Е.Б. Громова Глава 3. Донаторская композиция на иконе «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля § 1. Композиционные особенности построения цикла Акафиста на иконе Успенского собора Реалии литургических сцен Одним из самых необычных циклов Акафиста, созданных в палеологовское время, является цикл, изображенный на иконе Успенского собора Московского Кремля. Эта икона до сих пор не была предметом специального изучения, в котором подробно и полно раскрываются особенности сюжетов клейм, живописная манера или композиционное построение сцен. Тем не менее все историки византийского и древнерусского искусства, так или иначе упоминающие этот памятник древней живописи в своих работах, единодушно считают его произведением византийского мастера (греческого или сербского), исполненным во второй половине XIV столетия. Поскольку других атрибуций не имеется, то такую точку зрения удобно принять за исходную, для того чтобы уточнить в процессе дальнейшего изложения причину, время и место создания иконы. Цикл Акафиста на иконе из Успенского собора Московского Кремля состоит из 25 сюжетов, а это означает, что имеется отдельная иллюстрация к строфе-зачину, которая в памятниках XIV в. встречается только два раза: в ц. св. Петра на Преспе и в рукописи Акафиста Син. греч. 429 (см. приложение 1). Однако в отличие от представленных в этих композициях «Осады Константинополя» и Богоматери Оранты на иконе Успенского собора изображена сцена поклонения иконе Богоматери Одигитрии в необычном иконографическом типе. Ни в одном из рассмотренных выше 13 циклов не был нарушен порядок последовательности сюжетов, здесь же верхний ряд клейм начинается строфой и да лее следует в таком порядке: μ, τ, ψ, χ. Все сцены второй части гимна как бы в беспорядке помещены в верхних регистрах клейм, а первая часть начинается в верхнем из двух нижних рядов и почти правильно заполняет их, однако в конце повествовательной половины гимна следует нарушение порядка: вместо ζ, η, θ ,ι ,μ, λ , необходимого в нижнем из двух нижних рядов клейм строфы построены в последовательности ζ, η, τ, λ, θ, , то есть сцены приезда и отъезда волхвов вынесены в конец изобразительного ряда. Порядок чередования изображений никогда не нарушается ни в ранних, ни в более поздних памятниках, иллюстрирующих Акафист, существующих в Румынии, Болгарии и России; более того, в копии кремлевской иконы, обнаруженной Г. В. Поповым в Кировском художественном музее 69 и датированной им XVI в., последовательность правильно восстановлена, хотя многие другие непонятные в XVI в. детали композиций произведения более раннего времени точно скопированы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Женский монастырь Благовещение Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Благовещение (серб. Манастир — один из девяти действующих монастырей, находящихся в окрестностях Овчарско-Кабларского ущелья, которое ещё называют здесь «Сербская Святая гора». Монастырь посвящён празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Содержание История [ править править код ] Об основании монастыря ничего не известно. Специалисты предполагают, что церковь монастыря была возведена на фундаменте церкви XIII-XIV века, которая была разрушена. Но на здании церкви существует надпись, что она была построена в 1602 году игуменом Никифором и братством монастыря. На северной стороне церкви есть запись, которая гласит, что церковь была расписана в 1632 году. Но после изучения других архивных документов было установлено, что закончили роспись церкви в 1635 году. В новой церкви монастыря, конечно же, был и новый красивый иконостас. Его считали чуть ли не самым красивым в целой Сербии в то время. В начале 20 века иконостас по какой-то причине заменили и отправили на монастырский склад. Тогда один русский учёный по фамилии Покрышкин побывал в монастыре и видел этот иконостас. Он ему так понравился, что он всеми силами захотел сохранить его. Покрышкин вместе с хранителем Народного музея в Белграде Владимиром Петковичем перенесли главные части иконостаса, чтобы сохранить его. Но обстоятельства им мешают, вскоре началась Балканская война, затем Первая мировая, Вторая мировая, и деревянные части иконостаса начали гнить. Условия хранения были плохими, и вскоре он совсем развалился, и от него остался только крест. К счастью, Покрышкин и другие работники музея перерисовали все части иконостаса по отдельности и весь иконостас целиком, и по этим рисункам и чертежам было возможно восстановить его, что и было сделано в 1994 году. Тогда первозданный иконостас вернулся в монастырь Благовещение. До сих пор местные жители пересказывают историю, связанную со смертью игумена монастыря Исаии (Катанича), которого все почитали за его чистое сердце и глубокое смирение.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Метеоры (Μετωρα). Монастырь Святого Стефана. Карта и ближайшие объекты Монастырь святого Стефана был основан в 14 веке Антонием Кантакузином и Филофеем Сиатинским. Он расположен в южной части метеорских скал и является наиболее доступным для посетителей по мосту длиной 8 метров. Маленькая церквушка святого Стефана построена в восточной части монастыря в 15 веке. В 1798 году была построена главная церковь монастыря, посвященная святому Харалампию, и с тех пор монастырь упоминали как монастырь святых Стефана и Харалампия. В 1960 году мужской монастырь почти опустел и в 1961 году был преобразован в женский и сейчас процветает. На сегодня монастырь святого Стефана самый зажиточный из всех действующих метеорских монастырей. Женский монастырь Святого Стефана - один из шести сохранившихся доныне Метеорских монастырей, находится на одной из скал Фессалии, основан в XIV веке. Это самый богатый из метеорских монастырей. Он расположен на огромной скале, возвышающейся над городом Каламбака. Вход в монастырь наиболее доступен и осуществляется по единственному пешеходному мосту длиной 8 метров. Монастырь был основан в 14 веке, однако сама скала стала обитаемой в 12 веке. Создателем обители считается потомок семьи Кадакузинос монах Антоний. Реставратором древнего собора монастыря в середине 16 века, а затем и вторым создателем был монах Филофей. В этот же период примерно в 1545 году патриарх Еремей и объявил монастырь патриархальным и независимым - эта привилегия действовала более 200 лет. В конце 18 века был построен новый собор, посвященный Святому Харалампию, который еще с 17 века считался вторым покровителем (после Святого Стефана) обители. На каменной арке над входом в 1927 году обнаружили ранее замурованную плиту с надписью «6770 год. Иеремия», которая означает, что некий отшельник по имении Иеремия жил на этой скале уже в 6770 году от сотворения мира, то есть в 1192 году от рождества Христова. Предположительно, этот отшельник и другие монахи соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора дождевой воды и построили маленькую часовню святого Стефана.

