Особый интерес вызывает нижний ярус пещер. Этот участок находится восточнее алтаря церкви Феодосия Тотемского и имеет длину около 100 метров. Он сохранился в земляном варианте за исключением трех метров, укрепленных кирпичной кладкой возле выхода на поверхность. Этот участок был также значительно перестроен. Известно, что данная часть комплекса в разное время служила подземным некрополем и местом обитания монахов-отшельников. Еще один древний участок Антониевых пещер размещается на втором ярусе комплекса. Он включает в себя земляные галереи и помещения между церквями Феодосия Тотемского и Николы Святоши. Во время исследований здесь обнаружена древняя подземная церковь-костница, довольно внушительных размеров (длина 12 м, ширина – от 5 до 2 м при средней высоте 3 м). Она была заброшена еще в древности и больше не восстанавливалась. От костницы на юг, в направлении входа в Ильинскую церковь отходит широкая и высокая (высотой до 3 метров) галерея, которая могла быть в свое время главным входом в пещеру. В веках большая часть подземелий была реконструирована. При этом значительную часть древних коммуникаций разрушили, а оставшиеся перестроили. В результате был полностью утрачен их первоначальный облик. В это время построили три подземные церкви, облицованные кирпичом. Наибольший интерес в архитектурном отношении вызывает церковь Феодосия Тотемского. Ее стены и своды оформлены в стиле украинского барокко (полуциркульные ниши, карнизы, полуколонны, арки, пилястры). Интерьер подобен фасаду Троицкого собора, который с конца века является главным подземным храмом Троицко-Ильинского монастыря. Вероятно, он служил образцом для строителей подземной церкви. Церковь Феодосия Тотемского стала не только главным храмом Троицко-Ильинского монастыря, но и самой большой подземной церковью на Левобережной Украине. Ее размеры впечатляют: наибольшая высота в нартексе – 8,5 м, длина – 15,5 м. Церковь имеет хоры, расположенные за сводом в северной ее части. Две другие подземные церкви – Антония Печерского (длина 11,7 м, ширина 4 м, высота 2,68 м) и Николы Святоши имеют более простую архитектуру. Высокая влажность исключала возможность устройства в пещерных церквях деревянных иконостасов. Их роль выполняли кирпичные стены с металлическими иконами на них. Царские врата были также сделаны из металла (сохранившиеся в церквях Антония и Феодосия). Главными святынями Антониевых пещер традиционно считаются келья Антония Печерского и гробница с костями монахов, которых убили в 1239 году монголо-татары. С 1967 года Антониевы пещеры вошли в состав Черниговского архитектурно-исторического заповедника.

