейтенанту и Екатери-нославскому Военному Губернатору Н.М. Бердяеву Письмо Генерала от Кавалерии Графа Букегездена к Военному Министру, Графу Аракчееву, от 13-го Сентября, 1809 года Письмо Николая Ивановича Озерецковского к брату, Июля 31-го, 1813 года Протоколы Заседаний в Обществе истории и древностей Российских за 1857 год Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1858. Апрель-Июнь. Книга вторая I. Исследования Летопись и описание города Киева, сочинение Н.В. Закревского, с 4-мя литогра-фированными рисунками II. Материалы отечественные Допросы Пугачеву Письмо Императрицы Екатерины II-й к Графу П.И. Панину Роспись Киеву 1682 года III. Материалы славянские Розыск о богохульных строках и о сомнении святых честных икон, Дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого. С предисловием О. Бодянского IV. Материалы иностранные Дипломатическое донесение Польскому Королю Сигизмунду III Льва Сапеги. Пе-ревод с Латинского V. Смесь Описание Новгородского первоклассного Юрьева монастыря, с литографирован-ным видом оного, сочинение Д. Чл. Архимандрита Макария Правая Грамота Троицкому Сергиеву монастырю с предисловием Д. Чл. С. Смир-нова Записка об Артемии Волынском Государыня Императрица Екатерина II-я Сенате по делу Иркутского следователя Крылова О взятках судей Об указных процентах Приказ 2-й армии, Графа Витгенштейна Мнение Вице-Адмирала Шишкова о представленном в Комитет Господ Министров Проекте и Уставе Общества соревнователей просвещения и благотворения Мысли по случаю учреждения вольных хлебопашцев в России 1803 г., М.В. Хра-повицкого Письмо к Министру Народного Просвещения, Графу А.К. Разумовскому, о сочи-нениях Карамзина Протокол заседания Общества истории и древностей Российских 28-го декабря, 1857 Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1858. Июль-Сентябрь. Книга третья

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковный деятель и путешественник XVIII в. еп. Тимофей (Габашвили) в своих «Путешествиях» упоминает еп. Ниноцминдского Иоанна, к-рый подвизался на Св. Горе Афон после преподобных Иоанна, Евфимия и Георгия Святогорцев ( Тимофей (Габашвили). 1956. С. 22), в связи с чем можно поставить вопрос о тождестве этого Иоанна и архиеп. Иоанна, известного по надписи на кафоликоне мон-ря Ниноцминда, к-рый впосл. подвизался на Афоне. С XII по XVI в. сведения о Н. е. в источниках отсутствуют, в то время как документы XVI - нач. XIX в. содержат много информации о ниноцминдели и Н. е. По мнению Б. Ломинадзе, ниноцминдели неск. раз занимали должность архимандритов гареджийских мон-рей: с XVI в. до 1739/40 г. и в 1764-1810 гг. (Давидгареджийской лавры), с XVI в. до 1760 г. (мон-ря Додо), с XVI в. до 80-х гг. XVII в. и с 1760 г. (мон-ря Натлисмцемели) ( Ломинадзе. 1966. Т. 1. С. 146). М. Шаоршадзе внесла уточнения в этот список. Так, ниноцминдели были архимандритами лавры Давидгареджи с XVI в. до 1737 г. Ниноцминдели Иосиф (Вачнадзе) передал в 1737 г. управление лаврой еп. Некресскому Иоанну (до 1751, затем лаврой управлял еп. Бодбийский до 1760) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 843). После этого управление лаврой вновь вернулось к ниноцминдели (1760-1810). Мон-рем Додо ниноцминдели управляли с XVI в. до 1760 г. и с 1794 г. до упразднения мон-ря в нач. XIX в.; мон-рем Натлисмцемели - с XVI в. до 1692/93 г. и с 1760 г.- до нач. XIX в. (в 1692/93 - 1760 гг.- Кацаретский (Самебский) архиерей). Примечательно, что на протяжении XVI-XVIII вв. передача гареджийских монастырей др. епископам носила временный характер и производилась с разрешения Ниноцминдского архиерея в зависимости от ситуации, в то время как в правовом отношении «благословителем» мон-рей всегда оставался ниноцминдели ( Шаоршадзе. 2008. С. 113-134). Над зап. входом в кафоликон Ниноцминды сохранилась надпись ниноцминдели Николая (Андроникашвили), в к-рой указано, что в 1671 г. он «обновил снаружи кирпичом» храм, заказал новый иконостас, «построил и полностью украсил ворота» ( Ростомашвили. 1901. C. 532; Меликсет-Бег. 1920. С. 3).

