Д.А.: Какие пастырские проблемы были у старой эмиграции? Какая специфика была в ее отношении к Церкви? А.М.: Я застал уже очень маленькую часть прихожан из старой эмиграции. В основном наша эмиграция – выехала во время Второй мировой войны. Тут, скажем, одно было ясно, что они воцерковлялись по большей части уже за границей. В этом есть какая-то параллель с нынешним  положением . Д.А.: Интересно. А.М.: Да. Среди первой эмиграции многие были малоцерковные. То есть они все считали себя, конечно, испокон веков православными, они были готовы положить головы за православие, но в церковь ходить не считали в общем-то нужным – этого вообще раз в году достаточно. Были представители русской аристократии, характеры, описанные в русской литературе. И их вторая эмиграция как-то активизировала. Хотя она была гораздо менее образована в церковном смысле, потому что это были советские люди, но тем не менее время войны их сплотило, и сплотились они именно около Церкви. И таким образом, я думаю, произошло положительное влияние. Д.А.: ...синтез? А.М.: Да. У них были большие трудности в начале между старыми и новыми, сразу после войны. То, что меня больше всего озаботило, это – как в первой, так и во второй эмиграции, – что их дети большей частью отсутствуют в храме. Как это получилось, не могу сказать. У меня  есть один ответ на это: мне кажется, в какой-то мере язык мог играть роль. Скажем, первая эмиграция обычно очень старалась сохранять язык. Но все-таки для молодежи, которая растет за границей, это всегда что-то абстрактное. И поэтому полное отсутствие местного языка в богослужебном цикле  могло способствовать отчуждению этих детей. Я, например, теперь настаиваю на том, чтобы обязательно Евангелие и Апостол читались на двух языках и какая-то из великих ектений тоже на местном языке, потому что я хочу, чтобы дети слышали звуки, которые им более близки, более понятны, чем церковно-славянский язык. Наша вина, что мы не всегда достаточно заботимся о том, чтобы дети говорили по-русски, понимали бы по-славянски. Это не во всех приходах удается. Это, прежде всего, конечно, задача для уроков по закону Божию. Это, может быть, одна сторона, но это не все. Почему они начали отсутствовать? Я не могу сказать. Это самое печальное явление. Они появляются обычно уже на смертном одре. Вот тогда встречаем, тогда Церковь нужна.

http://bogoslov.ru/article/4136142

А за советом люди, облеченные властью, приходят? У нас не любят советоваться, скорей поделиться. Не секрет, что обстановка у нас в регионе не самая простая, и люди порой приходят ко мне поговорить, иногда и пожаловаться по-человечески. Но специальных усилий для того, чтобы влиять на какие-то процессы в области, не имеющие отношения к церковной жизни, я никогда не предпринимал и не предпринимаю. Моя задача исполнять свои обязанности правящего архиерея. В чем суть Вашего служения и чем Вы отличаетесь от любого другого начальника? Епископ человек, который наблюдает за соблюдением правил в церковной жизни, избирает и рукополагает новых священнослужителей, принимает решения об открытии новых приходов. Кроме того, у епархии много хозяйственных забот, связанных со строительством и реставрацией церковных зданий, их надлежащим использованием. Если в епархии есть духовная школа, правящий архиерей обычно является ее ректором. В-общем, обязанностей достаточно много и все они требуют большой ответственности. Но основная цель нашего служения существование Церкви, воцерковление народа, просветительская деятельность. И еще мы, православные христиане, должны всю свою жизнь выстраивать на основе христианского отношения к миру и друг к другу. Что из сделанного за пять лет Вы выделяете как главное, и что по-настоящему радует? Я не склонен строить далекие планы и потом давать им оценку. Делаю то, что «вопиет» сегодня. Строим новые храмы, потому что они необходимы людям. Радуюсь каждому человеку, который приходит в храм. Отрадно, когда вижу молодые внимательные лица. Было бы громко сказано, что нам многое удалось, но какое-то движение, пусть и не очень пока заметное, есть. По отношению к Вашему служению можно говорить, что у Вас есть более любимые дела и менее любимые? Люблю служить в храме, для меня это огромное утешение. Как обычно складывается Ваша рабочая неделя? Все зависит от церковного календаря. В праздничные и воскресные дни я обязательно служу. Если у какого-то храма в нашей области престольный праздник, то выезжаю туда. Как правило, с понедельника по пятницу у меня обычные рабочие дни. Я встречаюсь с людьми, которые ищут со мной встречи, и с теми, которые могут нам помочь в тех или иных вопросах. Принимаю всех, мои двери всегда открыты. Идет обычная административная работа. Или, например, утром проходит богослужение, затем заседание Ученого Совета семинарии, потом начинается производственное совещание в одном из наших строящихся или восстанавливающихся храмов, и мое служение плавно перетекает в работу начальника строительно-монтажного управления… Выезжаю в Москву на общецерковные мероприятия и заседания Общественной палаты. Достаточно рутинный график, в нем нет особо ярких событий, если не считать церковные праздники.

