Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРОБНОЕ ЗНАМЯ Лицо " кулизма большая " из первой Евангельской стихиры большого распева. Тайнозамкненная запись (ГИМ. Епарх. 184. Л. 229, кон. XV - нач. XVI в.) и развод дробным знаменем (ГИМ. Син. певч. 135. Л. 272, кон. XVII в.) Лицо " кулизма большая " из первой Евангельской стихиры большого распева. Тайнозамкненная запись (ГИМ. Епарх. 184. Л. 229, кон. XV - нач. XVI в.) и развод дробным знаменем (ГИМ. Син. певч. 135. Л. 272, кон. XVII в.) способ фиксации напева в древнерус. крюковой знаменной, путевой и демественной нотациях . Существовавшие в песнопениях тайнозамкненные начертания (см. ст. Тайнозамкненность ) мелодических формул ( фит , лиц , попевок ) записывались с помощью последовательности простых знамен - крюков, стрел, стопиц, т. е. в виде развода . С помощью Д. з. могут быть также расшифрованы отдельные сложные знамена, встречающиеся за пределами тайнозамкненных начертаний и обозначающие мотив из неск. звуков (напр., полкулизмы, мечик, два в челну, тряска и др.). Такая форма записи дает возможность воспринимать мелодическое содержание песнопений, сложность и богатство их распевов, к-рые в тайнозамкненном виде оказались бы скрытыми за условно-краткими начертаниями лиц и фит. Д. з. применяется в певч. стилях, песнопения к-рых имеют пространный торжественный мелос, с включением мелизматических формул и с развитым внутрислоговым распевом ( большой распев , демественный распев , путевой распев , некоторые песнопения столпового знаменного распева ). В рамках различных стилей возникновение записи Д. з. датируется по-разному. В графике демественного распева не существует тайнозамкненных начертаний, в зашифрованном виде обозначающих распевы мелизматических формул, подобных фитам и лицам знаменного распева. Песнопения демественного распева, по мнению исследователей, существовали в «дробном» виде с момента возникновения в посл. четв. XV в. Один из ранних списков, содержащих подобную редакцию демественного песнопения, датирован 40-ми гг. XVI в. (ГИМ. Епарх. 172. Л. 201: «На реке Вавилонстей» (Пс 136)).

http://pravenc.ru/text/180464.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАНИ Грани с наименованиями путевых замен. певч. сборник (ГИМ. Син. 1240. Л. 592 об.) Грани с наименованиями путевых замен. певч. сборник (ГИМ. Син. 1240. Л. 592 об.) один из типов руководства (см. ст. Азбука певческая ) по путевой нотации , в к-ром приводятся начертания (иногда с наименованиями) путевых знамен, сопровождаемые их разводами столповыми знаменами (см. ст. Знаменная нотация ). Назначение Г.- раскрыть муз. интонацию, ритмический рисунок и временную протяженность того или иного знака путевой нотации. В наст. время выявлено 10 списков Г., датируемых нач. - сер. XVII в. Все они оформлены в виде таблиц. В 5 руководствах (РНБ. Кир.-Бел. 665/922, 1604 г.- инока Христофора , старца Кириллова Белозерского мон-ря, Ф. 37. 240, до 1620 г., Ф. 247. 217, 20-е гг. XVII в.; ГИМ. Син. певч. 1072, 50-е гг. XVII в., 1160, 50-е гг. XVII в.- иером. Тихона) таблицы предваряются текстом, содержание к-рого, за исключением мелких разночтений, одинаково: «Ведомо будет еже кая знамения вместо когождого столпового знамен поется. Путной параклит вместо столповой статьи светлой, также и прочая» (РГБ. Ф. 247. 217. Л. 381). Из текста азбуки иером. Тихона видно, что таблицы называются «Г.»: «…поутный параклит вместо столповой статии, також и прочее в гранях сих потому ж разумевай» (ГИМ. Син. певч. 1160. Л. 17 об.). Знамена, помещенные в Г., называются «дробными»: «…о дробном бо знамени путном и столповом об[ъ]явлено в гранях. Еже, что вместо параклита или крюка и прочих дробных» (Там же. Л. 23; см. также ст. Дробное знамя ). Обычно Г. разделены на 2 или 4 вертикальных столбца. В руководстве инока Христофора вертикальных столбцов - 8. Число горизонтальных рядов различно и зависит от формата рукописи. Как правило, в нечетных вертикальных столбцах помещены путевые знамена, а в четных - их разводы. Сетка Г. выполнена киноварью или чернилами. Г. азбук ГИМ. Син. певч. 1240 (не ранее 1603), РГБ. Ф. 178. 875 (не ранее 1605), Ф. 37. 240, Ф. 247. 217, РНБ. Соф. 490 (1-я треть XVII в.), ГИМ. Син. певч. 1072 и РНБ. Вяз. Q. 80 (60-е гг. XVII в.), путевые знамена в к-рых писаны киноварью, а их разводы - чернилами, более наглядны по сравнению с Г. азбук РНБ. Кир.-Бел. 665/922, ГИМ. Син. певч. 1160, 1334 (60-е гг. XVII в.), целиком выполненными в один цвет - чернилами.

