На обратном пути мы прошли через королевскую дачу, походили по дворцовому саду и могли даже осмотреть самый дворец – несомненно уступающий в великолепии Алкиноевскому, так-как высокого хозяина на тот раз не было дома, но поздний час удержал нас от того. Уже подходя к городу, мы встретили на дороге трех всадников, одного впереди и двух поодаль. Насколько позволял различать вечерний сумрак, последние казались жандармами. Передний был в сертуке и высокой шляпе и представлял из себя статную фигуру. Это был Его Величество, король Еллинов, Георгий I, кончающий свой купальный сезон, ежегодно проводимый им здесь на берегу моря, и, кажется, завтра же отъезжающий в свою первую столицу. Сижу и повторяю зады. Итальянец Ботта, отыскивающий в устье речки Месонги (в 8–9 верстах от города) пробуждающегося от глубокого сна Одиссея... мимо! Ученый Арсений Каллуди „воздвигающий постройку ( ρατο τν δ (?) δμον) ... лучше бы без педантства и риторики записал на память родам грядущим, что именно он строил, и чего не воздвигал. Стефан и Феофан... были бы вполне достойными хвалы и благодарности потомства, если бы к своим фразам и перефразам прибавили и хронологию. Император Иовиан, достоинство царственное поставляющий в делах веры, и язычество изгоняющий христианством... человек не по духу века, но да будет благословен во веки! Наконец – св. мученица Керкира... Здесь для меня, поистине, толчок и остановка. Не могу свыкнуться с этою неожиданностию. Уже и та злополучная Керкира или Коркира Асоповна, от которой свое имя получили будто бы и город, и остров, значительно представляется сказочною. Доисторические времена оправдывают собою такую ее темноту и неясность. Но – Керкира нашего, так сказать, времени – христианка и мученица, и все-таки никому не ведомая личность? Что-то да не так! Когда я сказал нашему юному чичероне Палеопольскому, что в первый раз слышу о св. Керкире, он мне сослался на свидетельство о ней Никодима, собирателя Синаксарей, столько известного всему православию. К счастию, пресловутая книга чуть не в каждой церкви обретается на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Мне без труда ее отыскали. Действительно, есть такого имени мученица, и – что замечательно – тоже царевна; дочь некоего Керкиллина, царствовавшего над Керкирейцами, злочестивца и мучителя св. Апостолов Иасона и Сосипатра, проповедывавших ему христианство. Дочь не сочувствовала отцу и объявила себя христианкой, за что и была сожжена, после многих мук 373 . Все бы это так, но, во-первых, Апостол Иасон был епископом в г. Тарсе, а Сосипатр в Иконии, по тому же Никодиму. Зачем и как им было забраться в Керкиру? Во-вторых, при этих Апостолах остров Керкира был уже римскою провинцией и сомнительно, чтобы какой-нибудь Керкиллин (мало того, что город его Керкира, дочь – тоже Керкира, еще сам – Керкиллин!) мог в нем царствовать. В-третьих – самое, по моему мнению, главное – тот же Никодим говорит, что в рукописных житиях св. Апостолов вместо Κερκυραων читается: Κυρηναων. Вся история, таким образом, может перенестись на другое место. Хотя это другое место не исключает возможности существования и мученичества св. Керкиры, но почва, на которой стоят нынешние священные предания керкирского Палеополя, уже чувствительно колеблется. Чуть ли это не повторение того, с чем мы встретились в Едессе Македонской, отыскав в ней развалины церкви св. Фалалея, принадлежащего Едессе Сирийской. А гробница св. Керкиры? А самые гробы Апостолов? Что сказать обо всем этом? Разве припомнить, как однажды мне указана была всеми чтимая гробница св. Апостола и Евангелиста Луки, оказавшаяся саркофагом некоего Нидима, даже не христианина 374 . С какого времени стали известны Палеопольские гробницы, любопытно бы узнать, но где доискаться? В начале текущего столетия 375 на них не указывали нашим морякам. Могло быть это и по невнимательности или равнодушию той или другой стороны к делу, тем