http://pravenc.ru/text/2577677.html

В ноябре 1761 года Прасковья Корина писала преосвященному Тимофею, митрополиту Московскому и Севскому: «Прошлого 12 июля 1760 года, по указу Вашего высокопреосвященства, позволено мне, именованной, построить в епархии Вашего высокопреосвященства в московском Сретенском монастыре в трапезе церкви Николая Чудотворца, для поминовения моих предков, придел во имя новоявленного святителя Христова и чудотворца Димитрия, который придел церковным боголепием украшен и ко освящению совсем в готовности, а по желанию моему оный освятить сего 12 ноября. Того ради Вашего высокопреосвященства покорнейше прошу этот придел того монастыря игумену или кому от Вашего высокопреосвященства дозволится осмотреть и дать мне, именованной, для освящения антиминс, и по осмотре Вашим архипастырством прописанного 12 числа освятить и о сем моем прошении архипастырскую резолюцию учинить» . Преосвященный Тимофей поставил резолюцию: «8 ноября 1761 года намерены мы персонально освятить показанную церковь» . Игумен Максим (1760–1761) 23 августа 1760 года преосвященный Тимофей, митрополит Московский и Севский, писал: «По пастырскому нашему усмотрению на место умершего Сретенского монастыря игумена Аарона определен от нас во игумена кафедрального Чудова монастыря иеромонах Максим». Он предписывал духовной консистории, призвав иеромонаха Максима, объявить ему о пастырском определении, а потом при нарочном, которого назначит консистория, отправить в Сретенский монастырь. Иеромонаху Максиму поручалось составить обстоятельную опись церковной утвари и имения Сретенского монастыря в двух вариантах: один оставить в монастыре, а другой представить в консисторию. До произведения иеромонаха Максима во игумена «именоваться ему означенного московского Сретенского монастыря начальником» . 25 августа 1760 года иеромонах Максим и присутствующий консистории иерей Спасский Иоанн пришли в Сретенский монастырь, последний объявил братии обители о назначении нового игумена и чтобы они были ему, «яко начальнику, послушны» . 3 сентября 1760 года «в большой церкви Сретенского монастыря, в храме Владимирской Пресвятой Богородицы, при служении преосвященного Тимофея, митрополита Московского и Севского, иеромонах Максим произведен во игумена этой обители» . 5 сентября 1760 года Сретенский игумен Максим уже сослужил литургию в Архангельском соборе Кремля .

http://pravoslavie.ru/46695.html

136 – 139). 1760 Подробности жизни мальчика Прохора почти неизвестны. Сохранились лишь отдельные детали. В частности, в житии 1863 года снова упоминается о юродивом, с которым сошелся отрок Прохор Машнин. «В то время в Курске жил какой-то Христа ради юродивый, которого имя теперь забыто, но которого тогда все чтили. Родом он был из Курска и с малолетства принял на себя трудный подвиг для спасения души. По благочестию своему Прохор сперва вошел в общение с ним, а после всем сердцем прилепился к нему. Христа ради юродивый также возлюбил Прохора и своим влиянием еще больше расположил душу его к благочестию и уединенной жизни...» (1863. 12). Очевидно, что подобные духовные отношения могли возникнуть не ранее чем в отроческом или даже юношеском возрасте. Ок.1760 Первая точная дата, упоминаемая в житии основательницы первой женской общины (Казанской) в Дивеево рязанской овдовевшей помещицы Агафьи Семеновны Мельгуновой. Известно, что она прибыла около 1760 года (вероятно, в 1758 году) в Киево-Флоровский монастырь (Ч. 3), где была· пострижена в монашество. 1760 Преподобному Серафиму шесть лет. В 1760-м году – первое пророчество о Дивеевской обители как о четвертом уделе Божией Матери. Агафья Семёновна Мельгунова по дороге из Мурома в Саров остановилась в Дивееве и сподобилась здесь видения Божией Матери, указавшей на Дивеево как на Свой четвертый жребий во вселенной: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, когда еще в первый раз являлась Я тебе в Киеве: и вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих: и благодать Всесветного Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!» (Ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

