В 1667 г. учреждена по повелению царя Алексея Михайловича Белгородская и Обоянская епархия (см. Курская и Обоянская епархия ), Белгород стал кафедральным городом обширнейшей епархии, объединившей территорию совр. Курской, Харьковской и Белгородской областей. С 1787 г. епархия носила название Белгородская и Курская. В 1799 г. из ее состава выделена самостоятельная Слободско-Украинская епархия с центром в Харькове (см. Харьковская епархия ), а Белгородская епархия переименована в Курскую и Белгородскую, но до 1833 г. епархиальные учреждения и управление оставались в Белгороде. С 1905 г. существовало Белгородское вик-ство Курской епархии , в нояб. 1933 г. преобразованное в Белгородскую епархию. 25 февр. 1935 г. был арестован еп. Белгородский сщмч. Антоний (Панкеев) , после чего новых назначений на Белгородскую кафедру не последовало, а правосл. приходы, ранее подчиненные Белгородскому епископу, в дальнейшем вновь окормлялись Курскими архиереями. 22 февр. 1993 г. восстановлено Белгородское вик-ство Курской епархии, 18 июля 1995 г. учреждена Белгородская и Старооскольская епархия. Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ) имеет в Б. о. приход в честь новомучеников и исповедников Российских в Ст. Осколе (зарегистрирован в 1996), к-рый относится к Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ. Российская Православная Свободная Церковь (РПСЦ) действует в Б. о. с 1992 г., в 1992-1993 гг. имела 2 зарегистрированные общины, в 1994-1999 гг.- 5, с 2000 г.- 3 общины (в Белгороде, пос. Октябрьский Белгородского р-на и г. Валуйки). Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата имеет в Б. о. 2 общины (зарегистрированы в 2000) в г. Шебекино и пос. Маслова Пристань Шебекинского р-на. Старообрядчество. Старообрядцы на территории совр. Б. о. появились в кон. XVII в., преобладали беспоповцы поморского согласия . К нач. XX в. в дер. Валуйки (близ с. Кошлакова) существовал жен. мон-рь этого согласия. В 1927 г. в Кошлакове прошел собор поморцев, приемлющих брак, на соборе присутствовали более 200 чел., в т. ч. настоятельница мон-ря. В регионе существовали также общины беглопоповцев . В советское время численность старообрядцев на территории совр. Б. о. значительно сократилась в результате антирелиг. гос. политики. К кон. ХХ в. в области не было зарегистрированных старообрядческих общин, в 2001 г. в Белгороде зарегистрирована община поморского согласия.

http://pravenc.ru/text/77868.html

К Иннокентьевской церкви был причислены штаб Приамурского военного округа с командой, Топографический отдел, местный лазарет, Управление воинского начальника с командой, вещевой и аптечный склад. В комплекс зданий Иннокентьевской церкви вошли дом причта и здание лечебницы Александро-Ксеньевской общины, построенное после 1893 года. При церкви бережно сохранялось кладбище, на котором покоился прах первых поселенцев поста Хабаровка, погребенных в 1859-1874 годы. Действовала церковно-приходская школа (с 1899 по 1917 годы). В таком виде здание Иннокентьевской церкви просуществовало чуть более 30 лет. Последнему настоятелю Свято-Иннокентьевского храма до его закрытия, иерею Виктору Козловскому и дьякону Иоанну Михайлову, несмотря на огромные трудности, удавалось вести службы и во время революционных событий, и в период Гражданской войны. Но в 1930 году здание Иннокентьевского храма вместе со всем имуществом было отдано обновленцами, а в 1931 году появилось их заявление в Постоянную культовую комиссию с просьбой получить Михаило-Архангельскую церковь взамен Свято-Иннокентьевской. Просьбу, конечно же, удовлетворили и Постановлением Президиума Далькрайисполкома за 800 от 31 июня 1931 года Иннокентьевскую церковь ликвидировали, здание передали в ведение горсовета. Долгие десятилетия храм пребывал в оскверненном виде. В 1933 году здание передали в Государственный фонд и в декабре 1934 года продали Управлению комендатуры Пограничного военного округа. Управление разместило здесь телеграфно-телефонную мастерскую, и с этого момента началось разрушение первоначального облика храма. Наибольший урон зданию был нанесен при перепланировке под планетарий, проведенный в 1964-м. Возрождение храма началось в 1991 году. В октябре 1992 года возвратили здание, в 1993 году возобновилась просветительская деятельность. Реконструкция храма шла под руководством Епископа Марка и при активном участии губернатора Хабаровского края В.И. Ишаева. Возглавил работы заслуженный архитектор России, профессор Н.П. Крадин. анализ сохранившихся частей здания и дореволюционных фотографий позволил ему воссоздать церковь в ее историческом виде. После передачи здания к работе приступили реставраторы, ведущим инженером реставрационных работ стал Ю.Н. Кривопуск. Деятельная реставрация началась с 1995 года, когда работы под свое попечительство и контроль взяли краевые власти и лично губернатор Хабаровского края В.И. Ишаев. Появились у храма благодетели среди предпринимателей, не оставляющие своим вниманием и попечением работы, предоставлявшие бесплатно тяжелую технику, строительные материалы.