http://sobory.ru/article/?object=06697

Пала д’Оро (базилика Сан-Марко в Венеции) [Итал. Pala d " Oro, букв.- «золотая доска»], «Золотой алтарь», передняя сторона престола (алтаря) - антепендиум в базилике Сан-Марко в Венеции; ныне находится над престолом (обычно развернут в сторону алтаря). Представляет собой группу собранных в единое смысловое целое изображений на христ. сюжеты; размеры - 350×210 см. Считается, что П. д " О. украшают 137 эмалей, 526 жемчужин, 330 гранатов, 320 изумрудов, 255 сапфиров, 183 аметиста, 75 рубинов, 175 агатов, 34 топаза, 16 сердоликов и 13 яшм. Центр верхней части занимает квадрифолий с образом арх. Михаила в лоратном одеянии, с лабарумом в руке, на к-ром написано Трисвятое («ΑΓΙΟΣ ΑΓΙΟΣ ΑΓΙΟΣ»); по его сторонам - по 3 сцены двунадесятых праздников в полукруглых арочных обрамлениях: слева - «Вход Господень в Иерусалим», «Сошествие во ад» и «Распятие»; справа - «Вознесение», «Сошествие Св. Духа на апостолов» и «Успение Пресв. Богородицы». В центре нижней части в медальоне представлен восседающий на престоле Христос Пантократор; вокруг Него - 4 евангелиста, пишущие Евангелия; над образом Христа - Этимасия, а по ее сторонам - силы небесные: 2 херувима и 2 ангела, за ними с каждой стороны - по 6 архангелов с кадилами (только на 4 эмалевых пластинках написаны имена), поклоняющихся Иисусу Христу и Этимасии. Под рядом ангелов - апостолы, их фронтальные в рост фигуры помещены под готические арочные обрамления; в руках у них кодексы, причем апостолы Андрей и Павел изображены с кодексом в левой и со свитком в правой руке, ап. Петр - со свернутым свитком. Под образом Христа Пантократора размещается изображение Божией Матери «Оранта», по Ее сторонам - визант. имп. Ирина (надпись: «ειρηνη σεβεστατη αυγουστη») и дож Орделаффо Фальер (1102-1117), заказчик П. д. " О. У ученых нет единства мнений об идентификации императрицы: имя Ирина носили супруга имп. Алексея I Комнина (1081-1118), в правление к-рого связи между Византией и Венецией были наиболее крепкими (в это время была изготовлена в К-поле П. д. " О.), супруга его сына имп. Иоанна II (1118-1143), а также супруга имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Некоторые полагают, что на месте эмали с дожем некогда находилось изображение визант. императора и общая структура этой 3-фигурной композиции напоминала мозаику в юж. галерее собора Св. Софии в К-поле (1118-1122), на к-рой по сторонам Божией Матери - имп. Иоанн II Комнин и Ирина Венгерская; другие считают, что фигура дожа была там изначально, но, вероятно, в нач. XIII в., чтобы подчеркнуть значимость этого персонажа, его решили представить с нимбом и сделали новое изображение его головы, меньшего размера ( Buckton, Osborne. 2000). Было высказано также предположение, что донаторских портретов по сторонам от образа Божией Матери первоначально было 4, 2 из них располагались на тех местах, к-рые занимают надписи XIV в.: ближе к центру - имп. Алексей I Комнин и его супруга Ирина, а за ними - сын и соправитель Алексея, Иоанн II, и дож Фальер ( Luigi-Pomori š ac. 1966).