http://pravoslavie.ru/37062.html

Необходимо различать критику веры в Бога как таковую и критику действий членов Церкви, поскольку это принципиально разные вещи. Нельзя ставить знак равенства между догматами христианства и недостойным поведением отдельных христиан. Никакое недостойное поведение или грех не проистекает из веры в Бога, как раз наоборот, является следствием нарушения заповедей Божьих. Если кто-то ворует или убивает, то не Бог этому научил. Бог учит этого не делать. Поэтому оставим в стороне споры о существовании Бога и сотворении мира, об этом много сказано и нет смысла повторять. Рассмотрим лишь атеистическую критику членов Церкви и Церкви в общем. Для начала стоит отметить, что атеисты бывают разными, как и верующие. По отношению к Церкви условно разделим их на спокойных и воинствующих. С точки зрения христианства, человек, отрицающий бытие Божие, совершает грех. Но для атеиста нет понятия греха, но ему ведомо понятие совести. Фактически нет людей, не слышавших, что такое добро и зло в их традиционных для христианства понятиях, которые исторически стали почти довлеющими в современном мире. Но есть люди, не принимающие эти понятия для себя, не желающие им следовать. Многие люди воспитаны в традиционных христианских ценностях, которые часто именуют моральными, но это не меняет их происхождения. Человек может в Бога не верить, но при этом получить хорошее воспитание, быть добрым и отзывчивым. К тому же, определенная часть атеистов – это бывшие христиане, определенно отличающие добро от зла. Среди атеистов огромное количество разочарованных. Причём, не всегда личным фактом несбывшейся надежды, а разочарованных по принципу «не читал, но осуждаю». Спокойные атеисты признают право других людей жить так, как им хочется. Нужна вера – пусть верят. Их совесть либо успокоена их добрыми делами и нравами, либо находится в достаточной гармонии с миром. У них нет нужды критиковать церковь, веру. Воинствующие атеисты – другое дело. Их критика Церкви это убеждение себя самого в абсурдности веры через негативные примеры реализации этой самой веры или через осмеяние и отторжение неудобных правил. Воинствующие атеисты могут быть не безразличны к Церкви с позиции эгоизма, они хотят утвердить свои правила и отрицают все, что им не подходит. Отрицать – их право, но опять вспомним поговорку – в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

http://azbyka.ru/pochemu-ne-vse-hristian...