более, что имя и нетленные мощи славного святителя оттеняли, и, так сказать, заслоняли собою все прочее. Но уж если духовенство того времени находило уместным и нужным утверждать, что церковь выстроена св. Апостолом Петром, который в ней и проповедывал, то кажется случай был для него прибавить слово, при этом, и о других Апостолах, тут почивающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Скачать epub pdf Керкира. Детство, учение, священноучительство Архиепископ Никифор родился 15 февраля 1731 года 4  на острове Керкира (по-итальянски Корфу) 5  в семье Стефана и Анастасии Феотокисов. В крещении он был назван Николаем. Как впоследствии сообщал сам Феотокис в первом из двух известных нам автобиографических писем 6 , родители его были православными и оба происходили из одного Корфского благородного рода 7 . Николай был четвертым, младшим сыном благочестивых супругов (всего в семье было семеро детей) 8 . Крещен он был в церкви святого Николая священником Спиридоном Санторином. Родители с ранних лет прививали детям любовь к Богу и Церкви и заботились об их образовании: «с малолетства начал обучаться наукам», – писал Феотокис. Первым учителем Никифора был духовник семьи Феотокисов иеромонах Иеремия Каввадия – один из почитаемых керкирских учителей (таковыми были, по общему признанию, кроме Каввадии, Евгений Вульгарис 9 , а затем и сам Никифор Феотокис) 10 . Он, несомненно, оказал большое влияние на Николая, душа которого тянулась как к внешнему знанию, так и к духовной науке, к служению Богу. В упомянутом автобиографическом письме Никифор сообщает еще об одном священноучителе – иеромонахе Евфимии Парамифиоте. Каввадия и Парамифиот обучали его греческому языку, поэзии, риторике, начальным основаниям аристотелевой философии и «священной богословии». Думаем, что уже в эти ранние годы, через своих православных учителей, Николай познакомился с созерцательно-аскетической традицией Православия, что впоследствии сыграло решающую роль в его жизненном выборе. Очевидно, в это же время или несколько позже, он учился латинскому языку и философии у католических монахов доминиканца Иосифа Мариа Финети и минорита (францисканца) Вондиолия 11 . В возрасте 14 лет, 6 августа 1745 года 12 , в храме св. Спиридона Тримифунтского, где и поныне хранится главная святыня острова – мощи святителя Спиридона, Николай был возведен в чин чтеца и канонарха. Его вступление в состав нижнего клира произошло с согласия отца, который желал, чтобы Николай в храме Божием просвещался истиной Христовой. Стефан Феотокис опасался, как бы обучение наукам не было односторонним и не повредило душе сына. Однако он никак не помышлял о том, чтобы Николай всецело посвятил себя служению Богу, считая его к этому непригодным. К тому же перед одаренным юношей, легко усваивавшим науки, открывалась большая светская карьера. Поэтому, когда Николай Феотокис в семнадцатилетнем возрасте решил принять монашество и диаконский сан, отец воспротивился такому решению сына. Николай же, несмотря на юный возраст, был зрел и тверд в своем выборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

О братья мои, христианская вера сильна не только тогда, когда согласуется с чувственным разумом и с эмпирической логикой, но и когда (и даже нарочито когда) противится она такому разуму и такой логике. Все желающие жить благочестиво... будут гонимы . Апостол предрекает это на заре христианских веков, а двадцать христианских столетий откликаются многоголосым эхом, удостоверяющим истинность пророчества. О воскресший Господи, излей на нас свет, чтобы быть нам благочестивыми до конца, и приложи сил, чтобы до конца претерпеть и гонения. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 28 апреля 1. Свв. апостолы Иасон, Сосипатр, Керкира дева и иные, с ними пострадавшие . Первые двое состояли в числе семидесяти Апостолов, а дева Керкира была дочерью некого князя с острова Корфу. Иасона и Сосипатра упоминает апостол Павел ( Рим. 16:21 ), именуя их своими сродниками. Иасон был родом из Тарса, как и сам апостол Павел, а Сосипатр – из Ахаии. Первый был рукоположен во епископа Тарсийского, а второй – во епископа Иконийского. Обходя земли с проповедью Евангелия, эти два Апостола прибыли на остров Корфу, где сумели построить храм во имя св[ятого] первомученика Стефана и приобрести для Церкви некоторых язычников. Князь того острова бросил их в темницу, где содержались семь разбойников: Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий. Этих семерых Апостолы обратили к вере Христовой, сделав [их] из волков агнцами. Услышав об этом, князь повелел умертвить всех семерых в кипящей смоле. Так приняли они мученический венец. Когда после этого князь начал истязать Апостолов, его дочь, девица Керкира, увидела из окна мучения Божиих людей. Узнав, за что их пытают, она и сама объявила себя христианкой и раздала все свои украшения нищим. Князь, прогневавшись на свою дочь, заключил ее в особую темницу, и поскольку ему не удалось отвратить ее этим от Христа, то приказал темницу сжечь. Темница сгорела дотла, но девица осталась жива. При виде этого чуда многие люди приняли крещение. Разъяренный князь повелел тогда привязать свою дочь к дереву и расстрелять из луков. Уверовавшие во Христа люди бежали от страшного правителя на соседний остров и укрылись там. Князь отправился туда на корабле, чтобы всех их схватить, но судно утонуло в море, и нечестивый правитель погиб в волнах, как некогда фараон. Новый князь принял Христову веру, крестился и получил имя Севастиан. Иасон и Сосипатр беспрепятственно проповедовали Евангелие и до глубокой старости утверждали Божию Церковь на Корфу. Там и скончали они свою земную жизнь и переселились во дворы Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

– Каждый год мы посещаем с ними остров Керкира (Корфу), который находится в Ионическом море. Обычно мы поклоняемся здесь мощам святителя Спиридона Тримифунтского и святой царицы Феодоры. В августе нынешнего года в Кафедральном соборе острова Керкира мы приложились к мощам св. Феодоры, супруге Византийского императора Феофила. Она, как могла, удерживала мужа-иконоборца от гонений на иконопочитание, тайно поклонялась иконам в своих покоях, а после смерти мужа, став полноправной правительницей империи, поставила окончательную точку в борьбе с иконоборцами. Она установила в IX веке иконопочитание в Православной Церкви на Седьмом Вселенском Соборе, на котором все иконоборцы были преданы анафеме. В память об этом событии Церковь установила праздник Торжества Православия. На иконах св. Феодора всегда изображается держащей в руке святые иконы. – В 2007 году в Даниловом мужском монастыре я имела счастье приложиться к деснице Спиридона Тримифунтского. 15 сентября 2010 г. после встречи этой святыни Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил торжественный молебен в честь Св. Спиридона в Храме Христа Спасителя, где она будет находиться до 17 сентября. С 17 по 19 сентября ей можно будет поклониться в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение»), с 19 сентября по 6 октября – в Даниловом монастыре. С 6 по 15 октября святыня будет находиться в Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге. Вы не знаете, кто ее сопровождает? – Делегация Элладской Православной Церкви во главе с митрополитом Керкирским Нектарием. Мы учились вместе с ним, а позже служили на острове Керкира, где я принял монашеский постриг. Поэтому я питаю к этому месту особенно теплые чувства. Когда 11 августа 2010 г., в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, владыка Нектарий увидел меня с детьми, взглядом он выразил сожаление, что я не предупредил его о нашем приезде. Я всю жизнь прожил в Греции, но всего второй раз присутствовал на потрясающе красивой литании  – торжественном крестном ходе с мощами Спиридона Тримифунтского.