http://pravenc.ru/text/166373.html

Как целый текст «К. р.» перестали переписывать, когда знаменная нотация вышла из широкого употребления в офиц. Церкви, что косвенно свидетельствует об основной категории читателей «К. р.». Последние списки относятся к 1-му десятилетию XVIII в. (РГАДА. Ф. 181. 455; РНБ. Погод. 376). Некоторый интерес к «К. р.» сохранялся и позднее, как в офиц. Церкви (фрагменты присутствуют в нотолинейных сборниках МГК. В. 68 и ГИМ. Барс. 1382), так и у старообрядцев, которые цитируют «К. р.» в азбуках певческих . Нижняя граница датировки «К. р.» устанавливается по наличию цитат из «Извещения о согласнейших пометах» (1670) мон. Александра Мезенца, верхняя - по 1-му известному датированному списку - РГАДА. Ф. 181. 464 (ркп. написана арзамасцем Петром Мелетиевым, сыном Белковым, 7 марта 1677). Имя автора «К. р.» сообщается в акростихе, к-рый читается в значительном числе списков. Прот. Василий Металлов приписал Н. П. Дилецкому участие в составлении «К. р.» на основе фразы в его «Мусикийской грамматике»: «якоже рекох в тихоновской мусикии» - и представления (вслед за прот. Димитрием Разумовским и А. С. Родосским ) о наличии в «К. р.» некой 2-й части о партесном пении , к-рую он атрибутировал Дилецкому. Эта гипотеза сформулирована без непосредственного обращения к рукописям «К. р.» и, несмотря на поддержку нек-рых исследователей (В. В. Протопопов, Д. М. Буланин, Е. К. Ромодановская), не находит текстологического подтверждения (подробнее см.: Воробьев. 2012). При написании «К. р.» мон. Тихон Макариевский использовал в качестве источников отдельные тексты, а также опирался на известные ранее темы и методы, по-новому их сочетая. Чаще всего он обращался к «Извещению...» мон. Александра Мезенца, из к-рого взял отдельные фрагменты. Тихон развил классификацию знамен «Извещения...», а также заимствовал метод двойной транскрипции: в «Извещении...» ирмос «Христос раждается» приведен в оригинальной версии и в 2 вариантах транскрипции - дробным знаменем и экспериментальной, «теоретической» невменной нотацией на основе знаменной; в «К. р.» использованы дробное знамя и линейная нотация. В привлечении линейной нотации в «К. р.» можно видеть развитие идеи мон. Александра Мезенца - его экспериментальная нотация основана на принципах линейной («мерою противо нотнаго гласоступания»). Акростих «Извещения...» является ближайшим прообразом для акростиха «К. р.».