http://sobory.ru/article/?object=10908

После революции Успенский храм стал приходским; настоятелем храма был в это время архимандрит Феогност (Пашков). С 1919 года монахов выселяли из келий под предлогом «уплотнения» жилья, а с 1930 по 1933 год все насельники подворья и активные прихожане храма были арестованы и приговорены к отправке в ссылки и лагеря. Среди арестованных членов общины был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 1934 году Успенская церковь была закрыта и превращена в склад Ленинградского военного порта, а в 1961 году в ней уже открылся крытый каток. На его льду проводили занятия спортивные общества того времени. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону Успения Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор. Со временем каток пришел в упадок, требовалось все большие вложения в ремонт здания. В монастыре Оптина пустынь вопрос о создании своего подворья в Петербурге рассматривался еще до революции. Но только в 1991 году при участии Святейшего Патриарха Алексия II город передал в безвозмездное и бессрочное пользование бывшее подворье Киево-Печерской лавры вновь образованному подворью ставропигиального мужского монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни. Казалось, восстановить храм практически невозможно: стены были испорчены сыростью и грибком, росписи скрыты под слоями штукатурки. В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать Литургию в южном приделе. Регулярные богослужения в храме смогли проводить только с 1993 года. В 1995 году новый настоятель подворья иеромонах (ныне игумен) Ростислав (Якубовский) пригласил к сотрудничеству выпускников Санкт-Петербургской Академии художеств Ярослава Штеренберга и Геннадия Журавлева, создавших бригаду реставраторов, приступивших к восстановлению наружного облика здания и реставрации интерьеров. Средства на возрождение обители собирали всем миром; основным спонсором выступил Вадим Новинский. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Только в 2013 году завершилось воссоздание интерьера и настенных росписей.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3235453...

