Лит.: Аполлинарий, иером. Краткий очерк о почившей игум. Марии и об устроении ею Сызранского Сретенского девичьего мон-ря Симбирской епархии. Пенза, 1878. С. 6; Яхонтов А. Г. Сызрань и ее достопримечательности: Ист.-археол. описание. Симбирск, 1901. С. 96. В Смоленской губернии В 1894 г. икона была подарена жителям с. Знаменского (др. названия: Пруденки и Меженинка) Бельского у. прав. Иоанном Кронштадтским, когда крестьяне соседнего с. Холмец отказались вернуть в возобновленную после пожара Знаменскую ц. временно хранившуюся у них икону Божией Матери «Знамение», уцелевшую от огня и считавшуюся чудотворной (эти сведения были указаны на прикрепленной к иконе табличке). Принесена в село 3 янв. 1895 г. Этот день ежегодно праздновался наравне с храмовым праздником. Иконографические особенности неизвестны, но, по-видимому, была списком с чудотворного образа из часовни у стеклянного завода в С.-Петербурге. В с. Крюкове Бельского у., в ц. Успения в усадьбе дворян Лыкошиных (1789), находилась икона, время создания и обстоятельства прославления к-рой неизвестны. Пользовалась местным почитанием. Лит.: Редков Н. Н. Ист.-стат. описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Вып. 1: Бельский у. С. 175, 369. В с. Великополье Юхновского у. икона находилась в Никольской ц. Точное время прославления неизвестно (до 1864). От образа исцелилась девица из соседней деревни. Существовало малодостоверное предание, что подлинный образ был взят в Москву и заменен списком. Лит.: Ист.-стат. описание Смоленской еп. СПб., 1864. С. 343; Сперанский И. Сказания о чудотворных иконах Божией Матери, более известных и особо чтимых в среде правосл. рус. народа. Смоленск, 1894. С. 111. В с. Крапивка Бельского у. местночтимая икона, написанная в 1801 г., находилась в Скорбященской ц. (1869). Лит.: Редков Н. Н. Ист.-стат. описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Вып. 1: Бельский у. С. 104. В с. Пантелееве Бельского у. в Скорбященском приделе Казанской ц. находилась икона, к-рая прославилась в эпидемию холеры в 1848 г.: в соседнем с. Щербатовщина мор прекратился, после того как перед иконой был отслужен молебен и ее обнесли вокруг окрестных полей. В память этого события ежегодно с 30 июня по 22 июля образ носили по соседним приходам сел Щербатовщина, Белый Берег, Козулино и Крюково. Особо икона праздновалась на Вознесение.

http://pravenc.ru/text/155562.html

470 Протоиерей А. Ф. Хойнацкий. Западнорусская церковная уния в ее богослужении и обрядах. СПб., 1871; Одинцов Н. Ф. Униатское богослужение в XVII и XVIII вв. по рукописям Виленской публичной библиотеки. Вильна, 1886. 137 с. 471 Цветков П. И. К истории христианских гимнов на Западе. Гимны Амвросия и Пруден-ция. М., 1876; Его же. Гимны Пруденция в русском переводе. – «Вера и Разум». 1887–1888; Его же. Аврелий Пруденций Клемент. М., 1890. 414†209 с. (докторская диссертация); Его же. Гимны святого Амвросия Медиоланского . (Латинский текст и стихотворный русский перевод, с введением). – «Прибавления к Творениям святых отцов». 1891. Т. 48. С. 417–460. 472 Епископ Туркестанский и Ташкентский Софония. Из дневника по службе на Востоке и Западе (в бытность архимандритом при заграничных русских посольствах). СПб., 1874. 307†VI11 с.; Его же. Современный быт и литургия христиан инославных – иаковитов и несто-риан. СПб., 1876. 504†VII с. 474 В «Воскресном чтении» (выходило с 1837 г. в Киеве) см., например, такие статьи (римская цифра указывает год издания, арабская – страницу): О богослужении Православной Церкви (VI, 139); О вечерне (II, 73; IV, 173; IV, 179); Об утрени (V, 105; VI, 197); О суточном богослужении (III, 93; IV, 304); О Божественной литургии (VI, 211); Об архиерейском служении литургии (XVII, 234); Взгляд на историю происхождения песнопений Православной Церкви в VIII-IX веках (XXIII, 359). 475 См. например, следующие статьи в «Воскресном чтении»: Учение о посте. Из богослужебных песней первой седмицы Поста (XV, 433); Учение о преславном Воскресении Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в богослужебных песнях Светлой Седмицы (XVI, 1); Учение о Сошествии Святого Духа. Из Богослужебных песней Пятидесятницы (XVI, 63). Ср. краткие, но содержательные трактаты, напечатанные в те же годы в «Христианском чтении»: Черты догматического учения, извлеченные из богослужебных книг Православной Церкви (1845. Т. II. С. 207); Долоцкий В. И. О важности богослужебных книг Православной Церкви в догматическом отношении (1851. Т. II. С. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Постулируя соприродность людей ангелам, Иоанн Скотт идет гораздо дальше Августина, который ставил вопрос о подобном родстве, но оговаривался: «в канонических книгах об этом нет никаких свидетельств» 344 (а Григорий Великий определенно пишет, что природа ангелов и людей сильно разнится 345 ). Обвинения в оригенизме.Практически немедленно после опубликования трактат Иоанна Скотта подвергся критике современников. Наиболее обстоятельный разбор и обсуждение сомнительных с точки зрения ортодоксии положений принадлежит Пруденцию, епископу Труасскому († 861), который одно время был дружен с Иоанном Скоттом, но затем разошелся с ним. Пруденций цитирует слова Августина о том, что демоны – это духи, живущие в воздухе, как в темнице, куда они были низвергнуты для наказания 346 . Однако, замечает Пруденций, ни Апостолы, ни пророки не говорили, будто Создатель творил эфирные или воздушные тела. Пруденций обратил внимание на близость некоторых посылок Иоанна Скотта в О предопределении к учению Оригена . Собственно, общее обвинение Иоанна Скотга в оригенизме, в amentia Origenis, делается Пруден-цием уже во введении к своей работе, а далее критика становится более конкретной. Говоря о мнении Иоанна Скотта, что по воскресении «тела святых изменятся в эфирное качество», Пруденций замечает: «Эфир не есть плоть… Сам Господь, прославленный по воскресении, показал, что имеет плоть… Никто из правоверных никогда не признавал и не учил, что такое может быть в эфирном теле… Ты же соглашаешься с положениями Оригена , который, многообразно рассуждая о воскресении, многажды говорит о воскресении и прославлении тел, но [воскресение] плоти или вовсе отрицает, или хитро прячет ее под именем “тела”» 347 . Эти слова – прямая отсылка к антиоригеновской полемике Иеронима 348 . Пруденций говорит, что для более компетентного рассмотрения нужно сначала выяснить, что такое эфир. Среди прочих Пруденций приводит мнение Григория Великого , который считает, что если он воскреснет в воздушном теле, это будет уже кто-то другой, ведь нет истинного воскресения без воскресения истинной плоти 349 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В некоторых случаях дело написания иконописных изображений новомучеников совершается не самым лучшим образом. В Екатеринбургской митрополии в Троицком соборе подворья Боголюбского женского монастыря, находящегося в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского района, имеется икона священномучеников Александра Малиновского, Алексия Будрина и Льва Ершова, написанная на основании имеющихся их фотографических изображений. И это оригинальная икона. В Златоустовской епархии Челябинской митрополии на сайте Никольского собора в городе Сатки помещена та же икона, только на изображении у одного из священномучеников были добавлены усы и борода, у другого дорисована митра, а у центральной фигуры не стало палицы. И именуются они уже священномучениками Александром Махетовым, Алексием Канцеровым и преподобномучеником Иоасафом (Боевым). Такая практика недопустима. Тем более, что у всех трех новомучеников существуют вполне доступные фотографические изображения. К сожалению, в приходах епархий даются произвольные наименования новомученикам в соответствии с тем или иным географическим местом, такое наименование прописывается и на иконе, и в результате мы не знаем, кто перед нами, и установить это можно только после дополнительных исследований. Например, в Бакинской епархии священномученик Иоанн Ганчев назван Иоанном Бакинским. В Бежецкой епархии мученик Сергий Бородавкин назван Сергием Краснохолмским. В Кинешемской епархии преподобноисповедник Леонтий (Стасевич) назван не преподобноисповедником, а просто святым Леонтием Михайловским. В Благовещенской епархии священномученик Серапион Черных назван Серапионом Амурским; во Владимирской епархии священноисповедник Георгий Седов назван Георгием Романово-Борисоглебским; в Саратовской епархии священномученик Петр Покровский назван Петром Павлодарским, священномученик Владимир Пиксанов назван Владимиром Саратовским, священномученик Иоанн Днепровский назван Иоанном Полчаниновским; в Сердобской епархии преподобномученик Пахомий (Ионов) назван Пахомием Скановским и т. д.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5537310...

