Крещение Господне. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1379 г. (РНБ. F. 6. Л. 36 об.) Крещение Господне. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1379 г. (РНБ. F. 6. Л. 36 об.) Л. Кёлер , принимая во внимание гл. обр. древнеперсид. данные, высказал предположение, что речь идет о слове иран. происхождения, состоящем из элементов yar (древнеперсид. yar - год) и don/ dan (древнеперсид. danav - река) со значением «река, текущая весь год» ( K ö hler. 1939). Ряд авторов отмечают фонетическое сходство названий рек Средиземноморского бассейна и Европы: Ιαρδνος на Крите ( Homer. Od. III 292) и в Элиде ( Idem. Iliad. VII 135), Eridanus (р. По), Rhodanus (р. Рона), Οαρδνες в Сарматии ( Ptolem. Geogr. V 9. 28). Из этого делались различные выводы. Так, считалось, что семит. слово со значением «река» благодаря финикийцам распространилось по Средиземноморью. Р. Харрис, а также Ф. Гоммель полагали, что эти названия восходят к индоевроп. слову, представленному в персид. и арм. языках, ward - роза ( Becking. 1999). Эту линию интерпретации продолжает и В. фон Зоден, который приходит к выводу, что это «древний средиземноморский термин», однако считает, что он возник до появления как индоевропейцев, так и семитов в Леванте (см.: Görg. 1990. P. 323). Ряд этимологий, как древних, так и новых, исходит из того, что в слове   присутствует наименование колена или местности Дан , где берет начало один из истоков И. Так, блж. Иероним Стридонский, исходя из греч. написания Ιορδνες, считал, что это наименование образовано сложением названий 2 истоков - Йор и Дан ( Thompson. 1992). См. также мнение раввина Хийи бар Аббы, приведенное в Вавилонском Талмуде (Берахот. 55а). Из авторов Нового времени, напр., Р. Олден приводит истолкование   как «вода (река) Дана», исходя из хурритского iar - вода ( Alden. 1975). А. К. Лявданский География региона Принято географическое разделение И. на верхний - от сев. истоков до Тивериадского оз. (см. Галилейское море ) и нижний - от Тивериадского оз. до Мёртвого м. Площадь бассейна И. составляет ок. 18 тыс. кв. км. Средний уклон ок. 1,85 м/км. Река протекает по Сирийско-Африканскому рифту, и потому перепад высот в сев. и юж. части течения И. очень велик. Главные истоки, реки Эль-Хасбани (Снир), Дан и Банияс, берут начало у подножия горы Хермон на высоте ок. 520 м над уровнем моря. На высоте ок. 80 м над уровнем моря реки, слившись, образуют единое течение И. На расстоянии 14 км к югу, на высоте ок. 78 м над уровнем моря, И. впадает в болотистое оз. Хула. На 25 км южнее, на высоте ок. 200 м ниже уровня моря, И. впадает в Тивериадское оз. На этом участке уклон реки составляет 17,6 м/км. И. вытекает из Тивериадского оз. с юж. стороны и течет на юг к Мёртвому м. (ок. 410 м ниже уровня моря). На последнем, нижнем отрезке увеличивается меандрирование реки. В нижнем течении И. подпитывается еще неск. притоками: с востока - реками Ярмук и Эз-Зарка (Иавок), стекающими с горы Галаад, с запада - реками Харод и Тавор, спускающимися с горы Гилбоа ( Гелвуй ).