http://sobory.ru/article/?object=05570

Центром прихода являлась церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Установлено, что каменная церковь была построена в 1779 году по усердию отставного прапорщика лейб-гвардии Преображенского полка Василия Сназина, однако нужно допустить существование на этом месте деревянной часовни, находившейся там с XIII века, которая была освящена в честь Николы Милостивого. Сама церковь расположена на возвышенном и открытом месте. Она представляла из себя каменную трёхпрестольную церковь в стиле барокко, точнее переходной формы от тотемского пышного барокко к более скупым формам. Раньше впереди неё стояла колокольня со шпилем, но сейчас от этого архитектурного ансамбля остались лишь стены главного храма и фундамент. Приход также включал в себя две часовни в деревнях Большие Стражи и Малые Стражи, время постройки которых установить не представляется возможным.Самым ближним к церкви поселением было село Лохта, чуть дальше были расположены селения: Шурово, Глухая Лохта, Дор, Митинское, Бекетово, Федорково, Мухино, Соболево, Починок, Ясино (ныне не существующее), Малые Стражи и Большие Стражи. Во второй половине XIX века церковь получала прибыльной суммы от 8 до 10 рублей в год, кружечного дохода (денег, собираемых во время службы) до 25 рублей в год, разными пожертвованиями (хлебом, холстом, льном) – до 50 рублей в год, процентом от капитала – до 20 рублей в год. Особых промыслов в Лохотском приходе в то время не было. Приход был бедным, хотя местоположение его давало определённые перспективы в развитии. Высока была детская смертность: в 1866 году родившихся насчитывалось 43 человека, тогда как умерших 42 человека, из них 30 человек – дети до 5 лет. ерковное имущество Лохотской Введенской церкви состояло из кирпичной церкви с колокольней размером 18 на 8 метров, 1 деревянного амбара размером 6 на 5 метров, 1 сторожки, кирпичной ограды вокруг церкви, 2 дверей в ограде, 3 деревянных дверей, 2 кафельных печей, печи-столбянки в алтаре, 3 настенных икон, металлической лампады, 5 икон без оклада, 13 икон на паперти, 14 икон в иконостасе, 14 больших медных лампад, 8 стеклянных лампад, 2 малых лампад, 2 медных паникадил, 1 малого подсвечника, 5 больших подсвечников, 2 средних подсвечников, 1 серебряной чаши, 1 водосвятной чаши, 2 хоругвей, 1 гробницы, 1 деревянного стола, 1 большого креста, 16 окон, 1 лестницы, 1 железной кочерги, 1 медного чайника, 2 деревянных шкафов, 2 блюд, 1 семисвечника, 1 трехсвечника, 1 ковра-дорожки, 25 евангелий, 1 дарохранительницы, 1 мироносицы, 1 дискоса, 1 звездицы, 2 блюдечек, 1 ковша, 1 креста на престоле, 1 жертвенника, 1 табуретки.

http://sobory.ru/article/?object=06397

Построена в 1970-е годы по инициативе игумена Серафима на месте несохранившейся древней церкви (следы её кладки видны на южной стороне здания). Церковь двухэтажная, однокупольная. Всего в монастыре 9 церквей. Часовни [ править править код ] Построена в VII веке для хранения мощей основателя лавры. В 1256 году его мощи были вывезены в Венецию и после возвращения в 1965 году в обитель были помещены уже в Благовещенском соборе. Часовня имеет шестигранную форму и купольный свод. Вход в часовню расположен на восточной стороне, он украшен порталом с двумя колоннами, увенчанными резными капителями. Над порталом находится греческая надпись: Ο τφος του αγου Σββα (Гробница святого Саввы). Юго-западная стена часовни глухая, на остальных имеются окна. Скиты [ править править код ] Расположен к юго-востоку от монастыря в естественной пещере. Согласно жития святого Саввы, это место для духовных подвигов было указано ему ангелом. В пещере имеется каменная скамья и место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. Размеры пещеры 5,5 на 3,2 метра, высота 2,7 метра. Пещерные кельи к северу от монастыря на восточном берегу Кедрона. В первой половине VI века в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник. Его келья расположенная на втором ярусе скита имеет размеры 4 на 2,8 метра и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 метра. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами. Расположен на юго-западном берегу Кедрона в 300 метрах от монастыря. Своё название получил по имени сына преподобного Ксенофонта, жившего в этой пещере. Во второй половине VI века рядом с пещерой была построена башня, кладка которой сохранилась до высоты 8 метров. Пещера Аркадия имеет размеры 13,5 на 5 метров и разделена на несколько помещений, одно из которых служило кельей, а другое использовалось как часовня. На стенах часовни сохранились остатки фресок, относящиеся к VII—VIII векам. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Лавра_Саввы_Ос...