14. Ответ на 12., р.Б. Алексий: Танк согласен со статьёй.А что в ней? " Выборы царя " .Как это?Что за балаган?Цена такого царя и монархии?И что это значит - " не видно личности достойной трона " ?Это значит что автор тот же Керенский ,посчитавший что Михаил " не достоин " .Балаган- это позвать на царство Гогенцоллернов.А избрание Царя на Земском Соборе- Русская Традиция.Если и будет ещё на Руси Последний Русский Царь в конце времён, то он будет избран (не в вульгарно-демократическом смысле этого слова), а, точнее, назван, на Всероссийском Земском Соборе.Всё остальное от лукавого.Да, - выражение " назван " более подходит к существу дела.И без Собора в этом деле не обойтись, именно так.Но этот Собор должен быть самостоятельным, независимым и реально действующим, обладающим всей полнотой полномочий объявлять " приговор всея земли " , а не бутафорским - ну не при поляках же в Кремле, к конце-концов, заседал Собор 1613 года. Да и собор собору рознь, и в истории Церкви известны и лжесоборы - мало ли чего какой собор может напринимать - и что потом? Разумеется, но ведь у нас есть два примера настоящих Земских Соборов 1598 г. и 1613 г. Вот на них и следует равняться. 13. Ответ на 9., Влад.Атласов: Танк согласен со статьёй.А что в ней? " Выборы царя " .Как это?Что за балаган?Цена такого царя и монархии?И что это значит - " не видно личности достойной трона " ?Это значит что автор тот же Керенский ,посчитавший что Михаил " не достоин " .Балаган- это позвать на царство Гогенцоллернов.А избрание Царя на Земском Соборе- Русская Традиция.Если и будет ещё на Руси Последний Русский Царь в конце времён, то он будет избран (не в вульгарно-демократическом смысле этого слова), а, точнее, назван, на Всероссийском Земском Соборе.Всё остальное от лукавого.Назван кем?Ах,да - народом.Так народом и Ельцин был назван главным,и Путин,и мало ли кто.Это прикрытие.Кто народу,так сказать,в лице З.Собора,подскажет назвать того кто нужен?Это первый вопрос Вам.Второе- Почему,(не только у Вас,но и вообще на РНЛ),постоянно мелькает эта фамилия?Вы так называете династию Романовых?

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/15/ca...

Это сказано было мною из того, что написано в законе и утверждено в благодати, что собрано повсюду и не найдено нигде, и исполнено в одном Господе, — я имею в виду первоявленный плод брака. Какой именно? Ты только что слышал, что сказал евангелист: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его. А когда исполнились дни очищения их, принесли Его в храм и представили Его пред Господом, как предписано в законе Господнем: всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу. Видишь, как благословение брака и сказанное в противоречие с общим открылось на одном Господе? Только на Господе, а не на ком другом, исполняется то, что всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу, хотя и сказано по отношению ко всем. Потому что всякое естество девы от плотской близости с мужчиной сначала разверзается, а затем уже утроба рождает. Но не так было при рождении Спасителя нашего, но Он, Сам разверзая утробу у Девы, не знавшей подобной близости, родился непостижимым образом. Поэтому пророчество о том, что всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу, относится только к Господу. Неужели свят Каин, окончивший жизнь в пороке, поскольку он прежде всех первым родился от материнской утробы? Неужели свят Исав, наследник войны и кровопролития, поскольку и он первым вышел из утробы матери? Неужели свят Рувим, осквернивший отцовское ложе и возбудивший изречение проклятия, поскольку и он тоже первым родился от плодовитой утробы Лии? Никто из них не свят, все они подлежат наказанию. Из этого становится очевидным, что к Господу относится пророчество: всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу, согласно сказанному Гавриилом Деве: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Но все–таки кто–нибудь из возражающих может сказать, что, если к Господу относится пророчество: Всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу, то Дева не могла остаться девой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Какая третья начинательная молитва? Молитва к Сыну Божию, так называемая Иисусовая: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Переведите ее Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Господь Иисус Христос Сын Божий, умилосердись над нами. О чем мы молимся в молитве к Сыну Божию: Господи Иисусе Христе?.. О том же, о