http://pravenc.ru/text/578378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОРДАН [евр.   араб. Эль-Урдун, Эш-Шериа], река на Ближ. Востоке длиной ок. 250 км от истоков на севере, у подножия хребта Эш-Шейх (Хермон, см. Ермон ), до Мёртвого м. на юге. В ВЗ и иудаизме И. является вост. границей земли обетованной , отделяющей Ханаан от Заиорданья (Числ 34. 10-12). В НЗ И.- это прежде всего место проповеди Иоанна Предтечи и крещения Иисуса Христа (Мф 3; Мк 1. 1-11; Лк 3. 1-22; Ин 1. 28-34). Этимология названия Евр.   не имеет убедительной этимологии. Высказывались предположения как о семитском, так и об индоевроп. происхождении этого наименования. Наиболее часто   связывают с евр. глаголом   - спускаться; согласно В. Гезениусу ( Gesenius W. Thesaurus philologicus criticus linguae Hebraeae et Chaldaeae Veteris Testsmenti. Lipsiae, 1840. T. 2. P. 626), это предложение было высказано А. Реландом ( Hadriani Relandi Palestina ex monumentis veteribus illustrata. Trajecti Batavorum, 1714. P. 271); из совр. авторов эту этимологию поддерживает Э. Пентюк, к-рый, основываясь на аккад. написаниях этого имени, зафиксированных в источниках из Эмара XIV-XII вв. до Р. Х., предлагает реконструкцию названия реки от корня   по модели qat(a)l     -an т. е. yar(a)d-an ( Pentiuc E. J. West Semitic Vocabulary in the Akkadian Texts from Emar. Winona Lake, 2001. P. 86-87). В Вавилонском Талмуде приведено мнение раввина Хийи бар Аббы, к-рый понимает происхождение слова   сходным образом («Почему она [эта река] называется Иордан? Потому что она спускается от Дана» - Берахот. 55а). Мн. авторы отвергают эту этимологию, считая ее народной ( Gehman. 1970); в частности, указывают на то, что суффикс -   в древнееврейском непродуктивен ( Gesenius W. Thesaurus philologicus. 1840. T. 2. P. 626). Основываясь по сути на том же общесемит. корне (протосемит. wrd > араб. warada, евр.   эфиоп. warada и др.), К. Ф. Зейбольд предлагает др. понимание семантики этого названия, к-рое он выводит из значения араб. warada - «спускаться к воде» (чтобы пить) и   - «водопой» ( Seybold. 1896/1897).

http://pravenc.ru/text/578378.html

Адрес : Россия, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Пятницкая улица, 5 Телефон: +7 (4852) 72-00-64 Сайт: http://paraskeva-yar.cerkov.ru/ Подробнее... Храм Димитрия Солунского (Ярославль) [ править править код ] Храм Димитрия Солунского города Ярославля - относится к Ярославской митрополии, Ярославской епархии, Ярославскому центральному благочинию Русской Православной церкви. церковь Дмитрия Солунского являлась местом поминовения представителей ярославского княжеского дома и содержалась на деньги родственников умерших, указывает уникальный документ 1580-го года – " Променная запись княгини Ульяны Алабышевой. " Летом 1918 г. при подавлении большевиками левоэсеровского восстания церковные постройки серьезно пострадали от артобстрелов. 15 июля 1929 г. приход закрыли. Все венчающие части архитектурных сооружений были уничтожены. Храм вновь открылся для богослужений в 1992 году. Престол и антиминс освящены Архиепископом Платоном. А 10 августа 2003 года (спустя 74 года после закрытия), в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, была совершена Божественная литургия и в Храме св. вмч. Димитрия Солунского. Адрес : Россия, Ярославская область, город Ярославль, улица Большая Октябрьская, 41-А Телефон: +7 (4852) 32-81-52 Сайт: http://pohvala.cerkov.ru/ Подробнее... Храм иконы Пресвятой Богородицы " Знамение " (Ярославль) [ править править код ] Храм иконы Пресвятой Богородицы " Знамение " города Ярославля пристроен к восточной стороне Власьевской (Знаменской) проездной башни городских укреплений XVII в. В средневековье над воротами каждой башни висела икона; иногда она была написана прямо на стене. На Власьевской башне висел образ Знамение Богоматери, перед которым в первой половине XVIII в. поставили деревянную часовню. Во второй половине XVIII века при перестройке города по регулярному плану губернатор А.П. Мельгунов решил разобрать башню на кирпич для постройки Дома призрения ближнего. Купечество предложило Мельгунову поставить для строительства 15 тысяч штук кирпича с тем, чтобы сохранить башню со святым образом.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославль_(хра...