http://pravmir.ru/arximandrit-nektarij-a...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРТАН [греч. Καρτνος] Иоанникий (ок. 1500 - после 1567), иером., греч. богослов, писатель. Род. на о-ве Керкира (Корфу) в семье кораблестроителя. Принадлежал к благородному семейству, из которого, вероятно, происходила Нурбану Султан (Кали Картану) (ок. 1525-1583), мать османского султана Мурата III (1574-1595). Известно, что в 1521 г. К. пребывал на о-ве Родос, где был рукоположен во иерея, занимался реставрацией некой рукописи. К. совершал также путешествия на Св. землю, в К-поль, Рим и на о-в Крит. Ок. 1534 г. К. вместе с Антонием Эпархом (1498-1568) отправился в Венецию, к-рой принадлежал о-в Керкира, с особой миссией с целью получения привилегий для местных властей. В Венеции К. вступил в конфликт с греч. ученым и переписчиком рукописей митр. Арсением Монемвасийским (Апостолисом) (ок. 1468-1535), к-рый в 1492 г. переехал в Венецию. Последний в 1506 г. при поддержке венецианцев был поставлен правосл. митрополитом Монемвасии (в Монемвасии, которая, как и Керкира, находилась под властью Венецианской республики, было 2 кафедры: православная, входившая в юрисдикцию К-поля, и католическая). Назначение Арсения и проводимая им политика вызвали сопротивление греч. общины Венеции. Так, в 1509 г. патриарх Пахомий I отлучил Арсения от Церкви, и тот был вынужден уехать на Крит. В 1519 г. папа Лев X пригласил Арсения в Рим преподавать в папской греч. гимназии. Затем он возглавил греч. коллегию во Флоренции, а в 1524 г. опять стал митрополитом Монемвасии, поскольку к тому времени правосл. и католич. кафедры были объединены. В 1534 г. по настоянию папского легата венецианский Совет десяти (Consiglio dei Dieci) назначил митр. Арсения проповедником ц. св. Георгия в Венеции. Попытка Арсения поставить в присутствии викария лат. патриарха 2 униатов пресвитерами в том же храме вызвала ожесточенное сопротивление венецианских греков. Именно митр. Арсений стал причиной того, что К. был заключен местными властями в тюрьму на длительный период.

http://pravenc.ru/text/1681177.html

В Житии сообщается, что И. происходил из г. Тарс, С.- из г. Патры в Ахайе. И. был рукоположен ап. Павлом во епископа родного города, С.- Иконии. Прибыв на о-в Керкира, апостолы построили ц. во имя архидиак. первомч. Стефана, где совершали литургию, проповедовали и крестили. Это стало известно правителю острова Керкилину. Он приказал И. и С. принести жертвы богам и, получив отказ, посадил их в темницу, где находились разбойники Саторний (Саторнин), Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий. Апостолы обратили их ко Христу, и, когда узники исповедали истинного Бога, темница наполнилась благоуханием. Это заметил надзиратель по имени Антоний. Он вошел в темницу, И. крестил его вместе с узниками, к-рые впосл. приняли мученическую кончину (см. в ст. Саторний и др. мученики Керкирские ). На следующий день Керкилин послал воинов за Антонием, и они рассказали правителю, что надзиратель стал христианином. Царь пришел в темницу и спросил, зачем он почитает чужого Бога. В ответ Антоний перекрестился, за что ему отрубили сначала правую руку, затем левую и обе ноги. Тогда мученик взмолился Богу. Грянул гром, и огонь с неба сжег жену и двоих детей Керкилина. После этого Антоний был обезглавлен. Ночью пресв. Феодосий с братьями тайно взяли тело мученика и с почестями похоронили в ц. архидиак. Стефана. Через 2 дня правитель вызвал И. и С. во дворец, где по молитве И. некий маг, демонстрировавший свою власть над растениями и камнями, был превращен в каменного истукана. Свидетели этого чуда воскликнули: «велик Бог Иасона и Сосипатра!», и многие из них обратились ко Христу, в т. ч. и дочь царя Керкира . Разгневанный царь заключил апостолов под стражу. Преследуя христиан, Керкилин поплыл на соседний остров и утонул. И. и С. были освобождены из темницы и снова проповедовали имя Христово. Новый правитель острова Датиан призвал апостолов и, увидев их непреклонную веру, приказал бросить С. в железный котел со смолой и с воском. Апостол сказал: «Аминь», шагнул в котел и предал душу Господу (автор сообщает, что это произошло 26 апр.). Впосл. Датиан раскаялся, он просил И. молиться за него, и апостол крестил царя с именем Севастиан. На острове стало быстро распространяться христианство. Царь построил ц. во имя ап. Андрея, куда поместил мощи С., а также «великую церковь». Когда умер 10-летний сын правителя, по просьбе матери апостол воскресил мальчика. И. изгонял бесов, исцелял больных. Незадолго до смерти ночью он услышал голос, к-рый объявил ему время кончины. Апостол собрал пресвитеров и мирян, последний раз наставил всех в вере Христовой и 29 апр. в возрасте ок. 60 лет почил в мире. Его с честью похоронили рядом с С. По мнению нек-рых зап. исследователей (напр., Р. Обер), сказание о проповеди апостолов на о-ве Керкира носит легендарный характер и появилось с целью показать, что учреждение Керкирской Церкви восходит к апостольским временам. По фессалоникийскому преданию, дом И. был на месте мон-ря Влатадон в верхнем городе.