http://pravenc.ru/text/2578698.html

Острог. Кафедральный собор Богоявления Господня. Свято-Богоявленский собор Собор. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1453. Адрес: Украина, Ровенская обл., г. Острог, ул. Академическая, д. 5 Координаты: 50.326603, 26.521136 Проезд:Расположен на территории Острожского замка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Острог, Богоявления Господня кафедральный собор (ул. Замковая гора, 5). ЗАМОК, XIV—XIX. Расположен на холме, поднимающемся на высоту около 20 м над равниной. Построен на месте древнерусского городища XI—XII вв.. нерегулярный в плане, его конфигурация обусловлена рельефом холма. Состоял из каменных и деревянных укреплений, был окружен рвом, наполняющимся водой из р. Грабарка. Его обороноспособность дополнялась Окольным замком, ныне не существующим. В настоящее время комплекс сооружений на Замковой горе состоит из: «Вежи мурованной», Новой башни (Круглой), Богоявленской церкви и надвратной колокольни. Богоявленская церковь, XV—XVI вв. Памятник был связующим звеном между древнерусским культовым зодчеством и архитектурой Украины XVI—XVII вв. Прямых сведений о времени строительства нет. Большинство исследователей относят ее основание к первой половине XV в., другие к первой половине XVI в. На каменных обрамлениях четырех амбразур северной оборонной стены сооружения имеются резные надписи, указывающие дату 1521 г. Одними исследователями эта дата связывается со временем приспособления церкви под оборону, другие считают ее временем основания. В 1887—1891 гг. восстановлена из руин с изменением первоначальных архитектурных форм, представлявших выразительное сочетание традиционных форм древнерусского зодчества с готи-ко-ренессансными чертами. Конфигурация плана трехнефного объема сохранена, апсидная часть удлинена в восточном направлении. Сложена из кирпича, структурно повторяет крестовокупольную схему древнерусских храмов. Трехнефная, трехапсидная, четырехстолп-ная, пятикупольная. План без восточной части — квадратный, опорные столбы квадратного сечения поставлены на его диагоналях. Средний неф шире боковых, апсидная часть понижена по отношению к основному объему. Северная оборонная стена толще других, кроме бойниц в форме перевернутой замочной скважины; имеет широкий уступ, который в древности был огражден и служил дозорной площадкой. Стена над уступом декорирована глухой аркадой. Южный и западный фасады укреплены уступчатыми контрфорсами. Полуциркульным сводам соответствуют снаружи закомары. Значительно вытянутые подкупольные восьмигранные световые барабаны имеют глухие основания, декорированные уступчатыми арочными нишами, повторяющимися в закомарах. Северо-восточный барабан сохранил первоначальную трехмастную композицию. В древности декоративное убранство сооружения носило готико-ренессансный характер, выявленный в каменных резных наличниках и порталах, стрельчатых подпружных арках, переплетах окон, очертаниях закомар. В интерьере масляная живопись 1887—1891 гг.