Archimandrite Savva (Mazhuko), St. Nicholas Monastery (Gomel). Archpriest Konstantin Momotov, Rector of the temple of Paisius the Great (Volgograd). Father Aleksandr Parfyonov, Cleric of the Monastery of St. Jacob Saviour (Rostov). Archpriest Vyacheslav Perevezentsev, Rector of St. Nicholas Church, Makarovo village (Moscow Oblast) Hieromonk Dimitry (Pershin), Expert of the State Duma of the Russian Federation’s Family, Women, and Children Affairs Committee (Moscow). Archpriest Dionisy Pozdnyaev, Rector of the parish of St. Peter and St. Paul (Hong Kong). Hieromonk Feodorit (Senchukov), Cleric of Mogilev-Podolsk diocese of the Orthodox Church of Ukraine (Mogilev-Podolsk). Father Aleksandr Sitnikov, Cleric of the All Saints Church in Mezhdurechensk (Kemerovo Oblast). Archpriest Dimitry Sobolevsky, Cleric of the Pokrovsky parish (Dusseldorf). Archpriest Aleksandr Stepanov, Rector of the Church of the Holy Martyr Anastasia (St. Petersburg). Archpriest Alexey Uminsky, Rector of the Church of the Life-Giving Trinity in Khokhli (Moscow). Archpriest Aleksandr Shabanov, Rector of the Church of St. Arseniy Tverskiy (Tver). Father Sergey Shapkin, Cleric of the Tomsk diocese. Father Georgiy Brylyov, Cleric of the Church of St. Nicholas of Mirlikiya in Pokrovsky, Moscow. Hieromonk Hilarion (Reznichenko), Professor at St. Petersburg State University, Supernumerary Cleric. Archpriest Andreh Selin, Cleric of the Izyum Diocese of the Orthodox Church of Ukraine, the Church of the Life-Giving Trinity in the village of Volokhov Yar, Chuguevsky district. Father Vasily Bush, Cleric of St. Nicholas Cathedral (Vienna). Father Evgeny Romashkin, Cleric of the Moscow Diocese (regional), Rector of the Panteleimonov Church in Voskresensk, Moscow Oblast. Archpriest Dionisy Dudenkov, Monastery of the Holy Mandylion. Priest Georgiy Mikhailov, Cleric of the Church of the Holy Cosmas and Damian, Moscow. Father Pavel Ushakov, Rector of the St. Kazan Cathedral in the village of Pershino, Belevskaya diocese.

http://pravmir.com/open-letter-from-prie...

Адрес: Россия, г. Ярославль, пл. Богоявления 12 Телефон: +7 (4852) 72-56-23 Электронная почта: satomsky@yandex.ru Сайт: http://teofania.ru/ Подробнее... Успенский кафедральный собор (Ярославль) [ править править код ] Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы основан был еще в домонгольский период отечественной истории. По свидетельству летописи Ростовский князь Константин Всеволодович в 1215 г. «заложи церковь Успение Богородици на Ярославли». Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался. Кровавые события XX столетия сказались на судьбе многих русских храмов, уничтоженных безбожниками. В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, при артобстреле собор пострадал от попадания снарядов, но на средства приходского совета был отремонтирован. В 1922 году в его стенах прошла акция по изъятию церковных ценностей из богатейшей ризницы. 1929 год принес новые бедствия, была снесена колокольня, а затем и ликвидирована религиозная община соборной церкви. В разоренном храме Божием была устроена пошивочная мастерская и склад для произведений древнерусского искусства, предназначенных к вывозу за границу через Госфонд. Затем там хранили зерно. В 1937 году Успенский кафедральный собор был снесен. Адрес: Россия, Ярославль, Которосльная набережная, 2/1 Телефон: +7 (4852) 72-57-81 Сайт: http://yar-uspenie.cerkov.ru/ Подробнее... Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове [ править править код ] Церковь Иоанна Предтечи строилась с 1671 по 1687 гг. Это один из немногих ярославских памятников XVII века, возведенных «мирским строением», т.е. сообща. Самый большой храм Ярославля, до сих пор остается одной из самых заметных построек в городе. Храм имеет два придела (Казанских Чудотворцев Гурия и Варсонофия и Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста) которые завершаются тесно сдвинутыми пятиглавиями. Их высота равна высоте центрального храма, из-за чего с востока церковь выглядит как огромный 15-главый храм с 5-апсидным алтарем. Адрес: Россия, г. Ярославль, 2-я Закоторосльная наб., д. 69.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославль_(хра...