К сожалению, в последние сто лет в русском обществе постепенно утрачивалось понимание ценности монастырей для духовного образования, как равно терялось понимание духовной их атмосферы, их трудового строя, их воспитательной силы для народа. И теперь уже для многих людей, никогда не бывавших в монастыре, монастырская жизнь представляется средоточием и формой недеятельного, замкнутого, жесткого, сурового быта. И пожалуй, юноша, настроенный к готовности учиться и воспитываться в духовной школе, в Семинарии, с опаской вступает на территорию нашей Св. Троицкой Обители, не зная, как его здесь встретят. Но думается, не один из них был приятно поражен, когда пред ним предстала жизнь полная энергии трудового дня, его встретил приветливый прием у обитателей монастыря, он почувствовал общительность и радушие Братии, а в то же время во взаимных отношениях Братии увидел необычную для него степенность, чинность, и выражения особого уважения друг к другу. Так, после первых впечатлений, постепенно создаются на опыте и закрепляются взаимныя простыя и сердечныя отношения между студентами Семинарии и Братией, имеющия для молодежи этой большое воспитательное значение. Юноши попадают в благотворную воспитательную среду, которая может дать больше, чем официальные «воспитатели» в школах. С этой средой они сродняются как со своими отцами и братьями. Они между ними живут, с ними питаются, в некоторой доле работают с ними на обычных послушаниях в отделах типографии, в книжном складе, в монастырских мастерских, в хозяйственных хлопотах. Но и в аудиториях Семинарии наставниками их по богословским предметам являются в большей части монахи; из среды Братии имеют студенты и своих духовников. Еще важнее другая сторона: монастырский храм. Иметь ли в виду праздничные дни с их общим оживлением и торжественностью богослужений; или – будни, когда церковныя службы совершаются в сравнительной тишине и сосредоточенности; там и здесь богатое духовно-образовательное и воспитательное содержание и влияние. В богослужебном смысле – в монастыре нет будней, здесь всегда праздник, ежедневно полный круг богослужений с прославлением Творца мира, Богородицы и святых Божиих. При мыслях о Монастыре об одном лишь приходится задумываться: окажется ли достаточной для всего этого будущая смена Братии взамен нынешнего состава ея?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Цари наши радуются, когда видят народ спокойным и благоденствующим, – радуется и народ о счастии своего Царя, как о своем собственном; глубоко печалятся они при виде бедствий и несчастий, удручающих народ, – скорбит и народ при виде несчастий самого Царя. При таком отношении, естественно, Царь и народ входят во взаимодействие, взаимно вызывают деятельное сочувствие и взаимно объединяются в общем стремлении к лучшему. Приступая к изложению самого обряда священного коронования и миропомазания, мы не имеем в виду представлять истории его, потому что он как представляется в разнообразных формах, так и рассматривается не с одинаковых сторон. Впрочем считаем себя обязанными сказать, что он не мог явиться вдруг, без предшествующего. Главным образом и в той форме, как он совершается до настоящего времени, он составляет достояние христианской Церкви, и уже с начала своего имеет характер религиозный, – именно: коронующиеся Цари должны были или устно выразить исповедание истинной веры пред Церковью, как первенцы ее, или представить письменные документы того 6 . Поэтому неосновательно и неисторично мнение тех, которые утверждают, что до X века коронование царей имело характер чисто-гражданский. Напротив, мы видим из истории, что на востоке с X века к обряду коронования формально было присоединено миропомазание, следовательно только усилен религиозный элемент, а на западе то и другое восходит к концу V века. Установление особенных торжественных обрядов, в форме венчания царей, при вступлении их на царство, относится к глубокой древности, ко временам языческих народов; но там эти обряды имели чисто внешний характер, были только отличительным признаком их тиранической, безусловной властности над подданными. Более же свой высокий смысл этот обряд получил у евреев, сообразно с их верою в истинного Бога и мессианским назначением, – евреев, у которых он тесно связан был с помазанием и сообщением избранному высших даров Св. Духа, как сказано о царе Давиде: «и помаза его (Самуил) посреде братии его, и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом» ( 1Цар.16:13 ). Здесь уже достаточно отражалась идея взаимоотношения Царя с народом, тесная их связь, так сказать – посвящение Царя заботам о народе. Это высокая идея, которую имело ветхозаветное помазание царей, еще более глубокий смысл, приложение и освящение получило в христианском мире, сообразно с полнотою истины, открытой Христом Спасителем, начиная с Равноапостольного Константина Великого . Не видим мы из истории о венчании этого Христианского Царя, да и самое христианство в то время еще как бы выбивалось из суровых уз предшествующих гонений, – но за то св. Церковь увенчала его венцом небесным, как покровителя и защитника св. истины. Но в среде его преемников, как сказано выше, мы видим примеры венчания царей и в очень раннюю пору.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

