Гомель. Домовая церковь Иоанна Богослова и Елисаветы при дворце Румянцевых-Паскевичей. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В Гомельском дворце князей Паскевичей, наряду с произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства светского характера, находилось большое собрание культовых предметов. Большая часть их была сосредоточена в помещении домовой церкви, устроенной в 1857-58 гг. в северном ризалите дворца в честь приезда в Гомель императора Александра II. Сегодня это небольшое камерное помещение является экспозицией “Культовые предметы из фондов музея” Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Основой данной экспозиции являются предметы, находившиеся в домовой церкви и часовне с усыпальницей княжеской семьи Паскевичей конца XIX – нач. XX в. и культовыми предметами (иконы, книги, церковная утварь, священнические облачения) из коллекции, сформированной сотрудниками музея в послевоенное время. Приняв в 1856 г. в наследство от своего отца фельдмаршала И.Ф. Паскевича обширное Гомельское имение, новый владелец Ф.И. Паскевич начал обустраивать его в соответствии со своими вкусами и представлениями о целесообразности. При этом он следовал также диктовавшей новые веяния в архитектуре и изобразительных искусствах стилистике, которая в середине XIX в. выражались в увлечении историзмом, сменившим классицистические принципы. В художественном оформлении апартаментов в тот период времени свободно использовались приемы и мотивы исторических стилей, способствовавших, по мнению хозяев, организации комфортабельных условий жизни. В архитектурных и интерьерных преобразованиях Гомельского дворца, которые проводились с 1856 по 1865 гг., также наблюдалось стремление к созданию камерной и уютной обстановки. Оно выразилось в нарушении анфиладной системы размещения комнат, увеличении их числа и дифференцировании функций, в закладке лишних оконных и дверных проемов. В некоторой мере таким запросам отвечала организация во дворце домовой церкви, позволившей исполнять религиозный культ не выходя из здания, а также преградившей сквозное движение по располагавшейся вдоль одной оси линии залов.