http://pravenc.ru/text/200411.html

В некоторых случаях дело написания иконописных изображений новомучеников совершается не самым лучшим образом. В Екатеринбургской митрополии в Троицком соборе подворья Боголюбского женского монастыря, находящегося в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского района, имеется икона священномучеников Александра Малиновского, Алексия Будрина и Льва Ершова, написанная на основании имеющихся их фотографических изображений. И это оригинальная икона. В Златоустовской епархии Челябинской митрополии на сайте Никольского собора в городе Сатки помещена та же икона, только на изображении у одного из священномучеников были добавлены усы и борода, у другого дорисована митра, а у центральной фигуры не стало палицы. И именуются они уже священномучениками Александром Махетовым, Алексием Канцеровым и преподобномучеником Иоасафом (Боевым). Такая практика недопустима. Тем более, что у всех трех новомучеников существуют вполне доступные фотографические изображения. К сожалению, в приходах епархий даются произвольные наименования новомученикам в соответствии с тем или иным географическим местом, такое наименование прописывается и на иконе, и в результате мы не знаем, кто перед нами, и установить это можно только после дополнительных исследований. Например, в Бакинской епархии священномученик Иоанн Ганчев назван Иоанном Бакинским. В Бежецкой епархии мученик Сергий Бородавкин назван Сергием Краснохолмским. В Кинешемской епархии преподобноисповедник Леонтий (Стасевич) назван не преподобноисповедником, а просто святым Леонтием Михайловским. В Благовещенской епархии священномученик Серапион Черных назван Серапионом Амурским; во Владимирской епархии священноисповедник Георгий Седов назван Георгием Романово-Борисоглебским; в Саратовской епархии священномученик Петр Покровский назван Петром Павлодарским, священномученик Владимир Пиксанов назван Владимиром Саратовским, священномученик Иоанн Днепровский назван Иоанном Полчаниновским; в Сердобской епархии преподобномученик Пахомий (Ионов) назван Пахомием Скановским и т. д.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5537310...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН КИГАЛАС Иларион Кигалас [греч. Ιλαρων Κιγλας] (4.10.1624, Никосия - 1681 или 1682, К-поль), архиеп. Кипрский (1674-1679). Сын священника и переводчика Матфея Кигаласа. Родители крестили его с именем Иероним в мон-ре Агия-Напа (ныне в центре г. Айия-Напа). В 11 лет он отправился учиться в Италию, где провел 13 лет, посещая занятия в Афанасия святого Греческой Коллегии в Риме (1635-1648): 4 года он обучался грамматике, 1 год - гуманитарным наукам, 2 года - риторике, 3 года - философии, 3 года - богословию. Незадолго до окончания Коллегии принял постриг с именем Иларион и был рукоположен во иерея. Совершил ряд путешествий по поручению католической Церкви (в Янину, в Касиопи и др.). В 1657 г. был назначен ректором греч. коллегии в Падуе (называемой также Эллиномусион (Греческий музей), основатель к-рой Иоанн Коттуниос из Веррии выбрал И. К. благодаря его «примерному житию и учености» ( Παυλδης. 