2. По завершении работ Специальной Межправославной Комиссии, заслушав доклад своих представителей о ее результатах, Грузинская Церковь от имени Католикоса-Патриарха Грузии направила письмо на имя Всесвятейшего Вселенского Патриарха, в котором среди прочего высказала следующие мысли и замечания о передаваемых на Пятое Предсоборное Совещание для переработки и утверждения текстах: а) «Тексты, которые готовят для Святого и Великого Собора, должны ясно и недвусмысленно подчеркивать, что Православная Церковь - это единственно Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, в которой сохраняется апостольское преемство, истинное Крещение, Божественная Евхаристия и другие таинства христианской веры». б) «Необходимо более четко заявить о том, что единство, которым обладает Церковь по своей онтологической природе, не может быть нарушено. А потому Православная Церковь ведет всякий диалог с разными исповеданиями с целью их возвращения в лоно Церкви». в) «Текст " Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром " должен содержать оценку проводимых до сих пор двусторонних диалогов с различными христианскими исповеданиями, потому что определение ее дальнейшей стратегии в их отношении относится к компетенции именно Святого и Великого Собора». г) «Считаем неприемлемым предлагать Святому и Великому Собору в их настоящем виде тексты " Вопрос об общем календаре " и " Препятствия к браку " , потому что они противоречат каноническому преданию Православной Церкви». В письме также было сказано, что тексты, которые уже прошли все этапы подготовки, должны быть опубликованы, чтобы дать полноте Церкви достаточное время для их изучения и выражения собственного мнения. 3. Руководствуясь такими инструкциями и имея конструктивные намерения в отношении совместной работы, мы, представители Грузинской Церкви, и прибыли на Пятое Предсоборное Совещание. Однако там нас поджидали сюрпризы. Когда началась работа, Высокопреосвященный Владыка Председатель заявил, что, по его мнению, Совещание имеет полномочия вносить изменения не в тексты Предсоборных Совещаний 1982 и 1986 гг., а в изменения (sic), которые мы сами внесли в рамках Специальной Межправославной Комиссии! Когда же мы дошли до изучения текста «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», то у представителей Святейших Антиохийской и Грузинской Церквей было отобрано гарантируемое им Регламентом право выражать собственное мнение под тем предлогом, что мы заранее не внесли в письменном виде предлагаемые нами поправки к текстам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