http://sobory.ru/article/?object=34545

Церковь Богоявления Господня В Москве светоносному празднику Богоявления посвящены были три монастыря, один на Ильинском крестце, близ гостиного ряда, другой на Никольской улице у крестца, третий в Кремле у Троицких ворот. Сначала скажем о древнейшем из них, находящемся на Никольской улице; потом коснемся и других двух позднейших, известных под названием Троицкого Богоявленского, или Богоявленского монастыря на Троицком подворье; от них ныне уже и следов не осталось, только сохранилось воспоминание в истории Москвы и Российской Иерархии. Как некоторые церкви, так и монастыри в честь Богоявления Господня сооружены были на реках, ручьях, или студенцах, где, после литургии, совершалось великое освящение воды. Когда еще каменная стена не отделяла Китай-города от Кремля, и Неглинная текла в своих берегах: тогда Иордань, по смежности монастыря с Неглинною, могла устраиваться на ее водах. В наших летописях историограф не нашел известия о начале Московского Богоявленского монастыря 1 ; но в Истории Российской иерархии и в домовой монастырской книге 1600 года основание его отнесено к княжению Благоверного Даниила Александровича. Начатое первым Великим Князем Московским строение этой обители докончено сыном его Иваном Калитою. Первоначально она была деревянная, а при Калите каменная. В Русских летописях называется «Богоявление каменное» 2 . В этой домовой книге записано, что «от 1296 года до 1304 года быть обитель чудного Богоявления, да в приделе Богоявления Пречистой Богородицы на Москве за торгом, Божиим благословением и строением благоверного и благочестивого Великого Князя Даниила Александровича Владимирского и Новгородского и Московского и всея Руси, сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана и церкви возграждены деревянные и кельи, но приказу благоверного Великого Князя Даниила Александровича: сын его Великий Князь Иван Даниилович заложил бысть сию церковь чудное Богоявление каменное в 1342 году 3 , и по отшествии его Великого Князя Ивана Даниловича от земных к Богу, по приказу совершил эту церковь чудное Богоявление во святой обители. Этот их боярин, которого звали Протасий, Душеприказчиком Калиты, по-видимому, был Радонежский тысяцкий, докончивший, после смерти Великого Князя, согласно с его завещанию. «Эта обитель отовсюду и в этом православными народы видима, как зеркало». По свидетельству домовой книги, это великокняжеское богомолье пользовалось особенными милостями Великих Князей Московских. Одним из первых игуменов Богоявленского монастыря был Стефан, старший родной брат Преподобного Сергия, постриженик Хотьковского Покровского монастыря, Духовник Великих Князей Симеона и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Домовые церкви 6. Знаменская церковь, при доме гр. Шереметева Знаменская церковь , вместе с приделами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, упоминается в 1625 году, как строение боярина Ивана Никитича Романова 256 . В пожар 1629 года церковь горела, но скоро же была возобновлена и в 1630 году освящена: 26 сент. освящен придел пр. Сергия, а 9 окт. – главный храм: придел пр. Варлаама освящен позже – 10 ноября 1635 года 257 . В строельной книге 1657 г. сказано: «Вдоль церковной земли и с кладбищем 12 с., поперег 8 с., в другом конце 5 с. с четью, а по нынешней мере под церковью земли и кладбища вдоль 16 с., поперег 10 с. без трети, а то кладбище тесно, порозжпх мест нет, а подле кладбища … две избы … просвирницы ... и дьячка …; а по государеву указу попу Борису вместо взятого у него под Дмитрия Селунского церковь дворового места дано по двор боярина Никиты Ивановича Романова, где жили задворные его боярские люди… и быть тому месту впредь церкви Знамения Пр. Богородицы церковных причетников во дворовых местах безповоротно». Кладбище огорожено наглухо, и вновь при церкви, по государеву указу, погребать не велено 258 . В конце XVII столетия церковь значится на дворе боярина Льва Кирилловича Нарышкина, к которому она перешла вместе с домом. После Льва Кирилловича церковью владели его дети, Александр и Иван Львовичи. В 1722 г. Св. Синод определил Знаменскую церковь «из дома Нарышкиных выключить и быть той церкви впредь не домовой их, а приходской, а домовой ее не признавать и не именовать». Священнику с дьячком предписано, чтобы они позволяли «в ту церковь приходским и всякого чина людям приходить невозбранно к слушанию Божественного пения и довольствовались от тех приходских людей по примеру прочих священников». Основанием распоряжения выставлено то, что прежде эта церковь показывалась в числе приходских и обложена данью и в книгах 139 и 140 гг. при ней писаны приходские дворы, а также 7 п. 2 ч. Дух. Регл., которым запрещается мирянам иметь свои церкви 259 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Мониторинг СМИ Ясли Христовы Патриарх Кирилл призвал начинать православное образование с детского сада 26.01.2010 11:46 День покровительницы российских школяров святой Татьяны, который сами «господа студиозусы» вчера отметили традиционно -- медовухой и катанием на коньках, Русская православная церковь встретила в духе времени: высшее духовенство проявило особый интерес к проблемам высшей школы. В понедельник в Кремле Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл Международные Рождественские образовательные чтения, темой которых на сей раз стали «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования». А накануне глава РПЦ совершил торжественную литургию в домовой церкви Московского университета -- храме во имя святой мученицы Татианы. По завершении богослужения ректор МГУ Виктор Садовничий от имени возглавляемого им Российского союза ректоров заявил о намерении университетского сообщества заключить некий договор с Московской патриархией. Университетская церковь явно не была рассчитана на большое количество паствы. Преподаватели, студенты, и верующие, не имеющие отношения к приходу церкви св. Татьяны, но пришедшие на литургию, которую вел патриарх, заполнили не только сам храм, но и ведущие к нему лестницы. Иерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московской патриархии и один из трех священников, постоянно служащих в храме св. Татьяны, пояснил, что 25 января 2010 года совпали две памятные даты: 15 лет со дня возобновления богослужений в домовой церкви МГУ и 255-летие самого университета. Вероятно, именно поэтому храм почтили вниманием высшие иерархи церкви. Патриарху сослужили глава Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион, ректор Московской духовной академии и глава учебного комитета Священного синода архиепископ Верейский Евгений и руководители высших духовных школ РПЦ. В литургии участвовал и представитель Грузинской православной церкви. Приглашение на торжества митрополита Ахалкалакского Николая (Пачуашвили) многими было расценено как дипломатический шаг, учитывая, что после войны России с Грузией лишь церкви двух стран не разорвали отношений. Во время богослужения было произведено и служебное повышение -- патриарх объявил о возведении заместителя главы Отдела внешних церковных связей иеромонаха Филиппа (Рябых) в сан игумена.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Старожилово. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты В июле 1869 года по прошению жены действительного статского советника Веры Николаевны Фон Дервиз, было дозволено построить за ее счет каменную надгробную церковь в селе Старожилове «на избранном месте по плану, одобренному Рязанским строительным отделением, с причислением к приходской церкви». Но уже 13 июля 1874 г. благочинный Пронского уезда доносил архиепископу Рязанскому и Зарайскому Алексию (Ржаницыну) о том, что начатая, но недостроенная Павлом Григорьевичем Фон Дервиз в его имении в с. Старожилове надгробная церковь во имя преп. Сергия Радонежского, стала разбираться новым владельцем - Михаилом Григорьевичем Фон Дервиз, не смотря на запрет церковной власти. Однако М.Г. Фон Дервиз не внял увещеваниям ни архиепископа, ни губернатора, разобрал недостроенную церковь до фундамента. По существующему в России законодательству, все церкви, как строящиеся, так и уже построенные, состояли в ведении Епархиального начальства, и без ведения епархии «ни возведены, ни разрушаемы быть не могут». Не давало Дервизам право разрушить церковь и то обстоятельство, что построение церкви производилось на их средства, потому, что «всякая жертва, принесенная в дар Церкви, составляет ее собственность». Исполняющий должность губернатора А.Волков своим определением предписал взять с виновного вознаграждение « за причиненный им вред». В 1895 г. архиепископ Рязанский и Зарайский Иустин (Полянский), обозревая епархию, заехал в с. Старожилово и побывал в домовой церкви Веры Николаевны Фон Дервиз. Церковь эта небольшая, но чрезвычайно изящная, была построена в саду, где было много цветов и зелени. Храм этот был освящен 29 июня 1892 г. преосвященным Иустином (Полянским). На освящении храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла присутствовали как строительница храма Вера Николаевна Фон Дервиз, а также священник домовой церкви Сергея Павловича Фон Дервиза - Николай Доброхотов. Храм был построен в течение одного года: разрешение на его возведение было дано в начале 1891 г.