1987. Τ. 6. Σ. 86). По неизвестной причине в 1660 г. И. К. оставил эту должность. По свидетельству его ученика Николая Вувулиоса, И. К. отличался добродетелями, мудростью и «ревностью в вопросе объединения Церквей». Он жил в строгом воздержании, проводил ночи в бдении, носил простую одежду и ходил босым. Среди учеников И. К. были юристы (в т. ч. адвокаты), медики, философы и монахи, многие жили в Венеции, нек-рые - на Ионических о-вах (Керкира, Закинф). В период жизни в Италии И. К. написал несколько сочинений: «Две надписи на перенесенном ангелами из Назарета в селение Лоретто доме Приснодевы» (Δο πιγρμματα ες τν μετακομισθντα κ Ναζαρτ ες τν Λαυρεντδα κμην π τν Αγγλων τς Παρθνου οκον), предположительно изданные в Риме в 1645 г. иезуитским свящ. Марком Лиммой Рефимнием в «Кратком рассказе о чудесном перенесении...» (Σντομη διγηση τς θαυμαστς μεταθσεως...), Похвальные слова прп. Алипию Столпнику (Венеция, 1659), мч. Гавделе (Гаведдаю) Персидскому (Там же, 1661) и свт. Афанасию Великому (не изд.), трагедию «Св. Керкира» в тосканских стихах, а также «Науку грамматики, или Полный свод грамматических положений, обоснованных диалектическим методом и изложенных в виде рассуждения с точки зрения науки теоретической и практической» (Γραμματικ πιστμη, τοι θσεις γραμματικα πληρσταται μεθδ διαλεκτικ ποστρωθεσαι κα ες διλεξιν προτιθεσαι κ τς τχνης θεωρητικς τε κα πρακτικς Ιλαρωνος Κιγλα το Κυπρου, εροδιδασκλου κα εροκρυκος (сохр. в 4 рукописях)).

http://pravenc.ru/text/389219.html

к. большую роль в ее формировании играла тесная связь с Венецией, через к-рую проникало влияние итал. мастеров и представителей фламандской живописной школы. Напр., в нач. XVIII в. церкви 40 мучеников Севастийских в Периволи и Богородицы в Стронгили на о-ве Керкира были украшены фресками, восходящих к фламандским гравюрам XVI в. Учениками критских художников, работавшими в первые десятилетия XVIII в., были местные мастера Спиридонас Стедас (1672-1711), Николаос Каллергис (1715-1747), Герасимос Кулубис, Георгиос Грипарис (упом. в 1711) и др. Уже в начальный период существования ионической школы ряд живописцев работали как в традиц., так и в зап. манере (напр., Иеронимос Стратис Плакотос, 1670-1728). Известно, что в 1705 г. на о-ве Закинф преподавал хиосский худож. Микелис Кораис, работавший в академической технике живописи. Богоматерь. Кон. XVII в. Худож. Панайотис Доксарас (Национальная Пинакотека, Афины) Богоматерь. Кон. XVII в. Худож. Панайотис Доксарас (Национальная Пинакотека, Афины) Теоретиком ионической школы стал Панайотис Доксарас (1662-1729), выходец с п-ова Мани на Пелопоннесе, находившийся на военной службе у венецианцев. Он жил и работал на о-вах Закинф, Лефкада (Левкада) и Керкира. Творчество Доксараса проникнуто духом итал. живописи позднего Возрождения, образцом для подражания художнику служили работы П. Веронезе. С целью приобщения современников к итал. живописи он перевел руководства для художников Леонардо да Винчи, Л. Б. Альберти и А. Поццо, написал соч. «О живописи» (1726). Среди работ Доксараса - роспись свода храма свт. Спиридона на Керкире (1727; 17 композиций с сюжетами из Жития и со сценами чудес свт. Спиридона Тримифунтского, живопись поновлена в 1851-1852 керкирским худож. Николаосом Аспиотисом). По стопам отца пошел Николаос Доксарас (ок. 1700-1775), обучавшийся живописи в Венеции. В работах этого мастера прослеживается влияние маньеризма (росписи ц. Богородицы Фанеромени (1753-1761) в г. Закинтос - сохр. плафон «Рождество Богородицы»; 10 икон - в Византийском музее г.

http://pravenc.ru/text/166461.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010