Второй раз храм капитально перестроили уже в 1891-1895 годах по проекту архитектора Николая Ивановича Поздеева на средства ярославского промышленника Ивана Николаевича Дунаева. В алтаре новой церкви был освящен еще один престол — во имя великомученика и целителя Пантелеимона (память 9 августа). Освящал обновленный храм 2 февраля 1896 года архиепископ Ионафан (Руднев). Фасады храма были выполнены в русском стиле с характерной для него узорчатостью кирпичного декора, повторяющего древнерусские формы. Адрес: Россия, г. Ярославль Депутатский пер, 4 Телефон: +7 (4852) 30-91-27 Сайт: http://yar-sretenie.cerkov.ru/ Подробнее... Церковь Никиты Мученика (Ярославль) [ править править код ] Никитский приход в одноимённой слободе на западной окраине средневекового Ярославля возник не позднее XV века. Слобода с таким названием впервые упоминается в грамоте Василия III от 1511 года. В приходе было два не особо вместительных храма с приделами, посвящёнными Никите Мученику (единственный случай такого двойного посвящения в городе). На территории храма со II половины XVII века существовал храмовый комплекс из двух храмов. Летний был освящен в честь праздника Сретения Господня и имел боковой придел в честь святого великомученика Никиты. Зимний храм был освящен в честь Архистратига Божьего Михаила с боковым приделом в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. С конца XVII века имеется отдельно стоящая колокольня. В 1900 - 1903 г.г. летний храм был перестроен, значительно расширен и освящен в честь св. великомученика Никиты. Адрес : 150000, г. Ярославль, ул.Салтыкова-Щедрина, д.32/49 (пересечение ул. Салтыкова- Щедрина и Победы) Телефон: : +7 (4852) 72-77-22 Сайт: http://nikita.cerkov.ru/ Подробнее... Вознесенско-Сретенский приход (Ярославль) [ править править код ] В собрании рукописей архиепископа Самуила Миславского хранилось «Сказание о построении Вознесения деревянной церкви» в XVI столетии. В нем повествуется о том, что еще во время царство­вания Ивана Грозного Ярославль «вельми славен бысть торговым делом». В город приезжали «с северного полунощного окияна-моря, по Двине реце» сбывать свой товар и закупать местный торговые люди «от немецких стран». В Ярославле поселилось тогда немало немцев (следует заметить, что немцами в средневековье называли любых иностранцев, прибывших из стран Западной Европы), которые «живяша зде на свободе и в согласии с нашими, построиша и мнози склади и анбари».

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославль_(хра...

Информация: Ярославские епархиальные ведомости, июль 2008. http://gorushka.narod.ru; http://www.demetra.yar.ru В поселке Горушка у развилки старых дорог, ведущих в города Романов-Борисоглебск (сейчас - Тутаев) и Пошехонье, на холме среди соснового бора находится замечательнейший ансамбль Казанского женского монастыря. Этой обители немногим больше 100 лет, однако, после разрушения построек бывшего Троицкого монастыря и Морозовской пустыни, здания, входящие в комплекс Казанского монастыря являются единственными сохранившимися монастырскими сооружениями не только на территории Даниловского сельского поселения, но и на территории всего Даниловского муниципального района. Годом основания Казанского женского монастыря считается 1894 год, когда по благословению Иоанна Кронштадского был построен деревянный, оштукатуренный келейный корпус с церковью Казанской Богоматери (до настоящего времени не сохранился). В 1900 году началось возведение нового каменного собора. Этот грандиозный храм, сохранившееся до сих пор, выполнен в " русском стиле " по проекту известного петербургского архитектора Владимира Антоновича Косякова. Строился собор вплоть до 1918 года, но отделочные работы до конца так и не были доведены. Огромный пятиглавый храм, поставленный на мощный цоколь. В его западной части устроен высокий притвор, на втором этаже которого размещались хоры. Центральная часть северного, южного и западного фасадов выделена плоским выступом, завершенным огромным кокошником. Такой же кокошник венчает и восточный фасад, пластическое решение которого обогащают три полукруглые апсиды и галерея, охватывающая нижнюю часть центральной апсиды. Главный, западный вход в храм расположен по центру фасада и решен в виде открытой площадки, на которую ведет широкая лестница. На площадке перед самым порталом — крыльцо ярославского типа с двускатным островерхим покрытием и белокаменной гирькой на висячих арках. Северный и южный порталы имеют сходное, но более скромное решение. Стройные крыльца с боковыми лестницами примыкают к невысоким притворам.

http://sobory.ru/article/?object=20494

16 августа 1896 года, в день храмового праздника, эти иконы были освящены и перед ними была возжена неугасимая лампада. В связи с увеличением числа прихожан церкви потребовалось расширение. Староста пригласил губернского архитектора В.И. Шишкина, который предложил соединить летний и зимний храмы в один. Смета на постройку составила 5000 рублей, половину из которых покрыл сам староста К.М. Опекушин. 16 августа 1897 года обновленный храм был уже освящен. В этой церкви крестили тогда еще юного Александра Михайловича Опекушина. И здесь же в 1923 году его отпевали. Великий скульптор был погребен на месте семейного захоронения, на церковном погосте. Долгие годы могила оставалась заброшенной и только лишь в 1972 году на ней появилось скромное гранитное надгробие с лаконичной надписью: " Скульптор академик Опекушин Александр Михайлович. 1838-1923 " . Надгробие было выполнено по проекту архитектора Б.В. Бухты гранитчиком из Ярославской художественной мастерской Алексеем Фотиным. За надгробием Александра Михайловича находится могила его отца Михаила Евдокимовича с остатками кирпичной кладки, на которой стоял бронзовый бюст, с любовью выполненный его сыном. В настоящее время бюст находится в Ярославском художественном музее. Сам церковный староста Константин Михайлович похоронен здесь же. Церковь была закрыта в 1961 году. Спустя годы от былой красоты и величественности храма не осталось и следа. Церковь возвращена верующим в 1993 году, медленно реставрируется. www.Yarportal.ru/село Рыбницы и www.Yar.ru//tserkov-vsemilostivogo-spasa/html Комментарии и обсуждение На сегодняшний момент храм действующий, проводятся службы. Реставрация храма идёт, но мало заметна (жаль). × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=03075