http://sobory.ru/article/?object=06516

Вятка (Киров). Церковь Екатерины при бывшей женской гимназии. Екатерининская домовая церковь Карта и ближайшие объекты Каменный двухэтажный дом на углу Хлебной площади и Московской улицы был построен в 1799 году по проекту Ф.М. Рослякова. Здание входило в усадьбу купца Афанасия Машковцева. В 1867 году дом был приобретён у департамента уделов для женской гимназии. Здание неоднократно перестраивалось. В результате перестройки в 1899 году, проведённой по проекту И.А. Чарушина, к восточной части сооружения вдоль улицы пристроили актовый зал, три учебных класса и домовую Екатерининскую церковь. В 1954 году архитектор Н.И. Козлов реконструирует здание: соединяет с общежитием и надстраивает два этажа. Чёткий ритм оконных проёмов, объединённых лопатками и гладким фризом на уровне второго и третьего этажей, рустовка цокольной части - основные средства в архитектурном решении здания. Однообразный строй лаконичного декора основного объёма оттеняет нарядное убранство домовой церкви. Эклектичное оформление её фасадов объединяет черты барокко с элементами неоренессанса, формами классицизма и русско-византийского стиля. Двухэтажный четверик церкви был увенчан старозаветным пятиглавием. Луковичная главка с ажурным крестом на фигурном кровельном «постаменте» помещалась на высоком гранёном куполе, четыре малых главки, украшенные у основания кокошниками, располагались по углам объёма на «тумбах», вписанных в аттиковый пояс. Живописный силуэт завершения усложняют выразительные окна-люкарны, по-барочному оформленные волютами, и лучковые фронтоны по центру фасадов. Двойные высокие окна в арочном обрамлении, рустовка спаренных лопаток, филёнки и ниши органично вписаны в архитектурный наряд постройки. Двухъярусный иконостас в псевдорусском стиле, украшавший интерьер Екатерининского храма, был выполнен также по проекту И. А. Чарушина. Иконы принадлежали кисти А.А. Рылова. Archidesignfrom.ru В 1867 году здания городской усадьбы на углу улицы Московской и Хлебной площади (будущей Театральной) были куплены для размещения женской гимназии (главное здание усадьбы было построено в 1799 году по проекту архитектора Филимона Рослякова). В 1897 году попечительницей гимназии стала Екатерина Ивановна Клингенберг, жена вятского губернатора. Своими стараниями она сумела привлечь благотворителей и собрать средства на постройку домовой церкви. Проект составил губернский архитектор И.А. Чарушин, строительство длилось два года. Чарушин сохранил старый флигель, храм устроен выше - в надстроенном втором этаже. С местом на хорах церковь вмещала до 600 человек молящихся. Продолжением церкви служил соединенный с ней тремя широкими дверьми большой актовый зал на 800 человек.