Сохранившееся до сегодняшнего дня здание собора Рождества Пресвятой Богородицы датируется документами 1737-1747 г.г. По описанию Н. Баженова, весь комплекс Алатырского собора в середине XVIII века состоял из 3-х храмов: 1. Соборного каменного храма с престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 2. Теплого каменного храма без колокольни, построенногов 1703 году, с престолом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. 3. Приписного к собору кладбищенского каменного храма с тремя престолами – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, в честь Всех Святых и в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Причт состоял из протоирея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Для протоиерея, дьякона и псаломщика был церковный дом при соборе. Все они получали государственное жалование. Собор имел церковную сенокосную землю – 47 десятин (96 тыс. га) 1071 кв. сажен (2150 кв. м). К собору было приписано 92 двора: их которых - 372 мужчин и 380 женщин. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - это летний (холодный) храм. Службы в нем проходили в тёплое, летнее, время года. Есть сведения, что он был выстроен на средства людей мещанина Боголюбова. У собора - один престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Хотя в документах XVIII века упоминается придел в честь Казанской Божией Матери (1774). На соборе был один большой купол (большая глава). В соборе был иконостас длиной 3 сажени (6 метров) и высотой 2,5 сажени (5 метров). Двухъярусная колокольня высотой 8 саженей (чуть выше 16 м) была построена позднее. Страшные события произошли в Алатыре в конце XVIII века во время восстания Емельяна Пугачёва. 24 июля 1774 года он вошел в город, а горожане встречали его с хлебом и солью. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы был отслужен молебен в честь разбойника. Пугачев сидел в алтарной части храма, а горожане с духовенством даже целовали ему руку. Затем был зачитан его манифест и частично вывезена городская казна, которая находилась под колокольней. Пугачев своих лучших людей поощрил наградными медалями, изготовленными алатырскими серебрянниками, и покинул Алатырь. А 31 июля в город вошли царские войска под командованием ротмистра Подьяконова. Пугачевым были ограблены все церкви в Алатыре, разрушен девичий Старо-Николаевский монастырь. Среди жителей города сохранилось предание, что напротив Богородицерождественского собора под дубом была выстроена виселица, на которой Пугачев вешал дворян и помещиков.

http://sobory.ru/article/?object=04994

Борисоглебский собор является характерным образцом черниговской архитектурной школы XII века. По своему строению храм крестовокупольный, одноглавый (высота главы собора составляет 25 метров), шестистолпный, трёхапсидный. Фасады храма украшены полуколонками, рядом декорированных ниш, аркатурным фризом под закомарами, трёхступенчатыми порталами. Сохранились остатки аркады галереи, которая опоясывала строение. Фасады покрывает слой тонкой штукатурки, расчерченной под каменную кладку из квадратов. Исключительный интерес представляют белокаменные резные фрагменты-капители, найденные при раскопках. Сочетание кирпичной кладки с деталями из известняка - характерная черта черниговской архитектуры того времени. До наших дней почти не сохранились фресковые композиции, которые украшали стены и своды Борисоглебского собора. Лишь на откосе среднего окна северной стены над порталом едва просматривается геометрический орнамент фрески XII века. В храме восстановлен древний пол из шиферных плит, а в подкупольном квадрате реконструирован амфалий - часть пола из резных шиферных плит инкрустированных разноцветной мозайкой. Длина собора 26,5 метров, ширина 18,1 м. Размер подкупольного пространства вдоль здания 6,1 м, поперёк - 5,7 м. Толщина стен храма 1,45-1,5 м, но западная стена толще (2,25 м), поскольку в ней размещена лестница на хоры. Хоры имеют в плане П-образную форму, занимая западное членение храма и 2 боковых основного четырёхстолпного пространства. Здание возведено из кирпичей в технике равнослойной кладки. Кирпичи светло-жёлтые, размером 4-4,5х18х27-33 см, хотя применялись и более крупные - 4,5х22-26х34-36 см. В интерьере до наших дней сохранились серебряные чеканные царские врата иконостаса. При содействии гетмана Мазепы храм получил эти новые Царские врата весом 56 кг, выкованные западноевропейскими ювелирами с использованием золота и серебра. Они были изготовлены в нач. XVIII века по указанию гетмана И. С. Мазепы в мастерской Филиппа Якоба Дрентветта из немецкого города Аусбурга (сохранились клейма на изделии). Для их изготовления был использован материал фигуры серебряного идола, найденного в 1700 году при строительстве колокольни Черниговского коллегиума. К счастью, Царские врата сохранились, а сам барочный иконостас собора был утрачен. Общая высота врат - 3,45 м.