чем молимся в молитве мытаря Боже, милостив... (Вспомните.) Что значат названия Сына Божия: Господь Иисус Христос? Господь тоже, что Бог . Иисус Христос – это имена Сына Божия по рождению Его на земле. Что значит слово Иисус, и почему назван так Сын Божий, когда родился на земле, как человек? Иисус с греческого значит: Спаситель. Так Сын Божий назван, когда родился на земле, как человек; и назван потому, что родился для спасения людей. Что значит слово Христос, и почему назван так Сын Божий, когда жил на земле? Христос с греческого значит: помазанник, т. е. получивший Духа Святого чрез помазание св. миром (особ. святым маслом.) Так древле для этого помазывали царей, первосвященников и пророков, отчего и назывались они помазанниками, а по-гречески христами. Иисус, хотя и не был помазан св. миром, но и без помазания был исполнен Духа Святого; – так при крещении на Него видимо сошел Дух Святой, почему и называется Он помазанником, Христовым, (Еврейское слово Мессия тоже, что греческое Христос). Что значат слова: помилуй нас? Тоже, что в молитве мытаря слова: Милостив буди мне грешному. (Вспомните.) Т. е. не наказывай нас за грехи, а прощай их и не лишай Своих благодеяний и спасения. Молитва ко Св. Духу: «Царю небесный» Урок 19. О сошествии Святого Духа и личном Его свойстве Расскажите о сошествии Святого Духа на апостолов. Для чего и когда Бог послал Духа Святого на апостолов? Иисус Христос обещал апостолам, по вознесении Своем на небо, послать Духа Святого на них, чтобы Он научал их истине, укреплял в добре и помогал в деле распространения христианской веры на земле. И в 10 день после вознесения, а в 50-й после воскресения Своего послал. Каким образом Дух сошел на апостолов?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

Таким образом, Книга Даниила, как полагает Сторожевая Башня, показывает, что Иисус был Михаилом и до пришествия на землю, и после воскресения. Историю жизни Иисуса можно описать так: ангел – человек – ангел. Библейское учение. Отвечая на предлагаемое Сторожевой Башней толкование Дан.10:13, 21; 12:1 , остановитесь на нескольких важных моментах. Во-первых, Спросите: Где в тексте 10-й и 12-й глав Книги Даниила прямо сказано, что речь идет об Иисусе Христе? Показать вам такое ясное утверждение Свидетели Иеговы не смогут, но, вероятно, сошлются на то, что Михаил назван «великим князем», и что это якобы показывает Его власть над остальными ангелами. Это может быть только Христос, скажут они. Здесь очень важно отметить, что в Дан.10:13 Михаил четко называется «одним из первых князей» (курсив автора). Раз Михаил – «один из» великих князей, значит великих князей несколько. Насколько велика эта группа, мы не знаем. Но если Михаил – один среди равных, он уже не уникален. Греческое же слово monogenes («единородный»), использованное в Ин.3:16 применительно к Иисусу, означает «уникальный», «единственный в своем роде». Спросите: Если Иисус, первое и высшее творение, в своем дочеловеческом состоянии был архангелом Михаилом, почему же в Дан.10:13 Михаил назван «одним из первых князей»? Разве указанный стих не говорит, что Михаил – лишь один из некоторого числа равных? Стоит также подчеркнуть, что Библия нигде не называет Иисуса «великим князем». (Если вам укажут на Дан.10:13 , спросите еще раз, где в этом тексте ясно указывается на Иисуса.) В Откр.19:16 Иисус назван «Царем царей и Господом господствующих». Этот титул свидетельствует об абсолютном полновластии. Царь царей и Господь господствующих облечен гораздо большей властью, нежели простой «великий князь» (один из числа равных). Первый обладает абсолютным полновластием; власть же второго имеет производный, ограниченный характер. Подчеркните, что основная задача первых трех глав Послания к евреям – показать превосходство Иисуса Христа над пророками ( Евр.1:1–4 ), над ангелами ( Евр.1:5–2:18 ) и над Моисеем ( Евр.3:1–6 ) 392 . Каким образом проявляется это превосходство? Христос назван высшим и окончательным откровением Бога ( Евр.1:1 ); Он изображен Создателем и Хранителем Вселенной ( Евр.1:2–3 ); Ему приписывается обладание самой природой Бога ( Евр.1:3 ). Ни о пророках, ни об ангелах, ни о Моисее ничего этого сказать нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Третьей «нелюбкой» назван спор между ними же по вопросу об отношении к раскаявшимся еретикам. Наконец, последней «нелюбкой» («и до сех мест»!) назван конфликт, произошедший около 15081509 гг. в заволжских пустынях между проживавшими там