А если же написанные им образа, по свидетельству, явятся не в существе, то он Колокольников переправит их, как надлежит, за ту же цену. 29 К обязательству, данному Коллегии живописцем Федотом Колокольниковым, приложен реестр св. образов, назначенных архитектором Чевакинским к написании в иконостас верхней церкви. В августе 1756 года. Колокольников доносил Коллегии, что он написал уже двадцать один образ, из которых, впрочем, два – священномученика Иануария со св. мученицей Екатериной и святых и праведных Захарии и Елисаветы только подмалевал, а в ионе 1757 года рапортовал, что он написал и остальные образа, исключая храмового образа Богоявления Господня, только что начатого, и на царских дверях Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х Евангелистов, не совсем оконченных, и что, для совершенного окончания, взятых им, по написанию образов, работ осталось только обвести венцы и сделать надписи. Хотя образа эти, по удостоверению архитектора Чевакинского, оказались написанными исправно и прочно, но они не были теперь приняты, по следующему изъясненному в рапорте Чевакинского, от 5-го июня 1760 года, обстоятельству: показанные живописцем Колокольниковым образа, по обязательству его, все на срок, на досках были вписаны, но только, за неимением тогда в церкви места, и за неготовностью иконостаса, привезти ему их было не дозволено, а в прошлом 1759 году они все привезены и содержались при церкви, и, по постановке иконостаса, одни в прошлом 1759 году, а другие в нынешнем 1760 году на места поставлены. И Колокольников в свою очередь в июне 1760 рапортовал, что им в новопостроенную Морскую св. Николая церковь иконостаса верхней церкви, св. образа все уже живописной работой в окончание приведены и в церкви на своих местах находятся. По определению Коллегии, от 19-го июня 1760 года, образа эти Адмиралтейской Конторой приняты и на приход записаны, и остальные деньги, в количестве 350 руб Федоту Колокольникову выданы из собранных на Исаакиевском мосту в дополнение к прежде полученным из таковых же сумм 650 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В это же время началось разбирательство в Московской духовной консистории по поводу падения в обморок во время отпевания игумена Аарона 18 августа 1760 года белого священника Сретенского монастыря Сергия Евтихиева, которого велено было держать под караулом до резолюции. 25 августа 1760 года он был допрашиваем в консистории. «Священник Сергий Евтихиев, 35 лет, находился в Сретенском монастыре с 1752 по 1755 год диаконом, а с 1755 года – священником. Ставленую иерейскую грамоту, данную за подписанием Его преосвященства в 1758 году, имеет и священнослужение в монастыре исправляет по очереди своей во всякой исправности. При опросе священник Сергий Евтихиев показал, что 18 августа 1760 года при погребении умершего игумена Сретенского монастыря он сослужил литургию, которую также служили преосвященный Иларион, епископ Сарский, с архимандритом Никодимом и кафедрального Чудова монастыря иеромонахом Никоном (а игумена Аарона духовником) и прочими священнослужителями. По окончании литургии он пошел в келью священника Сретенского монастыря Сергия Семенова (который там временно имеет жительство), где и был до приезда к погребению присутствующего Московской духовной консистории Златоустова монастыря архимандрита Иосифа. По приезде архимандрита Евтихиев пришел в церковь с прочими священнослужителями. По облачении в ризы, в начале отпевания, ему в алтаре внезапно учинилось в голове и в глазах помрачение, и от того в том алтаре в скорости упал и лежал с четверть часа, а потом, пришедши в память, встав в алтаре, ризы с себя сняв и не отправя того погребения, был в братских сенях». Священник Сергий Евтихиев также показывал, что накануне погребения «читал по умершем игумене Евангелие во всю ночь беспеременно, а пьян не был, также и после литургии вина и прочего хмельного пития не пил и падучей болезни не имеет, о чем могли свидетельствовать насельники монастыря. Имеет жену и детей. В штрафах, наказаниях и в запрещении священнослужения не бывал, дел и подозрения не имеет» . 18 сентября 1760 года игумен Сретенского монастыря Максим с братией подтверждали, что имеющийся в Сретенском монастыре священник Сергий Евтихиев «с 1752 года, в бытность его диаконом, и доныне жития и состояния доброго и честного, а пьянственных и никаких непорядочных поступков, падучей и подобных тому болезней не имелось, под чем они и подписывались: московского Сретенского монастыря игумен Максим, иеромонах Тимофей, поп Иван Марков (неразборчиво), священник Сергий Семенов, священник Иван Сидоров, священник Михаил Васильев, иеродиакон Паисий, диакон Алексий Иванов, диакон Александр Осипов, пономарь Яков Алексеев, диакон Алексий Иванов подписывался вместо монаха Антония и сторожа Григория Алексеева по их прошению» .