Викариатства: Киренское (до 1928 г.); Нижнеудинское (1924–1929). 1993 ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ и Марийская. 1917–1919 Тифлисская и Бакинская (Кавказский экзархат). Викариатство: Елисаветпольское. КАЗАНСКАЯ и Татарстанская (до 1949 г. К. и Свияжская; 1949–1957 К. и Чистопольская; 1957–1993 К. и Марийская). Викариатства: Бугульминское (1928–1930); Елабужское (1929–1934); Мамадышское (1920–1927, 1930–1934); Спасское (1923–1929); Чебоксарское (до 1930 г.); Чистопольское (до 1935 г.). КАЛУЖСКАЯ и Боровская. Викариатства: Боровское (1919–1924, 1930–1931); Малоярославецкое (1922–1927), Масальское (1921–1929); Сухиничское (1929–1931). 1993 КЕМЕРОВСКАЯ и Новокузнецкая. КОСТРОМСКАЯ и Галичская. Викариатства: Кинешемское (до 1936 г.); Нерехтское (1919–1920). 1926 КРАСНОДАРСКАЯ и Новороссийская (до 1994 г. К. и Кубанская). Викариатства: Армавирское (1918–1926); Майкопское (1919–1927); Новороссийское (1955–1956). КРАСНОЯРСКАЯ и Енисейская (до 1934 г. Енисейская и К.). 1943–1956 Кременецкая и Дубинская. КРУТИЦКАЯ и Коломенская (до 1947 г. Крутицкая). 1929–1936 Кузнецкая (Куйбышевская обл.). 1925–1930,1935–1937 Кунгурская. 1993 КУРГАНСКАЯ и Шадринская. КУРСКАЯ и Рыльская (до 1954 г. К. и Обоянская; 1954–1967 К. и Белгородская). Викариатства: Бежецкое (1921–1922); Белгородское (до 1933 г.; 1993–1995); Дмитриевское (1926–1927); Ливенское (1934–1935); Новооскольское (после 1917 г.– 1927); Рыльское (до 1935 г.). 1930–1937 Кустанайская (1935–1937 Актюбинская и Кустанайская). 1926–1936 Липецкая. МАГАДАНСКАЯ и Чукотская (до 1990 г. М. и Камчатская). 1994 МАЙКОПСКАЯ и Армавирская. 1923–1937 Минусинская. 1933–1937 Моршанская. МОСКОВСКАЯ. Викариатства: Богородское (1921–1936); Бронницкое (1923–1927, 1934–1936, с 1996 г.); Верейское (1930–1993 упразднено); Волоколамское и Юрьевское (1937–1961 упразднено); Дмитровское; Егорьевское (1921–1936); Зарайское (с 1965 г.); Звенигородское (упразднено 1962–1974); Истринское (с 1990 г.); Каширское (1927–1936, с 1988 г.); Клинское (1921–1923; с 1992 г.); Коломенское и Красногорское (с 1995 г.); Можайское; Одинцовское (с 1994 г.); Орехово-Зуевское (1926–1936; с 1988 г.); Подольское (1920–1971; с 1986 г.); Сергиевское (1921–1962); Серпуховское (1937–1977 упразднено) ; Солнечногорское (с 1980 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Арх.: ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 238. Л. 243; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 77; Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-82581; Д. П-20694; Д. П-89305. Т. 5. Л. 380 об.; Архив УФСБ по Респ. Карелия. Д. П-18778. Соч.: Письмо еп. Петергофскому Николаю//Соборный разум. 1922. 1/2. С. 7-8. Ист.: Вестник Св. Синода. 1926. 7. С. 5-6; ЖМП. 1931. 1. С. 5; 1933. 16/17. С. 9; 1935. 23/24. С. 1; Акты свт. Тихона. С. 260, 364, 366-368, 373, 770, 849, 966; Чуков Н. , прот. Один год моей жизни: Страницы из дневника/Публ. В. Антонова//Минувшее: Ист. альманах. М., СПб., 1993. Т. 15. С. 465, 524, 525, 537, 528-603; Чельцов М. , прот. В чем причина церк. разрухи в 1920-1930-х гг./Публ. В. Антонова//Там же. 1994. Т. 17. С. 427-429, 434-436, 441-442; он же. Когда отменили расстрел... Письма к жене из заключения/Публ. В. Антонова//Там же. 1998. Т. 24. С. 384, 388, 389, 392-396, 401-405, 412-415, 419, 430; Ленинградский мартиролог, 1937-1938: Кн. жертв полит. репрессий. СПб., 1995. Т. 1: Авг.-сент. 1937 г. С. 468; Следственное дело Патр. Тихона. М., 2000. С. 314; Антонов В. В. , Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 2003. С. 53, 200. Лит.: Заковский Л. Шпионов, диверсантов и вредителей уничтожим до конца!//О методах и приемах иностр. разведывательных органов и их троцкистско-бухаринской агентуры: Сб. М., 1937; Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы: 1925-1941: Восп. Paris, 1977. С. 77-79; «Дело» митр. Вениамина. М., 1991. С. 12, 38, 83, 86, 91-92; Иоанн (Снычёв), митр. Стояние в вере: Очерки церк. смуты. СПб., 1995; Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917-1945. СПб., 1995. С. 10, 14, 111, 113, 119; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 89, 90, 140, 158-160, 191, 192, 369, 391, 500; Синодик СПб. епархии. С. 10, 25-26; С.-Петерб. ЕВ. 1998. Вып. 20. С. 128-129; Черепенина Н. Ю. , Шкаровский М. В. Правосл. храмы С.-Петербурга 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 29, 67, 117, 146, 271; они же. С.-Петербургская епархия в свете архивных мат-лов: 1917-1941: Сб. док-тов. СПб., 2000. С. 125, 132, 219, 222, 228; Петров М. Н. Крест под молотом. Вел. Новгород, 2000. С. 197, 203, 268-274, 284-286, 303; Обновленческий раскол: Борьба обновленцев и тихоновцев в Карелии и ее последствия//Очерк истории Православия в Карелии [http://eparhia.onego.ru/hist_7.htm].