http://pravenc.ru/text/1841538.html

Развитие специальных наук и точных методов, вся лавина современного многознания, растущая наподобие снежного кома, как будто засыпала единое русло человеческой мысли, перепрудила ее поток. Дробная специализация стала условием успешного развития знаний; хорошо знать что-нибудь может только специалист, и притом тем лучше, чем уже будет он замыкаться в своей специальности. Прежний универсализм древности и средневековья (да и новейшей философии) кажется теперь дилетантизмом или просто научным невежеством, которого ученые специалисты не удостойвают даже своего презрения. Единый поток знания продолжает разделяться на бесчисленное количество отдельных ручейков, все слабее соединяющихся между собою и образующих скорее озера, иногда же болота и загнивающие лужи. Никогда еще в такой степени не выяснялась и так болезненно не чувствовалась наиболее чуткими представителями мысли вся трагедия знания, муки Фауста с его отчаянным выводом, что «мы не знаем ничего, что точно стоило бы знания». В самом деле, для того чтобы двигаться навстречу единственно достойному человека идеалу цельного знания, человечество должно идти пока в направлении ему прямо противоположном, от универсализма к специализации, от единства к дроблению, и путь этот уводит все дальше от желанной цели, сумерки мысли при обилии знаний становятся гуще, и наука уподобляется сейчас царю Мидасу, обращающему в золото, в мертвое богатство своим прикосновением все живое. И что, может быть, самое тяжелое, начинает притупляться уже тонкость философских ощущений, специалисты перестают страдать от своей специализации и начинают даже гордиться ею, и филистерское самодовольство начинает искажать благородные черты Фауста. Раздробленности мысли отвечает и раздробленность жизни и чувствований. Тот пучок лучей, который, будучи собран в один фокус, оттуда освещает окружающее ровным светом, теперь рассеивается в пространстве, так что случайное, дробное, особное получает все большее значение в жизни. Однако ведь существует же и теперь университет, слышится, хотя и слабо, его зовущий голос, еще не свернуто его знамя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Отцы и братия! В настоящее время, как вам известно, враги церкви и царства Божия, с двух сторон, с силою и рвением стараются поколебать основание Церкви и Царства Божия на земле. Снизу идет дробное и безобразное множество раскольнических и еретических (доморощенного изделия) сект: это знамя войны поднимает невозродившееся к новой жизни человеческое сердце, неосмысленное даже разумом – в людях слепого фанатизма. Сверху поднял гордое свое знамя разум человеческий, который с дерзкою самонадеянностью отвергает все благодатные средства и в гордом самообольщении думает собственными силами основать на земле, по его словам, царство мира и любви, на деле же – царство грубого эгоизма, – такое царство, которое в самом своем основании носит зачатки вражды и ненависти. Силен Тот, Кто сказал, что и самые врата ада не одолеют Церкви Божией: Церковь Божия на земле стоит и будет стоять до скончания мира; но падают ее отдельные чада, что особенно заметно в настоящее время. В образованном классе, как известно, замечается большое охлаждение не к одной только внешности христианства; но вследствие непонимания духа и силы Христова учения, люди этого класса холодны вообще ко всему, что содержит в себе христианство . Эта холодность замечается уже в очень многих личностях. Правда, это направление еще не проникает в массы народного сознания, плавает только поверху – в головах людей поверхностно образованных. Зато простой народ – одна половина его, которая еще не успела пережить период поклонения внешности, – не чужда стремления в раскол. И нельзя сказать, чтобы только одна внешняя выправка раскольнического богослужения увлекала целые массы в раскол. У раскольников есть учители, которые благовременно и безвременно проповедуют (по-своему) слово Божие. У них очень сильна энергия к проповеднической деятельности, а у нас священники, думая выполнить долг священства совершением только церковного богослужения и «треб», мало обращают внимания на дело учительства. Мы, разумеется, не осмеливаемся напоминать пастырям Церкви об их учительской обязанности; им самим известно из слова Божия неоднократное указание на учительскую деятельность пастырей Церкви, для них нарочито в «ставленой грамоте», в кратких изречениях выражены все их обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