постриженниками Иосифа Нилом Полевым и князем-иноком Дионисием Звенигородским, с одной стороны, и заволжскими старцами, во главе которых опятьтаки назван Вассиан Патрикеев, – с другой. Как видим, начало спора отнесено к церковному собору 1503 г., а главным предметом назван вопрос об отношении к монастырскому землевладению. По жанру «Письмо» представляет собой рассказ, ведущийся от лица очевидца событий, который в ответ на конкретно заданный вопрос излагает основные вехи знаменитого спора между двумя авторитетными монастырями. Судя по дате списка и по тому факту, что в тексте упоминается о смерти Вассиана Патрикеева (1532 г.), «Письмо» было написано не ранее 1540х гг. В рассказе о «нелюбках» важная роль отведена Нилу Полеву и Дионисию Звенигородскому, однако рассказчик сообщает и неприглядные для их репутации факты. Нил Полев рассказывает о своем уходе из монастыря Иосифа в заволжские скиты без благословения учителя. Отношение влиятельных старцев Дионисия и Нила к рассказчику мы вправе определить как доверительное, предполагающее равноуважительные отношения. В конце «Письма» автор позволяет себе крайне рискованное замечание: «Иосиф все благочинье и благоговеиньство снимал с Кирилова монастыря, – и се ныне диявол мнением не смирну вражду положи меж таких светил!» Притом, что общий тон «Письма» по отношению к Иосифу и его монастырю неизменно уважительный, это замечание мог позволить себе только очень близкий Иосифу человек. «Письмо» содержится в сборнике, принадлежавшем известному книжнику, бывшему архимандриту Иосифо-Волоколамского монастыря Вассиану Кошке. В состав сборника входят Послания Иосифа Волоцкого и материалы о нем, в частности Житие, написанное Саввой Черным, «Волоколамский патерик» и «Надгробное слово Иосифу», составленное Досифеем Топорковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Спросите: Если Писание говорит, что Иисус «вчера и сегодня и вовеки Тот же» ( Евр.13:8 ), как можно утверждать, что Иисус был ангелом, затем стал человеком, и опять ангелом? 1Фес.4:16 – Глас архангела Учение Сторожевой Башни. В «Переводе нового мира» 1Фес.4:16 звучит так: «...Сам Господь сойдет с неба с призывом, с голосом архангела и с трубой Божьей, и умершие во Христе встанут первыми». Общество Сторожевой Башни объясняет, что здесь Сам Господь объявляет призыв голосом архангела, и делает отсюда вывод, что Иисус и есть архангел Михаил. Отстаивая правильность такого толкования, справочник Aid to Bible Understanding комментирует: «Михаил – единственный, кто назван „архангелом», что значит „главный ангел» или „начальствующий ангел». Это слово встречается в Библии только в единственном числе. Похоже, отсюда следует, что есть только одна личность, которую Бог назначил начальником, или главой, над воинством ангелов. В 1Фес.4:16 голос воскресшего Господа Иисуса Христа описывается как голос архангела, и это предполагает, что он, по сути, сам является архангелом» 396 . Библейское учение. Отвечая Свидетелю Иеговы, начните с утверждения Сторожевой Башни о том, что, поскольку слово «архангел» употребляется только в единственном числе, есть только одна личность, которую Бог назначил начальником, или главой, над воинством ангелов. Укажите собеседнику на стих Дан.10:13 , где Михаил конкретно назван «одним из первых князей». Тот факт, что Михаил назван «одним из» первых князей, указывает на его принадлежность к некоей группе первых князей. Как велика эта группа, мы не знаем. Однако Михаил – лишь один из некоторого числа равных, что не позволяет говорить о его абсолютной уникальности. Спросите: Если Иисус, как утверждает Сторожевая Башня, – первое и высшее творение и если в дочеловеческом состоянии Он был Михаилом Архангелом, почему в Дан.10:13 Михаил назван «одним из первых князей»? Не означает ли это, что Михаил был одним из некоторого числа равных? Кроме того, факт, что слово «архангел» стоит в единственном числе и сопровождается определенным артиклем (в 1Фес.4:16 ), сам по себе еще не означает, что есть только один архангел. Как отмечает богослов Фред Дикасон, «определенный артикль перед словом „архангел» не обязательно ограничивает класс архангелов одним Михаилом. Этот артикль может указывать не на уникальность, а на известность архангела Михаила. Возможно, существуют и другие ангелы того же класса или чина – ведь его называют „одним из первых князей» ( Дан.10:13 )» 397 . Иудейское предание всегда насчитывало семь архангелов 398 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010