http://pravenc.ru/text/150215.html

Наиболее частой разновидностью Д. являются Д. от брачных препятствий. При этом действует общее правило, по которому Д. возможна только в отношении препятствий по церковному, а не естественному праву. Так, запрещена Д. от препятствий, проистекающих из близкого родства (по прямой линии и до 2-й степени по боковой линии), т. к. с т. зр. католич. каноники речь идет о запрете естественного права (CIC. 1078 § 3). К компетенции Папского престола относятся Д. от следующих препятствий к браку: священный сан, публичный обет безбрачия в ордене или монашеской конгрегации понтификального права, брак убийцы с супругой(-ом) убитого (CIC. 1078). Если речь идет о вопросах совести (закрытом суде, forum internum), Д. отнесена к компетенции Апостольской пенитенциарии . При этом сведения о предоставленной Д. заносятся в секретный архив курии еп-ства на тот случай, если скрытое препятствие подвергнется огласке и возникнет необходимость в Д. в т. н. открытом суде (forum externum). В чрезвычайных случаях местный епископ вправе предоставлять Д. от любых препятствий канонического права (кроме Д. от обета безбрачия). В случае невозможности обратиться в данных условиях к епископу право предоставить Д. получает приходский настоятель, священник или диакон, к-рые ассистируют при совершении бракосочетания (CIC. 1079 § 2). При тех же обстоятельствах право предоставлять Д. от тайных препятствий в области внутренней подсудности (forum internum) принадлежит также духовнику. Лит.: Suarez F. Tractatus de legibus ac Deo legislatore. Lib. 6, 9. Conimbriae, 1612. Madrid, 19712; Corradus P. Praxis dispensationum apostolicarum. Venetiae, 16996; Thomassin L. Ancienne et nouvelle discipline de l " Église touchant les bénéfices et les bénéficiers. P., 1681. Vol. 3. Pt. 2. Cap. 24 (переизд.: Bar-le-Duc, 1867. Vol. 7); Böhmer J. H. Jus ecclesiasticum protestantium. Halle, 17403. T. 4; Collet M. Traité des dispenses en général et particulier. P., 1752-17533. 3 vol.; Stiegler M. A. Dispensation, Dispensationswesen u. Dispensationrecht im Kirchenrecht. Mainz, 1901. Bd. 1; Brys J. De dispensatione in jure canonico. Brugae, 1925; Couty A. Les dispenses en droit canonique//Revue catholique des institutions et du droit. P., 1933. Vol. 71. P. 174-184; Hove A. , van. De privilegiis: De dispensationibus. Mechelen, 1939; Restrepo-Uribe L. De episcoporum ordinaria dispensandi facultate. Medelii, 1939; Villien A. Dispenses//DTC. 1939. Vol. 4. Col. 1428-1440; Naz R. Dispense//DDC. 1949. Vol. 4. Col. 1284-1296; Plöchl W. M. Geschichte des Kirchenrechts. W., 1953-1969. 5 Bde; Feine H. E. Kirchliche Rechtsgeschichte. Köln, 19725. Bd. 1; Commento al Codice di Diritto Canonico/A cura di P. V. Pinto. R., 1985; Vela L. Dispensa//Nuovo dizionario di diritto canonico. Mil., 1993. P. 420-421; Paolis V. , de. Dispensa dagli impedimenti matrimoniali//Ibid. P. 421-424; Chiappetta L. Sommario di diritto canonico e concordatario. R., 1995.