На смену типичному для певческих рукописей XVII в. формату в 4° приходит большой формат в 1°. Значительно увеличился размер певч. знаков, а также букв распеваемого текста. Типичным для Д. 2-го этапа стало наличие не встречавшейся в составе ранних Д. 1-го этапа азбуки певческой , к-рая обычно помещается в начале книги и содержит перечисление начертаний знаков демественной нотации с их переводом на столповое дробное знамя . Их разработка и введение в качестве устойчивого компонента содержания Д. целиком относится к достижениям старообрядческой культуры. По признаку принадлежности песнопений к той или иной службе состав поздних Д. следующий: 1) «Сказание демественному ключевому знамени» (азбука); 2) песнопения великой вечерни: «Приидите поклонимся», предначинательный псалом, припев на великом повечерии в праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения Пресв. Богородицы «С нами Бог»; 3) песнопения Пасхи: стихира на обхождение храма «Воскресение Твое, Христе», тропарь «Христос воскресе», стихира «Воскрес Исус от гроба», отпуст «И нам дарова»; 3) песнопения великой вечерни: «Свете тихий», прокимны седмичные, прокимны Светлой седмицы (вечерние), прокимен в Великий пост «Не отврати лица Твоего», тропарь «Богородице Дево» (на воскресном бдении); 4) песнопения утрени: «Бог Господь», полиелей, по полиелее в Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную «На реце вавилонстей», величания на Господские, Богородичные праздники и святым; 5) песнопения литургии: «Единородный Сын», в праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву и Великую субботы, во все дни Светлой седмицы и в период Пятидесятницы - «Елицы во Христа крестистеся», в праздник Воздвижения Креста и в Неделю крестопоклонную - «Кресту Твоему покланяемся»; 6) песнопения службы Пасхи: прокимен «Сий день иже сотвори», кондак «Аще и во гроб»; 7) песнопения литургии: по Апостоле - «Аллилуия», пред и по Евангелии - «Слава Тебе, Господи», «Буди имя Господне»; 8) на воскресной утрене - «Свят Господь»; 9) на воскресной полунощнице - «Достойно есть»; 10) на молебне Богородице - стихира «Владычице, приими»; 11) песнопения литургии: задостойник на литургии свт. Василия Великого «О Тебе радуется», задостойник Пасхи «Светися, светися», задостойники на Господские и Богородичные праздники, блаженны воскресные, на Господские, Богородичные праздники и святым, прокимны воскресные на литургии, прокимны на литургии Господских, Богородичных праздников и святых; 12) на утрене - стихиры по 50-м псалме на Господские, Богородичные праздники и святым; 13) песнопения чина освящения воды на Богоявление - стихиры «Глас Господень, Слава: И ныне: Приклонил еси главу Предтечи»; 14) песнопения литургии: на целование креста стихира «Иже Крестом ограждаеми», в Великую субботу задостойник «Не рыдай Мене, Мати», на Пасху задостойник «Светися, светися».

http://pravenc.ru/text/171654.html

Отметим, что название «трапезница» отмечается только в летописных текстах, относящихся к домонгольскому времени, и касается двух построек: в Киево-Печерском и новгородском Антониевом монастырях. В текстах, относящихся к более позднему времени, постройки подобного назначения именуются «трапезами» или «трапезными палатами». Трапезница Киево-Печерской лавры в летописных текстах упоминается неоднократно: впервые – в связи с ее возведением, во второй раз – в связи с чудесным появлением над ней огненного столпа, переместившегося на стоявшую неподалеку церковь . 170 Еще одно чудо зафиксировано в летописях под 1230 г. Во многих русских городах в день памяти святого Феодосия «потрясе земля», то есть случилось землетрясение. В Киеве «трапезницу потряс каменою... каменье дробное сверху падало», но при этом здание не разрушилось и сохранилась даже его верхняя часть. 171 Трапезница упомянута также в рассказе о купце из г. Торопца, который принял монашеский постриг, раздал все имущество и отправился в Киев к жившему в пещере отшельнику Антонию, основавшему вместе с Феодосием первый на Руси монастырь. Но купец, продавшись бесам, начал играть в бубны и гусли, т. е. вернулся к язычеству, и был «расслаблен телом». Игумен Феодосий взял его в монастырь, вылечил, научил ходить в церковь и «на трапезницу». 172 Новгородская трапезница упоминается только однажды – применительно к постройке Антониева монастыря. Появление слова «трапезница» в древнерусском языке обусловлено исторической реалией: устроением на Руси монастырей по образцу византийских и введением в них общежительного устава. Вот как описывает Лаврентиевская летопись под 1051 г. начало монашеской жизни в Киево-Печерской обители при одном из ее основателей: игумен Феодосий «совокупляти нача многы черноризьцы, и совокупи братье числом р (100). И нача искати правила чернечьскаго, и обретеся тогда Михаилъ чернець манастыря Студийскаго, иже бе пришел из Грекъ съ митрополитомъ Георгиемъ, и нача оу него искати оустава чернець Студийскы и обрете оу него и списа и устави въ манастыри своемъ како пети пеньа манастырская, и поклонъ как дрежати, и чтенья почитати, и стоянье в церкви, и весь рядъ церковныи, [и на] трапезе седанье и что ясти в кыи дни, все съ уставишим». 173