http://sobory.ru/article/?object=29155

1 Это видно из того, что Рим во всей книге Пастырь составляет сцену событий и откровений, в ней описанных. Воспитавший Ерма продал девочку в Роме; Ерм потом видел ее купающуюся в реке Тибре (Vis. I, 1), — прогуливался в Кумах (Vis. II, I), ходил по дороге Кампапской (Vis. IV, I). Самые откровения предназначены ближайшим образом для церкви римской, из которой они чрез Климента должны была распространяться в церкви других городов. (Vis. II, 4). После этих предварительных замечаний обратимся к исследованию книги «Пастырь», замечательной и по своему содержанию, и по Форме. 2 См. о третьей книге Ездры исследование М. Шаврова. СПб., 1861. 3 См. Iachmanns, Der Hirte des Hermas; Koenigsb. 1835, S. 60—67. Яхман догадывается еще, что поводом третьей части «Пастыря» могли послужить слова Уриила в Третьей книге Ездры (VI, 3), что он послан показать три пути и предложить три притчи (ср. Mand. VI), из чего объясняется и сходство в истолковании подобий (III Езд. II:44—48; ср. Sim. IX, 13), и что к сочинению книги «Пастырь», может быть, привели автора слова: «Я говорю вам, народы, слышащие и разумеющие, ожидайте вашего Пастыря» (III Езд. II:34). 4 О мучениках говорится (Vis. III, 1. 2), что они перенесли мучения от лютых зверей, бичевания, заключения в темницах, распятие.   5 Гильгенфельд (ap. V, стр. 160) обращает внимание только на рескрипт Траяна к Плинию (110 г.). В нем император вообще одобряет образ действия правителя, который тех только, на кого доносили ему как на христиан, спрашивал, христиане ли они, — и дает такое распоряжение: «Отыскивать христиан не надо, но те, на кого будет донесено и они окажутся христианами, должны быть наказываемы, впрочем, так, чтобы, кто откажется, что он христианин и покажет это самым делом, т.е. публичным служением нашим богам, получал прощение за раскаяние». Потом образ действий против христиан, предполагаемый книгою Ерма, Гильгенфельд производит именно из помянутого рескрипта и, на, этом основании саму книгу Пастырь относит к последним годам царствования Траяна или даже ко времени императора Адриана (117—138). Но он напрасно упустил из виду распоряжение, возобновленное Траяном против тайных обществ, и само письмо Плиния, в котором уже говорится о доносах на христиан, представлении их к начальству, допросах и казнях, при этом замечательно, что Плиний, как и Ерм, упоминает о христианах, из которых одни только отрекались, а другие даже поносили Христа. образом Евсевий (Церк. Ист. III, 3) говорит: «В конце Послания к Римлянам апостол упоминает между другими и об Ерме, которого, говорят, есть книга Пастыря». О том же мнении свидетельствует Иероним (cat. scr. eccles. c. 10): «Ерм, о котором упоминает апостол Павел в своем Послании к Римлянам, есть, как говорят, автор книги, называемой Пастырь». На таком основании книга Пастырь была и после приписываема Ерму, мужу апостольскому. В Ватиканском кодексе XIV века (3848) читается: «Конец книги Пастырь, ученика святого апостола Павла» (Дресс. Proleg. стр. XL).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3805...