http://pravenc.ru/text/178549.html

Лит.: Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847. С. 31; Никольский Ф. Я. Портрет Ростовского митр. Ионы//Ярославские ГВ. 1855. 10. Ч. неофиц. С. 65-67; Иерархи ростовско-ярославской паствы в преемственном порядке, с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 146-151; Строев. Списки иерархов. Стб. 333, 340; Израилев А. А., прот. Ростовские колокола и звоны. СПб., 1884; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884 3. С. 235; Титов А. А. Митр. Иона III Сысоевич и его постройки в кремле Ростова Великого//ИВ. 1885. Т. 22. Окт. С. 88-101; он же. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 71-73; он же. Синодики XVII и XVIII вв. ростовского Успенского собора. Ростов, 1903. С. 11, 13; он же. Кремль Ростова Великого. М., 1905; Каптерев Н. Ф. Приезд в московский Успенский собор Никона патриарха и дело Ростовского митр. Ионы//ПрТСО. 1887. Ч. 40. С. 277-329; Барсов Е. В. Новые мат-лы для истории старообрядства XVII-XVIII вв. М., 1890; Летописец о Ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 13-14, 21-23; Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, Переяславского чудотворца; Повесть о обретении мощей и чудеса его. М., 1908. С. XXXIII-XXXVI; Воронин Н. Н. Ростовский «кремль»//Из истории докапиталист. формаций: Сб. ст. М.; Л., 1933. С. 655-680; Пуцко В. Г. Ростовский потир митр. Ионы//Сов. арх. 1971. 4. С. 250-255; Иванов В. Н. Ростов. Углич. М., 1975 2. С. 28-119; Баниге В. С. Кремль Ростова Великого XVI-XVII вв. М., 1976; Буланин Д. М. Иона Сысоевич//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 93-98; Бусева-Давыдова И. Л. Архитектурные особенности храмов Ростовской митрополии//Искусство Др. Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 159-168; она же. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия XVII ст. М., 2008; Румянцева В. С. Патр. Никон и Ростовский митр. Иона//ИКРЗ, 1995. Ростов, 1996. С. 118-124; Никаноров А. Б. «Колокольня с нотным звоном»//СРМ. 1995. Вып. 7. С. 5-17; Смирнов Д. В. К вопросу о названии колоколов ростовской звонницы//ИКРЗ, 1997. Ростов, 1998. С. 164-166; Вахрина В. И. Иконы Ростовского архиерейского дома//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 134-143; она же. К истории почитания чудотворной Владимирской-Ростовской иконы Пресв. Богородицы в Успенском соборе Ростова Великого//Там же. 2002. Вып. 6. С. 197-213; она же. Храмовая икона ц. Воскресения Ростовского архиерейского дома//Ростовский архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: Мат-лы конф., 21-23 сент. 2005 г. Ростов, 2006. С. 180-190; Никитина Т. Л. Церковь Воскресения в Ростове Великом. М., 2002; она же. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002; она же. Церковь Спаса на сенях в Ростове Великом. М., 2002; Сагнак И. В. Два предания о происхождении митр. Ростовского Ионы (Сысоевича)//ИКРЗ, 2001. Ростов, 2002. С. 104-119; Виденеева А. Е. Ростовский архиерейский дом и система епархиального управления в России XVIII в. М., 2004 (по указ.); Рутман Т. А. Храмоздательная деятельность митр. Ионы в Ярославле//ИКРЗ, 2003. Ростов, 2004. С. 428-437.