http://sobory.ru/article/?object=14933

Астрахань. Кремль. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Архиерейских (Митрополичьих) палатах. Крестовая церковь Карта и ближайшие объекты " Крестовыми назывались домовые храмы русских архиереев. Устраивались они обычно в архиерейских палатах, где для них выделялись особые комнаты с иконостасом и небольшим алтарём с престолом за ним. Почему эти домовые церкви назывались крестовыми? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к историческим письменным памятникам. Уже в XVI веке появляется выражение «служить у крестов», которое фигурирует вплоть до XVIII века, относясь к домовым царским или боярским храмам. Здесь, в домах русских государей или знатных русских семейств, в особых моленных комнатах веками накапливались различные святыни, как-то: в виде частиц от святых мощей, почитаемых икон и других святынь, чаще всего привезённых с православного Востока и из Святой Земли. Святыни чаще всего благоговейно вкладывались в особые кресты-мощевики, ставшие обязательным предметом этих молельных комнат или домовых храмов. Присутствие этих крестов со святынею, как главных атрибутов домашних церквей, и придало им название крестовых, которое со временем закрепилось только за архиерейскими домовыми храмами. Появление Крестового храма в Астрахани можно отнести ко времени учреждения здесь самостоятельной епархии в 1602 году. При первом Астраханском архиепископе Феодосии были выстроены рядом с Успенским собором в кремле деревянные архиерейские палаты. Возможно, что в этих палатах была устроена и домовая архиерейская церковь. Первое достоверное упоминание о ней относится ко времени митрополита Иосифа (1666 – 1671 гг.). В известной летописи Петра Золотарёва, повествующей о страдании и мученической кончине святителя Иосифа, говорится, что когда в ноябре 1670 года прибыла к митрополиту царская милостивая грамота, призывавшая мятежников разинцев к прекращению бунта, то он, митрополит, благословив сделать с неё три списка, один повелел положить «в домовой церкви у Спаса». То есть это известие подтверждает существование в это время в архиерейских палатах домовой крестовой церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=34552

Нежадово. Воскресенско-Покровский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор /// Объект утрачен Деревянный собор.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Неорусский стиль , Многоглавые храмы Год постройки:Между 1912 и 1913. Год утраты:1958 (разобран) Архитектор:А.Е. Элкин Адрес: Россия, Псковская область, Плюсский район, с. Нежадово Координаты: 58.56994, 29.304078 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Мария Константиновна Арсеньева (впоследствии - игум. Евфросиния), основательница и настоятельница Воскресенско-Покровского женского монастыря в деревне Нежадове Лужского уезда Петербургской губернии. Мысль создать женскую общину в отцовском имении, которое с юга примыкало к Нежадову, появилась у Арсеньевой в 1905 г., когда в стране нарастало революционное брожение. Зимой 1907-1908 гг. митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) благословил подготовку создания общины. Благословил начинание также св. прав. Иоанн Кронштадтский «и пожертвовал на построение новой обители три рубля». Переехав из столицы в Покровское, Мария и еще одна послушница поселилась в деревянном домике, положив основу монашеской жизни. Учредительница 15 августа 1912 г. сообщала Государю следующее о начале новой общины: «Решив отдаться делу созидания монастырской обители в августе 1907 года построением небольшой домовой церкви во имя Воскресения Христова, я положила первый почин Воскресенско-Покровской общине в с. Покровском, на земле, подаренной мне отцом моим действительным статским советником Константином Арсеньевым. При этой домовой церкви сразу было устроено небольшое помещение для будущих насельниц пустыни. С момента освящения этой маленькой церкви Покровское стало духовным средоточием местного населения».

