Сурдегис. Сурдегский Свято-Духов монастырь. Карта и ближайшие объекты Сурдегский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь — православная обитель, действовавшая с 1627 по 1917 гг. в местечке Сурдеги, в Вилькомирском уезде Ковенской губернии (ныне — Аникщяйский район Утенского уезда Литвы). До 1840-х гг. монастырь был заштатным. В 1842 г. обитель была причислена к третьему классу со штатным причтом: настоятель, пять иеромонахов, два иеродиакона, один монах и четверо послушников. Из казны монастырю полагалось 1540 руб. серебром (позже эта сумма была увеличена до 1840 руб. серебром). Эти деньги расходовались на содержание монастыря, монашествующих, прислуги, письмоводство. В 1853 г. в монастыре было 15 построек разного назначения. В связи с военными действиями в период Первой мировой войны, в 1916-1917 гг. братия монастыря была эвакуирована в Москву. В 1917 г. монастырь был закрыт. Ансамбль монастыря состоял из Соборной церкви во имя Сошествия Св. Духа на апостолов, настоятельского корпуса с домовой церквью во имя Успения Пресвятой Богородицы, братского корпуса, ограды и двух часовен. С 1918 г. монастырский храм и часть зданий принадлежат католическому приходу. На погосте Соборной церкви во имя Сошествия Св. Духа на апостолов (ныне — католический костел) похоронен князь, отставной поручик Андрей Петрович Шаликов (1823-1896). Согласно литовским православным ресурсам, «православный народ не забывает это место, которое на протяжении трехсот лет было духовным центром региона, и регулярно навещает Сурдегис». Комментарии и обсуждение В 2019 году создана Ассоциация, начат процесс возрождения и консервации объекта, в проект приглашен Международный союз ремесленников The International Union of Craftspeople.  13 ноября 2019. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37168

евреи играли важную роль в экономике Российской империи (экспорт зерна, древесины, промышленность, железнодорожное строительство). В 1897 г. евреи составляли от 10 до 17% населения Виленской, Ковенской, Гродненской и Сувалкской губерний. В Ковно их доля составляла 35%, в Вильне - 43-47, в Вилькомире - 53,8%. В то же время росло количество евреев, эмигровавших из Российской империи. Так, за 1897-1917 гг. из Виленской губ. в США выехали 53 тыс. евреев. В нач. XX в. усилилось сотрудничество литовской интеллигенции с евреями: сначала по вопросу выборов в Госдуму Российской империи (с целью успешной конкуренции с поляками), затем с целью защиты интересов Л. на международной арене, прежде всего возвращения Вильны, где была большая и влиятельная евр. община. Евреи были введены в правительство Л. и включены в делегацию на Парижской мирной конференции, записывались в армию добровольцами, избирались в сейм. В 1920 г. на конференции представителей евр. кагалов был сформирован Еврейский национальный совет Литвы (Ваад) из 34 членов, уполномоченный решать социальные и культурные вопросы жизни евр. населения Л. Их численность в это время оценивалась от 150 до 250 тыс. чел., при этом они занимались предпринимательством, правом, искусством, журналистикой, медициной, контролировали ок. 40% промышленности, 54% внутренней торговли, 20% экспорта и 40% импорта Л. Это обостряло конкуренцию с литовцами и порождало в обществе антиевр. настроения, к-рые, впрочем, пресекались Сметоной. Евреи активно включились в деятельность коммунистических и рабочих организаций, контролируемых из Москвы (КПЛ, Международная орг-ция помощи борцам революции), а в 1940-1941 гг. участвовали в установлении советской власти в Л. Более 90% литов. евреев погибли в период второй мировой войны. В наст. время (перепись 2011 г.) в Л. проживают ок. 3 тыс. евреев, из них ок. 1,2 тыс. иудеев. Караимы Караимы были поселены в Троках кн. Витовтом в результате походов 1397-1398 гг. Уже в 1-й пол. XV в. они, не будучи христианами, получили Магдебургское право самоуправления и подчинялись старосте, к-рый в свою очередь подчинялся лишь вел.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Политический кризис затянулся. Принятие Государем на себя верховного командования было принято на фронте хорошо. Большинство высших начальников и все Великие Князья (не считая Петра Николаевича, брата ушедшего) были рады происшедшей перемене. Исторические предсказания изнервничавшихся министров о катастрофах не оправдались. Вот живая картинка того времени. «Мы стояли и разговаривали втроем, когда принесли телеграмму о принятии Государем командования, генерал Крымов, командир местного пехотного полка и я», - так рассказывал мне бывший комендант г. Львова, граф Адлерберг, - «я выразил большую радость. Слава Богу, сказал генерал Крымов. Пехотный же командир полка перекрестился. Я спросил его, почему он крестится. Разве так было плохо раньше? И командир начал рассказывать, как много несправедливостей делала старая Ставка. Теперь все переменится, говорил командир. Будет правда Царская». И, действительно, из новой, Царской Ставки повеяло спокойствием, правдой и справедливостью. Переломом к лучшему на фронте явилась так называемая Вильно-Молодечненская операция. Вот в чем заключалась она. К концу августа, продолжая нажимать по всему фронту, немцы перешли за линию Вилькомир-Гродно-Пружаны-Кобрин. Наш Северо-Западный фронт, которым теперь командовал генерал Эверт, тянулся от озер, что севернее Свенцян на Троки-Ораны-Мосты-Зельва-Ружаны и озеро Черное у истоков Ясельды. Левый фланг этого фронта упирался в болотистое Полесье, которое отделяло этот фронт от Юго-Западного. Севернее фронта генерала Эверта тянулся Северный фронт, подчиненный генералу Рузскому. Стык между Севериным и Северо-Западным фронтами был занят нашими слабыми по численному составу кавалерийскими частями. На это-то слабое наше место, и обрушились немцы в начале сентября. Собрав сильную ударную массу войск в районе Вилькомира, немцы обрушились на участок между Двинском и Вильной и прорвали его. Левый фланг нашего Северного фронта отступил, загнувшись к Северо-Востоку, а правый фланг Северо-Западного отступил, загнувшись к Юго-Западу. В образовавшийся проход устремилась масса германской кавалерии. 1-го сентября немцы заняли Свенцяны. Их кавалерия с конной артиллерией продвинулась вглубь до района железной дороги Молодечно-Полоцк.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/12/...