http://sobory.ru/article/?object=01655

Новый Иерусалим положил начало городу Воскресенску (нынешней Истре), стал его сакральным центром, куда стремились все взгляды, сходились все паломнические пути. Даже в советские времена он оставался архитектурной доминантой нашего города. Со всех окрестностей, с высоких холмистых берегов панорамно развертывалась перед зрителем Русская Палестина, вокруг которой были построены новые храмы, названиями напоминающие священные евангельские события. Отцы города бережно следили за тем, чтобы ни одно строение не нарушало целостности восприятия святыни и не мешало ее обозрению. После революции, после военного лихолетья Новый Иерусалим был разрушен, такая же участь постигла город. Но их восстановление началось сразу после разгрома немецких войск под Москвой. Впоследствии академик Щусев задумает здесь сказочный курортный городок с культурным центром в Новом Иерусалиме. Замыслу не суждено будет воплотиться, однако даже при торопливой и однотипной новой застройке в 60-х годах 20-го столетия архитекторы значительно отступят к окраинам от охранных зон (которые к тому времени были предусмотрены), и Новый Иерусалим – Русская Палестина – до времени останется целостным архитектурно-ландшафтным объектом. Зоны охраны в дальнейшем неоднократно перекраивались, но у нас все еще оставалось несколько свободных мест, откуда был виден наш монастырь. Наконец в 2006 году разработанный МОК-Центром проект зон охраны был окончательно закреплен и согласован с органами местного самоуправления (МСУ). Зоны охраны бывают разные – с разными регламентами застройки и даже озеленения. Чем зона ближе к памятнику, тем регламент строже. Такова зона Р-1, там вообще запрещена любая хозяйственная деятельность. Р-2 разрешает застройку, но – не выше 12 метров до конька кровли. (Иногда прописывается даже, из чего строить – кирпича или дерева, и как здание может выглядеть.) Р-3 – это ограничение строительства высотой до 15 метров и так далее. Глава Истринского района г-жа Щерба участвовала в согласовании этого проекта зон охраны. (Таким образом, в дальнейшем она четко понимала, что дает разрешение на строительство в регламентированных зонах.) А до окончательного утверждения проекта в правительстве МО министерство культуры МО предписывало неукоснительно соблюдать его регламенты.

http://religare.ru/2_101502.html

В 1886 году храм был отстроен. Главный престол Рождества Божией Матери освящён епископом Владимирским и Суздальским Феогностом. А.В. Смирнова избрали церковным старостой, каковым он и оставался до самой смерти. В 1887 году освящены приделы святителя Николая Чудотворца и великомученика Никиты. В 1895 году храм был обнесён каменной, с коваными решетками оградой. Вход за ограду был с двух сторон: со стороны деревни (или со стороны «плаца») и со стороны школы, построенной в 1891 году. Храм на Горе, как и большинство храмов в России, в плане имеет форму прямоугольника. Сверху храм завершается пятью куполами, символизирующими Иисуса Христа и четырех евангелистов. Каждый купол заканчивается маковкой с крестом. Пять куполов храма покоились на каменных барабанах и, судя по старым фотографиям, барабаны имели вытянутую вверх форму. Это придавало пятиглавию стройность и легкость. У храма много окон удлиненной арочной формы с белыми наличниками, вверху в форме кокошника. Некоторые окна восточной стороны заложены кирпичом, между окнами двойные фронтоны. Над входом в храм колокольня в три яруса, окна также арочной формы (на 1 и 2 этажах), а на 3-м окна имеют стрельчатую форму. На колокольне - восьмерик звона с арочными проемами, кокошниками и горизонтальный ряд слухов (окон). Здание храма имеет не только вертикальные линии, но и горизонтальные, выпуклые, из кирпича. В храме три придела: основной - в честь Рождества Богородицы, левый - святого великомученика Никиты, правый святителя Николая. Трехъярусную колокольню высотой в 70 метров венчают маковка и православный крест. Маковка диаметром около одного метра покрыта червонным золотом, толстым слоем, поэтому до сих пор сияет как новая. Крест высотой 5-7 метров покрыт тонким листовым золотом средней пробы. Причт городского храма состоял из трех членов: священника, дьякона и псаломщика. Для них были выстроены дома рядом с храмом. Дома эти стоят и по сей день. Усадебной пахотной и сенокосной земли было 10 десятин 112 сажени. Земля была неплодородной, и причт не получал от нее почти никакого дохода.