– А это, с Вашей точки зрения, достаточный темп роста? Ведь прошло уже целых двадцать лет. Может быть, были основания ожидать более активного развития... – Это естественный для Церкви рост. Никакие взрывные процессы в Церкви невозможны. Для нее свойственно медленное прорастание в ткань народной жизни, и воцерковление народа занимает если не века, то, по крайней мере, поколения. И с моей точки зрения, сейчас происходит нормальное органичное развитие. – Какова главная проблема Церкви на сегодняшний день, с Вашей точки зрения? – Нехватка образованного, самоотверженного и жертвенного духовенства. Такие люди, конечно же, есть, но их пока еще недостаточно. Чем больше будет таких священнослужителей – понимающих, чем их служение принципиально отличается от любой другой человеческой деятельности, – тем продуктивнее будут решаться все – подчеркиваю, все – остальные проблемы в Церкви. Служение священника – всегда жертва. Тем более, сегодня, когда становится в общем-то нормой то, что у священников, по крайней мере в крупных городах, появляется возможность купить себе, скажем, иномарку и квартиру. В такой ситуации " внешнего благополучия " служение духовника должно быть еще более жертвенным. Все проблемы Церкви связаны только с нами самими. Это было актуально сегодня, и в 1990-е, и тысячу лет назад. – Люди ждут, что в обществе, где Церковь стала свободной, социальная обстановка должна улучшиться. Но критики Церкви указывают на то, что, например, алкоголиков и наркоманов в стране за последние двадцать лет меньше не стало... – Во-первых, люди всегда считают, что кто-то им что-то должен. Мы постоянно сидим и ждем, что вот сейчас кто-то придет и решит наши проблемы, но сами при этом ничего делать не хотим. Это банальная мысль, но в данном случае она четко характеризует ситуацию. А во-вторых, – и это главное – задача Церкви – не наведение порядка в обществе и не сокращение числа наркоманов, алкоголиков и т. д. Это не в ее природе. В конце концов, у Церкви в принципе нет аппарата принуждения. Задача Церкви – проповедь слова Божия и воспитание христианского отношения человека к миру. И вот тут один из сопутствующих общественно-полезных продуктов христианского отношения к жизни – это как раз то, что христиане – более законопослушные, мирные, ответственные люди и т. д. Среди них почти нет алкоголиков, наркоманов. А если есть, то такие люди и приходят в Церковь как к последнему пристанищу, чтобы им помогли избавиться от подобного недуга. Но подчеркну, что это лишь вторичный эффект от главного – от проповеди.

http://religare.ru/2_91727.html

понять этих людей, стать к ним ближе. И еще осмелюсь предположить: будь на моем месте маститый специалист – искушенный богослов или историк, – возможно, ему не удалось бы внести в книгу ощущение непосредственности первых открытий... Но это я пишу сейчас, а тогда, неожиданно получив законное право на поездку, я, в общем-то, совсем не представлял, что делать дальше. Но все устроил Господь. К этому времени мы познакомились с Кириллом Черноризовым: сначала он был другом нашего родственника, потом стал нашим другом, а позже и нашим родственником – недавно я стал крестным его сына Ефрема. Кирилл женат на прекрасной молодой женщине, зовут ее Ана Пачуашвили. Их любовь – это отдельная остросюжетная история, к счастью, вошедшая в эту книгу. Благодаря Кириллу и Ане в Грузии я познакомился с большинством тех самых прекрасных людей, рассказывать о которых в предисловии было бы едва ли уместно, ибо сами они расскажут о себе на страницах этой книги. А уместно, видимо, сказать несколько слов о той самой «картине», которая сложилась в моем сердце. Если совсем кратко, можно описать ее тремя словами: Грузия – евангельская страна. Не подумайте, я вовсе не наивный романтик и отдаю себе отчет, что абсолютно в любой стране среди христиан достаточно проявлений далеко не евангельского духа. Но я свидетельствую о той Грузии, которую имел счастье увидеть через людей и в людях, через их любовь к Христу, к Предстоятелю своей Церкви и друг к другу. Думаю, что в этой книге наша идея рассказа о Поместных Церквях через человеческие судьбы всецело доказала свою состоятельность. А в случае с Грузией есть еще важное обстоятельство: необходимо осознать, что начиная с XVIII века и вплоть до сегодняшнего дня истории наших стран и Церквей сплетены очень и очень тесно. Часто то, что происходит в России, так или иначе отражается в Грузии, и нередко эти отражения становятся для Иверии крайне болезненными. И за судьбами этих христиан – добрых, сильных, прошедших войны, умеющих любить несмотря ни на что,стоит нечто важное – то, что на пути к взаимной любви и единству необходимо осмыслить нам вместе. Это история глазами людей, имеющих к ней прямое, а не косвенное отношение, история, пропущенная через их собственную боль и веру. Грузинская православная церковь: краткая справка