http://sobory.ru/article/?object=40555

Придорожный. Богородице-Рождественский женский монастырь. Владимирская женская община Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1897. Ссылки:     Адрес: Владимирская область, Камешковский район, поселок Придорожный Координаты: 56.39386, 41.068018 Проезд:Посёлок расположен в 3 км на юго-запад от центра поселения посёлка Имени Карла Маркса, в 7 км на северо-восток от райцентра Камешково и в 3 км от ж/д станции Новки на линии Владимир — Ковров. Добраться можно рейсовыми автобусами по просьбе остановиться в " Придорожном " (между остановками пос. Новки и пос. Карла Маркса.) из Владимира, Коврова, и Камешкова. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Владимирская женская община (ныне архиерейское подворье в поселке Придорожный) начала действовать за несколько лет до её официальной регистрации. Основательницами общины были монахиня Георгия, рясофорная послушница Екатерина Степановна Куликова (позднее монахиня Евникия) и рясофорная послушница Александра Михайловна Тагунова, дочь муромского купца 2-й гильдии Михаила Тагунова. Последней принадлежали 55 десятин земли. Эта земля граничила с землями Дмитровского погоста и стала территориальной основой будущей общины. В 1891 году стараниями жертвователей и сестер зарождающейся общины был возведен двухэтажный деревянный крытый железом жилой корпус на 14 келий. Дом был обнесен забором, в его восточной части было устроено помещение для домовой церкви во имя Владимирской иконы Божией Матери (освящена 27 мая 1897 г.). С 1897 года при этой домовой церкви возвели деревянную колокольню с восемью колоколами. В период 1895-1900 гг. были построены 2 деревянных корпуса, а в 1901 году - деревянный дом для священника. Еще до регистрации общины, в 1893 году, в первом доме проживали 14 сестер разного возраста. Все они участвовали в церковном пении и чтении при богослужениях в церкви Дмитриевского погоста. В 1896 году сестры обители направили архиепископу Владимирскому и Суздальскому Высокопреосвященнейшему Сергию прошение с ходатайством благословить открытие монашеской обители, с назначением настоятельницей А. Тагунову. Прошение было подписано 15 сестрами. По сведениям на конец года образования общины (1897 г.), при общине был дом для приезжих (за оградой). Община кроме жилого корпуса владела скотным двором, кормовым сараем, кирпичными заведениями, пчельником, пашнями, покосами, строевым и деревянным лесом. Сестры занимались вышиванием. Богослужебные правила совершались ежедневно, а в воскресные и праздничные дни все участвовали в пении на службах в Дмитриевском погосте. Этот поселок находился в 1,5 км от Владимирской общины. Сейчас он относится к поселку Придорожный и является скитом архиерейского подворья. Насельницы общины были 15 сестер, возраст которых был от 12 до 80 лет. Четырнадцать человек было обучено грамоте. Настоятельнице Тагуновой А.М. было 56 лет, ее ближайшей помощнице Куликовой Е.С. - 58 лет.

http://sobory.ru/article/?object=45635

331. Беседа по освящении домовой церкви Пресвятой Богородицы 785 (Говорена нояб. 30-го; напечатана в Твор. Св. От. 1856 г. и в собр. 1861 г.) 1856 год Провидение Божие, уготовляя в жизни Святых опытное учение и руководство для нашей жизни, сохранило нам посредством писаний древний поразительный образ благоговения и любви к храму Божию в царе и Пророке Давиде. Вот некоторые собственные его выражения его мыслей и чувствований. «Свят храм Твой» ( Ncaл. LXIV. 5 ). «Господь во храме святем Своем» ( Псал. Х. 4 ). «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Лучше день един во дворех Твоих паче тысящ. Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих» ( Ncaл. LXXXIII. 2, 3, 11 ). «Когда прииду и явлюся лицу Божию? Быша слезы мне хлеб день и нощь» ( Ncaл. XLI. 3–4 ). Видите, что он чувствовал как бы тоску по храме Божием, когда в продолжении некоторого времени не имел утешения пользоваться оным. И сие чувство было в нем так сильно, что, когда по обстоятельствам жизни не имел он удобства приближаться ко храму, он имел дерзновение домогаться, чтобы приближался к нему храм. По причинам государственным царь Давид основал пребывание свое в Иерусалиме. Скиния свидения (то есть, подвижной храм Божий, устроенный Моисеем по повелению Божию) находилась тогда в Номве, или, может быть, в Гаваоне: а существенная святыня сего храма, кивот с Богоначертанными скрижалями закона, отлученный от сего храма в следствие несчастных происшествий, сохраняем был в Кариафиариме, в доме Аминадава. Давид решился иметь храм Божий близ себя в Иерусалиме: «и уготова место кивоту Божию, и сотвори ему скинию» ( 1Nap. XV. 1 ). И после некоторых затруднений действительно перенес в нее кивот Божий, чтобы таким образом иметь удобство посещать храм Божий в каждый праздник для молитвы, славословия и жертвоприношения, и кроме праздника, когда чувствовал особенную нужду подкрепить свою молитву благодатию святого храма. Не забудьте, что так сильно чувствовал потребность святого храма человек, который сам был живой храм Божий; потому что, как Пророк, исполнен был Духа Божия. Еще в юности принял он от Пророка Самуила тайное и таинственное помазание: «и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом» ( 1Цap. XVI. 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010