http://pravenc.ru/text/578324.html

Сведения о церковно-адм. принадлежности Курского Посемья в домонг. период в источниках отсутствуют. Вероятно, эта территория входила в состав Черниговской епархии (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ). Однако, учитывая длительную политическую связь Курского Посемья с Переяславлем, нельзя исключать, что во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. оно состояло в ведении Переяславских, а не Черниговских епископов. Рыльск во 2-й пол. XIII - нач. XVI в. относился к Брянской епархии, затем вошел в состав Смоленской епархии (см. Смоленская и Вяземская епархия ), а после Деулинского перемирия 1618 г. был включен в Патриаршую область . В состав последней со времени своего основания в 1596 г. входил и совр. Курск. В 1667 г. была учреждена Белгородская и Обоянская епархия (см. Курская и Рыльская епархия ), к которой были отнесены Курский и Обоянский уезды, а также, по-видимому, Суджа. Проектом переустройства епархиального деления, обсуждавшимся на Московском соборе 1681-1682 гг., предполагалось, в частности, учреждение епископской кафедры в Курске, однако это не было осуществлено. В 1742 г. Рыльск вошел в состав Московской епархии , преобразованной из Московской Синодальной области. В 1764 г. этот город был приписан к Севскому и Брянскому викариатству Московской епархии. В 1788 г. при его преобразовании в Орловскую и Севскую епархию (см. Орловская митрополия , также Орловская и Болховская епархия ) Рыльск, согласно указу Екатерины II Алексеевны о приведении епархиальных границ в соответствие с губернскими, был передан в Белгородскую епархию (см. Белгородская и Старооскольская епархия ). В 1787 г. Белгородская и Обоянская епархия переименована в Белгородскую и Курскую, в 1799 г.- в Курскую и Белгородскую. В 1833 г. епархиальные учреждения переведены из Белгорода в Курск. В 1905 г. в составе Курской епархии было образовано Белгородское викариатство во главе с викарным архиереем, находившимся в подчинении курского правящего архиерея, в 1906 г.- Рыльское викариатство . В 1926 г. учреждено Дмитровское викариатство , прекратившее свое существование в том же году после ареста местного викарного епископа. В 1933 г. Белгородское вик-ство преобразовано в епархию, независимую от Курской. Она просуществовала до 1935 г., в том же году было упразднено Рыльское вик-ство. В 1993 г. было возрождено Белгородское вик-ство Курской епархии, преобразованное в 1995 г. в самостоятельную епархию. 26 июля 2012 г. учреждена Курская митрополия , состоящая из 3 епархий (Курской и Рыльской, Железногорской и Льговской, Щигровской и Мантуровской ). Община Украинской православной церкви (Киевский патриархат)