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В завершение хотел бы отметить одну тему упомянутого Архиерейского совещания - подготовку кандидатов к принятию священного сана, проявление внимания к их образовательному уровню и нравственным качествам. Мы не раз говорили, что на приходах нужно готовить благочестивых и верующих юношей для поступления в духовную академию, вообще заниматься просвещением молодых людей, их воцерковлением. Процесс открытия пастырских призваний с нашей стороны должен быть постоянным. Хорошая площадка для этого - воскресные школы. Если заниматься с детьми неформально и творчески, вовлекать их в церковную жизнь, результат, несомненно, будет. Жизнь в Церкви станет для них органичной и искать другое они уже не будут. На приходе должно быть постоянное движение, нельзя допускать застоя. Стало модным использовать слово " активности " . Активности могут проявляется в чем угодно, от принесения святынь, паломнических поездок до участия в общем деле: помощи нуждающимся, сборе вещей в Новороссию, уборке территории, проведении акций. Важны духовная жизнь на приходе, внимательное отношение духовенства и церковных работников к прихожанам. Обращает на себя внимание доброе отношение между трудящимися в храме. Все это формирует особую атмосферу на приходе, побуждая молодых людей углубляться в церковную жизнь и остаться в ней после периода взросления, когда мир начнет тянуть к себе всеми способами. Завершу свое выступление словами святителя Иоанна Златоуста: " Не будем же, возлюбленные, предаваться сну: невозможно, совершенно невозможно беспечным сподобиться царствия небесного, равно и преданным роскоши и невоздержанию... Разве не видите, какое расстояние между небом и землею, какая предстоит нам брань, как склонен человек ко злу, как окружает нас грех и какие расставляет сети? Знайте, что если мы будем беспечны, то нас не защитит никто; если же будем ревностны, то, имея достаточную защиту в собственных делах, с дерзновением удостоимся благ, уготованных любящим Бога " . Благодарю за внимание. Поделиться Разделы

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

Показательны те дискуссии, которые шли в Западной Европе в связи с принятием общеевропейской конституции. Как известно, среди базисных основ европейской цивилизации не было упомянуто христианство, против чего резко выступала католическая церковь. Спору нет, это неправильно, в основе европейской культуры лежит (понятие «краеугольный камень» обычно употребляют в единственном числе, но тут можно сказать что их несколько) во-первых, античная, греко-римская культура; кроме того, безусловно, христианство; вероятно, также культура германских народов; и, конечно, идеи Просвещения и все, что было после него. Если мы вернемся к русской культуре, которая, тут можно спорить, но все-таки является европейской культурой, но со своей спецификой, то мы с неизбежностью зададимся вопросом, какая эпоха является временем безусловного расцвета русской культуры? Вот вы как думаете? -- Думаю, что XIX век. -- Совершенно верно. При всем огромной значении допетровской Руси, все-таки XIX век! Можно ли считать русскую культуру XIX века православной? Я отвечаю отрицательно. Конечно, христианский, православный элемент очень велик... -- Христианский, но не православный? -- Нет, почему? В России все-таки было православие, вспомните: Достоевский, Гоголь, славянофилы... Но это, конечно, и культура Просвещения, и культура романтизма, и Гегель, Шеллинг, позитивизм. Неужели мы всерьез будем причислять Пушкина и Тургенева к православной культуре? Что бы сказал Лев Толстой, если бы его причислили к православной культуре? В общем, здесь все достаточно сложно... Теперь по поводу утверждения, что это только культурологический курс. Было такое высказывание митрополита Кирилла—какие тут могут быть претензии, в том числе со стороны не христиан? Если человек живет в Москве, неужели же ему, независимо от национальности и вероисповедания, не интересно знать, откуда взялись все эти соборы, храмы, их историю, их смысл? Но это тоже некоторое лукавство. Известно, что на самом высоком уровне есть желание таким образом ввести Закон Божий, то есть раз уж нельзя это сделать прямо, давайте введем его под маркой ОПК.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010