Казанцев П. Закон Божий/П. Казанцев//Педагогические известия. 1917. N 3-4 (октябрь-ноябрь). С. 32-42; Курсы по народному образованию//Педагогические известия. 1917. N 3-4 (октябрь-ноябрь). С. 70-71; Знаменский В., свящ. О положении церковно-школьного вопроса в настоящее время/свящ.В.Знаменский//Саратовские епархиальные ведомости. 1917. N 24 (21 августа). С. 856; Кортнев В[ячеслав], свящ. В защиту Закона Божия (Копия приходского приговора с. Синеньких Саратовского уезда от 18-го июля 1917 года/свящ. Вячеслав Кортнев//Саратовские епархиальные ведомости. 1917. N 25 (1 сентября). С. 903; Соловьёв С., свящ. Петровский уездный съезд духовенства и мирян 25-26 мая 1917 г./свящ. С. Соловьёв//Саратовские епархиальные ведомости. 1917. N 17-18 (11-21 июня). С. 615; Съезд законоучителей Саратовских начальных церковных и городских школ//Саратовские епархиальные ведомости. 1917. N 21 (21 июля). С. 709-710; Донской областной учительский съезд. С 21 по 27 мая включит[ельно] 1917 г.: [Материалы]. Новочеркасск, 1917. 33 с. [Постановления 2-й секции: Начальная школа и её задачи, цели и программы. С. 13.]; Труды 3-го Донского Законоучительского Съезда 22-23 августа 1917 г. Новочеркасск, 1917. 35 с. - Содерж.: Гудков А[ндрей], свящ. Краткий доклад о работах Всероссийского Законоучительсткого Съезда 1917 года (С. 4-7); Отчёт о деятельности Донского Епархиального Законоучительского Братства за 1-й год его существования (1916-1917 уч. год) (С. 8-13); Донецкий Т[ихон], прот. Курс Закона Божия в выпускном классе средней школы (С. 24-29); Проект Устава Кирилло-Мефодиевского Донского Законоучительского Братства (С. 33-35). Пожелания об изменении постановки Закона Божия//Педагогический сборник. 1901. Ноябрь. (Книжка 419). С. 426. (С. 425-432). Костикова М.Н. Вероисповедная политика Министерства Народного Просвещения Российской Империи в XIX веке: автореф. ... дис. д-ра пед. наук: 13.00.01/М.Н. Костикова. - Курск, 2002. С. 5. (40 с.); Она же. К вопросу о новейшей истории профессионального религиозного образования/И.Н. Костикова//Государство, религия и Церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень 3 (20). М.: Изд-во РАГС, 1999. С. 123-142.