http://sobory.ru/article/?object=01743

Во втором примере второй член развивает мысль, выраженную в первом члене. Это – синтетический паралле­лизм . Мысль, выраженная первым членом, призвана проиллюстрировать следующую за ней мысль второго члена, усилить ее через сравнение: душа псалмопевца сравнивается с ланью. Третий пример – антитетический параллелизм , когда второй член стиха противо­поставляется первому: праведник спасается, а нечестивец погибает. Во всех трех примерах стилистическая симметрия – смысловая. Этот параллелизм смысла часто не сопровождается четким ритмом, количество слогов в полустишиях может быть совершенно разным, ударения – не упорядоченными. Но все же это именно по­эзия! Исследователи древнееврейской поэзии до сих спорят: имеет библей­ский стих метрическое строение или нет . Следует ли присутствие четкого ритма в отдельных стихах, строфах и даже целых произведениях рассматривать по зако­нам метрики, пусть даже «неустойчивой» ? Или это все же частное проявление параллелизма (ритмический параллелизм)? Применение метрики оказывается крайне затруднительным. Даже если допустить, что еврейское стихосложе­ние пользуется метрическими моделями, такую метрику трудно назвать устойчи­вой: стихи чаще оказываются образованными из разностопных колонов (2+3, 3+2, 2+3+2), нежели из равностопных (3+3, 4+4). Бурно развивающаяся филология не предложила пока веских оснований для принятия метрической теории древнееврейского стихосложения, которые могли бы заставить отказаться от параллелизма как главного определителя «поэтичности» текста. Еврейский стих организуется именно на принципах параллелизма . Исследование параллелизма как самого характерного и самого распространенного приема древнееврейского стихосложения занимает библеистов и филологов не первое столетие. В дореволюционной отечественной библеистике тоже были сочинения, рассматривающие это явление. Одна из этих работ, хотя и была опубликована еще в 1872 году, до сих пор не потеряла своей актуальности. Это статья «О древнееврейской священной поэзии» Николая Елеонского . Автор статьи не находит в библейской поэзии ни метра, ни внешнего ритма, а только лишь параллелизм членов стиха, который он называет также «ритмом мыслей»: «Что касается поэзии еврейской, то она довольствуется лишь ритмом мыслей, так называемым параллелизмом членов , не придавая особенного значения гармонии звуков и слов… Определенных, правильных метров и рифм мы не находим в древнееврейской свящ. поэзии» .