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Временно-пространственное, дробное дочеринство, по мере родства всех сынов и дочерей, становится единым дочеринством, объединяется не слитно и нераздельно с Духом Божьим. Дух Святой, Дочь – восполнение Отце-Сыновства. Отчество, Сыновство, Дочеринство, как полнота родства, как Божественная Семья – вот сущность Христианского, Триединого Бога. Триединство качественно иное единство, чем единство органическое: единство организма единство природное, бессознательное, даровое. Бог открывается не в природе, а под видом трех странников. Он близок душе человеческой, душе сыновней. Он Бог Авраама, Исаака, Иакова, Бог предков. «В Боге отцов и Боге Триедином заключается определение религии, как культа предков». Кто наши отцы? Первые люди в райском состоянии были сынами Отца Единого. Не было смерти, не было рождения и много отчества, не было трансцендентного. Рост родословного древа – следствие греха, предначертание смерти. В нем, все-таки, кроется Жизнь, потому что смерть временна. Предки, отцы, поскольку они отдаляют от Единого Предка-Отца, символ смерти, символ разрушающей природы. Отсюда, – нехристианские религии рода, проникнутые натуралистическими началами, полны заблуждений. Нужно вычесть все стихийно-рождающее. Иначе семьи замыкаются: религия семьи становится ограниченной. Эта рознь, эта ограниченность признак не-истины. Триединство, как обожение бессмертной Семьи, исключает момент природ- —676— ный, следовательно, всякую рознь, всякую ограниченность. Религия христианской семьи – религия всемирная. Весь мир – семья, все – сыны и дочери. Отчество, сыновство и дочеринство – вот чистая природа родового быта, рода, как сознательно-творческой единицы 1213 . Поэтому и отцы, предки не слитны и нераздельны с Троицей: где истинное отчесыновство, там нравственная единица. Здесь уже преоборение рождающей силы: предки – Предок, отцы – Отец; и в Триединстве Небесная Церковь едина с Богом Отцом. В Триединстве предображение будущего райского состояния. В Бессмертной Семье обожаются естественно-природные, ограниченные семьи, старо и ново-иудейство (ислам) и искусственно-природные, универсальные семьи, старо и ново-язычество. Триединый Бог не одинокий и грозный Судия, Бог пустыни и не Бог низших богов, Бог городов, а Бог просветленных семейств, как единой всемирной семьи, как единородного сына. Но пока есть смерть, зло, диавол, пока есть природно-бессознательное, Триединый Бог вне мира, идеал. Бессмертная Семья – образ смертных семей, единой смертной семьи. Она заповедь, а не мысль; Она проект общего семейного дела: Бог открылся людям в образе Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Олег 9 марта 2016, 12:43 Иоанна, я про теорию господствую в спортзалах страны. Где каждый третий, те кто занимается серьёзно, может читать лекции в Гарварде на эту тему. Потому что кроме практической стороны, многократно проверенной на себе и товарищах, они ещё и штудируют новейшую научную литературу про всё это. Почему наши батюшки часто в теле? Особенно, кто часто служит. Не потому что чревоугодники. А потому что жертвуют собой ради нас. Неправильный режим питания. Максимум два приема пищи в день. Олег 9 марта 2016, 12:27 Елена, наедаться вредно даже в полдень. А от стакана кефира перед сном изжоги не будет. Но это поможет Вам не набирать вес. Если не дружите с молочно-кислыми продуктами или с лактозой, то можно бутерод с рыбой (в количестве одна штука!!!).) МаринА 9 марта 2016, 12:17 Спасибо! Наконец-то, хоть кто-то честно сказал о том, что поститься по всем правилам - это финансово гораздо дороже, чем не поститься. Только на картошке с квашенной капустой быстро ноги протянешь. А разнообразные овощи, орехи, рыба - это сейчас удовольствие очень недешёвое. Не только бабулечки, но многие работающие, а уж тем более не работающие, позволить себе этого не могут. Поэтому станем постом упражняться в любви к человеку. Спасибо за интервью! Иоанна 9 марта 2016, 11:55 Олег:/Не есть после 18-ти, миф развенчаный ещё 15 лет назад.//Теорий питания очень много, и доказать или " развенчать " что-либо в этой области на 100% - невозможно. Статья хорошая, не согласна лишь с одним: дробное питание, через каждые 2-3 часа. Может быть, при болезнях желудка так и надо, но здоровому человеку это ни к чему. Достаточно 2-3 раза в день, только не переедать. Монгол Степной 9 марта 2016, 11:20 Спасибо за умные советы.Приятно, когда настоящие медики подходят к питанию с православным учением. - 9 марта 2016, 11:05 Хорошее интервью, хороший врач. И вера, которая так редко встречается у врачей. Очень правильно он советует - есть максимум в 18 часов, а лучше в 17. Так и сон улучшается, и самочувствие на следующее утро. Нужно за собой следить. Здоровье - это дар Божий.