http://bogoslov.ru/article/453126

Постановление Временного Правительства «О свободе июля 1917 г.]//Церковные Ведомости. 1917. 31. 29 июля. С. 247-248. Временное положение о преподавании Закона Божия в правительственных, общественных и частных с правом правительственных, учебных заведений Министерства народного просвещения [заслушано на заседании Государственного комитета 29 июля 1917 г.]//ГАРФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 22. Л. 31; То же//Бюллетени Государственного Комитета по народному образованию при Министерстве народного просвещения. 1917. 4-5. С. 9. Докладная записка Департамента народного просвещения о некоторых изменениях в постановке учебной части в учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения, в связи с постановление Временного правительства от 14 июля 1917 г. о свободе совести (6 сентября 1917 г.)//ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 409. Л. 1. Из «Вестника Временного Правительства»//Педагогические известия. 1917. 3-4 (октябрь-ноябрь). С. 73-74. Выписка из протокола 3 съезда учащих г. Мариуполя и уезда, 9 августа 1917 г.//ГАРФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 26. Л. 219. Резолюция 1-го Всероссийского родительского съезда в Москве (7-10 августа 1917 г.) [секции по религиозно-нравственному обучению и воспитанию]//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 397. Л. 4. Выписка из протокола Соборного совета от 28 сентября 1917 г. за 15//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 397. Л. 38. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви 2 декабря 1917 г.//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 14. Постановление Наркомпроса РСФСР «О передаче всех учебных заведений в ведение Народного Комиссариата по просвещению» от 23 февраля 1918 г. [Электронный ресурс] URL: http://law-news.ru/cp/c25/page_243.html (дата обращения: 28.10.2008). [Декрет ВЦИК «Об единой трудовой школе РСФСР» (Положение) 1918 г.]//Систематический сборник важнейших декретов. 1917-1920. М., 1920. C. 187; Постановление Народного Комиссариата по Просвещению от 23 апреля 1921 г. (Протокол Коллегии Наркомпроса 17-го заседания)//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 6. Д. 19. Л. 59; Циркулярное разъяснение Наркомюста, НКВД и Наркомпроса 200 всем Губисполкомам об использовании зданий, предназначенных для богослужебных целей и других надобностей. (по дате заверенной копии - 17 октября 1921 г.)//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 6. Д. 19. Л. 61; Разъяснение V отдела Наркомюста 227, 8 мая 1922 г.//Гидулянов П.В. Отделение Церкви от Государства в СССР. Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верхсуда РСФСР и других советских социалистических республик...[Систематизированный сборник действующего в СССР законодательства]/Под ред. П.А. Красикова. М.,1926. С. 368-369; Циркуляр НКВД 336 всем губотделам управления (по губликвидкому) от 31 июля 1923 г.//ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 344.