http://bogoslov.ru/article/1130414

Иконостас кафоликона Монахи подвизались при церкви со времени ее основания. Согласно строительной надписи, выполненной на слав. языке на левой стороне юж. входа, новая церковь была построена в 1532 г. сыном молдав. господаря св. Стефана III Великого (1457-1504) воеводой Петру (молдав. господарь Петру IV Рареш в 1527-1538, 1541-1546) в неск. сотнях метров южнее древней церкви. В тот же период была возведена ограда (4 стены по 40 м длиной, высотой в 6 м и толщиной в 1,2 м; сохр. 3 стены, южная - частично). При настоятеле М. игум. Ефреме (1595-1607; см. Ефрем , еп. Рэдэуцкий) число насельников возросло до 60, обитель прославилась многими подвижниками. Игум. Ефрем устроил в монастыре скрипторий, который был одной из наиболее значительных книгописных мастерских Молдавского княжества в 1-й трети XVII в. ( Zugrav. 1963; Bogdan. 1978). В ризнице была организована школа для каллиграфов, к-рые занимались копированием и иллюминированием рукописей. Считается, что еп. Ефрем сам был незаурядным писцом: его сложная, почти тайнописная подпись-монограмма «Ефрем епископ», ориентированная на греч. образцы, сохранилась в Октоихе 1624 г. (БАН Румынии. Слав. 41) и представляет собой пример каллиграфического мастерства ( Калужняцкий. 1915. С. 12. Рис. 2). В 1607 г. Ефрем, ставший в то время епископом Хушским, построил 3 сторожевые башни, 2 из к-рых (у входа и в юго-вост. углу) имеют квадратную форму, 3-я (в сев.-вост. углу) - круглая. Башни придают М. вид крепости. Считается, что строительный материал, в основном камень, привозили из соседней местности, скорее всего со склона горы, т. к. М. расположен на плоскогорье, на границе Молдовы и Трансильвании ( Vata ianu. 1959. Vol. 1. P. 309-311; Nicolescu. 1965. P. 12). Вероятно, в сев.-зап. части М. существовали и другие сооружения: сохранились фрагменты фундамента здания, разрушенного в нач. XVII в., на месте к-рого еп. Ефрем в 1610-1612 гг. построил 2-этажное здание, предназначенное для настоятеля и для казны мон-ря. Вдоль юж. стены мон-ря были построены монашеские кельи ( Nicolescu. 1965. P. 15; Bal . 1971. P. 85-86). Еп. Ефрем († 1626) был похоронен в кафоликоне М. (вдоль сев. стены усыпальницы). Здесь же были похоронены 3 ктитора мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2564046.html

Ещё один древний участок комплекса размещается на втором ярусе. Он состоит из галерей и помещений между церквями Феодосия Тотемского и Николы Святоши. Во время исследований была найдена древнерусская подземная церковь довольно больших размеров (длина 12 м, ширина от 5 до 2 метров при высоте 3 м). Она была покинута в древности и больше не восстанавливалась. На юг из неё, в направлении входа в Ильинскую церковь, идёт широкая галерея (высотой до 3 м), которая в своё время могла быть главным входом комплекса. В XVIII—XIX веках были созданы три облицованных кирпичом подземных храма. Самый интересный из них в архитектурном отношении — храм Феодосия Тотемского. Его стены и своды выполнены в стиле украинского барокко (полуциркульные ниши, карнизы, полуколонны, арки, пилястры). Церковь Феодосия Тотемского стала главным храмом подземного комплекса и большой подземной церковью в Левобережной Украине. Её размеры впечатляют: высота в нартексе — 8,5 м, длина — 15,5 м. Церковь имеет хоры, устроенные позади кирпичного свода в северной части. Две другие подземные церкви монастыря — св. Антония Печерского (длина — 11,7 м, ширина — 4 м, высота — 4,5 м) и св. Николая Святоши (длина 12 м, наибольшая ширина — 2,32 м, высота — 2,68 м) имеют простую архитектуру. Святыни Антониевых пещер — келья Антония Печерского и гробница с костями монахов, которых убили в 1239 году монголо-татары. Местонахождение [ править править код ] Адрес: г. Чернигов, ул. Успенского, 33 Как добраться: Антониевы пещеры находятся в центре Чернигова на улице Успенского. Ориентир – парк «Болдина гора» («Холм Славы», улица Толстого). Доехать сюда можно автобусом, следующим по маршруту 30. Где остановиться [ править править код ] При Успенском Елецком женском монастыре есть гостиница для паломников (лучше согласовать возможность пребывания в гостинице заранее) Монастырь находится в 1 км от русла Десны, на обращенном к ней краю плато Болдиных гор (сплошной цепи холмов, простирающейся на юго-запад от Вала – цитадели древнего Чернигова).

http://azbyka.ru/palomnik/Антониевы_пеще...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010