http://pravoslavie.ru/46695.html

139 У Строева пропущен, см. стр. 641, показан же он архимандритом Миропольского монастыря с 1759 по 1760 и очевидно, не верно. В 1753 г. мы находим Матфея Млодзинского иеромонахом, кафедральным наместником: такова подпись его под указом консист. Никол. Белогр. мон. архим. Рафаилу Мокренскому 16 июня за 1410. Под указом от 31 янв. 1854 г. – также подпись: «кафедральный наместник иером. Матфей Млодзинский». Но под указом 22 марта 1754 г. подпись: «кафедральный наместник Миропольского мон. Игумен Матфей Млодзинский». В 1756 году 11 марта под указом 418 подписано: наместник Игумен Матфей Млодзинский. В 1758 г. под указом месяца ноября 2449 подписался архимандрит Матфей; того же года 9 июня под указом 2079 подписался наместник арх. Матфей. 142 Указ из консист. преосвящ. Иоасафа еп. Белогр. и Обоянск. Обоянскому Знаменск. наместнику иеромонаху Иустину Гостерминскому с брат., от 2 ноября 1759 г. за 3466. 143 Из указа преосв. еп. Иоасафа Миткевича архим. Обоянск. монаст. Венедикту 1762 г. февр. 20 д. 617. 144 В октябре 1764 г. он заключил контракт с Белгородским жителем Брызгаловым на должность стряпчего для хождения по делам Никол. монастыря. В 1765 г. он подавал преосв. еп. Порфирию прошение о возвращении Николаевскому монастырю чудотворн. иконы Св. Николая Ратного 21 мая. 150 В 1759 и 1760 гг. мы видим его из подписей под указами 9 июня 1759 г. 306 и 14 декабря 1760 г. 337, в сане иеромонаха экономом архиерейского дома; в декабре 1760 г. игуменом: так он подписывался под указами: наместник игумен Владимир. По удалении его от настоятельства в Обоянском монастыре он еще и в 1763 году виден с подписью под указами консистории: архимандрит наместник Владимир. Таковы указы: 23 янв. 876, 17 ноября 2304. 158 Так по ведомости Белоградск. Никол. монаст. за 1768 г., также и в опис. Харьковск. епарх. отд. 1, стр. 71. Строев опущает его бытие в Устюге, стр. 400, – «назначен был, но не послан, а переведен в Обоянский монастырь 1762 г.». Это, очевидно, не верно. 159 Указы на его имя в Обоянск. монастырь адресуются с сего времени, а в 1762 и 63 гг. мы здесь видели еще Венедикта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более определённо история церковного строительства в Нименьге прослеживается только с 1760-х годов, когда здесь были возведены две новые церкви - холодная Преображенская церковь с приделом Рождества св. Иоанна Предтечи (1760) и теплая Благовещенская с приделом священномученика Климента папы Римского (1764). Храмовый комплекс включал шатровую колокольню и ограду с двумя воротами: одни с западной стороны, торые " решетчатые, столярной работы " с восточной стороны. Судя по описаниям церковного и ризничного имущества Нименьгского прихода за 1833 и 1842 годы, Преображенская церковь 1760 года была крещатая в плане ( " крестовая " ), шатровая ( " на ней шатёр деревянный дощанный " ), с двумя пятистенными алтарями ( " Олтарь оной церкви построен на два полукружия " ), завершёнными одной главой ( " одна шея и глава " ). Размеры храма 7 сажень в вышину, 6 сажень в ширину, в длину " по фундамету с папертию 10 сажень до Олтаря " . Крещатые шатровые храмы были не редкость на нижней Онеге и в Поморье. Примеры того - Вознесенская церковь 1654 года в Пияле, успенская церковь 1674 года в Варзуге, утраченная Никольская церковь конца XVI-XVIII вв. в Шуерецком. Если крещатые церкви XVII в. имели правильную форму плана, то для аналогичных храмов XVIII в. характерны двух или трхчастные пятистенные алтари. Упоминание об одной главе над двухчастным алтарём однозначно свидетельствует о том, что алтарные прирубы завершились трёхлопастной бочкой. Упоминаемая высота 7 сажен, скорее всего, относится не ко всей высоте церкви, которая должна быть гораздо больше, а к высоте сруба до полиц шатра. Преображенская церковь в Нименьге возможно имела сходство с утраченной Ильинской церковью 1786 года в Вазенцах. Преображенская церковь 1760 года постройки, неоднократно ремонтировалась. Например, в 1818 году прихожане сообщали, что их деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделом Рождества Иоанна Предтечи " с исподи от земли подгнила несколько венцов и уже весьма покривилась, а паче к обеднику " . Резолюция преосвященного о ремонте была положительная, при этом он особо предписал " церкви не разбирать " , указав, что " поправку наблюдать положен благочинный, который и отрапортовать должен, что именно будет поправлено " .