http://bogoslov.ru/article/1040742

После Февральской революции 1917 г. мн. Е. в. прекратили существование, другие выходили нерегулярно, иногда в газетном формате. Появились новые заглавия: «Вестник Екатеринославского губернского комитета Православной Церкви» (март-авг. 1917, в сент.-дек. выходил под названием «Свободная Церковь»), «Церковная правда: Свободный голос клира и мирян о церковных делах» (апр.-нояб. 1917, с приложением «Известий по Симбирской епархии» - по июль 1918), «Оренбургский церковно-общественный вестник» (апр. 1917 - дек. 1918), «Известия Екатеринбургской Церкви» (апр. 1917-1919), «Голос свободной Церкви» (Рязанская епархия, май 1917 - июль 1918), «Православная Волынь» (май 1917-1918), «Вестник церковного единения» (Воронежская епархия, июнь 1917 - июль 1918), «Костромской церковно-общественный вестник: Журнал для духовенства и мирян Костромской епархии» (июль 1917 - март 1918), «Донская христианская мысль» (июль 1917 - нояб. 1919), «Бессарабский церковный голос» и «Голос Бессарабской Церкви» (1917), «Петроградский церковно-епархиальный вестник» (1918), «Киевский епархиальный вестник» (1918), «Курский епархиальный вестник: Издание духовенства и мирян Курской епархии» (1918), «Официальные известия по Омской епархии» (1918), «Голос духовенства и мирян Черниговской епархии» (1918), «Голос Подольской Церкви» (1918), «Томский церковно-общественный вестник» (1918, в 1919 возобновилось изд. «Томских епархиальных ведомостей» ), «Уфимский церковно-народный голос» (1918-1919), «Голос Якутской Церкви» (1918-1919). В 1917 г. офиц. издания выходили в 61 епархии, в 1918 г.- в 46, в 1919 г.- в 15 епархиях, из них лишь 3 - в губерниях, занятых большевиками («Владимирские ЕВ», «Новгородские ЕВ» и «Вестник Орловского епархиального совета»). В 1920-1922 гг. выходили «Архангельские ЕВ» (янв.-февр. 1920), «Распоряжения Высшей церковной власти» (Вятка, 1920), «Голос свободной Церкви» (Владивосток, 1920), «Известия епархиального совета» (Владивосток, 1921-1922), «Забайкальский церковно-общественный вестник» (Чита, сент. 1921 - окт. 1922).

http://pravenc.ru/text/190001.html

Ист.: Определения Святейшего Синода за 6 марта - 4 окт. 1917 г.//ЦВед. 1917. 9-42; Сб. указов и постановлений Временного правительства. Пг., 1917. 2 вып.; Собор, 1918. Деяния. Т. 1; Жевахов Н. Д. Восп. тов. обер-прокурора Св. Синода. М., 1993. 2 т.; Любимов Н. , протопр. Дневник о заседаниях вновь сформированного Синода (12 апр.- 12 июня 1917 г.)//Рос. Церковь в годы революции (1917-1918). М., 1995. С. 15-120. (Мат-лы по истории Церкви; Кн. 8); Февральская революция: Сб. док-тов. М., 1996; Грюнберг П. Н. О положении епископата РПЦ при Временном правительстве: (По новооткрытым источникам)//Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты. М., 2002. С. 69-163. Лит.: Титлинов Б. В. Церковь во время революции. Пг., 1924; Карташёв А. В. Временное правительство и Рус. Церковь//Из истории христ. Церкви на родине и за рубежом в XX ст.: Сб. М., 1995. С. 9-27. (Мат-лы по истории Церкви; Кн. 5); Фруменкова Т. Г. Высшее правосл. духовенство России в 1917 г.//Из глубины времен. СПб., 1995. 5. С. 74-94; она же. Синод и Февральская революция//Февральская революция: Сб. науч. ст. СПб., 1995; она же. Деятельность В. Н. Львова на посту обер-прокурора Св. Синода//Рос. интеллигенция на ист. переломе: 1-я треть XX в.: Сб. СПб., 1996; Бовкало А. А. Февральская революция и проблемы взаимоотношений Церкви и гос-ва//Церковь и гос-во в рус. правосл. и зап. лат. традициях: Мат-лы конф. 22-23 марта 1996 г. СПб., 1996; Смолич. История РЦ. Кн. 8. Ч. 2. С. 720-743; Редькина О. Ю. Политика Временного правительства (февр.-окт. 1917 г.) в отношении инославных и иноверных исповеданий//Гос-во, религия, Церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 1998. 5. С. 64-85; Одинцов М. И. На пути к Поместному Собору (февр.-авг. 1917 г.)//Религиоведение. 2001. 2. С. 9-30; Соколов А. В. Св. Синод и Временное правительство: Февр.-апр. 1917 г.//Вестн. молодых ученых: Ист. науки. 2001. 2; Гайда Ф. А. Рус. Церковь и полит. ситуация после Февральской революции 1917 г.: (К постановке вопроса)//Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты. М., 2002. С. 60-68; Бабкин М. А. Духовенство РПЦ и Февральская революция 1917 г. М., 2002; Фирсов С. Л. Рус. Церковь накануне перемен: (Кон. 1890-1918 гг.). М., 2002. С. 485-565.