Из «Диоптры» Филиппа пустынника. Разговор души и плоти Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова «Диоптра, или Душезрительное зерцало» – произведение византийского писателя-монаха XI в. Филиппа Монотропа, «Пустынника», или – можно перевести – «Уединенника». В XIV в. оно было переведено на славянский язык, попало на Русь и по крайней мере в течение трехсот лет пользовалось здесь большой популярностью. «Диоптра» в целом представляет собой композицию из сравнительно небольшого «Плача», горестного обращения к самому себе («Плачеве и рыдания инока грешна и странна, имиже спирашася к души своей»), и пространного «Диалога», разговора Души-госпожи и служанки-Плоти. «Диалог» разделен на четыре части, «слова» (первое «слово» представляет собой «Плач», так что в «Диоптре» всего пять «слов»). Композиции предпосланы три предисловия – знаменитого византийского писателя и деятеля XI в. Михаила Пселла , некоего Константина Ивеста и самого автора, – сопровождают ее авторское послесловие и несколько добавочных статей. «Плач» датирован автором 12 мая 1095 г., «Диалог» – 1097 г. В заключительном «Оглаголании, яже к любозазорным» Филипп сообщает, что написал «Диоптру», будучи понуждаем своим духовным отцом Каллиником, жителем Смоленских стран, или пределов. Некоторые ученые считают вероятным, что имеется в виду русская Смоленщина, другие полагают, что речь идет о балканском г. Смолян или вообще о месте расселения славянского племени смолян в Македонии. По содержанию в значительной мере «Диоптра» представляет собой собрание всевозможных сведений о человеке, почерпнутых из античной и раннесредневековой литературы. Для нее характерно соседство свидетельств из Священного Писания и из произведений отцов Церкви со ссылками на Платона, Аристотеля, Гиппократа, Галена, Плотина и других языческих мыслителей. В XI в., когда жил Филипп, Византия переживала своего рода «возрождение» – усиление интереса к античной культуре. Сам широко образованный, будучи озабочен нравственным и культурным просвещением своих читателей, Филипп определяет свою задачу как вторично-литературную – приведение трудных для восприятия речей «в удобь приятен вид».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСХИРИОН [Исхирон, Схирон; араб.    /  ; копт. apa usyirwn/ isyirwn/ s4irwn/ xhrwn ; эфиоп.    /  ] (IV в.), вмч. (пам. копт. 7 паоне/бауна (эфиоп. 7 санэ; 1 июня), перенесение мощей - 7 тобе/тубаха (2 янв.); пам. зап. 1 июня), пострадал в г. Ликополь (копт. Сиут, араб. Асьют, В. Египет) вместе с 5 воинами; один из самых почитаемых святых Коптской Церкви . Мученичество Основным источником сведений об И. является сказание о нем в составе копто-араб. Синаксаря (XIII-XIV вв.). И. происходил из егип. сел. Каллин (Киллин), расположенного в дельте Нила, близ совр. г. Кафр-эш-Шейх. Он нес службу в войске Арриана, правителя г. Антиноя, столицы обл. Фиваида. Когда в Фиваиде был объявлен приказ имп. Диоклетиана (284-305), принуждающий всех жителей империи приносить жертвы языческим богам, И. публично отказался подчиниться, проклял императора и его богов и был заключен в темницу. Через некоторое время он был отправлен в Ликополь ( Am é lineau. 1893. P. 464-466), куда прибыл Арриан. Вместе с И. находились еще 5 воинов-христиан. Они названы арабизированными вариантами греч. или лат. имен, из к-рых надежно идентифицируется только Петр; остальные имена в различных рукописях переданы по-разному: Валифийус (  ) или Алфийудус (  ), Арманийус (  ) или Армасийус (  ), Аркийас (  ), Кираййун (  ) или Кирайнун (  ; Киприан?). Нек-рые из воинов были распяты, другие обезглавлены. Арриан приказал сначала бить И., затем содрать кожу с его головы, потом привязать его к хвосту лошади и влачить по городу, вылить на мученика расплавленный свинец и, наконец, бросить его в бане в раскаленную печь. После каждой пытки И. являлся ангел и исцелял его раны. Тогда правитель приказал позвать «великого волхва» Александра. Тот повелел полить внутри нечистотами и закрыть двери бани, где находился И.; затем взял змею, произнес над ней заклинание и, когда змея разделилась на 2 части, извлек из нее яд и печень, поместил их в глиняный сосуд, приказал сварить содержимое и заставить И. выпить его. Но И. остался невредим, и тогда явившийся демон снял с волхва одежду и бил его до тех пор, пока тот не исповедал Христа Богом. Правитель приказал обезглавить Александра, и он скончался как мученик. Арриан подверг И. др. пыткам, но так и не смог заставить его отречься от Христа. И. был обезглавлен.