http://pravoslavie.ru/91307.html

Добросовестное изучение первоисточников и литературы принесло обильные плоды. Благодаря ему автор вполне ориентировался в сложной истории арианских споров и мог совершенно ясно и определенно указать положение Евсевия в истории догматов, отношение его учения к учению предшествующих и современных ему церковных писателей. В таком обширном (730 стр.) труде, как сочинение г. Мишина, написанном при том же в годичный срок на студенческой скамье, конечно, не все может быть обработано с равным совершенством. Поэтому и сочинение —130— г. Мишина имеет некоторые легко устранимые и не касающиеся существа дела недостатки. Так не все пункты догматического учения Евсевия изложены им с одинаковой тщательностью и глубиною анализа. Учение Евсевия о личности Христа и о спасении изложено им гораздо поверхностней, чем учение о пресв. Троице. Это объясняется желанием представить сочинение в законченном виде и естественной торопливостью в конце годичных занятий и заслуживает тем большего извинения, что главный интерес темы сосредоточивается на учении Евсевия о пресв. Троице, так как догматов о Лице Иисуса Христа и о спасении Евсевий касается лишь мимоходом и не делает их предметом нарочитого богословского истолкования и анализа. Некоторые страницы сочинения отличаются также недостаточной ясностью изложения, а некоторые частные суждения автора могут вызвать у читателя возражения. Такие мелкие недочеты неизбежны, конечно, в каждом научном труде, а потому они нисколько не умаляют достоинств сочинения г. Мишина. Труд г. Мишина не только дает полное основание присудить его автору степень кандидата богословия, но и заслуживает особенного внимания и поощрения со стороны Совета». 23) Экстраординарного профессора Анатолия Спасского о сочинении студента Невского Михаила: «История антиохийской схизмы»: «Сочинение г. Невского имеет довольно дробное деление. Оно состоит из предисловия, введения, пяти глав и заключения, причем каждая из глав в свою очередь делится на две части. В предисловии (I-XIV) автор оправдывает терминологию своей темы, доказывая, что исследуемое им историческое событие, обычно означаемое именем мелетианского раскола, правильнее называть антиохийской схизмой, и обозревает источники и пособия. Так как формулировка темы зависела не от автора, то ясно, что с защищаемой им терминологией надо согласиться.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010