http://pravenc.ru/text/2462317.html

Викариатства: Березовское (1917–1924); Курганское (1924–1934). до 1937 г. Томская и Алтайская. Викариатства: Барнаульское (до 1927); Кузнецкое (1924–1929). ТУЛЬСКАЯ и Белевская (1919–1920 Т. и Веневская; 1920–1944 Т. и Одоевская). Викариатства: Белевское (1920–1937); Веневское (1928–1933); Епифанское (1920–1922); Ефремовское (1924–1929); Каширское (до 1926 г.); Новосильское (1920–1924). УЛЬЯНОВСКАЯ и Мелекесская (до 1923 г. Симбирская и Сызранская; 1923–1944 У.; 1944–1959 У. и Мелекесская; 1959–1988 присоединена к Куйбышевской епархии). Викариатства: Алатырское (до 1934 г.); Ибресинское (1924); Мелекесское (1929–1935); Сызранское (1923–1928). УФИМСКАЯ и Стерлитамакская (до 1928 г. У. и Мензелинская; 1928–1944 У. и Давлекановская; 1945–1952 У. и Башкирская). Викариатства: Аскинское (1923–1926); Байкинское (1923–1928); Белебеевское (1920–1937); Бирское (1922–1928); Давлекановское (1922–1928); Златоустовское (1917–1931); Мензелинское (1923–1924); Саткинское (единоверческое, после 1917 г.– 1937); Староуфимское (1922–1925); Стерлитамакское (1922–1929); Усть-Катавское (1925–1926). 1946 ХАБАРОВСКАЯ и Приамурская (1946–1958 Х. и Владивостокская; 1958–1988 присоединена к Иркутской епархии; 1988–1990 Х. и Владивостокская; 1990–1993 Х. и Благовещенская). ЧЕБОКСАРСКАЯ и Чувашская. ЧЕЛЯБИНСКАЯ и Златоустовская (1918–1926 Ч. и Троицкая; 1926–1935 Ч. и Миасская; 1935–1947 упразднена; 1947–1960 Ч. и Златоустовская; 1960–1988 присоединена к Свердловской епархии). Викариатства: Троицкое (1925–1931). 1934–1937 Череповецкая. ЧИТИНСКАЯ и Забайкальская (до 1920 г. Забайкальская и Нерчинская; упразднена в 1937–1993 гг.; восстановлена в 1994 г.). Викариатства: Селенгинское (до 1923 г.). 1995 ЭЛИСТИНСКАЯ и Калмыцкая. 1993 ЮЖНОСАХАЛИНСКАЯ и Курильская. ЯКУТСКАЯ и Ленская (1937–1992 упразднена; 1993–1995 Я. и Вилюйская). Викариатства: Колымское (1926–1928). 1927–1932 Ялуторовская (Тюменская обл.). ЯРОСЛАВСКАЯ и Ростовская. Викариатства: Любимское (1922–1928); Романовское (1921–1927); Ростовское (1920–1935); Рыбинское (до 1930 г.); Тутаевское (1930–1932); Угличское (до 1963 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Скачать epub pdf Епархии Русской Православной Церкви Список составлен в ЦНЦ «Православная энциклопедия» при участии А. С. Буевского по материалам: Иоанн (Снычев), игум. Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. 2-е изд. Куйбышев, 1963 (машинопись); он же. Состав российской православной церковной иерархии за период 1962–1972 гг. Куйбышев, 1973; то же за 1973, 1975, 1976, 1977, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1986, 1988, 1990, 1991, 1992 гг. (машинопись); а также по материалам архива ОВЦС. Россия 1995 Абаканская и Кызылская. АРХАНГЕЛЬСКАЯ и Холмогорская (1988–1995 А. и Мурманская). Викариатство: Пинежское (1917–1920, 1925). АСТРАХАНСКАЯ и Енотаевская (1917–1935 А. и Царевская; 1935–1949 А. и Сталинградская; 1949–1952 А. и Саратовская; 1952–1959 А. и Сталинградская). Викариатство: Енотаевское (1917–1931). 1934–1937 Ачинская. 1930 БАРНАУЛЬСКАЯ и Алтайская (1930–1937 Б.; 1937 Б. и Бийская; 1938–1993 упразднена; восстановлена в 1994 г.). Викариатство: Рубновское (1924–1931). 1933 БЕЛГОРОДСКАЯ и Старооскольская (1933–1934 Б.; 1942–1944 Б. и Грайворонская; 1945–1994 упразднена). 1919–1937 Бийско-Алтайская. БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ и Тынденская (до 1935 г. Приамурская и Б.; 1936–1992 упразднена). Викариатство: Хабаровское (1926–1933). 1934–1936 Боровичская. 1921 БРЯНСКАЯ и Севская (до 1945 г. Б.; 1946–1994 упразднена). Викариатство: Новозыбковское (1922–1923). 1926–1957 Великолуцкая и Торопецкая. 1918–1937 Великоустюжская и Усть-Вымская. ВЛАДИВОСТОКСКАЯ и Приморская (до 1918 г. В. и Камчатская; 1918–1932 Приморская и В.; 1946–1958 Хабаровская и В.; 1958–1989 упразднена). Викариатства: Камчатское и Петропавловское (на правах самостоятельной, 1918–1920, 1928–1929); Никольско-Уссурийское (до 1932 г.); Охотское (1928–1932). до 1922 г. Владикавказская и Моздокская. ВЛАДИМИРСКАЯ и Суздальская (1917–1922 В. и Шуйская). Викариатства: Вязниковское (1921–1928); Иваново-Вознесенское (1923–1933); Ковровское (1920–1925); Мстерское (1917–1933); Муромское (до 1933 г.); Переславское (до 1935 г.); Суздальское (до 1932 г.); Юрьево-Польское (до 1932 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010