http://pravenc.ru/text/1237701.html

Мугреевский. Святоезерская Иверская пустынь. Святоезерская Сенегская пустынь Карта и ближайшие объекты Святоозерский Спасо-Преображенский Сенегский монастырь, общежительный, в 60 верстах от города Гороховца, в 10 верстах от села Нижнего Ландеха, при Святом озере. Основан в конце XIV века и был мужским; в 1768 году после пожара был упразднен; в 1860 году здесь учрежден женский монастырь. Ему принадлежат часовня во имя святого Николая чудотворца в селе Нижнем Ландехе, с находящимися в ней местно чтимой иконой святого Николая Чудотворца и древним крестом. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " МУГРЕЕВСКИЙ. МОНАСТЫРЬ СВЯТОЕЗЕРСКИЙ СЕНЕГСКИЙ (СВЯТОЕЗЕРСКАЯ ПУСТЫНЬ), сер. 18 - нач. 20 в. Расположен на небольшом холме, носящем название Грива, в северной части поселка, на берегу Святого озера. Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в нач. 14 в. в пещере, вырытой в холме. На месте колодца, выкопанного старцем, со временем образовалось обширное озеро, получившее в народе название Святое. Еще в 19 в. местность эта, окруженная густыми лесами и болотами, продолжала носить название Филаретовской. В конце 14 в. отшельническая обитель привлекла внимание митрополита Киприана, окончательно утвердившегося на московской кафедре в 1390 г. Киприан поставил здесь первую деревянную церковь Преображения. Как митрополичье владение пустынь существовала и в 1-й пол. 15 в., при преемнике Киприана митрополите Всероссийском Фотии. Пребывание здесь в 1411 г. спасло Фотия от пленения отрядом татарского царевича Талыча. В память об этом чудесном спасении митрополит построил здесь новую деревянную церковь Рождества Богородицы. Вероятно, при Фотии пустынь превратилась в мужской монастырь под наименованием Святоезерского Спасского Сенегского (в полное название монастыря входит второе местное название озера - Сенга-озеро). Очевидно, в нач. 17 в. - в период Смуты - пустынь, как и многие другие поселения этой местности, была разорена: по описи 1680 г., в пустыни не было старых церквей, но вместо них упоминаются новые деревянные храмы: теплый Иверский и холодный Афанасия Афонского. Вблизи церквей на отдельно стоящих столбах висели четыре колокола. Известно, что находящаяся в это время в ведении Суздальской и Юрьевецкой епархии пустынь содержалась на средства князей Пожарских, владевших с 1608 г. расположенным поблизости селом Нижний Ландех. Традиция эта была продолжена и новыми хозяевами села князьями Черкасскими, получившими Нижне-Ландехскую вотчину в 1682 г. Пожар 1719 г. привел к перестройке церкви Афанасия Афонского с созданием при ней теплой трапезной, что вряд ли было возможно без помощи тех же Черкасских.

http://sobory.ru/article/?object=07242

Объяснения основных типов икон. Иконостас Иконостас составляет одну из важнейших архитектурных принадлежностей внутреннего убранства в православном храме. Он представляет собой сплошную преграду из икон, отделяющую алтарь, где совершается таинство Евхаристии, от средней части храма, нефа, где стоят молящиеся. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, поставленных на горизонтальные деревянные перекладины или вплотную одна к другой, как, например, в иконостасах XV в., или отделенных одна от другой полуколонками, что представляет собой множество икон, вставленных в отдельные, часто резные, кивоты, позолоченные или покрытые краской. Первоначальная форма иконостаса в виде алтарной преграды существовала, как известно, в христианских храмах древнейших времен. Сведения о древних преградах мы находим как у отцов Церкви, например у свтт. Григория Богослова и Иоанна Златоуста , так и у древних историков, например у Евсевия. Форма и высота этих первоначальных преград были различны. Иногда это были сплошные низкие стенки или балюстрады по грудь человеку, на которые можно было облокотиться, иногда более высокие решетки или ряд колонн с архитравом. Делались они часто из особо драгоценных материалов и украшались скульптурой или живописными изображениями. С внутренней стороны, т. е. со стороны алтаря, преграды завешивались занавесом, который задергивался или открывался в зависимости от момента богослужения. Таким образом, алтарная преграда делала алтарь и видимым, и в то же время недоступным. Алтарная преграда начала усложняться очень рано. Уже в Византии здесь помещались иконы месячные, святцы, или менологи, и иконы праздников. Сначала под архитравом, а потом на нем, непосредственно над Царскими Вратами, помещалась икона Спасителя, а затем и трехчастная икона Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи (состоящая из одной длинной доски или трех отдельных икон), так называемый Деисис. Эта трехчастная икона алтарной преграды, занесенная на Русь из Византии, и явилась, как полагают, тем ядром, из которого на русской почве развился православный иконостас. Развитие его происходило путем прибавления к названным иконам других икон и нарастания отдельных ярусов. К XIII–XIV вв. на Руси уже существовали многоярусные иконостасы, которые оттуда довольно поздно, в XVII или XVIII в., перешли в другие православные страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010