http://pravenc.ru/text/155432.html

2-4, 6-21, 23, 24; 1877. 2, 3, 5, 9-18, 21), «К столетию 1-го Орловского духовного училища» (1918. 1, 2, 5/6-12) Д. Д. Готовицкого. В целом в номерах журнала за 1917-1918 гг. представлена хроника революционных потрясений в Орловской губ. и по всей России, а также реакция на них церковных людей, прежде всего клириков. Еп. Макарий (Гневушев) напомнил о долге правосл. людей «перед Родиной, ныне находящейся в тяжелом, опасном и переходном состоянии» в «Архипастырском послании» (1917. 12/13/14. С. 215-227), а в обращении «К православному духовенству Орловской епархии» (1917. 22. С. 333-346) констатировал, что «захватывают в свои руки власть люди, жаждущие только разорения государственного» (в том же номере опубл. указ Синода об увольнении еп. Макария на покой). Революционный разгул и анархия, последовательные гонения на Церковь после Октябрьского переворота описаны в статье «Темный лик России» В. Азбукина (1917. 27/28. С. 83-87), в анонимных публикациях «Дни ожесточения» (1917. 44/45. С. 393-395), «Расстрел священника [сщмч. Иоанна Кочурова]» (1917. 46/47. С. 447-448), «Церковный Собор в дни междоусобной брани в Москве» (1917. 48/49. С. 469-476), «Страждущая Церковь» (1918. 2. С. 39-41), «Гонение на Церковь» (1918. 3/4. С. 60-61), «Церковь в наши дни» (Там же. С. 63-65), «Убийство митр. Владимира [Богоявленского]» (1918. 3/4. С. 77; 5/6. С. 118-120), «Убийство священника [сщмч. Иоанна Панкова] и его семьи» (1918. 11. С. 285-286), «Арест еп. Амвросия [Смирнова] и роспуск епархиального собрания» (1918. 15. С. 390-392), в ст. «Из дневника сельского священника» свящ. М. П. (1918. 16. С. 410-412). В журнале сообщалось об антицерковных декретах новой власти, публиковались ответные постановления и воззвания Собора, послания патриарха Тихона, а также был помещен ряд статей, в которых сделана попытка осмыслить исторические изменения церковно-гос. отношений и собственно церковной жизни в новых условиях, напр. «Церковь и государство» (1917. 20/21. С. 309-318) и «Положение Церкви в различных государствах Европы» (1917. 23/24. С. 351-367) Полунина, «Значение изучения церковной истории для современного пастыря» А. Л. Ключёва (1918. 9. С. 177-182), «К вопросу о реформе церковной жизни» П. Н. Мочульского (1918. 15. С. 380-383; 16. С. 407-410). Исторический интерес представляют яркие публицистические статьи В. Д. Ковригина (впосл. протоиерей) «Тайна Церкви» (1918. 5/6. С. 103-106), «О лекциях бывшего православного миссионера Г. В. Щелчкова» (1918. 17. С. 441-445) и др., а также факт перепечатки из центральных газет статей выпускника Орловской ДС проф. С. Н. Булгакова «О даре свободы» (1917. 36/37. С. 279-282) и «Смысл патриаршества в России» (1917. 48/49. С. 463-469).