Отдельно от этого храма (холодного) построен в 1882 году в русско-византийском стиле тёплый Богоявленский собор, имевший три престола — Богоявления, Покрова Божией Матери и Николая Чудотворца. В постройке этого собора главное участие принимал тот же П.М. Подосенов совместно с купцом Н.С. Утиным. К собору была приписана ещё деревянная с обеих сторон оштукатуренная, прежняя кладбищенская Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1778 году. Вознесенская приходская церковь построена в 1756 году. В ней было три престола: Вознесения, святых князей Бориса и Глеба и Архистратига Михаила. В оформлении её фасадов были использованы элементы барокко. Всехсвятская кладбищенская церковь, построенная в 1805 году, с двумя престолами — во имя Всех Святых и Иоанна Предтечи. Церковь в селении Горькая Соль, построенная в 1828 году тем же Ф.К. Бушковым. Имела два престола — Апостола Фомы и Казанской Божией Матери. http://old-yar.ru/story/71/ Часовня Мологского Афанасьевского женского монастыря построена в г. Рыбинске в 1871 году в запоздалых формах классицизма. В 1941 году три монастыря, включая Мологский Афанасьевский женский монастырь, 40 церквей, бывшие дворянские усадьбы, древний русский город Молога численностью населения 5 тыс. человек, около 700 сёл и деревень, заповедные природные территории были затоплены при строительстве Рыбинской ГЭС. Общая площадь затопления составила 4550 кв. км. С 1995 года в здании часовни Мологского Афанасьевского монастыря располагается Музей Мологского края им. Н.А. Алексеева (отдел Рыбинского государственного историко-архитектурного музея-заповедника). http://rybinsk.ru/ Первая церковь монастыря основана в 1788 году; вторая – в 1826 году; а третья – в 1840 году. Престолы в них: — в первой, — Сошествия Святаго Духа, Тихвинския Божия Матери и Святителя и Чудотворца Николая; во второй, — Святаго Живоначальныя Троицы; Божия Матери, – Всех Скорбящих Радости, и Святителей Афанасия и Кирилла; в третьей, — Успения Божия Матери. Земли 36 десятин. Всего в приходе 9 селений, 279 домов, число душ 889 мужского пола и 923 женского

http://sobory.ru/article/?object=33463

В 1997 г. возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 г. монастырь был вновь открыт, настоятельницей определена монахиня Толгского Свято-Введенского женского монастыря Михаила. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет. В 1999 г. архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. Основные работы были проведены при поддержке ОАО «Ярославский технический углерод» и его генерального директора (впоследствии - председателя совета директоров) Вадима Юрьевича Орлова. Роспись алтаря Казанского собора выполнили ярославские художники Сериков Александр Николаевич, Кирильчев Михаил Анатольевич и Смирнов Алексей Васильевич эта их работа отмечена областной премией за достижения в области культуры им. Александра Опекушина. К тысячелетию Ярославля был построен новый планетарий, Покровский храм возвращен обители. Работы по его восстановлению также проводились с помощью В.Ю. Орлова. На территории обители находится Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии. 21 июля 2003 г. на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен деревянный памятный поклонный крест «Жертвам кровавых событий в лето 1918 от Рождества Христова». В 2008 г. деревянный крест был заменён гранитным. Местночтимые святыни обители - чудотворный список с Ярославской Казанской иконы Божией Матери, выполненный сестрами обители в иконописной - золотошвейной мастерской монастыря до 1918 г., и мощи свт. Агафангела (27 сентября 1854 - 16 октября 1928), митрополита Ярославского и Ростовского, Патриаршего Местоблюстителя, священноисповедника Российского. Сайт Ярославский край; сайт Ярославского Казанского женского монастыря, http://yar-kazansky.cerkov.ru Основанию Казанского монастыря предшествовало явление Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы и связано оно с событиями Смутного времени.

http://sobory.ru/article/?object=00582

  001     002    003    004    005