http://sobory.ru/article/?object=15266

Дата рождения " первенца " , опираясь на упомянутую в надписи дату, построение колокольни определяют 1760 годом. Наряду с этим известный исследователь Л. Зимин в журнале " Киевлянин " за 1909 г. в статье " Кирилловская обитель " писал о " каменной трехъярусной колокольне, построенной в 1748 году " . Указывая на эту дату, он, вероятно, опирался на тот известный факт, что ремонтно-реставрационные работы в Кирилловском монастыре под руководством Григоровича-Барского проводились в 1748-1749 г.г. А современный нам автор М. Дегтярев считает, что эти работы выполнялись не до 1760 г., а позже - в 1760-70-х г.г. На основании этих соображений можно заключить: не имея возможности указать точную дату сооружения колокольни, определим ее в пределах 1748-1770 г.г. Что касается даты 1760 года, то больше всего она касается не столько построения колокольни, сколько обустройства во втором ее ярусе церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С обеих сторон колокольня имела пристройки. В одной из них была лестница. Одни вели в аптеку, которая после реорганизации Кирилловского монастыря в больницу (1786) размещалась во втором ярусе. Также во второй ярус, в его верхнюю часть вела другая лестница; там в 1909 году исследователь Л. Зимин нашел крест с распятием – по его мнению, XVI в. Второй ярус заканчивался каменным сводом, откуда на третий вела узкая лестница. Еще была деревянная лестница вверх к колокольне. Украинское... Как писал в 1940 г. известный исследователь архитектуры М. Хвастенко, " сочетание тонкого и искусного профилирования карнизов рядом с элементами, исходящими от украинского барокко первой половины XVIII века (например, довольно грубые наличники окон), а также с влиянием современной барочной архитектуры школы Растрелли , создают архитектурное лицо сооружения. Из элементов массовой городской и сельской архитектуры Григорович-Барский применял ниши-филенки в базах пилястров, колонн, а также на ограждениях, вполне правильно сделаны в более крупных и рельефных формах, чем сама башня. Расположение церкви-колокольни в ограде, а не во фронтоне стены, тоже характерно для монастырских ограждений в украинской архитектуре конца XVII и начала XVIII в.в. (Лавра, Новгород-Северский, Спасский монастырь, Софиевское подворье и т.п.).

http://sobory.ru/article/?object=42918

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010