http://pravenc.ru/text/2581555.html

С марта 1917 г. в «П. е. в.» публиковали отклики на революционные потрясения и многочисленные, порой противоречивые статьи на социальные темы (с 12 за 1917 журнал выходил без цензуры). Редактор Колосов писал о ценности обретенной свободы («Бойтесь разбить драгоценный сосуд» (1917. 13. С. 225-230)), о многообразии возможного гос. устройства («Христианство, формы государственного правления и социализм» (1917. 16/17. С. 300-303; 18/19. С. 339-355)) и в то же время опасался отделения Церкви от гос-ва («Преждевременная мысль» (1917. 26/27. С. 399-405)). На эту же тему печатали заметки местных авторов (напр., «Взаимоотношения Церкви и государства» А. Рыбакова (1917. 16/17. С. 303-306)) и перепечатывали статьи из других изданий («Религия и государство» прот. Павла Светлова (1917. 28/29. С. 429-433)). Правящий еп. сщмч. Андроник (Никольский) в своих воззваниях не скрывал негативного отношения к состоянию гос. дел, Февральскую революцию именовал «государственным переворотом» («Архипастырское обращение» (1917. 13. С. 217-221); см. также его призыв «К предстоящему Учредительному собранию» (1917. 9. С. 160-164), «К духовенству Пермской епархии» (1918. 3. С. 23-25), «Перед лицом психологии современной разрухи (обращение к духовенству и всем образованным русским людям)» (1918. 4/5. С. 42-47)). Печатались также сатирические заметки и рассказы: «От буржуев житья не стало» Б. Ж. (1917. 26/27. С. 420-422), «Разговор с бестолковым» Тэффи (1918. 1/2. С. 18-21). Среди документов о церковной жизни - «Письма с Церковного Собора» ректора Астраханской ДС прот. Николая Летницкого (1917. 30/32. С. 456-466), постановление патриарха и Синода 65 от 15 февр. 1918 г. (1918. 7/9. С. 76-80), сообщения об обысках в покоях и канцелярии еп. Андроника, о занятии здания ДС под военный отдел исполкома, а здания ДУ - под курсы военных инструкторов («Хроника» (1918. 15/16. С. 145-147)), заметка памяти митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) «Ангел Самарской паствы» свящ. Иоанна Пьянкова (1918. 15/17. С. 161-162). После освобождения Перми от большевиков в возобновленном издании «П. е. в.» были напечатаны «Послание архипастырей и членов Всероссийского Свящ. Собора епархий Сибирских и Приуралья всем членам Православной Церкви епархий, освобожденных от советской власти» (1919. 1. С. 4-7), репортаж о посещении Перми Верховным правителем А. В. Колчаком 1. С. 10-13), «Список священно-церковнослужителей и монашествующих Пермской епархии, павших жертвами большевистского гонения на Св. Церковь» 1. С. 13-19).

http://pravenc.ru/text/2580032.html

Вплоть до принятия Кодекса канонического права 1917 г. круг источников права для католич. Церкви был гораздо шире современного. Так, в Декрете Грациана содержатся разнообразные по происхождению нормы: цитаты из Свящ. Писания, постановления Вселенских и поместных Соборов, акты зап. местных Соборов, высказывания отцов Церкви, декреталии Римских пап, постановления и судебные решения отдельных епископов, постановления рим. императоров и нормы «Corpus iuris civilis» имп. Юстиниана, капитулярии Меровингов и Каролингов, постановления римско-герм. императоров. Одним из основных источников для формирования К. п. было рим. право, и Зап. Церковь в средние века сыграла важнейшую роль в его рецепции в Европе. Большое количество норм К. п., заимствованных из светского права, способствовало разработке средневек. канонистами концепции «апробированного» католич. Церковью светского права, а также концепции рим. права как вспомогательного права (jus suppletorium), обосновывавших их применение, когда каноны не дают ясных указаний. Если доктрина вспомогательного права была в ходу до 1917 г., то концепция «апробированного» права сохраняет актуальность до наст. времени. Римско-католическая Церковь «апробирует» гражданские законы, не противоречащие Божественному праву (CIC. 22). В католич. К. п. учитывается национальное государственное право в части норм, касающихся договоров (CIC (1917). 33 § 2, 1529; CIC. 1290) и сделок (CIC (1917). 1926; CIC. 1714), заключения брака (CIC (1917). 1059, 1063 § 3, 1080 и др.; CIC. 1071 § 1. 2, 1105 § 2), усыновления (CIC (1917). 1059, 1080; CIC. 110, 877 § 3), опеки (CIC. 98 § 2), прескрипций (CIC (1917). 1508; CIC. 197), доказательств в суде с использованием офиц. гос. документов (CIC (1917). 1813 § 2, 1814), завещаний (CIC (1917). 1301 § 1, 1513 § 2; CIC. 668 § 1, 1299 § 2), управления церковным имуществом (CIC (1917). 547 § 2, 1523 § 2; CIC. 1500, 1284 § 2.3, 1286 § 1), препятствий к рукоположению в сан (CIC (1917). 987 § 5) и др. В нек-рых странах, где католицизм являлся гос. религией, К. п. было встроено в систему национального права (в ряде гос-в это положение сохраняется и в наст. время).

http://pravenc.ru/text/1470253.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010